АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ З.В. Луковцева, О.В. Куракина
Представления воспитателей дошкольного образовательного учреждения о причинах собственного эмоционального выгорания
Луковцева Зоя Вячеславовна - кандидат психологических наук,
доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической
психологии ГБОУ ВПО МГППУ (г. Москва, Россия)
Куракина Олеся Викторовна - магистрант, факультет клинической
и специальной психологии ГБОУ ВПО МГППУ (г. Москва, Россия)
В статье рассматривается проблема эмоционального выгорания воспитателей, которая в настоящее время недостаточно изучена. Наибольшие разногласия сохраняются в отношении вопроса об обстоятельствах, детерминирующих возникновение и протекание синдрома выгорания в данной профессиональной группе. Важным условием успешности мероприятий по профилактике и преодолению выгорания является ясное видение происхождения данного явления целевой группой, то есть самими педагогами ДОУ. Наше эмпирическое исследование позволило выявить представления воспитателей о причинах эмоционального выгорания и описать влияние фактора возраста детей, с которыми работают обследованные, на объективную интенсивность выгорания. Совокупный анализ результатов анкетирования и формализованной диагностики позволил выявить ряд закономерностей. В частности, показано, что наибольшей субъективной значимостью для всех категорий воспитателей обладают эмоциональные, психосоматические и семейные причины выгорания, объективно же наиболее интенсивное выгорание присутствует у работающих с детьми раннего возраста. Полученные данные могут послужить ориентиром при содержательном планировании и осуществлении программ, направленных на профилактику и коррекцию выгорания у воспитателей.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное выгорание воспитателей, причины выгорания.
Preschool Teachers' Views on Factors of their Own Emotional Burnout ZoyaV. Lukovtseva, Ph.D., assistant professor of Clinical and forensic psychology department (Legal psychology faculty) Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia) Olesya V. Kurakina, Undergraduate, Department of Clinical and Special Psychology, Moscow State University of Psychology and Education (Moscow, Russia) The specificity of preschool teachers' burnout is insufficiently studied today. There are many disagreements on the factors that shape and influence burnout in the profession. The understanding of the phenomenon by preschool teachers themselves is the important condition for the success of its prevention and overcoming. The empirical study provides preschool teachers' views on their own burnout. It also showed the correlation between their views on burnout's factors and the age of children with whom they work. The cumulative analysis of the question naire and test results had pointed out several patterns. In particular, emotional, psychosomatic and family causes of burnout are more subjectively important for the preschool teachers. Objectively, the degree of burnout has been most intensive among those who work with toddlers. This data can be used as a the benchmark to plan and implement preventive and correctional programmes of preschool teachers' burnout. Keywords: burnout, preschool teachers' burnout, factors of burnout syndrome.
Введение
Перемены, происходящие в российской системе образования, предъявляют особые требования к качеству психологического сопровождения сотрудников образовательных учреждений. Все большую значимость приобретают расширение и уточнение существующих сведений о выгорании педагогов. Нами будет рассмотрена одна из часто изучаемых в этом аспекте профессиональных групп, - воспитатели дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Охарактеризуем исторические предпосылки изучения выгорания педагогов, а также проблемы, которые можно выделить в соответствующем научно-практическом поле как наиболее острые.
Синдром эмоционального выгорания вошел в круг интересов исследователей в 1970-е гг. Первое описание феноменологии выгорания в контексте психологии «помогающих профессий», опубликованное в 1969 г., принадлежит H.B. Bradley (Попов Ю.В., Кмить К.В., 2012; Орел В.Е., 2014). Однако соответствующий термин в привычном для нас звучании («burnout», выгорание) предложил пятью годами позже Н. Freudenberger, который стал родоначальником клинической трактовки выгорания и выделил эмоциональные, поведенческие, мотивационные и физические симптомы, образующие данный синдром (Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А., 2011; Орел В.Е., 2014). В исследованиях того же времени, выполненных C. Maslach и S.E. Jackson с опорой на концепцию стресса, была разработана структурная модель, объединившая три группы коррелирующих между собой симптомов выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. В 1981 г. упомянутые авторы создали первый инструмент диагностики выгорания MBI (Maslach Burnout Inventory) - опросник, хорошо зарекомендовавший себя и активно применяемый сегодня российскими специалистами (Ермакова Е.В., 2010; Орел В.Е., 2014 и др.).
