Научная статья на тему 'Этнические особенности акцентуаций характера у школьниц Магаданской области с разным уровнем алекситимии'

Этнические особенности акцентуаций характера у школьниц Магаданской области с разным уровнем алекситимии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
269
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВОЧКИ-ПОДРОСТКИ / ADOLESCENT GIRLS / ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / АЛЕКСИТИМИЯ / ALEXITHYMIA / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / CHARACTER ACCENTUATIONS / СЕВЕРО-ВОСТОК РОССИИ / RUSSIA''S NORTH-EAST / ETLMIC-RELATED PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бартош Татьяна Петровна, Бартош Ольга Петровна, Мычко Марина Валерьевна

В статье приводятся результаты исследования выраженности акцентуаций характера у 170 девочек-подростков 13-15 лет различной этнической принадлежности Магаданской области с признаками алекситимии. Показано, что у девочек аборигенной популяции с алекситимическими чертами по сравнению со сверстницами своей группы без алекситимического радикала значительно преобладают тревожный, циклотимический, возбудимый, дистимический и экзальтированный типы акцентуаций характера и менее выражен гипертимный тип. Девочкам-алекситимикам из числа европеоидов по сравнению со сверстницами-неалекситимиками своей этнической группы так же, как аборигенкам, более свойственны дистимичные и тревожные черты и менее гипертимные, а также демонстративные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бартош Татьяна Петровна, Бартош Ольга Петровна, Мычко Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic profiles of character accentuations observed in magadan town schoolgirls demonstrated different levels of alexithymia

The paper presents the results of the study on degrees of character accentuations in 170 adolescent girls aged 13-15 residing in Magadan region and having alexithymia of different etiology. It was found that, Aboriginal alexithymic girls as compared with non alexithymic ones, demonstrate more expressed anxious (fearful), cyclothymic, excited, dysthymic and exalted types of personality accentuations, and less expressed hyperthymic type. European alexithymic girls proved to behave in the same manner being more dysthymic and anxious, and less hyperthymic and demonstrative in comparison with non alexithymic European subjects.

Текст научной работы на тему «Этнические особенности акцентуаций характера у школьниц Магаданской области с разным уровнем алекситимии»

Т.П. Бартош, О.П. Бартош, М.В. Мычко_

Научно-исследовательский центр «Арктика» ДВО РАН, Магадан

Для корреспонденции

Бартош Татьяна Петровна -кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН Адрес: 685000, г. Магадан, пр. К. Маркса, д. 24 Телефон: (4132) 62-90-72 E-mail: tabart@rambler.ru

Этнические особенности акцентуаций характера у школьниц ф Магаданской области с разным щ

уровнем алекситимии

В статье приводятся результаты исследования выраженности акцентуаций характера у 170 девочек-подростков 13-15 лет различной этнической принадлежности Магаданской области с признаками алекситимии. Показано, что у девочек аборигенной популяции с алекситимическими чертами по сравнению со сверстницами своей группы без алекси-тимического радикала значительно преобладают тревожный, циклотимический, возбудимый, дистимический и экзальтированный типы акцентуаций характера и менее выражен гипертимный тип. Девочкам-алекситимикам из числа европеоидов по сравнению со сверстницами-неалекситимиками своей этнической группы так же, как аборигенкам, более свойственны дистимичные и тревожные черты и менее - гипертимные, а также демонстративные.

Ключевые слова: девочки-подростки, этнические особенности, алекситимия, акцентуации характера, Северо-Восток России

T.P. Bartosh, O.P. Bartosh, M.V. Mychko

Scientific Research Center «Arktika», Magadan

Ethnic profiles of character accentuations observed in magadan town schoolgirls demonstrated different levels of alexithymia

The paper presents the results of the study on degrees of character accentuations in 170 adolescent girls aged 13-15 residing in Magadan region and having alexithymia of different etiology. It was found that, Aboriginal alexithymic girls as compared with non alexithymic ones, demonstrate more expressed anxious (fearful), cyclothymic, excited, dysthymic and exalted types of personality accentuations, and less expressed hyperthymic type. European alexithymic girls proved to behave in the same manner being more dysthymic and anxious, and less hyperthymic and demonstrative in comparison with non alexithymic European subjects.

