УДК 332.12
организационно-методические основы
повышения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов*
С.Б. БОЛДЫРЕВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии
Е-mail: [email protected] Н.Е. ДАРБАКОВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятии Е-шиИ: [email protected] Калмыцкий государственный университет
В статье отмечается, что напряженное состояние местных бюджетов свидетельствует о необходимости реального укрепления их доходной базы, расширения финансово-экономических возможностей муниципальных образований. Доказывается, что в Республике Калмыкия одним из способов пополнения бюджетов является повышение эффективности работы муниципальных органов по администрированию неналоговых платежей и сборов по предложенному алгоритму, с использованием организационно-методического подхода.
Ключевые слова: регион, муниципальное образование, бюджетная обеспеченность, налоговые и неналоговые доходы
Реальное положение дел, связанное с делегированием регионами значительного количества полномочий на местный уровень, высокая степень вовлеченности органов местного самоуправления в реализацию приоритетных национальных проектов,
* Исследование выполнено при поддержке Министерства образования Российской Федерации по федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной экономики России в 2009-2013 годы». Грант № 2012-1.2.2-12-000-3002-4494 «Исследование потенциала экономического роста и обеспечения социальной безопасности депрессивных территорий».
федеральных целевых программ, региональных программ и проектов оказывают большое влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований и их дифференциацию.
Разрабатываются различные методические основы оценки устойчивости развития территориальных социально-экономических подсистем в регионах на основе построения их типологий и анализа динамики показателей социально-экономического благополучия территорий. Существующие методики оценки эффективности реализации целевых программ ориентированы на применение на заключительном этапе. Однако целесообразность открытия финансирования должна подтверждаться соответствующим предполагаемым социально-экономическим результатом [1].
Целью разработки типологического подхода территориально-хозяйственного управления является выработка управленческих решений в приоритетных направлениях развития, где сферой использования типологии являются муниципальные образования.
Предлагаются разные критерии типологии муниципальных образований: по характеристикам демографических процессов, уровню жизни населения, здоровья населения, финансового положения и др.
Типология районов и г. Элиста была осуществлена по уровню бюджетной обеспеченности.
В этот блок вошли показатели, наиболее полно отражающие экономические процессы, происходящие в муниципальных образованиях, что соответствует распоряжению Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов».
По каждому направлению был отобран ряд показателей, по которым ведется официальное статистическое наблюдение, либо ведомственная отчетность в расчете на душу населения (1 000, 10 000 чел.). Общее количество отобранных показателей для проведения анализа бюджетной обеспеченности составило 5 ед. (для ранжирования муниципальных образований). По причине отсутствия муниципальной статистики выявилась проблема создания широкой исходной информационной базы. Большинство показателей либо не рассчитывались в предыдущие периоды вовсе, либо рассчитывались с большим опозданием.
Например, анализ уровня бюджетной обеспеченности районов Республики Калмыкия и г. Элиста (табл. 1) строился на использовании показателей доходов местных бюджетов, включая налоговые, неналоговые, безвозмездные трансферты и дотации. В совокупности представленные показатели дают возможность оценить уровень развития района или г. Элиста, что позволяет произвести их группировку. Исследование уровня бюджетной обеспеченности районов и г. Элиста строилось на использовании показателей доходов местных бюджетов, взятых из ведомственной отчетности министерства финансов Республики Калмыкия.
В результате применения указанной методики для ранжирования районов и г. Элиста по направлению — уровень бюджетной обеспеченности, представленному в табл. 2 [3], можно выделить 4 группы по убыванию значений интегральной оценки (табл. 2).
По г. Элиста, Яшкульскому и Сарпинскому районам отмечены достаточно высокие итоговые индексы интегральной оценки налоговых доходов и одновременно низкая доля безвозмездных трансфертов и дотаций, что свидетельствует о достаточно высоком уровне бюджетной самодостаточности.