Особого внимания заслуживает работа американских исследователей Dr. Herbert, J. Freudenberger and G.North (1986), где было впервые введено понятие «женское выгорание» («women's burnout»). Выводя соответствующую феноменологию за пределы профессиональной сферы, авторы подчеркивают, что данный синдром характерен не только для деловых женщин («business women»), но и для других представительниц женского пола (например,
домохозяек). Основная причина специфически женского выгорания обозначена как необходимость балансирования между множеством социальных ролей, что неизбежно приводит к потере энергии, физическому и эмоциональному истощению (Dr.Herbert, J. Freudenberger, G. North, 1986). Авторы указывают на возможность трактовки феномена женского выгорания как:
• состояния, при котором женщина исчерпала свою энергию вследствие перенапряжения;
• результата интенсивного напряжения в связи с добросовестным отношением к другим людям и своим обязанностям, постоянной заботой о других;
• истощения, вызванного чрезмерными требованиями, которые возлагаются на женщину обществом (в том числе семьей, коллективом, друзьями) и современной системой ценностей.
В отечественной психологии изучение синдрома выгорания также приобретает все большую актуальность. Несмотря на существование серьезной теоретико-методологической и методической базы изучения данного явления, вопрос о его сущности и механизмах продолжает оставаться в стадии разработки. Выгорание рассматривается как стресс-синдром (Водопьянова Н.Е., 2011; Орел В.Е., 2014); психологическая защита (Бойко В.В., 1999; Демина Л.Д., Ральникова И.А., 2005 и др.); профессиональная деформация / деструкция (Маркова А.К., 1996; Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2008). Существуют и более мягкие формулировки; так, Т.Г. Неруш и Ю.П. Поваренков (2012) описывают выгорание как относительно самостоятельный феномен, отражающий деструктивную тенденцию профессионального развития личности.
Итак, до сих пор отсутствует ясность относительно самого обозначения соответствующего термина и его однозначной дефиниции. Используя слова «профессиональное выгорание», исследователи подчеркивают, что данный синдром проявляется в профессиональной сфере и связан с отношением человека к работе (Самоукина Н.В., 1999; Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005; Неруш Т.Г, Поварёнков Ю.П., 2012). Термин «психическое выгорание» подчеркивает, что данный феномен относится к сфере психического и проявляется на личностном уровне (Рукавишников А.А., 2001; Орел В.Е., 2014). Термин же «эмоциональное выгорание» акцентирует внимание на эмоци-
ональном истощении как ведущем симптоме в структуре рассматриваемого синдрома (Бойко В.В., 1999; Ронгинская Т.И., 2001; Ску-гаревская М.М., 2008; Лэнгле А., 1996; иМсЬю-vа М., 2012). Чтобы избежать неоправданного сужения круга возможных проявлений выгорания, мы будем определять его как многофакторный системный феномен взаимодействия субъекта труда и организационной среды, проявляющий себя в определенных реакциях специалиста на требования и условия работы.
Не меньшую остроту сохраняет вопрос о причинах выгорания. Анализ соответствующих исследований позволяет выделить группы интерперсональных (в другой формулировке - ролевых), индивидуальных (личностных) и организационных факторов (Неруш Т.Г, Поварёнков Ю.П., 2012; Орел В.Е., 2014 и др.). Однако удельный вес и конкретные механизмы влияния каждого из них, а также возможности направленной профилактико-коррекционной работы с персоналом подлежат дальнейшему изучению. Психолог, работающий со случаями выгорания, должен отчетливо представлять себе происхождение и функционирование этого явления. Важно, кроме того, чтобы сведениями о выгорании располагали и сами клиенты этого психолога, то есть представители «групп профессионального риска». Не случайно базовой составляющей практически всех программ предотвращения и преодоления выгорания является именно информирование целевой категории специалистов (Сергеева Л.С., 2006; Кочерга Н.В., 2007; Молчанова Т.В., Путилина Е.К., 2010).
Педагогический труд, в структуру которого входят три компонента - педагогическая деятельность, педагогическое общение и сама личность педагога, - не исключает присутствия ни одной из вышеперечисленных причин выгорания. Таким образом, сложно предугадать, какой именно патогенный фактор станет ведущим в формировании и развитии синдрома. Деятельность воспитателя ДОУ по содержанию функциональных обязанностей, ответственности, глубине и длительности интерперсональных взаимодействий существенно отличается от других педагогических профессий. Организационные и содержательные особенности работы воспитателя определяют повышенный риск формирования эмоционального выгорания. Главной из специфических характеристик работы в ДОУ современные психологи считают возраст детей, предполагающий особые формы и способы педагоги-
ческого общения и одновременно создающий патогенную почву для выгорания воспитателя (Козлова С.А., Куликова Т.А., 1998; Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М., 2009 и др.).
