ЭКОНОМИКА И ПРАВО
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
55
2015. Т. 25, вып. 6
УДК 338.1
Ю.В. Федорова, Л. С. Федотова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ
В статье отмечается, что фармацевтический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстроразви-вающихся секторов как мировой экономики, так и отдельных стран. Россия входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира. Объемы продаж на фармацевтическом рынке России продолжают увеличиваться, хотя показатели экономического роста имеют отрицательные значения. Высокая доходность фармацевтического рынка России определяется следующими факторами: тем , что большая часть населения страны - это регулярные покупателями различных лекарственных форм; высокой долей стареющего населения; растущим стремлением населения принимать лекарства и лечиться самостоятельно; повышением внимания россиян к своему здоровью. Вместе с тем в последние годы в развитии фармацевтического рынка России усилилось действие негативных факторов. В первую очередь - это сокращение доли продукции отечественной фармацевтической промышленности. Российский рынок лекарств стал стратегически зависимым от поставок импортных лекарств. Замена импортных товаров в фармацевтической отрасли значима с точки зрения укрепления национальной безопасности. Стратегия замены импортных товаров должна дополняться конкретными практическими мерами поддержки отечественных фармацевтических компаний, включающими как изменения в нормативных актах, так и эффективное распределение реальных материально-финансовых потоков. Среди мер поддержки стратегии замены импортных товаров выделяются следующие: локализация иностранных производств, создание технологических платформ, территориальных инновационных кластеров, регламентация системы государственных и муниципальных закупок в сегменте льготного лекарственного обеспечения.
Ключевые слова: импортозамещение, фармацевтический рынок, локализация производств, государственная экономическая политика, технологические платформы.
Фармацевтический рынок является одним из наиболее прибыльных и быстроразвивающихся секторов как мировой экономики, так и отдельных национальных хозяйств. Россия входит в десятку крупнейших фармацевтических рынков мира. По итогам 2014 г. российский фармацевтический рынок занял седьмое место в мире по своей емкости. Его значительный рост сохранился несмотря на общее падение экономической динамики. По предварительным оценкам, в 2015 г. он увеличится в России на 12-13 %. Высокая доходность фармацевтического рынка России определяется рядом факторов: значительной численностью населения, которое является потенциальным потребителем лекарств; высокой долей стареющего населения; растущим стремлением населения принимать лекарства и лечиться самостоятельно; повышением внимания россиян к своему здоровью и т. д. Во время понижения рубля только за первый квартал 2015 г. спрос населения на лекарства вырос на 30 %. Причиной такого потребительского поведения стали инфляционные ожидания - потребители закупают те препараты, которые они принимают длительно и повышения цен на которые они ждут. В Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 г. (Приказ Министерства здравоохранения РФ № 66 от 13.02. 2013) приводятся данные, что в 2012 г. на лекарственное обеспечение в Российской Федерации было потрачено 768,5 млрд руб., в том числе расходы населения составили 485,3 млрд руб. (63 %).
Вместе с тем в последние годы в развитии фармацевтического рынка России усилилось действие негативных факторов. В первую очередь речь идет о сокращении доли продукции отечественной фармацевтической промышленности. Наш рынок превратился в импортоориентированный. В части импорта лекарственных средств Закон «Об обращении лекарственных средств» (№ 61-ФЗ от 12 апреля 2010 г.) конкретизируется Постановлением Правительства «О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию РФ». Перечень разрешенных к применению для лекарственной терапии препаратов содержится в Государственном реестре лекарственных средств. Порядок ведения реестра утвержден приказом Министерства здравоохранения РФ № 746п от 26.08. 2010 г. Доля лекарств национальных производителей на рынке составляет в настоящее время около четверти рынка. При этом большинство из них производится из иностранных субстанций, а сами препараты не отличаются высоким качеством. В структуре рынка фармацевтических субстанций доля российских производителей не превышает 1 %. Такие показатели тотальной импортозави-симости создают угрозу национальной безопасности России.
