ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Н.Б. Островская, N.B. Ostrovskaia,
аспирант кафедры финансового, Post-graduate student at the Department
банковского и таможенного права of financial, banking and customs law of
Саратовской государственной Saratov State Law Academy юридической академии
Финансово-правовые особенности статуса медицинских учреждений в Российской Федерации
Аннотация: статья посвящена исследованию финансово-правовых особенностей статуса субъектов, реализующих на территории Российской Федерации медицинские услуги. Цель статьи — разработка понятия «финансово-правовой статус медицинских учреждений», выявление и исследование составляющих его элементов. Автор отмечает неоднозначность подходов к определению элементов, составляющих финансово-правовой статус, и делает выводы о необходимости рассмотрения данной категории как совокупности следующих элементов: цели, задачи, функции, права, обязанности, гарантии финансовой деятельности. Подчеркивается, что такой элемент, выходящий за рамки общепринятых теоретических подходов к составу финансово-правового статуса, как юридическая ответственность, требует дальнейшего детального изучения. Финансово-правовой статус в целом рассматривается как комплексный институт, аккумулирующий в себе налогово-правовой статус, бюджетно-правовой, валютно-правовой и др.
Ключевые слова: финансово-правовой статус; элементы финансово-правового статуса; структура финансово-правового статуса; правосубъектность медицинских учреждений.
Financial and legal features of the status of health care in the Russian Federation
Abstract: the article investigates the financial and legal features of the status of subjects, realizing on the territory of the Russian Federation medical services. The purpose of the article — the development of the concept of "financial and legal status of medical institutions ", detection and investigation of its constituent elements. The author notes the ambiguity of approaches to the definition of the elements that make up the financial and legal status, and draws conclusions about the need to consider this category as a combination of the following elements: objectives, tasks, functions, rights, duties and guarantees of financial activity. It is emphasized that an element that goes beyond the conventional theoretical approaches to the composition of the financial and legal status as a legal responsibility to require further detailed study. Financial and legal status is generally regarded as a complex institution accumulates tax-legal status, fiscal, legal, monetary, legal and others.
Keywords: financial and legal status; elements of the financial and legal status; the structure of the financial and legal status; legal personality of medical institutions.
Рассмотрение вопроса о понятии и структуре финансово-правового статуса различных субъектов финансовых правоотношений имеет большое значение для науки и практики, поскольку данная конструкция объединяет теоретические представления и практику реализации правовых предписаний в финансово-правовых отношениях.
В науке понятие финансово-правового статуса определяется неоднозначно.
Так, Ю.Л. Смирникова считает, что данная категория включает совокупность прав и обязанностей, предметов ведения и полномочий [1, с. 8].
Профессор Г.В. Петрова, рассматривая финансово-правовой статус налоговых органов, считает его основой систему гарантий деятельности [2, с. 36]. Е.Г. Писарева рассматривает финансово-правовой статус государственного учреждения как положение субъекта, определяемое его организационно-правовой формой, правами и обязанностями, с которыми связано возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений [3, с. 16].
Наиболее аргументированной видится позиция профессора О.Ю. Бакаевой, которая, рассматривая финансово-правовой статус на примере таможенных органов, включает в него следующие элементы: цели, задачи, функции, права, обязанности и гарантии их финансовой деятельности [4, с. 188].
В целях определения элементного состава финансово-правового статуса отдельного внимания заслуживает также исследование профессора И.В. Бит-Шабо, в котором раскрываются следующие элементы финансово-правового статуса государственных социальных внебюджетных фондов: цели, задачи, функции, права, обязанности, гарантии деятельности, а также юридическая ответственность [5, с. 375]. Автор пишет о необходимости дальнейшей модернизации института юридической ответственности и рассматривает бюджетные меры принуждения в качестве самостоятельного элемента финансово-
I правового статуса на примере государственных социальных внебюджетных ^ фондов. При этом автором отрицается возможность рассмотрения налоговой, ^ административной, уголовной ответственности как элемента финансово-
< правового статуса указанных субъектов [5, с. 431—432].
о В науке существует мнение о том, что цели, предметы ведения, объекты оЕ воздействия и властные полномочия следует отнести к элементам компетен-^ ции [6, с. 55—56]. Таким образом, представляется возможным объединить
< такие элементы финансово-правового статуса, как цели, задачи и функции термином «компетенция».
^ Учитывая важность системы здравоохранения как основного звена со-о циальной сферы, отметим, что отдельного внимания заслуживает рассмо-к трение финансово-правового статуса различных субъектов, реализующих на ш территории Российской Федерации медицинские услуги. т Как отмечает Н.Ш. Хзанян, правовой статус медицинского учреждения — сложная категория, которая состоит из множества отраслевых правовых статусов [7, с. 143]. Данная точка зрения представляется справедливой, ведь для обеспе-18 чения основной (медицинской) деятельности в медицинском учреждении также осуществляется ряд других функций: финансовых, хозяйственных, кадровых. Такие функции будут регулироваться финансовым, гражданским, трудовым и £ другими отраслями права.
