Научная статья на тему 'Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях'

Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1939
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ / СЛУЖБА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА / РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ / АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / STATE CORPORATIONS / FINANCIAL CONTROL / STATE FINANCIAL CONTROL / EXTERNAL CONTROL / INTERNAL AUDIT SERVICE / AUDIT COMMITTEE / AUDITING / EFFICIENCY / BUDGET RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романовская Виктория Витальевна

Осуществление контроля за расходованием и аккумулированием бюджетных средств учреждениями с существенной долей государственного капитала является важным аспектом, так как в ходе своей деятельности данные учреждения, с одной стороны, принимают финансирование из бюджетов Российской Федерации, а с другой стороны, приносят общественную пользу и доходы в соответствующие бюджеты разных уровней. В статье рассмотрены такие категории, как «объект контроля», «субъект контроля», «виды контроля», а также стандарты и особенности проведения контрольных мероприятий. Основой для исследования послужило более детальное рассмотрение и анализ осуществления финансового контроля в государственных корпорациях, которые являются наглядным примером учреждений с государственным участием. В итоге работы были сделаны выводы о том, что существующий механизм и система контроля за деятельностью государственных корпораций являются сложными в координации, однако действенными и способствующими повышению эффективности и полезности существования данных учреждений. Кроме того, было выявлено, что решающий успех в функционировании государственных корпораций приносит рационально выстроенная система внутреннего контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Financial Control and Peculiarities of its Implementation in State Corporations

The control over the expenditure and the accumulation of budget funds by institutions with a significant share of state capital is an important aspect, since these institutions, on the one hand, receive financing from the budgets of the Russian Federation, and, on the other hand, bring public benefits and incomes in corresponding budgets of different levels. The article considers such categories as object and subject of control, types of control, as well as the standards and the specifics of carrying out control activities. The basis for the study was a more detailed examination and the analysis of the implementation of financial control in public corporations, which are a clear example of institutions with state capital shares. As a result, the following conclusions were drawn. First, the existing mechanism and system of control over the activities of state corporations are complex in coordination, but effective and contributing to the effectiveness and usefulness of the existence of these institutions. In addition, it was revealed that the rationally built system of internal control brings success in the functioning of state corporations.

Текст научной работы на тему «Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях»

Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях

В. В. Романовская,

Финансовый университет, Москва, Россия http://orcid.org/ 0000-0002-9109-8634

аннотация

Осуществление контроля за расходованием и аккумулированием бюджетных средств учреждениями с существенной долей государственного капитала является важным аспектом, так как в ходе своей деятельности данные учреждения, с одной стороны, принимают финансирование из бюджетов Российской Федерации, а с другой стороны, приносят общественную пользу и доходы в соответствующие бюджеты разных уровней. В статье рассмотрены такие категории, как «объект контроля», «субъект контроля», «виды контроля», а также стандарты и особенности проведения контрольных мероприятий. Основой для исследования послужило более детальное рассмотрение и анализ осуществления финансового контроля в государственных корпорациях, которые являются наглядным примером учреждений с государственным участием. В итоге работы были сделаны выводы о том, что существующий механизм и система контроля за деятельностью государственных корпораций являются сложными в координации, однако действенными и способствующими повышению эффективности и полезности существования данных учреждений. Кроме того, было выявлено, что решающий успех в функционировании государственных корпораций приносит рационально выстроенная система внутреннего контроля.

Ключевые слова: государственные корпорации; финансовый контроль; государственный финансовый контроль; внешний контроль; служба внутреннего аудита; ревизионная комиссия; аудиторская проверка; эффективность; бюджетные средства.

