Научная статья на тему 'Особенности динамики и этнокультурной специфики русского языкового сознания на примере ассоциативных полей «Мужчина» и «Женщина»'

Особенности динамики и этнокультурной специфики русского языкового сознания на примере ассоциативных полей «Мужчина» и «Женщина» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
81
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковое сознание / ассоциативное поле / образ женщины / образ мужчины / динамика / этнокультурная специфика / семантический гештальт / семантические зоны. / language consciousness / associative field / image of a woman / image of a man / dynamics / ethnocultural specificity / semantic gestalt / semantic zones

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — К А. Покоякова

В данной статье выявляются этнокультурная специфика и произошедшие трансформации языкового сознания носителей русского языка на примере образов мужчины и женщины, относящихся к константам языкового сознания носителей русского языка. Анализ ассоциативных полей проводится на материале результатов, полученных по итогам свободного ассоциативного эксперимента, а также данных Русского ассоциативного словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF DYNAMICS AND ETHNOCULTURAL SPECIFICITY OF RUSSIAN LANGUAGE CONSCIOUSNESS ON THE EXAMPLE OF ASSOCIATIVE FIELDS "MAN" AND "WOMAN"

This article identifies the ethnocultural specificity and the transformations that have taken place in the language consciousness of Russian respondents based on the images of a man and a woman belonging to the constants of the Russian language consciousness. The analysis of associative fields is carried out on the results of a free associative experiment, as well as the data from the Russian Associative Dictionary.

Текст научной работы на тему «Особенности динамики и этнокультурной специфики русского языкового сознания на примере ассоциативных полей «Мужчина» и «Женщина»»

ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ РУССКОГО ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НА ПРИМЕРЕ АССОЦИАТИВНЫХ ПОЛЕЙ «МУЖЧИНА» И «ЖЕНЩИНА»

К.А. Покоякова, канд. филол. наук, мл. науч. сотр. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Росси, г. Абакан)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11339

Аннотация. В данной статье выявляются этнокультурная специфика и произошедшие трансформации языкового сознания носителей русского языка на примере образов мужчины и женщины, относящихся к константам языкового сознания носителей русского языка. Анализ ассоциативных полей проводится на материале результатов, полученных по итогам свободного ассоциативного эксперимента, а также данных Русского ассоциативного словаря.

Ключевые слова: языковое сознание, ассоциативное поле, образ женщины, образ мужчины, динамика, этнокультурная специфика, семантический гештальт, семантические зоны.

Анализ ассоциативных полей является одним из самых доступных и эффективных методов изучения фрагментов языковой картины мира того или иного этноса, «отраженного в сознании носителей данной культуры и проявляющегося в системе мотивов, оценок и культурных стереотипов» [1, с. 140].

Для исследования динамического аспекта и этнокультурных особенностей репрезентации образов мужчины и женщины в языковом сознании (ЯС) носителей русского языка был проведен сопоставительный анализ соответствующих ассоциативных полей (АП), которые условно были обозначены как АП-1 и АП-2. АП-1 представлены в Русском ассоциативном словаре [2]. АП-2 получены в ходе проведения свободного ассоциативного эксперимента (САЭ) в письменной форме в период с 2009 по 2013 гг.

Анализ сформированных ассоциативных полей «мужчина» и «женщина» проводился с использованием метода семантического гештальта Ю. Н. Караулова [3].

Остановимся подробнее на трёх наиболее частотных семантических зонах (СЗ).

СЗ «признаки». Наиболее частотной реакцией на стимул «мужчина» является ассоциат сильный (40% в АП-2 и 16% в АП-1). Далее в АП-2 следуют синонимические ассоциаты мужественный, надеж-

ный, волевой, смелый, отважный, воинственный и т.д. Их общая суммарная доля составляет 61% в анализируемой СЗ. В АП-1 общая доля положительных ассоциаций, близких по значению слову сильный, включает реакции-характеристики типа настоящий, мужественный, смелый, которые вместе с ассоциацией сильный составляют 22%. К изменениям, произошедшим в позитивном восприятии образа мужчины, можно отнести увеличение в АП-2 доли реакции умный, которая составляет 10% всех позитивных ассоциат в анализируемой СЗ (2% в АП-1).

