18
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
УДК 159.922.8(471.67)
ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ И ОБЩЕГРАЖДАНСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТЕЙ В САМОСОЗНАНИИ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ ДАГЕСТАНА
Гаджимурадова Ж.Т.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования гражданской и этнической идентичностей русской молодежи Дагестана. Выявлена специфика этнического самосознания русских дагестанцев, состоящая из множества разноуровневых идентичностей: этнической, межэтнической (общедагестанской), государственной (общероссийской) и общепланетарной. Государственная (гражданская) идентичность в самосознании русских дагестанцев представлена значительно как политическая реальность и совпадает с общедагестанской идентичностью.
In the article the results of the empirical research of the patriotic (state) and ethnic identities oj Daghestan Russian youth are discussed. On the base of the empirical data the specificity of Daghestan Russian youth ethnic self-conscience, consisted of several identities of different levels: ethnic identity with native group; interethnic identity with all another Daghestan people; State identity and identity with all the peoples of the whole world has been discovered. State identity is presented considerably in the selfconsciousness of Daghestan Russian people as political reality and coincides with regional identity.
Ключевые слова: этническое самосознание, национальное самосознание, этническая идентичность, государственное самосознание, государственная идентичность, гражданское самосознание.
Keywords: ethnic self-consciousness, national self-consciousness, ethnic identity, state self-consciousness, state identity, patriotic self-consciousness.
В конце XX - начале XXI вв. ученые, изучающие человека в современном мире, отметили феномен значительного повышения роли эт-ничности в общественных процессах. Повысился интерес к этнической идентичности, языку, культуре, традициям и образу жизни на фоне интернационализации экономической и социально-политической жизни, глобализации человеческой деятельности, а также международной интеграции современных ценностей.
Этнические вызовы на рубеже столетий стимулировали внимание к причинам роста этнической идентич-
ности, ее содержанию и типам (норма, этноцентризм, этнодоминирова-ние, этнофанатизм, этнонигилизм, амбивалентность). Перед учеными-исследователя-ми встала, в частности, задача - показать, что повсеместный рост самосознания у национальностей и усиление интереса к этническим корням имеют объективные и субъективные причины, раскрыть характер процессов его протекания, совершая при этом дифференцированный подход к разным группам населения в контексте особенностей проявления этнического самоопределения. Естественно, в
Психолого-педагогические науки •••
этом плане особый интерес представляют процессы этнической самоидентификации молодежи. Молодежный возраст традиционно определяется исследователями как этап интенсивного развития самосознания личности, в том числе и его этнического компонента (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, В. С. Мухина, А. В. Петровский, Д. И. Фельдштейн и др.). В связи с этим для молодых людей значимым становится осознание своей принадлежности к общностям разного уровня: социокультурной, гражданской, этнонациональной и т.д., в которых осуществляются идентификационные процессы, связанные с групповым членством.
Во многих современных работах, объясняющих факт «этнического ренессанса», присутствует мнение, что при разрушении любой (государственной, социальной) идеи, скрепляющей общество, в целях удовлетворения базальной потребности человека в безопасности, на смену выходит более древняя и устойчивая форма структурирования мира - этническая [10. С. 19].
Идентичность, как «субъективное вдохновение ощущения тождества и целостности» [8], имеет важное значение в межэтническом взаимодействии. Важность и необходимость этнической идентификации в межнациональном взаимодействии определяется тремя базовыми психологическими потребностями личности: потребностью в безопасности и защите; потребностью к принадлежности к общности, к группе; потребностью в самобытности, уникальности своего Я, уверенности в себе, независимости от других.
Под этнической идентичностью обычно понимается осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности, переживание индивидом отношений Я и этнической среды - своего тождества с одной этнической общностью и отделение от других общностей, са-
19
моопределения в социальном пространстве относительно многих этносов [15].
