Научная статья на тему 'Особенности азиатского вектора израильской внешней политики'

Особенности азиатского вектора израильской внешней политики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
623
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рыжов И. В., Прелов В. В.

Рассматривается история развития отношений Государства Израиль и стран Азии с 1948 года до начала XXI в. Основное внимание авторы статьи уделяют анализу стратегии развития отношений Израиля с отдельными странами Азии. Также авторы изучают перспективы современной израильской внешней политики на азиатском направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF ISRAELI EXTERNAL POLICY IN ASIA

A review of the history of relations between the State of Israel and the countries of Asia from 1948 to the beginning of the 21st century is presented, with the focus on the analysis of the Israeli strategy and the development of relations between Israel and particular countries in Asia. The prospects of modern Israeli foreign policy in Asia are also considered.

Текст научной работы на тему «Особенности азиатского вектора израильской внешней политики»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 5, с. 160-1 66

ОСОБЕННОСТИ АЗИАТСКОГО ВЕКТОРА ИЗРАИЛЬСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

© 2007 г. И.В. Рыжов, В.В. Прелое

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 24.09.2007

Рассматривается история развития отношений Г осударства Израиль и стран Азии с 1948 года до начала XXI в. Основное внимание авторы статьи уделяют анализу стратегии развития отношений Израиля с отдельными странами Азии. Также авторы изучают перспективы современной израильской внешней политики на азиатском направлении.

В целях облегчения анализа отношений Государства Израиль со странами Азии можно условно разделить их на взаимоотношения с мусульманскими странами Ближнего Востока, а также с немусульманскими государствами Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Рассматривая положение Израиля на Ближнем Востоке, можно сказать, что еврейское государство, не являющееся безусловным лидером, тем не менее, в той или иной степени претендует на эту роль, даже несмотря на то, что не отвечает всем критериям, предъявляемым к абсолютным лидерам. Г осударства с аналогичным характером есть в различных регионах мира. Авторы предлагают такие государства обозначить особым термином - «подпирающие» государства. Почему «подпирающие»? Потому что в любом регионе существует несомненный или абсолютный лидер: на Ближнем Востоке этим лидером являются США, кроме того, в этом регионе есть ряд государств, преследующих цель стать лидером, но в силу объективных причин (территория, ресурсы, население, экономический и военный потенциал, социальная стабильность и политический авторитет) не имеющих возможности стать им на данном историческом отрезке времени. Они не проявляют явно активную агрессию и не ведут определенную конкурентную борьбу по отношению к стране-лидеру (иногда даже вступают с ней в коалицию или союзнические отношения), что не мешает им делать это опосредованно. Таким образом, данные государства как бы «подпирают» лидера и при благоприятно сложившейся ситуации могут занять доминирующую позицию в регионе.

В регионе Ближнего Востока как таковое может расцениваться Г осударство Израиль. Лидерство Израиля определяется прежде всего высоким экономическим развитием, которое

обусловлено существованием развитых наукоемких производств, вложением иностранного капитала в страну (в первую очередь капиталов зарубежных соотечественников). Кроме того, на сегодняшний день Израиль обладает достаточно большим военным авторитетом в регионе. Если на вооружении соседних стран стоит в основном советское оружие конца 70-80-х гг., то Израиль владеет современными средствами слежения и уничтожения. Несмотря на небольшую территорию по сравнению с Египтом, Ираком, Сирией, Израиль добился достаточно весомого политического авторитета на ближневосточной арене, одержав победу в череде арабоизраильских войн. Однако политический авторитет Израиля носит несколько иную окраску, чем, например, у Франции в ЕС. Израиль на Ближнем Востоке скорее воспринимают негативно и в то же время признают его лидерство и превосходство по многим параметрам. Одним из слабых мест Государства Израиль является недостаток природных ресурсов, в первую очередь водных. Он не обладает большими запасами нефти, как, например, Объединенные Арабские Эмираты, что ставит его в зависимость от стран-экспортеров. Кроме того, авторитет и мощь Израиля в какой-то мере подрывается постоянным и разгорающимся в последнее время конфликтом с населением Палестинской автономии. Все эти негативные факторы отражаются на степени лидерства Израиля в регионе.