Методический аппарат и выборка
В эмпирическом исследовании, результаты которого будут здесь представлены, выявлены субъективные представления воспитателей, имеющих дело с детьми разного возраста, о причинах собственного эмоционального выгорания. Кроме того, мы сопоставили эти данные с объективной картиной выгорания обследованных специалистов, полученной с помощью ряда диагностических методик.
Основными методами исследования стали анкетирование и формализованная диагностика.
Анкета, специально составленная для решения задач данного исследования, позволяла получить следующую информацию:
• социально-демографическая информация (возраст, образование, стаж педагогической работы);
• позитивные и негативные стороны работы воспитателя;
• субъективный уровень и причины усталости воспитателя после рабочего дня;
• способы, используемые испытуемыми, чтобы справиться с усталостью.
Во избежание возможных смысловых искажений в тексте анкеты мы заменили термин «синдром эмоционального выгорания» более привычным, нейтральным словом «усталость».
Испытуемые работали с анкетой (и всеми остальными методиками, которые будут перечислены ниже) индивидуально, в присутствии психолога-диагноста, имевшего возможность задать дополнительные вопросы и, в свою очередь, ответить на комментарии и вопросы каждого воспитателя. Перед началом исследования психолог акцентировал внимание испытуемых на том, что анкету следует заполнять применительно к личному профессиональному опыту, а не опираясь на абстрактные, теоретические соображения.
Формализованная диагностика выгорания проводилась с использованием следующих методик:
• «Определение эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко (Бойко В.В., 1999; Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., 2009),
• «Определение психического выгорания»
A.А. Рукавишникова (Рукавишников А.А., 2001; Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., 2009),
• «Определение профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой (Фетискин Н.П., Козлов
B.В., Мануйлов Г.М., 2009).
В выборку вошли 60 воспитателей ДОУ №2588 и ДОУ Центр развития ребенка №2478 ЮЗАО г. Москвы, ДОУ «Рябинушка» Центр развития ребенка детский сад №15 г. Шатуры и ДОУ «Ручеек» №19 г. Дубны. Возраст испытуемых составил от 30 до 60 лет (в среднем 44 года), стаж - от 5 до 40 лет (в среднем 18 лет). 33,3% обследованных имеют высшее педагогическое, остальные - среднее специальное педагогическое образование.
Желая проследить взаимосвязь показателей выгорания с возрастом детей, с которыми работают наши исследуемые, мы разделили выборку на следующие группы. К первой группе были отнесены 30 воспитателей, работающих с детьми раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Их средний возраст составил 45,5 лет, средний педагогический стаж - 20 лет. У педагогов преобладало среднее специальное педагогическое образование (67%). Вторую группу составили 30 воспитателей, работающих со старшими дошкольниками (от 5 до 7 лет). Здесь средний возраст составил 43 года, средний педагогический стаж - 17 лет; было отмечено незначительное преобладание педагогов с высшим педагогическим образованием (57%).
Результаты исследования
Начнем с результатов анкетирования,
которые позволили описать представления педагогов о возможных факторах эмоционального выгорания. В процессе первичного анализа данных мы обнаружили основные факторы формирования выгорания, названные воспитателями из первой и второй групп (табл. 1 и 2 соответственно; все ответы приведены в оригинальных формулировках). В процентах выражена доля представителей группы, давших определенный ответ. Таким образом, суммарное количество процентов (строка «ВСЕГО») может превышать 100.
Данные табл. 1 демонстрируют, что по своей субъективной значимости для педагогов первой группы факторы выгорания расположились: интерперсональные - организационные - индивидуальные.