Этническое самосознание личности проявляется в идентификации каждого отдельного индивида с этнической общностью по линии ее характерных признаков. Степень отнесенности, все психологические акты отождествления субъекта со своим этносом (например, по языку, происхождению и др.) представляют элементы этнической идентификации [2. С. 58-59].
Согласно В. С. Мухиной, идентификация внутри этноса - это форма эмоционального или иного отождествления человека с другими членами этноса, которая обеспечивает единство в сфере ценностных ориентаций, норм, мотивов, обычаев, традиций и предопределяет согласованность и ритмичность действий членов этноса на сознательном и бессознательном уровнях.
Объективно этническая идентификация выступает как механизм социализации и межличностного общения внутри своего этноса. В индивидуальном генезисе этническая личность первоначально идентифицируется с другими членами общности, а уже позже в социальной ситуации, требующей от индивида отделения от других, отстаивания своего Я, начинает проявляться обособление[9. С. 40-90].
По-другому исследователи стали оценивать роль самосознания в связи с распространением конструктивистского подхода к этничности. Представления о своей национальности при этом подходе, также как этническая солидарность, без чего невозможна общность, как раз и являются ее «соединительной тканью». Таким образом, в рассмотрении эт-ничности роль самосознания, идентичности существенно возросла. Она стала предметом рассмотрения как индикатор межэтнической напряженности. Внимание к ее содержательному наполнению, интенсивности
20
Известия ДГПУ, №4, 2009
выросло, так как связывалось с распространением идей национализма в значении приоритета интересов народа по отношению к интересам личности и стремлении к максимально возможной самостоятельности (сепаратизм, сецессия) [8. С. 11-29].
В стремлении к снижению актуализации этничности ряд российских ученых, и прежде всего В. А. Тишков, стали акцентировать идею дрейфа идентичности и, в первую очередь, этнической идентичности и переключения внимания населения с этнической идентичности на осознание государственной - российской идентичности, подчеркивая значение этой общегосударственной идентичности и необходимость активных усилий по ее формированию [17].
Анализ многочисленных психологических, социологических и политологических концепций показал, что под государственным самосознанием в современной психологии понимается результат и одновременно процесс отражения политической реальности и социальных интересов. По содержанию оно включает в себя политические идеи, теории, взгляды, специфика которых - в высокой степени выражения и отражения социально-классовых интересов. Каждый из компонентов структуры государства - власть, режим, включающий систему законодательных, исполнительных и судебных органов, также отражается в государственном самосознании [1. С. 60].
В других теориях [3. С. 117-118] в качестве основных параметров или измерений государственного самосознания отмечают, прежде всего, территорию. Как указывается, для начала необходимо обозначить свое собственное расположение на «карте мира»: территория «моего государства» - это и территория малой родины, и территория, по которой можно свободно перемещаться. Гражданство само по себе - это целостная система предписаний: кто ты, что можно, что нельзя, что должно.
• ••
Предлагается в качестве ключевых аспектов государственного самосознания включить государственную идеологию (вероятно, имеется в виду феномен, сходный с национальной идеей). Отсюда вывод, что формирование гражданского сознания, солидаризации с ценностью человеческого достоинства, свободы и ответственности, уважения к индивидуальному выбору, могло бы как раз стать фактором, цементирующим государственную и этническую идентичности, делающим государственную идентичность привлекательной для всего населения страны.
В начале XXI в., когда опасность сецессии миновала, а сепаратизм в целом стране (не считая некоторых районов Северного Кавказа) не грозит, актуальными стали другие проблемы - борьба с проявлениями терроризма, с ростом ксенофобий и экстремизма. В этих новых условиях востребована гражданская идентичность, гражданское сознание и поведение.
