УДК - 338.1 Бр
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
С.В. Герасименкова
Освещены проблемы поддержки сельского хозяйства Брянской области из бюджетов различных уровней. Предложены направления совершенствования механизма государственной поддержки товаропроизводителей с ориентацией на ресурсный потенциал и социальные приоритеты. Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, бюджетные средства, устойчивое развитие, социальные приоритеты.
В современных условиях наблюдается усиление внимания к сельскому хозяйству со стороны государства. Принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Вся система государственного регулирования аграрного производства с одной стороны включает рычаги и стимулы косвенного воздействия на экономические и социальные процессы в отрасли через рыночный механизм и с другой - меры прямой бюджетной поддержки за счет централизованных финансовых ресурсов. При этом в условиях рынка и те и другие рычаги воздействия на социально-экономические процессы развития сельского хозяйства важно органически согласовывать с законами рынка и, в конечном счете, ориентировать на эффективное использование ресурсного потенциала.
С начала реформ в нашей стране идут дискуссии о соотношении рыночных и нерыночных источников развития аграрной сферы. Недостаточная разработанность проблемы в теоретическом и методологическом планах находит отражение в несовершенстве законодательной базы, отсутствии четкой государственной политики в отношении села.
С одной стороны, проблемы государственного регулирования связаны с определением масштабов поддержки, которые в современных условиях характеризуются явно недостаточным их размером. В последние годы государственные субсидии составляют небольшую часть выручки от реализации сельскохозяйственной продукции.
С другой стороны, особенного внимания заслуживает вопрос обоснования рациональных принципов и механизмов распределения бюджетных средств. При этом, следует учитывать, что государственное экономическое регулирование АПК осуществляется на уровне макроэкономики и мезоэкономики, отражая федеральную и региональную аграрную политику.
В последнее время сохраняется значительная дифференциация уровней социально-экономического положения регионов. Это обусловливает необходимость обеспечения единой взаимоприемлемой региональной политики как для органов власти федерального уровня, субъектов Федерации, так и для органов власти местного самоуправления и сельскохозяйственных производителей в вопросах эффективного использования и воспроизводства ресурсного потенциала региона, комплексного развития производительных сил, решения задач социального развития и охраны окружающей среды сельских территорий.
Поэтому эффективность бюджетной поддержки в значительной мере зависит от того, насколько ее механизмы на разных уровнях принятия решений дополняют друг друга, формируя единую систему, корректируя тем самым рыночный механизм.
В современных условиях значительная часть расходов на аграрный сектор осуществляется из региональных бюджетов, причем зачастую объем и структура таких расходов не зависит от аграрного потенциала региона, а определяется склонностью к протекционизму. Не отрицая положительного в современных условиях воздействия субсидирования сельского хозяйства за счет региональных бюджетов, которые в 2008 году в некоторых субъектах Российской Федерации составили более 72% их общего объема, следует отметить, что финансирование сельского хозяйства из двух уровней бюджетной системы при отсутствии единой стратегии создает неравные условия функционирования сельскохозяйственного производства в субъектах Федерации.
В динамике бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Брянской области с 2005 года прослеживается следующая тенденция. Она заключается в увеличении абсолютного размера финансовых средств как за счет областного бюджета в 2009 году
по сравнению с 2005 годом в 2,1 раза, так и федерального бюджета - за аналогичный период в 9,1 раз (табл. 1). Причем наибольший рост объема средств, выделяемых из федерального бюджета, наблюдается в 2008-2009 гг. Таким образом, существенно возросла доля федерального бюджета в финансировании сельского хозяйства Брянской области - с 33,8% в 2007 г. до 46,5% в 2009 г.
Таблица 1
Финансирование сельского хозяйства Брянской области из бюджетов различных уровней*
Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2005 г.
Поступление финансовых средств из бюджетов всех уровней, млн. руб. 457,0 604,2 789,2 1485,9 1652,3 в 3,6 раза
в том числе: из федерального бюджета 97,5 147,7 266,6 670,4 884,1 в 9,1 раз
из областного бюджета 359,5 456,5 522,6 815,5 768,2 в 2,1 раза
*Составлено по данным Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области
Однако отсутствие единой политики поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, при которой основная часть бюджетных ассигнований на дотации и компенсации все же приходиться на бюджеты субъектов Федерации приводит к резкой дифференциации в рентабельности производства продуктов по регионам. В Брянской области средства федерального бюджета направляются преимущественно на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Так в 2009 г. на эти цели израсходовано 477,2 млн. руб. или 53,9% всех средств федерального бюджета, выделенных сельскохозяйственным товаропроизводителям области. Из регионального бюджета выплачиваются преимущественно субсидии на компенсацию затрат на электроэнергию, материально-технические ресурсы, минеральные удобрения.
