УДК 376.42
ОСОБЕННОСТИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В.В.Клыпутенко
TEACHING ELEMENTARY MATH CONCEPTS TO PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL
RETARDATION
V.V.Klyputenko
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, Viktoriya.Kliputenko@novsu.ru
Развитие математических знаний у умственно отсталых дошкольников невозможно без систематической коррекционно-развивающей работы. В статье выявлены специфические особенности овладения дошкольниками с нарушениями интеллекта элементарными математическими представлениями. Приведены конкретные примеры, связанные с усвоением математического материала умственно отсталыми детьми. Акцентируется внимание на особенностях формирования у детей с интеллектуальной патологией количественных, пространственных, временных представлений. Показана необходимость наглядно-практического характера обучения математическим представлениям, значимость организации специальной предметно-развивающей среды для математического развития детей с умственной отсталостью. Обращено внимание на важность качественного усвоения математических сведений умственно отсталыми дошкольниками для их дальнейшей социализации, подготовке к школьному обучению, осуществления контактов с окружающими людьми.
Ключевые слова: умственная отсталость, математические представления, коррекционная работа, дошкольник
Mathematical knowledge development of mentally retarded preschool children is impossible without systematic remedial development work. The article reveals specific features of elementary math concepts learning by preschool children with intellectual disabilities. Specific examples related to mastering of mathematical material by mentally retarded children are given. Attention is paid to the features of the quantitative, spatial, temporal representation formation for children with intellectual retardation. The necessity of visual, practical character of teaching mathematical concepts, the importance of the special subject-developing environment organization for the mathematical development of children with mental retardation is shown. Attention is drawn to the qualitative mastering of mathematical information by mentally-retarded preschool children, which is important for their further socialization, preparation for schooling and contacts with surrounding people.
Keywords: mental retardation, mathematical representations, correctional work, preschool child
Развитие математических представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью зависит от создания качественных коррекционно-развивающих педагогических условий. «Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный — оказываются несформированными у данной категории детей» [1]. Тем не менее, в современных исследованиях доказано, что ребенок с лёгкой степенью умственной отсталости способен овладеть элементарными математическими представлениями при наличии своевременной и полноценной коррекционно-развивающей помощи.
Исследования Л.Б.Баряевой,
О.П.Гаврилушкиной, Е.А.Катаевой, Л.А.Пепик, Н.Д.Соколовой показывают, что планомерное формирование математических знаний способствует коррекции всех сторон психического развития детей, содействует развитию чувственного восприятия и мышления, что является основой всей познавательной деятельности в дошкольном возрасте.
Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития моторных функций ребенка и развития сенсорной сферы, ориентировки в окружающем предметном пространстве,
вербальных навыков, социального опыта. Как правило, указанные функции и способности грубо нарушены у детей с поражением центральной нервной системы. В возрасте от одного до трёх лет, у умственно отсталых детей наблюдается очень низкая познавательная, двигательная и социальная активность. Дети имеют серьезные нарушения зрительно-двигательной координации движений. Это непосредственно отражается в формировании предметной и игровой видах деятельности. Развитие координации движений влияет на двигательные возможности, необходимые для формирования математических представлений, прежде всего представлений о пространстве, форме, величине, количестве.
У детей с умственной отсталостью наблюдается отставание как в развитии общей, так и в развитии мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, плохой координации движений, замедленной переключаемости с одного движения на другое, столь необходимых для формирования предметных действий в ходе будущего взаимодействия с математическим материалом. С большим трудом у детей формируются серии движений, нужных для формирования двигательных навыков, влияющих на пространственные ориентировки (ори-
ентировка в предметном окружающем пространстве, в схеме собственного тела, на плоскости листа бумаги). Серьёзно страдает согласованная координация движений обеих рук, зрительно-двигательная координация. Это тормозит нормальное двигательное, речевое и интеллектуальное развитие, в том числе и процесс формирования элементарных математических представлений.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит становление и развитие наглядно-практических действий, которые осуществляются не только во внешнем, практическом, но и во внутреннем, умственном плане. Это связано с изменениями, происходящими в структуре чувственного восприятия в раннем и дошкольном возрастах.
У детей с интеллектуальным недоразвитием грубые сенсорные нарушения выражаются в том, что даже в элементарной предметно-практической деятельности они не учитывают пространственные свойства предметов, зачастую действуют силой, без учёта признаков предметов, не умеют пользоваться результативными пробами, не отбрасывая ошибочный результат.
Зрительные формы ориентировки в задании в дошкольном возрасте без коррекционного обучения у умственно отсталых детей практически отсутствуют. Это отрицательно отражается на характере основных действий с предметами, предметно-игровых действиях, которые в большинстве случаев заменяются на неспецифическое манипулирование предметами. Не-сформированность зрительного восприятия отрицательно влияет на овладение математическими представлениями.