Key words: adolescent girls, ethnic-related peculiarities, character accentuations, alexithymia, Russia's North-East

#

В современных социально-экономических условиях в России наблюдается ухудшение здоровья детей всех возрастных групп, что определяет репродуктивный потенциал нации [13]. Ведущее место в структуре функциональных нарушений и хронической патологии стали занимать психические расстройства и расстройства поведения. Нервно-психические расстройства возникают, в основном, в препубертатном и пубертатном периодах, когда степень воздействия стрессов максимальна, и организм не в состоянии компенсировать реакцию на них [12]. В этот же период происходит формирование организма, становление репродуктивной системы девочек. Немаловажное значение имеют выраженность эмоционального напряжения, личностные дисфункции, которые оказывают влияние на степень адаптации девочек-подростков в социальной среде, часто провоцируя школьную дезадаптацию [5, 9].

Немногочисленные литературные сведения об этнопопуляционных различиях психофизиологической и социальной адаптации детской популяции свидетельствуют о межэтнических различиях психологических и психофизиологических показателей жителей Севера [1-2, 14]. Современные условия проживания аборигенного населения северных регионов претерпели значительные изменения - изменились питание, характер трудовой деятельности, среда обитания и т.д. При нарушении жизненного уклада, биологических, функциональных, социальных и культурных ритмов жизнедеятельности произошло снижение качества здоровья северных этнических народов [14]. В то же время на территории Магаданской области сложилась устойчивая популяция уроженцев Севера из числа европеоидов, родители которых ранее проживали в более комфортных природно-климатических условиях. Формирование организма этих детей подвергается комплексному воздействию экстремальных природно-климатических и социальных

северных условий, которые предъявляют повышенные требования к функциональным системам.

В подростковом возрасте оформляются и развиваются такие два психологических феномена, как акцентуации характера и алекситимия в структуре личности, которые, в ряду других причин, могут служить взаимодополняющими факторами уязвимости и преморбидным фоном развития пограничных психических расстройств и психосоматических заболеваний [4, 7, 8, 10]. По данным В.Д. Менделе-вича и С.Л. Соловьевой [10], у подростков на популяционном уровне выраженность алекситимии, то есть неспособности человека вербализовать свое эмоциональное состояние, демонстрировать свои эмоции, несколько выше, чем у взрослых. Это приводит к нарушению адекватной самооценки физического и психического состояния. В экстремальных условиях Севера может возникать вторичная «северная» алекситимия как психологическая защита на эмоциональный стресс, провоцируемая социальной дезадаптацией [15]. Также алекситимические черты у подростков могут выступать как реакция на тревогу, которая со временем может перейти в личностную характеристику [3, 15]. Показано [3], что подростки, проживающие в Магадане, с алекситимическим типом в структуре личности по сравнению с неалекситимическим типом характеризуются более выраженными показателями тревожности, социальной фрустрирован-ности, психической ригидности.

Проживание в экстремальных клима-тогеографических условиях, нарушение нервно-психической адаптации, трудные жизненные ситуации и т.д. влияют на развитие и заострение акцентуированных черт характера подростков [4, 6]. Известно, что акцентуации характера (как крайние варианты нормы при психо-травмирующих условиях) создают «почву» для возникновения нервно-психических заболеваний [8]. У акцентуантов проис-

ходит нарушение поведения, социальная дезадаптация, формирование зависимостей [7, 8], способствующее развитию аддиктивной патологии, что, несомненно, оказывает свое негативное воздействие на репродуктивное здоровье девочек-подростков [13].

В настоящее время остаются недостаточно исследованными особенности акцентуаций характера у девочек-подростков из числа коренных малочисленных народов Севера и уроженцев-европеоидов в зависимости от уровня алекситимии в структуре личности, что и определило цель нашего исследования.

