Источники
По Э.А. Новеллы. Новосибирск, 2007.
Baker G. Summer Song. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cross-kpk.ru/ims/files/New/07-eng3/Doc/сh.htm
O'Gorman J.F., McGrath D.E. ABC of Architecture. [Электронный ресурс]. URL: http://grammar.about.com/od/mo/g/oxymoronterm.htm
ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ КОГНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА В СОЗНАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н.В. Чернова
Ключевые слова: языковая способность, когнитивная структура значения слова, языковое сознание, ассоциативный эксперимент.
Keywords: linguistic competence, cognitive structure of the meaning of the word, linguistic consciousness, associative experiment.
Одной из актуальных проблем антропоцентрического направления в гуманитарных науках является проблема становления языковой способности (далее ЯС). На протяжении ряда десятилетий формирование структур сознания в онтогенезе представляло собой одно из приоритетных направлений психологии. Однако сложившаяся в 50-е годы XX века психолингвистика в связи с особым вниманием к исследованиям когнитивных оснований речевой деятельности также начинает интересоваться вопросами онтогенеза. В отличие от психологического подхода, в рамках которого формирование психики ребенка изучалось на примере одного или нескольких испытуемых (см. исследования Л.С. Выготского, Ж. Пиаже и др.), в психолингвистике проводятся масштабные эксперименты с участием большого числа испытуемых, что позволяет экстраполировать полученные результаты на всю генеральную совокупность и моделировать общие закономерности формирования ЯС. В статье представлены результаты эксперимента, направленного
на уточнение некоторых закономерностей становления ЯС детей в возрасте от 4 до 11 лет.
1. Описание эксперимента
Для того чтобы выявить и обосновать принципы формирования когнитивной структуры значения слова в сознании детей, был проведен ассоциативный эксперимент (далее АЭ) с детьми, учащимися в дошкольных образовательных учреждениях и средних общеобразовательных школах. В АЭ приняли участие 210 детей в возрасте от 4 до 11 лет.
Выборка испытуемых была разбита на семь экспериментальных групп (далее ЭГ) в соответствии с годом обучения испытуемых в дошкольном учреждении и начальной школе.
В качестве экспериментального материала были отобраны 10 частотных русских слов, знакомых детям в возрасте 4-11 лет: карандаш, игра, дерево, подарок, дом, рисование, конфета, семья, природа, кукла.
В силу специфики испытуемых АЭ проводился в группах и индивидуально, письменной и устной форме. Испытуемым предлагалось назвать / написать первое пришедшее на ум слово при прослушивании / прочтении слов-стимулов. При этом испытуемые могли продуцировать любое количество реакций, относящихся к любой части речи.
На этапе планирования АЭ были разработаны гипотезы:
1. С возрастом происходит усложнение когнитивной структуры значения слова (в нее входит большее количество компонентов, которые выстраиваются в более сложные иерархии). Это сопровождается появлением новых механизмов ассоциирования (основанных на абстрактных отношениях), которые вытесняют простые механизмы ассоциирования (основанные на соположении в пространстве и во времени и пр.). В АЭ это, вероятно, получит отражение в разном количестве ситуативно-обусловленных и личностных реакций и реакций, основу которых составляют сложные механизмы ассоциирования, в ответах испытуемых из разных ЭГ.
2. Поскольку усложнение когнитивной структуры значения слова также происходит за счет включения в нее большего количества компонентов, общее количество реакций, которые способен предложить испытуемый, растет с возрастом ребенка. Дети, относящиеся к разным ЭГ, будут, вероятно, предлагать разное количество ассоциатов на слово-стимул.
2. Классификация и первичный анализ полученных данных
В ходе обработки данных были применены шесть классификаций. В их число вошли традиционные классификации (по характеру языковых отношений между стимулом и реакцией) и новаторские (по характеру механизма ассоциирования).
Рассмотрим классификацию по характеру механизма ассоциирования, так как именно она, на наш взгляд, в полной мере отражает специфику формирования ЯС этой группы испытуемых. В эту классификацию вошли следующие группы:
1. Реакции, объективно относящиеся к предмету:
а) категория предметов;
б) характерный признак предмета;
в) действие.
2. Реакции, в которых проявляется личностный фактор:
а) ситуативные реакции
• предметы, находящиеся в поле зрения испытуемых (рисование - зонтик)
• предметы, находящиеся вне поля зрения испытуемых, но часто встречаемые в текущее время (карандаш - арбуз (при проведении эксперимента в августе или сентябре));
б) личностные реакции (семья - поцелуй);
в) моделирование контекста:
• моделирование реального контекста (семья живет вместе);
• моделирование нереального контекста (в семье живет волк).
