5. Педкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей - М.: Педагогическое сообщество России, 1998. - 640 с.
6. Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. - М.: Педагогика, 2000.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© Гурьев М.Е.*
Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
Важнейшим структурным элементом системы воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации является патриотическое воспитание, проводимое обучающими в ходе реализации целей учебно-воспитательного процесса. По своей сущности это сложный многогранный процесс, предполагающий формирование высоких нравственных чувств, проявляющихся в беззаветной любви к своему Отечеству, готовности служить его интересам, защитить суверенитет и территориальную целостность. Анализу механизмов воспитания патриотических чувств у обучающихся образовательных организаций посвящен материал данной статьи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание; патриотические чувства; нравственные качества; мировоззрение; убежденность; моральный дух; моральное самосовершенствование; духовные силы; морально-психологическое состояние.
Анализ воспитательных возможностей содержания учебного процесса, выработка практических рекомендаций по их применению в комплексе с педагогическими условиями, направленными на реализацию воспитательной системы, оказывает положительное влияние на решение педагогической проблемы патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.
Задача обучающего состоит в том, чтобы в условиях обучения как можно полнее использовать потенциальную возможность воспитывающего характера данного учебного процесса [4].
В педагогическом отношении необходимо, чтобы учебный материал был обогащен идеями и положениями патриотического воспитания обучающих-
* Доцент кафедры Педагогики и социальной психологии, кандидат исторических наук, доцент.
ся. Главное, необходимо найти и выделить содержательную сторону учебного материала, который позволил бы обучающему сформулировать данные воспитательные задачи. Ясное представление каждым обучающим воспитательных возможностей своей учебной дисциплины, осознание личной ответственности не только за обучение, но и воспитание обучающихся - таково первое условие реализации воспитательной функции преподаваемой учебной дисциплины. Основными причинами, вызывающими сложность правильно сформулировать задачи патриотического воспитания обучающихся педагогическими работниками, являются:
- недостаточная подготовленность обучающего, как воспитателя, в технолого-педагогическом отношении;
- отсутствие необходимой установки, способствующей определению воспитательных задач патриотического воспитания;
- слабое знание индивидуальных особенностей обучающихся.
В ходе определения воспитательных задач патриотического воспитания обучающему важно учесть все стороны формирования личности обучающегося, спроектировать его воспитание на весь период обучения: на год, семестр, на время изучения темы, наконец, на отдельное занятие, практическую отработку учебного материала. При этом обязательно необходимо учитывать будущую специальность обучающихся. Подобные конкретные целевые установки придают учебным занятиям соответствующую направленность, способствуют формированию у обучающихся активности в овладении учебным материалом, выработке у них, интересующих нас, качеств патриота Отечества. В процессе подготовки к занятиям обучающий обязан знать и учитывать основные мировоззренческие, социальные, нравственные, эстетические идеи и проблемы, которые необходимо ставить и решать в ходе рассмотрения конкретных тем и разделов учебной программы. В частности, когда ставится вопрос о воспитании у обучающихся патриотических чувств, необходимо говорить не о планировании, а о своеобразном педагогическом предвидении обучающего, где и каким образом он намерен показать, довести до сознания обучающихся конкретную идею.
Однако такой подход к воспитанию патриотических чувств обеспечивается тогда, когда обучающий хорошо, всесторонне знает особенности обучающихся, их потребности, мотивы и устремления, интересы, взгляды и убеждения, систему личностных отношений и т.д. Успех патриотического воспитания в процессе обучения зависит от того, в какой мере обучающему удается учесть все факторы при проведении каждого учебного занятия. Ни какие средства педагогического воздействия не принесут желаемого результата, если обучающийся останется равнодушным, пассивным, если у него отсутствуют положительные мотивы учения, интерес к нему, если нет атмосферы эмоционального подъема в познавательной деятельности [8].
Практика показывает, что более высоких результатов в своей педагогической деятельности, по формированию патриотических чувств добиваются
обучающие, которые стремятся в процессе проведения учебных занятий вызвать у обучающихся необходимые эмоциональные переживания, несущие в себе воспитательные функции. Фактический материал (исторические примеры, эпизоды, события) ими излагается выразительно, эмоционально, тем самым преследуется передача не только знаний, но и эмоционального подъема и состояний. Такой подход к изложению учебного материала не останется без внимания: среди обучающихся это создаст предпосылку направленности на получение знаний. Пусть это чувство появится не у всех и будет неосознанным, а в ближайшее время и угаснет, не получив должной деятельностной поддержки, но это посеет то зерно, которое в последствии прорастет молодой порослью патриотических чувств, необходимых гражданину своего Отечества [10].