Цель нашего исследования - изучение этнических особенностей акцентуаций характера девочек-подростков в зависимости от уровня алекситимии.

Материал и методы

Всего были обследованы 170 школьниц 13-15 лет разных этнических групп Магаданской области. Из них 75 (44%) девочек принадлежат к аборигенной популяции - коренным малочисленным северным народностям (коряки и эвены), проживающие в п. Эвенск Магаданской области, обучающиеся в школе-интернате (около 30% из них проживают в этом интернате) - 1-я группа (средний возраст 15,3±0,23 года). В г. Магадане обследовано 95 (56%) девочек, обучающихся в лицее № 1 и гимназии № 13 - уроженцы Севера в I-II поколении из числа европеоидов (преимущественно русские и украинцы) - 2-я группа (средний возраст 14,5±0,12 года).

Для оценки алекситимии использовали адаптированную в Психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева шкалу Торонто (TAS-26). Определяли алексити-мический тип личности - 74 балла и выше; 63-73 балла - переходный тип; неалек-ситимический тип личности - 62 балла и ниже. Для определения типов акцентуаций характера применялся характерологический опросник К. Леонгарда -

Г. Смишека. Опросник содержит 88 вопросов по 10 шкалам, диагностирующих типы акцентуаций. Если набрано 18 баллов и более, черта считалась акцентуированной [11].

Статистическая обработка данных проведена с использованием лицензионного пакета прикладных программ Ехсе1-97 и Б1а11в11ка-6. Для каждого изучаемого параметра вычислялись среднее арифметическое (М), ошибка репрезентативности средней (m). Зависимость параметров устанавливали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Для сравнения выборочных средних величин использовался критерий Стьюдента при оценке уровня достоверности p<0,05.

Результаты и обсуждение

Данные нашего исследования показали, что в группе девочек аборигенной популяции алекситимические черты регистрировали у 39% (29 чел.), среди девочек-европеоидов у 29% (28 чел.). Алекситими-ческих черт не определено у 33% (25 чел.) лиц 1-й группы и у 38% (36 чел.) - 2-й группы. К переходному типу были отнесены 28% (21 чел.) и 33% (31 чел.) девочек соответственно 1-й и 2-й групп.

У девочек аборигенной популяции с алекситимическими чертами, по сравнению со школьницами своей группы без алекситимического радикала в структуре личности, статистически значимо ^<0,05) преобладали тревожный, цикло-тимический, возбудимый, дистимический и экзальтированный типы акцентуаций характера (табл. 1). Согласно К. Леонгар-ду [7], для них характерными чертами являются повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, неуверенность в собственных силах, склонность к колебаниям настроения, концентрация на мрачных, печальных сторонах жизни, импульсивность поведения, впечатлительность. В меньшей степени представлены гипертимные черты ^<0,05), реже демонстрируют припод-

Таблица 1. Акцентуации характера девочек-подростков Магаданской области разных этнических групп с учетом алекситимического радикала в структуре личности (М±т)

Показатель, 1-я группа, Эвенск (аборигенная популяция) 2-я группа, Магадан (уроженцы-европеоиды)

балл алекситимический неалекситимический алекситимический неалекситимический

тип (п=29) тип (п=25) тип(п=28) тип (п=36)

Гипертимный 16±1,2 19±0,8* 16±1,2* 19±0,7

Застревающий 13±0,7 13±0,6 12±0,5 13±0,7

Эмотивный 18±0,6 18±0,6 17±0,9 17±0,6

Педантичный 14±0,7** (1-2) 12±0,7 11 ±0,7 10±0,7***(1-2)

Тревожный 12±0,9 8±1,2* 11±1* 8±0,9

Циклотимический 19±0,9**(1-2) 12 ±1,1 * 16±0,8 15±0,9***(1-2)

Демонстративный 12±0,8 14±0,8 11 ±0,8* 14±0,6

Возбудимый 17±0,9 14±1,1* 15±1,1 14±1

Дистимический 12±0,8 10±0,6* 12±0,9* 9±0,8

Экзальтированный 20±0,9**(1-2) 17±1,01 * 17±1 17±0,8

Примечание. * - достоверное различие между показателями внутри этнической группы при р<0,05; ** - достоверное различие между показателями девочек 1-й и 2-й этнических групп с алекситими-ческим радикалом при р<0,05; *** - достоверное различие между показателями девочек-неалекси-тимиков 1-й и 2-й этнических групп при р<0,05.