В связи с этим особую роль приобретает изучение самосознания народов и этнических групп, населяющих приграничные территории России. К таким регионам относится Северный Кавказ. Политические и природные особенности Кавказа делают его в современных условиях центром мировой политики, солнечным сплетением Евразии. Это вызвано тем, что зона Прикаспия становится важнейшим нефтедобывающим регионом планеты на будущее тысячелетие. Здесь сошлись многочисленные народы, разнообразные в этническом, национально-государственном, конфессиональном отношениях. Особое место на Северном Кавказе занимает Дагестан. После распада СССР Дагестан становится южным форпостом России и одновременно основным вектором, определяющим развитие всех республик региона с точки зрения сохранения целостности и безопасности российской государственности.
Психолого-педагогические науки •••
Актуальность исследования дагестанских русских обусловлена интенсификацией миграционных процессов, связанных, в первую очередь, с оттоком русского населения из республики. В этих условиях исследование самосознания русских в таком стратегически важном для безопасности России регионе как Дагестан, актуальная проблема, которая приобретает не только научную значимость, но и политическую окраску. Эта проблема остро нуждается в ее психологическом изучении.
Следует отметить, что поставленная проблема самосознания дагестанских русских - одного из наиболее представленных в масштабе республики народов, насчитывающих [11. С. 58] на 1 января 2002 года 120,9 тыс., или 4,7% от всего населения Дагестана, стала впервые предметом изучения в отечественной психологической науке.
Между тем вопрос о дагестанских русских пристально изучался в рамках исторической и этнографической наук, на богатый исследовательский материал которых мы с благодарностью опирались в процессе нашего психологического анализа самосознания русских в условиях традиционной среды Дагестана.
Источники утверждают, что исторические связи Дагестана с Россией уходят в глубь веков. Ученым известны знакомства прикаспийских народностей с Русью еще в VII-VI11 веках [16].
Взаимоотношения между русскими поселенцами (гребенскими и терскими по названию реки Терек) и местным населением были добрососедскими: между ними не прекращались торгово-экономические и культурные связи; люди разных племен и наречий общались между собой, обменивались продуктами своего труда [12. С. 15-17]. В то же время историографические материалы свидетельствуют о фактах совместной борьбы русских и дагестанских племен против иноземных завоевателей (арабов
21
и др.). Однако эти связи то ослабевали во времена господства Золотой Орды (XI11 в.), то крепли вновь с образованием Русского централизованного государства (XVI в.). Именно в эти времена возникли первые русские крепости и поселения на территории Дагестана.
Отношения многоплеменного Дагестана с Россией складывались далеко не просто. В течение XVII-XVIII веков Дагестан был ареной столкновения интересов России, Турции и Ирана. В этих сложных условиях дагестанцы осознали, что из трех зол наименьшим для их благополучия является Россия. И в 1813 году по Г юлистанскому договору Дагестан юридически вошел в состав России. Это событие доминантно повлияло на психологическое содержание этнического самосознания и дальнейшую этническую идентификацию дагестанцев. Важным для психологического анализа является тот факт, что для дагестанцев этноинтегрирующим здесь послужил не конфессиональный, а отношенческий (рациональный) фактор.
Политическое единство русского народа и народов Дагестана, как впрочем, и всего Северного Кавказа имело огромное значение: оно укрепляло международное положение России и в первую очередь безопасность ее южных границ [13. С. 8-13].
Длительное совместное проживание дагестанцев и русских в едином геоисторическом пространстве способствовало развитию особого этнического самосознания, которое отражалось в осознанном взаимоприятии духовных и материальных ценностей обеих культур (христианская и мусульманская). При этом исконная этническая уникальность и дагестанских народов, и русских сохранялась.
Нами было проведено специальное исследование этнического самосознания русских дагестанцев. Всего было исследовано 200 юношей и девушек - выходцев из русских семей, живущих в Дагестане в нескольких
22
Известия ДГПУ, №4, 2009
поколениях - в возрасте от 18 до 25 лет. Исследования проводились в 2008-2009 годах в различных городах (Буйнакск, Дербент, Каспийск, Кизляр, Кизилюрт, Махачкала) и районах (Кизлярский, Ногайский, Хун-захский) Дагестана.
