УДК 159.922
С.Н. КАШТАНОВА, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: kaslana@yandex. ru
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
S.N.Kashtanova
FORMS OF INTERACTION BETWEEN TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH A SPECIALISTS EMOTIONAL SUPPORT BASED PRESCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
В данной статье актуализируется проблема организации работы по эмоциональному развитию дошкольников с нарушениями интеллектуального развития. Детализируются понятие и задачи эмоционально-ориентированного сопровождения. Определена ключевая роль педагога-психолога в процессе эмоционально-ориентированного сопровождения. Продемонстрированы примеры форм взаимодействия педагога-психолога с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями и др. в рамках эмоционально-ориентированного сопровождения дошкольников с нарушениями интеллектуального развития.
Ключевые слова: эмоционально-ориентированное сопровождение, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития, эмоционально-ориентированные ситуации, «Азбука эмоций», «Театр эмоций».
In this article the problem of the organization of work is updated on the emotional development of preschool children with intellectual disabilities. Details the concept and problem-oriented emotional support. Identified the key role of the teacher-psychologist in the emotionally-oriented support. Showcase examples of forms of interaction between the teacher-psychologist with the teacher-speech therapist, teacher-pathologist, educators and others within emotionally-focused support preschool children with intellectual disabilities.
Keywords: emotional-oriented support, preschool children with intellectual disabilities, emotional-oriented situation, "The ABCs of emotions", "Theatre of emotions."
Эмоциональное развитие является важным компонентом социализации личности детей дошкольного возраста. Эмоциональная компетентность вовлечена в общение, деятельность и познание. Любое социальное взаимодействие будет более эффективным, если его участники эмоционально вовлечены в этот процесс, ориентированы на эмоциональные состояния других партнеров по общению [ 1, 4, 19, 20].
Как показывают многочисленные исследования, эмоциональное развитие у детей с нарушениями интеллектуального развития зависит от структуры и своеобразия органически обусловленного дефекта. Среди социально обусловленных влияний выделяют общение, а также своевременность и эффективность коррекционного воспитания и обучения. Эмоциональное развитие отсрочено во времени, отмечается недостаточная дифференцированность эмоций и чувств. Высшие эмоции развиваются медленно. Констатируется низкий уровень представленности речевых и неречевых средств эмоциональной выразительности. Имеющиеся эмоции зачастую неадекватные. Отмечается низкий уровень интеллектуальной регуляции эмоциональных проявлений [6, 10, 16, 17].
Существующие программы коррекционно - развивающей работы решают задачу социализации личности в условиях психического недоразвития зачастую однобоко,
затрагивая лишь познавательную сферу дошкольников. Эмоциональное развитие включается в маршруты сопровождения ситуативно и как, правило, без учета большинства объективных трудностей детей. Данные положения послужили толчком к обсуждению проблемы эмоционального развития дошкольников с нарушениями интеллектуального развития в специально организованных условиях. На базе МДОУ № 203 компенсирующего вида Московского района г. Н.Новгорода было организовано экспериментальное внедрение модели эмоционально-ориентированного сопровождения воспитанников.
Эмоционально-ориентированное сопровождение понимается нами как комплекс мероприятий по эмоциональному развитию дошкольников с нарушениями интеллектуального развития, осуществляемых на основе взаимодействия специалистов в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Создание комплекса позволяет развивать дифференцированную гамму эмоций и чувств, вырабатывать адекватные пути и способы эмоционального реагирования в поведенческих и межличностных ситуациях, содержательно изменять качественные характеристики познавательного развития. Включение эмоционально-ориентированного сопровождения в различные виды деятельности позволяет видоизменить мотивационный компонент и повысить результативность и уровень самостоятельности детей [5, 7, 8, 18].
Были определены следующие приоритетные задачи эмоционально-ориентированного сопровождения:
• Обогащение эмоционально-ориентированных условий среды в ДОУ.
• Детализация комплексного подхода в дифференциальной диагностике эмоционального развития дошкольников с умственной отсталостью.
• Обеспечение эмоционального благополучия дошкольников с умственной отсталостью на всех этапах сопровождения.
• Развитие умения понимать свои эмоции и чувства.
• Развитие умения дифференцировать эмоциональные состояния другого и управлять своими эмоциями.
• Улучшение эмоциональных состояний дошкольников в структуре различных комбинаций дизонтогенеза.
• Устранение агрессивных форм поведения, состояний аффективной неустойчивости, возбудимости и тревожности.
• Развитие когнитивных предпосылок в структуре психического развития, оказывающих регулирующее действие на аффективную сферу.