#

нятое настроение, высокую активность, общительность.

Корреляционный анализ показал достоверную положительную связь показателя алекситимии с эмотивным и тревожным (г=0,43, р<0,01) и отрицательную с демонстративным (г=-0,44, р<0,05) и гипертим-ным (г=-0,44, р<0,05) типами акцентуаций в 1-й группе девочек. Для аборигенок алекситимическая составляющая в структуре личности способствует увеличению тревожности, беспокойству по поводу возможных неудач, неуверенности в себе, слезливости, глубоким эмоциональным реакциям, а также низкой общительности, активности, нежеланию выделяться.

Девочки 2-й группы с алекситимичес-кими чертами (также как и аборигенки) в среднем имеют статистически значимый (р<0,05), менее выраженный, чем у сверстниц своей группы-неалексити-миков, гипертимный тип акцентуаций, а также демонстративный тип (см. табл. 1). У них также, как у аборигенок, более представлены дистимичные и тревожные черты (р<0,05), т.е. немногословность, молчаливость, некоторая заторможенность в протекании психических актов, занижен-

ная самооценка, робость, неуверенность в себе. В меньшей степени проявляются активность, общительность, неусидчивость, жизнерадостность, оптимизм, самоуверенность, демонстративное поведение.

Также у девочек-алекситимиков 2-й группы установлены несколько иные, чем у аборигенок, корреляционные связи: отрицательная с гипертимным (г=-0,44, р<0,05) и застревающим (г=-0,31, р<0,05) и положительная корреляционная связь показателя алекситимии с дистимичным типом (г=0,43, р<0,05). Следовательно, проявление алекситимических черт снижают легкость в общении, оптимизм, увеличивают переживания и опасения, ориентированность на неудачи. В то же время маловероятными становятся чувствительность, болезненная обидчивость, честолюбие.

Рассматривая межгрупповые этнические различия девочек с признаками алекситимии, можно выделить достоверно (р<0,05) более высокую педантичность, циклотимичность и экзальтированность девочек-аборигенок (см. табл. 1). Максимально высокие значения (18 баллов и более) регистрировали в 1-й группе девочек-алекситимиков в отношении цик-

Таблица 2. Распределение типов акцентуаций характера у девочек-подростков разных этнических групп с учетом алекситимического радикала в структуре личности (%)

Показатель 1-я группа, Эвенск 2-я группа, Магадан

алекситимический тип (n=29) неалекситимический тип (n=25) алекситимический тип(n=28) неалекситимический тип (п=36)

Гипертимный 16 чел. (55%) 18 чел. (72%) 15 чел. (59%) 26 чел. (72%)

Застревающий 6 чел. (21%) 4 чел. (16%) 0 чел. (0%) 6 чел. (17%)

Эмотивный 22 чел. (76%) 17 чел. (68%) 18 чел. (64%) 23 чел. (64%)

Педантичный 5 чел. (17%) 3 чел. (12%) 1 чел. (4%) 2 чел. (6%)

Тревожный 4 чел. (14%) 3 чел. (12%) 4 чел. (14%) 2 чел. (6%)

Циклотимический 21 чел. (72%) 5 чел. (20%) 15 чел. (54%) 15 чел. (42%)

Демонстративный 4 чел. (14%) 4 чел. (16%) 3 чел. (11%) 8 чел. (22%)

Возбудимый 16 чел. (55%) 8 чел. (32%) 14 чел. (50%) 15 чел. (42%)

Дистимический 3 чел. (10%) 1 чел. (4%) 7 чел. (25%) 2 чел. (6%)

Экзальтированный 24 чел. (83%) 15 чел. (60%) 19 чел. (68%) 25 чел. (69%)

лотимичного и экзальтированного типов акцентуаций.