Таблица 1. Факторы формирования выгорания, выделенные воспитателями первой группы, то есть работающими с детьми раннего возраста (в %)
№ Организационные факторы Интерперсональные факторы Индивидуальные факторы
1 Работа в две смены (40) Возрастные психологические особенности детей раннего возраста (73) Плохое самочувствие (20)
2 Большое количество детей (27) Обслуживание детей (43) Эмоциональное истощение (17)
3 Работа без младшего воспитателя (27) Адаптация детей (37) Психологическое и эмоциональное напряжение (13)
4 Подмена в другой группе (17) Взаимодействие с родителями (27) Возраст (7)
5 Общественная и педагогическая нагрузки (7) Взаимодействие с администрацией (23) Хроническое недосыпание (7)
6 Заполнение документации (7) Семейные и личные проблемы (20)
7 Состояние учебно-материальной базы ДОУ (7) Страх за здоровье и жизнь детей (13)
8 Санитарно-эпи-демиологичес-кие условия профессиональной деятельности (10)
9 Дети и родители, не говорящие на русском языке (7)
10 Шум (7)
ВСЕГО 132 260 64
Воспитатели, работающие с детьми раннего возраста, в основном испытывают трудности, связанные с межличностным взаимодействием (интерперсональные факторы выгорания), причем основная часть этих трудностей обусловлена возрастно-психо-логическими особенностями подопечных. Конкретизируя свои ответы на соответствующий вопрос анкеты, педагоги перечисляли такие трудные для них характеристики детей, как несамостоятельность, капризы, чрезмерная двигательная активность, неконтролируемая агрессивность (дерутся, кусаются, плюются и др.). Возрастно-психологичес-кие особенности подопечных обусловливают, в свою очередь, и следующий фактор выгорания, названный педагогами достаточно общо, -
«Обслуживание детей раннего возраста». Почти в половине случаев воспитатели указывали на необходимость часто поднимать детей, наклоняться, что создает дополнительную нагрузку на спину и ухудшает состояние опорно-двигательного аппарата. Следующим по частоте упоминанием оказалась проблема адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. Проблема адаптации отчасти может быть отнесена и к родителям, которые вступают в новое для себя социальное взаимодействие с сотрудниками детского сада и, в частности, с воспитателями. Не случайно более четверти педагогов отметили трудности взаимодействия с родителями (некорректное поведение по отношению к персоналу, нежелание заниматься своими детьми и др.). Можно предположить, что адаптационные мероприятия по подготовке к условиям детского сада не только будущих воспитанников, но и их родителей могли бы нивелировать вышеупомянутый фактор.
Перейдем к интерперсональным факторам, которые встречались в анкетах представителей этой группы реже и были упомянуты менее чем в четверти случаев. Среди них следует назвать взаимодействие с администрацией, осложненное недопониманием и даже угрозами и шантажом; семейные и личные проблемы («нет времени на семью», «нет сил на выполнение обязанностей по дому», «наличие собственного маленького ребенка», «необходимость делать домашние задания с собственными детьми»). Последний фактор, несомненно, тесно связан с организационными особенностями профессиональной деятельности воспитателя - необходимостью работать в две смены и заполнять большое количество документации. Особого внимания, наконец, заслуживает фактор «ответственность за здоровье и жизнь детей». Высокая степень ответственности за воспитанников в совокупности с небезопасным поведением многих детей, создающим риск возникновения экстремальных ситуаций, неизбежно влияет на общее самочувствие воспитателя, уровень тревожности и стресса.
Опишем теперь интерперсональные детерминанты, обладающие наименьшей значимостью с точки зрения воспитателей данной группы (соответствующие позиции фигурируют менее чем в 10% анкет). Первым является санитарно-эпидемиологический фактор, то есть необходимость общения с детьми, имеющими контагиозные заболевания (ветряная
оспа, краснуха, кожные заболевания, педикулез и пр.) и риск заражения. Следующий фактор выгорания, отмеченный 7% педагогов, связан с возрастанием количества воспитанников (а часто и их родителей), не владеющих русским языком, что затрудняет процесс коммуникации. Такой же оказалась частота упоминания фактора наличия постоянного шума в помещении. Соответственно, многие воспитатели отмечали, что для них важной является возможность побыть в тишине дома. Влияние данного фактора на организационном уровне первичной психопрофилактики выгорания может быть нивелировано, например, путем создания комнат отдыха, сенсорных комнат, зимних садов и иных рекреационных зон в дошкольных образовательных учреждениях. Необходимо также отметить, что никто из педагогов при анкетировании не упомянул конфликтов с коллегами, но при заполнении формализованных методик указания на значимость этого фактора выгорания встречались (это характеризует всех представителей нашей выборки вне зависимости от возраста детей, с которыми они работают).
Что касается организационных детерминант выгорания, то среди них главным оказался фактор двухсменной работы. Далее следуют работа без младшего воспитателя, большое количество детей, подмена коллеги в другой группе. Замыкают список такие факторы, как заполнение документации, общественные и педагогические нагрузки, состояние учебно-материальной базы. Важно заметить, что 20% воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, предпочли бы работать с детьми старшего возраста.
Ведущим индивидуальным фактором выгорания в группе испытуемых, работающих с детьми раннего возраста, является плохое самочувствие (частые головные боли, заболевания, бессонница). Перейдем к индивидуальным факторам выгорания, которые встречались в анкетах реже и были упомянуты менее чем в четверти случаев. Первым из них является эмоциональное истощение, при описании которого воспитатели упоминали психологическую и физическую усталость, стресс, перенапряжение, физические нагрузки. Психологическое и эмоциональное напряжение отмечают 13% педагогов. Список индивидуальных факторов замыкают хроническое недосыпание и возраст (по 7%).
Обратимся к анкетам педагогов, работающих с детьми старшего возраста (табл. 2).
