Научная статья на тему 'Образ города как результат деятельности архитекторов'

Образ города как результат деятельности архитекторов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1011
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДУЩИЕ ЗОДЧИЕ / LEADING ARCHITECTS / УЛИЦЫ И ПЛОЩАДИ / STREETS AND SQUARES / ЗАСТРОЙКА ХАБАРОВСКА / BUILDINGS OF KHABAROVSK / КОМПЛЕКСЫ И АНСАМБЛИ / COMPLEXES AND ENSEMBLES / ДИНАСТИЯ МАМЕШИНЫХ / MAMESHIN DYNASTY / ПЕТРОВ / PETROV / ПОДЛЕСНЫЙ / ООО "АТРИУМ" / PODLESNYJ / "ATRIUM"LTD

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крадин Николай Петрович

The article based on the research of numerous buildings created byleading architects of Khabarovsk, discusses their role in formation of modern image of the city, analyzes the nature, style of the new facilities and the attitude of architects to the historic environment. By specific examples the author shows how these architects harmoniously fits into the historical environment the new modern facilities, developing them in the context of the existing structure of the central part of the city. The article notes the role of the most famous architects of Khabarovsk, for decades engaged in architectural creation and have made in the new features to development of the city. Considering the central part of Khabarovsk, the author singles out new buildings such architects as U.V. Podlesniy, family dynasty of architects Mameshin, N.N. Prokudin, E.N. Semenov and especially numerous works of engineering firm «Atrium». The architects of this small firm A.P. Redkin, V.N. Beloshnichenko and G.U. Bychkovskaya for more than 20 years of its work transforming the face of the central part of the city. The article deals with the main construction of this group of architects, estimates their contribution to the formation of the modern urban environment of the central part of the Khabarovsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the City as a Result of the Activity of Leading Architects

The article based on the research of numerous buildings created byleading architects of Khabarovsk, discusses their role in formation of modern image of the city, analyzes the nature, style of the new facilities and the attitude of architects to the historic environment. By specific examples the author shows how these architects harmoniously fits into the historical environment the new modern facilities, developing them in the context of the existing structure of the central part of the city. The article notes the role of the most famous architects of Khabarovsk, for decades engaged in architectural creation and have made in the new features to development of the city. Considering the central part of Khabarovsk, the author singles out new buildings such architects as U.V. Podlesniy, family dynasty of architects Mameshin, N.N. Prokudin, E.N. Semenov and especially numerous works of engineering firm «Atrium». The architects of this small firm A.P. Redkin, V.N. Beloshnichenko and G.U. Bychkovskaya for more than 20 years of its work transforming the face of the central part of the city. The article deals with the main construction of this group of architects, estimates their contribution to the formation of the modern urban environment of the central part of the Khabarovsk.

Текст научной работы на тему «Образ города как результат деятельности архитекторов»

Образ города как результат деятельности архитекторов

Н.П.Крадин

Любой город формируется, меняется и развивается на протяжении всего периода своего существования, с самого раннего его этапа - времени зарождения. Постепенно город растет, расширяется, обустраиваются его окраины, центр, площади, прокладываются улицы, проспекты и бульвары. В старину говорили: «У каждого города свой норов», то есть свой характер или облик, который создается во времени и пространстве под воздействием самых различных факторов. А факторов может быть сколько угодно: наличие воды (река, море), особенности рельефа местности, столичные функции (центр края, области, региона) и т.д. - все это оказывает огромное влияние на развитие города и его образа. Время основания, или возраст поселения, вне всякого сомнения, также имеет существенное значение при оценке его облика. Именно разнообразие характеристик лежит в основе понятия «исторический город», включающего и возраст, и наличие памятников архитектуры (местного или федерального значения), и степень сохранности историко-архитектурного наследия, и многое другое.