3. Повторы:
а) повтор стимула;
б) персервативные реакции (ассоциаты, повторяющие предыдущий стимул или реакции на предыдущий стимул);
в) шаблонная реакция (игра - много игр; дерево - много деревьев, подарок - много подарков, дом - много домов, рисование -много рисования).
4. Реакции на основе фонетического сходства:
а) рифма;
б) реакции, основанные на ритмическом сходстве;
в) квазислова.
Реакции испытуемых из всех ЭГ были распределены в группы в соответствии с этой классификацией. Количество ассоциатов было преобразовано в проценты, все данные были сведены в таблицу:
4 года 5 лет 6 лет 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
категория предметов 13% 32,2 % 55% 63,7 % 53,9 % 51,3 % 58,8 %
характерный признак 3% 0,6 % 4,3 % 6,4 % 15,4 % 10,3 % 6,9 %
е ы ® § ви е в в поле зрения 31% 34% 5,6 % 4,8 % 2,7 % 1% 2,1 %
а я £ а вне поля зрения 3% 0,7 % 0,3 % 0% 0% 0% 0%
личностные реакции 30,7 % 21,3 % 9,9 % 12,6 % 10,3 % 22,4 % 14,9 %
персервативные 1,5 % 0,95 % 0,3 % 1,5 % 0,95 % 1% 1,3 %
повтор стимула 15% 2,5 % 1,4 % 3,5 % 5,03 % 2,9 % 1,3 %
действие 0,4 % 0,95 % 10,9 % 2,2 % 7,9 % 1,4 % 1,3 %
моделирование ситуации реальное 2,2 % 3,7 % 8% 1,5 % 0,7 % 6,8 % 11,9 %
нереальное 0% 1,3 % 0% 0% 0% 0% 0%
шаблон 3,6 % 1,6 % 3,7 % 0% 1,92 % 0% 0%
реакции на основе фонетического сходства 0% 0% 0% 3,8 % 1,2 % 2,9 % 0,7 %
Таблица 1. Классификация реакций, полученных в ходе проведения АЭ
Для упрощения дальнейшего анализа и интерпретации результатов АЭ данные были представлены в виде гистограммы:
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
ь
ш
ш
ш
и.
4 5 лет 6 лет 1 2 3 4 года_класс класс класс класс
□ категория предметов
□ характерный признак
□ ситуативные реакции: в поле зрения
□ ситуативные реакции: вне поля зрения
□ личностные реакции
□ персервативные
□ повтор стимула
□ действие
■ моделирование ситуации: реальное
□ моделирование ситуации: нереальное
□ шаблон
□ реакции на основе фонетического сходства
Гистограмма 1. Классификация реакций, полученных в ходе проведения АЭ
3. Интерпретация полученных данных
Анализ полученных результатов показал, что большинство реакций детей из ЭГ1 можно отнести к группам ситуативные реакции (в поле зрения) (31%) и личностные реакции (30,7%). Это может быть связано с тем, что языковое знание детей данной возрастной группы еще не сформировано до конца и неотделимо от предметной действительности, что совпадает с мнением Л.С. Выготского о том, что на ранних этапах развития ребенок не в состоянии обобщать отсутствующие объекты и говорить о них. Это также подтверждается большим количеством реакций, относящихся к группе повтор стимула (15%).
Следует отметить, что реакции, относящиеся к группе категория предмета, составляют всего 13%, что также говорит о слабо сформированном ЯС детей этой возрастной группы. Ассоциативные связи в сознании этих испытуемых еще очень неустойчивые (что говорит об отсутствии или недостаточной сформированности стабильных структур сознания), а следовательно, ребенок называет окружающие его предметы, используя их в качестве опоры при ассоциировании, или повторяет само слово-стимул. Общее количество ассоциатов, предложенных испытуемыми ЭГ1 составило 304 реакции, количество отказов среди них составило 28 реакций.
Анализ ассоциатов, предложенных детьми из ЭГ2, продемонстрировал, что большинство реакций можно отнести к личностным (21,3%) и к ситуативным (в поле зрения) ассоциатам (34%). При этом заметно возрастает количество реакций, относящихся к группе категория предмета (32,2%). Это позволяет говорить о том, что когнитивные структуры значения слов уже сформированы настолько, что испытуемые из этой ЭГ способны отделить слово-стимул от предметной действительности и соотнести обозначаемый им предмет с предметами того же класса. Общее количество ассоциатов, предложенных испытуемыми ЭГ2 составило 328 реакций, количество отказов составило 14 реакций.