В положительной оценке образа женщины доминирует реакция красивая: 41% в АП-2 и 27% в АП-1. В АП-2 женскую красоту конкретизируют реакции-характеристики привлекательная, симпатичная, прекрасная, обворожительная, в АП-1 - милая, привлекательная, интересная, обаятельная, симпатичная. В восприятии образа женщины параметр внешней красоты остается ведущим, составляя 49% реакций в АП-2 и 45% в АП-1.

В АП-2 произошло сокращение количества ассоциаций, составляющих описание внешних и возрастных параметров: на слово-стимул «мужчина» до 5%, на слово-стимул «женщина» до 6%. В АП-1 «мужчина» их доля составляет 39%, включая возраст (16%), размер (12%), характери-

стики внешней красоты (6%), одежды (3%), качества и цвета волос (2%). В АП-1 «женщина» подобные реакции составляют 23%. Они характеризуют цвет и детали одежды (12%), возраст (7%), фигуру (4%). На основании этих данных можно сделать вывод о том, что для современных русских респондентов детализация внешних параметров оценки мужчины является менее значимой.

Второй по частотности является СЗ «персоналии». В АП-2 стимульных слов «мужчина» и «женщина» наибольшее число реакций связано с соответствующими семейными ролями. В АП-2 «мужчина» ведущей является реакция отец (папа) (21), которая вместе с ассоциатом муж (7) составляет в данной СЗ 28% при 7% в АП-1. В АП-2 «женщина» доминирует реакция мать (мама) (39), которая вместе с ассо-циатами жена, родственник, дочь, дети и теща составляет 65% всех реакций в рассматриваемой СЗ при 29% в АП-1.

В русских АП-2 наблюдается существенное сокращение номинаций биологического пола антонимического характера. Если доля таких реакций с ведущими антонимами мужчина/женщина в АП-1 «мужчина» составляет 58% и в АП-1 «женщина» - 44%, то в современных ассоциациях на стимул «мужчина» насчитывается только 12% таких реакций, а на стимул «женщина» - 2%. Доля синонимических реакций на оба слова-стимула отличается стабильностью: по 8% в АП-1 и АП-2 «мужчина», 6% в АП-2 «женщина» и 5% в АП-1 «женщина».

В АП-2 «мужчина» выделяются стереотипные ассоциации, подчёркивающие «мужские» виды деятельности: защитник, добытчик, воин, солдат, охотник, кормилец, бизнесмен, руководитель, начальник и др. В АП-2 «женщина» также присутствует стереотипный образ женщины, связанный с характером ее деятельности: домохозяйка, хозяйка, кухарка, прачка.

Оба АП стимулов «мужчина» и «женщина» содержат реакции-существительные, несущие негативную характеристику или выражающие критическую оценку, но в АП-2 число таких ассоциаций сократилось. В АП-2 «муж-

чина» отрицательную коннотацию имеют 4% реакций: мудак, маньяк, ловелас, альфонс, врун, подлец, сволочь. В АП-1 этот показатель составляет 7%: эгоист, подлец, дурак, проказник, сволочь, жулик. В АП-2 «женщина» присутствует только одна негативная ассоциация - стерва, а в АП-1 -4: дура, стерва, проститутка, потаскуха.

Третье место по частотности занимает СЗ «реалии». В обоих АП стимульного слова «мужчина» на первом месте находится ассоциация сила (25 реакций в АП-2 и 12 в АП-1). Вместе с другими синонимическими ассоциациями (мужество, уверенность, надежность, защита, мощь, власть и т.д.) она образует семантическую группу «физическая и моральная сила», которая лидирует в данной СЗ АП-2, составляя 69%. Что касается АП «женщина», то наиболее частотной реакцией является ассоциат красота, доля которого в АП-2 сократилась до 8% (26% в АП-1). Ведущей семантической доминантой здесь выступает группа реакций, объединенных описанием психологических черт и характера женщины. В АП-2 «женщина» доля таких реакций-характеристик составляет 81% (в АП-1 - 44%).

В АП-2 обоих стимулов наблюдается существенное сокращение конкретных реакций-существительных: с 45% до 14% в АП-2 «мужчина» и с 51% до 10% в АП-2 «женщина». В русском языковом сознании метафорические номинации, представляющие ментальные модели ассоциирования, базируются на природных объектах и явлениях, которые воплощают дополнительные смыслы в характеристике мужчины (скала, гора, камень, огонь, туман).