Арабо-израильские отношения

На Ближнем Востоке наибольшее значение для Израиля имеют отношения с его арабскими соседями. Официально внешняя политика Государства Израиль направлена на поиск мирного разрешения конфликта на Ближнем Востоке, преодоление дипломатической изоляции и ус-

тановление добрососедских отношений со всеми арабскими странами.

Сам арабо-израильский конфликт имеет достаточно длительную историю, а начало противостояния на Ближнем Востоке завязалось еще до образования еврейского государства. 29 ноября 1947 Генеральная Ассамблея ООН большинством в 2/3 голосов одобрила план раздела Палестины, разработанный Специальным комитетом Организации. Согласно этому плану на землях в то время подмандатной Палестины предусматривалось создание двух государств -еврейского и арабского, а в Иерусалиме и Вифлееме установление международного управления. Согласно плану ООН, 56.47% территории на запад от реки Иордан отходило к еврейскому государству, а 43.53% - к арабскому, предусматривалось также создание экономического союза между двумя государствами: таможенного союза, общей валютной системы, равного доступа к источникам воды и энергии. Представители арабского населения Палестины изначально отвергли это предложение, тогда как Еврейское агентство согласилось [1].

После окончания срока действия британского мандата и вывода британских войск из Палестины 14 мая 1948 года Государство Израиль провозгласило свою независимость. Первым премьер-министром стал Давид Бен-Гурион, а первым президентом - Хаим Вейцман, было создано временное правительство, которое признали США, СССР и ряд других стран. Сразу после провозглашения независимости Израиля Лига арабских стран объявила ему войну на всех фронтах. В боевые действия были втянуты арабские государства Египет, Трансиордания, Ливан и Ирак при поддержке других арабских государств.

Армия обороны Израиля (АОИ) сумела сдержать натиск арабских войск и одержать ряд побед в столкновениях с превосходящими по численности армиями арабских государств. Весной 1949 года при посредничестве ООН были подписаны соглашения между Израилем и Египтом, Сирией, Трансиорданией и Ливаном об установлении перемирия в демилитаризованных зонах между территориями арабских стран и территорией Израиля; Ирак отказался от подписания соглашения о перемирии. Предполагалось, что за этими соглашениями должны были последовать переговоры о мире, однако лидеры арабских стран отказались признавать Израиль или вести с ним переговоры.

По итогам войны Израиль занял три четверти Палестины, то есть территории на треть большие, чем было предусмотрено в решении

Генеральной Ассамблеи ООН, причем такое положение было закреплено по условиям достигнутых с арабами соглашений. Вместе с тем остальная часть территории, на которой предусматривалось создание независимого арабского палестинского государства, перешла под контроль Египта (сектор Газа) и Трансиордании (с 1950 года - Иордания), в декабре 1949 года аннексировавшей территорию, которая получила название Западного берега. Иерусалим был разделен между Израилем и Трансиорданией. Более полумиллиона арабов бежало из районов военных действий в более безопасные места в секторе Газа и на Западном берегу, а также в соседние арабские страны. Из первоначального арабского населения Палестины лишь около 167 тысяч человек остались на территории собственно Израиля. Израиль отверг требования арабских государств о разрешении палестинским беженцам вернуться в их дома и предоставлении Иерусалиму международного статуса, ссылаясь на то, что выполнение этих требований подорвет безопасность еврейского государства.

Большой объем экономической и военной помощи со стороны США, выплата правительством Западной Германии репараций позволили Израилю содержать сильную армию, одновременно осуществляя экономические и социальные проекты развития, включая создание новых сельскохозяйственных поселений для недавних иммигрантов.

На границах Израиля продолжали вспыхивать волнения, на территорию страны со стороны Западного берега и сектора Газа просачивались отряды боевиков. Между Израилем и его арабскими соседями возникали постоянные конфликты по вопросу о контроле над пограничными демилитаризованными зонами и из-за израильских проектов отвода воды из реки Иордан.

