5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО, (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.08)
5.1. СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: ЕЁ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Белоцерковский Сергей Дмитриевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье впервые на основании проведенного автором исследования отечественного законодательства сформирована современная система правового регулирования борьбы с организованной преступностью. Входящие в нее нормативные правовые акты классифицированы и рассмотрены. Результаты изложенного исследования могут быть использованы в практической деятельности правоохранительных органов, а также в качестве исходного объекта для ее дальнейшего совершенствования. Статья предназначена для научных и практических работников в сфере борьбы с преступностью, а также всех интересующихся данной тематикой.
Ключевые слова: преступность, организованная преступность, борьба с преступностью, борьба с организованной преступностью.
THE SYSTEM OF LEGAL REGULATION OF COMBATING ORGANIZED CRIME: ITS STRUCTURE AND CONTENT
Belotserkovsky Sergey Dmitrievich, PhD at law, associate professor. Position: Professor. Place of employment: Academy of The Prosecutor General's office of Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation: The paper first on the basis of the study of the domestic legislation formed the modern system of legal regulation of combating organized crime. Included in her normative legal acts classified and reviewed. Results are presented of the study can be used in the practice of law enforcement, as well as the source object for further improvement. This article is intended for researchers and practitioners in the field of combating crime, as well as all those interested in this subject.
Keywords: crime, organized crime, fight against crime, fight against organized crime.
Системное правовое регулирование борьбы с организованной преступностью это, во-первых, реагирование одновременно на все её аспекты, в том числе, организованную преступную деятельность, её причины, восстановление причинённого ею вреда и т.д., во-вторых, воздействие на них посредством различных отраслей права и, в-третьих, использование в ходе такого воздействия правовых актов разного уровня, в том числе Конституции Российской Федерации, международных актов, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов.
Существующая в настоящее время в России система правового регулирования борьбы с организованной преступностью носит развёрнутый характер и помимо
Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации включает в себя федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Последние, в свою очередь, состоят из указов Президента Российской Федерации; постановлений, распоряжений, других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и ведомственных актов, издаваемых правоохранительными и другими государственными органами.
Вместе с тем, формирование современной системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России началось сравнительно недавно и в настоящее время не завершено. В результате эта система, в её сегодняшнем виде, не вполне согласуется с международной и её нельзя считать в должной степени криминологически обусловленной, то есть соответствующей криминальным реалиям, на которые рассчитано реагирование.
Это выражается, прежде всего, в том, что остаются не имплементированными в отечественное законодательство отдельные положения основных международно-правовых документов, посвящённых взаимодействию государств в борьбе с организованной преступностью. В уголовном, уголовно-процессуальном, уголовно-исполнительном, оперативно-розыскном законодательствах отсутствуют современные институты борьбы с организованной преступностью, которые уже достаточно продолжительное время существуют в законодательствах большинства зарубежных государств. Существенным пробелом формирующейся системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России в настоящее время является отсутствие комплексного Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью», учитывающего специфику отечественной организованной преступности, предусматривающего дополнительные меры борьбы с ней и, таким образом, обеспечивающего комплексное, системное реагирование на неё.
Вряд ли представляется возможным составление некоего исчерпывающего перечня федеральных законов и иных нормативных правовых актов, по-свящённых борьбе с организованной преступностью. Во-первых, потому, что этот перечень достаточно регулярно обновляется и дополняется в связи с тем, что процесс формирования правовой базы борьбы с организованной преступностью продолжается. Особенно это касается иных нормативных правовых актов, а в их структуре - ведомственных актов, издаваемых правоохранительными и другими государственными органами. Во-вторых, в настоящее время в России существует развёрнутая система правового регулирования борьбы с другими видами системной преступной деятельности, такими как терроризм, экстремизм, коррупция. Они самым тесным образом взаимосвязаны с организованной преступностью, поэтому в перечень федеральных законов и иных нормативных правовых актов о борьбе с организованной преступностью следует включать нормативные правовые акты о борьбе с этими видами системной преступной деятельности. Без них система правового регулирования борьбы с организованной преступностью была бы неполной.
5'2017
Пробелы в российском законодательстве
Таким образом, в ходе организации и осуществления борьбы с организованной преступностью следует учитывать широкий спектр нормативных правовых актов. В связи с этим актуальным становится вопрос их классификации.
Наиболее продуктивной представляется классификация таких нормативных правовых актов в зависимости от круга регулируемых ими общественных отношений.
В соответствии с данным критерием, такая классификация будет включать в себя три группы федеральных законов, а также соответствующие три группы иных нормативных правовых актов:
• регулирующих общественные отношения в сфере организации и деятельности правоохранительных органов, участвующих в борьбе с организованной преступностью, и государственной защиты их должностных лиц, судей и иных участников уголовного судопроизводства;
Основными нормативными правовыми актами данной группы, таким образом, являются федеральные законы: от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». А также федеральные законы: от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
• регулирующих общественные отношения непосредственно в сфере борьбы с организованными преступными формированиями и их деятельностью;
В данную группу федеральных законов, помимо Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, входят также: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В федеральных законах этой группы сложно выделить положения, непосредственно относящиеся к борьбе с организованной преступностью, поскольку к этому, в той или иной мере, имеют отношение все положения этих федеральных законов.
