УДК - 343.985.3
ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТАКТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРИ ИХ ДОПРОСЕ
В.А. Дударев
В статье дается понятие психологического контакта, как необходимого условия проведения допроса несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. Рассматриваются функции и стадии психологического контакта.
Ключевые слова: допрос, несовершеннолетние, психологический контакт, функции психологического контакта, стадии психологического контакта.
Процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурновоспитательного, демографического характера определяют в общей форме условия жизни в обществе, влияют на характер межличностного общения граждан и, не в последнюю очередь, на такие негативные явления как преступность.
Мировой финансовый и экономический кризис привел к снижению и так невысокого уровня жизни большинства семей, особенно - живущих в небольших городах и сельских поселениях. Все эти и многие другие негативные факторы, имеющие место в современном обществе, отрицательно влияют как на состояние преступности в целом, так и на ее составную часть - подростковую преступность.
Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это реалии нашего времени. К сожалению, приходится констатировать, что несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально пораженной и, в тоже время, наименее социально защищенной категорией населения. Ежегодно расследуется более миллиона преступлений с участием несовершеннолетних, значительная часть которых относится к категории особо опасных. На протяжении многих лет высоким остается рецидив преступности несовершеннолетних. Одним из тревожных факторов является то, что подростковая преступность в современной России значительно молодеет. Даже с учетом ее высокой степени латентности есть основания утверждать, что значительная часть уголовно наказуемых деяний совершается несовершеннолетними, не достигшими предусмотренного уголовным законом возраста уголовной ответственности. У многих подростков наблюдается отставание уровня психического развития от паспортного возраста.
В процессе расследования, особенно на начальном этапе, следователь сталкивается с различными формами сопротивления поиску истины, с той или другой пристрастной интерпретацией преступного события. Производство предварительного следствия по любому уголовному делу не обходится без проведения такого следственного действия, как допрос.
Целью допроса является получение правдивых показаний, помогающих установить истину по делу. Современные исследования в области криминалистики свидетельствуют о возможности интеграции психологических знаний в процесс предварительного расследования преступлений. Таким образом, актуализируется проблема психологического обеспечения расследования преступлений, включающего не только деятельность психологов, но и использование психологических знаний следователями, в том числе при допросе несовершеннолетних.
Прежде всего, для получения сведений, касающихся обстоятельств совершенного преступления, встает проблема установления психологического контакта с несовершеннолетними правонарушителями и сохранения доверия к следователю. Трудности установления такого контакта обусловлены психическим состоянием подростка, характеризующимся наличием признаков воздействия взрослого лица. В связи с этим важно добиться снижения у допрашиваемого чувства страха и тревожности, так как иначе несовершеннолетний при допросе может замкнуться и отказаться от дачи показаний. Для нейтрализации страха и тревожности допрашиваемого разговор с ним целесообразно вести спокойным тоном.
Основная цель, которую преследует следователь, производя допрос, состоит в получении от допрашиваемого лица путем дачи им показаний достоверных, исчерпывающих фактических данных (доказательственной информации) относительно известных последнему обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. Психологический контакт при расследовании, призван помочь следователю проникнуть в мысли и чувства допрашиваемого и оказать на них влияние, с целью получения правдивых и полных показаний. Как правило, психологический контакт носит односторонний характер и поэтому следователь старается сообщить допрашиваемому как можно меньше информации, необходимой для формирования предмета допроса.
«Первой задачей при допросе... является создание у допрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, что достигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения» [1, с. 29]. При общении должен быть достигнут полноценный, психологический контакт, создание такой обстановки способствует успешному проведению допроса. Психологический контакт является важнейшим элементом взаимоотношений в обществе. Он возникает, если есть необходимость в осуществлении совместной деятельности или при общении. Внутренней тактической основой психологического контакта является получение необходимой для следователя информации.
В криминалистике и судебной психологии понятие психологического контакта является весьма дискуссионным. Понятие психологического контакта имеет различные звучания и определения: тактический прием; тактический метод; стадия следственного действия; условие следственного действия; тактическое средство или способ; тактическая операция (комбинация); благоприятствующее состояние следователя или его партнера; элемент криминалистической тактики и стратегии; тактический подход, центрированный на личность. Так что же такое психологический контакт?
