Научная статья на тему 'Особенности финансирования сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях в Республике Калмыкия'

Особенности финансирования сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях в Республике Калмыкия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / BUDGET / AGRICULTURE / FINANCE / REGIONAL BUDGET / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коокуева В. В.

В статье анализируется система бюджетного финансирования сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях на примере Республики Калмыкии. Доказывается необходимость дальнейшей поддержки сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCING OF AGRICULTURE AT REGIONAL AND LOCAL LEVEL IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

The paper analyzes the system of budget financing of agriculture at the regional and municipal levels on the Republic of Kalmykia. The need of further support for rural areas.

Текст научной работы на тему «Особенности финансирования сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях в Республике Калмыкия»

Проблемы экономики и менеджмента

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.5

В.В. Коокуева

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУВПО «Калмыцкий государственный

университет»

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ

Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта № 13-32-01227

Аннотация. В статье анализируется система бюджетного финансирования сельского хозяйства на региональном и муниципальном уровнях на примере Республики Калмыкии. Доказывается необходимость дальнейшей поддержки сельских территорий.

Ключевые слова: бюджет, сельское хозяйство, финансирование, региональный бюджет, государственная программа.

V.V. Kookueva, Kalmyk State University

FEATURES OF FINANCING OF AGRICULTURE AT REGIONAL AND LOCAL LEVEL IN THE REPUBLIC OF KALMYKIA

Abstract. The paper analyzes the system of budget financing of agriculture at the regional and municipal levels on the Republic of Kalmykia. The need of further support for rural areas.

Keywords: budget, agriculture, finance, regional budget, the state program.

В последнее время сельскохозяйственным проектам вновь был придан определенный импульс. Сельское хозяйство наряду с развитием жилья, образования и здравоохранения было названо в числе приоритетных национальных проектов. Понятно, что без должного финансирования многие даже самые перспективные проекты так и останутся нереализованными. Финансовые средства являются такими же ресурсами, как и все остальные, т.е. в условиях рынка в зависимости от складывающихся условий могут быть как в избытке, так и в недостатке.

Рассмотрим более подробно состав и структуру расходов бюджета Республики Калмыкия (РК). Из таблицы 1 видно, что большую часть расходов бюджета Республики Калмыкия в 2009 году направлялась на национальную экономику - 28,94%, на межбюджетные трансферты - 26,52%, на здравоохранение - 12,50%. В 2010 году - на межбюджетные трансферты, в 2011 году - на национальную экономику и образование. В 2012 году приведены плановые показатели. Большая часть средств бюджета РК направляется на образование и здравоохранение.

№ 9 (25) - 2013

71

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Основные расходы бюджета Калмыкии за 2009-2012 гг.

Вид расхода 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. (план)

тыс. руб. % к общей сумме тыс.руб. % к общей сумме тыс.руб. % к общей сумме тыс.руб. % к общей сумме

Общегосударственные вопросы 483975,0 4,93 433466,0 5,43 370778,2 4,53 340045,0 5,77

Национальная безопасность 314878,1 3,21 278644,6 3,49 326063,9 3,98 29990,0 0,51

Национальная экономика 2841354,4 28,94 1545278,9 19,34 1806320,3 22,07 464665,3 7,90

Жилищно-коммунальное хозяйство 172013,0 1,75 54023,6 0,68 340131,5 4,16 135328,0 2,30

Образование 490922,9 5,00 542493,0 6,79 1731735,8 21,16 1736316,5 29,50

Культура, СМИ 495074,8 5,04 239807,4 3,00 190787,4 2,33 128906,9 2,20

Здравоохранение, физ. культура и спорт 1226871,9 12,50 859900,8 10,76 1512265,5 18,48 1278936,9 21,73

Социальная политика 1132190,1 11,53 1263409,3 15,82 1371815,1 16,76 1199671,2 20,40

Межбюджетные трансферты 2603544,2 26,52 2767759,2 34,65 408996,6 5,00 370010,8 6,29

ВСЕГО РАСХОДОВ 9818536,3 100,00 7988153,5 100,00 8183992,8 100 5884294,1 100

В таблице 2 представлены состав и структура расходов на национальную экономику за 2009-2012 годы. Расходы на сельское хозяйство и рыболовство в 2009 и 2011 годах занимают значительную долю в расходах данного раздела от 40 до 70%. Однако на 2012 год в целом по разделу национальная экономика выделена сумма в 4 раза меньше, чем в 2011 году, и на сельское хозяйство объем финансирования в 7 раз меньше, чем в 2011 году.

Считаем интересным рассмотреть ведомственную структуру расходов по разделу «Национальная экономика» по Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия за 2012 год. В таблице 3 представлен фрагмент из Ведомственной классификации расходов по строке 617-Код Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия и только по разделу «Национальная экономика».

