Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 3 (51), с. 99-106
99
УДК 316
ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ (НА МАТЕРИАЛАХ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
© 2018 г. М.Т. Полывянная, И.Н. Смирнова
Полывянная Марина Тимофеевна, к.соц.н.; заведующая кафедрой педагогики и психологии Института развития образования Ивановской области lobach.63@mail.ru
Смирнова Инна Николаевна, к.соц.н.; доцент кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета kodina_inna@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.06.2018 Статья принята к публикации 17.07.2018
Цель статьи - социологический анализ структуры и особенностей детско-родительских отношений в современной российской семье. При разработке инструментария использован трехкомпонентный подход к исследованию детско-родительских отношений. На основе данных авторского социологического исследования изучен взгляд родителей и детей на характер детско-родительских отношений, на особенности протекания конфликтов и возможности их преодоления, на виды насилия в современной семье, а также на потребности современной семьи в оказании различных видов помощи. Проанализированы особенности детско-родительских отношений в семьях разного материального достатка, уровня образования, состава, возраста семьи. Обосновывается необходимость разработки программы по укреплению детско-родительских отношений.
Ключевые слова: семья, детско-родительские отношения, родительские установки, дети.
Введение
Семья принадлежит к важнейшим общественным институтам, являясь посредником между личностью и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. Семье отводится основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов подрастающего поколения. В статье 44 закона РФ «Об образовании» отмечается: «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» [1].
Для всестороннего развития ребенка в семье должны складываться благоприятные условия. Во многом эти условия определяются характером сложившихся в семье детско-родительских отношений.
Проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Воспитание как фактор, детерминирующий возникновение девиантного поведения у детей, подробно изучен в психологических и медицинских работах В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, А.Я. Варга, Л.А. Николаевой, Э.Г. Эйдемилле-ра и др. [2-5]. Социологические аспекты детско-родительских отношений рассмотрены в
трудах О.В. Бессчётновой, Е.Н. Васильевой и Н.Ю. Ярыгиной, Т.А. Гурко, Л.В. Карцевой, И.Н. Кириленко, А.И. Санниковой и Н.В. Редь-киной, З.Х. Саралиевой и Е.Е. Кутявиной [612]. Ученые неоднократно отмечали их противоречивый характер: с одной стороны, главной характеристикой родительского отношения к ребенку является любовь, а с другой -присутствует требовательность и контроль родителей. Чтобы выйти из обозначенного противоречия, необходима «определенная «родительская компетентность», включающая семейные ценности, установки и ожидания родителей, родительскую позицию и родительские отношения, родительские чувства и меру ответственности, стиль семейного воспитания» [13].
В современных условиях семья существенно меняется. Становятся иными экономические условия ее жизни, система норм и семейных ценностей, преобразуются межпоколенные родственные связи, изменяется ролевое поведение мужчин и женщин в семье. Все это не может не отразиться на характере детско-родительского общения, воспитательном потенциале семьи.
Социологическое исследование на тему «Дет-ско-родительские отношения в семье» было проведено в январе - феврале 2017 г. и включало исследование следующих индикаторов: характер детско-родительских отношений в семье; конфликты в семье и возможности их преодоления; виды насилия в современной семье; ана-
Рис. 1. Наиболее важные права и обязанности по отношению к ребенку (по мнению родителей и детей), и=225, %
лиз потребностей современной семьи в оказании помощи.
Объектом исследования стали семьи Ивановской области, имеющие детей в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие на территории региона. Методом персонального (личного) анкетирования было опрошено 225 человек (ошибка выборки составила 7%; р = 0.90). В социологическом опросе приняли участие 73 жителя г. Иванова, 74 чел. из районных городов Ивановской области, 78 чел. из сельской местности. В рамках используемой квотно-случайной модели выборки было сформировано распределение респондентов по территориальному, социально-ролевому и тендерному признакам. Для проведения сравнительного анализа специфики представлений о детско-родительских отношениях были учтены мнения 110 подростков из полных (#=50) и неполных семей (#=60), а также мнения их 115 родителей, воспитывающих детей с мужем/женой (#=55) и в одиночку (#=60). Средний возраст родителей составил 41.4 лет, средний возраст детей -13.6 лет.
