Научная статья на тему 'Особенности диагностики деструктивного влияния информационных факторов среды на личностную и поведенческую изменчивость подростков'

Особенности диагностики деструктивного влияния информационных факторов среды на личностную и поведенческую изменчивость подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
425
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ПОДРОСТКИ / ПСИХОТИП ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНАЯ И ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ / SOCIAL AND ECONOMIC TRANSFORMATIONS / THE INFORMATION ENVIRONMENT / TEENAGERS / PSYCHOTYPE OF THE PERSON / PERSONAL AND BEHAVIOURAL VARIABILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Ю. А.

В настоящей работе автором отражены результаты проведенных эмпирических и экспериментально-психологических исследований подростков, оказавшихся в условиях психологического и информационного стрессирования со стороны СМИ, когда внешние деструктивные воздействия были адресованы к месту наименьшего конституционально-психотипологического сопротивления подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES of DIAGNOSTICS of DESTRUCTIVE INFLUENCE of INFORMATION FACTORS of ENVIRONMENT ON PERSONAL AND BEHAVIOURAL VARIABILITY of TEENAGERS

In the present work as the author are reflected results of the spent empirical and experimentally-psychological researches of the teenagers who have appeared in the conditions of psychological and information stressing from outside mass-media when external destructive influences have been addressed to a place of the least konstitutsional-psychotypological resistance of teenagers.

Текст научной работы на тему «Особенности диагностики деструктивного влияния информационных факторов среды на личностную и поведенческую изменчивость подростков»

• на социальном уровне профессиональное общение — это процесс, влияющий на жизненные цели и самоопределение личности сотрудника, так как в профессиональной деятельности реализуется смысл жизни, выраженный в социальной полезности человека, его стремлении к высшим идеалам служения Отечеству.

Такое психологическое профессионально важное качество сотрудника ОВД, как умение общаться, определяющее взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения на уровне ценностно-смысловой детерминации, позволит построить модель формирования основных направлений общения как определенного этапа профессионального становления, приобретения знаний, умений, навыков. Это позволит построить в дальнейшем поведенческую модель личности сотрудника на основе морально-нравственной устойчивости к жизненным трудностям и в будущем многоступенчатую систему профессионального отбора

и психологической помощи для свободной профессиональной самореализации, адаптации к напряженному и экстремальному труду в нестабильных социально-экономических условиях.

Литература

1. Абульханова- Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1989.

2. Братусь Б. С. Психология в моей жизни: Интервью // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы, общей психологии. М., 1973.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.

5. Сафин В. Ф., Ников Т.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал. 1984. № 4.

6. Човдырова Г.С., Акентьев П.В., Бродченко О.И. Психодиагностика и развитие психологических профессионально важных качеств сотрудников отдельных оперативных подразделений системы МВД России: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕСТРУКТИВНОГО ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ СРЕДЫ НА ЛИЧНОСТНУЮ И ПОВЕДЕНЧЕСКУЮ ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПОДРОСТКОВ

Ю.А. ВАСИЛЬЕВА,

преподаватель Ставропольского госуниверситета

Аннотация. В настоящей работе автором отражены результаты проведенных эмпирических и экспериментально-психологических исследований подростков, оказавшихся в условиях психологического и информационного стрессирования со стороны СМИ, когда внешние деструктивные воздействия были адресованы к месту наименьшего конституционально-психотипологического сопротивления подростков.

Ключевые слова: социально-экономические трансформации, информационная среда, подростки, психотип личности, личностная и поведенческая изменчивость

FEATURES of DIAGNOSTICS of DESTRUCTIVE INFLUENCE of INFORMATION FACTORS of ENVIRONMENT ON PERSONAL AND BEHAVIOURAL VARIABILITY of TEENAGERS

J.A. VASILEVA,

the teacher of Stavropol state university

Annotation. In the present work as the author are reflected results of the spent empirical and experimentally-psychological researches of the teenagers who have appeared in the conditions of psychological and information stressing from outside mass-media when external destructive influences have been addressed to a place of the least konstitutsional-psychotypological resistance of teenagers.

Key words: Social and economic transformations, the information environment, teenagers, psychotype of the person, personal and behavioural variability

Человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Кардинальные социально-экономические трансформации последних лет способствовали резкому количественному и качественному изменению информационной среды общества, что неоднозначно отразилось на общественных процессах. Особенностью информационной среды современного человека, а в более широком контексте — человеческой цивилизации является постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком. В то же время в информационной среде одновременно функционирует адекватно отражающая существующий мир, а также деформированная, искаженная информация, что обусловлено как сложностью самого процесса познания, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую целенаправленным использованием информационных процессов для достижения субъективных целей.