Количество ситуативных реакций существенно уменьшается (5,6%) в ответах детей из ЭГ3, что может быть связано с развитием в данный период устной и письменной речи. При этом основную массу реакций составляют ассоциаты, относящиеся к группам категория предмета (55%), действие (10,9%), характерный признак (4,3%). Отметим, что реакции этого типа практически полностью отсутствуют в ЭГ1 и ЭГ2. Такое соотношение реакций говорит о том, что испытуемые в возрасте 6 лет способны не только дифференцировать предметную действительность и абстрактные отношения, но и установить связи между предметом, называемым словом-стимулом, и его признаками, а также действиями, которые совершает предмет или которые совершаются с ним.
Отметим, что в ответах испытуемых из ЭГ3 появляются реакции, которые можно отнести к группе моделирование ситуации (9.9%). Это говорит как об усложнении структуры сознания, так и о том, что дети в возрасте 6 лет обладают знанием основ синтагматики. Общее количество ассоциатов ЭГ3 составило 379 реакций, количество отказов составило 5 реакций.
В ответах испытуемых из ЭГ4 уменьшается количество личностных (12,6%) и ситуативных (в поле / вне поля зрения) реакций (4,8%), что говорит об относительно сформировавшемся языковом знании. При этом в данной возрастной группе преобладают реакции, относящиеся к группе категория предмета (63,7%), и возрастает количество реакций, относящихся к группе характерный признак (6,4%). Заметим, что полностью исчезают ситуативные реакции, что свидетельствует о том, что в ЯС детей данной возрастной группы ассоциативные связи уже довольно устойчивы, следовательно, при ответе у испытуемых не возникает потребности опираться на предметную действительность. Такое распределение реакций испытуемых может быть связано с развитием номинативной способности у детей, с появлением способности описать предмет и ситуацию. Из этого следует, что развитие связной речи у ребенка относится в основном к школьному периоду, что, скорей всего, связано с овладением письменной речью, что подтверждает мнение психологов [Выготский, 1997; 2008; Рубинштейн, 2011]. Общее количество ассоциатов ЭГ4 составило 556 реакций, количество отказов составило 11 реакций.
Большинство реакций испытуемых из ЭГ5, были распределены в группы категория предмета (53,9%), характерный признак (15,4%), личностные реакции (10,3%), действие (7,9%). Сравнение с результатами, полученными в ходе проведения АЭ с другими ЭГ, демонстрирует рост количества реакций, относящихся к группам категория предмета и характерный признак, и уменьшение числа личностных реакций. Общее количество ассоциатов ЭГ5 составило 422 реакции, количество отказов составило 5 реакций.
В ответах испытуемых из ЭГ6 вновь возрастает количество личностных реакций (22,4%). Однако следует отметить, что эти реакции качественно отличаются от личностных реакций, предложенных испытуемыми из средней и старшей подготовительных групп детского сада. Личностные реакции испытуемых в возрасте 9 лет логически связаны со словом-стимулом и, вероятно, вызваны желанием детей рассказать о себе. Это уже не речь ребенка для себя, а использование жизненного опыта в качестве опоры в процессе ассоциирования или при поиске ответа на поставленную задачу. Следовательно, появление таких реакций, вероятно, не связано с недостаточным языковым знанием испытуемых, что также подтверждается психологическими исследованиями [Пиаже, 2008].
Отметим также, что среди ответов испытуемых из ЭГ6, могут быть выделены ассоциаты, относящиеся к группам категория предмета (51,3%), характерный признак (15,4%), моделирование ситуации (реальное) (6,8%). Увеличение количества таких реакций свидетельствует о развитии номинативной способности у детей и связано с умением детей описать предмет и связать его с предметами, находящимися вне поля зрения, но обладающими схожими категориальными признаками. Общее количество ассоциатов ЭГ6 составило 552 реакции, при этом среди ответов испытуемых не было отказов.
В ходе анализа реакций детей из ЭГ7, было выявлено, что большинство предложенных ими ассоциатов также может быть отнесено к группам категория предметов (58,8%), характерный признак (6,9%), моделирование ситуации (реальное) (11,9%). Общее количество ассоциатов ЭГ7 составило 838 реакции, среди ответов испытуемых не было отказов.
4. Индивидуальные особенности ассоциирования испытуемых из разных возрастных групп
В ряде случаев тот или иной механизм ассоциирования характерен только для одной ЭГ. Представляется, что подобные случаи надо рассмотреть отдельно, поскольку они позволяют выявить некоторые важные закономерности формирования ЯС.
Рассмотрим ассоциаты, относящиеся к группам персервативные реакции, повтор стимула и реакции по шаблону. Анализ данных показал, что они в основном присутствуют в ответах испытуемых из ЭГ1 и ЭГ2. С возрастом количество реакций, основанных на повторении стимула или применении шаблона, значительно снижается. Так, из общего количества реакций, предложенных испытуемыми из ЭГ1, 15% ассоциатов были отнесены к группе повтор стимула, тогда как уже испытуемые из ЭГ4 продуцируют всего 3,5% таких реакций, а количество таких ассоциатов среди реакций испытуемых, учащихся в четвертом классе школы, составило всего 1,3%. Такое распределение реакций подтверждает сделанные ранее выводы о том, что ЯС испытуемых в возрасте 4-6 лет еще не достаточно сформировано.