В данном случае педагогический успех будет зависеть от того, как часто психофизиологические рефлексы объекта воспитания будут получать соответствующие эмоционально-мотивационные импульсы, побуждающие его к самообразованию и, как следствие, к самовоспитанию. Задача состоит в том, чтобы на каждом занятии создать правильную систему отношений, формирующую направления патриотической деятельности каждого обучающегося. Справедливо утверждение, что для того чтобы занятия воспитывали, должно быть воспитано отношение к самим занятиям. Когда изложение нового учебного материала начинается не с организации «живого созерцания», а прямо с информации о понятиях, категориях изучаемого предмета, это чревато формальным усвоением знаний. Павлов И.П. подчеркивал, что «... человек будет пользоваться второй сигнальной системой эффективно до тех пор, пока она постоянно и правильно соотносится с первой сигнальной системой...». В ходе осмысления происходит все более глубокое отражение существующих черт, содержания изучаемых явлений, благодаря чему основные понятия становятся богаче и содержательней [6].
Учет учебно-воспитательных особенностей учебных дисциплин положительно сказывается на возможности патриотического воспитания обучающихся в процессе их изучения. К основным особенностям такого рода относятся:
1. Возможность непосредственного и активного влияния на профессиональную направленность обучающихся. Чем глубже и устойчивее профессиональная направленность обучающегося, тем выше его показатели в учебе и воспитании.
2. Расширение интеллектуального, социального кругозора, введение творческого начала в процесс изучения дисциплин, поощрение и стимулирование творческих усилий каждого обучающегося, что влечет за собой формирование у обучающихся привычек поведения, то есть способствует решению важных воспитательных задач.
3. Наличие связи учебного содержания дисциплин с жизнью, практикой, задачами хозяйственного и культурного строительства, профессиональной деятельностью будущего специалиста. Практика, опыт, накапливаемый в процессе обучения, делают более понятными и значимыми теоретические положения, формируют навыки и умения не только профессионального, но и морального плана.
4. Связь теории с практикой в каждой учебной дисциплине и по каждой теме осуществляется своеобразно. Связь содержания дисциплин с практикой предусматривает необходимость глубокой методической продуманности для каждого раздела, темы занятия, наличие разумного объема и логической границы.
5. Наличие межпредметных связей и их учет, исключающий дублирование в изучении учебного материала. Совокупность, помогающая понять существующие реальные связи между различными явлениями и темами, помогающая выработать цельное материалистическое мировоззрение.
6. Объективность и научность изложения материала учебной дисциплины. Обучающему важно всегда руководствоваться объективным содержанием своей учебной дисциплины. «Преподаватель, как гражданин, должен всегда помнить, что от него требуют не только правду, но всю правду и ничего кроме правды».
7. Последовательность в изучении общенаучных дисциплин. Определение оптимальной последовательности в изучении различных учебных дисциплин формирует у обучающихся убеждение в том, что переход от одной учебной дисциплины к другой и сама последовательность этого перехода - дело не случайное, а закономерное, необходимое. В результате этого вырабатывается соответствующее отношение к каждому предмету изучения как к необходимой частичке системы научных знаний, без которых не может быть специалиста высокого класса.
8. Обеспечение профилирования преподавания, учет профессиональной направленности образовательной организации. Качественное использование вышеуказанных условий зависит от правильности выбора методологических путей решения учебно-воспитательных задач обучения [3].
Изначальное, внутреннее принятие идей учебной дисциплины обучающимися превращает эти идеи в сильнейшие мотивы целенаправленной деятельности и устойчивого поведения человека в самых сложных условиях профессиональной деятельности. В связи с этим целесообразно рассмотреть внутренние воспитательные резервы учебной дисциплины, способствующие формированию у обучающихся высоких личностных качеств патриота своего Отечества.
Системой знаний о приоритете научных открытий, изобретений и их применении подчеркивается важность не столько того, кто «первый открыл», сколько совокупности знаний и традиций в науке нашей страны, ее производственных возможностей. Воспринимая эти факты и делая выводы из них, обучающиеся не только узнают прошлое, но и видят тенденции развития науки и техники в будущем, что убеждает их в справедливости положения о преемственности в развитии науки и техники.