Локальные войны, террористические акты, вынужденная миграция населения, социальная нестабильность становятся реалиями нашей жизни, являясь мощными источниками воздействия информационного характера. Очаги боевых действий, локальных войн, этнических конфликтов — все это сопровождается проявлением социальных феноменов, угрожающих жизни как отдельного человека, так и благополучию целых популяций. Помимо этих «классических» факторов на рубеже веков человечеству пришлось столкнуться еще с одним глобальным вызовом — информационными войнами. Все это происходит в условиях бурного развития информационной техники, создания качественно новых информационных технологий, что увеличивает возможности воздействия на общественное и индивидуальное сознание.

В современном информационно-психологическом поле как никогда прежде сказывается зависимость каждого члена социума не только от информации, но и от тех эмоциональных потоков, которые несут СМИ. Согласно современным тенденциям СМИ фокусируются на деструктивных событиях насилия и разрушения. В результате создается ложная стрессовая реальность, виртуальный трагический мир которой насыщен опасностью, угрозой и агрессией. Современный зритель постоянно видит сцены насилия, слышит о них более сотни раз в сутки в тот момент, как прицельная демонстрация ужасов и насилия приводит к тому, что можно обозначить как кризис сочувствия, подрывающий уравновешенность психического состояния.

Непосредственному воздействию информационной среды в наибольшей степени подвержена духовная сфера общества. Ее деформация и деструктивные изменения в форме психоэмоциональной и социальной напряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п. влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни.

Регистрация параметров энергоинформационной системы человека, лежащих в основе психолого-психофизиологических характеристик личности, дала возможность определить, что по степени деструктивного воздействия на духовную составляющую личности из всех стрессовых факторов на первое место следует поставить информационное деструктивное воздействие терроризма, заложничество или их реальную угрозу; на второе — деструктивное воздействие информационных факторов социальной среды в виде СМИ; на третье — неблагоприятные факторы среды жизнедеятельности; на четвертое — нарастание сосудисто-склеротических изменений головного мозга. Психолого-информационное полевое воздействие обладает более мощным деструктивным поражающим эффектом, приводящим к психолого-психофизиологической дисгармонии, по сравнению с более грубым материалистическим воздействием — информационно-экологическим.

Контроль над динамическим изменением энергоинформационной системы подростка в неблагоприятных условиях современной российской среды жизнедеятельности открывает возможность своевременной регистрации искажения процессов и механизмов психолого-психофизиологического функционирования. Это научно обосновывает необходимость энергоинформационного сплошного мониторинга популяции подростков. Ранняя регистрация аномальной энергоинформационной изменчивости у подростков предоставляет возможность предотвратить личностную деструкцию, используя адекватные методы и техники специализированной психологической помощи, на чем настаивают Президент РФ и Правительство РФ.

Мультипликационные и художественные фильмы, рекламные ролики зарубежного производства направлены на разрушение основных традиций и ценностей культуры, духовности, национальных и гуманистических принципов морали и нравственности. Из обыденного сознания постепенно исчезают понятия стыда, совести, любви, подвига, заменяющиеся пошлостью, вульгаризированной эротичностью,

полным психологическим приоритетом доллара. Красота сказочных героев, высокая духовность, юмор заменяются психологическими и физическими уродцами с примитивной речью и преобладающей меркантильной или половой мотивациями.

Часть подростков с циклоидным психотипом, относящихся к условной норме, отличаются меньшей толерантностью к деструктивным информационным факторам социальной среды, что обусловливает через год проявление признаков психотипологической предиспози-ции личности. Обычно у представителей этой подгруппы развивается низкая психологическая толерантность к бытовым, тривиальным психологическим и информационным воздействиям со стороны СМИ, деструктивный характер которых приводит к максимальному напряжению функционирования механизмов компенсации, индивидуального барьера психической и психологической адаптации.

Личностная и поведенческая изменчивость формируется внутри диапазона психологической нормы-акцентуации у подростков под влиянием информационных факторов. После летних каникул, проведенных в детских лагерях, у подростков нивелируются признаки напряженного функционирования механизмов психологической защиты.

Подростки с циклоидным психотипом, у которых изначально наблюдались признаки негативного изменения личности, характеризуются сочетанием признаков индивидуально-типологических предиспозиций (психотипологической и энергоинформационной). Их аномальные личностные и поведенческие расстройства усиливались и гипертрофировались сразу после стимуляции деструктивными информационными факторами.

Психолого-математический сравнительный анализ подростков, имеющих циклоидную структуру психотипа, позволил выделить следующее взаимосочетание маркеров с их удельным весом, вкладом в дифференциацию (%):

• показатели мужественности — 17,3;

• психологическая склонность к делинквент-ности — 15,4;

• психологическая склонность к алкоголизации — 11,4;

• психологическая склонность к эмансипации — 7,1.