Межгрупповые этнические различия среди девочек без алекситимического радикала выражались в значительно (p<0,05) более высоких показателях у девочек аборигенной популяции педантичного и менее (p<0,05) циклотимичного типа (см. табл. 1). Для девочек без алекситимического радикала корреляционных связей показателя алекситимии с акцентуациями не установлено.

Межгрупповое сравнение школьниц с переходным типом показало, что у лиц 1-й группы по сравнению со сверстницами 2-й группы более выражены черты застревающего (14±0,8 и 12±0,6 баллов), педантичного (14±0,9 и 10±0,8) и возбудимого типов характера (18±0,9 и 15±0,9) (соответственно 1-й и 2-й групп с переходным типом). Для переходного типа установлена отрицательная связь показателя алекситимии с гипертимным типом (r=-0,43, p<0,05).

Обращает на себя внимание факт более выраженного показателя педантичности у девочек аборигенной популяции по сравнению со сверстницами-европеоидами независимо от наличия алекситимичес-кого радикала. Преобладание черт ригид-

ности и педантизма, трудности в переключении с одной эмоции на другую являются этнической характеристикой северных народностей, что подтверждается данными литературы [1].

В табл. 2 представлены в процентном соотношении распределение типов акцентуаций характера у девочек-подростков аборигенной популяции и европеоидов с учетом алекситимического радикала в структуре личности.

Мы видим, что среди неалекситими-ков обеих этнических групп по сравнению со сверстницами с признаками алексити-мии, доля гипертимного типа составляет 72% и выше (на 13-17%). Эмотивные и экзальтированные черты независимо от этнической принадлежности и алек-ситимического радикала представлены у большинства девочек (в диапазоне 60-83%) (см. табл. 2). Девочкам свойственны лабильность психики, эмоциональность, чувствительность, впечатлительность, эмоциональная чувствительность, что является гендерной чертой [4].

В 1-й группе среди девочек-алексити-миков (по сравнению с неалекситимика-ми) на 50% больше выявлено акцентуан-тов циклотимического типа, на 20-23% -возбудимого и экзальтированного типов

характера. А во 2-й группе девочек-алек-ситимиков (по сравнению со сверстницами своей группы) представлена меньшая доля акцентуантов: на 19% дистими-ческого типа, на 12% циклотимического, на 8% - тревожного и возбудимого. Однако не выявлено заостренных черт по застревающему типу, в то время как у неалекси-тимиков чувствительность, болезненная обидчивость встречается у 17% девочек (см. табл. 2). Настораживает высокий процент возбудимого и циклотимического типа среди девочек-алекситимиков, особенно из числа аборигенной популяции. Лица с выраженным возбудимым типом склонны к хроническому алкоголизму, часто прибегают к алкоголю как возбуждающему средству. Подростки с циклотимичными чертами также с помощью алкоголя могут продлевать периоды подъема энергии и блокировать периоды ее спада [7].

Таким образом, у девочек-подростков разных этнических групп с алекситимичес-кими признаками, по сравнению со сверс-тницами-неалекситимиками, чаще регистрируются акцентуации характера. При этом девочки аборигенной популяции с алекси-тимическим радикалом в структуре личности в среднем более склонны к акцентуациям характера, чем сверстницы-европеоиды с алекситимическим радикалом. Можно предполагать, что в сложившихся современных социально-экологических условиях на севере затраты ресурсов организма у аборигенок выше, чем у европеоидов, отсюда выше риск нарушения личностной и школьной адаптации.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало существование этничес-

ких особенностей акцентуаций характера у девочек-подростков Магаданской области с разным уровнем алекситимии.

У девочек аборигенной популяции с алекситимическими чертами, по сравнению со сверстницами своей группы без алекситимического радикала, значительно преобладают тревожный, циклотимичес-кий, возбудимый, дистимический и экзальтированный типы акцентуаций характера и менее выражен гипертимный тип.