Важное значение для отрасли имеет реализации республиканских целевых программ. В целях создания технологических и экономических условий для интенсивного и устойчивого развития отраслей мясного животноводства и увеличения объемов

72

№ 9 (25) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

производства мяса Правительство Республики Калмыкия приняло республиканскую целевую программу «Развитие мясного животноводства Республики Калмыкия на 2011-2020 годы».

Таблица 2 - Состав и структура расходов бюджета на национальную экономику

за 2009-2012 годы

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г.

тыс. руб. уд. вес тыс. руб. уд. вес тыс. руб. уд. вес тыс. руб. уд. вес

Национальная экономика ВСЕГО 2284801,0 100 1545278,9 100 1806320,3 100 464665,3 100

Общеэкон. вопросы 262190,3 11,5 306264,9 19,8 240943,9 13,3 109424,3 23,5

Топливно-энергет. комплекс 2356,0 0,1 14809,4 0,8

Сел. хоз-во и рыболовство 1224107,0 53,6 629342,5 40,7 1289141,8 71,4 159892,3 34,4

Водные ресурсы 37641,3 1,6 29693,9 2,0 33626,4 1,8 13552,1 2,9

Лесное хоз-во 76169,5 3,3 69440,0 4,5 64372,8 3,6 65874,8 14,2

Транспорт 20902,0 1,0 20428,5 1,3 24029,6 1,3 22100,0 4,8

Дорожное хоз-во (дорожные фонды) 350062,2 15,3 125552,1 8,1 58899,6 3,3 30000,0 6,5

Прикладные науч. исслед. 9664,6 0,4 7958,4 0,5 8374,6 0,5 9364,8 2,0

Др. вопросы в области нац. экономики 301708,1 13,2 356598,6 23,1 72122,2 4,0 54457,0 11,7

Объем финансирования на реализацию программы на период 2011-2020 годов составляет 10816,75 млн руб., в том числе:

- федеральный бюджет - 8271,78 млн руб.;

- республиканский бюджет - 393,19 млн руб.;

- внебюджетные источники - 2151,78 млн руб.

Ожидаемыми результатами реализации этой программы является:

1. Увеличение производства мяса скота и птицы в живом весе до 186,4 тыс. тонн.

2. Валовой доход отрасли мясного животноводства - 81714 млн руб.

3. Чистая прибыль отрасли мясного животноводства - 16342 млн руб.

4. Создание дополнительно 9267 рабочих мест

На примере Яшкульского районного муниципального образования рассмотрим специфику финансирования сельского хозяйства на муниципальном уровне.

Экономику Яшкульского района, в основной ее части, составляет агропромыш-

№ 9 (25) - 2013

73

Проблемы экономики и менеджмента

ленный комплекс, который представляют 10 сельхозпредприятий, 432 крестьянскофермерских и 1500 личных подсобных хозяйств.

Таблица 3 - Ведомственная структура расходов по Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия, раздел «Национальная экономика»

Вид расхода Разд. Под- раз Статья Сумма

1 2 3 4 5

Министерство сел. хозяйства Республики Калмыкии 224596,3

Национальная экономика 04 159722,3

Сельское хозяйство и рыболовство 04 05 159722,3

Руководство и управление 04 05 0020000 33989,5

Г осударственная поддержка сельского хозяйства 04 05 2600000 42187,5

Возмещение части затрат на уплату % по инвестиционным кредитам, полученным в 2004-2012 гг. на срок от 2 до 10 лет 04 05 2600100 9000,0

Возмещение гражданам, ведущим ЛПХ, СПК, КФХ части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2005-2012 гг. на срок до 8 лет 04 05 2600200 8400,0

Мероприятия в области с.-х.производства 04 05 2600400 1000,0

Субсидии на поддержку овцеводства 04 05 2600600 5086,7

Субсидии на поддержку элитного семеноводства 04 05 2600700 26,4

Субсидии на компенсацию части затрат по страхованию урожая 04 05 2601100 1000,0

Субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства 04 05 2601200 110,5

Субсидии на поддержку племенного животноводства 04 05 2601300 9063,9

Возмещение кооперации части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2009-2012 гг. на срок до 1 года 04 05 2601400 8500,0

Учреждения, обеспечивающие предоставление услуг в области сельского хозяйства 04 05 2610000 54177,9

Рыболовное хозяйство 04 05 2700000 101,8

Организация, регулирование и охрана водных биологических ресурсов 04 05 2700400 101,8

Субвенции бюджетам МО для финансового обеспечения расходных обязательств МО, возникающих при выполнении государственных полномочий 04 05 5210200 18865,6

Региональные целевые программы 04 05 5220000 10400,0

Респ. целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель с.-х. назначения и агроландшафтов как национального достояния Рес. Калмыкия на 2006-2010 гг. и на период до 2013 г.» 04 05 5220500 400,0

Респ. целевая программа «Развитие мясного животноводства Респ. Калмыкия на 2011-2020 гг.» 04 05 5223700 10000,0

По всем показателям характеризующим динамику развития сферы сельского хо-

74

№ 9 (25) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

зяйства в районе отмечается устойчивый рост:

- объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств за 2012 год составил 1,3 млрд руб. или 213 % к уровню 2007 г.