Представители данной группы ведущее место отводят трудностям, связанным с организационными особенностями своей профессиональной деятельности; далее следуют интерперсональные и индивидуальные факторы, причем последние - с большим отрывом.
Таблица 2. Факторы формирования выгорания, выделенные воспитателями второй группы, то есть работающими со старшими дошкольниками (в %)
№ Организационные факторы Интерперсональные факторы Индивидуальные факторы
1 Работа в две смены (37) Особенности некоторых детей (30) Эмоциональное истощение (13)
2 Большое количество детей (20) Шум (27) Плохое самочувствие (7)
3 Работа без младшего воспитателя (13) Взаимодействие с администрацией (13) Психологическое и эмоциональное напряжение (3)
4 Состояние учебно-материальной базы ДОУ (13) Семейные и личные проблемы (13)
5 Заполнение документации (13) Дети и родители, не говорящие на русском языке (10)
6 Подмена в другой группе (10) Ответственность за здоровье и жизнь детей (7)
7 Общественная и пе-дагогичес-кая нагрузки 10)
8 Работа на три группы (7)
ВСЕГО 123 100 23
Двухсменная работа названа здесь ведущим организационным фактором выгорания, как и в первой группе. Следующую позицию, однако, занимает большое количество детей. Воспитатели, работающие с дошкольниками, чаще проводят занятия по подготовке к школе, чем просто играют / общаются с детьми, что предполагает необходимость использования наглядных пособий и раздаточного материала. Поэтому 13% педагогов второй группы указали на значимость такого негативного фактора, как плохое состояние учебно-материальной базы (для сравнения - в первой группе такой ответ встретился лишь в 7% случаев). Педагоги отмечают, что приходится многое покупать за
свой счет или просить родительский комитет купить необходимые материалы. Столь же значимым оказался фактор, связанный с необходимостью заполнения обширной документации (планирование занятий, праздников, просветительских встреч с родителями и др.); сюда примыкает и упоминание об увеличении общественной и педагогической нагрузки. Далее, работу без младшего воспитателя как причину выгорания назвали 13% испытуемых второй группы, тогда как в первой такой ответ звучал вдвое чаще. Существенную разницу в частоте упоминания этого фактора можно объяснить различной степенью самостоятельности воспитанников, с которыми работают представители двух групп воспитателей. Необходимость подменять коллег была упомянута 10% испытуемых второй группы и 17% испытуемых первой. Замыкает список организационных факторов нововведение, внедряемое в некоторых ДОУ, - необходимость работать на три группы. Также необходимо отметить, что лишь 7% воспитателей, работающих со старшими дошкольниками, предпочли бы иметь дело с детьми раннего возраста.
Ведущим интерперсональным фактором эмоционального выгорания, выделенным педагогами второй группы, стали индивидуальные психологические особенности некоторых детей (агрессивность, гиперактивность, жестокость). Интересно, однако, что в первой группе данный фактор называли вдвое чаще. Шум беспокоит воспитателей старших дошкольников существенно больше, чем их коллег, работающих с детьми раннего возраста. Соответственно, многие испытуемые из второй группы отмечали, что важной для них является возможность побыть в тишине дома.Следующими по частоте встречаемости среди интерперсональных факторов стали взаимодействие с администрацией, семейные и личные проблемы. Замыкают список необходимость работать с детьми и родителями, не владеющими русским языком в достаточной мере, а также ответственность за здоровье и жизнь детей. В отличие от воспитателей, работающих с малышами, представители данной группы не упомянули таких обстоятельств, как трудности адаптации детей, необходимость обслуживания детей и санитарно-эпидемиологические условия работы.
Ведущим индивидуальным фактором выгорания в группе испытуемых, работающих с детьми старшего возраста, является эмоциональное истощение (внутренняя
нервозность, чувство усталости, недосыпание и др.). Среди индивидуальных факторов, которые были названы менее чем четвертью испытуемых, выделяются плохое самочувствие и заболевания, психологическое и эмоциональное напряжение. Среди ответов представителей данной группы отсутствовал ряд индивидуальных факторов, встречавшихся в анкетах коллег (возраст, хроническое недосыпание).
Перейдем к результатам формализованной диагностики. Как было указано выше, дополнительной задачей исследования стало описание специфики выгорания испытуемых с помощью общепринятых, валидных и надежных диагностических методик. Применение последних позволило получить значения, в основном согласующиеся с данными анкетирования и содержательно уточняющие картину выгорания представителей двух групп.
Хотелось бы сразу указать на характеристику выгорания, одинаковую для всех обследованных воспитателей вне зависимости от возраста детей, с которыми они работают; ею оказался высокий уровень профессиональной мотивации и личностной вовлеченности в работу (методика А.А. Рукавишникова; соответствующая строка таблицы 6 выделена курсивом).