Однако бюджетная поддержка не учитывает конкурентных преимуществ России в производстве различных продуктов. Так, по зерновым культурам рентабельность производства (с учетом субсидий из бюджета) в сельскохозяйственных предприятиях Брянской области в 2009 году достигла уровня 19,5%, в целом по продукции растениеводства - 21,4%, в то время как рентабельность производства продукции животноводства составила всего 5,8%, а без учета средств бюджетной поддержки - 2,4%.
Используемые инструменты государственной поддержки сельского хозяйства не позволяют обеспечить нормальное развитие процессов производства и воспроизводства, решить продовольственную проблему за счет отечественного рынка.
При этом, в системе бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях проявляется явное противоречие, когда в соответствии с принципом селективной поддержки около 75% субсидий из бюджетов всех уровней приходится на крупные хозяйства, большинство же других производителей продукции не в состоянии преодолеть сложное финансово-экономическое положение. Поэтому целесообразно использовать нормативный подход к финансированию сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и хозяйствования с ориентацией на экономические показатели деятельности конкретного субъекта хозяйствования.
В то же время существующий механизм бюджетной поддержки не обеспечивает решение проблемы диспаритета цен, в последние годы соотношение цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, приобретаемые сельскохозяйственными производителями, складывается крайне неблагополучно, что является одной из причин неуклонного снижения материально-технического потенциала отрасли (рис. 1).
2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г.
1
I
50
-91|6-
112,1 =Р24,0
=0 114,1
ПЕТИ 1,9
=0 111,7 100,8
"7,8
!Р 141,3
3-128,1
"ЕЛ
23*118,9 ТГТ^ 124,2
Л 111,2
100
3]141,4
150
в % к предыдущемугоду
0
□ Промышленная продукция, приобретаемая сельскохозяйственными товаропроизводителями
□ Реализованная сельскохозяйственная продукция
Рис. 1 - Динамика индексов цен на промышленную продукцию, приобретаемую сельскохозяйственными товаропроизводителями и реализованную сельскохозяйственную
продукцию в Брянской области Поэтому поддержание эквивалентности обмена между отраслями агропромышленного комплекса должно обеспечиваться как за счет цен, так и выделения целевых бюджетных ассигнований, кредитных льгот и других форм государственной поддержки. Компенсации отраслям АПК следует осуществлять путем сочетания ценовой поддержки и бюджетных источников для финансирования программ их развития.
Опыт реформирования аграрной сферы экономики показывает, что современная агропродовольственная политика требует дальнейшего совершенствования. В целом государственная поддержка способствует сдерживанию падения сельскохозяйственного производства. Так в сельском хозяйстве Брянской области за период 2007-2009 гг. наблюдается значительный рост производства продукции (рис. 2). При этом основной прирост обеспечен сельскохозяйственными организациями, по годам: 2007 г. - 24,3%, 2008 г. - 17,6%, 2009 г. - 5,4%.
в % к предыдущему году
Рис. 2 - Динамика индексов объема продукции сельского хозяйства Брянской области (в сопоставимых ценах), в хозяйствах всех категорий В то же время система государственной поддержки сельского хозяйства должна способствовать не только увеличению объема выпуска продукции, но и решению экономических и социальных проблем сельскохозяйственных товаропроизводителей, являться стимулом повышения эффективности их деятельности.
Учитывая особую актуальность бюджетной поддержки как действенного механизма, включающего инструменты воздействия на доходы сельскохозяйственных производителей всех форм хозяйствования, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, аграрный
рынок, социальную инфраструктуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания, необходимо четкое разграничение функций государственной поддержки между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, а также разработка механизма взаимодействия непосредственных товаропроизводителей с распорядителями бюджетных средств.
Указанное направление необходимо дополнить мерами, стимулирующими сельскохозяйственного производителя на максимально эффективное использование бюджетных средств. Для этого осуществляется первичное планирование средств по согласованию с хозяйствами.
Механизм может быть следующим: сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения, исходя из собственных ресурсных возможностей, параметров внешней среды (политико-правовых, экономических, социальных, технологических, природных) разрабатывают основные параметры стратегического плана развития. В стратегическом плане обосновывается необходимость привлечения бюджетных средств по конкретным направлениям.
На уровне муниципальных районов обобщаются все планы-проекты и разрабатываются совместно с органами местного самоуправления конкретных сельских поселений мероприятия по социально-экономическому развитию района.
На более высоком уровне - субъекта Российской Федерации, рассматриваются программы развития муниципальных районов, дополняются конкретными мероприятиями регионального уровня и предоставляются в федеральные органы.
На федеральном уровне устанавливается необходимый размер бюджетных средств, предоставляемый из федерального бюджета с учетом потребностей, приоритетов заявленных мероприятий и установленных нормативов.
