Н.А. Хайкара
ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ
Преамбула. В статье рассматривается проблема эстетического воспитания подростков на занятиях хореографией. Раскрывается значение такой инновационной формы организации хореографической деятельности, которая реализует аспект становления авторской позиции подростков и способствует успешности их эстетического воспитания.
Социально-экономические изменения во всех сферах жизни общества привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Акцентирование внимания на умственном развитии детей, их интеллектуальном обогащении недостаточно полно обеспечивает разностороннее развития личности. Для достижения гармонии в развитии ребенка не меньше внимания необходимо уделять и формированию его эстетической культуры, как одной из основополагающих частей духовной жизни человека.
Сегодня можно с полным основанием говорить о реальной опасности отчуждения школьников от подлинной кулыуры, настоящего искусства. Преимущественный интерес к его развлекательной стороне сопровождается поверхностным восприятием, непониманием условности и специфики его образного языка.
В школе на образовательную область «Искусство» в учебном плане с 5-го по 9-ый классы отводится в среднем 13,1%, в старших классах искусство вообще исключено из учебного плана. Как показывают исследования, наиболее успешно художественно-эстетическая культура школьников формируется в условиях взаимодействия всех видов искусств.
Отметим, что в комплекс искусств входит и хореография, воспитательный потенциал которой достаточно высок. При этом хореография, прекрасно коррелирует с возрастной спецификой развития подростков: имеется ввиду стремление к красоте, требования к внешности других и собственной. Например, в условиях современной дискотеки индивидуальный танец стал д ля подростков своеобразной формой социальной адапта-
ции. Он позволяет мгновенно «выплеснуть» свои эмоции, не только погрузиться в круг непосредственного и опосредованного общения, но и самоутвердиться, «вписаться» в ритмопластический портрет поколения сверстников, почувствовать свою общность с окружающими, с миром. Неслучайно в иерархии художественно-эстетических видов деятельности после кино и современной музыки школьники выбирают хореографию («танец»). В то же время эмпирическое изучение эстетического воспитания в школах показало, что процент занимающихся хореографией школьников снижается к подростковому возрасту.
На современном этапе все еще характерно высказывание Б,Т. Лихачева: «Мы почти совсем не учим школьников быть авторами: писать литературно-художественные произведения, сочинять музыку и т.п...» На житейском уровне - дома, в семье - дети показывают высокий уровень творческой активности: они поют, танцуют, мастерят и т.п. При этом активизируется стремление школьников занять авторскую позицию в творческо-эстетической деятельности, что значит «целенаправленно преобразовывать впечатления жизни, чтобы в единственной выразительной форме воплотить ценности эстетического переживания» (А.А. Мелик-Пашаев). В то же время, в школьной обстановке дети зачастую закрепощаются: стесняются, скрывают свое желание творить, не получая одобрения педагогов. Иногда робкие предложения ребенка выступить с собственным сочинением не находят отклика у воспитателей, так как кажутся им «непрофессиональным», «неэстетичным» продуктом. Действительно, стремле-
©Н.А. Хайкара, 2008
57
ние к самовыражению, с одной стороны, и недостаточность владения художественным языком искусства и неразвитый эстетический вкус, с другой, не позволяют школьникам публично представлять свои таланты.
Изменение подобной ситуации мы видим в необходимости теоретической и опытно-практи-ческой проработке педагогических условий эстетического воспитания подростков на занятиях по хореографии с учетом их возрастных особенностей, субъектного опыта, становления авторской позиции. Это обоснованно тем, что в процессе эстетического воспитания, в аспекте личностно-ориентированного образования, обучающиеся обретают личностные смыслы, ценностную ориентацию и субъектное отношение к действительности (Якиманская).
Мы ставили перед собой задачу выявить уровень эстетической воспитанности современных подростков. В процессе исследования подтвердилось важное для нас противоречие. С одной стороны, многие подростки ставили искусство на одно из последних мест (от 1-9). Отмечено большое количество анкет с прочерком по поводу участия в художественно-эстетической деятельности, в том числе в кружках, студиях и других творческих объединениях. С другой стороны, в каждой анкете на вопрос «Как бы ты смог проявить себя на школьных мероприятиях?» содержался распространенный ответ («сыграть в спектакле», «спеть» и т.д.), высказывалось желание выступать.
