ПРОИЗВОЛЬНАЯ МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ДИЗОНТОГЕНЕЗА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАПОМИНАНИЯ
Н.В. Зверева*, Е.Е. Балакирева**
*ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Москва **ГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва
Сопоставлена эффективность произвольной модально-специфической памяти детей и подростков при разных типах психического дизонто-генеза в 4 клинических (детский тип шизофрении, шизотипическое расстройство, резидуальная органическая патология, умственная отсталость легкой степени — 170 чел.) и контрольной группе (180 чел.) испытуемых 8-16лет. Во всех модальностях эффективность произвольной памяти значимо выше у детей контрольной группы. Для каждой клинической группы определен свой вариант дефицитов эффективности разных видов модально-специфической памяти.
Ключевые слова: произвольная модально-специфическая память, дети и подростки, психический дизонтогенез.
ВВЕДЕНИЕ
Психическое заболевание ребенка и подростка возникает и развертывается на фоне незавершенного процесса развития (психического, морфо-функционального, социального и т.п.), для детей и подростков с психической патологией используется термин «психический дизонтогенез», отражающий общие характеристики нарушенного в связи с болезнью развития как с психологических (В.В. Лебединский, В.И. Лубов-ский и др.), так и с психиатрических точек зрения (Г.Е. Сухарева, М.Ш. Вроно, В.В. Ковалев, Д.Н. Исаев и др.) [2, 8, 11]. Обусловленные болезнью или дизонтогенезом изменения развития касаются практически всех психических процессов. Соотношение психической болезни и дизонтогенеза в развитии ребенка рассматривается традиционно через соотношение проявлений недоразвития, задержек и искажений. По-видимому, негативная симптоматика болезни определяет специфику и тяжесть дизонтогенеза, а продуктивная симптоматика болезни оказывает общее тормозящее воздействие как на акту-
альную деятельность, так и на общее психическое развитие больного ребенка. (С.С. Мнухин, В.В. Ковалев, Г.К. Ушаков, М.Ш. Вроно, В.М. Башина, И.А. Козлова, Н.В. Симашкова, Н.М. Иовчук, Ю.С. Шевченко и др.) [1, 2, 8, 11, 20]. Все психические процессы имеют свои сензитив-ные периоды развития, кроме того, важным является понятие «зоны развития», в основе которого заложены понятия «зона ближайшего развития» и «социальная ситуация развития» Л.С. Выготского. Очевидно, что в этом контексте можно говорить о зонах вариативного развития, в том числе зонах негативного (подавляющего и задерживающего) развития (А.Н. Поддьяков) [13], частично совпадающих с существенными характеристиками дизонтогенеза. В течение ряда лет в ФГБНУ НЦПЗ развивается концепция когнитивного дизонтогенеза — своеобразия когнитивного развития при разных вариантах нервно-психической патологии (Н.В. Зверева. А.А. Коваль-Зайцев и др.) [5-7, 14]. Описаны отдельные виды когнитивного дизонтогенеза: искаженный (сочетание нормы развития с опережением), дефицитарный (сочетание нормы развития с ретардацией), регрессивно-дефектирующий (нарастающее снижение когнитивных функций). Более всего эта проблематика разработана применительно к расстройствам шизофренического спектра и аутистическим расстройствам. В меньшей степени представлено сопоставление разных вариантов дизонтогенеза применительно к одному психическому процессу, осуществляемому в разных модальностях. Память является одной из высших психических функций, которые имеют отчетливое развитие от натуральной — к высшей (по Л.С. Выготскому). Кроме того, память реализуется в модально-неспецифических и модально-специфических формах [16]. Вопрос о генезисе особенностей познавательных процес- ° сов при шизофрении у детей был инициирован полученными ранее данными о наличии аномалии познавательной деятельности у взрослых,
о сч
сч 01