• Обоснование приемов вызывания эмоционального отклика в ситуациях лабильности и уплощенности эмоций.
• Развитие адекватной эмоциональной коммуникативности в различных поведенческих и межличностных ситуациях (с ориентиром на развитие мимики и пантомимики).
• Формирование предпосылок морально-нравственной регуляции поведения и основ доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам.
• Вооружение детей и взрослых многообразием дифференцированных эмоций и чувств.
• Обогащение словаря за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
• Обоснование деятельности различных специалистов эмоционально-ориентированного сопровождения.
• Обоснование рекомендаций по включению эмоционально-ориентированного сопровождения в различные виды деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
• Повышение научно-методической грамотности педагогического персонала для включения в ситуацию сопровождения.
Включение родителей в ситуацию эмоционально-ориентированного сопровождения.
Работа по эмоциональному развитию дошкольников с нарушениями интеллектуального развития является трудоемкой и требует разнообразия форм и направлений, а также включения в деятельность различных специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей и др.) [2]. Ключевой фигурой модели эмоционально-ориентированного сопровождения является педагог-психолог. Организационные и содержательные аспекты деятельности данного специалиста можно представить в следующем виде:
1. Осуществляет диагностику базовых показателей познавательного развития и эмоционально-личностных особенностей.
2. Создает профили психического развития каждого воспитанника и знакомит с ними всех специалистов эмоционально-ориентированного сопровождения.
3. Дает рекомендации по созданию эмоционально-ориентированных условий на основе социально-психологического портрета группы воспитанников.
4. Определяет совместно со специалистами последовательность, частоту включения в режимные моменты основных форм работы по эмоционально-ориентированному сопровождению.
5. Составляет перспективный и календарный планы работы в рамках эмоционально-ориентированного сопровождения.
6. Регулярно организует и проводит коррекционно-развивающее занятие «Азбука эмоций» (1 раз в неделю). Данное занятие проводится в начале недели, т.к. именно педагог-психолог проводит необходимую подготовительную работу.
На данном занятии педагог-психолог решает следующие задачи:
- объяснение понятий: «эмоция», «мимика», «жест», «интонация»;
- ознакомление детей с базовыми эмоциями;
- знакомство детей со схематичными изображениями эмоций (пиктограммами);
- обучение детей изображению той или иной эмоции с помощью психогимнастических упражнений;
- обучение умению передавать средствами мимики и жестов характерные черты персонажей сказки с помощью разных видов театра: пальчиковый, перчаточный, плоскостной, масочный, костюмированный.
- обучение распознаванию и передачи эмоции посредством интонации.
На данном этапе необходимо использование дидактических игр. Творческим коллективом были разработаны дидактические игры для развития эмоциональной сферы детей.
7. На основании проведенного занятия «Азбука эмоций» дает конкретные рекомендации по данному разделу всем специалистам эмоционально-ориентированного сопровождения.
8. Проводит с другими участниками эмоционально-ориентированного сопровождения комплексное занятие «Театр эмоций».
Занятие «Театр эмоций» представляет собой музыкально-театрализованные игры, является комплексным, т.к. включает в себя различные виды деятельности и предполагает взаимодействие всех специалистов (музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей). На данном занятии используются следующие формы работы: прослушивание музыкальных произведений и определение характера музыки; разучивание песен; прослушивание аудиозаписей; просмотр фрагментов мультипликационных и художественных фильмов; просмотр кукольных спектаклей; -театрализованные этюды.
Заканчивается подготовительная работа этапом драматизации сказки или художественного произведения. Театрализованные этюды, постановки, отработанные на занятиях с детьми, демонстрируются воспитанникам детского сада и родителям.
9. Проводит последующие индивидуальные и групповые занятии, направленные на закрепление и дифференциацию эмоциональных состояний.
10. Консультирует родителей по вопросам включения детей в домашних условиях в эмоционально-ориентированные ситуации.
11. Участвует в организации и проведении открытых занятий-драматизаций для других воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
12. В конце учебного года обобщает результаты и включает их в единый мониторинг эмоционально-ориентированного сопровождения [12, 13].
В рамках эмоционально-ориентированного сопровождения реализуются следующие формы взаимодействия педагога-психолога с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями, музыкальным работником:
- анализ качественного состава детей группы;
- заполнение диагностико-эволюционной карты развития ребенка;
- создание и включение моделей эмоционально-ориентированных ситуаций в структуру занятий;
- согласование планов работы;
- подбор специальных игр и упражнений;
- подготовка и проведение занятий;
- консультации [3, 9, 11, 14, 15].