Это утвердило нас во мнении, что путь подростка к прекрасному, к искусству лежит через творческую деятельность, пробу себя в авторской позиции, «проживание себя» в творчестве, в искусстве так, как он считает это необходимым для самовыражения. Эстетическое воспитание подростков наиболее эффективно при таком подходе к осуществлению хореографической деятельности, при котором происходит раскрытие ценности изучаемого объекта, а вслед за этим - рождение смысла, «присвоение» ценностей личностью.
Таким образом, в диагностическом исследовании мы констатировали, что для реализации цели эстетического воспитания подростков недостаточно использовать традиционные формы и методы, а необходима специальная направленность и организация хореографической деятельности, реализующие аспект становления авторс-
кой позиции подростков.
Авторство в подростковом возрасте связано с глубинными процессами самоопределения в целом:
- подросток осознает себя в качестве деятеля культуры (поэта, автора песен, художника, писателя);
- осознание себя в творчестве связано с самопознанием и потребностью в самовыражении этого нового понимания;
- осмысленная творческая деятельность становится внутренним стержнем саморазвития, рефлексии и реконструкции «Я-концепции»; обогащается внутренний мир подростка;
- он пересматривает ценности и условия своей повседневной жизни;
- он начинает понимать самоценность творчества [3, с. 184].
Авторскую позицию подростков в процессе хореографической деятельности мы рассматриваем как - установку личности на выражение своего эстетического отношения к действительности, в процессе закрепления и представления своего социально-культурного опыта в творческом продукте, обладающем субъективной новизной, уникальностью.
В контексте становления авторской позиции подростков на занятиях по хореографии, уровни их эстетической воспитанности определены нами как: оптимальный (интегрированный), специализированный, поверхностный (таблица 1). Интеграция продиктована самой сутью любой творческой деятельности и определяется индивидуальной позицией исполнителя (художника), его мировоззрением, сознанием, опытом, культурной памятью, вниманием, восприятием, ассоциациями, волей и желанием творить. В разработке содержания эстетического воспитания подростков в становлении авторской позиции на занятиях хореографией мы опираемся на понятие Л.Г. Савенковой: Интеграция - это сложный структурный педагогический процесс, требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных позиций; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирование у школьников способности самостоятельно проводить творческое исследование; развитие у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве [2, с. 9].
Определяя роль искусства танца в эстетичес-
ком воспитании школьников, мы опираемся на опыт педагогов и философов, начиная с древних времен и до наших дней [ 1 ]. В аспекте целостности художественно-творческой деятельности, хореографическую деятельность мы рассматриваем
как интегральное единство процессов восприятия, познания, исполнения и создания хореографического искусства в процессе творческого самовыражения личности с опорой на ценностносмысловую, авторскую позицию.
Таблица 1
Уровни эстетической воспитанности подростков
Уровни показатели Оптимальный Специализированный Поверхностный
Эстетический вкус, особенности восприятия - сочинения, викторины, проекты, и др., результаты анкетирования - авторство - Богатство, интегрированность испытанных эмоционально - чувственных переживаний, образность, оригинальность языка, - оценки и суждения носят индивидуальный характер - Музыку для танца выбирают не случайно, вдумчиво, соотнося стиль музыки и хореографии - Движения выражают характер музыки, а не инсценируют текст песни, разнообразны. - Стремятся выразить в танце нравственноэстетические чувства и переживания - Замечают наиболее яркие, интересные моменты Б хореографии и строят на этом свои суждения и оценки. • оценки и суждения касаются технической, хореографической стороны произведения - Выбирают музыкальный материл для танца из знакомого репертуара, или «из того что есть» наиболее хорошего эстетического уровня. - Склонны использовать элементы инсценировки текста песни в танце, выбор движений не разнообразен. - Выражая настроение в танце, не всегда сохраняют целостность образа. - Оценка ограничивается словами: "нравится", "не нравится", эмоциональность восприятия почти не проявляется, - неспособность высказать эстетическую оценку и суждения по поводу значимости прош ведения. - Подбор музыкального материала низкого эстетического уровня (популярные песни сомнительного содержания, неподходящая для танца музыка); - необузданное самовыражение (повторение однообразных движений, бессмысленное топтание на месте и др.); - подражание, имитация.