Детско-родительские отношения в семье: структуры и роли
Детско-родительские отношения составляют важнейший индикатор семейных отношений и могут рассматриваться как «непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения» [14]. Как правило, в структуре детско-родительских отношений выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Эмоциональный компонент - это преобладающий эмоциональный фон взаимодействия родителя и ребенка, эмоциональная оценка родителем себя и образа своего ребенка. Когнитивный компонент проявляется в определен-
ных представлениях родителя и ребенка о том, какими должны быть детско-родительские отношения, каковы их проявления и способы вы-р ажения. Поведенческий компонент затрагивает конкретные действия, реакции и поступки родителей и детей [15].
Главным элементом в структуре детско-родительских отношений являются родительские установки. Идентифицировать преобладающие типы родительских установок можно по тем правам и обязанностям, которые родители считают доминирующими по отношению к своим детям, особенностям проведения свободного времени с детьми, моделям поведения в конфликтной ситуации. Большая часть респондентов (как родителей, так и детей), отвечая на вопрос: «Какие из перечисленных прав и обязанностей кажутся Вам наиболее важными по отношению к своему ребенку?» - выбрали ответ «дать хорошее образование» (рис. 1).
На открытый вопрос: «Какой помощи дети ожидают получить от родителей?» - респонденты-дети также ответили «помощь в обучении» (37.1%). В итоге воспроизводится модель «что дают родители - в том и нуждаются дети». Тем не менее 21.4% хотели бы получать дружескую поддержку от родителей, общение с ними. Самым же распространенным ответом родителей был абстрактный - «оказать любую помощь». Таким образом, четко прослеживается приоритет «учебы» в детско-родительских отношениях. Данная тенденция фиксируется и в специфике проведения свободного времени родителей с детьми.
Досуг является механизмом реализации не только рекреационной функции семьи, но и психотерапевтической, направленной на создание благоприятного климата в семье, способствующей снятию напряжения и самосохранению.
Рис. 2. Количество свободного времени, проводимого родителями с детьми (по мнению родителей и детей), и=225, %
Рис. 3. Формы проведения семейного досуга в оценках родителей и детей, и=225, %
(вопрос множественный)
По результатам ответов респондентов, родители подавляющую часть своего свободного времени проводят с детьми. Но данные исследования иллюстрируют следующую тенденцию: родители «завышают» количество времени, которое они проводят с детьми (рис. 2). Значительно больше свободного времени проводят с детьми в полных семьях, что объясняется необходимостью родителей неполных семей больше отводить времени на обеспечение материального благополучия семьи.
В ходе исследования были определены наиболее распространенные формы проведения досуга родителей с детьми (рис. 3). Самыми распространенными формами, по мнению детей и родителей, являются: работа по дому, подготовка к урокам, просмотр ТУ, работа на компьютере. Можно ли работу по дому и подготовку к урокам считать досугом? Чтение книг, занятия на общее развитие, посещение театра заняли
самые нижние позиции. По результатам опроса, формы проведения свободного времени большинства респондентов ограничены «домашней» направленностью, характеризующейся эмоциональной и социальной обедненностью.
Между тем детство - это особый этап развития ребенка, характеризующийся формированием психологических качеств, открытием мира, о чем родители забывают [16]. Такой тип досуга не дает также возможности полностью восстановиться после трудового дня, недели. Кроме того, по результатам исследования, большинство конфликтов детей и родителей связано с невыполнением домашних обязательств и успеваемостью в школе.
«Домашний» и «традиционный» тип досуга, в целом, характерен для России и, как видно из исследования, продолжает транслироваться родителями своим детям. Такой тип досуга полностью устраивает 61.1% респондентов-детей и частично устраивает 78.2% респондентов-родителей.