Для цитирования: Романовская В.В. Государственный финансовый контроль и особенности его осуществления в государственных корпорациях // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 5. С. 88-95. УДК 334.723.6 JEL G28, Н82, М42, М48

State Financial Control and Peculiarities of its implementation in state Corporations

V.V. Romanovskaia,

Financial University, Moscow, Russia http://orcid.org/ 0000-0002-9109-8634

abstract

The control over the expenditure and the accumulation of budget funds by institutions with a significant share of state capital is an important aspect, since these institutions, on the one hand, receive financing from the budgets of the Russian Federation, and, on the other hand, bring public benefits and incomes in corresponding budgets of different levels. The article considers such categories as object and subject of control, types of control, as well as the standards and the specifics of carrying out control activities. The basis for the study was a more detailed examination and the analysis of the implementation of financial control in public corporations, which are a clear example of institutions with state capital shares. As a result, the following conclusions were drawn. First, the existing mechanism and system of control over the activities of state corporations are complex in coordination, but effective and contributing to the effectiveness and usefulness of the existence of these institutions. In addition, it was revealed that the rationally built system of internal control brings success in the functioning of state corporations. Keywords: state corporations; financial control; state financial control; external control; internal audit service; audit committee; auditing; efficiency; budget resources.

For citation: Romanovskaia V.V. State Financial Control and Peculiarities of its Implementation in State Corporations. Uchet. Analiz. Audit =

Accounting.Analysis.Auditing, 2017, no. 5, pp. 88-95. (In Russ.).

UDC 334.723.6

JEL G28, H82, M42, M48

В последнее время проявляется тенденция к усилению роли государственного контроля. Данная действительность оправдана тем, что сегодня предпринимается ряд мер по ускорению модернизации российской экономики и поиску дополнительных источников пополнения бюджета Российской Федерации, что выражено государственными потребностями. В качестве институтов, способствующих достижению вышеуказанных целей, выступают различные формы учреждений с государственным участием. Так, по состоянию на конец 2015 г. из 100 крупнейших компаний, представленных в рейтинге агентства «Эксперт РА», 28 компаний являются компаниями с государственным участием1.

Увеличение числа учреждений с существенной долей государственного капитала, а также значимость задач, которые они выполняют в социальных,

1 Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА). Рейтинг крупнейших компаний России по объему реализации продукции. URL: http://raexpert.ru/rankingtable/top_ companies/2016/main (дата обращения: 12.09.2017).

управленческих и иных общественно полезных сферах, выражают необходимость контроля за их деятельностью как со стороны государства, так и внутренними подразделениями данных учреждений.

Несмотря на очевидную необходимость осуществления контроля за деятельностью учреждений с высокой долей государственного капитала, существует проблема недостаточного правового и методического сопровождения осуществления контроля за их деятельностью. Таким образом, актуальной представляется задача формулирования и рассмотрения нормативной базы, методов и подходов к осуществлению контроля за компаниями с существенной долей государственного капитала.

Основы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля заложены прежде всего на международном уровне — в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ). Далее стоит отметить такой нормативно-правовой акт, как Конституция Рос-

сийской Федерации, в которой вопросы контроля не регламентируются напрямую. Однако анализ конституционных норм, закрепляющих правовой статус высших органов государственной власти, позволяет сделать вывод о наличии соответствующих контрольных полномочий и об их конституционно-правовой регламентации. Федеральное законодательство включает в себя, во-первых, законодательные акты, которые так или иначе регламентирует осуществление контроля [федеральные конституционные законы от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2016), от 21.07.1994 № 1-ФК «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от

28.12.2016), Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 01/07/2017)], и, во-вторых, которые непосредственно посвящены правовому регулированию контрольной деятельности [федеральные законы от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле» (в ред. от 28.03.2017), от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (в ред. от

07.02.2017) и т.д.]. Последним уровнем нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление государственного (муниципального) финансового контроля является уровень подзаконных нормативных актов: указы президента, постановления правительства, министерств.

Проанализировав нормативно-правовую базу, можно сделать вывод, что в настоящее время понятие «государственный финансовый контроль» законодательно не закреплено, в связи с чем авторы научной литературы трактуют его, основываясь на различных подходах.. Часть данных авторов определяют государственный финансовый контроль как осуществление мероприятий, направленных на поддержание законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных денежных фондов в целях эффективного социально-экономического развития отдельных субъектов и страны в целом [1]. Другие ученые в лице М. В. Мельник, А. С. Пантелеева и других под государственным контролем подразумевают «контроль, осуществляемый государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан» [2].