Маркеры отражают тенденцию к негативному личностному дрейфу под влиянием информационных факторов среды. Смысловое

содержание информационных деструктивных воздействий обращено к индивидуально-типологическим волевым, эмоциональным, интеллектуальным структурам личности.

Патопсихолого-математическая дифференциально-диагностическая модель подростков представлена в виде линейной дискриминант-ной функции. Высокая достоверность результатов подтверждается значением квадрата Ма-халанобиса, равного 251 усл. ед. Это указывает на специфические качественные психотипологические различия подростков с признаками нарушений личности, которые проявляются в степени выраженности делинквентности, гемблинга, парасексуальности, бытовой алкоголизации с признаками духовно-нравственной деградации.

Сравнительный патопсихолого-математи-ческий анализ подростков с шизоидным психотипом, относящихся к условной норме, с признаками личностной деструкции, деви-антными признаками политоксикомании и наркомании позволил создать дифференциально-диагностическую модель, как и в предыдущем сравнении, утверждающую существование разных механизмов психологической защиты и толерантности.

Конституционально-типологические пре-диспозиции вступают во взаимодействие с информационными факторами СМИ. Если информационное воздействие негативное, то следствием является аномальная личностная и поведенческая изменчивость, в частности по токсикоманическому стереотипу поведения. Можно утверждать о возможности патопсихо-лого-математической дискриминации, подтверждающей деструктивность информационных факторов социальной среды жизнедеятельности.

Многомерный психологический анализ на примере подростков шизоидного психотипа, относящихся к диапазону психологической нормы — акцентуации, демонстрирует отличия по личностным, психологическим и поведенческим реакциям в ответ на деструктивное воздействие со стороны СМИ. Подобное положение подразумевает наличие информационных факторов социальной среды жизнедеятельности, которые длительное время воздействуют на подростков, провоцируя актуализацию низших инстинктов, способствуя формированию девиантных стереотипов поведения: токсико-манических, делинквентных, криминальных, парасексуальных, гемблинга. Информацион-

ные факторы социальной среды в виде СМИ взаимодействуют с конституционально-психотипологическими основами личности аналогичным образом и у подростков с шизоидным психотипом в диапазоне психологической нормы — акцентуации.

Многовекторный психологический анализ показывает, что у изучаемых подростков характерны умеренно выраженные реакции эмансипации (шкала Е), нейротической тревожности (НТ), тревожности (по шкале Тейлор), экстра-, интроверсии (Э-И), психопатизации (П), де-линквентности (ё), а также ситуационной тревожности (Т), дистимических переживаний (Н), истерического реагирования (И) и обсес-сивно-фобических переживаний (ОФН). Активная пропаганда секса, насилия, безнравственных поступков, в основе которых лежит меркантильная мотивация, ослабляет психотипологическую структуру личности, снижает уровень духовности как механизма психологической защиты. Следует отметить выраженную психологическую склонность к употреблению спиртных напитков (шкала V), что является психологической компенсаторной реакцией, направленной на смягчение эмоциональных состояний тревоги, дистимии в структуре поведенческого стереотипа.

Противоречие между культурными ценностями, которые доминировали в семье, обществе, вызывает напряжение в функционировании психологических механизмов адаптации и компенсации, способствует снижению толерантности к откровенной и вульгаризированной эротике, к категориям жизни и смерти, красоте и уродству. Снижается ценность активной социальной и гражданской позиции, направленной на созидание, творчество. Вначале происходит изменчивость в рамках диапазона психологической нормы, которая в условиях постоянного и длительного деструктивного влияния информационных факторов СМИ детерминирует негативный личностный дрейф.

Складывается искусственная ситуация, при которой подросток боится не быть похожим по стилю поведения, своим личностным переживаниям на социальных антигероев, рекламируемых СМИ с помощью разных техник и методик, что неминуемо приводит к психологическому и личностному конфликту. Теряются традиционные для государства и нации социальные и психологические ценности, которые были характерны для родителей, семьи, а новые не успели стать частью «Я», провоцируя

экзистенциальный конфликт, который, к сожалению, решается по аномальным психологическим принципам.

Результаты многовекторного патопсихологического анализа подростков, которые провели летнее время в лагерях, свидетельствуют о позитивных изменениях в личностных переживаниях и нормализации поведенческих стереотипов до социально приемлемых (р < 0,05). Достоверно уменьшаются проявления делинк-вентности (р < 0,05), эмансипации (р < 0,05), истероидных реакций (р < 0,05), нивелируется психологическая склонность к употреблению спиртного (р < 0,01), что подтверждает возможность восстановления психологических механизмов защиты при нестабильности психотипологической предиспозиции. В структуре личностных переживаний исчезают дистимичность, субдепрессивность, тревожность (р < 0,01), что также подтверждает восстановление психотипологической предиспозиции в отсутствие деструктивных информационных факторов среды обитания (р < 0,01).