Хорошо известно, что далеко не все города развиваются динамично. В зарубежной и отечественной истории можно найти массу поселений и городов, лишенных перспектив дальнейшего развития, потому деградировавших или даже вовсе оставленных людьми. Мы видим это и сегодня, например, в Америке и других странах, да и Россия в этом плане не исключение. Даже в Центральной, черноземной России обезлюдели многие территории в связи с исчезновением деревень, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. Проблема эта, вне всякого сомнения, очень важна, однако сейчас мы говорим на тему, затрагивающую конкретный вопрос относительно того, кто и как занимается формированием облика городов и типов поселений. Вопрос этот далеко не праздный и имеет большое значение не только для исследователей, но и практиков, периодически его обсуждающих. Данная статья подготовлена мной на основе доклада, прочитанного на региональной конференции «Дальневосточный город в контексте освоения Тихоокеанской России», состоявшейся 24-25 сентября 2013 года во Владивостоке.

Понятно, что облик любого поселения, в первую очередь города, складывается и в результате деятельности архитекторов, профессионально занимающихся созданием его планировочной структуры на протяжении длительного времени. Мне могут возразить, что главная роль в этом принадлежит административным органам власти. Разумеется, это так. Однако власть лишь выстраивает политику, обеспечивает условия для развития города, а вот его облик все-таки

зависит от профессионалов, то есть архитекторов. Конечно, часто власть вмешивается в творческий процесс, настаивая на том или ином своем решении, в результате сплошь и рядом то появляется высотка совершенно не там, где она должна быть, то происходит варварское вмешательство в историческую застройку. Примеров подобного рода масса в любом городе.

Знакомясь с различными поселениями, мы можем обнаружить в них характерные для того или иного периода планировочные приемы, стилистику архитектуры, получить информацию о состоянии строительной индустрии, а также выявить сильнейшее влияние архитекторов на развитие образа города или его главных ансамблей.

Известно, что над созданием архитектурного облика работают не отдельные архитекторы, а различные проектные организации, администрация города. И не секрет, что в зависимости, например, от политики городской власти, состояния строительной базы и многих других факторов развитие архитектуры города может быть замедленным или, наоборот, динамичным. Причем динамика бывает цикличной. Вне всякого сомнения, в создании образа города велика роль и ведущих архитекторов. Прослеживая историю любого поселения, мы видим результаты всего этого - не только положительные, но и отрицательные. Чаще всего наиболее объективная оценка дается уже после сделанного (построен объект или целый комплекс, проложены магистрали и т.п.). Существует такое понятие - «оценка временем», или, как в народе говорят, - «время рассудит». Именно по истечении времени, подчас длительного, можно судить об архитектурных творениях.

Знакомство с дальневосточными городами (Благовещенск и Хабаровск, Владивосток и Уссурийск, Находка, Комсомольск-на-Амуре, Биробиджан и др.) показывает, что различаются они не столько возрастом, сколько местоположением. Река, море, рельеф местности, иногда довольно выразительный, растительное окружение. Понятно, что море или река придают городу особый колорит, а выразительный рельеф позволяет горожанам рассматривать отдельные его части с разных точек, в том числе и высоких, как, например, во Владивостоке или Находке. Другое дело - города, расположенные на одном берегу реки, как Хабаровск или Благовещенск. Если жители Благовещенска вообще не видят свой город с реки (разве что с китайской стороны, когда выезжают к соседям по туристическим путевкам), то жители Хабаровска панораму своего города могут наблюдать или зимой, когда по льду переходят на противоположный берег, или

летом, когда плавают по Амуру на катерах или прогулочных судах. Панораму Владивостока можно обозревать в разное время года и с разных точек. Наличие здесь выразительного рельефа, заливов, морского порта, а также новых большепролетных мостов с вантовыми конструкциями превращает Владивосток в один из самых примечательных городов не только на Дальнем Востоке, но и в России в целом. Не случайно с появлением двух огромных вантовых мостов город стали называть «дальневосточным Сан-Франциско». Кстати, несколько лет назад мне довелось побывать в Америке и видеть в Сан-Франциско мосты с вантовыми конструкциями. Именно подобные гигантские сооружения или особенности, скажем, природного характера придают городу суперсовременный или неповторимый облик.

