УДК 342.9 ББК 67.401
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ МАССОВЫХ БЕСПОРЯДКОВ
Валерий Григорьевич Акимов,
доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки
Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат военных наук, доцент E-mail: al_vostrolmutov@mail.ru; Ольга Валентиновна Солдатова, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: Soldatova@yandex.ru
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируются действия территориальных органов внутренних дел по борьбе с массовыми беспорядками. Дана правовая оценка массовых беспорядков, дается вывод о необходимости своевременного решения социально-экономических и политических проблем, являющихся объективными предпосылками появления социальной напряженности. В статье изложены предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению массовых беспорядков. Показана роль и задачи управленческого аппарата в руководстве проведения операцией.
Ключевые слова: массовые беспорядки, предупреждение и пресечение массовых беспорядков, внешнее и внутреннее управление, масштабы и количество участников, место и характер происшествия, способы наблюдения за обстановкой.
PECULIARITIES OF ACTIONS OF TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS FOR THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF RIOTS
Valeriy G. Akimov,
Assistant Professor of the Department of Internal Affairs in the special conditions of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of Military Sciences, Associate Professor;
Ol'ga V Soldatova,
Senior Lecturer of the Department of Internal Affairs in the special conditions of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikotya
Abstract. The article analyzes the actions of territorial bodies of internal Affairs on struggle against mass riots. Given a legal assessment of the riots, given the need for a timely solution to the socio-economic and political problems, which the objective prerequisites for the emergence of social tension. The article describes proposals for improving the activity of internal Affairs bodies on prevention and suppression of riots. The role and tasks of the administrative apparatus in the management of the operation.
Keywords: мass riots, prevention and suppression off mass riots, internal and external control, the scope and number of participants, place and character of accident, methods to monitor the situation.
Особенности, присущие некоторым массовым социальным явлениям, получившим широкую распространенность вследствие действия ряда негативных факторов (кризис в сфере производства, разбалансированность государственных финансов, бюджетный дефицит, напряженная ситуация на рынке кредитных ресурсов и на рынке труда, отсутствие эффективной системы государственного контроля за расходованием бюджетных средств, несовершенство действующего законодательства и др.).
Кроме того, на данные социальные явления в немалой степени оказывает влияние духовный кризис российского общества, о чем указывают ряд ученых [3—7]. Противоправное поведение отдельных граждан в местах массовых акций протеста в последние годы оказывают негативное влияние на состояние общественного порядка и безопасности в стране. Изучение практики деятельности подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих общественный порядок и безопасность при проведении различных массовых мероприятий, материалов оперативных сводок и аналитических материалов, свидетельствуют о том, что оперативная обстановка, складывающаяся в этих условиях, существенно отличается от обычной (повседневной).
Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении гражданами и их объединениями массовых мероприятий, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий для их проведения.
Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений, своевременного и профессионально грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего, предупредительно — профилактического характера.
Таким образом, одним из важнейших условий повышения эффективности деятельности органов и подразделений системы МВД по охране общественного порядка и обеспечению безопасности в слож-
ной оперативной обстановке является постоянное совершенствование профессионального мастерства всех сотрудников.
Много проблем существует на практике в вопросах обучения личного состава, привлекаемого к охране общественного порядка при массовых мероприятиях, а также при планировании, разработке типовых тактических действий нарядов и управления ими различными должностными лицами в условиях сложной оперативной обстановки.
Правовыми основами охраны общественного порядка и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий являются общие или специально издаваемые нормативные акты.
Эти акты регламентируют: компетенцию Правительства РФ, местных исполнительных органов по охране общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, порядок создания специальных органов управления, формы взаимодействия органов внутренних дел с командованием частей войск Росгвардии.
Ответственность за правонарушения в сфере общественной безопасности и общественного порядка, допускаемые гражданами во время проведения массовых мероприятий, предусмотрена как нормами Уголовного кодекса, так и нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Управление в социальной сфере, в том числе и в сфере деятельности органов и организаций, осуществляющих правоохранительные функции — это всегда управление отдельными людьми, объединенными в те или иные общности. Применительно к деятельности органов внутренних дел можно выделить сферу внутреннего и внешнего управления. Соответственно различается и психология каждой из этих сфер управления.
Между внутренним и внешним управлением (как и психологическими аспектами того и другого) нельзя провести четкой грани: во всех случаях проявляются, с одной стороны, общие закономерности управления как целенаправленной, целеустремленной деятельности особого рода, а с другой стороны — психологические и социально-психологические закономерности руководства и подчинения.
Охрана общественного порядка и безопасности при массовых мероприятиях специфична тем, что
она осуществляется в условиях большого сосредоточения людей.
Любое массовое мероприятие организуется государственными, профсоюзными органами, спортивными и общественными организациями, но не всегда и не на все массовые мероприятия люди приходят организовано. Они идут колоннами во главе с руководством предприятия и профсоюзным руководством. Безусловно, управлять ими с точки зрения обеспечения охраны общественного порядка намного легче, чем, скажем, болельщиками на футбольном поле, хотя и футбольный матч тоже организуется спортивными обществами. Но на него зрители покупают билеты, как правило, в индивидуальном порядке, и в подавляющем большинстве на футбольном матче люди собираются незнакомые. Если в первом случае мы можем говорить о коллективе, принимающем участие в демонстрации, то во втором случае речь идет о толпе и отдельных компаниях и группах в ней.
Все это должно учитываться как руководителями органов внутренних дел, организующими охрану общественного порядка, так и личным составом, задействованным на службу. Каждый сотрудник полиции в этих условиях должен строго руководствоваться действующим законодательством, принимать продуманные решения и помнить, что его неумение, а тем более незаконные действия в условиях большого сосредоточения людей могут повлечь за собой серьезные последствия, включая массовые беспорядки.