Арабские государства продолжали поддерживать политический и экономический бойкот Израиля. Египет отказал Израилю в доступе к Суэцкому каналу, а в 1951 году блокировал пролив Эт-Тиран, единственный прямой доступ еврейского государства к Красному морю. Палестинцы с Западного берега и из сектора Газа начали совершать нападения на израильские общины около границы. Израиль в ответ совершал карательные рейды, возложив ответственность за нападения палестинцев на Египет и Иорданию.

В июле 1956 года Египет ввел войска на Синайский полуостров и осуществил национализацию Суэцкого канала, что вызвало недоволь-

ство Великобритании и Франции. Стремясь свергнуть режим Насера, эти страны решили предпринять военную операцию против Египта совместно с Израилем, чьи войска 29 октября 1956 года вторглись в сектор Газа и на Синайский полуостров. Лишь под давлением со стороны СССР и США Израиль и его западноевропейские союзники были вынуждены вывести войска с территории Египта и из сектора Газа, завершив эвакуацию в марте 1957 года [2].

На протяжении десяти лет после 1956 года происходили непрерывные пограничные столкновения Израиля с Иорданией и Сирией. Конфликты между Сирией и Израилем из-за использования водных ресурсов реки Иордан и по вопросу об использовании демилитаризованных зон привели к многочисленным пограничным инцидентам. Напряженность во взаимоотношениях с арабскими странами вскоре вновь переросла в полномасштабный вооруженный конфликт.

Боевые действия начались 5 июня 1967 года, когда Израиль нанес удар по Египту. На стороне последнего выступили Иордания, Сирия и Ирак. В течение первых нескольких часов авиация Израиля вывела из строя египетские самолеты, находившиеся на аэродромах и наземных базах, а сухопутные войска захватили сектор Г аза и Синайский полуостров. У Иордании и у Сирии Израилем были захвачены, соответственно, Восточный Иерусалим, Западный берег и Голанские высоты. На оккупированных землях была установлена израильская военная администрация.

Несмотря на принятую в ноябре 1967 года Советом Безопасности ООН резолюцию № 242, которая призывала к заключению справедливого и прочного мира между арабскими странами и Израилем и к выводу последним войск с оккупированных территорий [3], мирный договор между враждующими сторонами так и не был заключён. Четвёртым и пятым раундами конфликта между Израилем и арабскими странами стали война, развязанная Египтом против Израиля в зоне Суэцкого канала в апреле 1969 года и продолжавшаяся до 1970 года, а также война Судного дня 1973 года.

6 октября 1973 года, в священный день еврейского календаря - День искупления, египетские и сирийские войска атаковали позиции израильской армии в зоне Суэцкого канала и на Голанских высотах соответственно. Несмотря на первоначальные успехи арабских стран, Армия обороны Израиля вскоре отбросила сирийцев за линию прекращения огня 1967 года и вторглась на территорию Сирии, оказавшись в

32 км от Дамаска. На южном фронте израильтяне пересекли Суэцкий канал, заняв позиции на его западном берегу, и остановились всего в 70 км от египетской столицы.

Прекращение войны было достигнуто вновь лишь при участии СССР и США после принятия Советом Безопасности ООН резолюции № 338 от 22 октября 1973 года, которая призывала немедленно прекратить военные действия и предпринять практические шаги к «справедливому и прочному миру на Ближнем Востоке» [4]. В декабре 1973 года была проведена мирная конференция в Женеве, где встретились делегации Египта, Иордании и Израиля под наблюдением ООН и при участии представителей СССР и США. После этой конференции была достигнута договоренность о разведении войск Израиля и Сирии, кроме того, в 1974 году Израиль вывел свои войска из ряда районов Голанских высот.

Заключение мирного договора с Египтом в 1979 году устранило угрозу нападения на Израиль со стороны наиболее сильной арабской страны. Согласно достигнутым договоренностям, в апреле 1982 года Израиль завершил вывод своих войск и поселений с Синайского полуострова. Однако на других границах Израиля напряженность не уменьшилась. Это объяснялось тем, что с 1981 года правительство Израиля активизировало поселенческую политику в Иудее и Самарии, израильское законодательство было распространено на Восточный Иерусалим и Голанские высоты, что лишь способствовало росту напряженности в арабо-израильских отношениях.