- численность поголовья сельскохозяйственных животных во всех формах хозяйствования района по состоянию на 1 января 2013 года составила: КРС - 67 тыс. голов или 209% к 2007 г., овец - 533 тыс. голов или 106% к 2007 г. (см. рис. 1).

- объемы производства сельскохозяйственной продукции во всех формах собственности за 2012 году составили: мяса - 17,1 тыс. тонн мяса или 244% к 2007 г., овощей - 10 тыс. тонн или 238% к 2007 г. (рис. 2).

^^^^^^ШВЯВЯЯХЫафггзменения -численности сеяъск^рзяйстпвеннъи^^шотпнъи^во всел^\атпегорши^ хозяйствJfiuj^yxbcxgeo района за 2008-2012 годы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 1 - Динамика численности сельскохозяйственных животных хозяйств Яшкульского района

□ 2008 г.

□ 2009 г.

■ 2010 Г.

□ 2011 г.

■ 2012 г.

^Уинамгща объемов производства сельскохозяйственной

Рисунок 2 - Динамика объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Яшкульского района

В 2012 году бизнесом района максимально использовались механизмы поддерж-

№ 9 (25) - 2013

75

Проблемы экономики и менеджмента

ки субъектов предпринимательства. Только за отчетный год в рамках различных программ, предпринимателям района оказана финансовая поддержка на общую сумму - 35 млн рублей - это серьёзный фундамент для дальнейшего развития, так как эти средства помогают реализовать новые инициативы и поддержать и развивать уже имеющийся предпринимательский потенциал.

Таблица 4 - Расходы на сельское хозяйство по ведомственной классификации бюджета Яшкульского РМО за 2011 год

МУ «Отдел развития агропромыш. комплекса администрации ЯРМО» 811 00 00 0000000 000 26424200,00

1 2 3 4 5 6 7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 811 03 00 0000000 000 25000,00

Национальная экономика 811 04 00 0000000 000 26399200,00

Сельское хозяйство и рыболовство 811 04 05 0000000 000 26399200,00

Руководство и управление 811 04 05 0020000 000 1419100,00

Г осударственная поддержка сельского хозяйства 811 04 05 2600000 000 24980100,00

Субсидии на возмещение гражданам части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 20052010 гг. на срок до 8 лет 811 04 05 2600200 000 1321800,00

Мероприятия в области сельскохозяйственного производства 811 04 05 2600400 000 65000,00

Субсидии на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме ЛПХ и СПК), части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2007-2010 гг. на срок до 1 года 811 04 05 2601400 000 20000,00

Возмещение гражданам части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2005-2011 гг. на срок до 8 лет 811 04 05 2670501 000 23066000,00

Возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в в 2008-2011 гг. на срок до 1 года 811 04 05 2670510 000 507300,00

Для любого современного производства необходимы инвестиции. Неоценимую помощь в этом направлении за 2008-2012 годы оказали:

- приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» путем выдачи льготных кредитов. Так, в целом по району за 2008-2012 годы получено кредитных средств на общую сумму 559 млн руб., в том числе: 210 КФХ - 268

76

№ 9 (25) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

млн руб., 722 ЛПХ - 259 млн руб., СПКП и СПОК - 26,4 млн руб., сельхозпредприятия - 6 млн руб. Как одна из мер поддержки сельхозтоваропроизводителей является субсидирование части процентной ставки по коммерческим кредитам. За рассматриваемый период по данному направлению всем категориям сельхозтоваропроизводителей района было выделено более 100 млн руб. Привлеченные кредитные ресурсы в основном направлены на приобретение средств производства и строительство животноводческих объектов. По итогам 5 лет в эксплуатацию введено 59 животноводческих помещения, 18 артезианских скважин и шахтных колодцев на общую сумму 242 млн руб.

- районная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства» - в 2011 году по итогам конкурса грант в сумме 100 тыс. руб. был предоставлен на реализацию бизнес-проекта по обработке и изготовлению деревянных изделий предпринимателю Васькиеву Е.В. (п. Гашун). По результатам регионального конкурсного отбора наш район в рамках республиканской программы по поддержке предпринимательства получит в 2013 г. дополнительно из республиканского бюджета грант на поддержку предпринимательства района в сумме 1,9 млн руб.

- республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы». За прошедший период 2012 года 8 предпринимателей района воспользовались финансовой поддержкой в рамках данной программы на общую сумму 3,6 млн руб.

- республиканская программа по поддержке рынка труда - в результате предпринятых мер 269 безработным гражданам района была оказана финансовая помощь на открытие собственного дела на общую сумму 16 млн руб.

Однако, несмотря на предпринимаемые меры всевозможной государственной финансовой поддержки бизнеса, в районе отмечается сокращение численности субъектов предпринимательства по отношению к уровню 2011 г. на 8% , численность которых в 2012 г. составила 715 единиц. Одним из аргументов данного факта является значительное увеличение страховых платежей.

В таблице 4 приведена ведомственная классификация расходов бюджета Яш-кульского района за 2011 год. Видно, что расходование происходит путем выделения средств МУ «Отдел развития АПК Яшкульского РМО».

Постановлением Главы Администрации Яшкульского РМО от 16 мая 2008 года №154-а был учрежден в структуре администрации Яшкульского РМО Муниципальное учреждение «Отдел развития агропромышленного комплекса администрации ЯРМО». Это учреждение обеспечивает в пределах своей компетенции проведение единой политики в развитии Агропромышленного комплекса района.

Рассмотрим смету расходов МУ «Отдел развития агропромышленного комплекса Администрации ЯРМО» за 2010-2012 годы (табл. 5).

Анализ таблицы 5 показывает, что структура расходов меняется. Так в 2010 году наибольшую часть расходов составили безвозмездные перечисления - 94%, на зарплату всего 3,8%. В 2011 году объем безвозмездных поступления снижается в 2 раза и его

№ 9 (25) - 2013

77

Проблемы экономики и менеджмента

удельный снизился до 55,75%. В 2012 году безвозмездные перечисления вновь повысились, составили уже 56%.

Рассмотрим подробнее безвозмездные поступления (табл. 6).

Таблица 5 - Смета расходов Отдела развития АПК в ЯРМО в 2010-2012 гг.

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.

руб. Уд. вес руб. Уд. вес руб. Уд. вес

Зарплата 938778,8 3,8 812300 29,37 1240000 31,80

Начисления на оплату труда 239051,4 1,0 276400 10,0 424000 10,87

Услуги связи 14077 0,06 16000 0,58 12000 0,30

Прочие расходы 4490 0,02 1000 0,04 18000 0,46

Увелич. материал. запасов 38532,4 0,16 60000 2,17 11000 0,28

Увелич. стоимости основных средств - - 30000 1,08 - -

Прочие услуги 60069,6 0,25 28000 1,01 4000 0,10

Безвозмездные перечисления 22870200 94,64 1541800 55,75 2189800 56,17

ВСЕГО 24165200 100 2765500 100 3898800 100

Таблица 6 - Структура безвозмездных перечислений Отдела развития АПК

в ЯРМО в 2010-2012 годах

Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.

руб. Уд. вес руб. Уд. вес руб. Уд. вес

Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2005-2012 гг. на срок до 8 лет 3320800 14,52 1371800 88,97 1371800 62,6

Субсидии на возмещение части затрат на уплату % по кредитам, полученным в 2004-2012 гг. на срок от 2 до 10 лет 100000 0,44 100000 6,5 500000 22,9

Субвенции на возмещение части затрат по кредитам 19100000 83,51 318000 14,5

Прочие работы услуги 10000 0,04 70000 4,5 - -

Безвозмездные перечисления 22870200 100 1541800 100 2189800 100

Из таблицы 5 и 6 видно, что Отдел развития АПК в основном финансируется за

78

№ 9 (25) - 2013

Проблемы экономики и менеджмента

счет безвозмездных перечислений, в структуре безвозмездных поступлений наибольший удельный вес составляют субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005-2012 годах на срок до 8 лет.

Таким образом, мы рассмотрели систему финансирования расходов бюджета на сельское хозяйство на федеральном, региональном и местном уровнях и пришли к выводу о необходимости государственной поддержки отрасли.

Список литературы:

1. Данные Министерства финансов Республики Калмыкия

2. Данные Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия

3. Данные об исполнении бюджета Яшкульского района

4. Данные Отдела развития Агропромышленного комплекса Яшкульского р-на List of references:

1. Data from the Ministry of Finance of the Republic of Kalmykia

2. Data from the Ministry of Agriculture of the Republic of Kalmykia

3. Performance data Yashkul region

4. The data of the Department of Agro-Industrial Complex Yashkul region

№ 9 (25) - 2013

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.