ОСОБЕННОСТИ АУДИТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ С ДОЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧАСТИЯ, ПРОВОДИМОГО СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РФ
С.Р. Егоров, студент
Научный руководитель: И.С. Егорова, канд. экон. наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ (Россия, г. Москва)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10561
Аннотация. Важность распределения государственных средств России в различных сферах жизни общества никого не оставляет равнодушным в наши дни. В управлении общественными финансовыми средствами среди его функций обязательным элементом, является контроль. Предназначение статьи связано с существующими особенностями проведения аудита экономических субъектов с долей государственного участия. Среди явных проблем выделяются: отсутствие должного нормативно-правового сопровождения, слабые стороны методики и существующий двойственный контроль. Вышесказанным подчеркивается актуальность темы.
Ключевые слова: экономические субъекты с долей государственного участия, аудит, финансовый аудит, аудит эффективности, двойственный контроль.
Определения экономических субъектов с долей государственного участия, закрепленные в нормативных актах противоречат друг другу. Так, согласно Федеральному закону №261 [5], экономический субъект с долей государственного участия считается таковым, если доля государства составляет более 50%. А в Постановлении Правительства РФ №327 содержится противоречащее толкование, которое признает организации с долей государственного участия таковыми с любой имеющейся долей государства в их уставном капитале [6].
Справедливо отметить, что государственные вложения должны достигать государственных целей и выполнять государственные задачи. А для оценки их эффективности необходимо проверять экономические субъекты с любой долей такого участия.
Ввиду того, что отсутствуют нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые формы экономических субъектов с долей государственного участия был использован метод индукции. Анализ методом индукции, заключающийся в логическом выведении положений от частных случаев (случаев, в которых государство может стать акционером и участником уставного капитала) к общему принципу показал [1], что, экономические
субъекты с долей государственного участия могут иметь любые организационно-правовые формы коммерческих организаций, под которыми они могут вести деятельность.
Объектами государственного аудита являются [4]: федеральные государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, государственные компании и публично-правовые компании, и хозяйственные товарищества и общества с участием РФ в их уставных капиталах, а также коммерческие организации с долей таких товариществ и обществ в их уставных капиталах. Вышеперечисленные объекты подпадают под понятие экономических субъектов с долей государственного участия, которые в тоже время являются объектами аудита согласно ФЗ №307 [3]. Методика изображена на рисунке ниже.
Процесс проведения любого вида государственного аудита, осуществляемого Счетной палатой РФ, можно рассмотреть в разрезе основополагающих этапов. В соответствии с СГА 101, общие этапы проведения контрольного мероприятия могут быть следующими [11]:
- подготовительный этап контрольного мероприятия;
- основной этап контрольного мероприятия;
- заключительным этап контрольного мероприятия.
Однако, стоит учесть, что Счетная палата РФ имеет право принуждения объектов аудита к обязательной реализации мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Поэтому следует добавить четвертый этап, называемый контролем за реализацией мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.
При этом основными видами государственного аудита, проводимыми Счетной палатой РФ в отношении таких объектов как экономические субъекты с долей государственного участия, являются (рис. 1):
- финансовый аудит (СГА 103);
- аудит эффективности (СГА 104);
- стратегический аудит (стандарт в разработке).
На подготовительном этапе государственного аудита, осуществляется предварительное изучение объектов аудита, что обеспечит блок информации по следующим элементам:
- приемлемый уровень существенности информации;
- значимые области для аудита;
- наличие и степень рисков;
- наличие и состояние внутреннего аудита (контроля) на объекте аудита.
Рисунок. Особенности аудита экономических субъектов с долей государственного
участия, проводимого Счетной Палатой Российской Федерации
Результатом проведения подготовительного этапа являются программа и рабочий план проведения контрольного мероприятия. В программе указывается основание для проведения аудита, предмет и перечень объектов аудита, цели и вопросы аудита, критерии оценки эффективности по каждой цели (в аудите эффективности), сроки начала и окончания проведения и состав ответственных исполнителей. После утверждения программы, выполняется подготовка рабочего плана проведения. Рабочий план содержит распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения аудита.
Основной этап контрольного мероприятия состоит в проведении контрольных действий непосредственно на объектах контрольного мероприятия, сборе и анализе фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами контрольного мероприятия, содержащимися в программе его проведения.
Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в формировании и использовании государственных средств и деятельности объектов контрольного мероприятия, а также обосновывают выводы и предложения по результатам контрольного мероприятия [11].
Стоит выделить особые вопросы в зависимости от организационно-правовой формы экономического субъекта с долей государственного участия, уделяемые инспекторами при финансовом аудите.
При проведении финансового аудита деятельности федерального государственного унитарного предприятия проверке подлежат вопросы выполнения объектом финансового аудита положений Федерального закона от № 161-ФЗ), других правовых актов на предмет [12]:
- формирования имущества унитарного предприятия (в результате предоставления субсидий и осуществления бюджетных инвестиций в соответствии со статьями
782 и 79 БК РФ [2], и его целевого использования);
- формирования и изменения уставного фонда унитарного предприятия (за исключением казенного), а также формирования и использования резервного и иных фондов;
- перечисления в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в установленном порядке).
- проведения в случаях, определенных собственником имущества, ежегодной независимой аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности унитарного предприятия.
