Научная статья на тему 'Особенности базовой подготовки по химии монгольских студентов'

Особенности базовой подготовки по химии монгольских студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ХИМИЯ / МОНГОЛЬСКИЕ СТУДЕНТЫ / IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY / PHARMACEUTICAL FACULTY / CHEMISTRY / THE MONGOLIAN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демченко А. И., Заварзина Галина Анатольевна

В статье обсуждаются вопросы преподавания химии на младших курсах фармацевтического факультета. Изучение нескольких химических дисциплин на одной кафедре позволяет осуществлять преемственность преподавания. Выполнение экспериментальных лабораторных работ способствует лучшему усвоению теоретического материала. Монгольские студенты, хорошо знающие русский язык, лучше адаптируются в учебном процессе. Терпеливая воспитательная работа с монгольскими студентами, развитие интереса к своей будущей профессии приводят к положительным результатам в учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демченко А. И., Заварзина Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of basic preparation of mongolian students in chemistry

In this article problems in teaching chemistry at beginning courses of pharmaceutical faculty are discussed. Studying of several chemical disciplines at one chair allows to carry out succession of teaching. Carrying out the experimental laboratory works promotes the best mastering of theoretical material. Th e Mongolian students well knowing Russian, adapt better in educational process. Patient educational work with the Mongolian students, development of interest to the future profession lead to positive results in studies.

Текст научной работы на тему «Особенности базовой подготовки по химии монгольских студентов»

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

© ДЕМЧЕНКО А.И., ЗАВАРЗИНА Г.А. — 2010

ОСОБЕННОСТИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ХИМИИ МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ

А.И. Демченко, Г.А. Заварзина (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. В статье обсуждаются вопросы преподавания химии на младших курсах фармацевтического факультета. Изучение нескольких химических дисциплин на одной кафедре позволяет осуществлять преемственность преподавания. Выполнение экспериментальных лабораторных работ способствует лучшему усвоению теоретического материала. Монгольские студенты, хорошо знающие русский язык, лучше адаптируются в учебном процессе. Терпеливая воспитательная работа с монгольскими студентами, развитие интереса к своей будущей профессии приводят к положительным результатам в учебе.

Ключевые слова: Иркутский государственный медицинский университет, фармацевтический факультет, химия, монгольские студенты.

FEATURES OF BASIC PREPARATION OF MONGOLIAN STUDENTS IN CHEMISTRY

A.I. Demchenko, G.A. Zavarzina (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. In this article problems in teaching chemistry at beginning courses of pharmaceutical faculty are discussed. Studying of several chemical disciplines at one chair allows to carry out succession of teaching. Carrying out the experimental laboratory works promotes the best mastering of theoretical material. The Mongolian students well knowing Russian, adapt better in educational process. Patient educational work with the Mongolian students, development of interest to the future profession lead to positive results in studies.

Key words: Irkutsk State Medical University, pharmaceutical faculty, chemistry, the Mongolian students.

Преподавание химических дисциплин на младших курсах фармацевтического факультета неразрывно связанно с формированием профессиональной подготовки.

Работа на конечный результат — подготовка грамотного провизора — основная задача кафедрального коллектива.

Главной задачей подготовки грамотного специалиста является создание в ходе обучения прочной базы фундаментальных знаний фармации, формирование умений, которые осуществляются с первых дней обучения студентов в вузе.

Кафедра общей химии имеет богатый, почти 30летний опыт подготовки по химии российских и монгольских студентов. На 1 и 2-м курсах, по учебному плану фармацевтического факультета, они изучают неорганическую, аналитическую, органическую, физическую и коллоидную химии. Абитуриенты из Монголии поступают на 1 курс, как правило, после годичного обучения на подготовительном факультете, где они закрепляют пройденный школьный материал, а главное, изучают вступительные предметы на русском языке, знание которого необходимо для успешного освоения учебной программы на протяжении всего периода обучения в Вузе. Те студенты, которые лучше знают русский язык, легче адаптируются к окружающей обстановке, им понятно содержание лекций и методических указаний, им легче подготовиться к теоретическим и лабораторным занятиям по химии, лучше понимают объяснения преподавателей. Студентам, недостаточно освоившим русский язык труднее, но особенность заключается в том, что химический язык, язык химических формул — интернациональный, и уже ко второму курсу все монгольские студенты свободно ориентируются в учебном процессе, получая удовлетворительные и хорошие оценки по всем химическим дисциплинам.

На наш взгляд, большую роль играет жизненная установка студента, его осознанный выбор специальности фармацевта. У части студентов родители являются фармацевтами, другие сами выбирают полюбившуюся профессию фармацевта — одну из самых востребованных практическим здравоохранения в настоящее время. Но одно неоспоримо — те студенты, которые не случай-

но учатся на нашем факультете, добиваются лучших результатов в учебе и в дальнейшей работе на фармацевтическом поприще.

К теоретическим и практическим занятиям по химии монгольские студенты готовятся, как правило, по лекциям и учебникам по химии для фармацевтических вузов. Лекции читают и ведут практические занятия самые опытные преподаватели кафедры. Известно, что оптимальным вариантом чтения лекции является тот, когда они по содержанию и форме изложения ориентированы на хорошо успевающего студента, вызывают у него интерес и потребность в самостоятельном изучении предмета. Лучшему усвоению отечественным и монгольским студентам лекционного материала способствуют системность и преемственность в построении и изложении лекции по разным химическим дисциплинам. Почти все разделы, изучаемые по общей химии на 1-ом курсе, получают свое развитие при изучении органической и аналитической химии на 2-м курсе, для чего созданы сквозные рабочие программы лекции и практических занятии по всем химическим курсам. Кафедра следит, чтобы каждый монгольский студент получил в библиотеке университета учебник и пособие для практических занятий по каждому предмету.