Дисциплины по профессиональной специализации способствуют развитию умственных способностей у обучающихся. В ходе занятий обучающиеся вырабатывают привычки обосновывать решения и действия, аргументированными расчетами формировать свои взгляды на многие качества, относящиеся к нравственности: организованность, ответственность, добросовестность, аккуратность и т.п. Подчеркивая огромную значимость этой проблемы сегодня, можно сказать, что само призвание высоко подготовленного специалиста, особенно в современных условиях, требует умения действовать не только решительно, смело, мужественно, но и хладнокровно в любой, самой критической обстановке. Очень важно, для молодого человека, закалять себя не только в морально-психологическом плане, но и воспитывать в себе высокие патриотические качества.
Изучение дисциплин профессиональной специализации способствует укреплению содружества с людьми проживающими в странах ближнего и дальнего зарубежья, подчеркивая, что в процессе общения людей разных национальностей - нет границ. При такой постановке вопроса обучающиеся осознают необходимость развития в себе качеств интернационалиста, воспитывают элементы толерантности в межнациональном общении [7].
А процессе изучения событий мировых войн, боевых действий в локальных войнах и вооруженных конфликтах у обучающихся воспитываются такие общечеловеческие качества, как непримиримость к врагам Отечества, жгучая ненависть к поджигателям войн. Говоря о количестве жертв, можно и нужно показать, что большую часть этих жертв составляет мирное население, указать на бесчинства бандитов и террористов, хладнокровно убивающих мирное население, стремящихся любой ценой достичь своих черных целей. Использование ими античеловеческих, антигуманных средств и методов войны должно воспитывать по отношению к ним ненависть и непримиримость. Такие методы использования содержания изучаемых дисциплин воспитывают у обучающихся непринятие любых фактов проявления антигуманности и античеловечности, формируя одновременно нравственные стимулы для развития высоких моральных качеств.
Специфика воздействия содержания дисциплин профессиональной специализации на патриотическое воспитание обучающихся состоит в том, что это влияние осуществляется через формирование мировоззрения, ибо от системы взглядов, идейных позиций обучающегося зависит и его отношение к существующим патриотическим нормам и ценностям.
Таким образом, комплекс учебных дисциплин, изучаемых в образовательных организациях, располагает большими возможностями для успешного осуществления всестороннего развития обучающихся. В то же время ни одна учебная дисциплина, или даже их группа, взятая изолированно от других учебных дисциплин, не может решать воспитательные задачи всего диапазона. Всестороннее развитие обучающегося достигается использованием воспитательного влияния всего комплекса, изучаемых в образовательной организации учебных дисциплин.
Основными направлениями эффективного использования дисциплин профессиональной специализации, по развитию патриотических качеств обучающихся в ходе учебного процесса в образовательных организациях Российской Федерации, являются:
- информирование обучающихся об общественных запросах и требованиях к их профессиональному уровню подготовки и патриотическому облику;
- рост морального духа обучающихся в процессе пропаганды героического прошлого России, подвигов многонационального народа ее населяющего, славных традиций и великих побед ее Вооруженных сил;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, развития у них чувства гордости быть гражданином Российской Федерации, веры в свое Отечество, любви к своей профессии;
- стимулирование потребности обучающихся в моральном самосовершенствовании;
- организация целенаправленной патриотической деятельности обучающихся, в результате которой происходит процесс формирования, осознания и переживания личного смысла принципов морали и норм, помогающих предотвращать отрицательные поступки и действия, формировать чувства патриота, такие как: честь, достоинство, ответственность, доблесть, гордость и долг;
- использование в воспитательных целях всего потенциала различных видов деятельности обучающихся;
- изучение и учет индивидуальных особенностей обучающихся в целях их воспитания, использование в этих целях мнения коллектива;
- использование духовно-патриотического потенциала общественных организаций в целях воспитания патриотических чувств у обучающихся [9].
Но только ли в виде активного участия в процессе обучения учебным дисциплинам у обучающего есть возможность применять свои знания и умения по патриотическому воспитанию обучающихся? Это далеко не так. В рамках системы воспитания патриотических чувств у обучающихся помимо проведения занятий, обучающие могут оказывать воспитывающее воздействие на обучающихся, принимая активное участие в мероприятиях, проводимых кафед-
рой в масштабах данного педагогического коллектива и образовательной организации в целом, обучающий имеет возможность быть «не выключенным» из рассматриваемого нами учебно-воспитательного процесса, а наоборот, он остается «на ее острие», находится в гуще событий. Эти мероприятия могут быть различными, но наибольшего внимания заслуживают такие, как:
- анализ теоретических возможностей по развитию личностных патриотических качеств обучающегося на фактическом учебном материале;
- актуализация теоретического учебного материала патриотического содержания с учетом обстановки сегодняшнего дня, с опорой на нравственность и патриотизм;
- опора, в процессе преподавания, на результаты психологических и социологических исследований;
- изучение отзывов, поступающих на выпускников образовательной организации, с последующим анализом их результатов;
- создание направленности всего материала изучаемой дисциплины на изучение актуальных вопросов патриотического воспитания;
- выделение ведущих воспитательных идей в каждой теме учебной дисциплины и определенное структурирование вокруг них учебного материала;
- включение в тематику рефератов, докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ по данной проблеме, с привлечением для этого как специального материала, так и методологического решения по проблеме;
- внесение соответствующих изменений в тематические планы кафедры, нацеленных на повышение патриотического воспитания в ходе изучения дисциплин профессиональной специализации;
- активное включение воспитательных патриотических целей в изложение учебного материала;
- написание учебных пособий, соответствующих данной проблематике в контексте изучения дисциплин профессиональной специализации [1].