Таблица 1
Частота возникновения конфликтов в семье, по мнению родителей и детей, %
Частота возникновения конфликтов в семье Дети Родители
постоянно 1.0 -
часто 21.0 12.9
редко 63.0 75.8
никогда 13.0 7.3
затрудняюсь ответить 2.0 4.0
Итого 100.0 100.0
Таким образом, прослеживается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов личностного развития ребенка. Семейное воспитание подменяется организацией подготовки к школе. В этих условиях родители, не владея в достаточной мере знанием особенностей возрастных этапов детства, забывают об эмоциональной составляющей воспитания и детско-родительских отношений.
Семейные конфликты: гендерное измерение
Изменения, происходящие в современном российском обществе и семье, требуют новых, адекватных подходов к исследованию и урегулированию семейных конфликтов как актуальной социальной проблемы [10]. При этом важной научно-практической задачей является профилактика и урегулирование гендерных и межпоколенных конфликтов в семье.
Под семейным конфликтом понимаются определенные отношения между членами семьи, порожденные противоречиями ее развития и функционирования как системы, посредством которых они разрешаются. У взрослых и детей разные ощущения, связанные с ситуацией конфликта. Подростки болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны преувеличивать значение разногласий и определяют их как конфликт. Соответственно, они начинают вести себя враждебно по отношению к родителям. В то же время родители не считают небольшие разногласия серьезным конфликтом.
Надо отметить, что и родители (75.8%), и дети (63%) единодушно ответили, что конфликты в семье бывают редко (табл. 1.). Однако 21% опрошенных детей отметили, что конфликты в семье бывают часто, в то время как родителей, выбравших эту же позицию, почти в два раза меньше - 12.9%. Это говорит о том, что родители замалчивают происходящие конфликты, в то время как дети более откровенны в своих ответах. Каждый второй респондент-ребенок и более половины респондентов-родителей виновниками конфликтов назвали детей.
Среди основных поводов для конфликтов в ответах родителей доминируют такие причины, как невыполнение домашних обязанностей, излишнее время, потраченное на компьютерные игры. Довольно большой процент родителей дали ответ «другое» без пояснений. В ответах детей чаще встречаются причины, связанные с плохой успеваемостью в школе, неуважительное отношение к взрослым членам семьи, плохая компания (рис. 4).
Исследование показало разрыв в ответах детей и родителей по видам наказания. Так, родители среди распространенных мер, используемых ими в качестве наказания, назвали, помимо выговора в резкой форме, лишение материальной помощи. Дети же особенно ощущают на себе не такие виды наказания, как лишение их материальной поддержки, а отказ в общении с ними близких, запрещение общаться с друзьями, т.е. связанные с эмоциональной стороной отношений.
Сравнительный анализ показывает, что чаще наказание в виде отказа от общения встречается в неполных семьях (табл. 2).
Исследование позволило проследить трансляцию гендерных стереотипов при использовании различных видов наказаний сыновей и дочерей отцами и матерями. Так, матери чаще используют такие виды наказаний, как выговор в резкой форме, загрузка работой по дому, ограничение развлечений. Отцы употребляют телесные наказания, лишают материальной поддержки, ограничивают общение с другими людьми.
Полученные данные коррелируют и с ответами детей. Так, девочки прежде всего ощущают на себе наказание в виде выговора в резкой форме, а мальчики - в ограничении развлечений. Кроме того, ответы и родителей, и детей характеризуют еще одну тенденцию: девочек наказывают строже, применяя всевозможные виды наказаний, в том числе и телесные. Однако ответы родителей тенденцию использования телесных наказаний в воспитательном процессе замалчивают. Таким образом, можно наблюдать воспроизводство одинаковых моделей наказаний в различных поколениях мужчин и женщин.
