УДК 316.454.4
Шахбанова Мадина Магомедкамиловна
доктор социологических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра [email protected]
Лысенко Юлия Михайловна
кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории, археологиии этнографии Дагестанского научного центра [email protected]
Нурилова Альбина Захарьяевна
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Дагестанского государственного технического университета [email protected]
Этнокультурные
компоненты
ВОСПРОИЗВОДСТВА ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РУССКОЯЗЫЧНОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Madina M. Shakhbanova
doctor of sociological Sciences, senior research officer Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center RAS [email protected]
Yuliya M. Lysenko
candidate of historical Sciences, research officer Institute of History, Archeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center RAS [email protected]
Albina Z. Nurilova
candidate of philosophical Sciences, associate professor of philosophy. Dagestan State Technical University [email protected]
Ethno-cultural
COMPONENTS OF THE REPRODUCTION OF ETHNIC IDENTITY OF RUSSIAN-SPEAKING POPULATION OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Аннотация. В статьеизучены этнокультурные компоненты воспроизводства этнической идентичности русскоязычного населения Республики Дагестан. Выявлено, что доминирующим типом социальной идентичности является республиканский (общедагестанский) тип идентификации. При превалировании республиканской идентичности у дагестанских русских проявляется и заметное «противопоставление» себя другим народам с формулировкой «мы по характеру немного другие», как стремление обозначить свою этнокультурную самобытность.
Ключевые слова: Дагестан, дагестанские русские, этническая идентичность, этнические признаки, национальный язык.
Annotation. The article studies ethno-cultural components of the reproduction of ethnic identity of Russian-speaking population of the Republic of Dagestan. It is revealed that the dominant type of social identity is a republican (common Dagestan) type of identification. While the prevalence of the republican identity in Dagestan Russians, the «opposition» themselves to other peoples with the statement «we are by nature a little differ» as the desire to identify their ethnic and cultural identity is evident and noticeable.
Keywords: Dagestan, Dagestan Russians, ethnic identity, ethnic characteristics, national language
Современные реалии актуализировали дальнейшее исследование состояния и направленности изменений самосознания, идентификации различных этнических групп населения под воздействием объективных и субъективных факторов.1 Опыт последних десятилетий демонстрирует,
1 Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 14-0300104 «Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения русскоязычного населения Республики Дагестан».
что своевременное выявление общественным мнением состояния этнической самоидентификации может помочь в разработке действенных мер по предотвращению межнациональной напряженности, межэтнического противостояния и конфликтов, соответственно, способствовать формированию у этнических общностей единого общегражданского сознания.
Термин «идентичность» широко вошел в этносо-циологию и в междисциплинарные исследования в конце 70-х гг. прошлого века, благодаря иссле-
132
дованиям Э. Эриксона [3, с. 14], который рассматривает ее в двух аспектах: «Я-идентичность (природное и индивидуальное) и социальная идентичность (в^юченность личности в социальные процессы)», поэтому А. Турен считает идентичность осознанным самоопределением социального субъекта [1, с. 152]. В отечественной науке категория «идентичность» приобрела актуальность в 90-х гг. XX столетия в процессе изучения проблемы этнической идентификации. Если ранее идентичность больше была связана с процессом социализации и самоопределения личности, процесса социальной трансформации, то в последующем она характеризуется не столько с позиций личного и культурологического, сколько с социальной и политологической позиций. Таким образом, процесс идентификации выходит за рамки личного дела гражданина, превращаясь в средство мобилизации масс для политических элит.
Специфика самого процесса самоидентификации предполагает выделение этноопределите-лей, не только внешних (самоназвание, язык, культура и т.д.), но и внутренних, определяющих осознание личностью своей этнической принадлежности. При рассмотрении факторов воспроизводства этнической идентичности, мы основываемся на данном ГУ. Солдатовой определении этнической идентичности, в соответствии с которым под ней понимаем разделяемые членами этнического образования представления, формирующиеся в процессе межэтнической коммуникации на основе осознания исторической общности, культурной специфики, исторической территории и т.д.
