Научная статья на тему 'Особенности акмеологического сопровождения педагогической деятельности в системе университетского образования'

Особенности акмеологического сопровождения педагогической деятельности в системе университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / AKMEOLOGY / MODELING OF EDUCATIONAL WORK / AKMEOLOGICAL SERVICE / AKMEOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Ольга Ивановна

Раскрывается проблема внедрения акмеологического сопровождения педагогической деятельности в образовательный процесс высшей школы, подразумевающего рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности акмеологического сопровождения педагогической деятельности в системе университетского образования»

тивной и интегративной функций, а также функции принятия.

О сформированности данного компонента судим по следующим показателям: постоянное взаимодействие и сотрудничество с представителями разных национальностей; способность и умение разрешать конфликты; неагрессивное и невраждебное реагирование на особенности людей других национальностей; удовлетворенность военно-профессиональной деятельностью.

Процесс формирования культуры межнационального общения у воинов выражается в умении преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами воинского коллектива в результате их разнообразной деятельности.

В соответствии с содержанием поведенческо-интегрирующего компонен -та в качестве основного средства формирования культуры межнационального общения была выбрана организация психологической работы в подразделении, которая реализуется в ходе проведения ролевых и деловых игр, тренингов, «культурного ассимилятора».

Таким образом, такое понимание культуры межнационального общения у воинов позволяет выстроить эффективный процесс формирования данного качества личности.

литература

1. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория и практика. Махачкала, 1998. 338 с.

2. Дадов И.А. Адыгейская этнопедагоги-ка в воспитании у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений в условиях двуязычного образования (на примере Кабардино-Балкарской Республики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.

3. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом (на примере старших школьников) : дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 1999. 128 с.

4. Комаров В.П. Культура межнационального общения // Нар. образование. 1993. №5. С. 65 - 67.

5. Лаврик В.В. Культура межнационального общения военнослужащих в Вооруженных силах многонационального государства : дис. канд. ... филос. наук. М., 1992. 225 с.

6. Лезнов К.Н. Культура межнационального общения в воинском коллективе // Лектору и пропагандисту. 1989. №2. С. 62.

7. Самойленко В.Ф., Шевцов В.М. Культура межнационального общения в советском воинском коллективе. М. : ВПА, 1989.

Theory of formation of international communicational culture at military personnel of Russian Federation armed forces

There is given the definition of international communicational culture at military personnel.

There are regarded the functions and constructs of international communicational culture as a personal quality of a soldier. There are revealed the criteria and factors of assessment of its development at military men at the process of military duty.

Key words: international communication, international communicational culture, personal quality, mutual understanding, cooperation, integration.

О.И. МИХАЙЛЕНКО (Нальчик)

особенности

АкмЕологичЕского

сопровождения

педагогической

деятельности в системе

университетского

образования

Раскрывается проблема внедрения акмеологического сопровождения педагогической деятельности в образовательный процесс высшей школы, подразумевающего рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний.

Ключевые слова: акмеология, моделирование педагогической деятельности, акмеологическая служба, акмеологическая культура.

Социально-экономические реформы, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации повлекли за собой существенные изменения во всех сфе-

© Михайленко О.И., 2010

рах социальной и духовной жизни российского общества. Рождается качественно иная образовательная ситуация, обусловливающая перестройку системы высшего образования в связи с объективной потребностью общества в педагогах, воспринимающих все многообразие мира в единстве и умеющих творчески использовать полученные знания. Обнаруживается значительный интерес молодежи к образованию, развивающему способность личности к персонализации (способности жить, работать, общаться в гармонии с самим собой и окружающими людьми), принятию самостоятельных решений, осмысленному выбору способов педагогической деятельности из спектра возникающих альтернатив.

Важной задачей педагогической науки и практики становятся обоснование теории и поиск механизмов целенаправленно и планомерно организованного в вузе образовательного процесса, способствующего целостному развитию педагога как носителя накопленного культурой общечеловеческого знания, владеющего опытом эффективной организации воспитания и обучения студентов, создания условий для их личностного становления.