Одни ученые под психологическим контактом понимают итог деятельности следователя при допросе [2, с. 21-22] другие - особую атмосферу допроса [3, с. 13-14] третьи - благожелательное отношение допрашиваемого к следователю [4, с. 76].
Психологи отмечают, что контакт является необходимым условием получения информации в процессе любого взаимодействия между людьми. Эта мысль полностью применима к характеристике тех отношений, которые складываются при допросе.
Н.И. Порубов рассматривает психологический контакт как «систему взаимодействия людей между собой в процессе их общения, основанного на доверии: информационный процесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящую друг от друга. Психологический контакт - это, наконец, процесс взаимовлияния, сопереживания и взаимного понимания» [5, с. 73]. Он отмечает, что психологический контакт должен сопутствовать всему ходу допроса. Для его установления требуется проведение ряда тактических приемов, определяемых ходом допроса, обстоятельствами дела, наличием доказательств, а также личностью виновного.
А.В. Дулов определяет психологический контакт как «целенаправленную, планируемую деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей» [6, с. 107].
А.Б. Соловьев рассматривает психологический контакт как «способ коммуникативных связей, как возникновение своего рода «эмоционального доверия к следователю» [7, с. 42]. При производстве допроса следователь вступает с допрашиваемым в определенные психологические взаимоотношения. Характер этих взаимоотношений определяется специфическими задачами и условиями деятельности следователя: они направлены на получение информации особого рода -фактических данных, доказательственной информации по расследуемому делу.
A.Н. Васильев, Л.М. Карнеева, Н.А. Якубович рассматривают психологический контакт, как тактический прием, являющийся предпосылкой для получения правдивых показаний [8, с. 155]. В.Л. Васильев предлагает характеризовать психологический контакт как стадию, определяющую такие общие параметры беседы, как ее темп, ритм, уровень напряженности, основные состояния собеседников и главные аргументы, которыми они будут убеждать друг друга в своей правоте [9, с. 357].
Л.Л. Каневский определяет понятие психологического контакта как «состояние, при котором участники следственного действия проявляют интерес и готовность к общению и восприятию информации, исходящей друг от друга» [10, с. 16].
B.Г. Лукашевич считает, что «психологический контакт - это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности» [11, с. 40].
Ф.В. Глазырин определяет психологический контакт как «готовность допрашиваемого к общению со следователем, к даче правдивых показаний». Готовность партнера к общению, можно рассматривать как, первичный и промежуточный результат общения, который в своем развитии реализуется в процесс дачи правдивых и полных показаний [12, с. 58]. Такого же мнения придерживается и И.А. Макаренко, она считает, что психологический контакт это наличие особой психологической атмосферы, заключающейся в готовности следователя и обвиняемого к общению [13, с. 136].
А вот некоторые авторы, в том числе и М. И. Еникеев, вообще разделяет понятие
«психологический контакт» и «коммуникативный контакт» [14, с. 170-171]. Под «психологическим контактом» он понимает лишь общую эмоциональную настроенность на основе единых целей и интересов, а «коммуникативный контакт» он определяет как взаимодействие с целью обмена информацией.
Ю.П. Михальчук под психологическим контактом понимает «умение следователя создать такое состояние собеседника, при котором у несовершеннолетнего обвиняемого возникнет ощущение спокойствия, справедливости и доверия к следователю» [15, с. 94].
Е.В. Стрельцова психологический контакт определяет «как доброжелательные, доверительные отношения путем создания следователем благоприятных условий и применение специальных приемов для активизации желания и стремления несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого дать правдивые показания и поддерживать процесс общения с сотрудником правоохранительных органов» [16, с. 124].
Психологический контакт в следственной практике - это профессиональное (деловое, ролевое) общение следователя с допрашиваемым. Как и в любом другом виде профессионального общения. В общении следователя по целям можно выделить два направления установления психологического контакта. Одно - ориентировано на взаимодействие между людьми. Второе - в своей основе направлено на то, чтобы изменить самих людей. Особенность установления психологического контакта с несовершеннолетними заключается в том, что эти два направления сливаются.