Социологическоеисследование по изучению этнической идентичности и стратегии межэтнического поведения русскоязычного населения Республики Дагестан проведен в 2014 г. в районах как дисперсного, так и компактного их проживания - в Буйнакском, Дербентском, Кизилюртов-ском, Кизлярском, Хасавюртовском, Тарумов-ском районах, гг. Дербент, Дагестанские Огни, Кизляр, Кизилюрт, Хасавюрт, с. Тарумовка.
Представления дагестанских русских об основных этнообъединяющих признаках своей этнической общности показывают ответы респондентов на вопрос «Какие признаки сближают Вас с представителями Вашего народа?». Эти компоненты, или структурообразующие этнической идентичности, одновременно являются факторами этнической самоидентификации, влияющими на ее формирование, содержание и развитие. По всему массиву опрошенных признак «национальные традиции и обычаи» (62,6 %) является значимым этноинтегри-рующим компонентом и занимает первое ранговое место, на второй позиции располагается «национальный язык» (60,8 %), на третьей «совместная жизнь на данной территории» (51,1 %), на четвертой «религия» (41,1 %), на пятом месте «историческое прошлое» (40,4 %). Однако и остальные этнические признаки - «историческая территория моего народа» (24,5 %), «общность характера, схожесть поведения» (33,4 %), «национальная литература, народное творчество» (27,2 %), «национальная одежда, жилище, быт» (10,6 %) выполняют замет-
ную роль в воспроизводстве этнической идентичности дагестанских русских, хотя последний маркер выделила относительно небольшая доля опрошенных. Из всего массива опрошенных статистически незначимая часть придерживается позиции, что их «ничего не объединяет с представителями своего народа» (1,0 %). Таким образом, при снижении интегрирующей роли языка повышается значимость других компонентов этнической идентичности, не связанных столь тесно с языком, к числу которых относятся единство происхождения, историческое прошлое, общность религии, соционормативной культуры, неязыковых форм духовной культуры (музыка, танцы), выполняющие компенсаторную роль.
С другой стороны, можно сказать, что для представителей дагестанских русских характерна ситуация «размывания» их этничности, что подтверждается снижением значимости национального языка, национальности родителей при существующем осознании принадлежности к своей этнической группе. Однако, несмотря на противоречивые суждения и существующий разброс мнений, в процессе самоидентификации респонденты этнообъединяющими маркерами считают «национальный язык», «национальные традиции, обычаи, обряды», при этом как осознание принадлежности к собственной этнической группе отмечаются 2 фактора - «важность их знания и соблюдения» и ««быть сопричастным своему народу и его национальной культуре»«.
Далее в ходе исследования респондентам был задан вопрос «Что, по Вашему мнению, необходимо учитывать, в первую очередь, при определении национальности человека?», позволяющий установить индикаторы определения национальной принадлежности. В позициях дагестанских русских в определении этнической принадлежности человека важнейшим критерий является «самосознание человека (к какому народу он себя относит)» (44,8 %),затем располагаются индикаторы «национальность отца» (20,6 %), «особенности поведения, мышления» (16,9 %), «национальный язык» (16,8 %) и «национальность матери» (2,1 %). В отличие от других дагестанских народов, которые, по значимости национальную принадлежность одного из родителей, обычно отца, располагают на первом месте, то в установкахопрошенных русских существует иная иерархия определения этнической принадлежности.
Таким образом, анализ результатов двух вопросов социологического опроса («Что для Вас значит быть представителем своего народа?» и «Что, по Вашему мнению, необходимо учитывать, в первую очередь, при определении национальности человека?»), показывает кардинальные изменения в позициях респондентов в ответах на второй вопрос. Так в идентификационных процессах опрошенных дагестанских русских наблюдается заметное снижение значимости национального языка. По нашему исследованию, осознание представителем своего народа предполагает «знание и соблюдение национальных традиций и обычаев своего народа», иными словами, респонденты акцентируют внимание на родословных корнях. Однако опрошенные, хотя
133
в других вопросах в качестве этноопределителя отмечали национальный язык, то в ответах на вопрос «Что, по Вашему мнению, необходимо учитывать, в первую очередь, при определении национальности человека?» отодвинули его на третью позицию. Также следует обратить внимание на то, что национальный язык не всегда занимает лидирующее положение среди этноинте-грирующих признаков, хотя его эмоциональнопсихологическая ценность в представлениях респондентов довольно высока.
