Особенности архитектурно-планировочных решений торгово-общественных
комплексов, размещенных в исторических центрах крупных городов
Features of architectural-planning decisions of trade and public complexes placed in
historical centers of major cities
УДК 725.21
Гайкова Л.В.,
кандидат архитектуры, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», Сибирский федеральный университет, Институт архитектуры и дизайна, Россия, г. Красноярск
Степанченко А.И.,
магистрант 2 курс, специальность Архитектура, Институт архитектуры и дизайна, Россия, г. Красноярск
Аннотация: В статье рассмотрены примеры торгово-общественных комплексов в условиях плотной городской застройки в центральной исторической части города в зарубежной и отечественной практике.
Summary: The article considers examples of shopping and public complexes in the conditions of dense urban development in city's central historical part of the city in foreign and domestic practice are considered in the article.
Ключевые слова: торгово-общественный комплекс, многофункциональный комплекс, общественные пространства, исторический центр, городская среда.
Keywords: shopping complex, multifunctional complex, public spaces, historical center, urban environment.
Введение
Исследование исторического развития крупных городов показывает, что их планировочная структура, которая сложилась за несколько веков, является итогом сложного градостроительного процесса. В основе этих изменений лежит динамика политического, экономического, социально-культурного развития общества, которая обуславливает серьезные функциональные и планировочные изменения городских территорий. Эти процессы ярче всего проявляются в исторических центрах, которые представляют собой сложный конгломерат из исторически ценных построек, массовой
жилой застройки разной степени комфортности, значительного количества общественных зданий различной типологии, вкрапленных в сложившуюся городскую среду ультрасовременных зданий. Социальная инфраструктура центральной части городов находится в непрерывном развитии и обновлении, т.е. её функциональное и социально-культурное содержание усложняется в связи с изменяющимися потребностями населения. Кроме того, процесс интенсивного преобразования и совершенствования центральной части городов должен быть нацелен на растущую мобильность населения, изменения социально-поведенческих реакций населения, увеличение многообразия форм общественной жизни, сочетание стандартного и избирательного обслуживания и пространственную дифференциацию функций общественного обслуживания.
Необходимы новые методологические подходы, которые обеспечат радикальную интенсификацию использования городских территорий, учтут особенности функционирования и условия взаимодействия современных инфраструктурных объектов и обеспечат проявление специфики архитектурной организации учреждений общественного обслуживания, а также закономерности освоения прилегающей территории.
Современная практика ревалоризации и реновации исторически сложившихся территорий имеет примеры успешного преобразования плотной застройки в центре города и рационального размещения обслуживающих функций в обновленном виде. Это торговые, досуговые, деловые функции, функции питания, развлечения, общения и т.п. Очевидно, что многочисленные разработки по использованию вновь выявленных ресурсов для городского развития требуют изучения и осмысления. Примеры преобразований центров крупных городов для размещения торговой функции позволят выявить особенности, общие черты и устойчиво существующие характеристики современных торгово-общественных комплексов в условиях плотной застройки.
Зарубежный опыт
Жирарделли Сквер (Ghirardelli Squere) представляет собой торговый центр площадью 17300 кв.м, расположенный на набережной залива Сан-Франциско. Является одним из наиболее успешных примеров ревитализации промышленных пространств, расположенных у реки. На данный момент Жирарделли Сквер является крупным очагом туристической инфраструктуры в Сан-Франциско и может быть использован как адаптивный пример для повторения в других городах.
Шоколадная фабрика, основанная в 1852 году, находилась в неудовлетворительном состоянии со второй половины ХХ века. В 1962 году промышленный участок у реки привлек внимание девелоперов, и как итог фирмой Wurster, Bernardi & Emmons, совместно
с ландшафтными архитекторами Лоуренсом Халприном и Джоном Матиасом был разработан проект реконструкции крупной промышленной зоны.
Задача состояла в том, чтобы разместить в комплексе 68 розничных магазинов и 15 ресторанов и создать на месте парковку на 300 автомобилей, сохраняя открытый вид пространства площади.
Для того, чтобы сохранить ландшафт и открывающийся с территории площади вид, архитекторы вписали многие элементы в террасы - в них расположены точки обслуживания посетителей сквера. Размещение пяти уровней парковки под землей и зданиями на площади решило проблему парковочных мест для посетителей и персонала.
Используя естественный ландшафт территории, спускающийся к реке, архитекторы создали пешеходное пространство, образованное серией террас, в котором посетители могут свободно перемешаться по территории. Так же, благодаря подобному «ступенчатому» решению - переходу на более низкую этажность - от зрителей не закрыт прекрасный вид на набережную Сан-Франциско, к которой так же сохранен свободный доступ. Для создания яркого акцента на входной зоне и привлечения посетителей с набережной была создана сложная лестница, акцентирующая внимание на входе в общественное пространство.