На наш взгляд, психологический контакт можно определить «как уровень взаимоотношений на допросе следователя и несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию».
Встречается мнение о функциях психологического контакта, [16, с. 125] которые при допросе имеют немаловажное значение: а) информационно-коммуникативная функция, суть которой сводится к тому, что следователь и допрашиваемый обмениваются известной им информацией; б) регуляционно-коммуникативная функция проявляется в том, что, познавая другого человека, формируется и сам познающий; в) эмоционально-коммуникативная функция, она формирует в процессе общения, так называемые эмоциональные завязки: «приятно - не приятно», «нравится - не нравится». Они связаны со значимостью передаваемой информации.
Так как, допрос представляет собой - процесс профессионального общения, в нем нашли свое отражение все аспекты делового общения: перцептивный (восприятие людьми друг друга), коммуникативный (заинтересованность в обмене информации) и интерактивный (взаимодействие).
Е.В. Стрельцова выделяет следующие стадии [16, с. 126] установления психологического контакта с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми: перцептивную,
коммуникативную и интерактивную.
Первая стадия - включает в себя процесс взаимного оценивания. Взаимное оценивание и создание на его основе первого впечатления играет важную роль в процессе общения с несовершеннолетними. Перцептивная сторона приобретает значение при установлении психологического контакта с несовершеннолетними, так как подростки очень чутко реагируют как на внешний вид людей, так и на их стиль и манеру одеваться, на их жесты, мимику, на интеллектуальные способности и возможности. Результатом взаимного оценивания является принятие подростком решения о вступлении в общение со следователем или отказ от него. Внутренние критерии, отвечающие за принятие подростком решения, формируются только к 18 - 21 году и поэтому ребенок не может сделать какой-либо серьезный выбор или принять решение. И вот как раз здесь на помощь следователю приходит привлеченный к участию в допросе педагог или психолог, который сглаживает внутренние противоречия подростка.
Вторая стадия - стадия взаимной заинтересованности, в том числе и передаваемой информации, стадия накопления согласий. Со стороны подростка - это интерес не только к своей участи, но и к следователю как к человеку, к самой следственной работе. Именно здесь огромное значение приобретает действительное мастерство следователя. Он должен показать подростку, что его интересуют не только обстоятельства дела, но и взгляды, убеждения подростка, его увлечения. Задача следователя на данном этапе, обнаружить систему ценностей несовершеннолетнего и через нее воздействовать на мировоззрение и убеждения ребенка.
И.А. Макаренко считает, что установление психологического контакта, и поддержание его во время допроса зависит от а) организационных мероприятий, проведенных как при подготовке к допросу, так и непосредственно во время него; б) от профессиональных и нравственно-
психологических качестве следователя; в) от личностных качеств несовершеннолетнего и глубины его социальной запущенности; г) от готовности несовершеннолетнего к общению со следователем [15, с. 98].
Для установления психологического контакта первый дорос желательно посвятить личности несовершеннолетнего. Способы установления психологического контакта способствующего достижению цели допроса, зависят, прежде всего, от индивидуальных психических свойств допрашиваемого. Очевидно, что войти в контакт с общительным человеком легче, чем с замкнутым. В этой связи А.В. Дулов отмечает, что «существуют психические свойства личности: откровенность, любознательность, общительность, вежливость которые облегчают установление с ней контакта. Но с другой стороны существуют и свойства, которые затрудняют установление контакта: раздражительность, вспыльчивость, подозрительность, агрессивность. Поэтому наличие каких-либо свойств, всегда должно учитываться при подготовке плана общения [17, с. 109].
Не менее важным условием формирования психологического контакта, способствующего достижению цели допроса, является уяснение следователем психического состояния допрашиваемого, так как, оно во многом определяет поведение допрашиваемого. А.В. Дулов выделяет две основные направленности коммуникативной деятельности следователя: 1) подготовка к активному психическому воздействию на допрашиваемого; 2) подготовка к возможному противодействию со стороны допрашиваемого. В.Ю. Шепитько предлагает выделить две подсистемы: 1) способствующую адаптации к обстановке допроса и устранению нежелательных состояний несовершеннолетнего; 2) стимулирующую установку на необходимость общения [18, с. 20]. Таким образом, на стадии взаимной заинтересованности при установлении психологического контакта не последнюю роль играют душевные качества следователя.