В этой связи решению социально обусловленных задач организации университетского образовательного процесса способствуют акмеологическая работа, создание самого типа акмеологической деятельности преподавателя.

Предметом акмеологической деятельности преподавателя высшей школы можно считать реальный творческий потенциал субъектов образования, стратегии, модели и технологии его развития и продуктивного применения, а также условия и факторы, которые необходимо создать для достижения цели - творческой самореализации будущего специалиста. Результаты изучения данных вопросов показали, что для широкого внедрения акмеологического сопровождения в образовательный процесс имеются определенные возможности. К ним целесообразно отнести непосредственно акмеологические, психологические, педагогические, организационные и потребностные предпосылки.

Акмеологические предпосылки заключаются в том, что акмеология как наука сформировалась как учебная дисциплина

и практика. Она проявляет себя как продуктивная интегративная область человековедения. Акмеология как наука, берущая начало на стыке естественных, общественных и технических наук, изучает феноменологию активного социального субъекта (человека, группы), закономерности, механизмы и способы его развития на ступенях зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня - АКМЕ. Как учебная дисциплина, она вооружает этим знанием конкретного социального субъекта - человека, коллектив. Акмеология как практика в рамках продуктивной модели, алгоритма, технологии способствует продвижению преподавателя к собственным вершинам в педагогической деятельности и жизненной стратегии, развивая все его макрохарактеристики как индивида, личности, субъекта труда, индивидуальности.

Психологические предпосылки акмео-логического сопровождения педагогической деятельности состоят в том, что развитие творческого, профессиональнокомпетентного преподавателя базируется на развитии его творческих способностей. Высокопродуктивные технологии решения данной задачи, как показывает опыт, основываются на возможностях развивающей психологии.

Педагогические предпосылки заключаются в утверждении субъект-субъектных взаимоотношений в процессе жизнедеятельности и сочетании продуктивного опыта с использованием инновационных элементов сотворчества преподавателя со студентами в учебном процессе. Результатом такого процесса является выработка наиболее приемлемого варианта взаимодействия. Здесь определяющую роль играет акмеологическая культура участников образовательного процесса. Если для профессиональной деятельности ключевую роль играет сотворчество всех субъектов, то для достижения наивысшего, окончательного его результата эффективно проявляет себя убеждающее психологопедагогическое воздействие. Его модель разработана А.Ю. Панасюком [8].

Организационные предпосылки состоят в том, что в целом в стране утверждается перспективность акмеологического подхода в педагогической практике. В рамках единой образовательной системы созрела необходимость создания акмеологических служб.

Структуры социально -психологических служб, группы профессионального отбора и др. являются основанием, на котором сформированы и продолжают создаваться акмеологические службы. На скоординированной основе и при уточнении функций они смогли бы успешно решать вопросы акмеологического сопровождения педагогической деятельности.

Потребностные предпосылки состоят в том, что преобразования в стране не только выявили широкий круг противоречий в обществе, но и порождают новые, усиливающие дискомфорт многих людей. Особым психологическим перегрузкам подвергаются субъекты системы образования. Без преодоления многочисленных противоречий, дискомфорта и психологических блокаторов затруднено достижение общенациональных, корпоративных и личных целей. Bозможности акмеологического сопровождения, как доказывают результаты его осуществления в рамках государственной службы РФ, позволяют «смягчать социально-психологические удары» и добиваться безболезненного преодоления тех стереотипов, которые не соответствуют утверждающимся тенденциям в развитии общества. Кроме того, потребность в акмеологическом сопровождении в сфере системы образования обусловлена общей направленностью на повышение профессионализма преподавателей. Продуктивная самореализация конкретного человека может быть достигнута при создании необходимых для того условий. С одной стороны, это комфортные условия для раскрытия творческого потенциала, а с другой -активизация, развитие всех компонентов творческого потенциала будущего специалиста и его продуктивная самореализация в социально-ценностной жизнедеятельно -сти.

Изучение современной акмеологиче-ской практики, а также учет предпосылок и потребностей в оптимизации труда и жизни позволяют предложить для системы образования вариант акмеологического сопровождения. Его внедрение, как свидетельствует опыт, раскрывает невостребованные возможности для более продуктивной реализации профессиональных функций каждым педагогом. Такая работа наиболее продуктивно и целостно может проводиться в рамках единой концепции Го-

сударственной акмеологической службы Российской Федерации.