• комплексно регулирующих общественные отношения в сфере борьбы с отдельными видами преступности, которые имеют организованную основу или непосредственно связаны с организованной преступностью.
Эту группу федеральных законов составляют федеральные законы, комплексно регулирующие общественные отношения в сфере борьбы с отдельными видами преступности, которые имеют организованную основу или непосредственно связаны с организованной преступностью. Её основой являются федеральные законы: от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Включение перечисленных федеральных законов в систему правового регулирования борьбы с организованной преступностью обусловлено тем обстоятельством, что данные виды преступности самым непосредственным образом взаимосвязаны с организованной преступностью.
Традиционно структура иных нормативных правовых актов включает в себя: указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения, другие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и ведомственные акты, издаваемые правоохранительными и другими государственными органами. Существующая в настоящее время в России система правового регулирования борьбы с организованной преступностью включает в себя иные нормативные правовые акты всех трёх групп.
Организация и деятельность не всех субъектов борьбы с организованной преступностью регулируется федеральными законами. Организация и деятельность целого ряда субъектов борьбы с организованной преступностью регулируется указами Президента или постановлениями Правительства Российской Федерации.
Поэтому первую группу иных нормативных правовых актов составляют: Указ Президента Российской Федерации от 13. 06.2012 № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу», Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний», Указ Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О федеральной таможенной службе».
Изменения в организацию и деятельность субъектов борьбы с организованной преступностью также вносятся посредством издания иных нормативных правовых актов: Указ Президента Российской Федерации от 11.05.2006 № 473 «Вопросы федеральной таможенной службы», Указ Президента Российской Федерации: от 6.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации».
В эту же группу иных нормативных актов входят постановления Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 630 «Об утверждении «Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от 21.09.2012 № 953 «Об утверждении «Правил применения меры безопасности в виде переселения защищаемого лица на другое место жительства в отношении потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», от
13.07.2013 № 586 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2014-2018 годы».
К иным нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения непосредственно в сфере борьбы с организованными преступными формированиями и их деятельностью, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» и Постановление Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение об-
щественного порядка и противодействия преступности».
К иным нормативным правовым актам, регулирующим общественные отношения в сфере борьбы с отдельными видами преступности, которые имеют организованную основу или непосредственно связаны с организованной преступностью следует отнести указы Президента Российской Федерации от 15.02.2006 № 11б «О мерах по противодействию терроризму», от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции», от 26.07.2011 № 988 «О межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Ведомственные акты, касающиеся борьбы с организованной преступностью и издаваемые правоохранительными и другими государственными органами, полностью укладываются в данную классификацию, однако исчерпывающе не приводятся ввиду невозможности из-за их относительной многочисленности и достаточно регулярной обновляемости.
Кроме того, очевидно, что организация и осуществление борьбы с таким сложным явлением как организованная преступность могут потребовать обращения также и к другим законам и иным нормативным правовым актам. При этом значимым является судебное толкование содержащихся в них норм и для этого важно обращаться к постановлениям и определениям Конституционного Суда Российской Федерации, а также к определениям Судебной коллегии по уголовным делам, постановлениям Президиума и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Список литературы:
1. Белоцерковский С.Д. Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью и научные основы её оптимизации: монография. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2011.
2. Белоцерковский С.Д. Общие начала борьбы с организованной преступностью // Вестник Российской правовой академии. - 2016. - № 4. - С. 46-51.
3. Белоцерковский С.Д., Васнецова А.С., Гуськов А.Я., Меркурьев В.В., Паненков А.А., Соколов Д.А. Борьба с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом в России: монография. - М.: Юрли-тинформ, 2012.
4. Васин Ю.Г., (2013), Особенности теоретического уголовно-правового и криминологического моделирования мер борьбы с организованной преступностью. Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал, 6: 70-73.
5. Васин Ю.Г., (2017), Криминологические модели противодействия организованной преступности: практические аспекты реализации. Пробелы в российском законодательстве, 4: 26-30.
Рецензия
на рукопись статьи С.Д. Белоцерковского «Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью: ее структура и содержание»
Статья С.Д. Белоцерковского «Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью: ее структура и содержание» выполнена на безусловно актуальную тему. Организованная преступность продолжает оставаться угрозой национальной безопасности не только Российской Федерации, но и других государств.
В статье автором впервые, на основании результатов проведенного исследования, сформулирована современная система правового регулирования борьбы с организованной преступностью в России. Входящие в нее нормативные правовые акты классифицированы и рассмотрены.
Статья имеет научное и практическое значение, сформулированные автором выводы и предложения могут служить, в том числе, основой для дальнейшего совершенствования системы правового регулирования борьбы с организованной преступностью.
Статья написана грамотным юридическим языком.
Высказанные рецензентом замечания и предложения устранены автором в ходе рецензирования статьи.
Вывод: на основании изложенного полагаю возможным рекомендовать рукопись статьи С.Д. Белоцерковского «Система правового регулирования борьбы с организованной преступностью: ее структура и содержание» к публикации в журнале «Пробелы в Российском законодательстве. Юридические науки».
Рецензент:
Профессор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А.В. Агутин
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 77,89%