° Помимо этого следует учитывать, что финансово-правовой статус медицинских учреждений разных типов будет иметь существенные различия.
Статья 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [8] отражает, что в настоящий момент в Российской Федерации функционирует система государственных, муниципальных и частных учреждений здравоохранения.
Говоря о целях и задачах медицинских учреждений, в первую очередь следует отметить важность соответствия данных категорий существующим
потребностям населения в получении медицинской помощи. Т.В. Ерохина в своей работе характеризует цель как результат, на достижение которого направлены действия. Автор делает выводы о том, что цели медицинских учреждений состоят в снижении уровня заболеваемости, случаев инвалидности и смертности [9, с. 143]. Основные задачи медицинских учреждений заключаются в активном использовании прогрессивных форм организации медицинской помощи, а также современных средств профилактики, диагностики, лечения и т. д. Текущие же задачи будут отличаться непродолжительными сроками и будут решаться в зависимости от уровня заболеваемости, региональной конъюнктуры и других факторов в конкретный момент времени [9, с. 144].
Цели и задачи определяются в уставе (положении) медицинского учреждения. Так, например, ООО «ЛДЦ «Авеста-М» в Положении о правилах предоставления платных медицинских услуг [10] в качестве цели определяет обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и над- § лежащего качества, а в качестве задачи — установление правил предоставления
е
о
"О
ю
медицинской помощи на платной основе и регламентацию необходимых условий
(правовых, экономических и организационных) для их реализации. Ы
Важнейшим элементом финансово-правового статуса медицинских учреж- 5
дений являются также их функции. Как подчеркивает Е.И. Савинова, чье о
исследование посвящено правовым основам деятельности муниципальных Н
учреждений здравоохранения, смысл определения функций заключается в нор- о
мативном закреплении того, что должны выполнять администрации и коллек- 5
тив учреждения здравоохранения для достижения целей и задач [11, с. 39—40]. а
Любое медицинское учреждение обладает определенным объемом прав и О обязанностей. В основе любых правоотношений, как отмечается Н.И. Матузовым и А.В. Малько, лежит возможность субъекта иметь определенные права и
к к
обязанности, реализуемые на практике через конкретные правоотношения о | [12, с. 395]. Однако, по мнению Н.М. Коркунова, правоспособность означает только то, что субъекты правоотношений могут иметь права, но это не означает, что они ими действительно обладают [13, с. 147]. Поэтому правоспособность следует рассматривать только вместе с категорией дееспособности. е Ж
Другими словами, возможный объем прав и обязанностей учреждений напрямую будет зависеть от их правосубъектности. Перечень | й таких прав и обязанностей должен быть включен в устав (положение) медицинского учреждения. Права и обязанности учреждений находят свое --д
отражение также в различных нормативных актах. -
Отдельным элементом финансово-правового статуса субъектов является система гарантий их деятельности. Одно из условий эффективного функционирования ^ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицин- 0 скую деятельность, состоит в бюджетном финансировании в необходимом объеме. д Проводимые в последнее время реформы в области регулирования совре- § менного здравоохранения в России были нацелены на сокращение расходов | государственного бюджета на финансирование медицинской помощи и их перекладывание на внебюджетные фонды и население, которое приобретает возмездные медицинские услуги.
Российские организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, на данный момент функционируют в довольно сложных условиях: с одной стороны, их деятельность затрудняет ограниченность финансовых ресурсов в условиях финансово-экономического кризиса, а с другой, как указывает М.А. Вахрушина, «реформа управления государственным сектором экономики расширяет хозяйственную и финансовую самостоятельность государственных (муниципальных) учреждений» [14, с. 2].
Учитывая изложенное, следует констатировать существующую неоднозначность подходов к определению элементов, составляющих финансово-правовой статус. Одними учеными финансово-правовой статус приравнивается к совокупности прав и обязанностей субъекта, другими же данная категория рассматривается как сложный комплексный институт с рядом взаимосвязанных элементов.
Представляется возможным рассмотрение финансово-правового статуса в целом как совокупности следующих элементов: целей, задач, функций, прав, обязанностей, гарантий финансовой деятельности. Такой элемент, выходящий за рамки общепринятых теоретических подходов к составу финансово-правового статуса, как юридическая ответственность, требует дальнейшего детального изучения.
Выявленные особенности функционирования медицинских учреждений ^ позволяют определять их финансово-правовой статус через цели, задачи, функции, различные гарантии финансовой деятельности, а также основные права и обязанности, реализуемые на практике через конкретные правоотношения.
