последующему; выполнение одного и того же задания разными способами нетрадиционных техник; предоставление свободы выбора художественного материала.
Библиографический список
1. Венгер, J1. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1973. — 117 с.
2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.
3. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.
4. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.
5. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
6. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 128 с.
7. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.
8. Уатт, Ф. Как научиться рисовать / Пер. с англ. М. Д. Лахути. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. - 96 с.
УДК 378.0
Л. Г. Тимошенко
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое.
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей: семья, школа, детские организации, повседневная деятельность, искусство и средства массовой информации. В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: «добро» как поведение на благо другого человека; «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах её проявления и созидания. Эстетическое воспитание в этом ключе определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в
жизни и искусстве. Его цель - содействовать всестороннему умственному, политическому, нравственному и физическому развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать желание творить по законам красоты» [1].
Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности и охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную её стороны. Оно зависит от нравственных и эстетических представлений народа, а также от культурных и художественных традиций и обычаев, природных условий.
Известный философ В. К. Скатерщиков в одной из своих работ высказал идею: «Эстетическое воспитание преследует цель не одного лишь формирования способности чувствовать и понимать прекрасное, но и воспитание потребности и умения творить его, созидать прекрасную жизнь» [2; 3]
И поскольку эстетическое воспитание пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки, то естественно возникает вопрос: какова природа эстетического воспитания, в чем его сущность, каковы его цели и задачи?
В «Кратком словаре по эстетике» эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве» [4].
В. Н. Киященко под эстетическим воспитанием понимает «процесс, в котором формируется умение ценить, чувствовать и понимать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенное и героическое, высокое и низменное в явлениях самой действительности, человеческих отношений и искусстве, где развивается способность к творчеству по законам красоты во всех сферах и видах человеческой деятельности, привычка проявлять себя как эстетическую творящую личность в каждом поступке и способности сопротивляться чужеродным эстетико-идеологическим взглядам и влияниям» [5]
Эстетическое воспитание на протяжении всего пути своего развития всегда было основой для создания художественных образов, предметов труда и быта, а также отражалось в связанных с культами обрядах, играх, обучающих действию. Для более полного понимания значения эстетического воспитания в современном воспитательнообразовательном процессе обратимся к истории: Платон считал искусство, высоконравственную поэзию и музыку укротителями недостойных страстей, Аристотель видел в искусстве источник формирования высших духовных способностей человека, его ума, чувств, сопереживаний. Впервые в истории он рассматривал способность человека к художественному наслаждению и творчеству как выражение духовной
целостности. Квинтилиан в эпоху Древнего Рима считал воспитание с детства навыкам красивой речи одной из первостепенных задач. В средневековье христианство использовало религиозное искусство для эмоционального воздействия, а в эпоху Возрождения восстановился и обогатился идеал прекрасного и доброго человека как развитого, талантливого творца и мастера. Цивилизации Древнего Востока отмечены осознанным отношением к эстетическому восприятию древнего мира. Нерасчлененность религиозного, нравственного, эстетического сознания народа предопределяла функции искусства как инструмента воспитания.
Идеи эстетического воспитания получили свое развитие и в России. Г. Державин, а вслед за ним П. Плавильщиков, выделяли музыку как искусство, наиболее подходящее для выполнения воспитательной и даже политической миссии.
Для современного понимания эстетического воспитания характерно то, что в этот процесс включается, как составная часть, воспитание потребности и способности участвовать в создании красоты в жизни и искусстве. Ю. Б. Бореев отмечает, что цели современного эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение [6].
Система учреждений дополнительного образования детей на сегодняшний момент взяла на себя миссию эстетического, патриотического и социального воспитания.
Центр сибирского фольклора г. Томска является одним из уникальных учреждений дополнительного образования детей, где реализуется концепция эстетического воспитания и образования подрастающего поколения:
- изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа и особенно народной художественной культуры;
- изучение памятников культуры, отражающих духовное наследие России;
- изучение календарно-обрядовых фольклорных праздников;
- изучение материальной культуры русского народа (факультативные занятия по изучению русского народного костюма и прикладному творчеству);
- раскрытие потенциальных возможностей личности (конкурсы среди воспитанников ЦСФ «Таланты среди нас» и «Живые нотки»);
- совместная художественно-творческая деятельность учащихся и педагогов;
- профессиональная ориентация воспитанников Центра Сибирского фольклора.
Воспитанникам в рамках этнокультурного образования, прививается интерес к культурам других народов с целью установления диалога культур на основе общих гуманистических жизненных ценностей.
Огромное значение имеет танец как средство эстетического воспитания и воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер, поэтому изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков.
Процесс освоения народного танца в Центре сибирского фольклора основывается на опыте и методических приемах, существующих в самой традиционной культуре. Отличительными признаками педагогической системы хореографической подготовки являются специфические принципы обучения, которые подразумевают определенную этапность в овладении хореографическими элементами.
Следуя народной традиции хореографического воспитания, педагоги хореографического отделения ЦСФ разделили обучение на три этапа:
Первый этап - «игровой», дети 5-9-ти лет постигают основы танцевальной культуры через игры, в которых используются инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. Важно, что при этом внимание играющих направлено на партнеров по танцу, по игре, а не на механическое заучивание хореографических элементов. На начальном этапе обучения занятия рассчитаны на три года, что условно совпадает с младшим школьным возрастом (приблизительно 7-9 лет). В этот период среди основных задач, стоящих перед педагогом можно выделить:
- развитие общей физической подготовки (силы, выносливости, ловкости);
- развитие танцевальных данных (выворотности, гибкости, прыжка, шага, устойчивости координации), изучение танцевальных элементов;
- развитие ритмичности, музыкальности, артистичности эмоциональной выразительности;
- воспитание трудолюбия, терпения, навыков общения в коллективе.
