Сокол Елена Викторовна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России
Сокол Юлия Валерьевна
студентка 3 курса юридического факультета Кубанского государственного университета
(тел.: +78612583757)
Особенности борьбы с организованной преступностью в США
В статье рассматриваются важнейшие (стратегические) направления деятельности правоохранительных органов США в борьбе с организованной преступностью. США располагают эффективной системой правовых мер и богатым опытом в области борьбы с организованной преступностью, что имеет огромное теоретическое и практическое значение.
Ключевые слова: организованная преступность, транснациональная организованная преступность, основные задачи в борьбе с организованной преступностью в США, правовая основа борьбы с организованной преступностью.
E.V. Sokol, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
Yu.V. Sokol, 3d year student of the Faculty of Law of the Kuban State University; tel.: +78612583757.
Features of fight against organized crime in the USA
In the article the most important (strategic) activities of law enforcement agencies of the USA in fight against organized crime are considered. The USA has the effective system of legal measures and a wealth of experience in area of fight against organized crime that has a huge theoretical and practical value.
Key words: organized crime, transnational organized crime, main tasks in fight against organized crime in the USA, legal basis of fight against organized crime.
Современная Россия, вступившая на рубеже тысячелетий на путь рыночных отношений, открыла огромные возможности для развития преступности, в том числе и организованной, которая стала представлять собой альтернативное общество со своей экономикой, социальной и духовной сферами, своими системами управления, безопасности, формирования молодого поколения, юстицией, своей внутренней и внешней политикой [1, с. 58-59].
Будучи крайне опасным социальным явлением, подрывающим политические и экономические основы Российского государства, морально-нравственные устои общества, организованная преступность представляет стратегическую угрозу национальной безопасности страны [2, с. 153].
Участники парламентских слушаний «Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью как внутренней и внешней угрозой национальной безопасности»
(2008 г.), основываясь на анализе следственной и судебной практики, а также докладах ученых и практиков, отмечали необходимость реализации комплексной системы мер, направленных на борьбу с организованной преступностью в Российской Федерации.
В советское время официальной властью отрицалось существование организованной преступности в СССР. Несмотря на официальное признание опасности организованной преступности в России, эффективность борьбы с ней остается на крайне низком уровне. Правовая база борьбы с организованной преступностью не сформирована; практика раскрытия, расследования и судебного разбирательства уголовных дел крайне противоречива; социальные механизмы предупреждения ее распространения отсутствуют.
В современных условиях важное значение для российской науки и практики имеет изучение закономерностей развития и контроля над преступностью в старейших демократических
37
государствах, где уровень преступности всегда имел высокий показатель.
Генезис организованной преступности в России повторил путь большинства демократических стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход из примитивного состояния «безналоговой» теневой экономики [3, с. 24], игнорирование законодательства, подмена общегосударственных задач корпоративными делами и интересами [4, с. 156].
Проблемы, связанные с борьбой с организованной преступностью, которые Россия переживает последние 20 лет, уже давно были известны в США и других западных странах, получив значительное распространение не один десяток лет тому назад.
Страны западной демократии располагают наиболее богатым опытом в области борьбы с преступностью, в том числе и организованной, включая практику внедрения самых различных рекомендаций криминологов [5; 6]. Особенности этой борьбы связаны с тем, что она предполагает не только определение феномена организованной преступности и ее форм, интеграцию международной и национальной систем, специально сориентированных на комплексное противодействие организованной преступности, но и формирование стратегии и тактики деятельности правоохранительных органов.
В этой связи особый интерес представляет опыт США в борьбе с организованной преступностью. В США феномен организованной преступности стали исследовать еще в начале прошлого столетия, в частности, в 1931 г. американскую преступность изучала президентская комиссия Уиккершема по распоряжению президента Гувера и в 1967 г. - комиссия по изучению преступности, созданная президентом Джонсоном [7, с. 123; 8, с. 20-21].
В Законе США 1968 г. о контроле над преступностью и безопасностью на улицах организованная преступность определялась как «противозаконная деятельность членов высокоорганизованной и дисциплинированной ассоциации, занимающейся поставкой запрещенных законом услуг, включая эксплуатацию азартных игр, проституцию, ростовщичество, распространение наркотиков и иную противозаконную деятельность подобного рода организаций» [1, с. 95].