Однако наиболее точным и образным, на наш взгляд, является определение понятия «государственный финансовый контроль», приведенное бывшим председателем Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашиным и его соавторами, под которым они понимают его как контроль над формированием, воспроизводством и использованием национального достояния [3].

Из определения понятия мы видим, что основной целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования средств бюджетных и внебюджетных фондов и государственной собственности. На кого же тогда направлен государственный финансовый контроль, и кто выступает контролирующими органами? Для ответа на данные вопросы необходимо определить объекты и субъекты государственного финансового контроля.

В целом государственный финансовый контроль подразумевает контроль за финансово-хозяйственной деятельностью государственного сектора экономики. Однако не стоит упускать из внимания тот факт, что государственный финансовый контроль также распространяется на частно-предпринимательскую деятельность в части проверки корректности составления налоговых расчетов и деклараций, выполнения предприятиями государственных заказов, финансируемых их государственного бюджета, а также при предоставлении предприятиям различных форм собственности субсидий, дотаций, кредитов, льгот и других форм государственной поддержки.

В ст. 266.1 разд. IX Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) определен перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля. Объектами контроля являются:

• главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

• финансовые органы в части соблюдения ими целей, порядка и условий, предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

• государственные (муниципальные) учреждения;

• государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

• государственные корпорации и государственные компании;

• хозяйственные товарищества и общества с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческие организации с долей товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах;

• юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договора о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями;

• органы управления государственными внебюджетными фондами;

• юридические лица, получающие средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

• кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации2.

Таким образом, объектом государственного (муниципального) финансового контроля являются отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу производства и распределения национального богатства и его эффективного использования.

Для того чтобы определить субъекты государственного (муниципального) финансового контроля, необходимо сначала обозначить существующие виды государственного (муниципального) финансового контроля, так как органы, ответственные за его осуществление, подразделяются в зависимости от вида проводимых контрольных мероприятий и уровня управления. В соответствии со ст. 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 30.09.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 12.09.2017).

контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий3.

Итак, субъектами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля является непосредственно Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Органами (субъектами), ответственными за осуществление внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, являются Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований). Важно отметить, что деятельность данных субъектов должна быть скоординирована, чтобы исключить дублирование функции и повысить эффективность контрольных мероприятий. С этой целью БК РФ уделяет особое внимание органам государственного (муниципального) финансового контроля и определяет особенности компетенций данных органов, функций, методов и форм осуществления контроля.

Предварительный и последующий государственный финансовый контроль прежде всего осуществляется в рамках экспертной деятельности Счетной палаты Российской Федерации, Федерального казначейства и в лице контрольно-надзорной деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти (федеральных служб) для предупреждения и пресечения финансовых нарушений, связанных с использованием государственных средств.

Если строить дальнейший анализ стандартов, которыми должны руководствоваться объекты государственного (муниципального) финансового при проверке деятельности именно государственных корпораций (ГК), то можно заметить, что контроль данного вида государственных учреждений в методологическом плане ничем не отличается

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 30.09.2017). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

(дата обращения: 12.09.2017).

от контроля государственных учреждений других организационно-правовых форм.

Рассмотрим общую группу стандартов, которыми руководствуются контрольные органы при проведении государственного (муниципального) финансового контроля.

Во-первых, стоит отметить, что деятельность всех органов, имеющих законодательно закрепленные основания для осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, основывается как на международных, так и российских принципах и стандартах. Основные стандарты организации и осуществления государственного финансового контроля, выработанные мировым сообществом, закреплены в Лимской декларации руководящих принципов контроля ИНТОСАИ. В данных стандартах отражены основные предварительные условия обеспечения упорядоченной работы и профессиональной этики высших органов финансового контроля и руководящие принципы аудита государственных организаций. Кроме того, с 01.01.2017 в соответствии с приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н (в ред. от 30.11.2016) необходимо руководствоваться международными стандартами контроля и аудита4.