Не менее важным при изучении этнической идентичности является установление соотношения между типами социальной идентичности, поэтому респондентам был задан вопрос «Кем Вы ощущаете себя, в первую очередь, на территории Республики Дагестан?». Наше исследование показало актуализацию государственногражданской идентичности у дагестанских русских, проявляющаяся в форме осознания себя, в первую очередь, «россиянином» (47,3 %), «представителем дагестанского народа» (21,3 %),
«представителем своего народа и религии» (12,8 %), «представителем Кавказа» (9,5 %) и представителем своего народа» (8,7 %), т.е. можно констатировать слабое проявление этнической идентичности дагестанских русских. Анализ вопроса «Кем Вы ощущаете себя, в первую очередь, на территории Республики Дагестан?» через образовательныйуровень показывает, что «осознание себя представителем дагестанского народа» в большей степени проявляется в позициях каждого пятого респондента с высшим (22,0 %), со средним (20,3 %) и со средним специальным образованием (20,1 %).
Длительность совместного проживания на относительно небольшой территории обуславливает важность в общественном сознании опрошенных русских республиканской (общедагестанской) идентичности. При этом в позициях респондентов наблюдается рост государственно-гражданской идентичности, сопровождающийся высокой оценкой значимости общероссийской политиче-с ко й символики (герб, гимн, флаг).
Распределение ответов на вопрос
«Какие признаки объединяют Вас с дагестанскими народами?» (варианты ответов даны в %)
Варианты ответов %
2001 г. 2005 г. 2013 г. 2014 г.
Длительность совместного проживания на одной территории - 60,0 68,5 82,1
Общность экономической жизни, национальная культура 34,8 - -
Образ поведения, жизни - 20,0 -
Общая территория проживания 78,3 - -
Общая история всех дагестанских народов - 20,0 28,0 36,7
Схожесть традиций, обычаев, национальной культуры 13,0 20,0 10,5 22,7
Историческая память всех дагестанских народов 8,7 - 17,5 20,6
Национальный характер, национальная психология - 40,0 14,7 24,2
Религия 4,3 20,0 4,2 5,8
Ничего не объединяет, мы самостоятельный народ 21,0 3,2
Сравнение результатов социологических опросов (2001 г., 2005 г., 2013 г. и 2014 г.) констатирует, что «длительность совместного проживания на одной территории» по-прежнему выполняет важнейшую объединяющую функцию в массовом сознании дагестанских русских. Не менее существенным является значимость «общей истории всех дагестанских народов» и «национального характера и национальной психологии», которые обладают элементами сходства и в многонациональной среде легко перенимаются, при сохранении важности исторической памяти и общего исторического прошлого. Мононациональная среда изначально формирует признаки, определяющие осознание своей принадлежности к определенному народу, в отличие от полиэтнической местности, где многие этнические отличия стерты. Отождествляя себя с определенным этносом, индивид воспринимает и включает в свой внутренний мир те ценности, идеи, убеждения, образцы, которые выработаны и характерны по преимуществу для этой общности, являются во многом уникальными и специфическими [2, с. 42]. Статистически незначимая доля опрошенных русских придерживается позиции «ничего не объединяет, мы самосто-
ятельный народ», что объясняется тем, что русские являются государствообразующим этносом и их ориентацией на осознание себя на территории Республики Дагестан, в первую очередь, «россиянином».