Федеральное законодательство США, посвященное борьбе с организованной преступ-
ностью, представляет собой кодифицированный вариант законов, являющихся составной частью Свода Законов США (к последним законам, посвященным борьбе с организованной преступностью, в частности, относятся Закон о борьбе с организованной преступностью 1983 г.; Закон о борьбе с преступностью 1990 г.; Закон о борьбе с преступлениями насильственного характера 1994 г. и др.). Многочисленные специалисты отмечают, что за последние 40 лет в США значительно развилось законодательство и повысилась эффективность расследования уголовных дел, связанных с организованной преступностью.
Законодательство и система судопроизводства США прошли значительный путь, прежде чем разработали эффективные механизмы борьбы с организованной преступностью. Это стало возможным благодаря тому, что была поставлена и неукоснительно решалась задача искоренения организованной преступности в Соединенных Штатах путем усиления правовых средств в процессе сбора доказательств, установления новых уголовных запретов, применения усиленных санкций и новых мер правовой защиты для борьбы с незаконными действиями всех, кто занимается или связан с организованной преступностью.
Анализ законодательства США в области борьбы с организованной преступностью позволяет сделать вывод, что законодатель на протяжении последних десятилетий последовательно придерживается ряда позиций, в частности: 1) твердо соблюдает положение об ужесточении наказаний за преступления, связанные с организованной преступностью, а также за повторные преступления; 2) придерживается принципа «третье преступление - последнее», означающего, что лицу, совершившему третье преступление, может быть назначено пожизненное заключение; 3) различными способами стимулирует стремление преступников сотрудничать с правоохранительными органами.
Американский законодатель стремится создать такой правовой режим в США, который имеет мощное профилактическое воздействие на граждан, чтобы каждый из них достаточно ясно понимал, за какие именно противоправные действия он может стать объектом расследования и какие именно мероприятия, в том числе вторгающиеся в его частную жизнь, могут при этом проводиться правоохранительными органами . В открытых правовых актах, доступных населению, достаточно подробно описываются условия правомерности деятельности правоохранительных органов.
38
Самым знаменательным фактом (поворотным пунктом) в борьбе с организованной преступностью явилось принятие в США в 1970 г. закона RICO (Racketeer Influenced and Corrupt Organizations) - закона о борьбе с организованной преступностью. Однако потребовалось значительное время, чтобы положения этого закона стали активно использоваться правоохранительными органами, что началось приблизительно с 1982 г.
Основная задача закона RICO определена как «уничтожение организованной преступности в США путем укрепления правовых инструментов в процессе сбора доказательств, путем установления уголовно-правовых запретов и введением расширенных санкций и новых средств судебной защиты в борьбе с противозаконными действиями лиц, вовлеченных в организованную преступность» [3, с. 46].
Закон RICO был призван расследовать, контролировать и преследовать организованную преступность, определяя ответственность членов преступных формирований как за совершение отдельных преступлений, так и за заговор - организацию, руководство и участие в организованном преступном формировании. Уголовная ответственность за заговор (сговор) с целью нарушения законодательства наступала даже в том случае, если самого нарушения законодательства не было совершено. Законодатель в США исходит из того, что сговор сам по себе является серьезным нарушением закона и подлежит обязательному наказанию. По закону RICO к уголовной ответственности лицо может быть привлечено уже только за сам факт участия в такой преступной организации [9].
Борьба с организованной преступностью в США рассматривается как одно из важнейших (стратегических) направлений деятельности правоохранительных органов страны и основывается на разработке и реализации системы специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер контроля над преступностью, понятной и широко известной населению страны. В свою очередь, в системе правовых мер важное место занимают уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные меры, ряд из которых не имеет аналогов в России. Так, цели и задачи правоохранительных органов в этом направлении сформулированы в «Стратегии борьбы правоохранительных органов с международной организованной преступностью» (Law Е^огсете^ Strategy to Соmbаt International Огgаnized Сrime). Этот документ
подготовлен Советом по борьбе с организованной преступностью - официальной структурой, возглавляемой заместителем министра юстиции, - при участии представителей соответствующих министерств и ведомств и утвержден министром юстиции США в апреле 2008 г.
«Стратегия» определяет 4 главных вектора действий правоохранительных органов в борьбе с транснациональной организованной преступностью: 1) сбор, анализ и своевременное распространение информации об угрозах, исходящих от транснациональной организованной преступности; 2) определение на основе имеющейся информации наиболее опасных для США в данный момент объектов в среде ТНОП; 3) проведение активных наступательных операций против намеченных объектов с использованием всех имеющихся сил и средств в целях пресечения их преступных действий и ликвидации самих преступных группировок; 4) разработку и внедрение в практику стратегических программ и наиболее эффективных приемов и методов борьбы с ТНОП.
