Пасечная И.Н.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
Оренбургского государственного университета E-mail: pasyny@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ В ТВОРЧЕСТВЕ К. ГРЭХЕМА
Статья посвящена особенностям философско-эстетических взглядов английского писателя рубежа XIX - ХХ веков К. Грэхема, произведения которого традиционно принято рассматривать в рамках детской литературы. В статье анализируются ранние очерки и эссе К. Грэхема, его дилогия о детстве - «Золотой возраст» и «Дни мечтаний», а также повесть «Ветер в ивах», указываются видные деятели искусства, философии, литературы, оказавшие влияние на формирование философско-эстетических взглядов писателя.
Ключевые слова: К. Грэхем, философско-эстетические взгляды, «Языческие заметки», «Золотой возраст», «Дни мечтаний», «Ветер в ивах».
В основу эстетического видения мира английского писателя рубежа XIX - ХХ вв. К. Грэхема (Kenneth Grahame, 1859 - 1932) легло два литературных направления - романтизм и неоромантизм. Нельзя также отрицать и реалистические традиции, определявшие идейное звучание его произведений.
Обладая романтическим миропониманием, К. Грэхем в своих ранних произведениях широко применял реалистические детали, отражающие жизнь современного ему общества, правдиво изображающие его пороки, систему законов, типические характеры.
Специальных работ по эстетике писатель не оставил, но наиболее ярко его философско-эстетические взгляды выражены в эссе из сборника «Языческие заметки» (Pagan Papers, 1893): «О бездельничании» (Loafing), «Дешевое знание» (Cheap Knowledge), «Осенняя встреча» (An Autumn Encounter), а также в дилогии о детстве «Золотой возраст» (The Golden Age, 1895), «Дни мечтаний» (Dream Days, 1898).
В более поздних произведениях Грэхема находят отражение неоромантические черты: приключенческие мотивы (путешествия маленьких друзей Мола и Рэта, удивительные и забавные приключения мистера Тоуда), углубляется психологизм героев, большое внимание уделяется изображению чувств героев к собственному дому, а также переживаний, которые они испытывают вдали от родного очага (повесть «Ветер в ивах», The Wind in The Willows, 1908).
На формирование философско-эстетических взглядов молодого Грэхема, по мнению исследователя П. Грина, большое влияние оказали «философские системы эллинистического
периода, в частности, материалистическая философия Эпикура и учения стоиков» [3; 42]. Именно эти две системы понимания природы впоследствии, в повести «Ветер в ивах», лягут в основу грэхемовского пантеизма, в центре которого стоит человек: человек - это часть живого и божественного мирового целого, воплощением которого является природа. Именно этим и объясняется постоянное стремление К. Грэхема покинуть цивилизацию, город, дорогу, общество машин, чтобы спасти себя, свою душу, тем самым пытаясь указать людям дорогу к покою в гармонии со своим внутренним «Я».
Писатель превозносил материалистическое понимание природы Эпикура, служащее средством борьбы с ложными представлениями, стремился прожить свою жизнь без страданий и страха, испытать высшее наслаждение -безмятежность, внутреннюю независимость и душевное спокойствие. Преклоняясь перед стоическим идеалом, который во многом приближался к эпикуровскому, за основу счастья Грэхем также брал добродетель, которая делает человека свободным и совершенным.
Увлечение античностью наиболее ярко проявилось уже на первом этапе творчества К. Грэхема: в 1880-90-х годах. Для того чтобы прочитать Вергилия на языке оригинала, будучи учеником школы св. Эдварда, К. Грэхем старательно изучал латинский, неоднократно получал награды и поощрения за отличное знание языка. На протяжении всей жизни Грэхем с большим энтузиазмом читал и «Одиссею», и «Илиаду» Гомера (в основном на латинском языке), сатиры Горация, работы Марка Аврелия [2; 19].
Учение представителя позднего стоицизма Марка Аврелия особо привлекало К. Грэхема. Его труд «Размышления» стал для К. Грэхема основополагающих в его мировосприятии и во многом повлиял на дальнейшее творчество писателя.
По словам самого К. Грэхема, именно в ранней юности определились те «составные части», которые взрастили в нем «зародыш язычества» [1; 27]. Не случайно свой сборник эссе он назвал «Языческие заметки» (Pagan Papers, 1893). Мир Греции и Рима логично встраивается в систему представлений писателя об обществе, людях, нравственных ценностях своего времени.