Поскольку в проведенных нами исследованиях в количественных измерениях фиксировалось государственное и этническое самосознание, мы акцентировали основное внимание на их иерархическом соотношении. При этом подчеркиваем: говоря о государственном и гражданском самосознании, мы понимаем, что между ними нет пропасти, и даже в наших российских условиях они, словами Л. М. Дробижевой, «... в чем-то перекрещиваются, особенно в условиях «демократического перехода» [8. С. 11-29].
В ходе исследования для выявления обыденного повседневного восприятия этнической идентичности на поведенческом уровне мы использовали ряд вопросов: «Что, по-
вашему, роднит вас со своим народом?», «Что сближает вас с другими народами Дагестана?» и «В чем, по вашему мнению, основные различия между вашей и другими национальностями Дагестана ?»
Наибольшие индексы показателей выявили высокую самооценку национальной принадлежности по следующим признакам: язык - 75,6%; религия - 62,1%; обычаи, традиции - 62,1%; культура, музыка - 46%; чувство кровного родства - 45,0%; внешность - 39,4%; образ жизни -30%; место жительства - 33%; историческая судьба, прошлое -32,1%; черты характера - 20,0%; психология - 14,0%. Эти этноинтег-рирующие факторы как бы лежат на поверхности и, независимо от пола респондентов, являются характерными для русской молодежи. Высокие показатели говорят о высоком уровне внутриэтнической самоидентификации и консолидации.
У большинства исследованных нами этнофоров первые четыре места из двенадцати вариантов описаний занимают: язык, религия, обычаи, культура. К очень важным эт-ноинтегрирующим элементам относится язык, который, как видим по показателям, значительно выражен у русских юношей и девушек.
На вопрос: «Что вас сближает с другими народами Дагестана?» -этнофоры ответили, что сближают в наибольшей степени место жительства - 70,4%; образ жизни -66,2%; культура и музыка - 40,5%; обычаи и традиции - 35,2%; черты характера -27,0%; психология -24,4%; историческая судьба, прошлое - 14,0%; внешность - 5,4%; 2% - религия. Такой процент и количество интегрирующих факторов подтверждают исторически обусловленную тенденцию дагестанских этносов к консолидации. Обращают на себя внимание показатели значимости места жительства, образа жизни, исторической судьбы культуры и музыки, черт характера обычаев и психологии в межэтнических связях.
К этнодифференцирующим факторам 56,0% русских относят язык культуры, 67,0% - религию, а 43,0% - обычаи, обряды, традиции. Остальные факторы обозначены не так выпукло (внешность - 22,9%; черты характера - 12,0%; психология -8,1%), не оказывают значимого влияния на развитие «Мы - чувства», как указанные выше и лишь подчеркивают специфику каждого отдельного этноса.
Как видим, самое высокое обоснование внутриэтнической и общедагестанской идентичностей, конечно же, делается через значимость языка, религии для культуры народа. Отсюда стремление к соблюдению своих традиционных христианских праздников и обрядовой жизни своей общности. Исследования показали, что этническое самосознание русских старожилов в условиях иноэтниче-
Психолого-педагогические науки •••
ской среды Дагестана можно охарактеризовать как направленное на ценности своего этноса. В поликультурном Дагестане каждый этнос старается сохранить свою самобытность, а каждая отдельная личность через знание своих этнических корней очертить уникальные границы своего Я. Этот латентный, полезный уровень межэтнической напряженности способствует самосохранению этносов.
В то же время у русской молодежи Дагестана велико стремление к идентификации с другими этносами Дагестана. Они называют дагестанские обычаи, свадебные и похоронные обряды, традиционные и религиозные праздники, участвуют в них, называют дагестанские блюда (хинкал, курзе, чуду и т.д.), которые готовят и считают своими. Данный факт подтверждает идею о развитии особой сензитивности к традициям коренных народов у дистантных этносов, исторически проживающих в едином геополитическом пространстве.