Своеобразный рельеф Хабаровска уже давно получил соответствующую оценку в народе: «город Хабаровск - это три горы, две дыры». В поговорке зашифрована структура рельефа города - три его длинные улицы (Серышева, Муравьева-Амурского и Ленина) проложены перпендикулярно береговой линии Амура, вдоль трех протяженных холмов, а два бульвара (Амурский и Уссурийский) проходят между этими холмами в долинах бывших речушек Чардымовки и Плюснинки. Перпендикулярно двум бульварам и трем главным улицам проложены поперечные улицы с односторонним движением. Такая исторически сложившаяся структура уличной системы Хабаровска при современном обилии индивидуального транспорта дает серьезные сбои, вызывает настоящий транспортный коллапс. Проблема заключается в том, что практически ничего с этим сделать нельзя. Укрупнять кварталы нельзя (историческая застройка выходит на красные линии улиц), а расширение улиц возможно только за счет ликвидации тротуаров, что тоже нереально. Единственный выход - строить подземные переходы для пешеходов и тоннели для транспорта, но для этого потребуются огромные средства. Положение усугубляется еще и тем, что под многими улицами проложены подземные инженерные сети и коммуникации. К тому же движение транспорта по этим улицам одностороннее. Так что сегодня Хабаровск, как

и многие другие российские города, в дневное время представляет собой гигантскую автомобильную стоянку.

Безусловно, в каждом городе имеются свои проблемы. К примеру, жители того же Владивостока, приезжая в Хабаровск, удивляются и радуются тому, что здесь можно спокойно, без всякой толкотни ходить по тротуарам, ведь у них в городе немало улиц, где тротуары вообще отсутствуют. Я, например, не раз ходил там по проезжей части, что делают, кстати, и сами жители Владивостока, разнообразный рельеф которого, как выяснилось, не только является основой архитектурной выразительности города, но и порождает определенные проблемы, в том числе и транспортные.

Несколько лет назад в связи с проведением в 2012 году во Владивостоке саммита АТЭС был построен целый ряд объектов, которые буквально преобразили город. В первую очередь это вантовые мосты Золотой и Русский (рис.1), а также комплекс Дальневосточного федерального университета на острове Русском, где, собственно, и проходил саммит (рис.2). Мероприятие международного уровня подхлестнуло строительную деятельность и в самом Владивостоке, заметно изменив его архитектурный облик, привлекло инвесторов и застройщиков. В результате весь город преобразился, более плотной стала его застройка, появились высотные здания.

К сожалению, панорама города с различных высотных точек часто обнаруживает хаотический вид застройки, в ней не чувствуется ансамбля. Наверняка здесь сказывается роль заказчиков, диктующих то или иное проектное решение, однако нельзя сбрасывать со счетов и роль архитектора-градостроителя, от настойчивости и умения которого доказать правильность проектного решения зависит многое. Однако сегодня нередко верх берут заказчики, преследующие только свои меркантильные цели, и никакие понятия об ансамбле застройки их не волнуют.

Поскольку формирование застройки и силуэтов городских панорам происходит во времени и пространстве, немаловажное значение имеет умение архитекторов расставить высотные акценты, подчеркнуть ими рельеф и создать

Рис. 1. Золотой мост во Владивостоке

Рис. 2. Дальневосточный государственный университет

выразительные панорамы для восприятия города с дальних точек. Разумеется, новые акценты должны быть расставлены тактично, не давить своими размерами на стоящие рядом объекты, в первую очередь памятники архитектуры, находящиеся под охраной государства. Тем не менее современные архитекторы часто ставят новые сооружения без учета сложившейся среды и наличия по соседству памятников зодчества. В качестве примера можно назвать постройки в исторической части Хабаровска - две высотки на улице Комсомольской (угол Муравьева-Амурского), поставленные при активном участии архитектора А.В. Иванова, работавшего в 1994-2000 годах главным архитектором города, а в 2011-2013 годах - края. Как говорится, своя рука владыка. В охранной зоне, где на небольшом участке расположены более десяти памятников архитектуры федерального значения, он поставил высотки (рис.3), напрочь убившие историческую среду с памятниками архитектуры. Или другой пример: между улицами Шевченко и Тургенева в исторической застройке по проекту архитектора А.В. Алещенко был поставлен огромный П-образный в плане жилой дом, совершенно не сомасштабный окружающей застройке. Дом сам по себе, может, и интересный, и не подвергался бы критике, будь он поставлен где-нибудь в современной застройке или на окраине города. Теперь же он, словно слон в посудной лавке, буквально задавил своими габаритами всю прилегающую к нему историческую застройку (рис.4). В последние несколько лет высотная застройка по каким-то причинам вышла непосредственно на берег Амура, нарушив природную синусоиду рельефа, а с ней и историческую застройку центральной части города.