Монгольские студенты охотно посещают еженедельные дополнительные занятия, на которых исправляют свою успеваемость и получают консультации преподавателей по непонятным и интересующим их вопросам. Лучшему знанию химии помогает участие в работе научных студенческих кружков.

Успешной учебе монгольских студентов на фармацевтическом факультете ИГМУ способствуют дружелюбные отношения с российскими студентами, которые с первых дней окружают монгольских студентов вниманием и заботой. Это проявляется в виде помощи на практических занятиях по химии в стенах университета и в общежитии, где они вместе готовятся в читальном зале, на равных участвуют в работе студсовета и в других общественных и культурных мероприятиях.

Учебную и воспитательную работу кафедра проводит в тесном контакте с деканатом по работе с иностранными студентами. Постоянный обмен информацией

об успеваемости студентов, позволяет контролировать трудовую дисциплину и результаты учебы монгольских студентов и всем предметам.

Последние достижения химической и фармацевтической науки требуют повышения активности студентов в учебной работе, развития у них инициативы, самостоятельности мышления и действий. Мы считаем, что добиться более прочных и осознанных знаний основ химии и научить студентов применять знания, можно только используя студенческий эксперимент в виде изучения свойств соединений химических элементов и

учебно-исследовательской работы студентов практически по всем темам аналитической и органической химии. Так, постепенно приобретая навыки химического эксперимента, монгольские студенты в конце учебного года уверенно выполняют многостадийные процессы по синтезу органических, в том числе лекарственных веществ. В процессе выполнения эксперимента студенты знакомятся на практике с некоторыми приемами научно-химических исследовании. Таким образом, постепенно формируется система научных понятии одновременно с приёмами рационального мышления.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, ИГМУ, кафедра общей химии, e-mail: [email protected] Демченко Александр Иванович — доцент, к.б.н.,

Заварзина Галина Анатольевна — заведующая кафедрой, к.б.н., доцент.

© КРУПСКАЯ Т.С., ЗОБНИН Ю.В., МАЛОВ И.В. — 2010

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ

Т.С. Крупская, Ю.В. Зобнин, И.В. Малое (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Обсуждаются вопросы формирования академической мобильности студентов медицинского университета в процессе международного сотрудничества в области образования на основании анализа системы высшего медицинского образования во Франции и, в частности, изучения учебного плана Факультета Медицины Университета Гренобля.

Ключевые слова: академическая мобильность, высшее медицинское образование, международное сотрудничество России и Франции.

THE INTERNATIONAL COOPERATION AS A FACTOR OF FORMATION OF THE ACADEMIC MOBILITY OF STUDENTS

T.S. Krupskaya, Y.V. Zobnin, I.V. Malov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. Questions of formation of the academic mobility of students of medical university during the international cooperation in the field of education on the basis of the analysis of system of the higher medical education in France and, in particular, studying of the curriculum of Faculty of Medicine of University of Grenoble are discussed.

Key words: academic mobility, higher medical education, international cooperation of Russia and France.

Интеграционные процессы, происходящие в мировом сообществе, затронули систему высшего образования. В настоящий период формируется единое мировое образовательное пространство, выражающееся, прежде всего, в гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов, специальностей в разных странах мира. Открытое образовательное пространство предполагает рост мобильности студентов и сотрудничества преподавателей университетов разных стран, что, несомненно, будет способствовать достижению успехов в выбранной профессии, улучшению системы трудоустройства выпускников университетов, повышению статуса этих стран в сфере образования.

Одной из задач современной российской высшей школы является ее модернизация, способствующая повышению доступности, качества и эффективности образования. Достижению этих целей во многом способствует развитие академической мобильности студентов.

Одним из приоритетных направлений международного сотрудничества Иркутского государственного медицинского университета с медицинскими учебными, научными и лечебными учреждениями Европы, Азии, Америки является формирование академической мобильности студентов. В рамках присоединения Российской Федерации к Болонской декларации в 2003 году и формирования новых концепций высшего профессионального, в том числе медицинского образования, становится особенно актуальным изучение международного опыта подготовки специалистов-медиков,

для использования всего лучшего, что создано в мире в этой области.

В рамках договора о сотрудничестве с факультетом медицины Гренобльского университета имени Жозефа Фурье студенты и интерны нашего университета имеют возможность проходить курсы обучения сроком от 2 месяцев до 1 года на базе Госпитального Университетского Центра Гренобля.

Для эффективной реализации академической мобильности студентов, уезжающих на обучение во Францию, мы подробно познакомились с системой обучения на медицинских факультетах Франции и непосредственно на Медицинском факультете Гренобльского университета.

В настоящее время медицинское образование во Франции состоит из трех циклов, которые длятся от 9 до 11 лет согласно выбранной специальности. Учебный курс предусматривает 2 экзамена: один в конце первого года, он нужен для отбора студентов, и второй — в конце второго цикла, он ориентирует студентов на выбор профессиональной специализации.

Первый год первого цикла обучения (РСЕМ1) регламентирован постановлением от 28 октября 2009 года и вступающим в силу с сентября 2010 года предусматривается обучение будущих врачей всех специальностей по единому учебному плану, включающему в первом семестре — информацию о различных специальностях и введение в биомедицинские исследования, во втором семестре — специализированный предмет для каждой области. Первый год заканчивается четырьмя разными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.