К концу 1970-х годов обострились отношения Израиля с Ливаном, на юг которого перебазировались силы ООП, на вооружении которых были ракетные установки, поставляемые из Сирии. С целью подавления баз палестинских боевиков Израиль организовал ряд военных операций, в том числе авиационных налетов и бомбардировок столицы Ливана Бейрута, однако все эти действия не принесли желаемого результата и были с осуждением восприняты международным сообществом.

6 июня 1982 года Израиль начал крупную военную акцию против ООП в Ливане под названием «Мир Г алилее». Целью операции было уничтожение палестинских баз на юге Ливана и обеспечение безопасности в северном Израиле. В первые же недели вторжения израильская армия подошла к Бейруту и осадила западные районы ливанской столицы. После интенсивных двухмесячных боев в самом Бейруте и вокруг него военные действия в Ливане прекратились.

По соглашению о перемирии к сентябрю 1982 года силы ООП и Сирии покинули Бейрут.

В декабре 1982 года Израиль приступил к переговорам с Ливаном по вопросу о выводе с его территории иностранных войск. 17 мая 1983 года было объявлено, что война между Израилем и Ливаном закончилась, Израиль обязался вывести свои вооруженные силы из Ливана, но создал на юге страны «зону безопасности».

В результате роста напряженности в отношениях с Сирией, а также ввиду обострения внутриполитической ситуации в самом Израиле, в июне 1985 года руководство страны вывело свои войска с большей части территории страны, оставив за собой лишь «зону безопасности» на юге шириной от 10 до 25 км, которая была передана под контроль произраильской «Армии Южного Ливана».

В декабре 1987 года во многих местах на Западном берегу и в секторе Г аза вспыхнуло вооруженное восстание арабов (интифада). Предпринятые министром обороны Израиля Ицхаком Рабином попытки остановить выступления не удались.

В 1988 году Ясир Арафат выступил с заявлением о признании со стороны ООП права Израиля на существование и согласии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 242, которая призывала Израиль освободить территории, захваченные в ходе Шестидневной войны 1967 года. Весной 1989 года правительство Израиля также проявило инициативу прекращения войны с арабскими государствами.

Однако миротворческий процесс замедлился в 1990 году, поскольку вторжение Ирака в Кувейт и война в Персидском заливе в 1991 году отодвинули на второй план поиск путей к решению арабо-израильского конфликта.

По окончании войны в Персидском заливе США возобновили попытки ускорить мирный процесс. 30 октября 1991 года в Мадриде открылась мирная конференция по Ближнему Востоку. В ее продолжение весной 1993 года проходили тайные переговоры между Израилем и ООП в Осло, а также в Вашингтоне, которые увенчались достижением согласия.

В сентябре того же года ООП признала право Израиля на существование, а Израиль признал ООП в качестве представителя палестинского народа. 13 сентября 1993 года в Вашингтоне была подписана двусторонняя декларация, намечавшая принципы самоуправления палестинского населения.

Осенью 1994 года был заключен мирный договор между Израилем и Иорданией, и в начале

следующего года они обменялись послами [5]. Тогда же представительства в Израиле открыли восемь арабских стран, в том числе Марокко, Тунис, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн и другие.

Несмотря на значительную активизацию мирного процесса на Ближнем Востоке в первой половине 1990-х годов, весьма сложной оставалась обстановка на ливано-израильской границе. Террористы из Ливана совершали свои вылазки в Израиль, в апреле 1996 года израильскими военными была предпринята ответная операция в южном Ливане под названием «Гроздья гнева».

После серии терактов, осуществленной летом 1997 года боевиками исламистских групп, в том числе «Хамас», Израиль решил заморозить дальнейшую реализацию соглашений в Осло [6]. Провалом закончились мирные переговоры между Израилем и Сирией в конце 1990-х годов. Мирный процесс оказался в тупике. В 2000 году начались массовые демонстрации палестинцев, быстро переросшие в ожесточенные столкновения. Все это вызывало недовольство Вашингтона и руководства ряда западноевропейских стран, в Израиле были закрыты представительства ряда арабских государств. В 2002 году наследный принц Саудовской Аравии Абдалла бен Абдель Азиз выдвинул собственный план мирного урегулирования, так называемую «Арабскую мирную инициативу» [7], также Совет Безопасности ООН принял резолюцию, призывавшую к созданию палестинского государства. Однако указанные инициативы также закончились ничем.