Рис. 1. Процентное соотношение высоких и крайне высоких значений по шкале профессиональной мотивации в исследованных группах воспитателей (методика АА. Рукавишникова)
Результаты статистической обработки данных по обсуждаемым методикам (с указанием только статистически достоверных, значимых межгрупповых различий) представлены в таблицах 3-6.
Таблица 3. Статистически значимые разли-
чия параметров эмоционального выгорания (методика В.В. Бойко), t-критерий Стьюдента
Наименования параметров выгорания Средние значения по первой группе Средние значения по второй группе p
Фаза напряжения 1,60 1,03 0,005
Симптом 1. Переживание пси-хотравмирующих обстоятельств 2,40 1,33 0,005
Симптом 3. «Загнанность в клетку» 1,63 1,00 0,006
Симптом 4. Тревога и депрессия 2,13 1,30 0,001
Фаза резистенции 1,60 1,03 0,001
Симптом 5. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 1,67 1,17 0,002
Симптом 7. Расширение сферы экономии эмоции 2,10 1,20 0,005
Фаза истощения - - -
Симптом 11. Личностная отстраненность (деперсонализация) 1,50 1,03 0,005
Таблица 4. Статистически значимые разли-
чия параметров эмоционального выгорания по фазам (методика В.В. Бойко), критерий х2 Пирсона
Наименования фаз выгорания X2 p
Фаза напряжения 13,575 0,001
Фаза резистенции 10,551 0,005
Как следует из таблиц 3 и 5, выявленные различия оказались значимыми на уровне p<0,05 (по t-критерию Стьюдента). Иными словами, уровень выгорания у первой группы испытуемых, оцененный по ряду субшкал методики В.В. Бойко и по методике А.А. Рукавишникова, достоверно выше, чем у второй группы.
Таблица 5. Статистически значимые раз-
личия параметров психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова), t-критерий Стьюдента
Наименования параметров выгорания Средние значения по первой группе Средние значения по второй группе p
Психоэмоциональное истощение (ПИ) 2,97 2,07 0,005
Личностное отдаление (ЛО) 3,13 2,60 0,005
Индекс психического выгорания (ИПв) 3,77 3,10 0,005
Таблица 6. Статистически значимые различия параметров психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова), критерий х2 Пирсона
Наименования параметров выгорания X2 Р
Психоэмоциональное истощение (ПИ) 47,667 0,001
Личностное отдаление (ЛО) 58,133 0,001
Профессиональная мотивация (ПМ ) 48,600 0,001
Индекс психического выгорания (ИПВ) 53,733 0,001
По критерию х2 Пирсона (таблицы 4 и 6) обнаружены статистически значимые различия между группами воспитателей по всем трем фазам выгорания. Также обнаружены достоверные межгрупповые различия по всем параметрам психического выгорания (методика А. А. Рукавишникова).
Перейдем к следующей методике, нашедшей применение в нашем исследовании, - МВ1 Маслач-Джексон. По критерию х2 Пирсона (см. таблицу 7) обнаружены статистически значимые различия между группами воспитателей по всем трем шкалам.
Таблица 7. Статистически значимые различия параметров психического выгорания (методика Маслач-Джексон), критерий х2 Пирсона
Наименования параметров выгорания X2 Р
Эмоциональное истощение (ЭИ) 30,100 0,001
Деперсонализация (Д) 57,867 0,001
Редукция (Р) 13,300 0,001
Далее мы произвели оценку корреляционных связей (коэффициент г Спирмена) между уровнем выраженности выгорания по всем трем методикам, упомянутым выше, и показателями возраста, стажа, образования испытуемых. Нам не удалось обнаружить значимых корреляций результатов, полученных по методике В.В. Бойко и шкале индекса психического выгорания методики А.А. Рукавишникова, ни с одной из социально-демографических характеристик. Аналогичный результат был получен при оценке корреляций между показателями по шкалам методики Маслач-Джексон и возрастом воспитателей.
Тем не менее, выявлено наличие высокой положительной корреляции между показателями профессиональной эффективности и стажем испытуемых. Полученные данные подтверждают неоднозначность влияния возраста, стажа и уровня образования
на формирование и протекание выгорания (Водопьянова Н.Е., 2011).
Наконец, заключительный этап математи-ко-статистического анализа данных (коэффициент r Спирмена) позволил нам выявить корреляционные связи между показателями выгорания воспитателей и возрастом детей, с которыми они работают. Показатели всех трех фаз выгорания (методика Бойко В.В.) и шкалы индекса психического выгорания (методика А.А. Рукавишникова) обнаружили значимые корреляционные связи с возрастом детей курируемой группы (см. таблицу 8).