Рис. 4. Основные причины семейных конфликтов в оценках детей и родителей, и=225, %
Таблица 2
Виды наказания, используемые родителями в качестве воспитательных мер, в оценках родителей и детей в полных и неполных семьях, и=225, %
Виды наказаний Тип семьи
Полная Неполная
Родители Дети Родители Дети
выговор в резкой форме (крик, ругань, оскорбления и пр.) 45.1 49.4 27.8 37.5
отказ в общении с родителями 3.9 7.2 5.6 43.8
тяжелые телесные наказания 2.0 2.4 - -
легкие телесные наказания 12.7 3.6 11.1 -
ограничение общения с другими людьми 13.7 8.4 38.9 25.0
загрузка работой по дому 5.9 14.5 - 25.0
лишение материальной поддержки 62.7 3.6 16.7 18.8
ограничение развлечений 45.1 50.6 27.8 31.3
Многочисленные социологические исследования фиксируют тенденции воспроизводства воспитательных стереотипов не только в отношении физического, но и психологического насилия в семье. Особо актуальными формами такого насилия становятся все учащающиеся случаи биллинга, моббинга и кибербул-линга в детской среде [17]. Насмешки и издевательства над детьми с физическими изъянами, игнорирование, подножки, угрозы, срыв обучения, высмеивание внешнего вида как лично в глаза ребенку, так и посредством электронных средств связи - все это формы моб-бинга и кибербуллинга.
В ходе исследования рассматривалась также модель поведения родителей в том случае, если они неправы или конфликт произошел по их вине. Чуть больше 50% респондентов-родителей
извиняются перед ребенком, если бывают неправы. Каждый третий респондент-ребенок отметил, что родители признают свою неправоту, но каждый пятый считает, что родители не извиняются никогда.
Особое внимание в исследовании было уделено также физическим наказаниям. На прямой вопрос о том, применяют ли родители физические наказания, лишь 3.2% детей ответили утвердительно. В то же время 6.8% родителей отметили, что применяют физическое воздействие по отношению к своим детям. Однако вопрос физических наказаний в семье остается достаточно деликатным, и для его изучения требуются специальные осторожно заданные вопросы.
Вопрос о моделях поведения в семье в условиях конфликта особенно актуален в связи со
Таблица 3
Виды насилия в семье в оценках детей и родителей, 11=225, %_
Виды насилия Дети Родители
Экономическое насилие (утаивание доходов, трата денег, контроль расходов) 1.0 2.5
Психологическое насилие (оскорбления, угрозы) 11.0 7.4
Физическое насилие 4.0 2.5
Идеологическое насилие (религиозное, политическое и пр.) 1.0 0.8
Никогда не подвергались 83.0 86.8
Итого 100 100
стрессогенным ритмом жизни, сопровождающимся чрезмерным напряжением на работе, в школе. Это не может не отражаться на характере детско-родительских отношений, на моделях поведения членов семьи, особенно в ситуации конфликта.
Насилие в семье
Домашнее насилие - это комплексная социальная проблема, решение которой во многом зависит от социальной политики государства. Одна из главных особенностей насилия в семье состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты. Это важнейшее отличие домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье [18].
Следует отметить, что в случаях домашнего насилия особые переживания испытывают дети, которые могут выступать и в качестве жертвы насилия, и в качестве свидетеля. Реакции детей на насилие различаются в зависимости от их возраста, пола и социальной поддержки, которая им предоставляется или может быть предоставлена потенциально.
Взрослые и дети не всегда оценивают то, что с ними происходит, как насилие. Несмотря на то, что с открытыми формами насилия к психологам обращаются редко, закрытых форм насилия, открывающихся в процессе психологических приемов, достаточно много. Во многих случаях определенные действия не воспринимаются как насилие, так как существуют традиционные взгляды на воспитание: «Отец родной -дитя не забьет», «Когда бьют по попе, идет в голову».
