УДК 349.6
ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ОДИН ИЗ АКТИВНО РАЗВИВАЮЩИХСЯ ВИДОВ.
Блудов П. А.
Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация bludovpasha@mail. ш
Рассматриваются проблемы экологического надзора. Обозначены плюсы и минусы всех видов. Подробно изучен новый вид экологического контроля — общественный экологический контроль. При изучении нового вида экологического контроля был установлен потенциал и его эффективность.
UDC 349.6
ENVIRONMENTAL SUPERVISION FEATURES. PUBLIC SUPERVISION AS ONE OF THE ACTIVELY DEVELOPING TYPES OF IT.
Bludov P. A.
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
bludovpasha@mail .ru
The article considers the problems of environmental supervision, advantages and disadvantages of all its types. A new type of environmental control - public environmental supervision has been studied in detail. Its potential and its effectiveness were determined in the study of a new type of environmental supervision.
Keywords: environmental law, environmental supervision, public environmental supervision, greening, public environmental inspector.
Ключевые слова: экологическое право, экологический надзор, общественный экологический контроль, экологизация, общественный экологический инспектор.
Введение. Начиная со второй половины прошлого века научная общественность выражала тревогу по поводу возможного экологического кризиса, который может охватить всю планету. В связи с этим все развитые и развивающиеся страны начали пересматривать свою политику по поводу отношения к окружающему миру и всему, что он в себя включает. Наша страна не стала исключением. После распада Советского союза необходимо было создать новую законодательную базу, которая должна была регулировать все сферы общественных отношений. При этом все законодатели при создании любых нормативных актов должны были учитывать новые тенденции охраны и защиты экологии. Поэтому при создании того или иного законодательного акта осуществлялась, так называемая, экологизация права. Для наибольшей эффективности работы законодательства должен осуществляться экологический надзор, о котором и пойдет речь в данной статье, основными целями которой являются:
- выделение видов экологического надзора;
- установление особенностей каждого из видов;
- анализ эффективности действующего экологического надзора в РФ.
Экологизация права и экологический надзор. В общем понимании, экологизация — это интеграция в науку экологического подхода [1]. Процесс экологизации охватывает большую часть сфер жизни: производственную, общественную, правовую и быт людей. Известный российский ученный - эколог Н. Ф. Реймерс писал: «...общая экологизация означает разносторонний, более системный, чем ранее, подход к объективному миру и большее осознание роли природы в жизни человека, т.е. новый этап «экологической» культуры» [2]. В различных источниках, в том числе в юридической литературе, определено, что экологизация права есть отражение в правовых нормах экологических требований. Выделяют два основных аспекта экологизации права:
1) Экологизация происходит в результате трансформирования уже существующих норм, добавляя в них экологические требования;
2) Экологизация проявляется в том, что новые нормы изначально создаются с учетом экологических требований или призваны регулировать экологические правоотношения [3].
Чтобы изданные нормы успешно и эффективно действовали, необходим надзор. Экологический надзор бывает разных видов: государственный, производственный и общественный. Государственный экологический надзор регламентируется статьей 65 ФЗ «Об охране окружающей среды». Данная статья устанавливает, что «государственным экологическим надзором является деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности» [4]. Данный вид надзора осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. Федеральный государственный экологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере природопользования — Росприроднадзор. Служба проверяет исполнение экологического законодательства в отношении объектов, перечень которых утвержден Правительством РФ.
Региональный государственный экологический надзор производят территориальные подразделения Росприроднадзора и исполнительные органы субъекта РФ. Правительство субъекта самостоятельно формирует орган, который осуществляет региональный государственный экологический надзор.
В полномочия Росприроднадзора и его территориальных органов входит огромное множество различных задач в разных сферах экологии и права. Учитывая обширность и разнообразность территории Российской Федерации, к сожалению, стоит констатировать невысокую эффективность государственного надзора. Это во многом связано и с тем, что кадры, которые осуществляют надзор, должны обладать достаточно широкими знаниями как в правовой, так и в экологической сфере, что зачастую встречается довольно редко.
В связи с этим государство переложило ряд функций непосредственно на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются хозяйственной и иной производственной деятельностью. Так, статья 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает правила производственного экологического контроля. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению
природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды [4]. Владельцы предприятий 2 и 3 категории, согласно приказу Минприроды РФ от 28.02.2018 г. № 74, должны самостоятельно следить за влиянием своего предприятия на экологию и ежегодно отправлять отчеты об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в уполномоченные органы [5]. Как правило, для подготовки данных отчетов предприниматели нанимают специальных людей, которые согласно своим прайс-листам составляют и отправляют отчеты, что явно свидетельствует о неэффективности данного вида экологического контроля.