Эстетический кругозор Познавательные проекты интегрированные, знания из разных областей применяет в хореографии. Интересуется биографией известных артистов. Посещает культурные мероприятия часто Принимает участие более чем в половине предложенных программой познавательных проектах. Знания по отдельным видам хореографического искусства Посещает культурные мероприятия иногда, в основном по хореографии. Не принимает участие в познавательных проектах или не доводит работу до завершения. Знания поверхностны. Посещает культурные мероприятия редко
В программе для хореографической студии раскрывается содержание эстетического воспитания, а именно:
- содержание хореографических дисциплин (с учетом целей и задач эстетического воспитания подростков на современном этапе, с учетом проведения школьных и городских мероприятий, возрастных особенностей и предпочтений под-
ростков, становления их авторской позиции);
- содержание бесед и творческих самостоятельных работ по хореографическому искусству;
- содержание индивидуальной работы с подростками, поддержка авторства подростков в процессе хореографической деятельности;
Хореографическая деятельность
Z
Восприятие Художественно- Познавательная Ценностно-
(музыки, творческая деятельность ориентационная
танцевального деятельность * Систематичес - деятельность
движения, • Учебно- кое проведение * Раскрытие
художественного тренировочный бесед О ценности
образа в целом) процесс (на основе хореографическом изучаемого
• возникновение подражания, искусстве, объекта;
интереса к упражнения) совместный • Обогащение
произведению, • Исполнительство просмотр новыми
• установка на (артистическое, видеоматериалов о мотивами,
восприятие, эмоциональное танце, посещение осмысление
• понимание и выражение художест- театра, концертов, происходящего
переживание венного образа на проведение • Рождение
произведения, основе выученной викторин; смысла,
• углубленное хореографии) * материалы по «присвоение»
восприятие, • Импровизация синтезу ценностей
• переосмыслени (спонтанное музы- хореографии с личностью
е, оценка, кально-пластическое другими видами
• “катарсис”. самовыражение на искусства
основе внутренних переживаний, эмоций)
• Авторство
(самостоятельное
творчество, создание
танца с использовании-
ем изученных и
собственных движений,
знаний в области
хореографического
искусства)
Рисунок 1. Формы хореографической деятельности
Если в младшем школьном возрасте авторство развивается на основе групповой игровой деятельности, то в подростковом возрасте феномен авторства проявляется как результат потребности в самореализации в условиях интенсивного формирования индивидуальности и индивидуальных творческих способностей.
По нашим наблюдениям, в такого рода творческих проявлениях можно выделить типичные недостатки, отражающие уровень развития эсте-
тического вкуса в области музыки и танца, в культуре самовыражения:
- подбор музыкального материала низкого эстетического уровня (популярные песни сомнительного содержания, неподходящая для танца музыка);
- необузданное самовыражение (повторение однообразных движений, бессмысленное топтание на месте и др.);
- подражание, имитация [5].
Необходимо, на наш взгляд, чтобы к подростковому возрасту школьник имел навыки^; амо-выражения в танце, достаточный уровень сформированное™ эстетического вкуса в области музыки и танца. Обогащение опыта художественноэстетической деятельности выступает главным средством формирования разнообразных форм авторства и улучшения их качества.
Выражение авторской позиции подростков в хореографии может осуществляться в формах:
1. Написание стихов: как выражение чувств, эмоций, размышления о хореографическом искусстве, просмотренном хореографическом номере; стихи на разные темы, отражающие основную мысль задуманного или воплощенный в хореографическом номере образ.
2. Изобразительная деятельность: создание проектов костюмов, декораций к хореографическому номеру; рисунок как выражение чувств, эмоций на основе увиденного хореографического произведения.
3. Фантазирование на музыку: создание фонотеки (подросток прослушивает и отбирает музыкальный материал, обменивается им, фантазируя при прослушивании о том, какой художественный образ несет музыка и как воплотить его посредством танца); воплощение задуманного образа в танце на музыку, импровизация.
В течение 4-х лет работы по программе, мы отметили изменение направленности у подростков с пассивного усвоения хореографического материала на присвоение ценностей хореографического искусства посредством становления в активную авторскую и исследовательскую позицию.
По результатам проектной деятельности, предусмотренной программой по эстетическому воспитанию на занятиях хореографией, можно констатировать у обучающихся интегрирован-нность эмоционально-чувственных переживаний искусства.
Например, Вика Н. (5-ый класс) выбрала темой своего проекта - «Поэзия о танце». В нем она раскрыла поэтические образы танца в произведениях A.C. Пушкина («Евгений Онегин»), а также пробы пера современных молодых авторов (стих «Лебединое озеро»). Проявлением авторской позиции Вики в рассуждениях о танце стали ее собственные стихи: Мне танец доставляет удовольствие/ Как пташке длительный полет./
Любой балет смотрю я с удовольствием!/ Поскольку танец совсем мне не далек./И с удовольствием смотрю на балерину,/ Которой восхищаюсь и пишу стихи/ И пусть я не поэт и не писатель,/ Но о балете я пишу! А ты?