Таким образом, преимуществами данного механизма будут являться не только расширения доступа к бюджетным ресурсам малых форм хозяйствования и слабых в финансовом отношении хозяйств, но и такая система позволит в большей степени ориентировать сельскохозяйственных товаропроизводителей на рентабельное ведение производства.
Повышению эффективности бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей будет способствовать дифференциация размера финансовых средств в зависимости от совокупного потенциала, товаропроизводителя и перспектив осуществления его расширенного воспроизводства.
Крайне необходима увязка целей бюджетной поддержки с суммами бюджетных расходов по их достижению. Исходя из концепции бюджетирования по результатам, целесообразно разработать цели бюджетной политики и показатели, характеризующие достижение целей. В особенности это касается бюджета Брянской области, поскольку его финансовые ресурсы существенно ограничены. Для выполнения каждого показателя необходимо осуществить конкретные программные мероприятия в заданные сроки. Оценка стоимости альтернативных программ и мероприятий по выполнению каждого из показателей позволит выбрать варианты эффективного расходования бюджетных средств.
В целом же при распределении бюджетных средств в сельскохозяйственную отрасль в горизонте планирования должен быть обозначен социальный приоритет. Независимо от результатов ведения сельскохозяйственного производства, именно человек, сельский житель должен стать ведущим ориентиром. Существуют определенные базовые условия жизнедеятельности всего сельского населения, общие параметры развития социальной инфраструктуры. Именно поэтому вопросы, связанные с устойчивым развитием сельских территорий необходимо рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, изнутри, рассматривая сельскую территорию как самостоятельную систему и отдавая предпочтение факторам, обеспечивающим устойчивость ее как отдельного муниципального образования. Во-вторых, извне, рассматривая сельскую территорию как элемент более сложной системы - района, региона, страны, планеты в целом - и обращая внимание, прежде всего, на факторы вносящие вклад в обеспечение устойчивости в более глобальном масштабе.
Именно поэтому главными направлениями социальной составляющей бюджетной поддержки должны являться:
- прямая целевая поддержка непосредственно сельскохозяйственного производства и сельского сообщества в целом;
- достижение социально равных с городом условий получения реальных денежных доходов и социального обслуживания населения;
- равнодоступность объектов социальной инфраструктуры и одинаковые условия социального обеспечения для всех групп населения;
- социальная защита малообеспеченных категорий населения;
- расширение полномочий в области социального развития органов местного самоуправления при условии государственных гарантий предоставления определенного (жизненно необходимого) объема социальных услуг на безвозмездной основе;
- реализация принципа селективности, усиление адресности социальной политики.
Сглаживанию социальных проблем села в определенной мере будет способствовать
государственная поддержка мелкотоварного сектора, учитывая достаточно высокий удельный вес его в производстве сельскохозяйственной продукции. Так в Брянской области доля хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве валовой продукции сельского хозяйства в 2008 г. составила 54,8%, в 2009 г. - 57,9%. Именно поэтому основной акцент в повышении конкурентоспособности и достижении устойчивого развития сельских территорий должен ставится на поиск внутренних возможностей предпринимательства и личную заинтересованность сельского населения.
В законе «О личном подсобном хозяйстве» определены основные направления их государственной поддержки, такие как: формирование инфраструктуры обслуживания и обеспечение деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых, перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, проведение ветеринарных мероприятий и т.д. В области принята и реализуется ведомственная целевая программа «Развитие личных подсобных хозяйств Брянской области», основной целью которой является обеспечение устойчивого функционирования личных подсобных хозяйств, повышение их доходности, защита экономических интересов владельцев ЛИХ. Принятые меры, хотя и способствуют функционированию хозяйств населения как важнейшей структуры современного аграрного сектора, государственная политика по отношению к мелкотоварному сектору должна носить комплексный характер, способствовать совершенствованию условий производства, улучшению условий труда их владельцев.
This article deals with problems of the support of Bryansk région agriculture from budgets of différent levels. Some directions of state mechanism perfection for the support of manufacturers with a resource potential and social priorities orientation.
The key words: agriculture, the state support, budgetary funds, sustainable development, social priorities
Список литературы
1. Аграрный протекционизм: научные основы и механизмы осуществления в условиях рыночных отношений. М.: ВИАПИ: ЭРД, 2007. (Науч. тр. ВИАПИ им. А.А. Никонова; Вып. 17). 472 с.
2. Беспахотный Г.В. Организационно-экономические модели бюджетной поддержки сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2005. №1. С. 11-13.
3. Серов В.М., Руденко Н.Р. Программно-целевое управление региональным АПК. М., 2005.
220 с.
Об авторе
Герасименкова С.В - старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]