а я
к =
4 «
И =
П
ю
^
С
и <и
Сч
«
5 ^
га ^
И ^ о я
<Я 5
а «
ю [_Г
° ь
я 2 * ®
£ ^
и
2 ° и ^
я м « а
я н Я и Я о
¡0 я
О ¡в
Я у
а £
с
О о
м « Й ю
л о * '§
§ = в н
С ^
я % £ ^
? ю
8 ® Я
И 2 х
X
о «
Я
а
<и
я я я и о а я N я
я рц
св и £
ю
3
§
£
о о
эе о о
о
г-
о
о г-
чо
оо г-
чо
г-
о о
чо чо
чо
СЛ ГЧ
1 о"
о о
о
го
о
эе о о
г-
чо г-
о
чо
о
чо <4
СЛ <4
о о
0 СЗ
оо <4
' СЭ
чо
эе о о
сл О^
' СЭ
о
1 со
о
0 СЗ
' СЭ
чо
СЛ
о
о
го
чо г-
чо
о о
чо
410
1 со
оо
эе о о
оо
1 со
чо сл
гг-
оо
1 СЭ
г-
=
3
з з
-
о
и
о =
=
о :В ко Л О 0-
О
«
к и
о
X -
Продолжение табл. 1
Районное муниципальное образование, городское образование Дотации Общая сумма и место Количество баллов Сумма баллов Место
2008 2009 2010 2012 2008 Место 2009 Место 2010 Место 2012 Место 2008 2009 2010 2012 2008-2012
Городовиковский 0,64 0,32 0,59 0,59 2,41 6-е 1,79 6-е 1,90 10-е 1,89 6-е 9 9 5 9 32 6-е
Ики-Бурульский 0,43 0,17 0,50 0,44 2,56 4-е 1,71 8-е 2,36 5-е 1,67 10-е 11 7 10 5 33 5-е
Кетченеровский 0,45 0,10 0,23 0,37 2,21 8-е 1,65 10-е 2,54 3-е 1,38 14-е 7 5 13 1 26 11-е
Лаганский 0,65 0,27 0,58 0,67 2,12 11-е 1,62 11-е 1,88 11-е 1,82 8-е 4 4 4 7 19 13-е
Малодербетовский 0,30 0,21 0,46 0,51 2,17 10-е 1,83 5-е 1,71 13-е 1,98 4-е 5 10 2 11 28 8-е
Октябрьский 0,39 0,24 0,46 0,38 1,92 13-е 1,90 4-е 1,95 9-е 1,86 7-е 2 11 6 8 27 9-е
Приютненский 0,51 0,34 0,38 0,57 2,00 12-е 1,72 7-е 2,10 8-е 1,53 13-е 3 8 7 2 20 12-е
Сарпинский 0,45 0,21 0,52 0,54 2,67 3-е 2,09 3-е 2,13 7-е 1,66 11-е 12 12 8 4 36 3-е
Целинный 0,61 0,23 0,52 0,54 2,19 9-е 1,24 14-е 2,23 6-е 1,64 12-е 6 1 9 3 19 13-е
Черноземельский 0,35 0,43 0,27 0,48 1,91 14-е 3,89 1-е 1,52 14-е 3,76 1-е 1 14 1 14 30 7-е
Юстинский 0,42 0,09 0,49 0,50 2,68 2-е 1,31 13-е 2,54 2-е 1,79 9-е 13 2 13 6 34 4-е
Яшалтинский 0,65 0,32 0,57 0,61 2,22 7-е 1,69 9-е 1,77 12-е 1,97 5-е 8 6 3 10 27 9-е
Яшкульский 0,50 0,31 0,55 0,51 2,72 1-е 1,53 12-е 2,49 4-е 2,01 3-е 14 3 11 12 40 2-е
г. Элиста 0,60 1,00 1,00 0,60 2,48 5-е 2,78 2-е 3,20 1-е 2,36 2-е 10 13 14 13 50 1-е
Таблица 2
Группировка муниципальных образований по уровню бюджетной обеспеченности
Группа Характеристика Муниципальные образования
1 -я группа — устойчивость развития Достаточно высокие итоговые индексы интегральной оценки налоговых доходов и одновременно низкая доля безвозмездных трансфертов и дотаций, что свидетельствует о достаточно высоком уровне бюджетной самодостаточности Элиста, Яшкульский и Сарпинский районы
2-я группа — стабильность развития Невысокий удельный вес безвозмездных трансфертов, средний уровень бюджетной самодостаточности Юстинский, Ики-Бурульский, Городовиковский и Черноземельский районы
3-я группа — спад развития Неблагоприятная динамика доли безвозмездных трансфертов и дотаций, достаточно низкий уровень бюджетной самодостаточности Малодербетовский, Октябрьский, Яшалтинский и Кетченеровский районы
4-я группа — стагнация развития Высокая доля безвозмездных трансфертов, низкий уровень бюджетной самодостаточности Приютненский, Лаганский и Целинный районы
При оценке неналоговых доходов высокие значения индекса наблюдаются у Ики-Бурульского, Черноземельского, Юстинского и Городовиковского районов. Также данные районы характеризуются стабильными значениями по остальным показателям.