Общественный экологический контроль как один из активно развивающихся видов контроля. Согласно ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды [4]. Данная статья устанавливает круг лиц, которые могут заниматься общественным контролем: общественные объединения, иные некоммерческие организации и граждане РФ. Также п. 3 ст. 68 устанавливает обязательность рассмотрения органами представленных результатов общественного контроля. Вышеперечисленный перечень норм был исчерпывающий вплоть до июля 2016 года. Фактически это не позволяло осуществлять общественный экологический контроль [6]. Однако обширные изменения, вступившие в силу от 03.07.2016 года, в ст. 68 регламентировали институт общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые смогли полноценно осуществлять общественный контроль. Данные изменения наделили общественных инспекторов правами и обязанностями, установили порядок организации их деятельности и порядок получения удостоверения. Все желающие граждане (достигшие 18-летнего возраста) могут стать общественными инспекторами по охране окружающей среды. Для этого необходимо подать заявление о присвоении этого статуса в Министерства природы того или иного региона проживания и затем пройти собеседование, к которому необходимо тщательно подготовиться. Общественные инспекторы должны разбираться как в видах основных нарушений, так и уметь правильно их зафиксировать и описать. Поэтому желающие вступить в ряды общественных инспекторов должны не только подать соответствующее заявление, но и пройти предварительное обучение и собеседование на знание основ природоохранного законодательства. На собеседовании наравне с общими вопросами задаются и специальные вопросы, которые касаются знания экологии и права. Граждане, получившие статус общественных инспекторов, смогут обращаться по возникшим вопросам в Министерство природы, а оно, в свою очередь, периодически будет приглашать на различные мероприятия и проводить семинары и практически занятия.
26 ноября 2018 года удостоверения общественных инспекторов получили 12 студентов ДГТУ. На данный момент в Ростовской области действуют 24 общественных инспектора по охране окружающей среды. Основным функционалом общественного инспектора является фиксирование выявленных нарушений природоохранного законодательства и направление материалов для принятия мер в соответствующие органы власти — областные, федеральные, органы местного самоуправления. Несмотря на то, что институт начал функционировать относительно недавно, наблюдается растущий интерес граждан к данному праву, ведь оно проявляет демократические основы нашего государства и дает возможность гражданам защищать и охранять свои права на благоприятную окружающую среду практически самостоятельно [7]. Стоит отметить, что потенциал у данного института очень большой, а будет ли он эффективен покажет время.
Выводы. Подводя итоги стоит отметить, что экологический надзор —достаточно важная составляющая жизнедеятельности человека, так как он осуществляется на трех уровнях: государственном, предпринимательском и общественном. Однако стоит отметить, что несмотря на активное внедрение экологизации во все сферы законодательства, экологическая обстановка на территории РФ оставляет желать лучшего [8]. Государство принимает ряд мер для борьбы с этим, но они зачастую являются неэффективными. Новый вид экологического контроля должен способствовать улучшению положения дел в стране, но для того, чтобы данный институт стал эффективно функционировать, нужно время. Однако уже сейчас можно с уверенность сказать, что большой потенциал общественного экологического контроля связан со всё растущим желанием граждан стать общественными инспекторами. По сути, это волонтерская работа, которая никак не оплачивается, но осуществляется в интересах всех граждан и государства в целом [9].
Библиографический список
1. Боголюбов, С. А. Экологическое право: учебник / С. А. Боголюбов. — Москва : Юрайт, 2011. — 482 с.
2. Реймерс, Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. / Н. Ф. Реймерс. — Москва : Мысль, 1990. — С. 591.
3. Исакова, Ю. И. Экологическое право. Учебное пособие / Ю. И. Исакова, М. В. Пчельников. — Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. — 152 с.
4. Об охране окружающей среды (с изменениями на 29 июля 2018 года) : федер. закон от 10 января 2002 года №7-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/901808297 (дата обращения : 25.05.2019).
5. Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля : приказ Минприроды России (Министерства природных ресурсов и экологии РФ) от 28 февраля 2018 года №74 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации. — Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/557014302 (дата обращения : 31.05.2019).
6. Пчельников, М. В. Особенности нормативного правового регулирования института общественных инспекторов по охране окружающей среды / М. В. Пчельников // Юристъ-Правоведъ. — 2017. — № 4 (83). — С. 127-131.
7. Кузина, С. И. Институты гражданского контроля как институциональное основание системы защиты прав и свобод человека и гражданина / С. И. Кузина [и др.]. // Юрист спешит на помощь. — 2018. — № 4. — С. 38-39.
8. Колесников, С. И. Основы экологии для инженеров / С. И. Колесников. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. — 352 с.
9. Кузьменко, Ю. А. Методические рекомендации по подготовке научных публикаций студентов. Учебно-методическое пособие / Ю. А. Кузьменко, М. В. Пчельников. — Ростов-на-Дону : Аспект, 2017 — 44 с.