Важными элементами эмоционально-ориентированного сопровождения является наблюдение за детьми в различных эмоционально-ориентированных ситуациях и коррекция эмоциональных и поведенческих реакций. На занятиях создаются условия для реализации смоделированных эмоциональных ситуаций. В данную работу включены все специалисты учреждения. Например, учитель-дефектолог на занятиях по конструированию использует набор эмоционально-ориентированных ситуаций как мотивационный компонент, побуждающий к продуктивной деятельности. Учитель-логопед совместно с музыкальным руководителем на логоритмических занятиях использует целый набор упражнений, стимулирующих адекватные эмоциональные проявления, согласно заданным ситуациям. Воспитатели при ознакомлении с содержанием художественных произведений анализируют различные поведенческие ситуации на примерах главных героев. В процессе изобразительной деятельности создаются условия для отображения эмоциональных состояний в рисунках путем выбора цвета, нетрадиционных техник и др.
Важным инструментом регулирования эмоциональных состояний детей является систематическая работа с использованием разработки «Экран эмоций». Данная разработка представляет собой таблицу, в которой отображаются эмоциональные проявления детей в течение дня. Впервые дети знакомятся с экраном эмоций на занятиях «Азбука эмоций». Далее он размещается в групповом помещении в свободном доступе. Воспитатели ежедневно предлагают детям отобразить свое эмоциональное состояние в виде пиктограмм. Педагог-психолог в конце недели анализирует полученные сведения. Работа с экраном эмоций позволяет регулярно рефлексировать собственные эмоциональные переживания и более глубоко понимать эмоции других. Документальное сопровождение системы взаимодействия специалистов отражено в журнале. Данный журнал заполняется на каждую тему по результатам проведенной диагностики и по итогам проведения занятия «Азбука эмоций».
Представленная система взаимодействия специалистов эмоционально-ориентированного сопровождения дошкольников с нарушениями интеллектуального развития включена в общую стратегию деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, которая рассматривается как фрагмент общего взаимодействия.
ЛИТЕРАТУРА
I. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: дис. ... д-ра психол. наук / Е.Е.Дмитриева. - Н.Новгород, 2005. - 366 с.
2. Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева // Дефектология. - 1999. - №6. - С. 25 - 34.
3. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: монография / Е.И. Изотова. - М: Академия, 2007. - 288 с.
4. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: монография / Е.П.Ильин. - СПб.: Питер, 2002. -752 с.
5. Калягин, В.А. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова.- СПб.: КАРО, 2005. - 24 с.
6. Капитоненко Н.В. Сравнительное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с нарушениями развития: дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Капитоненко. - М., 2009. - 206 с.
7. Каштанова, С.Н. О создании диагностико-эволюционной карты в структуре комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении / С.Н.Каштанова, Ю.В.Полежаева // Современные тенденции в развитии комплексной помощи детям с отклонениями в развитии: выпуск 4. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - С. 27-32.
8. Каштанова, С.Н. Психолого-педагогическое наблюдение за особенностями эмоционального развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / С.Н.Каштанова, И.А.Мелехина // Современные тенденции в развитии комплексной помощи детям с отклонениями в развитии: выпуск 5. - Н.Новгород: НГПУ, 2010. - С.60 - 63.
9. Кисова, В.В. Практикум по специальной психологии / В.В. Кисова В.В., И.А. Конева. -СПб.: Речь, 2006. - 352 с.
10. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция / под ред. У.В.Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
II. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Лубовского. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
12. Стребелева, Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании / Е.А.Стребелева // Обучение и воспитание детей с нарушениями развития. -
2002. - №3. - С. 15-18.
13. Ульенкова, У.В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с задержкой психического развития / У.В.Ульенкова, Е.Е Дмитриева, Н.В.Шутова // Высшее образование в России. - 2012. - №2. - С.105-109.
14. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В.Ульенкова, О.В.Лебедева. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
15. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. -224 с.
16. Шаповалова, О. Е. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: дис. д-ра психол. наук / О.Е.Шаповалова. - Н.Новгород, 2006.- 353 с.
17. Шипицына, Л.М. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте: монография / Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская. - СПб.: Речь, 2009. - 128 с.
18. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М.Шипицына, А.А.Хилько, А.С. Галлямова, Р.В.Демянчук, Н.Н.Яковлева. - СПб.: Речь,
2003. - 240 с.
19. Эмоциональное развитие дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 176 с.
20. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников: методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
© Каштанова С.Н., 2014