Процесс формирования и развития восприятия умственно отсталого ребенка характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Существенное недоразвитие затрагивает функционирование не только отдельных анализаторов организма (слухового, зрительного, тактильного), но и, главное, их взаимосвязанную работу, что составляет наиболее значимую для формирования элементарных математических представлений сенсорно-перцептивную основу. В работах Л.Б.Баряевой, Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной, И.А.Грошенкова, Е.А.Екжановой, А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой и других отмечается, что умственно отсталые дети могут дифференцировать конструктивно простые объемные и плоскостные формы, осуществлять выбор по цвету и по величине (большой, средний, маленький) в соответствии с образцом, что говорит о некоторой сохранности восприятия свойств предметов и их признаков. Это позволяет с оптимизмом смотреть на процесс сенсорного развития детей с нарушением интеллекта в специально организованных условиях.
Умственно отсталые дети проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. Причины биосоциального характера влияют на недоразвитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей с нарушением интеллекта, поступающих в дошкольные образовательные учреждения. Те же причины вызывают недоразвитие предметных действий, познавательных функ-
ций руки, действий замещения, речи, отсутствие стремления к самостоятельности, сотрудничеству с взрослым. Эти особенности развития зачастую становятся препятствием в процессе формирования элементарных математических представлений.
Заметный вклад в развитие методики обучения математике дошкольников с нарушениями интеллекта внесла Л. Б. Баряева, проанализировав понятие «математического развития» детей с интеллектуальной недостаточностью и выделив этапы становления формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Л. Б.Баряева представила возможные варианты обследования математического развития дошкольников с нарушением интеллекта, показав пути формирования данных представлений у детей с проблемами в интеллектуальном развитии с использованием развивающей коррекционной среды, разнообразных игр и игровых упражнений.
Сравнительное исследование закономерностей наглядно-действенного мышления у нормально развивающихся и умственно отсталых детей дошкольного возраста проведено Е.А.Стребелевой, которая делает вывод о том, что нормально развивающиеся дети дошкольного возраста проходят все основные этапы развития наглядных форм мышления без специального целенаправленно организованного педагогического обучения. В отличие от них умственно отсталые дети дошкольного возраста могут достичь положительных результатов в развитии основных форм мышления только в процессе длительной коррекци-онно-педагогической работы. Е.А.Стребелева считает, что к концу дошкольного возраста у детей в норме и у умственно отсталых детей различия в развитии мышления некоторым образом сглаживаются, но имеют качественные своеобразия [2].
Научные исследования, проводимые под руководством профессора Е.А.Стребелевой, посвящены преимущественно формированию ведущей деятельности в каждом возрастном периоде: младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Это нашло отражение в программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (авторы — Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева). В программе формирование элементарных количественных представлений выделяется в отдельный раздел, так как авторы программы считают, что количество — это особый признак, его следует выделить, отделить от других признаков предмета. На протяжении дошкольного возраста умственно отсталые дети должны понять, что количество — признак объект, независимый ни от каких других признаков (формы, величины, цвета). Количество, по мнению Е.А.Стребелевой, должно приобрести для детей свое, особое значение [3].
Исследования И.В.Чумаковой, направленные на выявление особенностей количественных представлений дошкольников с нарушениями интеллекта, показали, что дети испытывают серьёзные затруднения в овладении количественными представлениями. Дети демонстрируют очень низкий уровень сформи-рованности количественных представлений, что вы-
ражается в неосознанном и часто механическом счёте в прямом порядке, отсутствие или ограниченности обратного счета. Дошкольники проявляют значительную зависимость счетной деятельности от качеств предметов (величина, цвет) и пространственного расположения предметов относительно друг друга. У воспитанников отмечается несформированность обобщенных представлений и трудности в усвоении основных правил пересчета однородных и разнородных предметов, присутствует «безытоговый» счет. Серьёзные трудности наблюдаются в выполнении арифметических действий сложения и вычитания. Дети не переносят имеющиеся знания в новые ситуационные условия. Выявленные автором трудности в усвоении количественных представлений ведут к затруднениям при дальнейшем изучении математики в школе [4].
Наиболее несформированными у умственно отсталых детей являются пространственно-временные представления. С.Г.Ералиева в процессе опытно — экспериментальной работы выявила, что темп продуктивной деятельности умственно отсталых дошкольников в условиях ограниченного отрезка времени при котором не требуется самоконтроль, значительно медленнее, чем у нормально развивающихся. У умственно отсталых детей наблюдаются трудности при развитии пространственно-временных представлений, что, прежде всего, проявляется в том, что они, пытаясь ориентироваться в схеме собственного тела, недостаточно владеют пространственными понятиями при определении расположения частей тела, что в дальнейшем тормозит формирование и развитие других видов пространственной ориентировки
[5].
Определяя пространственное местонахождение объектов относительно себя на наглядном уровне, дети дошкольного возраста с умственной отсталостью демонстрируют значительные трудности в пространственной ориентировке по словесной инструкции педагога. Дети данной категории не опираются на полученные знания в схеме собственного тела и не определяют объекты в пространстве, расположенные относительно себя. В сравнении с нормально развивающимися сверстниками, дошкольники с интеллектуальным недоразвитием испытывают значительные трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (рядом, между, по краям, вокруг, в центре, сбоку) в наглядном плане. Детям очень сложно ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела, а также словесно определять направления от себя (справа, слева) и от другого объекта.