2015. Т. 25, вып. 6
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы доля отечественных лекарств на внутреннем рынке должна достичь к 2020 г. 50 %. Кроме того, в одном из майских указов президента (указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения») становится задача доведения объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня ЖНВЛП до 90 % уже к 2018 г.
Общий заявленный объем финансирования «Фармы-2020» в настоящее время составляет около 173 млрд рубл. (110 млрд руб. - за счет федерального бюджета). Половина этой суммы (86,9 млрд руб.) должна быть направлена на научные исследования и разработки новых лекарств. Первый этап реализации программы, завершающийся в 2015 г., был призван решить задачу сокращения научно-технического отставания российской фармпромышленности и запустить процесс импортозамещения по стратегически значимым лекарственным препаратам.
С момента принятия программы прошло уже два года, и можно уже оценить предварительные итоги. Согласно официальной статистике 69,5 % жизненно необходимых лекарств из списка ЖНБЛП уже производится в нашей стране. В настоящее время в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов входит 608 наименований, из них 413 производится на территории РФ. Оптимистичные оценки свидетельствуют о повышении доли отечественных препаратов в структуре розничного коммерческого сектора в 1 полугодии 2015 г. до 43,7 % препаратов в натуральном выражении, что, несомненно, является существенным достижением в сравнении с исходными показателями 2013 г. [4. C. 17].
Большинство крупных импортных фармацевтических компаний выбрали локализацию их производств в России, в том числе и в партнерстве с местными производителями. Свои заводы в России построили такие мировые гиганты, как «Байер», «Такеда», «Новартис», «Берлин-Хеми», «Никомед», «Тева». Наибольшую долю в общем объеме российского производства лекарственных препаратов в денежном выражении в 2014 г. заняли соответственно «Санофи» (5,05 %) и КРКА (3,33 %).
Перспективным инструментом реализации задачи перехода фармацевтической отрасли на инновационную модель развития является создание технологических платформ. Технологическая платформа представляет собой коммуникационный инструмент, направленный на создание перспективных коммерческих технологий новых продуктов, привлечение ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства и гражданского общества). Эта тенденция воплотилась в появлении и развитии нескольких медико-фармацевтических территориальных фармацевтических кластеров в российских регионах. В числе лидеров пять крупнейших фармкластеров: в Ярославской, Калужской областях, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и в Подмосковье. Так, к примеру из 14 строящихся инвестиционных объектов, готовящихся к запуску в 2015-2016 гг., пять находятся в Калужской области. Среди них предприятие по переработке фармотходов «Экофарм» (стоимость проекта 0,76 млн долл), фармацевтические заводы «Ниармедик Плюс» (47 млн долл.), «НоваМедика» (85 млн долл.), «АстраЗенека Россия» (187 млн долл.) [2. C. 7].
Кластерный подход предполагает объединение не только промышленных предприятий, но и широкое привлечение научно-исследовательских организаций. Например, Биофармацевтический кластер «Северный» был создан в 2010 г. как объединение ведущих предприятий российской фармацевтической и медицинской промышленности, научно-исследовательских институтов и медицинских учреждений, малых инновационных компаний на базе Московского физико-технического института. В состав основных участников кластера входят: МФТИ; ЦВТ «ХИМРАР»; Группа компаний «Протек»; ФГУП НПЦ «Фармзащита»; «Акрихин»; «Альтоника»; Janssen; НПФ ЛИТЕХ, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. Основным подходом в развитии инновационных кластеров на базе университетов и институтов является создание пояса малых инновационных предприятий и корпоративных лабораторий в различных направлениях, подготовка и переподготовка квалифицированных научных, инженерно-технических и управленческих кадров.
Однако при ближайшем рассмотрении реальных показателей импортозамещения, и особенно при переходе от натуральной оценке к стоимостной, становится очевидно: высокие значения отечественной продукции достигнуты только в натуральном выражении, то есть в упаковках. В стоимостном выражении доли российских и иностранных препаратов остались прежними (на уровне тех же 25 %). Различия в цифрах связаны с тем, что импортные лекарственные препараты в разы дороже отечественных аналогов.