Практически в каждом городе можно выделить архитектурные пласты, связанные с деятельностью конкретных архитекторов. Эти пласты бывают достаточно весомые, мощные, и в таком случае можно условно применять названия по причастности того или иного архитектора к определенной застройке (проспект, улица, микрорайон, ансамбль и т.п.), например «Хабаровск Мамешиных», «бульвары А.П. Редь-

Рис. 3. Высотки в охранной зоне Хабаровска. Архитектор А.В. Иванов

кина», «проспект Первостроителей М.Е. Петрова», «вокзалы Б.Т. Германа», «Владивосток Н.С. Рябова» и т.д.

Уверен, что подобного рода словосочетания можно встретить во всех городах Дальнего Востока, да и не только. Правда, надо иметь в виду, что проектирование, а затем и строительство объекта - дело долговременное, и подразумевается, что архитектор должен работать в городе длительный период (как правило, несколько десятилетий). И таких архитекторов в каждом городе Дальнего Востока немало. В Хабаровске, например, это семейные династии архитекторов Мамешиных (в трех поколениях), Горкавенко, Семеновых, Руденко, архитекторы старшего поколения, работавшие в 1930-1970-х годах (Б.Т. Герман, М.Р. Брельгин, В.М. Кампио-ни, Н.И. Васиков, М.Е. Петров, А.Д. Левкович). Сюда же следует отнести и современных архитекторов, работавших или продолжающих работать в городе на протяжении 20-25 и более лет. Все они являются авторами и соавторами многочисленных построек и ансамблей не только в Хабаровске, но и в других городах края.

Например, архитектор Михаил Елисеевич Петров отдал архитектурному творчеству в Хабаровске почти 50 лет. За всю свою проектную деятельность он выполнил более 150 проектов и построек. Осуществленные по его проектам в 1950-1970-е годы здания - жилые дома по улицам К. Маркса, Дзержинского, Серышева, Фрунзе, санаторий «Уссури», общежитие медицинского института - стали украшением города, они и сегодня выполняют свои функции. Петровым были разработаны проекты крупных многоэтажных жилых домов по улицам Дикопольцева, Гайдара (с магазином «Тысяча мелочей»), на площади Южного жилого района, 14-этажные жилые дома в поселке Горького, по улице Пионерской, на углу улицы Калинина и Госпитального переулка. Из административных зданий хабаровского архитектора следует назвать пристройку к зданию Крайисполкома по улице Фрунзе, спортивный и актовый залы Школы милиции, Стадион им. Орджоникидзе. В городе Комсомольске-на-Амуре по его проекту на проспекте Первостроителей построен самый

Рис. 4. «Слон в посудной лавке». Архитектор А.В. Алещенко

крупный жилой дом на 700 квартир (рис.5). В результате мы имеем полное право говорить: «Хабаровск архитектора Михаила Петрова».

Владивосток, разумеется, не исключение, и в этом городе найдется немало архитекторов, оставивших своими работами заметный след в его архитектуре и градостроительстве. Если говорить об архитектуре Владивостока 1940-1960-х годов, то непременно надо вспомнить архитектора Н.С. Рябова (1912-2004), работавшего много лет в проектном бюро Дальзавода и ставшего автором множества проектов промышленных сооружений в городе. По его проектам построены промышленные цехи и здания, жилые дома для рабочих завода, кварталы и ансамбли жилых домов в районе улиц Луговой, Сафонова, Борисенко, Папанина, Ленинской. Таким образом, и во Владивостоке есть все основания для употребления словосочетания «промышленные комплексы, жилые кварталы и ансамбли жилых домов Н.С. Рябова». Кроме Рябова, заметные архитектурные пласты во Владивостоке и Приморье оставили такие архитекторы, как Е.А. Васильев (1900-1983), Б.Ф. Богомолов (1930-1983), В.Н. Карепов (1925-2003), Ю.А. Траутман (1909-1986). Естественно, значительные фрагменты городской застройки, площади, кварталы, улицы или проспекты связаны с их именами.