В ходе исследования мы использовали методику выбора общностей для идентификации. При этом частота выбора «мы - идентификации» служила основанием для суждений о включенности исследуемых нами людей в данный тип общности.
Исследования категоризации общероссийской государственной идентичности на социальнопсихологическом уровне показали, что для 59,4% исследованных нами русских девушек и юношей Родиной является Дагестан, а для 52,7% -Россия; 4,5% называют родиной город (село), в котором они родились и 6% считают Родиной планету Земля или же всю Вселенную. Отмечаем совпадение общероссийской и общедагестанской идентичностей у 50,2% этнофоров.
Здесь подтверждается гипотеза о сложной иерархической структуре самосознания у этнических и русскоязычных дагестанцев, которая строится на основе разноуровне-
23
вых идентификаций. Исследованиям показали, что в привычной обстановке «общедагестанская» и «общероссийская» идентичности занимают последовательно: первую
и/или вторую ступени, а значение «родного села или родного города» редуцируется, что говорит о тенденции выхода самосознания молодежи на более широкий (рациональный) уровень. А при выезде за границу 78,3% исследованных нами русских молодых людей ответили бы, что они родом из России; 16% - из Дагестана, 2% из них назвали бы свою национальность и 2% - Кавказ.
Очевидно, чувство сопричастности к большому сообществу в условиях измененной социальной ситуации облегчает социальное самочувствие. Этому есть психологическое объяснение: в ситуациях социальной напряженности, социальных конфликтов актуализируются те особенности самосознания и качества личности, которые закреплялись в процессе исторического развития этноса как наиболее адаптивные способы социального реагирования и сохранения личной безопасности его членов.
Однако исследование, проведенное посредствам ранжирования списка идентификационных признаков [14], позволило выявить доминирующую идентичность в самосознании русской молодежи. В первую очередь выявлена высокая приверженность молодых людей (59,2% от N=108) к этнической (Я - русский), во вторую, - к общегражданской (Я - россиянин) идентичностям (40,7% от N=108). На третьей позиции в рейтинге стоит общепланетарная (Я - человек Земли) идентичность (34,5%); на четвертой - общедагестанская (Я - дагестанец) идентичность (22,2%) и на последней - общекавказская идентичность (Я - кавказец).
Как видим, в рейтинге предпочтений идентичностей приоритетными для русской молодежи являются этническая и государственная иден-
24
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
тичности. Очевидна позитивная направленность русской молодежи к своей этничности. Позитивная этническая идентичность во многом определяет межэтническое взаимодействие. Идентичность, которая становится ведущей в данный момент времени, определяет значимые параметры сравнения собственной группы с другими
На прямо поставленный вопрос: «Ощущаете ли вы себя гражданином России?» 84,6% (N=200) русских дагестанцев ответили положительно; 2,7% дали негативный ответ и 8,1% сказали, что не задумывались. На вопрос: «Ощущаете ли вы себя дагестанцем?» 83,7% ответили утвердительно; 10,8% ответили негативно и 4,0% не задумывались.
Итак, для русской молодежи в городах Республики Дагестан приоритетны как общероссийское, так и общедагестанское гражданство. В действительности указанной поляризации (оппозиции) гражданских идентичностей не существует, так как основная часть молодежи считает себя одновременно и гражданами России и одновременно гражданами своей республики. О масштабах этой совместимости и взаимной толерантности можно судить по тому, что одинаково важными признали для себя обе гражданственности - республиканскую и общероссийскую -80,7% представителей русской молодежи Дагестана. Тем не менее остается 10,8% русской молодежи, для которой важна общероссийская и неприемлема республиканская гражданская идентичность. Такая высокая ориентация русских на Дагестан не случайна: она развивалась в течение двухсот лет, со времени воссоединения России и Дагестана в 1860 г.