Таблица 8. Взаимосвязь параметров выгорания с возрастом детей, курируемых воспитателями (методики В.В. Бойко, А.А. Рукавишникова)
Наименования параметров выгорания Значение r Спирмена
Фаза напряжения -0,476**
Фаза резистенции -0,419**
Фаза истощения -0,333**
Индекс психического выгорания -0,517**
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Также были выявлены значимые корреляции (р<0,05) между эмоциональным истощением, деперсонализацией (методика Маслач-Джексон) и возрастом курируемых детей (см. таблицу 9).
Таблица 9. Взаимосвязь параметров выгорания с возрастом детей, курируемых воспитателями (методика Маслач-Джексон)
Наименования параметров выгорания Значение r Спирмена
Эмоциональное истощение (ЭИ) -,270*
Деперсонализация (Д) -,261*
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Обсуждение результатов
Сравнение проявлений выгорания и субъективного видения причин его возникновения у представителей первой и второй группы свидетельствует в пользу того, что у воспитателей, работающих с дошкольниками, чувство энтузиазма и высокая степень вовлеченности в работу оказывают протективный, психопрофилактический эффект, позволяя избежать выгорания или существенно снизить интен-
сивность симптомов последнего. Напротив, у работающих с младшими детьми высокая профессиональная мотивация выступает как дополнительный фактор риска; именно обладатели глубокой заинтересованности в наилучшем исполнении своих обязанностей обнаружили самое выраженное выгорание. Таким образом, во всей выборке велика значимость мотивационного аспекта проблемы выгорания.
Второй чертой, объединяющей обследованные группы, является высокая субъективная важность эмоциональных и психосоматических факторов выгорания (в анкетах разных воспитателей они описывались как «плохое самочувствие»; «эмоциональное истощение»; «психологическое и эмоциональное напряжение»; «хроническое недосыпание»). Эта закономерность согласуется с результатами формализованной диагностики базового симптома выгорания - эмоционального истощения.
Следующей особенностью представителей выборки стало то, что практически никто из них не рассматривает свои личностные особенности в качестве одного из факторов выгорания. Возникает необходимость дальнейшего изучения соотношения локуса контроля воспитателей и степени выраженности у них выгорания. Диагностика степени и качества осознания личной ответственности за происходящее в профессиональной сфере представляется важным подготовительным этапом профилактической работы с воспитателями.
Наконец, четвертой характеристикой, общей для обеих групп воспитателей, стало обращение ими особого внимания на такой интерперсональный фактор выгорания, как наличие семейных и личных проблем. Действительно, ролевая перегруженность женщины в современном обществе велика и не может не влиять как на психоэмоциональное, так и на физическое состояние в целом (а значит, и на проявления выгорания в профессии). Несомненно, игнорирование данного фактора может иметь долговременные негативные последствия микро- и макросоциального уровня. Следовательно, любые образовательные реформы должны учитывать традиционную российскую социально-ролевую специфику в той же степени, как и требования по охране физического и психического здоровья специалистов.
Суммируя полученные эмпирические данные, можно констатировать факт существенно более выраженного выгорания у воспитателей, работающих с детьми раннего возраста. Представители данной группы более остроэмоционально реагируют на трудные ситуации, возникающие в ходе выполнения профессиональных обязанностей, чаще испытывают беспомощность и отчаяние, тревогу и депрессию. На фоне непереносимо высокой интенсивности перечисленных переживаний могут формироваться отстраненность, отчужденность, ограничение эмоционально насыщенного общения и даже своеобразный цинизм. Заметим также, что только в данной группе испытуемые обозначили в качестве важного такой индивидуальный фактор выгорания, как собственный возраст. Таким образом, введение некоторых возрастных ограничений для воспитателей, работающих с младшими детьми, могло бы рассматриваться как одно из условий предотвращения распространения выгорания в обсуждаемой профессиональной группе.
Воспитатели же, работающие с дошкольниками, в целом удовлетворены своей деятельностью и выбором профессии, получают положительные эмоции от выполняемых обязанностей, относятся к своей работе с вовлеченностью и даже азартом. Межличностное взаимодействие с коллегами, детьми и близкими детей является более комфортным, а переживания тревожно-депрессивного, истощающего плана можно назвать скорее исключением, чем повседневной реальностью. Этой группе воспитателей присуще также более адекватное эмоциональное реагирование на сложные ситуации, возникающие на работе и дома.