Немаловажную роль в развитии архитектуры дореволюционного Владивостока сыграли, конечно же, архитекторы, гражданские и военные инженеры - авторы многочисленных построек гражданского назначения, а также сооружений комплекса Владивостокской крепости. К примеру, своеобразной архитектурной визитной карточкой Владивостока считается здание железнодорожного вокзала, строительство которого осуществлял гражданский инженер В.А. Плансон по проекту, разработанному им в столице. В архивных документах удалось найти немало сведений и о других

великолепных постройках, осуществленных по проектам Плансона и сохранившихся до сих пор в городе. Более 20 лет (1899-1922) проработал он во Владивостоке, оставив после себя замечательные творения, позволяющие говорить о «дореволюционном Владивостоке Плансона». На улице Пушкинской в районе прежнего здания ДВПИ можно увидеть целый ряд зданий учебных заведений, построенных по проектам этого замечательного архитектора.

На облик архитектуры городов влияют не только постройки, которые создают архитекторы, но и строительная база в тот или иной период. К примеру, для 1960-1970-х годов характерно панельное домостроение, когда практически все здания возводились по типовым проектам. В Хабаровске тогда было построено довольно много панельных зданий по индивидуальным проектам. Так, в рамках «типового проектирования» архитектор А.С. Ческидов разрабатывал проекты зданий института Хабаровскгражданпроект, Дома Союзов на Комсомольской площади, пристройки к инженерному корпусу Хабаровсккрайстрой, Дворца пионеров в Комсомольске-на-Амуре и др. (рис.6-8). Все они функционируют до сих пор, отражая своей архитектурой состояние строительной индустрии той эпохи. Созданные по индивидуальным разработкам архитектора, они заметно выделяются среди многочисленных панельных жилых домов, построенных по типовым проектам. На примере творчества Ческидова мы видим, что и в период панельного типового домостроительства можно было создавать совсем не типовые здания, которые и спустя несколько десятилетий выглядят вполне современными.

За 15 лет нового века Хабаровск наполнился совершенно другими зданиями, отличающимися от тех, что строили здесь не только полвека назад, но и в конце XX века. Эта современная архитектура обогатила портрет города особыми

Рис. 5. Жилой дом на проспекте Первостроителей в Комсомольске-на-Амуре. Архитектор М.Е. Петров

штрихами, отражающими сплав традиций и новизны. В ней есть свои герои - авторы новых произведений. Среди тех, кто наиболее плодотворно трудится в этом направлении, следует назвать небольшую проектную фирму «Атриум-Партнер» под руководством А.П. Редькина, а также архитекторов Ма-мешиных, Ю.В. Подлесного и В.А. Васильева, Н.М. Ерошенко и С.С. Вялкину, Е.В. Дворецкую и И.Е. Лавриновича, Н.Т. Ру-

Рис. 6-8. Постройки архитектора А.С. Ческидова: здание института Хабаровскгражданпроект в Хабаровске; здание Дома Союзов на Комсомольской площади в Хабаровске; Дворец пионеров в Комсомольске-на-Амуре

денко и Н.Н. Прокудина, В.В. Носырева - список этот можно продолжать бесконечно.

Причем даже среди названных выше имеются лидеры, которых с полным основанием можно назвать архитекторами, формирующими портрет современного Хабаровска. Прежде всего это три небольшие группы - проектная фирма «Атриум-Партнер» А.П. Редькина, ООО «Акант» А.Е. Мамешина и частная архитектурная мастерская «Марп» Ю.В. Подлесного, существовавшая в 1993-2008 годах. С именами руководителей этих трех фирм связано большинство новых построек в центре Хабаровска, именно им город обязан своим новым, современным архитектурным портретом.