Рассмотрим реакции на основе фонетического сходства. Заметим, что такие реакции полностью отсутствуют в ответах испытуемых дошкольного возраста (4-6 лет). Однако среди реакций учащихся 1 класса количество ассоциатов, которые можно отнести к данной группе, достигает 3,8%. Далее вновь сокращается количество таких реакций, и в ответах испытуемых из ЭГ7 количество реакций, которые были
отнесены к данной группе, вновь падает до 0,7%. Можно предположить, что явное увеличение числа таких ассоциатов в ЭГ4, скорее всего, связано с активным развитием у детей в этом возрасте письменной и устной речи.
Среди реакций, полученных в ходе проведения АЭ с детьми в возрасте 4-5 лет, только 2,2% и 3,7% реакций были отнесены к группе моделирование ситуации, что может быть связано с тем, что ребенок еще на способен моделировать и описывать ситуацию, поскольку это требует построения полноценных синтаксических структур. Количество реакций, связанных с моделированием ситуации, резко возрастает (8%) в ответах испытуемых из ЭГ4. Однако в ответах испытуемых 7 лет вновь наблюдается уменьшение числа таких реакций (1,5%), что может объясняться складыванием нового механизма ассоциирования (на основе абстрактных отношений) и его приоритерным применением в процессе мышления. В более старших возрастных группах (9-11 лет) вновь наблюдается рост количества таких реакций.
5. Выводы
Анализ реакций, полученных в ходе АЭ с детьми в возрасте 4-11 лет, позволяет сделать следующие выводы:
1. С возрастом испытуемых общее количество реакций увеличивается на 77%. Если испытуемые в возрасте 4-5 лет отвечают на слово-стимул одним - двумя ассоциатами, как правило, называя окружающие их предметы, то уже в возрасте 8 лет испытуемые реагируют на слово-стимул двумя - тремя ассоциатами, а в возрасте 910 лет, количество реакций может быть более трех единиц.
2. С возрастом испытуемых количество реакций, относящихся к группе категория предмета, увеличивается на 45%. При этом также увеличивается количество ассоциатов, относящихся к группе характерный признак предмета. Вероятно, рост числа этих реакций связан с развитием номинативной способности у детей, поскольку у них формируется умение описать предмет, ситуацию, что, по мнению психологов, тесно связано с развитием письменной речи у детей.
3. Количество реакций, отнесенных к группе ситуативных реакций, уменьшается в ответах детей из старших возрастных групп. Так, наибольшее количество таких реакций присутствует в ответах испытуемых в возрасте 4-5 лет, что связано с недостаточным развитием ЯС детей этого возраста что, в свою очередь, приводит к поиску опоры в окружающем пространстве. Эта опора, как правило, не отражает действительные параметры объекта и является искусственной. Уменьшение количества таких реакций, а затем и полное их
исчезновение в ответах испытуемых говорит о том, что у детей в возрасте от 6 лет сформировано ситуативно-обусловленное мышление, и они могут говорить о предметах, находящихся вне поля их зрения.
4. В ответах испытуемых более старшего возраста количество реакций, относящихся к группам повтор стимула, реакции по шаблону и персервативные реакции, сокращается на 15%. Такие реакции говорят о несформированности и неустойчивости структур сознания.
5. В ответах испытуемых в возрасте от 6 лет появляются реакции, относящиеся к группам действие и моделирование ситуации. Это подкрепляется увеличением количества глагольных ассоциатов. При этом сначала формируется когнитивная структура, описывающая действие самого предмета (6-7 лет), а позже появляются реакции, отражающие те действия, которые можно совершить с этим предметом.
Литература
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1997.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2008.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 2008.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2011.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ЭНТОМОЛОГИЯ Д. ХАРМСА И Н. ЗАБОЛОЦКОГО
А.С. Ватутина
Ключевые слова: авангард, ОБЭРИу, абсурд, символика, энтомология.
Keywords: avant-garde, the Association of real art, absurd, symbolism, entomology.
Начало XX века в литературе ознаменовалось движением авангардного творчества, которое в своих разнообразных течениях пыталось отразить мироощущение нового века. Ведущие позиции здесь заняла игровая, абсурдная поэтика, которая стала благодатной почвой для развития энтомологической образности. Как отмечает Н. Злыднева, «в ХХ веке инсектный код <...> выступает как глобальный метатроп авангарда» [Злыднева, 204, с. 242], что