больных шизофренией [10]. Нарушения психического развития при разных формах умственной отсталости неоднократно обсуждались в научно-практической медицинской, психологической и педагогической литературе [14, 16]. Из клинико-психологических описаний разных вариантов дизонтогенеза (нервно-психической патологии) можно почерпнуть информацию о том, что при шизофрении имеется своеобразие тактильной сферы (гипо- или гиперчувствительность), характерна диссоциированность развития различных сторон познавательной деятельности [1, 2, 8, 12]. Для детей с умственной отсталостью описана недостаточность высших форм психической деятельности, следовательно, должны быть трудности с опосредствованной формой запоминания [14]. Соотношение зрительного и стереогностического (гаптического) вариантов запоминания практически не описано при разных вариантах дизонтогенеза [7, 17]. Частота встречаемости расстройств шизофренического спектра не столь велика, как вариантов умственной отсталости, однако часто возникают вопросы дифференциальной диагностики этих состояний по разным параметрам развития (недоразвития, дефицитарного развития, формирующегося или стойкого дефекта). Настоящее исследование во многом заполняет этот пробел. Вышесказанное определяет актуальность и новизну данного кли-нико-психологического исследования. Использование параметра «эффективность запоминания» (процент правильно воспроизведенных стимулов от общего их количества) позволяет сравнивать успешность произвольной памяти при разных формах запоминания и при модально-специфических формах мнестической деятельности. Нивелировать прямое влияние возраста ребенка на уровень развития памяти помогает использование 2-шкал, это позволяет сравнивать детей разных возрастных и клинических групп между собой для выделения специфической иерархии модальностей при разных формах запоминания детьми с нервно-психической патологией по сравнению со здоровыми.
Работа посвящена сравнительному анализу эффективности произвольного запоминания у детей и подростков при разных типах дизонтогенеза — искаженного в сочетании с задержанным при шизофрении и недоразвития при умственной отсталости, поиску критериев для дифференциальной диагностики когнитивного дизонтогенеза.
Цель — изучение своеобразия модальной специфичности произвольной памяти у детей и подростков с разными типами дизонтогенеза.
Задачи:
1. Сформировать экспериментально-психологический комплекс, направленный на изучение разных видов произвольной модально-специфической памяти у детей и подростков при разных вариантах онтогенеза.
2. Оценить эффективность произвольной модально-специфической памяти (слухорече-вой — непосредственной, опосредствованной, ассоциативной; тактильной — фактурной; стере-огностической — гаптической и зрительной) у детей и подростков с разными типами психического дизонтогенеза(психическая, резидуально-орга-ническая патология, легкая степень умственной отсталости) в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками.
3. Оценить дефицит в разных видах произвольной модально-специфической памяти у детей и подростков с разными вариантами ди-зонтогенеза.
4. Определить «иерархию» модальностей эффективности мнестической деятельности при модально-специфическом произвольном запоминании для разных типах дизонтогенеза.
Гипотеза: эффективность произвольного модально-специфического запоминания и «иерархия» модальностей по успешности мнести-ческой деятельности имеют различия у детей и подростков в норме развития и при вариантах дизонтогенеза.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Выборки: исследование основных выборок проводилось как на клинических базах (139 пациентов психиатрических клиник 8-16 лет), так и на базе коррекционных школ (31 ученик 9-12 лет), контрольную выборку составили 180 здоровых сверстников тех же возрастов (КГ). Клинически были выделены: детский тип шизофрении (ЭГ1), шизотипическое расстройство (ЭГ2), резидуаль-ная органическая патология (ЭГ3), умственная отсталость легкой степени (ЭГ4). Первые три экспериментальные группы обследованы в клинике, все они находились на стационарном лечении и принимали соответствующую фармакотерапию, испытуемые ЭГ4, как и КГ обследованы амбула-торно, во время посещения школьных занятий. Таким образом, в исследование эффективности модально-специфической памяти включены дети с разными вариантами психического дизонтогенеза в сопоставлении с нормативно развивающимися сверстниками. Исследование проводилось в течение нескольких лет на базе клиник: ФГБНУ НЦПЗ, НПЦПЗДиП г Москвы, ВОПБ г. Владимира, коррекционных и общеобразовательных школ г. Москвы и г. Владимира. Часть испытуемых прошла не весь комплекс, однако использование 2-шкал позволяет сравнивать группы между собой. Сведения об испытуемых приведены в табл. 1.