Многолетняя творческая деятельность в Хабаровске семейства Мамешиных охватывает довольно значительный период с середины 1940-х годов до настоящего времени. Старейшина рода Ефим Дмитриевич стал работать в Хабаровске в начале 1940-х годов, а затем, уже после войны, продолжал архитектурную деятельность в самых разных должностях, в том числе главного архитектора города и края (10 лет). После 1966 года в институте Хабаровскгражданпроект он разработал огромное количество проектов, большинство которых было реализовано. До сих пор Хабаровск украшают постройки по разработанным им проектам. Это несколько зданий, предназначенных для административных и партийных органов, здания учебных заведений, жилые дома и комплексы, вокзалы на многих станциях Дальневосточной и Забайкальской железных дорог. Имелись в его послужном списке и проекты, выполненные совместно с сыном Александром, который теперь успешно работает в содружестве уже со своим сыном (внуком Ефима Дмитриевича) и супругой - тоже архитекторами. Огромное количество работ этой семейной династии образовало солидный архитектурный пласт, с достаточным основанием позволяющий говорить о «Хабаровске династии Мамешиных».

Юрий Викторович Подлесный - тоже известный хабаровский архитектор, автор таких знаковых для города сооружений, как пруды на Уссурийском бульваре, Успенский собор на Комсомольской площади, Дом приемов на улице Шевченко, бизнес-центр «Парус», а также многих жилых, общественных и офисных зданий в Хабаровске и других городах края. Так что выражение «Хабаровск Подлесного» вполне приемлемо, поскольку этот архитектор несколько десятилетий плодотворно работал в краевой столице. Даже на пенсии он продолжает интересоваться сегодняшними делами своих коллег.

Однако безусловными лидерами среди современных зодчих Хабаровска, конечно же, являются архитекторы фирмы «Атриум-Партнер» А.П. Редькин, В.Н. Белошниченко и Г.Ю. Бычковская, ставшие в 2003 году лауреатами Государственной премии России в области архитектуры за торговый комплекс НК-Сити (рис.9). Свою высокую планку они поддерживают постоянно, и каждое новое произведение, созданное по их проекту, - это и праздник, и украшение города. При-

мечательно, что уже более десяти лет ежегодно на творческих фестивалях «ДВ Зодчество» в Хабаровске и всероссийских фестивалях в Москве архитекторы этой творческой группы получают дипломы и медали. Остановимся на этой группе и ее постройках в центральной части Хабаровска.

Двигаясь от «Платинум-арены» вдоль Уссурийского бульвара, можно видеть сразу несколько построек, представляющих «архитектурный Хабаровск фирмы "Атриум"». Стоя лицом к спортивному комплексу, слева увидим одно из недавних произведений фирмы - здание гостиницы «Олимпик» (рис.10). За его проект авторы были удостоены золотого диплома на фестивале «ДВ Зодчество-2011». Здесь же, но справа от спортивного комплекса, находятся еще три их постройки. Протянувшийся вдоль бульвара жилой дом имеет Г-образную форму плана и охватывает ею угол Уссурийского бульвара и улицы Дикопольцева. Этот дом спроектирован А.П. Редькиным совместно с архитектором С.А. Соколовым еще в 1998 году, в период их совместной работы в ЦПИ-52. Протяженный по своим размерам, дом огибает угол участка и поднимается каскадом вдоль улицы Дикопольцева. Вторая

Рис. 9. Торговый комплекс НК-Сити в Хабаровске. Архитекторы В.Н. Белошниченко, Г.Ю. Бычковская, А.П. Редькин

Рис. 10. Гостиница «Олимпик» по улице Лермонтова. Архитекторы В.Н. Белошниченко, Г.Ю. Бычковская, А.П. Редькин

часть дома построена относительно недавно и заметно отличается своей архитектурой от более раннего блока (рис.11). Слева от дома, на Уссурийском бульваре, расположен небольшой компактный двухэтажный особняк - офисное здание фирмы «Хабэнерго» (рис.12), а напротив - небольшой храм, вернее, молитвенный дом христиан-баптистов, выполненный из серого и красного кирпича (тоже работы творческой группы Редькина). Примечательно, что практически все постройки группы «Атриум» отличаются нарядностью, в отделке фасадов обязательно присутствуют несколько цветов.