Импортозамещение как фактор развития фармацевтического рынка России
57
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
2015. Т. 25, вып. 6
Доля отечественных и импортных препаратов на российском рынке в денежном выражении
в 2011-2015 годах, %
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 1 полугодие 2015 г.
Российские 24,0 23,9 24,0 24,4 25,8
Импортные 76,0 76,1 76,0 75,6 74,2
Источник: Фармацевтический вестник. 11 августа 2015 г. № 24 (811). С. 12, 17.
С 1 января 2016 г. вводятся новые параметры локальности фармацевтических продуктов, а именно упаковка перестает считаться признаком отечественного лекарства, следовательно, производителям придется переходить от упаковки к локализации по полному циклу. Таким образом, будет наблюдаться значительное сокращение количества продукции со статусом «отечественный», а также снижение доли инновационных отечественных лекарственных препаратов. Основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей продолжают составлять низкорентабельные устаревшие препараты. Это связано с тем, что вывод на рынок дженерика занимает не более двух лет и обходится сравнительно недорого, хотя конкуренция на этом рынке традиционно выше, чем в сегменте высокоэффективных дорогих препаратов.
О начале полного цикла производства в 2014 г. заявили только четыре компании: Baxter (препарат «октоког альфа», партнер по локализации - «Биокад»), Merck (препарат «Интерферон бета-1а», партнер по локализации - «Фармстандарт»), AbbVie (препарат «Лопинавир + Ритонавир», партнер по локализации - «Р-Фарм»), Bristol-Myers Squibb (препарат «Атазанавир», партнер по локализации -«Р-Фарм») [3. C. 12]. Первые две локализуют препараты, входящие в «Семь нозологий», оставшиеся - препараты, закупаемые по программе профилактики и лечения ВИЧ и гепатита В и С.
Надо понимать, что под импортозамещением государство понимает не только и не столько стимулирование локализации иностранных производств, сколько поддержку российских компаний. Девальвация рубля существенно упростила реализацию поставленных задач, в том числе и потому, что потребитель переориентировался на более дешевые отечественные аналоги. В целом на различные государственные закупки (больничные аукционы, закупки в рамках федеральной и региональной компоненты программы льготного лекарственного обеспечения, закупки по программе «Семь нозо-логий» и т. д.) приходится до трети всего фармацевтического рынка. Между тем, выделяя внутри фармацевтического рынка отдельные сегменты, следует отметить, что на госпитальном сегменте фармацевтического рынка доля отечественных препаратов и в натуральном, и в стоимостном выражении больше, чем на коммерческом розничном сегменте. В секторе льготного лекарственного обеспечения доля отечественных препаратов в стоимостном выражении намного меньше (по разным данным не более 22-23 %) [1. C. 144]. Так, в программе «Семи высокозатратных нозологий» в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. № 2782-р зарегистрировано 22 международных непатентованных наименования, которым, согласно государственному реестру лекарственных средств, соответствуют 93 торговых наименования. Из них только 22 лекарственных препарата производится в России (23 %) и упаковывается еще 14 (15 %). Поскольку программы льготного лекарственного обеспечения финансируются только за счет бюджетов всех уровней и средств фондов обязательного медицинского страхования, можно констатировать, что средства налогоплательщиков становятся источником доходов иностранных производителей.
В настоящее время единственный механизм, устанавливающий льготы для российских производителей при проведении закупочных процедур, - ежегодно утверждаемый приказ Минэкономразвития России об особенностях доступа некоторых групп иностранных товаров (в том числе и лекарств) к госзакупкам. Он предусматривает 15 %-ную преференцию в цене для препаратов российского производства, что стимулирует дистрибьютеров предлагать их к поставке. Сами представители фармацевтических производителей считают эти меры недостаточны, тем более что приказ издается к концу мая, когда полгода аукционной борьбы уже позади. В конце 2014 г. Министерство промышленности и торговли РФ разработало проект постановления «Об установлении ограничений на допуск лекарственных средств, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Предполагается, что если при проведении государственной закупки препарата на торги поступает две и более заявок от поставщиков лекарств, производимых в Таможенном Союзе, то заявки от поставщиков иностранных лекарств автоматически отклоняются. При этом не важно, идет ли речь о полном цикле производства в России или только об упаковке (такой же подход используется и в 44 ФЗ). Вскоре проект был доработан: в нем появилось упоминание об ограничении дос-
2015. Т. 25, вып. 6
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
тупа к торгам производителей, осуществляющих в России первичную и вторичную упаковку, если имеются предложения о поставке от производителей полного цикла. Таким образом, иностранные компании вынуждают перейти к полной локализации. 5 февраля 2015 г. было принято Постановление Правительства РФ № 102, которое прямо ограничивает допуск отдельных видов иностранных медицинских изделий к государственным и муниципальным закупкам. Под запрет попали компьютерные томографы, рентгенодиагностические комплексы, медицинская одежда, лабораторные холодильники, различные хирургические и стоматологические изделия, медицинские реагенты.