30 апреля 2003 года Государственным департаментом США была обнародована новая мирная инициатива, получившая широкую известность как «Дорожная карта» - поэтапный план, совместно разрабатывавшийся с середины 2002 года «четверкой по ближневосточному урегулированию» - представителями ООН, США, России и Европейского союза [8]. Неудачи в реализации и этой инициативы вынудили правительство А. Шарона в конце 2003 года объявить о планах одностороннего размежевания с палестинцами (отделении Израиля от Палестинской автономии).

Параллельно с началом реализации нового плана Израиль продолжал проводить достаточно жесткие антитеррористические операции в Палестине и наносить воздушные удары по целям в Южном Ливане. Все эти действия еще больше загоняли страну в международную изоляцию.

На саммите в Шарм-эш-Шейхе в начале февраля 2005 года премьер-министр Израиля А. Шарон и избранный незадолго до этого но-

вый глава Палестинской автономии М. Аббас объявили о полном прекращении огня. Количество жертв конфликта резко сократилось, особенно после того, как 17 марта 2005 года на встрече в Каире представителей палестинских вооруженных группировок было заявлено о продлении неофициального перемирия с Израилем до конца года. Тогда же Израиль объявил о поэтапной передаче под контроль палестинцев городов на западном берегу Иордана. Процесс ликвидации еврейских поселений в секторе Газа завершился в конце августа

2005 года, а 12 сентября Израиль объявил о завершении 38-летнего периода оккупации сектора Газа.

Сдвиг в процессе палестино-израильского урегулирования привел к значительной активизации действий сил противников Государства Израиль. Участились террористические акты, обстрелы израильской территории и вылазки экстремистских организаций, прежде всего «Хезболлах», имевших в своем распоряжении базы в Южном Ливане. В результате одной такой вылазки были захвачены в плен двое израильских солдат. Попытки их освобождения ни к чему не привели, и тогда Израиль 12 июля

2006 года инициирует крупную военную операцию на юге Ливана, в результате которой была разрушена инфраструктура «Хезболлах», уничтожена значительная часть ее боевиков.

Операция на юге Ливана, которая привела ко многим отрицательным последствиям в гуманитарной сфере, осложнила отношения Израиля с международным сообществом, резко усилились антиизраильские настроения в арабских странах. В то же время после проведения военной операции в Южный Ливан вернулись вооруженные силы страны и контингенты миротворческих войск главным образом из государств Евросоюза, что в значительной степени обезопасило северные границы Г осударства Израиль. В сложившихся условиях, по мере нормализации ситуации, ожидается проведение нового раунда переговоров между руководствами Израиля и Палестинской автономии.

Стратегическое партнерство между Израилем и Турцией

В своей региональной политике Израиль особое место уделяет развитию взаимоотношений с Турцией. Отсутствие соперничества в борьбе за региональное лидерство между двумя странами объясняется наличием общих угроз, исходящих со стороны соседних Ирана, Ирака и Сирии, что делает Турцию и Израиль естест-

венными союзниками в деле обеспечения собственной национальной безопасности.

В годы холодной войны отношения между двумя странами были достаточно сложными. Лишь в январе 1992 года Турция повысила ранг своего представительства в Израиле до уровня посольства. В июле того же года Турцию посетил с официальным визитом президент Израиля Х. Герцог, в январе 1994 года - сменивший его на посту президента Э. Вейцман. В ноябре 1994 года премьер-министр Турции Т. Чилер нанесла официальный визит в Израиль, в ходе которого подчеркнула, что Турция придает связям с Израилем особое значение [9].