Следует также отметить наличие в АП-2 таких реакций, которые в языковом сознании русских респондентов отражают традиционное представление о связи женщины с ведением домашнего хозяйства: дом, кухня, очаг, быт, уют, хозяйство, стирка. В отличие от АП-1, где присутствует только одна такая реакция (дом), их доля в АП-2 «женщина» в данной СЗ составляет 11%. СЗ «реалии» в этом АП включает также набор ассоциаций в виде существительных со значением места: са-

лон красоты, парикмахерская, магазин, церковь, гараж.

Таким образом, анализ выделенных семантических зон в АП-2 и АП-1 позволяет сделать следующие выводы о способах представления знаний о мужчине и женщине в языковом сознании носителей русского языка:

1. В ассоциативных полях антонимических стимулов «мужчина» и «женщина» лидируют признаки, овнешняемые прилагательными и существительными в рамках трёх СЗ: «признаки», «персоналии» и «реалии».

2. Аксиологическая характеристика образов мужчины и женщины представлена преимущественно позитивными реакциями, которые составляют 54% и 57% с учетом всех СЗ (негативные реакции - 4% и 5% соответственно).

3. Этнокультурная специфика образов мужчины и женщины в русском языковом сознании представлена через «сетку» ген-дерно дифференцированных метафор. Метафорические ассоциации в СЗ «реалии» составляют 15% в АП-2 «мужчина» и 12% в АП-2 «женщина». Когнитивные механизмы ассоциирования на стимул «мужчина» базируются преимущественно на природных объектах и явлениях (скала, гора, камень, огонь, туман). Объяснительные механизмы формирования ассоциативных связей в АП-2 «женщина» представлены метафорами в виде зоони-

Библиографический список

1. Уфимцева Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996. - С. 139-162.

2. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1. От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 784 с.

3. Караулов Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети // Языковое сознание и образ мира, 2000 [Электронный ресурс]. URL: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sbomiki/Book2000/html_204/4-1.html (дата обращения: 15.10.2013).

мов, фитонимов и других природных номинаций, которые в большинстве случаев базируются на зрительных образах: весна, свет, лебедь, кошка, лиса, цветок, роза, береза.

4. В структуре позитивной оценки образов мужчины и женщины в СЗ «признаки» сохраняется высокий рейтинг реакций, ха-растеризующих мужскую силу (12%—-26%) (указывает на количественные изменения, произошедшие в АП-2 и АП-1 (как рост, так и снижение)) и женскую красоту (21%—>18%). В позитивной составляющей содержания АП-2 «мужчина» произошло существенное увеличение доли реакции умный (2%—>10%).

5. Изменения в АП-2 в СЗ «персоналии» связаны:

- со значительным сокращением антонимической стратегии ассоциирования на оба слова-стимула (в АП-2 «мужчина» на 17%, составляя 5%; в АП-2 «женщина» на 11%, составляя 2% по сравнению с АП-1);

- с появлением реакций, связанных с гендерными стереотипами о разделении видов трудовой деятельности и социальных ролей. В АП-2 «мужчина» они составляют 9%, в АП-2 «женщина» - 5%;

- с двукратным увеличением доли реакций, называющих семейные роли женщины (7%—>14%) и увеличением реакций, указывающих на семейные роли мужчины (2%—

PECULIARITIES OF DYNAMICS AND ETHNOCULTURAL SPECIFICITY OF RUSSIAN LANGUAGE CONSCIOUSNESS ON THE EXAMPLE OF ASSOCIATIVE

FIELDS "MAN" AND "WOMAN"

K.A. Pokoyakova, candidate of philology sciences, junior researcher Katanov Khakass state university (Russia, Abakan)

Abstract. This article identifies the ethnocultural specificity and the transformations that have taken place in the language consciousness of Russian respondents based on the images of a man and a woman belonging to the constants of the Russian language consciousness. The analysis of associative fields is carried out on the results of a free associative experiment, as well as the data from the Russian Associative Dictionary.

Keywords: language consciousness, associative field, image of a woman, image of a man, dynamics, ethnocultural specificity, semantic gestalt, semantic zones.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.