Реализацией на практике положений «Стратегии борьбы с международной организованной преступностью» занимаются в пределах своей компетенции все правоохранительные органы и другие государственные учреждения США, в том числе и специальные службы раз-ведсообщества.
Для упорядочения деятельности многочисленных участников борьбы с ТНОП в США в 2009 г. был создан межведомственный Оперативный центр по борьбе с международной организованной преступностью (International O^nized Crime Intelligence and Operations Center), призванный определять приоритетные на данный момент задачи борьбы с ТНОП и объединять усилия всех участников этого процесса в интересах достижения максимальной результативности.
«Стратегия» предписывает американским правоохранительным органам взаимодействовать с международными организациями и зарубежными партнерами. США активно взаимодействуют, в частности, с такими международными структурами, как Управление ООН по наркотикам и преступности, Интерпол и Евро-пол. В структуре Министерства юстиции США функционирует Национальное бюро Интерпола, в дипломатических и консульских представительствах США за границей функционируют аппараты атташе по юридическим вопросам, замещаемые сотрудниками ФБР.
Так, в 2010 г. министр юстиции США Э. Хол-дер объявил о завершении 22-месячной опе-
39
рации Рго]во1 Deliverance, в ходе которой по обвинению в причастности к наркобизнесу было арестовано 2266 человек, захвачено порядка 154 миллионов долларов, 1262 фунтов метам-фетамина, 2,5 тонн кокаина, 1410 фунтов героина, 69 тонн марихуаны, 501 единицы оружия и 527 транспортных средств [10, с. 16]. Операция против наркодилеров проводилась в тесном взаимодействии с правоохранительными органами Мексики. По заявлениям американских официальных представителей, в операции принимали участие сотрудники более 300 американских и иностранных правоохранительных органов. Координация осуществлялась среди более чем 3 тысяч сотрудников правоохранительных органов. Успешное проведение указанной операции позволило нанести серьезный ущерб наркобизнесу, ликвидировать каналы поставки наркотиков в США, а также денежных средств и оружия из США в Мексику.
В интересах «американизации» сотрудников зарубежных правоохранительных органов и спецслужб осуществляется их профессиональная подготовка американскими специалистами как на территории США, так и на территории других государств. Так, при американской фи-нансововой и материальной поддержке в Венгрии, Таиланде, Ботсване и Сальвадоре функционируют международные академии охраны правопорядка, занятия в которых проводят американские инструкторы.
В январе 2010 г. правительство Соединенных Штатов завершило всесторонний обзор международной организованной преступности и пришло к заключению, что за прошедшие 15 лет международная организованная преступность резко расширилась в размере, объеме и влиянии, представляя существенную угрозу национальной и международной безопасности.
25 июля 2011 г. Президент США Б. Обама подписал указ и ряд распоряжений, предусматривающих введение новых санкций против международной преступности, а также направленных на защиту национальной безопасности США. До сведения общественности были доведены основные положения «Стратегии борьбы с транснациональной организованной преступностью» (Strategy to Соmbаt Transnational Огgаnized Сrime). Стратегия излагает 56 приоритетных действий в ключевых областях, которые Соединенные Штаты намерены выполнить, чтобы уменьшить воздействие транснациональной организованной преступности внутри страны и за ее пределами, сократить ее от угрозы национальной безопасности до
управляемой проблемы государственной безопасности в Соединенных Штатах и в стратегических регионах во всем мире. Среди прочего речь идет о получении качественной разведывательной информации, защите финансовой системы, повышении эффективности расследования и судебного преследования, развитии международного сотрудничества и т.д.
Примечательно, что в разделе, посвященном региональным приоритетам, отмечается, что российские сети организованной преступности представляют существенную (стратегическую) угрозу американским интересам внутри страны и за границей [11]. Российские объединения (синдикаты) организованной преступности и преступно связанные с ними олигархи могут вступить в тайный сговор с государственными или связанными с ними лицами, чтобы подорвать конкуренцию на таких стратегических рынках, как рынок природного газа, нефти, алюминия и драгоценных металлов. Транснациональные организованные группировки в России налаживают новые связи с мировыми наркодилерами для быстрого привлечения средств. Предметом особого беспокойства США является также трафик ядерных материалов на пространстве бывшего СССР.
