ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_
ОСОБЕННОСТИ ДОБРОВОЛЬНОГО ОТКАЗА ОТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Гречкина К.В.
Гречкина Кристина Владимировна - магистрант, кафедра гражданского права и процесса, Юридический институт Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в статье анализируются проблемы правового регулирования добровольного отказа от права собственности на земельные участки. Предлагаются изменения и дополнения в действующее законодательство. Ключевые слова: земельные отношения, отказ от права собственности, земельные участки, собственник.
Земля является для человечества важнейшим объектом материального мира. Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений должно быть регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту. Именно поэтому гражданское и земельное законодательство особо деликатно отнеслось к урегулированию вопроса о прекращении права собственности на землю путем добровольного отказа от него.
Прекращение прав на землю является добровольным в том случае, если субъект самостоятельно инициирует прекращение принадлежащего ему права на землю, самостоятельно определяет способ и условия прекращения права па землю. При этом воля правообладателя не зависит от каких-либо внешних факторов.
Под отказом лица от права собственности на имущество, как правило. понимается закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность совершить действие по распоряжению имуществом, направленное на прекращение принадлежащего ему права собственности на это имущество [1].
К земельным участкам практически не могут применяться положения ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, ведь земельный участок нельзя просто «выбросить», как движимое имущество (например, старую мебель) или уничтожить как лист бумаги.. Трудно себе представить и «действия, определенно свидетельствующие об отказе от собственности» на земельный участок. Неиспользование земельного участка не может рассматриваться в качестве таковых, поскольку оно, во-первых, является не действием, а бездействием, а во-вторых, по существу является правонарушением, так как ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников обязанность использовать земельные участки.
Именно поэтому законодатель применительно к земельному участку в отличие от иных видов имущества установил особый порядок отказа собственника от своего права, который позволил некоторым судам сделать вывод о том, что следствием такого отказа является переход права собственности на земельный участок в силу закона к публичному образованию, что фактически, по их мнению, означает отчуждение земельного участка.
Обратимся к самой процедуре отказа от права собственности на земельный участок.
Ранее процедура отказа от земли было весьма сложной. Однако, со вступлением в силу 24 октября 2008 года Федерального закона № 141-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений» были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Лесной, Бюджетный кодексы, а также в Федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и ряд других федеральных законов, в частности, упростившие порядок прекращения права собственности на земельный участок, вследствие отказа от права собственности на него.
Данные изменения вполне оправданы, в связи с тем, что ранее установленная законом процедура отказа от земельных участков фактически была неисполнима.
В предыдущей редакции Земельного кодекса РФ при отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретал правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством» (п. 2 ст. 53 Гражданского кодекса РФ старой редакции) [2].
Такой земельный участок переходил в муниципальную собственность, но не ранее чем через год после постановки земельного участка как бесхозяйного на учет. По истечении года, государственный орган по управлению муниципальным имуществом должен был обращаться в суд с исковым требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный земельный участок.
Сложная процедура порождала невозможность ее исполнения, органы местного самоуправления не спешили обращаться в суд.
В настоящее время отказ от земельного участка представляет собой более упрощенную процедуру.
В силу статьи 53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права [3].
Новеллой является то, что земельные участки, от права собственности на которые собственник отказался, режим бесхозяйной вещи не приобретают, а становятся с даты государственной регистрации прекращения права собственности прежнего владельца собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо (в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории) собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
При этом, в силу части 5 статьи 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», обязанность по уведомлению соответствующего органа власти и лица, подавшего заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок, в срок не позднее 5 дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права собственности на него, возлагается на регистрирующий орган [4].
Проблемой действующего законодательства является тот момент, что нормы права не содержат каких-либо указаний относительно того, возможен ли отказ собственника от земельного участка, обремененного правами третьих лиц.
Одним из основополагающих принципов гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования. В силу данного принципа содержащиеся в гражданском законодательстве нормы права сформулированы на базе общего правила «разрешено все, что не запрещено законом». В соответствии с этим правилом субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, а значит, лица могут отказываться от права собственности на земельные участки, обремененные правами третьих лиц, поскольку это не запрещено законом. В силу чего ограничения
15
(обременения) земельного участка сохраняются и переходят вместе с участком в публичную собственность.