Методики: использован комплекс методик, первая часть которого включает известные методики на оценку произвольной памяти — неопосредованной слухоречевой («10 слов») и опосредствованной вербальной (пиктограмма — Пг) [3, 5, 10], а вторая часть — специально
Таблица 1
Характеристика испытуемых исследованных групп
Испытуемые Шизофрения, детский тип, ЭГ1 Шизотипиче-ское расстройство, ЭГ2 Резидуально-органическая патология, ЭГ3 Умственная отсталость легкой степени, ЭГ4 Норма развития, КГ
Пол Средний возраст Пол Средний возраст Пол Средний возраст Пол Средний возраст Пол Средний возраст
Мальчики 49 11,9 24 11,2 15 12 17 10,8 104 11,6
Девочки 27 12,4 14 11,8 9 12 14 10,5 76 11,6
Всего 76 12,1 39 11,4 24 12 31 10,7 180 11,6
созданные модально-специфические серии на запоминание стимулов с распознаванием их по единой схеме среди дистракторов [4, 5]. В этой части проводилось исследование тактильной (фактурной — ТП), стереогностической (гаптической — СтП) и зрительной памяти (ЗП). Во всех методиках обеих частей оценивался один параметр — эффективность произвольной памяти (ЭфП), т.е. процент правильно воспроизведенных (узнанных) стимулов от возможного. Для снятия возрастного аспекта в каждой методике использовались z-шкалы по ЭфП в разных модальностях (отклонение от среднего по возрасту, соответствующему возрасту конкретного испытуемого).
Математическая обработка проводилась с помощью программ SPSS (v.22), Excel.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с задачами исследования сначала анализировалась общая эффективность памяти по всем модальностям во всех группах испытуемых. Эти данные представлены в табл. 2. Группа нормы (КГ) дополнительно разделена по возрасту на младших школьников (7-9 лет), младших подростков (10-11 лет), подростков
(12-14 лет) и старших подростков (15-16 лет) — в таблице дано курсивом. Это сделано для того, чтобы увидеть возрастную динамику эффективности произвольной памяти по модальностям в норме. Как видно из таблицы, максимальная эффективность запоминания встречается во всех возрастных группах в СтП и ЗП, причем возрастная динамика в этих модальностях минимальна, практически уже у младших школьников результаты близки к «эффекту потолка». Выраженная возрастная динамика эффективности отмечается в Пг, которая отражает закономерности формирования произвольной опосредствованной памяти (параллелограмм развития памяти по А.Н. Леонтьеву).
Различие между нормативной и клинической группами статистически значимо практически для всех видов модально-специфической памяти. Исключение составляет эффективность запоминания в пиктограмме (для групп ЭГ2 и ЭГ4) и эффективность запоминания в зрительной модальности (те же группы). Отметим, что для ЭГ1 различия по эффективности запоминания достоверны по всем видам модельно-специфи-ческой памяти, аналогично и для ЭГ3 (резидуаль-но-органическая патология).
Таблица 2
Эффективность произвольной модально-специфической памяти в сопоставляемых группах детей и подростков с разными вариантами онтогенеза
(средние по группе показатели, воспроизведение стимулов от возможного, %)
Группы Виды модально-специфической памяти
«10 слов» ТП (такт.) СтП (стерео) ЗП (зрит.) Пиктограмма
КГ норма (вся) 77 (4)*,** 80,8 (3) ** 91,7 (2)** 92,3 (1)*,** 73,2 (5)*,**
КГ (младшие школьники) 70 (4) 75 (3) 86,1 (2) 87,8 (1) 58,3 (5)
КГ (младшие подростки) 77 (4) 80,2 (3) 92,5 (1-2) 92,5 (1-2) 69 (5)
КГ (подростки) 83 (3) 81,9 (4) 93,7 (2) 93,8 (1) 78,9 (5)
КГ (старшие подростки) 84 (4) 84,5 (3) 93,7 (2) 94,2 (1) 82,1 (5)
ЭГ1,Р20 57 (5)** 66 (3)** 76 (2)** 86 (1)** 59 (4)*
ЭГ2, Р21 70 (3)* 71 (4)** 78 (2)** 90 (1) 64 (5)
ЭГ3, рез.-орг. 61,6 (4)* 69,3 (3)** 85,2 (2)** 90,6 (1)* 44 (5)**
ЭГ4, УО легкой степени мл. шк. 51,6 (4)** 66,4 (3)** 87 (1)** 81 (2) 27,5 (5)
*Различия статистически значимы на уровне р < 0,05 по критерию Манна-Уитни. **Различия статистически значимы на уровне р < 0,01 по критерию Манна-Уитни.