Несомненно, работая на участке с исторической застройкой архитекторам необходимо принимать во внимание дух места. Богатая своей историей территория обязывала сохранить свою индустриальную атмосферу XIX века. Именно поэтому были сохранены исторические фасады шоколадной фабрики, которые обогатились современными элементами, грамотно вписанными в постройки. Так же были созданы архитектурные акценты в виде открытых конструктивных элементов, чтобы подчеркнуть монументальность объектов. Предложенная архитекторами эстетическая и коммерческая концепция оказалось успешной, а главное устойчивой. На сегодняшний день Жирарделли Сквер является одним из основных достопримечательностей Сан-Франциско, а так же широко используется туристами как ориентир. Более того, удачный опыт реконструкции целого пространства площади Жирарделли стала прецедентом, которому последовали многие другие проекты по всему миру.
Другим проектом, который можно считать не менее удачным в своем роде, стала реновация торгового центра Санта Моника Плейс (Santa Monika Place), являющийся одним из «мёртвых» торговых центров в мировой архитектурной практике.
Торговый центр, построенный в США по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Гэри в 1980 году, по словам девелоперов, имел огромный потенциал благодаря своему
расположению между двумя крупными достопримечательностями - крупным торговым променадом 3й улицы и пирсом Санта Моника. Однако, по словам профессионалов, он «намертво застрял в 80-х», чем отталкивал потенциальных покупателей.
Реновацию центра поручили архитектурному бюро The Jerde Partnership, которое разработало уникальную концепцию возрождения запустелого центра. Главной идеей этой концепции стало возвращение солнечного света внутрь торгового центра и «выворачивание» структуры торгового центра наизнанку.
Санта Моника Плейс воплощает нестандартное мышление - снятие крыши было первым шагом к радикальной трансформации. Основной объем торгового центра составляют четыре прямоугольных сооружения, расположенные по периметру основного пространства. Два из них - это крытые парковки, а два других здания магазинов. Весь комплекс располагается на трех этажах, центральное пространство которого имеет динамичную структуру планировки.Центральное и основное пространство является пешеходными диагоналями, проводящими посетителя сквозь комплекс в самый центр к открытым торговым и развлекательным пространствам. Установленные пешеходные связи не только расширяют знаменитую Третью улицу, но и укрепляют ядро города.
Сквозные проходы, отсутствие кровли и остеклённые внутренние фасады создают ощущение цельного открытого общественного пространства, которое одновременно является интимным за счет сосредоточения внутри квартала и обрамленного соседними зданиями.
Благодаря использованию форм, материалов и ландшафтов, которые можно найти по всему городу, группа архитекторов улучшили эстетическое и функциональное соответствие проекта в существующей застройке Санта-Моники.
Мощный исторический потенциал отразился в проекте реконструкции рынка Фанейл Холл (Faneuil Holl Marketplace). На площади прямоугольной формы заАрхитекторами были полностью сохранены исторические кирпичные фасады зданий, а центральный променад был полностью благоустроен: в нем разместились мелкие функции обслуживания. Основной задумкой архитектора Бенджамина Томпсона была идея создания остекленных навесных фасадов, повторяя формы металлических сараев, которые когда то раньше размещались на этом месте. Стекло в навесных фасадах так же не случайно - оно одновременно несет на себе исторический контекст, повторяя прежнюю форму конструкций, а так же контраст между старым и новым.
Архитектура зданий рынка представляет собой четко симметричные и параллельные пассажи, где центральный пассаж имеет определённые высотные акценты, которыми
выступают центральный купол, расположенный на поперечной оси композиции, а так же небольшая башенка.
Отечественный опыт
Бизнес-центр Фабрика Станиславского — деловой квартал в самом центре Москвы, расположенный на территории фабрики Алексеевых — бывшей золотоканительной фабрики, построенной в начале XX века.
Территория имеет сложную форму, расположенную в участке крупной застройки невысокой этажности. Здания, составляющие главный фасад квартала, отличаются высотными акцентами, расположенными на главной оси построек, широкими окнами и верхними фонарями для освещения внутренних пространств.
Архитектура участка отличается уникальным существованием старого и нового: корректное отношение к историческим зданиям сочетается здесь с активным включением современных элементов дизайна. Новый корпус здания, расположенный воль улицы фасада, по-особенному отражает современную тему исполнения застройки квартала. Взаимное расположение двух объемов, разделенных проездом, находятся в диалоге времен, каждый из которых говорит на разных языках: язык нового и язык старого. Но в то же время, здания не резонируют, так как перекликание в идентичности идет с геометрии самих зданий, пропорций фасадов, и отельных элементов, до отделочных материалов, использованных в отделке зданий.
Благоустройство квартала играет немаловажную функцию в создании уникальности места. Геометричный рисунок благоустройства помогает упорядочить структуру построек внутреннего двора, а функциональное зонирование деликатно разграничивает доступ в отдельные части квартала.
Проект отражает в себе бережное отношение к историческим зданиям, объединяя их инновационными подходами решений к реконструкции объектов и качеством проведенных работ, считаясь одним из лучших примеров реновации бывших промышленных объектов в исторических районах крупнейших европейских столиц.
Один из наиболее удачных примеров отечественной реновации промышленной территории - это проект бизнес-квартала Арма.Проект был выполнен архитекторами бюро «АМ Сергей Киселёв и Партнёры», авторами являются Владимир Лабутин и Алексей Медведев.