По результатам исследования, 14% респондентов-детей и 11.5% респондентов-родителей подвергались различным видам насилия в семье. Такие данные позволили получить специально заданные вопросы не о самом факте насилия в семье (на прямой вопрос мы получили ответы не более 4% опрошенных), а о видах насилия, с которыми встречались респонденты. Этот вопрос позволил детям и родителям увидеть, что к насилию относятся не только факты физических наказаний, но и психологическое и идеологическое давление, экономиче-
ские действия и психологические угрозы и оскорбления. Таким образом, традиционное понимание насилия как применения физических действий доминирует среди опрошенных и детей, и родителей.
Исследование показало, что доминирующей формой насилия является психологическое (рис. 5). В большей степени данному виду насилия подвергаются дети в неполных семьях (18.8%). Психологическое насилие может проявляться в открытом неприятии и постоянной критике ребёнка; в угрозах в адрес ребёнка, в словесной форме; в оскорблениях и унижениях достоинства; в преднамеренной физической или социальной изоляции ребёнка; в предъявлении ребёнку требований, не соответствующих возрасту и возможностям, и др. [19].
Исследование показало, что с увеличением возраста опрошенных детей все более распространенным становится психологическое насилие. Так, к первому курсу начального профессионального образования с психологическим насилием сталкивался каждый пятый опрошенный ребенок. Особо отметим, что «пик» применения различных видов насилия по отношению к детям приходится на старшеклассников. Они знакомы со всеми видами насилия в семье.
Молодым семьям в большей степени свойственно экономическое насилие, поскольку материальный фактор в таких семьях, как правило, доминирует. В свою очередь, более «зрелые» семьи сталкивались со всеми видами насилия. Исследование показало, что семья на современном этапе остается закрытой системой, в силу сложившихся культурно-исторических традиций. Установку на закрытость подтверждает устное народное творчество: сор из избы не выноси. Если ребенок, при своей открытости к миру, рассказывает что-то негативное о своей семье кому-то из посторонних взрослых (воспитатель, учитель, соседи), то дома он подвергнется наказанию со стороны родителей или осуждению. Таким образом ребенок усваивает, что данные границы нарушать нельзя. Следовательно, формируется модель закрытой системы. Эту модель повзрослевший ребенок переносит в свою будущую семью [20].
Рис.
5. Ответы детей на вопрос о том, какому виду насилия они подвергались, в зависимости от типа семьи,
и=225, %
Корреляция по гендерному признаку показала, что мальчики чаще подвергаются разнообразным видам насилия (экономическому, психологическому, идеологическому, физическому). В то же время девочки сильнее ощущают на себе последствия физического и психологического насилия. Чем ниже благосостояние, тем чаще встречается в семье насилие по отношению к взрослым и детям.
По результатам исследования, респонденты, подвергавшиеся насилию, обращались за помощью к близким друзьям и родственникам, респонденты-родители - за анонимной помощью консультанта. Тем не менее подавляющее число опрошенных считают такие обращения бессмысленными и отмечают, что распространяться о таких ситуациях стыдно.
В целом отметим также, что дети в большей степени готовы обращаться в кризисные центры. Это вполне объяснимо: в ситуациях насилия его субъектами выступают самые близкие ребенку люди - родители, вследствие чего снижается уровень доверия к ним детей. А близкие друзья одного с ними возраста не могут изменить ситуацию коренным образом. Мы выяснили, что 49% детей и 40% родителей готовы обратиться за помощью в различные профильные центры защиты. В связи с этой тенденцией необходимо продолжить работу по информированию населения о различных структурах, оказывающих психологическую помощь (например, службах доверия и кризисных центрах).
Выводы и рекомендации
Специфика обозначенных проблем актуализирует разработку программы, предполагающей создание условий для осознания родителями
ценности семьи как «эмоционального тыла» для ребенка [14], укрепления детско-родительских отношений, а не дублирования функций образовательного учреждения, развития социально-педагогической рефлексии родителей. Такая программа была предложена уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области еще в 2011 г., однако не была реализована [21].