Районы, вошедшие в третью группу, характеризуются сложившимися значениями индексов по всем показателям ниже среднего и их нестабильностью. Так, Октябрьский и Малодербетовский районы имеют невысокие значения по налоговым и неналоговым доходам и неблагоприятную динамику доли безвозмездных трансфертов и дотаций. Расчет индекса интегральной оценки всех доходов бюджета на 1 чел. показал неблагоприятную динамику роста доли безвозмездных трансфертов и дотаций в Кетченеровском районе.
На невысокое значение индекса оценки в Кет-ченеровском, Октябрьском, Малодербетовском и Яшалтинском районах повлияли низкие налоговые доходы. Кроме того, данные районы характеризуются высоким уровнем безвозмездных трансфертов и дотаций на 1 жителя в сравнении с другими муниципальными образованиями.
Низкую долю безвозмездных трансфертов и дотаций, приходящихся на 1 жителя, имеют При-ютненский, Целинный и Лаганский районы. При этом у Лаганского района низкие значения индексов оценки как в целом по всем доходам, так и по налоговым и неналоговым доходам, что определило его в последнюю группу.
В таких условиях основной целью региональной политики становится создание благоприятных условий для территориальной интеграции посредством усиления единства экономического, социального, правового и информационного пространств. Кроме того, необходимо самодостаточное развитие регионов, ориентированное на максимальное использование имеющихся у него преимуществ [5].
Таким образом, устойчивое развитие муниципальных образований, расположенных на сельских территориях, напрямую связано с доходами, получаемыми от рационального использования земельных ресурсов. В первую очередь — это неналоговые доходы в виде арендной платы за землю, а также налоговые — налог на землю, налоги на доходы физических лиц, получаемые от передачи в аренду земельных долей, единый сельскохозяйственный налог, который также связан с использованием земельных ресурсов.
По итогам проведенных расчетов можно сделать вывод, что в целях достижения высокого уровня бюджетной обеспеченности необходимо рассмотреть дополнительно вопрос увеличения объема неналоговых поступлений. Это позволит сократить долю дотаций в общей структуре доходов бюджета. Для решения задач устойчивого развития муниципальных образований потребуется совершенствование бюджетного процесса в части правильности формирования налоговых и неналоговых доходов.
Авторами предлагается алгоритм организационно-методического подхода к расчетам налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов [4].
Исполнение доходной части консолидированного бюджета Республики Калмыкия показано в табл. 3.
Анализ данных, представленных в табл. 3, показал, что наибольшую долю в общей сумме доходов занимают налоговые поступления, удельный вес которых в 2012 г. составлял 84,5%, что меньше уровня 2008 г. на 5,7%. Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов увеличилась на 5,7% и составила 15,5%.
Среди налоговых доходов налог на доходы физических лиц занимает наибольший удельный вес (71,6%), его общий объем в 2012 г. составил 1 279 096 тыс. руб., что больше показателя 2008 г. на 363 385 тыс. руб.
Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов занимает арендная плата за землю, удельный вес которой составляет более 70% неналоговых доходов.
Таким образом, основной наполняющей собственных доходов местных бюджетов являются налоговые платежи, удельный вес которых составляет более половины доходной части бюджетов.
Схема исходных данных для расчета дополнительных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности представлена на рис. 1 [4].
Доходы в животноводстве Д рассчитываются исходя из объема реализованной продукции и установленных цен реализации
Д = ^ж (РПжЦРПжХ где Еж—сумма доходов по отраслям животноводства;
РПж — объем реализации продукции по отраслям животноводства;
ЦРПж — цена реализации единицы продукции
по отраслям животноводства.
Таблица 3
структура налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов по республике Калмыкия в 2008 и 2012 гг.