Дореволюционная постройка с необычной архитектурой была основательно реконструирована. Так как площадка находится в центре Москвы — помещения пользуются привлекательностью. Промышленные постройки превратились в современный
деловой центр, где располагается огромное количество офисов, творческих студий и шоу-румов, а также складских площадей.
Реновация данного места производилась следующим образом: масштабная реконструкция коснулась преимущественно южной части территории, была полностью сохранена планировочная структура завода, в частности основная планировочная ось и историческая пешеходная тропа. Кроме того, в новодельные советские постройки внедрились современные функции обслуживания и торговля.
Планировочная структура территории регулярная, подчиняющаяся единой оси, вдоль которой расположены газгольдеры - визуальный ориентир и главный акцент всей композиции квартала. Интересны газгольдеры своей круглой формой в плане. Именно они стали «изюминкой» данного проекта, получив новое витражное остекление, новую внутреннюю планировку и новое функциональное насыщение.
Реновация архитектуры самих зданий выполнена архитекторам аккуратно: основной объем корпусов сохранил свою историчность, как в образе, так и в отделке фасадов. Реконструированные под офисные пространства этажи с мансардными окнами под крышей лаконично вписываются в историческую кирпичную застройку, за счет легкого остекления и светлых тонов отделочных материалов. Разномастные по размерам и функциям здания находятся во взаимной гармонии друг с другом.
Пример, который можно назвать отечественным аналогом Жирарделли Сквера - Бизнес-центр Даниловская Мануфактура.Промышленная зона так же расположена вблизи воды — на Новоданиловской набережной. Постройки имеют богатую историю - в 1867 году на данной территории была организована ткацкая фабрика. Проект реновации возглавил Валерий Лукомский и а его мастерская «Сити-Арх».
Территория бизнес-центра представлена несколькими объектами, во главе с основным здание, являющегося осью квартала. Именно этому объекту было уделено наибольшее внимание. Замысел реконструкции читался в функциональной необходимости разделения здание корпуса на три зоны: предприятие общественного питания для персонала на первом этаже, зона шоу-румов и зона офисов.
Архитектура зданий должна была сохранить свою историю, но в то же время стать современной площадкой. Так же, как и в Жирарделли Сквере, архитекторы оставили некоторые конструктивные элементы вынесенными на фасад, чтобы подчеркнуть характер построек. Помимо того, постройки были увеличены методом повышения этажности, однако архитекторам удалось избежать громоздкости сооружений. В существующую структуру исторических зданий были добавлены стеклянные переходы, открытые галереи с аркадным
оформлением и крупные витражи, улучшающие визуальные качества реконструируемых построек.
Материалы зданий, а именно использование состаренного кирпича, отражали историзм квартала. Использование архитекторами в реконструкции таких материалов, как дерева и черного металла органично существует с остальными видами отделки. Сомасштабность зданий была продиктована за счет использования в надстроенных этажах темных оттенков материалов, что выглядело контрастно на фоне основного кирпичного полотна фасадов зданий.
По задумке архитекторов, благоустройство территории дополняется различными элементами, в которых читается принадлежность места: отражение в деталях фонарей и скамей двутавра, как снова несущей конструкции исторического здания, и рисунок дорожных покрытий с теснением, напоминающим ткань.
Заключение
Главные векторы градостроительной политики последних 20 лет - застройка свободных территорий и реконструкция транспортной инфраструктуры. И то, и другое приводит к деградации или исчезновению открытых городских пространств. Редевелопмент промышленных зон в какой-то степени компенсирует эти потери. «Арма», «Фабрика Станиславского», «Красный октябрь », «Жирарделли сквер» и многие другие проекты не просто вернули городам обширные территории, но обогатили их привлекательными зданиями и местами.
Для оптимизации схем размещения большого количества предприятий и обеспечения комфорта пребывания следует иметь в виду, что общественное обслуживание в современных условиях имеет дело не с безликой массой потребителей, а с определенными целевыми группами.
При решении этих задач, очевидно, что в условиях крупных городов структурная организация общегородского центра будет лишаться иерархичности и статичности, станет более разветвленной, свободно сочетаемой со сложными пространственно-планировочными закономерностями развития территорий.
Закономерности эволюционного развития элементов общегородского центра факторов, вызывающих эти изменения, изучение степени их воздействия, определение на этой основе закономерностей формирования системы городских общественных пространств необходимо для использования в условиях современного этапа развития города.
Список использованной литературы
1. Капп П.В. Современные тенденции и переосмысление функциональной роли торговых моллов // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2016. № 3 (24). С.
2. Желнина А.А. Социокультурное значение пространств потребления в постсоветском городе (на примере торговых центров Санкт-Петербурга) // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2010. С.
3. Мусина Ирина Александровна, Горбунова Валентина Сергеевна Молл как новая форма общественного центра на примере города Пенза // ПНиО. 2013. №6.
4. speech: archspeech. интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archspeech.com
5. Интернет-портал об архитектуре [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.archdaily.com
6. Архи.ру. Интернет-портал об архитектуре [Электронный ресурс] Режим доступа: https://archi.ru
7. Деловой квартал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://delovoy-kvartal.ru