Кафедры должны быть аккумулирующим звеном в любой работе, являясь активными участниками патриотического воспитания обучающихся. Эта работа может активно проводится через образовательный процесс:
- в дни знаменательных дат на занятиях целесообразно упомянуть об этом, связав с учебным материалом;
- для самостоятельной работы информировать обучающихся о дополнительных источниках литературы, несущих в себе информацию воспитательного характера;
- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся;
- организация и проведение научных и прикладных конференций с включением в их программу вопросов патриотической тематики, с активным привлечением к их проведению обучающихся;
- организация деятельности секций и научных кружков, уделяющих особое внимание патриотическому воспитанию;
- обобщение опыта хозяйственного и культурного развития местных районов (областей, отдельных предприятий, хозяйств, групп людей или даже одного человека), опыта жизни предприятий, где им предстоит трудится после окончания образовательной организации, с целью использования информационно-наглядного потенциала данного материала в воспитательных целях [5].
В часы информационно-воспитательной и самостоятельной работы на кафедре (в рамках кураторства), целесообразно организовывать следующие мероприятия патриотической направленности:
- проведение экскурсий на крупные промышленные предприятия и в историко-краеведческие музеи, а также посещение художественных выставок, концертных залов и театров;
- проведение, по интересующим обучающихся темам, дополнительных занятий (бесед, диспутов, викторин, конкурсов);
- организация встреч с людьми области, города, образовательной организации, связанными с интересующей нас дополнительной информацией по изучению дисциплин профессиональной специализации, например ветеранами труда. Их рассказы о трудностях будущей профессии окажут положительное влияние на возникновение и развитие патриотических качеств обучающихся [2].
В рамках мероприятий в масштабе образовательной организации обучающие вместе со своими обучающимися могут принимать активное участие в мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи, таких как:
- подготовка и проведение обучающими образовательной организации бесед по нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения в школах и колледжах города;
- участие в подготовке и проведении спортивных соревнований и игр «Зарница»;
- шефство над общеобразовательными школами и детскими домами со стороны обучающихся образовательной организации, под руководством преподавателей-кураторов;
- оказание помощи в создании и организации работы комнат боевой славы и музеев, в образовательной организации;
- организация патриотических, поисковых кружков с максимальным привлечением всех желающих;
- проведение дней открытых дверей, когда обучающиеся в роли экскурсоводов сами рассказывают абитуриентам о расположении об-
разовательной организации, отвечают на волнующие вопросы со стороны молодежи;
- активное участие в проведении дней донора в образовательной организации. Ведь при правильном морально-нравственном обеспечении проведения этих дней обучающиеся, принявшие участие в таком мероприятии, считает себя соучастником, причастным к социально-полезному делу общегосударственной важности;
- пропаганда героических традиций России, ее Вооруженных сил и Военно-Морского флота оказывает на обучающихся большое воспитательное значение. Развитие темы традиций и обычаев многонациональных народов, проживающих в Российской Федерации, их изучение, в наше время, несет в себе огромный положительный потенциал, влияющий на духовно-патриотическое и гражданское обогащение обучающихся образовательных организаций [12].
В образовательных организациях Российской Федерации существует институт кураторства. Обучающие преподаватели кафедр активно работают в этом важном направлении практического воспитания обучающихся, являются кураторами учебных групп. Для этой работы, как правило, привлекаются опытные педагоги, имеющие большой жизненный и педагогический опыт, являющиеся образцом и примером в повседневной жизни, имеющие вкус к воспитательной работе. Они работают в тесном контакте с отделами воспитательной работы образовательных организаций. Эта работа строится по личному желанию обучающих преподавателей, что положительно сказывается на обучающихся.