В табл. 2 рядом с показателем эффективности запоминания проставлены ранговые значения для каждого вида модальной памяти (от 1 до 5 соответственно). Проанализируем этот показатель. Сравнение эффективности модально-специфической памяти показывает, что наиболее успешным для всех сопоставляемых групп является запоминание в зрительной модальности, а наименее успешным — опосредствованное запоминание. Показатели собственно гаптиче-ской памяти для большинства сопоставляемых групп — на втором месте (исключение — группа детей с легкой степенью умственной отсталости — ЭГ4). Эффективность в слухоречевой и тактильной памяти по иерархической позиции различается в сопоставляемых выборках детей и подростков с дизонтогенезом и нормой развития.
Другим параметром, который оценивался в исследовании, является 2-показатель, он отражает выраженность дефицита эффективности произвольной памяти в соответствующей модальности относительно возрастных норм для каждого испытуемого. В табл. 3 представлена характеристика дефицитарности эффективности произвольной модально-специфической памяти в сопоставляемых клинических группах.
Для здоровых детей и подростков (КГ) максимально высокие и практически равные результаты получены в СтП и ЗП, чуть ниже — в «10 словах» и Пг, на последнем месте — ТП. Были получены иерархии модальностей отклонений ЭфП для каждой клинической группы от КГ Последовательность по отставанию эффективности модально-специфической памяти от нормы (по убыванию от максимального к минимальному) для каждой группы представлены следующим образом. В ЭГ1: СтП (2 = -3,28), далее — «10 слов» (2 = -2,1), ТП (2 = -1,92), Пг (2 = -2,20) и ЗП (2 = -1,52). В ЭГ2: СтП (2 = -2,58), ТП (2 = -1,39), Пг (2 = -1,20), ЗП (2 = -0,36), «10 слов» (2 = -0,13). В ЭГ3: Пг (2 = -3,60), «10 слов» (2 = -2,22), ЗП (2 = -1,94), ТП (2 = -1,66), СтП (2 = -0,65). В ЭГ4: «10 слов» (2 = -2,6), СтП (2 = -1,4), ЗП (2 = -1,12), ТП (2 = -1,1).
Рассмотрим выраженность дефицитов ЭфП по модальностям и виду запоминания в связи с видом дизонтогенеза (в табл. 2 выраженная
степень дефицита отмечена жирным шрифтом). Для детского типа шизофрении ЭГ1 по всем вариантам запоминания ведущей является дефици-тарность эффективности запоминания, причем в трех случаях — сильной степени выраженности («10 слов», гаптическая стереогностическая память и пиктограмма). Для шизотипического расстройства ЭГ2 — выраженная дефицитар-ность только в гаптическом стереогностическом запоминании, в слухоречевой зрительной памяти нет отличий от нормы, негрубая дефицитар-ность — в тактильной модальности и пиктограмме. Для детей и подростков с резидуально-орга-нической патологией ЭГ3 также ведущим является проявление дефицитарности эффективности запоминания, исключение составляет только гаптическая стереогностическая память, где нет отличий от нормы, а наиболее грубое проявление дефицитарности — в слухоречевой памяти и пиктограмме. Для детей с легкой степенью умственной отсталости ЭГ4 — грубое проявление дефицитарности в слухоречевой памяти, негрубая дефицитарность — в тактильной, зрительной и гаптической памяти, для пиктограммы в этой нашей выборке эффективность запоминания, собственно, не отличалась от нормы. Однако если бы включался анализ ассоциаций, то картина представилась бы в ином свете, так как у детей этой группы было много конкретных связей и более длительный период работы над стимулом в целом.