Показатель 2008 2012 Динамика
тыс. руб. в процентах тыс. руб. в процентах тыс. руб. в процентах
Налоговые доходы
Налог на доходы физических лиц 915 711 56,4 1 279 096 71,6 +363 385 +15,2
Земельный налог 87 466 5,4 155 538 8,7 +68 072 +3,3
Налог на прибыль организации 619 414 38,2 352 053 19,7 -267 361 -18,5
Итого налоговые доходы 1 622 591 100 1 786 687 100 +164 096 -
Удельный вес в общих доходах - 90,2 - 84,5 - -5,7
Неналоговые доходы
Арендная плата за землю 140 828 79,8 241 789 73,9 +100 961 -5,9
Платежи при пользовании 13 084 7,4 13315 4,1 +231 -3,3
природными ресурсами
Штрафы, санкции, 22 635 12,8 72 037 22,0 +49 402 +9,2
возмещение ущерба
Итого неналоговые доходы 176 547 100 327 141 100 +150 594 -
Удельный вес в общих доходах - 9,8 - 15,5 - +5,7
Всего... 1 799138 100 2 113 828 100 - -
Источником данных об объеме реализованной продукции являются:
1) для сельхозпредприятий:
— данные годовых отчетов и годовых статот-четностей по животноводству;
— данные ветеринарных служб о вывозе продукции;
2) для крестьянских (фермерских) хозяйств — форма № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота»; данные ветеринарных служб о вывозе продукции;
3) для личных подсобных хозяйств:
— данные сельских муниципальных образований по бланкам строгой отчетности о реализации и вывозе скота и прочей продукции личных подсобных хозяйств по годам;
— выписка из похозяйственной книги о наличии скота;
— данные ветеринарных служб о вывозе и реализации продукции животноводства и растениеводства (данные строгой отчетности — ветеринарное свидетельство по форме N° 1, ветеринарное свидетельство по форме № 2);
4) для работников сельхозпредприятий и физических лиц:
— данные сельских муниципальных образований по бланкам строгой отчетности о реализации и вывозе скота и прочей продукции физических лиц по годам;
— запрос у сельскохозяйственных предприятий данных о наличии и движении скота по половозрастным группам;
— данные ветеринарных служб о вывозе и реализации продукции животноводства и растениеводства (данные строгой отчетности — ветеринарное свидетельство по форме № 1, ветеринарное свидетельство по форме № 2).
Источниками сведений о ценах на продукцию животноводства служат бухгалтерская отчетность по данным сводного годового отчета министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия, материалы органов статистики. Для расчета объема реализации продукции в животноводстве допустимо использовать средний выход продукции к реализации на 1 голову имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных.
Исходной базой для расчетов являются данные о реализации в сельхозпредприятиях как наиболее полно ведущих учет материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Расчет доначислений единого сельскохозяйственного налога. Основанием для доначисления единого сельскохозяйственного налога являются:
1) расчет доходов по данным реализации сельскохозяйственной продукции согласно сведений государственной статистической отчетности (3-фермер — в КФХ, 24-сх — в сельхозпредприятиях);
2) обязательный учет в сумму доходов полученных субсидий согласно Реестру получателей государственной поддержки за 2008-2012 гг. в рамках государственной программы.
Рассчитываем доход. Согласно годовой ста-тотчетности формы № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье
Первичные источники информации для расчета дополнительных доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности:
Сельскохозяйственные предприятия:
- форма № 24-сх «Отчет о производстве и реализации продукции животноводства»;
- форма № 29-сх «Отчет о производстве и реализации продукции растениеводства»;
- годовая налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;
- документы о регистрации прав на землю: свидетельство на право постоянного бессрочного пользования; договоры аренды земельных участков; договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей;
- свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество;
- годовые отчеты сельхозпредприятий;
- данные о наличии скота
в индсекторе на животноводческих стоянках;
- полученные субсидии в рамках госпрограммы
Крестьянские
(фермерские)
хозяйства:
- форма № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства
и поголовье скота»;
- форма № 2-фермер «Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур»;
- годовая налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;
- документы о регистрации прав на землю: договор аренды земельного участка; договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей; пожизненно-наследуемое владение;
- свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество;
- договор аренды недвижимого имущества (животноводческих стоянок, откормочников и т.д.);
- сведения по предоставленным субсидиям в рамках госпрограммы
Личные подсобные хозяйства:
- данные СМО по бланкам строгой отчетности о реализации и вывозе скота
и прочей продукции ЛПХ по годам;
- выписка из похозяйственней книги о наличии скота и недвижимого имущества;
- свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество;
- договор аренды земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства;
- данные ветеринарных служб о вывозе и реализации продукции животноводства и растениеводства;
- сведения по предоставленным субсидиям в рамках госпрограммы
Работники сельхозпредприятий и физические лица:
- данные СМО по бланкам строгой отчетности о реализации и вывозе скота
и прочей продукции физических лиц по годам;
- сведения о наличии и движении скота по половозрастным группам (по запросу у сельскохозяйственных предприятий);
- договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей;
- договор аренды недвижимого имущества (животноводческих стоянок, откормочников и т.д.);
- данные ветеринарных служб о вывозе и реализации продукции животноводства и растениеводства
рис. 1. Исходная информация для расчета доходов
скота» определяем объем реализации продукции животноводства по формуле:
V =Х (ВД)+ (ВД) + (Цз) + с,
где Ур — объем реализации, тыс. руб.;
Е — сумма реализации всех видов продукции животноводства, тыс.руб.; К1— количество реализованного мяса крупного рогатого скота (КРС) в живом весе, ц (строка 51 раздела 4 «Реализация основных продуктов животноводства» отчетности № 3-фермер); Ц1— цена реализации 1 центнера мяса КРС в живом весе, руб/ц (средняя цена реализации по данным сводного годового отчета АПК района);
К2— количество реализованного мяса овец в живом весе, ц (строка 53 раздела 4 «Реализация основных продуктов животноводства» отчетности № 3-фермер);
Ц2 — цена реализации 1 ц мяса овец в живом весе, руб./ц (средняя цена реализации по данным сводного годового отчета АПК района); К3— количество реализованной шерсти, ц (строка 58 раздела 4 «Реализация основных продуктов животноводства» отчетности № 3-фермер);
Ц3— цена реализации 1 ц шерсти, руб./ц (средняя цена реализации по данным сводного годового отчета АПК района); С — сумма всех видов субсидий, получаемых сельхозтоваропроизводителями, руб. (данные министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия из реестра получателей государственной поддержки в рамках государственной программы по годам).
Рассчитываем затраты. Согласно инструкции по заполнению налоговой декларации по ЕСХН удельный вес затрат в среднем составляет 60-80%
от общего объема реализации всех видов сельскохозяйственной продукции в денежном выражении.
Определим налогооблагаемую базу (прибыль) П по формуле:
П = Д — З, где Д — доход, руб.; З — затраты, руб.
Определим сумму нормативного единого сельскохозяйственного налога ЕСХН N по формуле:
N = П • 0,06, где П — налогооблагаемая база (прибыль), руб.; 0,06 — ставка ЕСХН согласно Налоговому кодексу РФ.
Определим дополнительный налоговый доход Q по формуле
Q = N—
— ЕСХН (по годовой налоговой декларации), где N — сумма нормативного единого сельскохозяйственного налога, руб.; ЕСХН — строка 050 раздела 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Сводный расчет выгладит следующимобрйом (табл. 4).
Проведенные исследования структуры бюджета позволили получить выводы, связанные с проблемами формирования его доходной части. Физические лица, получающие прибыль в результате выпаса скота, неучтенного в налоговых органах, службах статистики, не уплачивают соответствующий налог — НДФЛ. Более того, они не уплачивают данный налог по использованию рабочей силы, а также от сдачи в аренду имеющейся земельной доли. В целях установления законодательного контроля над их деятельностью предлагается расчет доначислений по налогу на доходы физических лиц (табл. 5).
Расчет доначислений налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Основаниями для доначисления налога на доходы физических лиц являются:
1) неуплата сельхозтоваропроизводителями налога на доходы физических лиц за наемных работников;
2) неуплата физическими лицами налога на доходы физических лиц от сдачи в аренду земельных долей.
Расчет дополнительных доходов по налогу на доходы физических лиц по крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Расчет дохода. Согласно годовой статотчетнос-ти формы № 3-фермер «Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота» определяем объем реализации.
Расчет суммы арендной платы, выплачиваемой главой крестьянского (фермерского) хозяйства собственникам земельных долей по договору аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей, определяется по формуле:
ЕЛП = Ставка годовой ЛП одной
год
земельной доли х Количестводольщиков.
Ставка годовой арендной платы одной земельной доли установлена п. 2 типового договора аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей.
Определение дополнительного доначисления НДФЛ за пользование земельными долями ¥ происходит по формуле:
¥ = Ы ЛПгод • 13 %, где Ы ЛПгод — сумма годовой арендной платы в денежном выражении, выплачиваемой собственникам земельных долей согласно договору аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей, руб. Сводный расчет выглядит следующим образом (табл. 6).