Новый этап сотрудничества между двумя странами начался во второй половине 1990-х годов. В 1996 году был подписан Договор о стратегическом сотрудничестве, который предусматривает проведение совместных сухопутных, военно-воздушных и военно-морских маневров, сотрудничество в сферах борьбы с международным терроризмом и охраны границ. В 1997 году были достигнуты соглашения по оказанию Израилем помощи в модернизации турецких военно-воздушных и бронетанковых войск. В том же году был подписан двусторонний экономический договор. В целом союзнические отношения Турции и Израиля высоко оцениваются США и НАТО как важнейший фактор стабильности на Ближнем Востоке [10]. Отсутствие серьёзных противоречий между двумя указанными странами, равно как и высокий уровень партнерских отношений способствуют эффективному противостоянию с их основными региональными противниками (Иран, Сирия, до войны 2003 года - Ирак), а также взаимодействию в различных сферах. К примеру, Израиль участвует в программах модернизации турецких вооруженных сил, Турция же является единственной мусульманской страной Ближнего Востока, оказывающей существенную союзническую политическую поддержку Израилю.

Взаимоотношения Израиля с немусульманскими странами Азии

Характер взаимоотношений между Израилем и Китаем за последние 50 лет претерпел значительную эволюцию. После начала конфронтации между Израилем и СССР Китай занимает одностороннюю проарабскую позицию, отказавшись от установления с Израилем дипломатических отношений. Двусторонние отношения продолжали сохранять негативный характер на протяжении десятилетий, вплоть до

начала реформ в Китае со второй половины 1970-х годов.

Внутренние изменения в Китае сделали возможным установление отношений с ним, что, в свою очередь, открыло путь к контактам между Израилем и другими странами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

В начале 1990-х годов между Израилем и КНР были установлены торговые, культурные и туристические связи, наладилось сотрудничество в сельском хозяйстве, науке (к примеру, в Пекине открылось представительство Израильской академии наук), военно-техническое сотрудничество. 22 января 1992 года Израиль и КНР пришли к соглашению об установлении полных дипломатических отношений. Через полтора года, 11-17 октября 1993 года премьер-министр Израиля И. Рабин посетил с официальным визитом Китай, где были достигнуты соглашения о дальнейшем развитии торговых связей.

Во второй половине 1990-х годов отношения между Израилем и КНР продолжали развиваться. В 1997 году Израиль посетили вице-премьер правительства и министр иностранных дел КНР. Увеличивается количество официальных визитов на высшем уровне. С 25 по 29 мая 1998 года премьер-министр Государства Израиль Б. Нетаньяху находился с официальным визитом в Китае, 25-30 апреля 1999 года Китай посетил президент Израиля Э. Вейцман. Китайские руководители также посетили Израиль с ответными визитами.

В то же время отношения между еврейским государством и КНР не были идеально ровными. Например, в июле 2000 года Израиль был вынужден по требованию США расторгнуть соглашение с КНР о поставке последнему самолетов и партии радарных систем раннего оповещения «Фалкон». Несмотря на выплату Израилем значительных многомиллионных компенсаций, эта история заметно осложнила отношения между двумя странами.

В то же время сохраняется взаимная заинтересованность в развитии дальнейшего сотрудничества между двумя странами. Китай интересен Израилю как огромный рынок товаров и технологий, а также источник стратегического сырья. В свою очередь Израиль для Китая является источником высоких технологий, в первую очередь в военно-технической сфере [11].

Необходимо сказать, что многие азиатские страны, заинтересованные в импорте арабской нефти, не стремились развивать активное сотрудничество с еврейским государством. Ситуация стала меняться лишь к концу периода холодной войны, и особенно в первой половине

1990-х годов, когда наметился значимый прогресс в арабо-израильском конфликте и в процессе ближневосточного урегулирования.

Примером тому может служить Шри-Ланка (Цейлон). Эта страна изначально пошла на восстановление дипломатических отношений с Израилем в надежде получить помощь в борьбе с тамильскими повстанцами, однако под давлением Индии, вмешавшейся в гражданскую войну на острове, вскоре вновь разорвала их. Что касается Индии, то последняя на рубеже 1980-х - 1990-х годов несколько смягчила свою анти-израильскую позицию и согласилась поднять статус израильского представителя с заместителя консула до консула. 29 января 1992 года индийское правительство заявило об установлении полных дипломатических отношений с Израилем. В настоящее время отношения между двумя странами продолжают активно развиваться, прежде всего в торгово-экономической и военно-технической сферах. Израиль занимает второе после России место по поставкам вооружений и военной техники в Индию.