С целью глубокого анализа выраженности этнической идентичностив ходе исследования был задан вопрос «Какие признаки представляют для Вас наибольшую значимость?». По всему массиву превалирует суждение «национальная культура всего человечества» (35,6 %), «язык, национальная культура и традиции всех дагестанских народов» (27,5 %), каждый пятый опрошенный подчеркнул позицию «язык, национальная культура и традиции только моего народа» (21,5 %) и «язык, национальная культура и традиции только тех народов, которые проживают в моей стране» (19,7 %).
С целью более глубокого изучения индикаторов воспроизводства этнической идентичности в опросе по изучению этнической идентичности русскоязычного населения республики выявлялась значимость территории как этнопризнака, потому что одним из компонентов этнической идентичности является территория, обозначаемая как «историческая территория» и «родная
134
земля». В вопросе «Что Вы понимаете под исторической территорией своего народа?» респонденты под исторической территорией своего народа понимают «всю территорию России» (42,8 %), «территория на которой жили и совместно вели хозяйство предки моего народа» (29,8 %), «территория, на которой в основном проживают представители моего народа с другими народами» (21,2 %). Полученные результаты свидетельствуют о сочетании двух подходов - условно говоря, исторического и современного, осознание исторической преемственности в понимании «историческая территория», т.е. как земля, на которой в течение длительного периода проживают представители этих народов и как «территория, на которой в основном проживают представители моего народа с другими народами». Через эти позиции проявляется существующее в общественном сознании дагестанских русских толерантное восприятие совместного проживания, хотя второе суждение позволяет и противоположную интерпретацию этнического поведения опрошенных -как «вынужденных» проживать на «своей исторической территории с другими дагестанскими народами». Вместе с тем, в позициях статистически незначимой доли проявляется интоле-рантная установка - «территория, на которой имеют право жить только представители моего народа» (4,0 %).
Выводы: 1. Значимость дефиниции «историческая территории» в общественном сознании дагестанских русских проявляется в процессе
Литература:
1. Сагдиева ЭЛ. Трансформация этнической идентичности трудовых мигрантов. Этнологические исследования в Татарстане. Казань, 2009. С. 152.
2. Файзуллин Ф.С. Грани этнической идентификации / Ф.С. Файзуллин, А.Я. Зарипов // Социологические исследования. 1997. № 8. С. 42.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 14.
классификации типов этнической идентичности. Так, одним из вариантов проявления деструктивных форм этнической идентичности (этноцентризм и этнодоминирование) являются суждения «1 такой человек, который считает, что люди другой национальности должны быть ограничены в праве проживания на его национальной те рритории» (8,1 %) и «1 такой человек, который считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу» (16,3 %). Таким образом, результаты исследования констатируют значимость в этноконтактных зонах республики маркера «историческая территория проживания» и, неслучайно опрошенные одной из причин межэтнических коллизий считают «территориальные споры». 2. Индикаторами воспроизводства этнической идентичности в этноконтактных зонах республики являются «национальный (родной) язык», «национальные традиции и обычаи», «совместная жизнь на данной территории», «религия», «национальная литература,
народное творчество», «национальная одежда, жилище, быт», «историческая территория моего народа», «общность характера, схожесть поведения», «историческое прошлое», и незначительная часть опрошенных отмечает «ничего не объединяет». При этом, наряду с так называемыми этническими маркерами, заметное место в структуре этнической идентичности занимает «религия». Статья выполнена в рамках проекта РГНФ № 14-0300104 «Этническая идентичность и стратегии межэтнического поведения русскоязычного населения Республики Дагестан»
Literature:
1. Sagdieva E.A. Transformation of ethnic identity of migrant workers. // Ethnological researches in Tatarstan. Kazan, 2009. P. 152.
2. Fayzullin F.S. Edges of ethnic identification /
F.S. Fayzullin, A.Ya. Zaripov // Sociological research. 1997. № 8. P. 42.
3. Erikson E. Identity: youth and crisis. M., 1996. P. 14.
135
ИСТОРИЧЕСКИЕ
НАУКИ