Если идти далее по бульвару в сторону Амура, то на фоне панельной застройки обязательно выделим невысокий точечный снежно-белый жилой дом с оригинальной пластикой фасада. Необычной группировкой балконов и застекленных лоджий авторы попытались придать и главному фасаду, и всему дому новый пластический образ (рис.13) с учетом его восприятия с дальних точек (со стороны парка «Динамо»). Кстати, рассматривая фасады многочисленных жилых домов, построенных по проектам группы фирмы «Атриум-Партнер», везде увидим подобную пластику - не

Рис. 11. Жилой дом на Уссурийском бульваре в Хабаровске. Архитекторы А.П. Редькин, С.А. Соколов

Рис. 12. Офисное здание фирмы «Хабэнерго» на Уссурийском бульваре. Архитектор А.П. Редькин

по всему фасаду, а обычно в верхней зоне, чтобы она просматривалась над более низкой застройкой и деревьями на переднем плане. Именно такие фасады имеют крупные жилые дома этих же архитекторов (рис.14) на Уссурийском бульваре (между улицами Дзержинского и Запарина), а также жилой дом-комплекс «Стрела» на улице Тургенева.

Продвигаясь дальше по Уссурийскому бульвару, мы подойдем к центру, где построек группы Редькина тоже немало. С бульвара и с улицы Муравьева-Амурского от ТЮЗа мы увидим совсем уж необычный дом - архитектурный разноцветный кубик-рубик. Отдельные блоки этого комплекса решены в ярком цвете (зеленый, охристый, малиновый). Как говорит сам архитектор, ему захотелось привнести в застройку что-то необычное, поиграть с цветом. Этот любопытный во многих отношениях жилой дом получил и соответствующее название - «Мозаика» (рис.15).

Непосредственно в историческом центре Хабаровска, на улице Муравьева-Амурского или рядом с ней, тоже немало зданий самого разного назначения, построенных по проектам архитекторов «Атриум-Партнер». Среди построек, сконцентрированных на центральной улице Хабаровска, ресторан «Саппоро», торговый дом «Иль-де-Ботэ» (авторы В.Н. Белошниченко, О.Н.Руденко, В.Б.Хахаев), пристройки к зданиям универмага и краеведческого музея. Недалеко от них, на соседних улицах,

Рис. 13. Жилой дом на Уссурийском бульваре в Хабаровске. Архитекторы В.Н. Белошниченко, Г.Ю. Бычковская, А.П. Редькин

жилой дом по улице Шеронова, жилой комплекс «Стрела» по улице Тургенева и др. Многие работы были удостоены различных наград на смотрах-конкурсах в Хабаровске и Москве. Особо следует отметить камерные строения проектной группы «Атриум» - отель «Афалина» (рис.16) на Амурском бульваре (угол Дикопольцева) и офисное здание «Хабэнерго» недалеко от «Платинум-арены» (рис.12). Небольшие по своим размерам, эти домики, словно нарядные шкатулки, всегда притягивают взгляд прохожих, настолько они оригинальны по архитектуре и качеству строительства.

Многократно посещая Хабаровск, я ловил себя на мысли, что его архитекторы очень тактично работают со средой. Все их объекты не монохромны, в них обязательно присутствует цвет, придающий постройкам нарядность и даже некоторую импозантность. Однако он всегда сдержанный, лаконичный. Даже в первых их постройках, выполненных из серого силикатного кирпича, цвет присутствует.

В заключение считаю важным еще раз подчеркнуть, что произведения архитекторов, десятилетиями работающих в том или ином городе, со временем превращаются в материальный пласт, неотделимый от их авторов, - архитектурные ансамбли, площади и улицы, значимые для города сооружения. Именно они определяют облик города. В этом, собственно, и заключается роль архитекторов и их произведе-

Рис. 14. Жилой дом-пластина на Уссурийском бульваре в Хабаровске. Архитекторы А.П. Редькин, В.Н. Белошниченко, Г.Ю. Бычковская, А.В. Иванов

Рис. 15. Жилой дом «Мозаика» в Хабаровске. Архитектор А.П. Редькин

ний, получивших оценку временем. Причем, разрабатывая свои проекты, архитекторы, естественно, не думают о том, что создают шедевры. Они просто творят, а оценивают уже другие - и коллеги, и специалисты-критики. Так происходит в архитектуре практически всегда и везде.