При проведении финансового аудита государственной корпорации, государственной компании и публично-правовой компании проверяются вопросы деятельности объекта финансового аудита:
- выполнения бюджетных полномочий участника бюджетного процесса, а также других законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность в сфере бюджетных правоотношений;
- целевого использования имущества, сформированного за счет имущественных взносов РФ, в т.ч. посредством предоставления субсидии в соответствии со ст. 783 Бюджетного кодекса, а также созданного за счет доходов от осуществления своей деятельности и иных не запрещенных законодательством РФ поступлений;
- осуществления предпринимательской деятельности лишь постольку, поскольку это соответствует и служит достижению целей, ради которых создана государственная корпорация, государственная компания, публично-правовая компания;
- проведения ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также публикации годового отчета;
- соблюдения порядка инвестирования временно свободных средств на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов объектов инвестирования.
При проведении финансового аудита в отношении хозяйственных товариществ и обществ, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах проверке подлежат вопросы, связанные с участием РФ в уставных капиталах объектов финансового аудита.
Касательно аудита эффективности, ГОСТ ISO 9000-2015 «Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» трактует понятие эффективности как связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Вопросы определения эффективности также рассматривают ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» и ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Общие положения» [9, 10].
Основными критериями эффективности являются экономичность (экономность), продуктивность и результативность. Стандарт государственного аудита СГА 104 регламентирует указанные факторы [13]:
1. Экономность характеризуется достижением эффективности заданных результатов с использованием наименьшего объема федеральных и иных ресурсов.
2. Продуктивность характеризуется установлением использованного объема ресурсов в расчете на единицу выполненной работы, оказанной услуги.
3. Результативность характеризуется достижением эффективности наилучших результатов с использованием определенного объема федеральных и иных ресурсов.
Природа методов экономического анализа устроена так, что эффективность всегда связана с относительностью используемых показателей, эффект же, напротив, выражается абсолютными показателями. Формализация данных понятий показывает, что не все эти понятия являются относительными, в связи с чем их нельзя использовать при оценке эффективности [14].
По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия
оформляется акт по результатам контрольного мероприятия на объекте.
На заключительном этапе контрольного мероприятия, в зависимости от содержания результатов, происходит обобщение проделанной работы, делаются выводы и подготавливаются рекомендации, что находит итоговое отражение в отчете о результатах контрольного мероприятия и других документах.
Изучив, методику государственного аудита экономических субъектов с долей государственного участия, стоит отметить, что есть много схожих черт с аудитом, проводимым аудиторскими организациями. Несмотря на то, что в МСА 200 говорится, что целью аудита не является оценка эффективности деятельности аудируемого лица, эта оценка проводится в рамках осуществления аналитических процедур (МСА 520 «Аналитические процедуры») при проведении аудита и оценке допущения непрерывности деятельности согласно МСА 570 «Непрерывность деятельности», а формирование аудиторского заключения - согласно МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности».
Учитывая вышесказанное, целесообразно оставить функции контроля деятельности экономических субъектов с долей государственного участия за аудиторскими организациями с внесением изменений в ст. 5 Ф3-307 в части количественной характеристики с 25% на любую долю государственного участия. К тому же, Счетная палата РФ приобретет функции внешнего контроля качества аудита экономических субъектов с долей государственного участия, проводимого аудиторскими организациями, в дополнение к внешнему контролю качества аудита, осуществляемого саморегулируемыми организациями
(СРО). Преимуществами данной меры являются: снижение объема государственных затрат, снижение нагрузки Счетной палаты РФ, отсутствие дополнительных затрат, сохранение контроля качества аудита.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3 (последняя редакция)
4. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
6. Постановление Правительства РФ N 327 "Управление федеральным имуществом"
7. Международные стандарты аудита, утвержденные Приказом Минфина России от 09.11.2016 № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»
8. Методические рекомендации по организации и проведению обязательного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности". Утверждены приказом Росимущества от 21.01.2016 г. N 12.
9. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
10. ГОСТР ИСО 10014-2008 Менеджмент организации. Руководящие указания по достижению экономического эффекта в системе менеджмента качества
11. СГА 101. Общие правила проведения контрольного мероприятия (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 02.04.2010 № 15К (717)) (ред. 15.04.2016)
12. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит (контроль)" (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 25 декабря 2017 г. N 14ПК)
13. СГА 104. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Аудит эффективности (утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 30.11.2016 № 4ПК)
14. Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: проблемы идентификации и осуществления // Аудитор. - 2017. - №1. - С. 29-36
15. Егорова И.С. Особенности аудита экономических субьектов с долей государственного участия // Аудит. - 2018. - № 6. - С. 11-14.
FEATURES OF AUDIT OF ECONOMIC ENTITIES WITH STATE SHARE PARTICIPATION CONDUCTED BY THE ACCOUNTS CHAMBER OF THE RUSSIAN
FEDERATION
S.R. Egorov, student
Supervisor: I.S. Egorova, candidate of economic sciences, associate professor Financial university under the Government of Russian Federation (Russia, Moscow)
Abstract. There is no person nowadays, who does not think about importance of the distribution of public funds of Russia in various spheres of society. A control is a mandatory element among functions of the management of public finances. The purpose of the article is related to the existing features of the audit of economic entities with the share state participation. There are some problems, such as poor legislation, weaknesses of methodology and the existing of double control. The above highlights the relevance of this work.
Keywords: economic entities with a share of state participation, audit, financial audit, efficiency audit, double control.