Но существую случаи, когда собственник земельного участка отказаться от него не может. Так, статья 35 Земельного кодекса РФ устанавливает прямой запрет на отказ от участка, если на земельном участке расположена недвижимость, в отношении которой зарегистрировано право собственности, если на таком ЗУ расположено здание, сооружение, принадлежащее одному и тому же лицу, что и земля под ними.
В случае если земельный участок застроен, но собственник все равно хочет отказаться от участка, то заявление собственника об отказе от права собственности на земельный участок должно содержать заявление об отказе от права собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на таком земельном участке, с приложением документов, подтверждающих возникновение у лица права собственности на здания, строения, сооружения.
При отказе от права собственности на земельный участок необходимо учитывать такой весомый факт, как мотивация лица. Законодательство сегодня не содержит упоминаний об этом моменте. Однако возможны ситуации, когда земельный участок был брошен из-за зараженности токсичными отходами или какими-либо иными вредными для здоровья людей, окружающей среды веществами. В связи с этим может возникнуть вопрос об ответственности собственника земельного участка за причинение вреда окружающей среде. Отказавшись от земельного участка, лицо может избежать ответственности за совершенные неправомерные действия. Поэтому необходимо проверять мотивацию отказа от земельного участка и учитывать ее при вынесении решения о прекращении права.
Также существуют и ситуации, при которых отказ от земельного участка может стать не правом лица, а его обязанностью. Такие случаи установлены для отдельных категорий земель. Так, в силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником [5].
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).
Если же нет желающих приобрести земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, этот земельный участок или эту долю должен приобрести субъект Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, должно приобрести муниципальное образование по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности.
Таким образом, добровольный отказ от права собственности на земельный участок является неотъемлемым правом российских граждан. В соответствии с Гражданским кодексом РФ, порядок данной процедуры требует обязательного заявления о желании отказаться от недвижимого земельного объекта в пользу государства. Сделать это необходимо в доступной официальной форме, учитывая, что отказ от прав на земельный участок не освобождает владельца от обязанностей и прочих прав касательно данной территории.
Список литературы
1. Касьянова О.В. Отказ от земельного участка как одно из оснований прекращения вещных прав на землю // Государство и право. Юридические науки, 2011. № 53. С. 82-86.
2. Абова Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. М., 2015. 740 с.
3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации. Федер. закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собр. Законодательства РФ, 2001. № 44. Ст. 4147.
4. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости: Федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015. № 29. Ст. 4344.
5. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3018.
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Нуртдинова Э.А.
Нуртдинова Эльвина Азатовна - магистрант, кафедра гражданского права, факультет юриспруденции, Башкирский государственный университет, г. Уфа
Аннотация: в настоящий момент закрепление принципа добросовестности в качестве основных начал гражданского права оказывает положительное влияние на состояние гражданского оборота и защиту прав его участников, с одной стороны, а с другой стороны, порождает множество проблем. В частности, отсутствие легального определения и критериев добросовестности создает угрозу неоправданного расширения судейского усмотрения и непредсказуемости рассмотрения дел.
Ключевые слова: правовые принципы, принцип добросовестности, добросовестное поведение, злоупотребление правом, нравственность.
Одним из важнейших и значимых нововведений гражданского законодательства стало закрепление в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) принципа добросовестности как важнейшего ориентира для поведения субъектов гражданского права.
Изначально понятие добросовестности нашло свое закрепление в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 года [1].
Впоследствии данный принцип нашел свое отражение и в законодательствах ряда развитых европейских государств, в том числе в Германии и Франции.
Правовые принципы, в общем их понимании, - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни [2]. Принципы обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет, метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции. В связи с чем нельзя преуменьшать их значение для права в целом.
В истории российского права впервые закрепление добросовестности было произведено еще в Русской Правде - сборнике правовых норм Киевской Руси,