В дальнейшем в своих взглядах на новое время и наступавший прогресс Грэхем шел за сентименталистами, которые пытались оградиться от буржуазной цивилизации. К. Грэхем также воспевал уединение на лоне природы, испытывая к ней нежно-меланхолическую грустную симпатию.
Подобные настроения пронизывают лондонский период Грэхема. В Лондоне писатель нашел первых друзей: секретаря филологического общества доктора Фредерика Джеймса Фернивалла, который объединил вокруг себя группу выдающихся языковедов-исследовате-лей: У. П. Кера, У. У. Скита, А. У. Поллорда, Р. У. Чемберса, которые коренным образом изменили его взгляды на жизнь. Именно благодаря влиянию Фернивалла Грэхем решил связать свою будущую жизнь с литературой.
Вслед за У. Э. Хенли, видным поэтом, критиком и редактором того времени, убежденным в невозможности истинности познания окружающей человека действительности, в невозможности объективно-научного объяснения происхождения и сущности жизни, Грэхем с пренебрежением относился к представителям церкви, к их религиозным воззрениям, в которых видел множество противоречий и лицемерия.
Следуя за Хенли, К. Грэхем испытывал недовольство и по отношению к правящим властям, к несправедливости, которая царила в мире. В одном из своих ранних эссе «О бездельничании» (Loafing) иронизируя, он с пренебрежением, изображает самого мудрого из всех - Бездельника из высшей знати, пребывающего в состоянии нирваны, лежащего на запылившемся диване, задумчиво и неподвижно смотрящего на синее небо и слушающего пение жаворонков и потребляющего в больших количествах, подобно Пантагрюэлю, пищу, хороший табак, пиво.
Этим, писатель выражает свое презрение к политике Англии рубежа Х1Х-ХХ веков и ее руководителям, не приносящим, по мнению К. Грэхема, никакой пользы. Уподобляя их Бездельникам, он подразумевал всю их никчемность и неспособность к каким-либо изменениям, а также снобизм, с которым они смотрят на простых «людей-собак».
Технический прогресс отнюдь не радовал писателя, поскольку облик старой, горячо любимой Англии быстро менялся: вырубались вековые буки и дубы, очищались места для будущих промышленных предприятий. Сосредоточив все свое внимание на литературе, К. Грэхем стал использовать мир природы, мир животных в качестве источника, вдохновляющего воображение. Эти два мира существовали самостоятельно, вне зависимости от земной цивилизации и господствующего в ней человека. Изучая литературу, Грэхем знакомится с творчеством немецких романтиков, взгляд которых на природу и общество завершил процесс формирования его философско-эстетических взглядов. Сохранение природных уголков в первозданном виде, ограждение природы от буржуазного расхищения для Грэхема стало одной из главных задач.
Будучи преемником эстетики сентиментализма и прежде всего раннего романтизма, в своих философских воззрениях К. Грэхем ориентировался и на положение о «восстановлении» природного происхождения натурфилософии Ф. Шеллинга и философии Ф. Шлеге-ля. Однако, поскольку философия Шеллинга в трактовке человеческой личности и природы (в понимании сущности искусства Шеллинг, как известно, стоял на существенно иных позициях) была тесно связана с фихтеанством, будет правильнее отметить, что в качестве философской основы К. Грэхем избрал субъективно-идеалистическую философию Фихте. Но, вслед за другими романтиками, Грэхем довольно быстро ощутил субъективность фихтеанства как определенную ограниченность. Ему оказалась ближе философия Ф. Шеллинга, преодолевающая противоположность идеального и реального, природы и человека. Душа Грэхема, как и душа Шеллинга, «чувствовала себя свободнее, возвращаясь из состояния спекуляции к наслаждению природой и изучению ее» [5; 35].
На формирование философско-эстетических взглядов К. Грэхема также большое влия-
ние оказало творчество одного из продолжателей традиций американского романтизма, поэта, филолога, мастера классических, традиционных форм Г. У. Лонгфелло. Еще в детстве юный Грэхем услышал от случайного прохожего стихотворение Лонгфелло «Морские воспоминания» (Sea Memories, 1839), которое запомнилось будущему писателю на всю жизнь. Позднее, в сборнике рассказов о детстве «Дни мечтаний» (Dream Days, 1898), на основе этого стихотворения была написана шестая глава «Сага морей» (A saga of the seas).