В ходе проведения внешнего государственного (муниципального) финансового контроля Счетная палата Российской Федерации руководствуется 15 стандартами Счетной палаты Российской Федерации [стандартами внешнего государственного аудита (контроля) — СГА]5. Основополагающими стандартами являются СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия» и СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналити-ческих мероприятий. Однако хотелось бы отметить и СГА 201 «Предварительный аудит формирования федерального бюджета» и СГА 203. Данные стандарты представляют особую значимость в связи с тем, что государственные учреждения, в том числе ГК, являются получателями и распорядителями государственных ресурсов.

4 О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 24.10.2016 № 192н (в ред. от 30.11.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206927/ (дата обращения: 12.09.2017).

5 Стандарты Счетной палаты Российской Федерации. URL: http://audit.gov.ru/about/document/standards.php?clear_ cache=Y (дата обращения: 12.09.2017).

В соответствии со ст. 269.1 БК РФ Федеральное казначейство, будучи органом внутреннего государственного финансового контроля, должно проводить контрольную деятельность в соответствии со стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, публикуемыми Министерством финансов Российской Федерации6. Таким образом, основным стандартом, которым должно руководствоваться Федеральное казначейство, является стандарт «Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля», введенный приказом Минфина России от 29.12.2016 № 251н7.

Если переходить к специфике построения финансового контроля в ГК, то важно понимать, что в ходе осуществления своей деятельности ГК руководствуются большим количеством нормативно-правовых документов, в том числе и специфичными нормативно-правовыми актами. Во-первых, статус, цели создания и деятельности, функции и полномочия той или иной ГК определяются федеральным законом о ее создании, в котором отражено, что ГК также должны вести свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 19.12.2016).

Итак, в вышеперечисленных нормативно-правовых актах закреплено, что, будучи некоммерческой организацией, ГК подвержена ежегодному обязательному аудиту, проверкам Счетной палаты Российской Федерации. Кроме того, в данных актах закреплена обязательность создания системы внутреннего контроля высшим органом управления государственной компании.

Являясь до недавнего времени чем-то новым для российских реалий, сегодня служба внутреннего контроля государственных учреждений становится главным двигателем контроля за использованием

6 Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 30.09.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 12.09.2017).

7 Об утверждении стандарта осуществления внутреннего

государственного финансового контроля «Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля»: приказ Минфина России от 29.12.2016 № 251н. URL: https://www.minfin.ru/ru/ document/?id_4=117204 (дата обращения: 12.09.2017).

бюджетных средств и выполнения функций, возложенных на них со стороны государства. Кроме того, если обратиться к лучшей зарубежной практике, то именно аудит эффективности внутренних систем финансового контроля и антикоррупционной безопасности этих организаций является наиболее используемым и эффективным способом контроля за деятельностью ГК. Вектор такого развития также дают обязательные следованию стандарты, разработанные ИНТОСАИ, в которых отведено особое внимание построению системы внутреннего контроля и ее эффективному функционированию.

В целом внутренний контроль — это процесс, посредством которого организация управляет своей деятельностью в целях результативной и эффективной реализации заявленной миссии. Однако важно понимать, что система внутреннего контроля не является отдельной специализированной системой, а скорее является неотъемлемой частью каждой системы внутри ГК.

В соответствии со стандартом ISSAI 9120 организованная система внутреннего контроля помогает субъектам государственного финансового контроля обеспечить разумную уверенность в том, что организация8:

• соблюдает законы, нормативно-правовые акты;

• содействует осуществлению упорядоченных, экономичных, результативных и эффективных операций и достигает запланированных результатов;

• защищает государственные ресурсы от мошенничества, растрат, злоупотреблений и бесхозяйственности;

• обеспечивает качество продукции и услуг в соответствии с миссией организации;

• развивает и поддерживает надежную систему финансовой и управленческой информации и должным образом раскрывает эту информацию посредством регулярной отчетности.