о
< Список литературы:
с 1. Смирникова, Ю.Л. Финансово-правовой статус субъектов Российской
s Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ю.Л. Смирникова. — М., 2002. — 25 с.
2. Петрова, Г.В. Налоговые отношения: теория и практика правового регулиро-рЕ вания : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Г.В. Петрова. — М., 2003. — 58 с.
3. Писарева, Е.Г. Государственные учреждения в системе субъектов финансового О права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.Г. Писарева. — Саратов, 2011. — 58 с.
к 4. Бакаева, О.Ю. Финансово-правовой статус как юридическая категория (на примере
< таможенных органов) // Очерки финансово-правовой науки. — М., 2011. — С. 187—194. О 5. Бит-Шабо, И.В. Концептуальные проблемы финансово-правового регулиро-gc вания деятельности государственных социальных внебюджетных фондов : дис. ... с д-ра юрид. наук / И.В. Бит-Шабо. — Саратов, 2015. — 550 с.
6. Тихомиров, Ю.А. Теория компетенций / Ю.А. Тихомиров. — М.: 120 Юринформцентр, 2001. — 354 с.
--7. Хзанян, Н.Ш. Развитие правового статуса медицинских учреждений // Журнал
российского права. — 2015. — № 11. — С. 142—150. £ 8. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федеральный
0 закон РФ от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. ^ — 2011. — № 48, ст. 6724; 2016. — № 18, ст. 2488.
1 9. Ерохина, Т.В. Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Т.В. Ерохина. — Саратов, 2006. — 216 с.
10. URL: avesta-m.ru (дата обращения: 07.11.2016).
11. Савинова, Е.И. Правовые основы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Е.И. Савинова. — Саратов, 2008. — 229 с.
12. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — Саратов: СГАП: Саратовская высшая школа МВД РФ, 1995. — 560 с.
13. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. — СПб : Юр. кн. магазин Н.К. Мартынова, 1904. — 354 с.
14. Вахрушина, М.А. Управленческий учет деятельности медицинских (муниципальных) учреждений: перспектива или реальность? // Международный бухгалтерский учет. — 2015. — № 43. — С. 2-17.
Н.А. Барыкин, N.A. Barykin,
аспирант кафедры европейского post-graduate student
права и сравнительного правоведения of Saratov State Law Academy
Саратовской государственной [email protected] юридической академии
Правило о запрете отказа в правосудии в международном инвестиционном праве: особенности содержания
Аннотация: актуальность указанной темы обусловливается тем, что отказ в правосудии становится основанием привлечением государств к ответственности перед инвестором, несмотря на отсутствие специального закрепления такого основания в международных договорах. Цель статьи состоит в исследовании отказа в правосудии во внутригосударственных судах в качестве международно-противоправного деяния, запрещаемого международным инвестиционным правом. Реализация цели статьи достигается посредством решения следующих задач: 1) исследования понятия отказа в правосудии в международном инвестиционном праве; 2) выявления особенностей содержания правила о запрете отказа в правосудии. В исследовании применяются общенаучные (анализа и синтеза) и частнонаучные (историко-правовой и сравнительно-правовой) методы. Делается вывод о том, что ошибка внутригосударственного суда в применении права как таковая не влечет за собой международную ответственность государства. Однако, если ошибка внутригосударственного суда является настолько масштабной, что потрясает чувство судебного благоприличия, и ни один компетентный судья не вынес бы подобного решения, государство может быть привлечено к ответственности за нарушения международного права в отношении инвестора.
Ключевые слова: отказ в правосудии; международный смешанный арбитраж; международный инвестиционный арбитраж; международное инвестиционное право; международное правосудие.
The rule on the prohibition of denial of justice in international investment law: characteristics of content
Abstract: denial of justice is becoming more relevant in international investment law as investors use this concept as a cause of action in investor-state international arbitration, despite the absence of a precise wording of this notion in international investment treaties. The article aims at the research of denial of justice in national courts as internationally wrongful act in international investment law. The aim of the article is revealed by addressing problems of the notion of denial of justice in international investment law; extent of denial of justice; effective means of legal remedies. The author implies general (analysis and synthesis) and specific (legal historical and legal comparative) scientific methods. Based on the research of international investment arbitration and international law doctrine the author gives the notion of denial of justice in international investment law and describes its limits. The author concludes that a judicial error as such does not lead to the international responsibility of a state. However, when judicial error is gross to the extent that is shocks judicial propriety, and no competent judge could render such a decision, state may be found responsible for violation of international law with regards to a foreign investor.
Keywords: denial of justice; international mixed arbitration; international investment arbitration; international investment law; international justice.
121