Для разработки программы требуется проведение диагностики затруднений родителей в воспитании детей; изучение динамики отношений родителей к применяемым способам общения с ребенком с точки зрения их этичности, возрастной целесообразности; изучение самочувствия родителей в родительской роли, динамики эмоционального самочувствия детей.
Программа поддержки ответственного роди-тельства должна брать свое начало в воспитании родительских установок и развитии материнских и отцовских качеств в подростковом возрасте. Между тем эта тема во многих семьях остается закрытой, родители из-за своих страхов, установок, незнания не могут найти правильные слова объяснения. Потому необходимо внедрять специальные курсы в среднеспециаль-ных учреждениях, в старших классах школ как для девушек, так и для юношей.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 13.03.2018).
2. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. 272 с.
3. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986. 206 с.
4. Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Том 2. Вып. 2. С. 187-192.
5. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия у подростков при неврозоподобных состояниях. М.: Фолиум, 1996. 103 с.
6. Бессчётнова О.В. Детско-родительские отношения в контексте семейного насилия: социологический аспект // Известия ВПГУ. 2009. № 3. С. 79-83.
7. Васильева Е.Н., Ярыгина Н.Ю. Особенности мотивации семейной жизни, обуславливающие ее благополучие // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. № 1. С. 184-189.
8. Гурко Т.А. Жизненные стили российских родителей: динамика, региональные, возрастные и профессиональные особенности // Социологическая наука и социальная практика. 2018. № 2. С. 94-109.
9. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 92-100.
10. Кириленко И.Н. Детско-родительские отношения: гендерный и этнический модусы. М.: Кредо, 2015. 21 2 с.
11. Санникова А.И., Редькина Н.В. Девиантное поведение подростка как следствие конфликтных ситуаций в детско-родительских отношениях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 251-254.
12. Саралиева З.Х., Кутявина Е.Е. Голос детей и детский взгляд на взрослые проблемы // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 70-76.
13. Иневаткина С.Е., Ботова Э.К. Детско-родительс-кие отношения - основной фактор развития ребенка // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 1 (13). С. 53-56.
14. Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 184-191.
15. Рыбакова А.И. Теоретические аспекты детско-родительских отношений: понятие, типы и виды нарушений // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 1 (140). С. 14-21.
16. Попова Л.А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях // Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития: Сб. мат. III Международной научно-практической конференции. Краснодар: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2012. С. 300-303.
17. Воликова С.В., Калинкина В.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного бул-линга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4 (88). С. 138-161.
18. Сошникова И.В., Чупина Г.А. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология. 2010. Вып. 18. № 20. С. 174-188.
19. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.: Психология и педагогика, 1993. 27 с.
20. Сизаева В.Э., Лисинецкая А.А. Проблема дет-ско-родительских отношений и их влияние на представления о своей семье // Наука и современность. 2012. № 15-3. С. 162-166.
21. Отчет Уполномоченного по правам ребенка Ивановской обл. от 03.05.2011 «Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2010 год». URL: http://www.regionz.m/index.php?ds=1185305 (дата обращения: 12.06.2018).
SOME PECULIARITIES OF PARENT-CHILD RELATIONSHIP IN A FAMILY (BASED ON THE MATERIALS OF THE IVANOVO REGION)
M. T. Polyvyannaya1,1.N. Smirnova2
1 Institute of Education Development of the Ivanovo region 2 Ivanovo State University
The article summarizes the results of a sociological analysis of the structure and characteristics of child-parent relations in a modern Russian family. The developed toolkit deals with a three-component approach to the study of child-parent relations. The results of the authors' sociological research are presented. Based on the research data, the parents' and the children's views on the child-parent relations nature, the specific features of the conflicts course as well as the possibilities for overcoming mistrust are revealed. The authors study the types of violence in the modern family and underline the need to provide assistance is such difficult situations. Some features of child-parent relations in families of different material wealth, level of education, composition, and family age are analyzed. The authors substantiate the need to develop a program for strengthening child-parent relations.
Keywords: family, parent-child relationship, parents' attitudes, children.