Второй этап - «технический», идет совершенствование полученных
знаний, изучение классического экзерсиза (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), изучение и исполнение народных танцев. Продолжение начатой на нервом этапе работы по развитию актерского мастерства на игровом фольклорном материале.
Третий этап - «мастерский» - специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.
Очередность вышеуказанных этапов: «игрового» и «технического», соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей.
Педагоги МОУ ДОД ЦСФ стремятся к созданию целостной системы, в которой работа всех творческих объединений подчиняется определенной идее, ориентируется на конкретную цель - эстетическое воспитание и этнокультурное образование.
Методика изучения традиционной русской культуры в ЦСФ осуществляется через комплексный подход восприятия произведений фольклора, пение, народную хореографию, игру на музыкальных инструментах, театрализацию, а также освоение детьми характерных свойств русского фольклора. Обязательно учитываются возрастные возможности детей, на занятиях создается атмосфера сотворчества детей и взрослых. Перед педагогическим коллективом ЦСФ стоит задача - ввести детей в мир искусства, национальных традиций, культурных ценностей, чтобы законы эстетики стали актуальными, чтобы они вошли в душу, в сознание, в отношения, стали бы императивом поведения - и они с честью с этой задачей справляются.
«Эстетическое воспитание оттачивает непосредственно эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. Желанный оптимальный результат эстетического воспитания - формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо. Главный показатель эстетической воспитанности человека - его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с высоким вкусом.» [6] - пишет Ю. Б. Бореев,
В 2006 г. Центр сибирского фольклора отметил свое пятнадцатилетие. Эти 15 лет позволили сформировать коллектив единомышленников, который реализует идеи педагогики сотрудничества. Дети, педагоги, родители участвуют в возрождении, сохранении и распространении традиционной русской культуры и формировании эстетической культуры личности. Воспитанникам в рамках этнокультурного образования стараются привить интерес к культурам других народов с целью установления диалога культур на основе общих гуманистических жизненных ценностей.
Нельзя не согласиться с мнением Б. Т. Лихачева [7], который к принципам организации современной системы эстетического воспитания школьников относит: принцип всеобщности эстетического воспитания и художественного образования; принцип единства всех сторон воспитательного процесса: идеологического, умственного, эстетического, нравственного и физического,
принцип комплексного воздействия искусств и их взаимодействие с основами наук; принцип творческой самодеятельности школьников и, наконец, принцип эстетики детской жизни, эстетической организации всей детской деятельности..
Закон «Об образовании» 1992 г. определил основные принципы политики в области образования. Среди которых - гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия и уважения к правам и свободам человека, к окружающей природе, любви к Родине, семье; защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций в условиях многонационального государства [9].
«Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьезном нравственно-этическом фундаменте, является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. Требуется повышение эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение, осознание воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, культурно-образовательной среды»- говорилось в решении Коллегии Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства образования Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации, где на совместном заседании 25 июня 2002 г. рассматривались вопросы нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения страны [10].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эстетическое воспитание на современном этапе способствует самопознанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, оно является одной из высших форм приобщения человека к человечеству, социализации человека.
Библиографический список
1. Алиев, Ю. Б. Основы эстетического воспитания / Ю. Б. Алиев /Р, Т, Арда-широва/Л. П. Барышникова// Под ред. Н. А. Кушаева.-М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
2. Семенов, К. Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика ( на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). - Майкоп, 2000, -308 с.
3. Бондарева, Н. А. Технология этнокультурного воспитания / Н. А. Бондарева // Школа. - 2001. - № 5. - С. 38-41.
4. Краткая философская энциклопедия. - М.,1994. - С 451
5. Разина, Т. М. О профессионализме народного искусства. - М.: Просвещение, 1985. ~ 190 с
6. Бореев, Ю. Б. Эстетика. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
7. Лихачев, Б. Т. Основные критерии педагогики // Педагогика, 1999. № 1,
С. 10-19.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА...
8. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. - С. 45.
9. «Об образовании». Закон Российской Федерации (1992 г.) с изменениями и дополнениями, принятыми Государственной Думой 12 июля 1995 г. и одобренными Советом Федерации 5 января 1996 г. //Российская газета,1996,23января.
10. Художественное воспитание детей и молодежи. Сборник нормативных документов и аналитических материалов. / Сост.: АК. Н. Демченко, С. Н. Горуш-кина, Л. В. Дукачёва, - М.: Издательство ИМХО, 2003. - 216 с.
УДК 373
П. Н. Даныиов
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ МЫШЛЕНИЯ (ПО РАБОТАМ В. А. СУХОМЛИНСКОГО)
Современное российское общество все острее ощущает необходимость в воспитании личности, обладающей способностью к аргументации собственной точки зрения, порождению новых идей, выявлению причинноследственных связей, умением исследовать, систематизировать знания и жизненные явления. Перед образованием поставлена задача преодоления репродуктивного стиля обучения и перехода к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся, что закреплено в Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.
В тоже время большинство ученых единодушны в том, что до сих пор школа в большей степени развивает память и в меньшей степени - мышление субъекта (О. С. Анисимов, А. Г. Асмолов). В связи с этим, наряду с использованием передового педагогического опыта, актуальными для развития современной российской школы оказывается гуманистически ориентированные педагогические системы советского периода, доказавшие свою продуктивность и жизнеспособность.
Видное место среди них отводится педагогической системе В. А. Сухом-линского - павлышского педагога-новатора, квинтэссенцией в которой выступает умственное воспитание школьника.
Умственное воспитание как один из основополагающих элементов образовательного процесса позволяет овладеть фундаментальными знаниями о мире, природе, социуме. Привитие навыков умственного труда способствует саморазвитию личности, самостоятельности в учении.