По мнению руководителя группы «Атриум-Партнер» Анатолия Редькина, сейчас в мировой архитектуре доминирует минимализм. В начале 1990-х годов мир стал освобождаться от постмодернизма, тоски по старине, копирований, сопоставления контрастов. Вновь стали модными работы Нормана Фостера, британского архитектора, лауреата Императорской и Притцкеровской премий, создавшего со своим коллегой Ричардом Роджерсом стиль хай-тек. Сегодняшнее строительство - это новые материалы, конструкции. «Возможности колоссальные, - говорит архитектор, - поэтому лично меня иногда тянет спроектировать какой-нибудь австрийский замок в центре Хабаровска. Думаю, что такие объекты будут появляться в дальневосточной столице».

В современном центре Хабаровска так много построек и комплексов, созданных за несколько десятилетий по проектам группы «Атриум-Партнер», что вполне логично было бы назвать Уссурийский бульвар «бульваром Редькина» или говорить о «современных архитектурных жемчужинах Белошниченко».

Литература

1. Донникова А. Беречь дух города // Дальневосточный журнал. 2007. №3.

2. Проектная мастерская «Атриум». Творческий отчет. Хабаровская краевая типография, 2005.

3. Архитектор Анатолий Редькин. Творческая автобиография. Хабаровск, 2002.

4. Крадин Н.П. Зодчие Хабаровска (1858-2013). Хабаровская краевая типография, 2013.

5. Литвинова М. Большая премия хабаровских архитекторов // Тихоокеанская звезда. 2012. 19 декабря.

6. Архитектор Владимир Белошниченко. Творческий отчет. Каталог персональной выставки. Хабаровск, 2013.

Literatura

1. Donnikova A. Berech dukh goroda // Dalnevostochnyj zhurnal. 2007. № 3.

2. Proektnaya masterskaya «Atrium». Tvorcheskij otchet Khabarovskaya kraevaya tipografiya, 2005.

3. Architektor Anatolij Redkin. Tvorcheskaya avto-biographiya. Khabarovsk, 2002.

4. Kradin N.P. Zodchie Khabarovska (1858-2013). Khabarov-skaya kraevaya tipografiya, 2013.

5. Litvinova M. Bolshaya premiya khabarovskih arhitektorov // Tikhookeanskaya zvezda. 2012. 19 dekabrya.

6. Architector Vladimir Beloshnichenko. Tvorcheskij otchet. Katalog personalnoy vystavki. Khabarovsk, 2013.

The Image of the City as a Result of the Activity

of Leading Architects. By N.P.Kradin

The article based on the research of numerous buildings created byleading architects of Khabarovsk, discusses their role in formation of modern image of the city, analyzes the nature, style of the new facilities and the attitude of architects to the historic environment. By specific examples the author shows how these architects harmoniously fits into the historical environment the new modern facilities, developing them in the context of the existing structure of the central part of the city. The article notes the role of the most famous architects of Khabarovsk, for decades engaged in architectural creation and have made in the new features to development of the city. Considering the central part of Khabarovsk, the author singles out new buildings such architects as U.V. Podlesniy, family dynasty of architects Mameshin, N.N. Prokudin, E.N. Semenov and especially numerous works of engineering firm «Atrium». The architects of this small firm A.P. Redkin, V.N. Beloshnichenko and G.U. Bychkovskaya for more than 20 years of its work transforming the face of the central part of the city. The article deals with the main construction of this group of architects, estimates their contribution to the formation of the modern urban environment of the central part of the Khabarovsk.

Ключевые слова: ведущие зодчие, улицы и площади, застройка Хабаровска, комплексы и ансамбли, династия Мамешиных, Петров, Подлесный, ООО «Атриум».

Key words: leading architects, streets and squares, buildings of Khabarovsk, complexes and ensembles, Mameshin dynasty, Petrov, Podlesnyj, «Atrium»ltd.

Рис. 16. Гостиница «Афалина» на Амурском бульваре в Хабаровске. Архитектор А.П. Редькин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.