Для девочек-алекситимиков из числа европеоидов, по сравнению со сверстни-цами-неалекситимиками своей этнической группы (также как аборигенкам) более характерны дистимичные и тревожные черты и менее - гипертимные, а также демонстративные.

Межэтнические различия среди девочек без алекситимического радикала выражаются в значительно более высоких показателях педантичного и менее цик-лотимичного типа у девочек аборигенной популяции по сравнению со сверстницами-европеоидами.

Среди школьниц с переходным типом установлено, что у девочек аборигенной популяции достоверно более выражены черты застревающего, педантичного и возбудимого типов характера по сравнению со сверстницами-европеоидами.

Определенные особенности акцентуаций характера и алекситимии, которые являются взаимодополняющими факторами уязвимости, могут служить прогностическими признаками аномалий развития личности школьниц, на что следует обращать внимание при психопрофилактических и коррекционных мероприятиях по сохранению здоровья девочек-подростков на Севере.

Сведения об авторах

Бартош Татьяна Петровна - кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: tabart@rambler.ru

Бартош Ольга Петровна - кандидат биологических наук, научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: olga_bartosh@inbox.ru

Мычко Марина Валерьевна - младший научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Арктика» ДВО РАН (Магадан) E-mail: arktika@online.magadan.su

Литература

1. Айзман Р.И., Будук-оолЛ.К. Этноэкологические, мор-фофункциональные и психофизиологические особенности адаптации студентов к обучению в вузе // Человек на Севере: системные механизмы адаптации: Сб. тр., посвященных 20-летию НИЦ «Арктика» ДВО РАН. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2011. - Т. 2. -С. 6-29.

2. Айзман Р.И., Чанчаева Е.А. Психофизиологические показатели адаптации подростков разных этнических групп Горного Алтая // Сибирск. пед. журн. - 2012. - № 3. - С. 262-265.

3. Бартош Т.П. Выраженность алекситимии и психической ригидности у подростков Магадана с признаками тревожного расстройства // Сибирск. вестн. психиатр. и наркол. - 2014. - № 1. -С. 40-43.

4. Бартош Т.П. Акцентуации характера у девочек-подростков различных этнических групп Севера с алекситимическими чертами // Вестн. пси-хофизиол. - 2014. - № 2. - С. 22-24.

5. Булгакова О.С. Изменение личности при постстрес-сорных психосоматических нарушениях // Вестн. психофизиол. - 2014.- № 1. - С. 25-29.

6. Кривощеков С.Г., Леутин В.П., Чухрова М.Г. Психофункциональные аспекты незавершенных адаптаций. - Новосибирск: СО РАМН, 1998. -100 с.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. В.М. Лещинской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 544 с.

8. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: ЭКСМО -Пресс. - 1999. - 419 с.

9. Можейко Л.Ф. Клинико-психологические особенности личности девочек-подростков в период становления репродуктивной функции // Мед. панорама. -2003. - № 9 . - С. 45- 46.

10. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - 607 с.

11. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. -Самара: Бахрах-М, 2002. - 672 с.

12. Семке В.Я., Агарков А.П. Психическое здоровье детей и подростков - гарантия будущего / Психическое здоровье детей и подростков: Мат. межрегион. науч.-практ. конф. (27 апреля 2010 г., Томск) / Под науч. ред.

B. Я. Семке. - Томск: Иван Федоров, 2010. - С. 5-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Халимова Д.Р. Здоровье детей и подростков как показатель репродуктивного потенциала // Репродукт. здоровье детей и подростков. - 2007. - № 4. -

C. 29-33.

14. Хаснулин В.И., Леутин В.П., Чухрова М.Г., Гафаров В.В. Этнокультуральные факторы психической адаптации коренных жителей Сибири и Севера в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. -2009. - № 6 (18). - С. 248-253.

15. Чухрова М.Г., Хорошилова Л.С. Трансформация личности в условиях Севера и ее связь с психосоматической патологией // Бюлл. СО РАМН. - № 4. - 2006. -С. 132-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.