Для этнических и русскоязычных дагестанцев понятия «большая Родина» и «малая Родина» неразделимы, и в зависимости от социальной ситуации они меняются в иерархии самосознания местами. Так, во вре-
мя августовских событий 1999 г., когда бандформирования напали на Дагестан с целью установления исламского государства и отделения республики от России, дагестанские добровольцы бок о бок с русскими бойцами защищали российскую государственность, показав, что в экстремальной ситуации у дагестанцев доминирует общероссийская (общегражданская) ментальность.
Черты народа, проявляющиеся в ситуациях беспокойного состояния, недовольства и опасности, являются, на наш взгляд, базовыми и наиболее истинными. Присоединившись к России в XIX веке, дагестанцы выбрали свой путь исторического развития и, как показывают исследования (рефлексивные самоотчеты: «В чем я вижу смысл моей жизни?», глубинные интервью, анкетирование), своих ориентаций они менять не собираются [4].
Итак, этническая идентификация русских дагестанцев в современную эпоху кризисов и практики всеобщей интеграции, изменяясь под влиянием внешних условий, в то же время в значительной мере определяется традиционными этнокультурными факторами.
Многоуровневая структура, состоящая из взаимосвязанных между собой идентификаций - от этнической (я - русский), межэтнической (я
- дагестанец) до общероссийской (я
- россиянин) и - в настоящее время
- общепланетарной (я - человек планеты Земля), составляет основную особенность самосознания современной дагестанской русской молодежи.
Совершенствуясь в ходе истории на основе самоопределения этнической принадлежности через межэтнические отношения в ходе взаимодействия с представителями других этносов, русские старожилы Дагестана сегодня тяготеют к единой общей модели самосознания. В первую очередь осуществляется идентификация со своим этносом, с этносами,
Психолого-педагогические науки •••
проживающими в едином геоисторическом пространстве, и с Россией.
И в заключение хотелось бы отметить, что при формировании общегражданской идентичности важны и значимы не только принадлежность к определенному государству, но, прежде всего, доверие и комфорт граждан, живущих в пределах одного
25
государства, выполнение взаимных обязательств.
Отношение к такому сообществу, как «россияне», можно рассматривать как гражданскую идентичность, прежде всего, потому, что эта более широкая общность в многонациональном государстве позволяет подняться над узкоэтническими интересами.
Примечания
1. Бекоева Д.Д. Государственное самосознание. М. : Университетский гуманитарный лицей, 2004. С. 60. 2. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание дагестанцев на пороге XXI века. Махачкала : Юпитер, 2002. С. 58-59. 3. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности: структура, содержание, генезис: Монография. М. : Прометей, 2006. С. 117-118. 4. Гаджимурадова З.М. Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана). Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2008. 54 с. 5. Губолго М.Н. Формирование гражданской идентичности (опыт молодежи России) // Этнографическое обозрение. 1998. №6. С. 91. 6. Дробижева Л.М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. 7. Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. В. С. Магун. М. : Издательство института социологии РАН, 2006. С. 11-29. 8. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: Противопоставление или совместимость // Россия реформируется. М., 2002. С. 241-242. 9. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. М. : МГПУ. С. 40-90. 10. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций: XXI век // Развитие личности. 2002. №1. С. 19. 11. Национальный состав и владение языками, гражданство // Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. Т.4. Кн.1. М. : Госкомстат России, 2004. С. 581. 12. Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские. XIX - начало ХХ вв. Махачкала : ДНЦ РАН, 2001. С. 15-17. 13. Русско-дагестанские отношения в XVIII - начале XIX вв. Сборник документов / Отв. ред. В. Г. Гаджиев. М. : Наука, 1988. С. 8-13. 14. Сикевич З.В. Социологическое исследование: Практическое руководство. СПб. : Питер, 2005. 15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник. М. : Аспект Пресс, 2003. 368 с. 16. Тебеньков М. Древнейшие сношения Руси с прикаспийскими странами и поэма «Искандер-наме Низами как источник для характеристики этих сношений. Тифлис, 1986. С. 12. 17. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М. : Наука. 240 с. 18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 1996. 340 с.
Статья поступила в редакцию 04.12.2009 г.