Третья стадия установления психологического контакта - это синтез рациональных умозаключений, эмоциональных впечатлений, наложение прошлого опыта на собственные намерения по отношению к партнеру. Данная стадия - это интерактивная сторона психологического контакта, которая заключается в организации взаимодействия между следователем и подростком.
Успешно осуществить допрос несовершеннолетнего может не каждый следователь, так как дело здесь не только в юридической подготовке, опыте следственной работы. На установление психологического контакта, который, способствовал бы достижению цели допроса, тратится много сил и времени следователя, а нарушить его можно очень быстро. Поэтому следователь должен постоянно контролировать психическое состояние допрашиваемого, устраняя все то, что отрицательно влияет на их правильное взаимоотношение. Допрос несовершеннолетнего требует от следователя хороших знаний педагогики, общей и детской психологии, умения таким образом определить свою собственную линию поведения, чтобы при строжайшем выполнении закона обеспечить успешное выполнение поставленной задачи.
Психологический контакт складывается в ходе общения и его обязательной предпосылкой является обоюдная готовность (установка) к восприятию и пониманию лицами друг друга. Общающиеся люди посредством использования различных средств (приемов) обмениваются информацией и в итоге между ними устанавливаются определенные отношения. Отсюда психологический контакт - это и цель, детерминирующая готовность к общению, и процесс обмена информацией, предпринимаемый для достижения цели, и, наконец, это результат - те отношения, которые позволяют продолжить общение и совместно решать определенные задачи.
Таким образом, трудно переоценить значение приемов следственной тактики, основанных на психологическом воздействии. Их грамотное применение представляет собой эффективное оружие в руках следователя. Без них сложно, а порой просто немыслимо раскрыть преступление. Лишь по мере выполнения всех необходимых следственных действий следователь получает возможность для полного и объективного исследования полученных показаний в соотношении с имеющимися по делу доказательствами, что позволяет устранить имеющиеся сомнения в виновности подозреваемого лица, либо, наоборот, подтвердить их обоснованность.
In article the concept of psychological contact, as necessary condition of carrying out of interrogation of minor participants of criminal legal proceedings is given. Functions and stages of psychological contact are examined.
The key words: interrogation, minors, psychological contact, functions of psychological contact, stages of psychological contact.
Список литературы
1. Якимов И.Н., Михеев П.П. Допрос. М., 1930.
2. Карнеева Л.М., Соловьев А.Б., Чувилев А.А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М.,
1969.
3. Роше А.Н. Процессуальные и психологические основы допроса обвиняемого. М., 1965.
4. Васильев А.Н., Карнеева Л.М., Тактика допроса. М., 1970.
5. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном процессе. М., 1993.
6. Дулов А.В. Судебная психология. М., 1973.
7. Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. М., 1974.
8. Селиванов Н.А., Танасевич В.Г., Эйсман А.А., Якубович Н.А. Советская криминалистика. Теоретические проблемы. М.: Юрид. лит. 1978.
9. Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Юрид. лит. 1991.
10.Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. М.: Юрид. лит. 1982.
11.Лукашевич В.Г. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий. Киев: КВШ МВД СССР, 1988.
12.Глазырин Ф.П. Психология следственных действий. Волгоград, 1983.
13.Макаренко И.А. Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого. Дисс.. ..канд. юр. наук. Уфа. 1998.
14.См.: Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. психология преступника и расследование преступлений. М.: Юристъ, 1996.; Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2000.
15.Михальчук Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии. Дисс....канд. юр. наук. Краснодар. 2005.
16.Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Дисс....канд. юр. наук. Саратов. 2007.
17.Дулов А.В. Судебная психология. Минск. 1975.
18.Шепитько Ю.В. Допрос несовершеннолетних: психология и тактика. Автореф. дисс...
к.ю.н.
Об авторе
Дударев В.А. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, dudarev-vitalii@mail.ru
Dudarev V. A. Tactical features of an establishment of psychological contact to minors at their interrogation.