Базируясь на романтических воззрениях, К. Грэхем берет за основу своей эстетики одухотворение мира, пантеистическое возвышение природы. В его глазах все природное обожествлялось, становилось единственно истинным и прекрасным, поднималось над социальными отношениями, придуманными самими людьми.
Как и многих романтиков (У. Блейка, У. Вордсворта, С. Кольриджа и др.), уход от действительности в духовный мир далеко не всегда удовлетворял К. Грэхема. Спасаясь бегством от буржуазного общества, он пытался выйти за его границы. Уход писателя в мир природы стал своеобразным спасением от реальности, выражением его духовной жизни. Природа для Грэхема приобрела идеальное значение, в ней отразилась душевная тоска писателя по удивительно красивым местам графства Беркшир, где прошло детство писателя.
Используя один из излюбленных поэтических приемов романтиков, К. Грэхем в своем восприятии и в своих фантазиях одушевляет, очеловечивает природу. Включая в свои произведения большое количество пейзажных зарисовок, используя в качестве героев животных, писатель противопоставляет живую жизнь, полную свободы, омертвевшему обществу, убивающему живую душу в погоне за карьерой, властью, наживой, тщеславием.
Вслед за великими романтическими певцами природы - У. Вордсвортом, Дж. Муром, Д. Китсом, - изображая вольную стихию, свободный мир, К. Грэхем одушевляет природу, говорит о ее неразрывной связи с человеком.
По своим взглядам на окружающий мир К. Грэхем примыкал и к таким известным певцам природы конца XIX - начала XX века, как Б. Х. Поттер, Дж. Рескин, У. Моррис. В их творчестве Грэхема также привлекали темы, касаю-
щиеся близости человека к природе, противопоставление бездушному цивилизованному обществу живого, естественного мира. Ведь «человек, согласно Грэхему, должен мыслиться как составная часть природы. Взаимодействие с ней не должно служить лишь для удовлетворения своих потребностей» [2; 272].
Опираясь на его эстетику Рескина, у которого он учится наблюдать и видеть природу в ее характерных проявлениях, не копируя деталей, но и не стремясь к академической отвлеченности, К. Грэхем боролся за правдивое национальное искусство, призывая видеть и изучать окружающий мир, считая, что человеческое знание природы необходимо.
У Моррис - еще один поэт-романтик, оказавший влияние на формирование эстетических взглядов Грэхема, касающихся духовного развития человека. Опираясь на произведения первого периода творчества Морриса, а в частности, на пьесу «Любовь-владычица» (Love is Enough, 1868 - 1870), по мнению К. Льюис, в сознании Грэхема «укоренялось призрачное отношение к общественной жизни, и в конечном итоге произошло закрепление позиций, касающихся истинности законов природы, красоты и естественности» [4; 28-29].
Противоречия действительности и идеала, обнаруженные романтиками, в эстетике Грэхема получают своеобразное продолжение. Носителями вольной стихии, естественной свободы у Грэхема выступают животные. Их жизнь становится иносказательным изображением жизни человеческого общества. Включая их в повествование ряда эссе: «Сельский Пан» (The Rural Pan), «Случайная развязка» (Deus Terminus), «Осенняя встреча» (An Autumm Encounter), «Исчезнувший кентавр» (The Lost Centaur), «Орион» (Orion), повести «Ветер в ивах» (The Wind in the Willows), К. Грэхем показывает идиллический мир, в котором царят радость, безмятежная дружба, исключающие жестокость и лицемерие.
Результаты индустриализации на рубеже XIX-XX веков еще больше отчуждали человека от естественной среды. Расширялись масштабы потребительства, обострялись противоречия между человеком и природой.
В такой обстановке К. Грэхем чувствовал себя крайне неловко. Видя это отдаление и испытывая постоянную ностальгию по прошлому, которое непосредственным образом было
связано с красотой естественной среды, писатель находил успокоение лишь в литературе. Изображая животный мир, уединенные тенистые уголки любимой Темзы с дрожащими над нею стрекозами, сады, луга, К. Грэхем пытается отвлечься от жизни современного ему общества, в особенности от тягот индустриального города.