Параллельно с развитием отношений с Китаем израильское руководство стремилось улучшить характер своих взаимоотношений с другими странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Так, после визита в Китай И. Рабина в 1993 году, израильский премьер побывал в самой большой из мусульманских стран — Индонезии. В декабре 1994 года И. Рабин также посетил Японию и Южную Корею, которые из опасения потерять арабские рынки избегали до этого широкого экономического сотрудничества с Израилем. В ходе этих визитов были достигнуты договоренности и подписаны соглашения о расширении взаимной торговли.

Таким образом, актуальным для Израиля продолжает оставаться развитие отношений со странами Ближнего и Среднего Востока, являющимися его непосредственными соседями, от которых во многом зависит безопасность и динамика развития еврейского государства. Израильскую дипломатию в отношении этих стран можно назвать достаточно эффективной, несмотря на то, что политика таких стран, как Исламская Республика Иран, Сирия и Ливан в значительной степени противоречит израильским интересам. Серьёзное внимание руководство Государства Израиль уделяет налаживанию отношений со странами АТР, а также со странами Африки, претендуя на роль своеобразного лидера, стремящегося привязать к себе страны третьего мира с помощью инструментов экономического и политического характера, а также с помощью поставок оружия.

Всё сказанное выше позволяет предположить, что в дальнейшем Государство Израиль, проводя многовекторную политику, имеет неплохие шансы повысить свой статус в системе международных отношений.

Список литературы

1. http://domino.un.org/unispal.nsf/9a798adbf322af f38525617b006d88d7/7f0af2bd897689b785256c330061 d253! ОренЭосите^

2. Бялер У. Бен-Гурион и внешнеполитическая ориентация Израиля в 1948-1956 годах // http://hedir. openu.ac.il/kurs/demokr-book2.html

3. http://domino.un.org/unispal.nsf/9a798adbf322af f38525617b006d88d7/59210ce6d04aef61852560c3005d a209! OpenDocument

4. http://domino.un.org/unispal.nsf/9a798adbf322af О 8525617b006d88d7/7fb7c26fcbe80a31852560c50065f 878ЮpenDocument

5. См. например: Акжигитов А.Д. Иорданоизраильский договор о мире: результаты реализации

// Востоковедный сборник. Выпуск второй. М.: ИИИБВ, 2001. С. 12-23.

6. Филиппов И.Б. Политика Государства Израиль в борьбе с арабским терроризмом // Востоковедный сборник. Выпуск третий. М.: ИИИБВ, 2002. С. 291-292.

7. Ханин В. Израиль: внутренний фронт внешней политики // http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx? articleID=1090

8. http://domino.un.org/UNISPAL.NSF/5ba47a5c6c ef541b802563e000493b8c/6129b9c832fe59ab85256d43 004d87fa! OpenDocument

9. См. например: Конович Ф.Е. Турецко-

израильские отношения в 90-е годы // Востоковедный сборник. Выпуск четвертый. М.: ИИИБВ, 2002. С. 65-78.

10. Иванова И.И. Турецко-израильские отношения и проблемы региональной безопасности // Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (сборник статей). М.: ИИИБВ, 2000. С. 82-83, 85-86.

11. Сатановский Е.Я. Израиль в современной мировой политике: вероятные стратегические противники и стратегические партнеры. М.: ИИИБВ, 2001. С. 38.

SOME PECULIARITIES OF ISRAELI EXTERNAL POLICY IN ASIA

I. V. Ryzhov, V. V. Prelov

A review of the history of relations between the State of Israel and the countries of Asia from 1948 to the beginning of the 21st century is presented, with the focus on the analysis of the Israeli strategy and the development of relations between Israel and particular countries in Asia. The prospects of modern Israeli foreign policy in Asia are also considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.