В исследованиях Л.Н.Лезиной, Г.В.Макоедовой, Л. А.Пепик отмечаются сложности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением интеллекта. Предлагается обучение таких детей направить на приобретение необходимого практического, чувственного опыта, на освоение различных вариантов кодирования пространства, формирование на этой основе способов адекватного восприятия, преобразования, моделирования пространственных отношений с учетом потребностей практической деятельности.
Важным условием коррекционной работы является комплексный подход в построении учебных занятий, при котором одно и то же программное содержание отражается в нескольких планах с использованием различных знаковых систем. При таком подходе дети учатся воспринимать и демонстрировать реальные пространственные отношения жестами, на наглядных моделях, в собственной речи. Особое внимание необходимо уделять обогащению и развитию чувственного, двигательного опыта дошкольников, опыта осознанной практической деятельности, формированию прочных представлений о схеме собственного тела, своей позиции среди окружающих предметов пространства, а также относительной изменчивости пространственных отношений. Данные условия позволят приобщить детей к культуре восприятия, обучить практическим действиям.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью должен строиться на игровой основе. Освоение математическим содержанием наиболее продуктивно при использовании игр-занятий. Важность руководства игровой деятельностью умственно отсталого ребенка дошкольного возраста со стороны взрослого подчеркивали Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Е.А.Екжанова, А.А.Катаева, Г.В.Косова, Т.В.Лусс, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева, И.В.Чумакова и другие.
В исследованиях Т. В. Лусс предлагается применение ЛЕГО-технологий с целью обучения умственно отсталых дошкольников конструктивно-игровой деятельности. Автор доказывает, что конструктивно-игровая деятельность умственно отсталых детей с ЛЕГО, в первую очередь, способствует формированию пространственных представлений и представлений о форме у данной категории детей. По мнению Т.В.Лусс, «для более эффективной работы с данной категорией детей необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющие связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к конструктивным навыкам ребенка» [6].
Таким образом, в специальной психолого-педагогической научной литературе глубоко изучены вопросы, связанные с особенностями развития математических представлений детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Имеются специальные исследования, направленные на выявление особенностей формирования и развития у умственно отсталых дошкольников количественных, временных, пространственных представлений.
В исследованиях подчеркивается необходимость наглядно-практического характера обучения математическим представлениям, важность организации специальной предметно-развивающей среды для математического развития детей с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость освоения различных способов кодирования окружающего пространства и, на этой основе, формирование правиль-
ного восприятия пространственных отношений, умения моделировать среду, преобразовать окружающую 1. действительность с учетом потребностей практической деятельности.
2.
3.
1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.107.
2. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2001. 184 ^
3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- 4. развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2003. С. 17.
4. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Владос, 2001. С. 34-84. 5.
5. Ералиева С.Г. Представления дошкольников с отклонениями в умственном развитии о социально выделенных отрезках времени // Дефектология. 1992. №1 (96). С. 57-58.
6. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно- 6. игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. М.: Владос, 2003. С. 4.
References
Baryaeva L.B. Formirovanie elementarnykh matematicheskikh predstavleniy u doshkolnikov (s problemami v razvitii) [Formation of elementary mathematical representations in preschool children (with problems in development)]. Saint Petersburg, 2002, p. 107. Strebeleva Ye.A. Formirovanie myshleniya u detey s otkloneniyami v razvitii [Formation of thinking in children with developmental disabilities]. Moscow, Vlados Publ., 2001. 184 p.
Yekzhanova Ye.A., Strebeleva Ye.A. Korrektsionno-razvivayushchee obuchenie i vospitanie. Programma doshkolnykh obrazovatelnykh uchrezhdeniy
kompensiruyushchego vida dlya detey s narusheniem intellekta [Correction and developing education and upbringing. The program of pre-school educational institutions of compensating type for children with intellectual disabilities]. Moscow, 2003, p. 17. Chumakova I.V. Formirovanie dochislovykh kolichestvennykh predstavleniy u doshkolnikov s narusheniem intellekta [Formation of pre-numeric quantitative representations in preschool children with intellectual disabilities]. Moscow, Vlados Publ., 2001, pp. 34-84.
Yeralieva S.G. Predstavleniya doshkolnikov s otkloneniyami v umstvennom razvitii o sotsialno vydelennykh otrezkakh vremeni [Representations of preschool children with deviations in mental development about socially allocated time intervals]. Defektologiya, 1992, no. 1 (96), pp. 57-58. Luss T.V. Formirovanie navykov konstruktivno-igrovoy deyatelnosti u detey s pomoshchyu LYeGO [Forming the skills of constructive-play activity in children with the help of LEGO]. Moscow, Vlados Publ., 2003, p. 4.