При наличии психотипологической пре-диспозиции важны социальные условия. Если социальные условия благоприятны, то они препятствуют актуализации механизмов личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации. Если информационные факторы социальной среды деструктивно воздействуют на структуру личностного психотипа, это приводит к снижению толерантности по отношению к внешним факторам, срыву механизмов психологической защиты. Условия естественной изоляции подростков в летнее время доказывают значимость деструктивного влияния информационных факторов на психотипологическую структуру личности подростков с трансформацией личностных и поведенческих проявлений из диапазона психологической нормы в диапазон аномалий личности.

Многовекторный психологический анализ выделяет выраженные и стойкие изменения у подростков с негативными изменениями личности (р < 0,001) по следующим шкалам: V, ё, П, Е, И. Демонстративное употребление спиртного, легких наркотиков с целью укрепить лидерские позиции. Выражены аномальные личностные переживания по ОФН и страховому типам коморбидные субдепрессивным переживаниям, которые «спаяны» с вегетативными нарушениями.

Выраженные реакции эмансипации, подкрепленные стойкой маскулинизацией, даю-

щей аномальную стеничность, убежденность в своей правоте, определенного рода фанатизм, в том числе на парасексуальной почве, или в виде делинквентного, криминального стереотипа поведения оскорбляют самолюбие и религиозное достоинство окружающих, унижая национальные и религиозные традиции, открывая путь к непримиримому конфликту в условиях многонационального и многоконфессионального населения Юга России. Социально-психологические последствия деструктивного информационного воздействия СМИ на структуру личностного шизоидного психотипа подростков с негативными изменениями личности опасны для общества, угрожая его целостности. Подростки с нарушениями структуры личности по отношению к обществу всегда выступают разрушителями, а не созидателями.

Искусственная летняя изоляция подростков шизоидного психотипа с негативными изменениями личности направлена на формирование позитивного личностного дрейфа в сторону психологической нормы — акцентуации. Однако добиться желаемого успеха сложно. Если оказывается психологическая помощь в виде психологических консультаций, то на определенное время удается сохранить психологическое и психическое здоровье подростков, уменьшив патологические девиантные проявления поведения, спровоцированные СМИ. В то же время актуализирование духовных ценностей, нравственных идеалов, что в значительной мере предупреждает и ограничивает личностную аномальность, обусловленную деструктивными информационными воздействиями, не приводит к успеху.

Сравнительный психолого-математический анализ подростков, переживших острый глобальный стресс и длительное воздействие информационной социальной среды обитания, предоставил возможность построить дифференциально-диагностическую шкалу в виде линейной дискриминантной функции при 33,3% ошибок в обеих группах, что подчеркивает близость механизмов психологического поражения. Квадрат Махаланобиса, равный 6 усл. ед., демонстрирует качественные и количественные различия между сравниваемыми группами, подтверждая различия психологических переживаний и поведенческих реакций. Информационные факторы в виде СМИ вызывают иную направленность личностных пе-

реживаний и изменчивость поведенческого стереотипа.

Удалось выявить следующее взаимосочетание психологических маркеров, участвующих в дискриминации сравниваемых групп (%):

• показатели ОФН — 56,9;

• П — 31,8;

• Э-И — 13,1;

• субдепрессивных переживаний — 12,4.

Последствия информационного воздействия СМИ выражаются навязчивыми и страховыми переживаниями личности, коморбидными ди-стимическими переживаниями с признаками поведенческой дезадаптации, т.е. мы являемся свидетелями искажения личностно-характеро-логической структуры психотипа подростка. При остром глобальном стрессировании отмечаются не только личностные, но и невротические, психосоматические нарушения.

Линейная дискриминантная функция, позволяющая обнаружить подростков, на которых происходит неблагоприятное воздействие информационных социальных факторов, подтвердила эту возможность. Вероятный процент ошибок не превышает 27%, что помогает на достоверном уровне в общей подростковой популяции выделить лиц с признаками конституционально-психотипологической предиспози-ции личности, которые прежде всего являются «мишенью» для информационных деструктивных воздействий СМИ, приводя к снижению толерантности, актуализации психологических механизмов личностной декомпенсации и поведенческой дезадаптации. Результатом информационного поражения личности подростков являются стойкие нарушения в структуре личностного психотипа подростков в виде искажения эмоциональных, волевых и интеллектуальных переживаний и мотиваций.

В процессе исследований были обнаружены энергоинформационные маркеры дифференциации, свойственные деструктивным информационным воздействиям СМИ, которые отличались как от острого глобального, так и от хронического социального стрессирования, подчеркивая тем самым различие механизмов энергоинформационной защиты личности. Результаты свидетельствуют о существовании определенного тропизма между факторами поражения и «мишенями» в энергоинформационной структуре личности подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.