Именно рубеж Х1Х-ХХ веков (время, на которое приходится литературная деятельность Грэхема-писателя) связан с появлением нового взгляда на окружающий мир, личность, культуру, названного «неоромантизм». Грэхему оказался близок «дух времени», связанный с традициями романтизма, но возникший в иную историческую эпоху. Подобно неоромантикам (Р. Л. Стивенсон, Дж. Конрад и др.), Грэхем искал идеальные ценности в обыденной действительности, воспроизводя их, основываясь на глубоко личных впечатлениях (сборник эссе «Языческие заметки», очерки «Северной бороздой», «Оксфорд глазами мальчика», дилогия о детстве «Золотой возраст» и «Дни мечтаний»). При этом, стремясь к созданию особого поэтического мира, как и большинство неороманти-
ческих писателей, Грэхем выстраивал сюжет своих произведений как напряженную интригу (эссе «Вечное куда», повесть «Ветер в ивах»), которая позволяла писателю удовлетвориться иллюзией в исследовании мира реального (эссе «Романтика рельсов», «Романтика дороги»).
Таким образом, создавая произведения в рамках неоромантизма, К. Грэхем в своих философско-эстетических взглядах был преемником античных традиций и предшествующих литературных направлений. В своем творчестве К. Грэхем поднимает наиболее актуальную, на его взгляд, проблему: воспевание чувства любви к естественному, не испорченному цивилизацией миру природы, утверждение определяющей роли такого идеального начала.
Следуя классическим традициям и опираясь на современность, Грэхем воспринимал общество ХХ века как начало новой эпохи, новой эры, как детство нового человечества. Предчувствуя глобальные перемены в обществе, он стремился донести до людей как можно больше истин, касающихся ответственности человека за окружающую природу.
16.03.2011
Список литературы:
1. Chalmers, P. R. Kenneth Grahame, Life, Letters and Unpublished Work / P. R. Chalmers. - London: Methuen & Co., Ltd., 1933. -321 p.
2. Green, Р. Grahame К. A Biography. Cleveland / Р. Green. - New York, The World publishers, co 1959. - 385 p.
3. Green, Р. fenneth Grahame. 1859 - 1932. A study of his life, work and times / Р. Green. - London: Murray, 1959. - 400 p.
4. Kuznets, L. R. Grahame K. / L. R. Kuznets. - Boston: Twayne, Co 1987. - 156 p.
5. Lowe, E. C. Kenneth Grahame and the Beast Tale / E. C. Lowe. - New York: University Press, 1976. - 245 p.
Сведения об авторе:
Пасечная И.Н., доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку в начальной школе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного
университета, кандидат филологических наук 462403, г. Орск, пр-т Мира, 15А, e-mail: pasyny@yandex.ru
UDC 820 (09)
PasechnayaI.N.
Orsk Humanitarian-Technological Institute (the branch) Orenburg State University
E-mail:pasyny@yandex.ru
THE PECULIARITIES OF PHILOSOPHICAL AND AESTHETIC VIEWS IN THE WORKS OF K. GRAHAM
The article is devoted to the peculiarities of philosophical and aesthetic views of the English writer of the XIX - XX centuries, K. Graham, whose works are traditionally regarded as part of children’s literature. The article analyzes the early essays and short stories of K. Graham, his duologue of childhood - the «The Golden Age» and «The Dream Days», as well as the novel «The Wind in the Willows», the prominent figures of art, philosophy, literature, which influenced the formation of the philosophical aesthetic views of the writer are indicate.
Key words: K. Graham, philosophical and aesthetic views, «Pagan papers», «The Golden Age», «The Dream Days», «The Wind in the Willows».
Bibliography:
1. Chalmers, P. R. Kenneth Grahame, Life, Letters and Unpublished Work / P. R. Chalmers. - London: Methuen & Co., Ltd., 1933. - 321 p.
2. Green, P. Grahame K. A Biography. Cleveland / P. Green. - New York, The World publishers, co 1959. - 385 p.
3. Green, P. Kenneth Grahame. 1859 - 1932. A study of his life, work and times / P. Green. - London: Murray, 1959. - 400 p.
4. Kuznets, L. R. Grahame K. / L. R. Kuznets. - Boston: Twayne, Co 1987. - 156 p.
5. Lowe, E. C. Kenneth Grahame and the Beast Tale / E. C. Lowe. - New York: University Press, 1976. - 245 p.