УДК.615.1:339.138
ОСОБЕННОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РК И УСЛОВИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКИХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Киштибаева А., 501-1 группа, фармацевтический факультет Научный руководитель: к.фарм.н, доцент Шопабаева А.Р. Сулеева Б.Б.- директор ЦМИ «РИагшехреЛ»
Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
Маркетинговый анализ фармацевтического рынка страны дает представление о степени развитости данного сектора в изучаемой стране. Наличие отечественного фармацевтического производства лекарственных средств (ЛС), интерес со стороны стран-импортеров лекарственной продукции, регулирование данной области со стороны государства - все эти факторы влияют на динамику развития фармацевтического рынка и интересны для исследования. Фармацевтический рынок является одним из самых высокодоходных и быстрорастущих секторов мировой экономики. Мировой фармацевтический рынок конца XX столетия представляет собой мощный конгломерат производителей и продавцов товаров для здравоохранения, ученых-исследователей, потребителей и врачей.
Казахстанский рынок лекарств - это рынок импорта. Доля отечественных производителей не превышает 11% [1]. Низкая доля отечественного производителя связана с тем, что основную часть продуктовых портфелей занимают низкорентабельные дженериковые препараты, прибыль от продажи которых не позволяет казахстанским фармацевтическим производителям выделять деньги на исследования и разработку новых оригинальных лекарственных средств. Остальные медикаменты завозятся из-за рубежа. Рынком в основном владеют импортеры дешевых ЛС, лидерами по объему ввозимых препаратов являются Россия, Китай, Индия, Германия и Украина [2,3,4].
Анализ фармацевтического рынка Казахстана по информации Центра маркетинговых исследований «РИагшехрегЬ), показывает, что за последние четыре года (2007-2010) влияние мирового экономического кризиса отразилось в снижении объемов продаж лекарственных средств в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 4,09%. В 2010 году рынок вырос в денежном выражении на 10,39% (рис. 1).
700 -|
600 -
500 -
400 -
300 -
200 " 100 0
663,48
4
77,06
601,05
80,64
4
626,71
470,37
590,39
482,23
2010
2009
2008
2007
п Евро,млн. □ Упаковки,млн.
Рис. 1. Объем продаж лекарственных средств
Указанные факторы объясняют интерес к Казахстану иностранных производителей лекарственных средств. Анализ фармацевтического рынка Казахстана в разрезе локальные/иностранные производители представлен на рис.2.
В Казахстане по итогам 2010 года действует порядка 85 предприятий. Пятерка лидеров занимает долю в 75,40% (деньги) и 63,17% (упаковки).
Заметно увеличение субсидирования фармацевтического рынка Казахстана со стороны государства. Анализ в разрезе сегментов отражает все возрастающий рост доли больничных закупок лекарственных средств (рис.3).
Упаковки, Упаковки, Упаковки,
2010
2009
2008
USD,2010
USD,2009
USD,2008
67,4% 32,6%
70,2% 29,8%
73.7% 26.3%
и Иностранные Покальные
89.0% И.(
90.5% 9,5%
92,0% 8,0%
Рис. 2. Фармацевтический рынок Казахстана в разрезе локальные/иностранные производители
2010год 2009год 2008год
Рис.3. Доля больничных закупок лекарственных средств
Производство лекарств развивается медленно, за пятнадцать лет доля отечественных производителей на рынке лекарств в денежном выражении увеличилась с 3% до 10%. Фармацевтические предприятия Казахстана выпускают не более 10% в стоимостном значении от объема потребляемого республикой медикаментов.
В современном мире именно фармацевтические компании являются инициаторами и спонсорами развития медицины. Коммуникационное воздействие фармацевтических компаний на медицину имеет в итоге положительное значение, способствуя развитию медицинских знаний, повышению эффективности диагностики и терапий. Так что же это коммуникационное воздействие фармацевтических компаний на медицину? Коммуникативное воздействие можно отнести к четырем основным технологическим группам:
• реклама (advertising),
• личные продажи (personal selling)
• интенсификация продаж (sales promotion)
• общественные отношения (public relations)
В обеспечение личных продаж в фармацевтической отрасли работает исторически сложившаяся практика использования специалистов, подготовкой которых не занимается ни один ВУЗ - медицинских представителей, которые в свою очередь, являются краеугольным камнем всей системы продвижения лекарственных препаратов. Основываясь на постоянной работе по обучению своих представителей, на их профессионализме, фармацевтические компании всего мира пользуются уникальной возможностью личной (не опосредованной) передачи информации о лекарстве тому, от кого зависит или может зависеть в будущем назначение лекарства больному, либо иное ключевое решение. Традиционно высокий уровень доверия к личному общению делает работу медицинских представителей особенно эффективной.