Таблица 4
Расчет доначислений единого сельскохозяйственного налога на примере крестьянских (фермерских) хозяйств Целинного района за 2012 г., тыс. руб.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Объем реализации в денежном выражении Д Затраты З Налогооблагаемая база (прибыль) П Сумма нормативного единого сельскохозяйственного налога N Фактическая оплаченная сумма ЕСХН по налоговой декларации Дополнительный налоговый доход в муниципальный бюджет Q
КФХ 1 2 659,3 2 127,4 531,9 31,9 15,0 16,9
КФХ 2 562,2 393,5 168,7 10,1 5,3 4,8
КФХ 3 1 161,1 812,8 348,3 20,9 10,0 10,9
КФХ 4 661,1 462,8 198,3 11,9 5,5 6,4
КФХ 5 1 899,0 1 367,3 531,7 31,9 15,2 16,7
Бюджетная система 22 (598) - 2014
Таблица 5 Необходимые документы для начисления НДФЛ
Документ Лицо или организация, обязанные предоставить документ
Договор аренды земельных долей при множественности лиц на стороне арендодателей Арендатор: ИП — глава КФХ, КФХ или сельхозпредприятие
Бланки строгой отчетности «Справка о реализации (вывозе) продукции», произведенной в личных подсобных хозяйствах граждан Республики Калмыкия» (в регионе и за пределы республики) Сельские муниципальные образования. Отдел экономики районного муниципального образования
Выписка из похозяйственной книги о наличии скота и недвижимого имущества Сельское муниципальное образование
Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (земельный участок и жилой дом, другие постройки) Физическое лицо, глава ЛПХ или Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия
Договор аренды земельного участка, предоставленного для ведения ЛПХ (при наличии) Физическое лицо, глава ЛПХ или КУМИЗО* (КУМИ, КЗИО)
Выданные справки на реализацию сельхозпродукции в регионе и за пределы республики Сельское муниципальное образование
Формы строгой отчетности: Ветеринарное свидетельство по форме 1, Ветеринарное свидетельство по форме 2 Ветстанция, районные службы по борьбе с болезнями животных (РСББЖ)
Сведения о наличии скота в индивидуальном секторе работников сельскохозяйственных предприятий, крупных КФХ или других организаций Сельскохозяйственные предприятия, крупные КФХ или другие организации
Сведения по предоставленным субсидиям (возмещение процентной ставки по полученным кредитам, затрат на приобретение кормов) согласно Реестру получателей государственной поддержки за 2008-2012 гг. в рамках государственной программы Отдел АПК района, министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия (по запросу)
*Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям.
Таблица 6
Расчет доначислений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на примере сельхозтоваропроизводителей Целинного района за 2012 г.
Крестьянское (фермерское) хозяйство Количество арендодателей — собственников земельных долей, чел. I АПгод одной земельной доли, руб. Арендуемый период, лет I АПгод Ставка налога на доходы физических лиц, % Дополнительное доначисление НДФЛ за пользование земельными долями руб.
КФХ 1 34 1 006,03 3 102 615 13 13 340
СПоК 2 108 1 002,78 3 324 900 13 42 237
КФХ 3 433 1 000,46 3 1 299 600 13 168 948
КФХ 4 35 1 000,00 2 70 000 13 9 100
КФХ 5 15 1 000,00 2 30 000 13 3 900
КФХ 6 15 1 000,00 2,5 37 500 13 4 875
Расчет суммы доначислений НДФЛ по физическим лицам, извлекающим прибыль от реализации скота, выпасаемого на пастбищах Республики Калмыкия без правоустанавливающих документов, происходит следующим образом (рис. 2).
Расчет доначислений земельного налога и налога на имущество (табл. 7). Основанием для начисления земельного налога и налога на имущество физических лиц являются:
— организация сверки по расчету земельного налога по каждому собственнику земельной доли с ИФНС;
— передача сведений из похозяйственной книги по количеству жилых домов, построек и земельных участков в ИФНС для начисления налогов.
Расчет суммы доначислений НДФЛ по физическим лицам, нарушающим действующее налоговое законодательство, позволит увеличить доходную часть бюджетов муниципальных образований, уровень которых зависит в основном от налоговых поступлений. Разработанный алгоритм организационно-методического подхода к расчетам доходов местных бюджетов, в свою очередь, поможет повысить объем неналоговых поступлений.
Расчет суммы доначислений НДФЛ по физическим лицам, извлекающим прибыль от реализации скота, выпасаемого на пастбищах Республики Калмыкия без правоустанавливающих документов.