Результаты нашего исследования указывают на целесообразность дальнейшего изучение видения педагогами детерминант выгорания. Для разработки детальных, адресных мероприятий по психологическому сопровождению персонала важным также представляется уточнение существующих сведений о специфике выгорания у воспитателей, работающих в разных возрастных группах. Следует подчеркнуть, что никакие профилактические мероприятия не окажут должного воздействия, если не будут учтены факторы эмоционального выгорания, выделенные самими испытуемыми, на организационном уровне, предполагающем активное привлечение администрации дошкольного образовательного учреждения.
Выводы
1. Воспитатели, работающие с детьми раннего возраста, имеют наиболее выраженное выгорание. В частности, они менее устойчивы к профессионально-обусловленным эмоциональным перегрузкам и, как следствие, чаще формируют защитно-отстраненную позицию по отношению к своим подопечным.
2. Мотивационный аспект проблемы выгорания обладает высокой значимостью для воспитателей. При этом высокая профессиональная мотивация сопряжена с выраженным выгоранием у работающих с детьми раннего возраста; противоположная закономерность наблюдается у воспитателей старших групп.
3. Среди всех обстоятельств, могущих вызывать возникновение и интенсификацию выгорания, воспитатели наделяют особой субъективной значимостью эмоциональные, психосоматические и семейные факторы.
4. Практически никто из воспитателей не рассматривает свои личностные особенности как возможную детерминанту выгорания.
5. Собственный возраст считают значимым фактором выгорания те воспитатели, которые работают с детьми младших групп. ■
Литература
1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. -СПб.: Сударыня, 1999. - 32 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
3. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2011. - 160 с.
4. ГамезоМ.В.,ПетроваЕА.,ОрловаЛ.М. Возрастная и педагогическая психология.-Изд-во: Педагогическое общество России. Серия: Образование XXI века, - 2009. 512 с.
5. Демина Л.Д., Ральникова ИА. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - 2-е изд. - Барнаул: Изд-во Алт. гос.ун-та, 2005. - 132 с.
6. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. - 2010. - №1. - С.27-39.
7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 240 с.
8. Козлова СА., Куликова ТА. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
9. Кочерга Н.В. Социально-педагогическая поддержка педагогов среднего профессионального образования с синдромом эмоционального выгорания: Дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2007. - 258 с.
10. Лэнгле А. Дотянуться до жизни. Экзистенциальный анализ депрессии: Пер. с нем. / Предисловие А.С. Баранникова. -М.: Генезис, 2010. - 128 с.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.
12. Молчанова Т.В., Путилина Е.К. Особенности и возможности преодоления выгорания специалистов, работающих с детьми, имеющими тяжелые формы дизон-тогенеза // Травматический стресс и профессиональная деятельность: Материалы науч.-практ.конф. / Под ред. З.В. Луковцевой, М.А. Стрижалковской. - Москва, 1 ноября 2010. - М.: Институт психологии и педагогики, 2010. - С. 29-33.
13. Неруш Т.Г, Поварёнков Ю.П. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности. - Саратов, Саратовский гос.со-циально-экон.университет, 2012. - 224 с.
14. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. - 296 с.
15. Попов Ю.В., Кмить К.В. Эмоциональное «выгорание» — только лишь результат профессиональных отношений? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 2012. - №2. - С. 98-101.
16. Ронгинская Т.И. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2001. Т.23. -№3. - С. 85-95.
17. Рукавишников АА. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания у педагога: Дис. ...канд.психол.наук. Ярославль, 2001. -173 с.
18. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Тандем, КМОС, 1999. - 352 с.
19. Сергеева Л.С. Синдром профессионального выгорания: Психотерапия и профилактика. Учебное пособие. - СПб. Издательский дом СПбМАПО, 2006. - 18 с.
20. Скугаревская М.М. Синдром выгорания и его доминирующие проявления // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуни-кативныхпрофессийРекст]:Коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьева, СЛ. Игумнова; Курск.гос. ун-т. - Курск, 2008. - С. 215-220.
21. Стресс, выгорание, совладгние в современном контексте / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. — 512 с.
22. Фетискин, Н.П., Козлов В.В., ММ а нуй-лов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - 2-е изд., доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Общение дошкольников
с взрослыми «сверстниками
Психологии и педагогика
общения дошкольников
Познавательное развитие
в дошкольном детстве
Дошкольная педагогика и психология
Авторы серии - ведущие специалисты в области дошкольного образования: А. Н. Веракса, Н. Е. Веракса, Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова.
Закажите книги прямо сейчас!
Тел.:(495)380-22-68 Е-таЛ: [email protected] www.msbook.ru
Специализированное педагогическое издательство
МОЗАИКА СИНТЕЗ МОСКВА