В приложении к президентскому указу были названы 4 крупнейшие и наиболее опасные, по мнению США, транснациональные преступные организации, являющиеся объектами как уже объявленных, так и планируемых санкций. Среди них на первом месте был назван «Братский круг» (Brother's Circle), или «Московский центр» (Moscow Center) - многонациональная группировка, состоящая из главарей и высокопоставленных членов нескольких евразийских ОПГ, базирующихся в основном на постсоветском пространстве, но распространяющих свое влияние на Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку. Первоначально в списке подозреваемых в причастности к «Братскому кругу» было всего два человека, но впоследствии этот список неоднократно пополнялся [12]. Согласно Стратегии подозреваемым в причастности к транснациональным преступным группировкам запрещается въезд в США, против них вводятся различные финансовые санкции (замораживание счетов, движимых и недвижимых активов и т.д.) [13].
Изучение российскими исследователями накопленного другими странами опыта борьбы с организованной преступностью имеет огромное теоретическое и практическое значение для России, поскольку позволяет познать закономерности развития организованной преступно-
40
сти и борьбы с ней, избежать различного рода ошибок, которые были допущены различными странами при реализации разных стратегий борьбы с ней, стать основой для выработки рекомендаций и современных методов, соот-
1. Долгова А. И. Криминология. М., 2002.
2. Мохов Е.А. Организованная преступность и национальная безопасность России. М., 2002.
3. Организованная преступность: курс лекций. СПб., 2002.
4. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного демократического государства. М., 2004.
5. Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М, 1997.
6. Мелешко Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран. М., 2003.
7. Кларк Р. Преступность в США. М., 1975.
8. Геевский И.А. Мафия, ЦРУ, Уотергейт: Очерки об организованной преступности и политических нравах в США. М., 1983.
9. Бураков В.В., Сокол В.Ю. Особенности борьбы с организованной преступностью в США: учеб. пособие. Краснодар, 2004.
10. Strategy to combat transnational organized crime. Addressing Converging Threats to National Security. 2011.
11. Forbes[Официальный сайт]. URL: http:// www.blogs.forbes.com/kenrapoza/2011/07/25/ russian-organized-crime-strategic-threat (дата обращения: 08.11.2014).
12. ДОСЬЕ: Американский список « Братский круг» (31 окт. 2013 г.) [Электронный ресурс] // ИТАР-ТАСС [Официальный сайт]. URL: http:// itar-tass.com/spravochnaya-informaciya/754149 (дата обращения: 20.11.2014).
13. Македонов Л. Обама заморозит Тайван-чика (26 июля 2011 г.) [Электронный ресурс] // ГазетаЯи [Официальный сайт]. URL: http:// www.gazeta.ru/politics/2012/03/27_a_4106193. shtml (дата обращения: 26.11.2014).
ветствующих насущным потребностям российской практики и имеющимся средствам, а также стать прочной основой для международного сотрудничества в сфере борьбы с организованной преступностью [9, с. 112].
1. Dolgova A.I. Criminology. Moscow, 2002.
2. Mohov E.A. Organized crime and national security of Russia. Moscow, 2002.
3. Organized crime: rnurse of lectures. St. Petersburg, 2002.
4. Gorsheneva I.A. Police in the mechanism of the modern democratic state. Мoscow, 2004.
5. Inshakov S.M. Foreign criminology. Мoscow, 1997.
6. Meleshko N.P., Tarlo E.G. Criminal and legal systems of Russia and foreign countries. Мoscow, 2003.
7. Klark R. Crime in the USA. Мoscow, 1975.
8. Geevsky I.A. Mafia, CIA, Watergate: Sketches about organized crime and political customs in the USA. Мoscow, 1983.
9. Burakov V.V., Sokol V.Yu. Features of fight against organized crime in the USA: study aid. Krasnodar, 2004.
10. Strategy to combat transnational organized crime. Addressing Converging Threats to National Security. 2011.
11. Forbes [Official website]. URL: http://www. blogs.forbes.com/kenrapoza/2011/07/25/rus-sian-organized-crime-strategic-threat (date of access: 08.11.2014).
12. FILE: American list «Brotherly Circle» (Oct. 31, 2013) [Electronic resource]//ITAR-TASS [Official website]. URL: http://itar-tass.com/sprav-ochnaya-informaciya/754149 (date of access: 20.11.2014).
13. Makedonov L. Obama will freeze Tayvan-chik (July 26, 2011) [Electronic resource] // Gazeta. Ru [Official website]. URL: http://www.gazeta.ru/ politics/2012/03/27_a_4106193.shtml (date of access: 26.11.2014).
41