I вариант
Фактические данные по ветсвидетель-ству формы № 1 (вывоз скота за пределы республики в живом весе).
Расчет. Поголовье умножим на среднесдаточный живой вес одной головы и среднюю цену реализации. Получим общий объем незаконной реализации. 13% от разницы от общего объема незаконной реализации и необлагаемым минимумом составляют сумму доначисленного налога на доходы физических лиц
II вариант
Фактические данные по бланкам строгой отчетности СМО по реализации скота.
Расчет. Реализуемое поголовье умножим на среднесдаточный живой вес одной головы и среднюю цену реализации. Получим сумму объема реализации в денежном выражении. 13% от суммы объема реализации в денежном выражении составляет сумму доначисленного налога на доходы физических лиц
Рис. 2. Дополнительное начисление налога на доходы физических лиц
Таблица 7
Необходимые материалы для начисления земельного налога и налога на имущество
Документы Лицо или организация, обязанные предоставить документ
Свидетельство на земельный участок в размере земельной доли Физическое лицо — собственник земельного участка
Свидетельство на земельный участок согласно договоров купли-продажи земельных долей Физическое лицо, ИП — глава КФХ, КФХ или сельхозпредприятие — собственник земельного участка
Выписка из похозяйственной книги о количестве жилых домов, построек и земельных участков под постройками, передаваемая в налоговые органы Сельское муниципальное образование
Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество (на земельный участок и жилой дом, другие постройки) Физическое лицо, глава ЛПХ или Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия
Таким образом, предложенный подход сократит долю дотаций в общей структуре доходов бюджета в условиях совершенствования бюджетного процесса в части правильности формирования налоговых и неналоговых доходов.
Список литературы
1. Лксенова Т.Н. Адаптация методологии разработки и оценки региональных целевых программ как элемента социально-экономической политики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.
2. Болдырева С.Б. Кластерный подход в стратегии инновационного развития региона в условиях модернизации экономики // Финансы и кредит. 2013. № 6.
3. ИджиловаД.В. Кластерная политика и региональные приоритеты // Управление экономическими системами. 2013. № 9.
4. Дарбакова Н.Е. Формирование механизма устойчивости региональной эколого-экономической системы землепользования (на материалах Республики Калмыкия). М.: Государственный университет по землеустройству. 2012.
Budgetary system
ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FRAMEWORKS OF AN INCREASE OF TAX AND NON-TAX INCOMES OF LOCAL BUDGETS
Saglar B. BOLDYREVA,
Natal'ia E. DARBAKOVA
Abstract
The article points out that tight local budgets testifies the need of real strengthening of their profitable base, expansion of financial and economic opportunities of municipalities. The authors prove that one of ways of replenishment of budgets in the Republic of Kalmykia is an increase of overall performance of municipal bodies on administration of non-tax payments and charges according to the offered algorithm using an organizational and methodical approach.
Keywords: region, municipality, budgetary security, tax and non-tax income
References
1. Aksenova T.N. Adaptatsiia metodologii razrabot-ki i otsenki regional'nykh tselevykh programm kak elementa sotsial'no-ekonomicheskoi politiki [Adaptation of methodology of regional target programs development and assessment as an element of social and economic policy]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia — Modern problems of science and education, 2013, no. 3.
2. Boldyreva S.B. Klasternyi podkhod v strategii innovatsionnogo razvitiia regiona v usloviiakh mod-
emizatsii ekonomiki [Cluster approach in strategy of innovation development of region during economy modernization]. Finansy i kredit—Finance and credit, 2013, no. 6.
3. Idzhilova D.V. Klasternaia politika i regional'nye prioritety [Cluster policy and regional priorities]. Up-
ravlenie ekonomicheskimi sistemami — Management of economic systems, 2013, no. 9.
4. Darbakova N.E. Formirovanie mekhanizma ustoichivosti regional 'noi ekologo-ekonomicheskoi sistemy zemlepol'zovaniia (na materialakh Respubliki Kalmykiia) [Formation of the mechanism of stability of regional ecological and economic system of land use (a case study of the Republic of Kalmykia)]. Moscow, State University on Land Management Publ., 2012.
Saglar B. BOLDYREVA
Kalmyk State University, Elista, Russian Federation [email protected] Natal'ia E. DARBAKOVA Kalmyk State University, Elista, Russian Federation [email protected]