Проследить динамику эстетической воспитанности обучающихся можно, изучая их характеристики.
2003-2007 гт. А. Я. (занимается в студиис 3-го класса)
Физически развита хорошо. Способности к музыке и танцу выше среднего уровня. Талантлива, артистична. Учится удовлетворительно. Занимается в студии, чтобы научиться современным танцам (с 3 кл.). С I класса училась в школе искусств на отделении хореографии, но интерес к танцу не достаточно развился, однако база хореографии сыграла положительную роль в дальнейшем формировании эстетической и хореографической культуры.
2003 г. Прозанималась в студии около года, ушла, так как программа занятий предполагала на этот период обучение элементам классического, народно-сценического танца (с опорой на базовую программу для школ искусств), в разрез ее интересам к современной пластике. Эстетический вкус на этот период на среднем уровне. Хорошо чувствует соответствие музыкального стиля и движения. Упражнения делает неохотно.
В 5 классе продолжила занятия хореографией, когда в программу занятий был включен раздел современной хореографии в старшей группе. Занимается по «индивидуальному маршруту» . Сочиняет танцы.
2004 г. «Спортивный» танец- движения интересны, но не использует «рисунок» танца, много повторов, Выступает с этим номером на школьном конкурсе «РОСТок», занимает второе место.
2005 г. «Восточныйтанец»-более интересен по рисунку, но сами движения мало эстетичны, использует трюки, внешнюю яркость, но не внутреннюю выразительность стиля восточного танца. Этот номер выиграл номинацию и вошел в гала-концерт. Участвует в беседах по танцу, конкурсах.
В 2006 г. на городском фестивале «Арт-вер-нисаж» представила сольный номер в соавторстве с педагогом, заслуживающий высокой оценки: соответствие стиля музыки хореографии, техничность и артистизм, музыкальность в подборе
фическое отделение КУК. На контрольное занятие среди выбора из вариантов предпочла импровизацию под незнакомую музыку. К собственному авторству относится серьезно, стала считать, что имеет еще недостаточно знаний по многим видам хореографии, - это говорит о высоком уровне развития эстетического вкуса, кругозора, адекватно оценивает свои возможности.
Таблица 2
Диагностическая карта
движений.
2006-2007 гг. увлечена классической хореографией после просмотра х/ф «Танцующие призраки». Самостоятельно в течение года дополнитель* но занимается классическим тренажем и гимнастикой после занятий. Уровень СХ Д по всем параметрам - высокий. Профессиональное самоопределение - готовится поступать на хореогра-
Айви Я. Начало занятий: 09.2002
год обучения критерии 1 2 3
09.02 02.03 05.03 09.04 02.05 05.05 05.06 09.06 05.07
Музыкальность С С С+ В В
Эмоциональность В В В в в
Волевая сфера н с С с с
Творческие проявления н с+ В в в
Память с с с+ с+ в
Внимание н с с с с
Артистизм н в В в в
Спец. данные Выворотность ^ Гибкость У Шаг ^ Подъем ^ Прыжок ^ Координация
+
+
■4"
Мотивация * 1 2,6
Сцен, деятельность 11 10 9
Беседы Посещение спектаклей Ведение тетради Познавательная акт-ть 1 3
1
-
н с С+ C+
Эстетический кругозор н с
Учет посещаемости 85% 71% 80% 95% 100%
* указываются номера мотивов из анкегы
Таким образом, эстетическое воспитание подростков в контексте становления их авторской позиции на занятиях по хореографии возможно: в условиях педагогической поддержки личности в процессе ее самореализации в творчестве; с опорой на специально разработанную программу художественно-эстетической деятельности на основе интеграции искусств, обогащающую эстетический опыт обучающегося.
Библиографический список
1. Идеи эстетического воспитания. / Под ред. В.П.Шестакова. М., 1973.
2. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусством: Сб. науч. статей / под общей ред. Л.Г. Савенковой. - М: ИХО РАО, 2006. - 285 с.
3. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: уч. пос. для сгуд. высш. уч. зав. / под
ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М: Изд. центр «Академия», 2006. - 288 с.
4. Пузыни Т. Г. Педагогические условия^фор-мирования авторства подростков в художествен-
ной деятельности. Дисс.... канд. пед. наук. - М., 2001.-191 с.
5. Anne Green Gilbert Creative dance for all ages.-USA, 1992.-S. 370.