Таким образом, если контролирующие органы убеждаются, что в проверяемой организации, в нашем случае в ГК, имеется успешно работающая

8 Международный стандарт для высших органов финансового контроля 9120 «Внутренний контроль: обеспечивая основу для подотчетности в управлении». URL: http:// www.eurosai.org/handle404?exporturi=/export/sites/eurosai/. content/documents/others/ISSAI/ISSAI-9120-RU.pdf (дата обращения: 12.09.2017).

и соответствующая стандартам эффективности и качества система внутреннего контроля, то последующая содержательная проверка данного объекта не проводится. Однако если по результатам аудита обнаруживается, что система внутреннего контроля функционирует неэффективно или вовсе ответствует, то контролеры не могут доверять отчетности организации и начинают собственную проверку по существу [4].

В связи с очевидной практической необходимостью системы внутреннего контроля, а также обязательностью со стороны закона создаются службы внутреннего аудита в лице комитета по аудиту или ревизионной комиссии. Наличие данных органов отражается в учредительных документах ГК. Сводная информация о наличии контрольных служб в ряде российских ГК собрана воедино и представлена в таблице.

Основой для сравнения послужили такие критерии, как существующие органы контроля, срок полномочий работников, которые входят в состав комиссии или группы, ответственной за внутренний контроль, а также орган, которому службы внутреннего контроля подотчетны.

Таким образом, из сводной таблицы видно, что в целом в ГК предусмотрена одна из контрольных служб, однако в ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос» свою деятельность осуществляют одновременно ревизионная комиссия и служба внутреннего аудита, что указывает на более детальное внимание данных ГК к системе внутреннего контроля. Этого нельзя сказать, например, о ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в федеральном законе о создании которой не предусмотрены ни ревизионная комиссия, ни служба внутреннего аудита. Однако в ст. 7 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в ред. от 29.07.2017) отмечено, что «наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Фонда, в том числе за исполнением принимаемых иными органами управления Фонда решений, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом настоящего Федерального закона»9

9 О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (в ред. от 29.07.2017). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_69936/ (дата обращения: 12.09.2017).

Система внутрикорпоративного контроля в государственных корпорациях* / The system of internal control within state corporations

Номер и дата закона / The number and the date of the legislative act Наименование государственной корпорации / The name of the state corporation Статья закона / Article of a law Органы внутреннего контроля / internal control bodies Срок полномочий работников / Terms of office of the employees Подотчетность / Accountability

№ 177-ФЗ от 23.12.2003 ГК «Агентство по страхованию вкладов» 25 Служба внутреннего аудита Без срока Совет директоров

№ 82-ФЗ от 17.05.2007 ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» 8 Служба внутреннего аудита Без срока Наблюдательный совет

№ 185-ФЗ от 21.07.2007 ГК «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» - - - Наблюдательный совет

№ 270-ФЗ от 23.11.2007 ГК «Ростех» 10, 17 Ревизионная комиссия 5 лет Наблюдательный совет

№ 317-Ф3 от 01.12.2007 ГК «Росатом» 22, 31, 32 Ревизионная комиссия и служба внутреннего аудита 5 лет, без срока Наблюдательный совет

№ 215-ФЗ от 13.07.2015 ГК «Роскосмос» 31, 32 Ревизионная комиссия, служба внутреннего контроля 5лет, без срока Наблюдательный совет

"Авторская разработка.

Ревизионные комиссии образованы и функционируют в трех из шести ныне существующих государственных корпорациях (в 2011 г. ГК «Росна-нотех» была реорганизована в ОАО «Роснанотех»)10, а именно в ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос». Проанализировав положения о ревизионных комиссиях данных ГК, можно сделать общий вывод, что ревизионная комиссия в ГК создана для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и в ее состав входят председатель и представители, назначаемые высшим органом ГК, которому она подотчетна,— Наблюдательным советом. Выделяют ряд основных компетенций ревизионных комиссий, которые заключаются в проверке эффективности использования бюджетных средств и имеющегося имущества, проверке мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных ранее, а также подготовке рекомендаций Наблюдательному совету по улучшению деятельности ГК и контролю за этой деятельностью.