На следующем этапе Министерство промышленности и торговли должно разработать порядок подтверждения стадий технологического процесса производства лекарственных препаратов, включающий стадии производства активных фармацевтических субстанций и дифференцированную шкалу преференций в зависимости от стадии технологического процесса производства лекарственного средства, которая будет применяться при определении цены контракта.
Таким образом, заявленная правительством стратегия импортозамещения должна дополняться конкретными практическими мерами поддержки конкретных импортозамещающих отраслей и производств, включающими как изменения в нормативных актах, так и эффективное распределение реальных материально-финансовых потоков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лин А.А., Слепнев Д.М., Румянцева М.С. Тотальная импортозависимость фармацевтического рынка - угроза национальной безопасности России // Экономическое возрождение России. 2014. № 1 (39). С. 141-149.
2. Калиновская Е. Инвестиции в проекте (Фармпроизводители в 2014 г. предпочитали проектировать новые производства, а не строить их) // Фармацевтический вестник. 27 января 2015 г. № 2 (796).
3. Чевтаева И. Почему инвесторы не идут в Россию // Фармацевтический вестник. 11 августа 2015 г. № 24 (811).
4. Розничный коммерческий сектор фармрынка в цифрах: Итоги полугодия 2015 года (в цифрах конечного потребления без учета БАД) // Фармацевтический вестник. 11 августа 2015 г. № 24 (811).
Поступила в редакцию 08.10.15
Yu. V. Fedorova, L.S. Fedotova
IMPORT SUBSTITUTION AS A FACTOR OF RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET DEVELOPMENT
The article states that the pharmaceutical market is one of the most profitable and fast-developing sectors of both the world economy and individual countries. Russia is among the ten largest pharmaceutical markets in the world. Sales volume on the Russian pharmaceutical market continues growing, even though economic growth indicators have negative values. The high profitability of the pharmaceutical market of Russia is determined by the fact that a large part of the population are regular buyers of various dosage forms; high proportion of ageing population; the growing desire of the population to take medications and to be treated independently; the increasing attention of Russians to their health. However, in recent years the development of the pharmaceutical market in Russia is characterized by the increasing influence of negative factors. First is the reduction in the proportion of products of domestic pharmaceutical industry. The Russian pharmaceutical market has become strategically dependent on imported medicines. Replacement of imported goods in the pharmaceutical industry is significant from the point of view of strengthening of national security. The strategy of the imported goods replacement should be accompanied by specific practical measures to support domestic pharmaceutical companies, including changes in regulations and effective distribution of real material and financial flows. Among the measures to support the strategy of the imported goods replacement are: localization of foreign production, creation of technological platforms and territorial innovative clusters, regulation of the system of public procurement in the segment of subsidized pharmaceutical benefits.
Keywords: import substitution, pharmaceutical market, localization of production, government economic policy, technological platforms.
Федорова Юлия Вячеславовна, доктор экономических наук, профессор
Федотова Людмила Сайнакаевна, кандидат экономических наук, доцент
ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» 119991, Россия, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2 E-mail: [email protected]
Fedorova Yu.V.,
Doctor of Economics, Professor
Fedotova L.S.
Candidate of Economics, Associate Professor
The First Sechenov Moscow State Medical University Trubetskaya st., 8-2, Moscow, Russia, 119991 E-mail: [email protected]