Если рассматривать по модальностям, то при всех исследованных вариантах дизонтоге-неза эффективность запоминания дефицитарна для слухоречевой памяти (исключение ЭГ2) и пиктограммы. Тактильная память, если судить по прямой оценке эффективности и 2-шкалам, в основном также дефицитарна, но не столь выраженно. Наименее дефицитарна эффективность памяти в зрительной модальности. Самые неожиданные результаты были получены по эффективности в стереогностической памяти: при шизофрении обнаружен выраженный дефицит, при других типах дизонтогенеза — либо близко к норме (ЭГ3), либо с очень легким проявлением дефицитарности (ЭГ4).
Полученные нами данные об эффективности модально-специфической памяти в определен-
Таблица 3
Средние значения 2-шкал по эффективности модально-специфической произвольной памяти в сопоставляемых клинических группах
о см
см
О!
Группы Виды модально-специфической памяти
«10 слов» ТП (такт.) СтП (стерео) ЗП (зрит.) Пиктограмма
ЭГ1,Р20 -2,1 (3) -1,92 (2) -3,28 (5) -1,52 (1) -2,20 (4)
ЭГ2, Р21 -0,13 (1) -1,39 (4) -2,58 (5) -0,36 (2) -1,20 (3)
ЭГ3, рез.-орг. -2,22 (4) -1,66 (2) -0,65 (1) -1,94 (3) -3,60 (5)
ЭГ4, УО легкой степени -2,6 (5) -1,1 (2) -1,40 (4) -1,12 (3) 0,40 (1)
ной мере согласуются с данными литературы, по крайней мере по эффективности запоминания 10 слов [5, 14]. Новые данные о соотношении эффективности модально специфической памяти были получены для малоизученных видов запоминания — тактильной и стереогностической. Полученные нами факты касаются степени выраженности дефицитарности у больных шизофренией детей и подростков, которая является более грубой, чем при умственной отсталости и резидуально-органической патологии [5, 18, 19]. Мы полагаем, что в определенной мере такое положение дел связано с тем, что в стимульном материале для запоминания были представлены закрепленные в социальном опыте предметы (ручки, камушки, ракушки, ластики, ключи и т.п.), а поскольку у больных шизофренией снижена направленность на социальные общепринятые объекты при других видах деятельности (прежде всего в мышлении), то и при запоминании в этой модальности с таким стимульным материалом проявилась указанная общая дефицитарность социальной направленности больных [1, 8, 10, 12]. Также это укладывается в логику описываемой клиницистами и психологами «слабости» тактильной сферы при шизофрении [1, 2, 8, 9]. Другим объяснением может служить предположение о роли моторного компонента в обеспечении эффективности стереогностической памяти. Однако для более полновесного суждения необходимо проводить дополнительные нейропсихологиче-ские пробы.
Полученные нами экспериментальные данные позволяют использовать концепцию когнитивного дизонтогенеза, в рамках которой для характеристики познавательного развития значение имеют и психическая функция, и модальность ее исполнения, и базовый тип дизонтогенеза. Характеристики эффективности произвольной модально-специфической памяти согласуются с клиническими и клинико-психологическими параметрами психического дизонтогенеза, отмечаемого при разных вариантах нарушенного развития.
ВЫВОДЫ
Эффективность произвольного запоминания во всех модальностях значимо выше у детей и подростков контрольной группы. Это указывает на когнитивный дизонтогенез в мнестической деятельности при всех исследованных вариантах психического дизонтогенеза: легкой степени умственной отсталости, детской шизофрении, рези-дуально-органической патологии как по степени выраженности снижения и дефицитарности, так и по соотношению параметров модально-специфической памяти.
Наиболее сохранной для всех вариантов психического дизонтогенеза оказалась эффективность произвольного запоминания в зрительной модальности.
Дефицитарность (выраженность отставания от нормы) эффективности модально-специфической памяти (по 2-шкалам) различалась по видам дизонтогенеза и по модальностям: самые низкие результаты демонстрируют больные с детским типом шизофрении.
Имеющие общий радикал заболеваний шизофренического круга дети и подростки с детской шизофренией и шизотипическим расстройством обнаруживают сходную дефицитарность в сте-реогностическом гаптическом запоминании, отличающую их от детей с другими вариантами нарушенного развития.