Медицинский представитель - это специалист, занимающийся продвижением лекарственных препаратов компаний-производителей в больницах, поликлиниках, медицинских центрах и аптеках. Медицинские представители (МП) являются лицом и голосом фармацевтической компании. Внимание аудитории к информации, происходящей из личного общения, значительно превышает таковые показатели обезличенной рекламы. Отличие МП в том, что они являются специалистами значительно более высокого уровня, так как от уровня их собственной медицинской квалификации напрямую зависит эффективность работы. Ценность медицинских пред-
ставителей для фармацевтических компаний подтверждается еще и тем, что отрасль, тратит на них 46—63% своих бюджетов продвижения. Эти инвестиции легко окупаются, так как медицинские представители обеспечивают своим компаниям значительный доход. По данным исследования двадцати транснациональных корпораций, один медицинский представитель обеспечивает продажи на $300—900 тыс. в год. В крупнейших мировых фармацевтических компаниях работает такое количество МП, что в количественном отношении можно говорить о них как об отдельной профессиональной группе. Novartis имеет около 4,000 представителей, Eli Lilly — 5,000, GlaxoSmithKline - около 8,000, Pfizer Inc -более 13,000 медицинских представителей по всему миру. Общее же количество МП на мировом фармацевтическом рынке в 2010 году превысило 97,000 человек. Как постоянному основному источнику информации о лекарственных препаратах, визитам медпредставителей врачи отводят 3-е место после справочников и специализированных медицинских изданий - все приведенные ниже данные базируются на результатах 3-ей волны исследования MEDI-QTM"Мнение практикующих врачей", проведенной в апреле 2010 года
Одним из главных критериев оценки работы медицинских представителей является частота назначений врачами продвигаемых лекарственных препаратов. Оценивая частоту визитов медицинских представителей, выяснилось, что в целом же около 22% врачей посещаются представителями два-три или один раз в месяц.
Данные исследования позволяют отладить взаимодействие менеджеров по маркетингу и продажам внутри компаний с целью эффективного контроля работы медицинских представителей, мониторинга эффективности их действий и внесения оперативных корректировок в их деятельность.
Таким образом, фармацевтический рынок - конгломерат производителей и продавцов товаров для здравоохранения, ученых-исследователей, потребителей и врачей. Анализ фармацевтического рынка Казахстана, по данным Центра маркетинговых исследований «Pharmexpert», за 2007-2010гг. дает возможность узнать динамику развития и интересен для исследования. Доля импортных препаратов составляет 89%, а отечественных производителей 11%. Основная функция медицинского представителя фармацевтической компании - взаимодействие с врачами. Врачи оценивают его по значимости для них как третье после справочников и специализированных медицинских изданий. Оценка врачами роли МП как носителей новой информации об ЛС повышает их значимость и престиж представляемой ими компании. Литература:
1. Аналитическая База Данных «Мониторинг розничных продаж ЛС в Казахстане» за период 1кв.2003-2кв.2010гг. (ЦМИ «Фармэксперт»).
2. http://www.kazpravda.kz/?uin=1151984397&chapter=1261606624
Казахстанская Правда от 24.12.2009 Интервью с заместителем председателя Нацбанка Данияром Акишевы «Для экономики важна финансовая стабильность».
3. Азембаев А.А. Фармацевтический рынок Республики Казахстан за 2006-2008гг. (монография), Алматы .-2010.- С.74
4. Баймуканов С.А. Вступление в Таможенный союз позволит повысить рентабельность производства многих лекарственных препаратов.//Профессионал.-2010, №315, № статьи - 153929.
^Р фармацевтикалык нарьныньщ ерекшелiктерi жэне медициналык екшетт кызметкер жумысыныц
шарты
Кшпбаева А., Шопабаева А.Р., Сулеева Б.Б
Фармацевтика нарыгы дуниежузшк нарьщтыц ец тез дамушы жэне жогары табысты белш болып табылады. Казакстандык ендiрушiлердiц улесп белт 11% курайды. КР фармацевтикалык нарыгын «Pharmexpert» МЗО акпараттары бойынша зерттеу 2007-2010 жж. дYниежYЗШк дагдарыс эсершщ нэтижесвде дэршк заттар сату келемi 2009ж 2008ж-мен салыстырганда 4,09 % темендеген. 2010 ж.нарык акшалык мэншде 10,39% ескен. Медициналык ешлетп кызметкерлер фармацевтикалык компанияныц дауысы мен келбеп болып табылады.
Tyrc^i сездер: фармацевтикалык нарык, дYниежYзiлiк экономикалык дагдарыс, дэршк заттар, Медициналык ешлетп кызметкерлер
Pharmaceutical market characteristics and conditions of rc medical representatives
Kishtibaeva A., Shopabaeva A.R., Suleyeva B.B.
The pharmaceutical market is one of the most profitable and fastest-growing sectors in the global economy. Kazakhstan's market of drugs - it's import market. The share of drugs Kazakhstani producers in the total amount does not exceed 11%. Analysis of the pharmaceutical market in Kazakhstan, according to CMR «Pharmexpert» shows that for the period 2007-2010, under the influence of the global economic crisis reduced the sales of drugs in 2009 compared with 2008 at 4.09%. In 2010, the market grew in value terms by 10.39%. Medical representatives are the face and voice of a pharmaceutical company.
Keywords: pharmaceutical market, the global economic crisis, drugs, medical representative.