В условиях большого скопления зрителей или участников массового мероприятия задержание правонарушителя можно производить лишь тогда, когда сочувствие толпы явно на стороне работников полиции. Если же такого сочувствия нет, тактику задержания необходимо изменить, необходимо понаблюдать за правонарушителем и задержать его за пределами стадиона, дворца спорта или иного места, где проводилось массовое мероприятие.
С точки зрения психологических аспектов поведения людей на массовых мероприятиях, сами массовые мероприятия можно квалифицировать как:
• массовые мероприятия, проводимые с организованным входом людей;
• общественно-политические мероприятия;
• массовые мероприятия, проводимые с неорганизованным входом людей, к которым относятся подавляющее большинство культурно-массовых и спортивных мероприятий.
На таких массовых мероприятиях коллективов, как правило, не существует (за исключением коллективного выхода в театр, на концерт), существует только масса людей и отдельные группы в ней [1].
Для успешного предупреждения и пресечения массовых беспорядков в ОВД заблаговременно создается: оперативный штаб (группа управления), планируются силовые действия по пресечению и ликвидации массовых беспорядков и формируется группировка сил и средств.
Руководитель ОВД при получении сигнала о возникновении конфликтной ситуации должен:
• уточнить время, место и характер происшествия;
• масштабы и количество участников;
• доложить обстановку руководителю ГУ МВД и вышестоящему оперативному дежурному.
По распоряжению руководителя ОВД к месту конфликта высылается усиленная оперативная группа, с задачей — не допустить перерастания конфликта в групповое нарушение. Оповещаются все наряды полиции, несущие патрульно-постовую службу.
После этого руководитель ОВД:
• немедленно выезжает на место, лично оценивает обстановку; отдает необходимые распоряжения дежурному по ОВД и начальникам служб;
• докладывает руководителям администрации города(края), сообщает в прокуратуру, ФСБ, руководителям хозяйственных органов;
• принимает меры по устранению возможных нарушений в деятельности ОВД, послуживших поводом к конфликту;
• организует разъяснительную работу среди участников конфликта;
• при необходимости дает указания на блокирование нарядами ППСП и другими силами района места конфликта в целях его ликвидации;
• организует наблюдение с использованием гласных и негласных способов наблюдения за обстановкой, изменением настроений и намерений граждан, особенно агрессивно настроенных.
В соответствии с заранее разработанным планом объявляется сбор оперативного штаба и личного состава, привлекаемого к проведению специальной операции в пунктах дислокации частей и подразделений. Производится экипировка сотрудников, усиливается охрана административных зданий, зданий ОВД, банков, сберкасс и других важных объектов, определяются задачи добровольным народным дружинам [2].
Оперативный штаб прибывает на место происшествия, а специальный сводный отряд и другие силы и средства сосредотачиваются в установленных местах или районах.
Район группового нарушения изолируется путем перекрытия движения автотранспорта и доступа граждан. В зависимости от обстановки он может блокироваться частично или полностью. За действиями нарушителей устанавливается постоянное наблюдение, ведется работа по выявлению подстрекателей и активных участников беспорядков.
Руководитель ОВД, используя технические средства, обращается к гражданам с требованиями прекратить противоправные действия и покинуть место происшествия.
Если предпринятые меры не привели к предотвращению группового нарушения в начальной стадии и развитие событий ведет к резкому обострению оперативной обстановки и перерастанию в массовые беспорядки, руководитель ОВД обязан перейти к решительным действиям по ликвидации этого нарушения и приступить к проведению силовой части специальной операции.
При выборе тактических схем пресечения массовых беспорядков следует учитывать возможность их совершения одновременно в нескольких местах и, следовательно, создавать систему поддержки и взаимодействия сил и средств правопорядка, действующих в местах совершения таких преступлений, в том числе и на межрегиональном уровне. Для этого нужно задействовать специальные формирования органов внутренних дел и частей войск Росгвардии, а в случае необходимости — армейские части, с задачей, локализации конфликтов, недопущения кровопролития, зашиты населения от погромов и убийств, задержания и изоляции преступников.
В заключении хотелось бы отметить, что тактические приемы пресечения массовых беспорядков в значительной мере зависят от конкретных условий (состава толпы, вооруженности участников беспорядков и других обстоятельств). Но в любом случае, силовые действия должны быть направлены, прежде всего, не на подавление толпы или перемещение ее с места на место, а на отделение и изоляцию организаторов и наиболее активных участников массовых беспорядков.
Литература
1. Деятельность сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. Сборник научных трудов. Волгоград: ВА МВД России, 2006.
2. Ашихмин М.А., Башков А.В. Анализ складывающейся оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах обслуживаемой территории для принятия решения на охрану общественного порядка: Учебно-практические рекомендации. Барнаул: БЮИ МВД России, 2003.
3. Мухина Е.А. Кризис нравственности в современном российском обществе (по материалам социологического опроса) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионо-ведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 4. С. 151—154.
4. Осокин Р.Б. Общественная нравственность как особо ценный объект охраны // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 7. С. 167—169.
5. Осокин Р.Б. Общественное мнение как условие криминализации общественно опасных деяний (на примере занятия проституцией) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1(27). С. 58—62.
6. Торосян Р.В. Преступления против общественной нравственности: вопросы криминализации, систематизации и законодательного описания: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2012.
7. Трунцевский Ю.В. К вопросу о необходимости закона о нравственности как национальной идее // Культура: управление, экономика, право. 2007. № 2. С. 10—11.