«Иерархия» модальностей по успешности ЭфП модально-специфической памяти специфична в зависимости от вида онтогенеза: в норме СтП не отличается от ЗП по ЭфП; при расстройствах круга шизофрении (ЭГ1 и ЭГ2) самыми «неуспешными» (ниже всех групп) оказались СтП и ТП; при резидуально-органической патологии (ЭГ3) все виды исследованной произвольной памяти были снижены по сравнению с нормой, грубее всего — при опосредствованном запоминании (Пг); при умственной отсталости (ЭГ4) самая «неуспешная» модальность — слухоречевая память («10 слов») при равномерном снижении по остальным видам запоминания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения. — М.: Медицина, 1989.
2. Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. — М.: Медицина, 1971.
3. Гусева Г.М., Зверева Н.В., Буреломова И.В. Экспериментально-психологическое сравнительное исследование памяти здоровых и больных шизофренией детей / Тезисы докладов 1-й международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник. — М., 2001.
4. Ермилов Т. А., Зверева Н.В. Особенности произвольного тактильного запоминания у здоровых и больных шизофренией детей и подростков (экспериментальное исследование) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2005. — № 1.
5. Зверева Н.В. Нарушения произвольной памяти в структуре когнитивного дизонтогене-за у детей с разными видами отклоняющегося развития // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 3.
6. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Диагностика когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра в детском возрасте // Мир психологии. — 2010. — № 1.
7. Каримулина Е.Г. Развитие тактильной сферы у детей классов компенсирующего обучения младшего школьного возраста: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. — М., 2000.
8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1995.
о сч
сч
О!
9. Корсакова Н.К., Семенова Т.Б. Модально-специфические особенности памяти у больных шизофренией / Тезисы докладов 1-й международной конференции памяти А.Р. Лурии. — М., 1997.
10. Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
11. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. — М., 2013.
12. Мелешко Т.К., Алейникова С.М., Захарова Н.В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. / В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста / под ред. М. Ш. Вро-но. — М., 1986.
13. Поддьяков А.Н. Зоны развития, зоны противодействия и пространство ответственности // Культурно-историческая психология. — 2006. — № 2.
14. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. — М.: Академия, 2005.
15. Хромов А.И., Зверева Н.В. Возрастная динамика состояния когнитивных функций у детей и подростков с эндогенными психическими расстройствами / Тезисы докладов 4-й международной конференции по когнитивной науке (22-26 июня 2010 г.). Т. 2. — Томск, 2010.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: ACADEMIA, 2004.
17. Grunwald M. (Ed.) Human Haptic Perception. Basics and Applications Berlin, 2008.
18. Kumra Sanjiv, Wiggsa Edythe, Bedwella Jeffrey et al. Neuropsychological deficits in pediatric patients with childhood-onset schizophrenia and
psychotic disorder not otherwise specified // Schizophrenia Research, 42 (2000).
19. Meier M.H., Caspi, A. Keefe R. et al., Neuropsychological Decline in Schizophrenia From the Premorbid to the Postonset Period: Evidence From a Population-Representative Longitudinal Study // Am J Psychiatry 2014; 171: 91-101.
20. Remschmidt H., Theisen F. Early Onset Schizophrenia // Brain, Mind, and Development Psychopathology in Childhood / ed. M.E. Garralda, J.P. Raynaud. — IACAPAP Book series, Jason Aron-son. — 2012. — P. 145-173.
Arbitrary modality-specific memory of children with different types of dysontogenesis: assessment of memory efficiency
N.V. Zvereva*, E.E. Balakireva**
* Mental Health Research Center (Moscow)
**Moscow State University of Psychology and Education (Moscow)
The effectiveness of arbitrary modal-specific memory of children and adolescents in different types of mental dysontogenesis in 4 clinical settings (children's type of schizophrenia, schizotypal disorder, residual organic pathology, mental retardation of mild degree — 170 people) and control group (180 people) of 8-16 years. In all modalities, the efficiency of arbitrary memory is significantly higher in the children of the control group. For each clinical group, its own version of the deficits of effectiveness of different types of modal-specific memory is defined.
Keywords: arbitrary modal-specific memory, children and adolescents, mental dysontogenesis.