Большое значение в вопросе патриотического воспитания обучающихся занимает работа по размещению наглядной агитации на кафедрах. Дело необходимо организовывать так, чтобы, неся в себе познавательную информацию и эстетический смысл, данная настенная продукция на подсознательном уровне порождала и закрепляла чувства воспитательного характера. Побуждение обучающихся к необходимости соответствующего поведения создает предпосылки к более устойчивой по времени и действенной по силе влияния на психику личности мотивации.
Важное значение в деле патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций играют организации встреч с ветеранами войн, труда и боевых действий, которые дают большой положительный эффект. Их рассказы о боях, оказывают положительный эффект на морально-психологическое состояние обучающихся.
Для расширения содержания и влияния на патриотическое воспитание, обучающихся образовательных организаций, преподаваемых учебных дисциплин профессиональной специализации, целесообразно использовать все формы учебной и внеучебной работы кафедр:
- проведение научно-исследовательских и диссертационных работ по данной проблематике;
- обмен опытом по данной теме в рамках межвузовских и региональных научно-практических конференций;
- приглашение ведущих специалистов по данной проблеме на семинары (в рамках методической работы) и внутривузовские конференции;
- участие обучающих преподавателей дисциплин профессиональной специализации в решении комплексных тем, создании комплексных трудов образовательной организации, отражающих вопросы данной тематики;
- проведение межкафедральных семинаров и совещаний по данной тематике и т.д. [11].
Реализация комплекса перечисленных мероприятий способствует тому, что обучающие в процессе преподавания материала учебных дисциплин не только активно влияют на патриотическое воспитание обучающихся, но и сами расширяют свои знания в этой области, овладевают поистине научными методами решения данной проблемы. С их стороны наблюдается укрепление и развитие методологических знаний по данной проблеме, активное формирование научного мировоззрения, способствующего творческому подходу к делу патриотического воспитания обучающихся образовательных организаций Российской Федерации.
Список литературы:
1. Блинов В.И., Виненко В.Г., Сергеев С.И. Методика преподавания в высшей школе: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2015. - 315 с.
2. Бугорина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. - СПб.: КАРО, 2004. - 224 с.
3. Быкова А.К., Лутовинова В.И. Российский патриотизм. Истоки. содержание, воспитание в современных условиях. - М.: Планета, 2010. - 336 с.
4. Гагарин А.В. Психология и педагогика высшей школы. - М.: МЭИ, 2010. - 240 с.
5. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания. - М.: Высшая школа, 2009. - 256 с.
6. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. - М.: Юнита-Дана, 2012. -448 с
7. Гурьев М.Е. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений в процессе обучения в вузах МВД. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования. Межвузовская научно-практическая конференция. - Калининград, 2013. - С. 32-39.
8. Золотарев В.А. Патриотизм - один из решающих факторов безопасности Российского государства. - М.: Институт российской истории РАН, 2006. - 304 с.
9. Олейников В.С., Хальзов В.И., Душкин А.С. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Под общ. ред. В.Я. Слепова. - СПб.: СПбУМВД России, 2014. - 136 с.
10. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы. - М.: МГТУ им. Н.Э.Баумана, 2014. - 424 с.
11. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы: учебник. -Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 624 с.
12. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - М.: Логос, 2014. - 448 с.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ЭВМ» НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВАХ
© Журавлёв С.В.*
Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
Статья посвящена описанию экспериментального исследования, которое проводилось с целью подтверждения эффективности методики обучения студентов дисциплине «Практикум по решению задач на ЭВМ» на компетентностной и информационно-деятельностной основах. Указаны цель и задачи эксперимента, кратко описаны его этапы. После описания каждого этапа приводятся результаты проверки знаний студентов экспериментальной и контрольной групп. В конце подведён общий итог исследования.
Ключевые слова компетентностный подход, информационный подход, деятельностный подход, методы обучения решению задач на ЭВМ, экспериментальное исследование, результаты опытно-экспериментальной работы.
Дисциплина «Практикум по решению задач на ЭВМ» занимает важное место в обучении студентов педагогического вуза среди дисциплин информационного цикла, т.к. требует от обучающихся не только знаний по программному обеспечению и программированию, но и владения математическим аппаратом [1]. Т.е. данная дисциплина ставит своей целью научить студентов применять приобретённые ранее знания, умения и навыки в различных ситуациях, тем самым оказывая существенное влияние на формирование профессиональной компетентности будущего учителя информатики.
* Ассистент кафедры Теории и методики преподавания информатики.