10 О реорганизации Российской корпорации нанотехноло-гий: Федеральный закон от 27.07.2010 № 211-ФЗ (в ред. от 21.11.2011). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_103024/ (дата обращения: 12.09.2017).

Кроме ревизионных комиссий, в ГК также высшим органом управления может быть создано специальное структурное подразделение внутреннего аудита, отвечающее за проверку финансово-хозяйственной деятельности корпорации, проверку ведения системы учета, законности осуществляемых хозяйственных операций, целевого характера использования средств и т.д. Более детальное описание полномочий и задач данной системы отражено в положениях о системе внутреннего аудита соответствующих ГК. Данное подразделение осуществляет свою деятельность наряду с ревизионной комиссией в ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос», а также единолично в ГК «Агентство по страхованию вкладов» и ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». В результате проведенных контрольных мероприятий подразделение внутреннего контроля формирует отчет о результатах своей деятельности и представляет его Наблюдательному совету или Совету директоров.

Рассмотрев особенности осуществления финансового контроля за деятельностью ГК, можно сделать несколько выводов, которые указывают на противоречие общественного мнения, что данный вид организаций мало подвержен контролю как со стороны государства, так и общественности.

Во-первых, являясь учреждениями, созданными для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций, а также как дополнительный источник увеличения бюджетных поступлений, внешний контроль за ГК осуществляется со стороны Счетной палаты Российской Федерации. Она проводит контрольные мероприятия, в ходе которых оцениваются результативность, правомерность и эффективность использования средств, выделенных из бюджета для выполнения определенных функций и государственных заданий.

Во-вторых, являясь получателями и распорядителями бюджетных средств, участниками различных государственных программ и заказов, Федеральное казначейство и другие уполномоченные

органы проводят внутренний государственный финансовый контроль, основной целью которого является контроль за правомерным и целевым использованием бюджетных средств.

Наконец, в ГК в соответствии с законодательством и практической необходимостью функционируют системы внутреннего контроля в лице ревизионных комиссий и комитетов по внутреннему аудиту. Наличие системы внутреннего контроля позволяет объектам государственного (муниципального) финансового контроля проследить, насколько эффективно корпорации осуществляют контроль по рисковым направлениям деятельности, и в связи с этим уделять более сосредоточенное внимание на контроле за менее контролируемыми и проблемными областями.

литература

1. Финансовое право: хрестоматия: в 3 т. / под ред. В. И. Видяпина. СПБ., 2004. 101 с.

2. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А Л. Ревизия и контроль: учеб. пособие. М.: КноРус, 2007. 631 с.

3. Степашин С.В., Столяров Н. С., Шохин С. О., Жуков В. А. Государственный финансовый контроль: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2004. 553 с.

4. Шахрай С.М. Взаимодействие органов внешнего и внутреннего финансового контроля — основа повышения эффективности управления общественными ресурсами // Государственный аудит. Право. Экономика. 2011. № 2. С. 2-8.

references

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Financial law: An anthology: in 3 volumes. Edited by V. I. Vidyapin. Saint Petersburg, 2004. 101 p. (In Russ.).

2. Mel'nik M.V., Panteleev A. S., Zvezdin A. L. Auditing and control: a textbook. Moscow: KnoRus Publ., 2017. 631 p. (In Russ.).

3. Stepashin S. V., Stolyarov N. S., Shokhin S. O., Zhukov V. A. State financial control: a textbook for universities. Saint Petersburg: Piter Publ., 2004. 553 p (In Russ.).

4. Shakhrai S. M. The interaction of external and internal financial control bodies as the basis for the increasing of the effectiveness of public resource management. Gosudarstvennyi audit. Pravo. Ekonomika = State Auditing. Law. Economy, 2011, no. 2, pp. 2-8. (In Russ.).

информация об авторе

Виктория Витальевна Романовская — студентка магистратуры*, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]

aboutthe author

Viktoriya Vital'evna Romanovskaya — graduate student**, Financial University, Moscow, Russia [email protected]

* Научный руководитель — М. В. Мельник, доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета.

** Scientific advisor — M.V. Melnik, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Accounting, Analysis and Auditing Department of the Financial University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.