Центральной задачей предлагаемого акмеологического сопровождения, наряду с другими, следует считать развитие профессиональной компетентности преподавателей. Основное внимание, безусловно, отводится развитию профессионально важных качеств, необходимых для выполнения конкретной профессиональной деятельности как ведущего компонента педагогического труда. Опыт показывает, что акмеологическое сопровождение в системе университетского образования целесообразно вести по следующим направлениям:

• акмеологическое моделирование педагогической деятельности, приоритетное место в котором занимает лидерство;

• экспертный мониторинг профессионализации кадров и развитие их творческого потенциала в процессе педагогической деятельности;

• организация системной деятельности акмеологической службы в системе университетского образования.

Современному преподавателю высшей школы важно представлять основное содержание работы по реализации данных направлений. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Акмеологическое моделирование педагогической деятельности включает:

• анализ педагогических целей, задач, объективно необходимых функций и предпосылок продуктивного выполнения всей деятельности в общем контексте труда и с учетом жизненных интересов конкретного преподавателя;

• разработку и апробацию прогностической и нормативной моделей педагогической деятельности преподавателя;

• подготовку обоснованных предложений по использованию продуктивных алгоритма, технологии и процедуры деятельности преподавателя во взаимосвязи всех его сторон, а также выработку критериев, показателей оценки уровней его эффективности;

• осуществление системно-структурного анализа имиджа и стиля педагогической деятельности, а также формулирование требований к преподавателю в соответствии с интересами университетского образования и возможностями конкретного человека.

Экспертный мониторинг профессионализации педагогической деятельности и развитие творческого потенциала предполагает решение следующих задач:

• разработка исследовательско-диагностических и экспертных процедур социально-психологического анализа и прогнозирования труда, выполняемого преподавателями, оценка их профессиональной компетентности и содействие в выработке стратегии продуктивного развития собственного творческого потенциала;

• создание и использование инструментария и методик развития творческого потенциала, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

• разработка социально-психологических основ подбора, расстановки кадров в системе университетского образования, их профессионального становления и подготовки, а также методики оценки уровня профессиональной компетентности в соответствии с выработанными критериями и показателями;

• выявление общих социально-психологических закономерностей развития профессиональной компетентности преподавателей и учет конкретных результатов их профессионализации, а также разработка научно-практических рекомендаций по диагностике и экспертизе.

Социально-психологическое, акмеоло-гическое и педагогическое обеспечение жизнедеятельности субъектов образования осуществляется по следующим направлениям:

• изучение условий и факторов, влияющих на результативность педагогической деятельности, состояние конкретного субъекта образования, которые существенно влияют на образовательные и личные интересы, социальнопсихологическую обстановку в образовательной структуре, педагогическом коллективе ;

• формирование и развитие акмеоло-гической культуры преподавателей, потребности у них к творческой самореализации и способности к осуществлению оптимальной профессиональной деятельности, коммуникации, поведения;

• подготовка преподавателей к творческому использованию продуктивных технологий в повседневных и нестандартных условиях;

• обеспечение психологической безопасности преподавателя, комфортных условий его деятельности, а также восстановление психологического ресурса субъектов образования;

• психологическое содействие педагогическим кадрам при решении проблем в психологически сложных ситуациях (конфликты, преодоление блокаторов в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях между людьми и др.).

организация системной деятельности акмеологической службы в образовательном процессе вуза предполагает системно-целостное решение задач педагогической деятельности, всего труда и жизни, которые ориентированы на конкретного педагогического лидера, его семьи или ближайшего окружения, коллектива. Весь комплекс жизнедеятельностных вопросов решается в соответствии с принятой моделью целостной технологии. В акмеологическом сопровождении вузовского образования одной из центральных задач выступает оптимизация профессиональной деятельности и подготовки к ней. При этом в круг основных вопросов включаются:

• диагностика и анализ образовательных, экономических, и социальнопсихологических процессов, моральнопсихологического состояния преподавателей и прогнозирование их развития;

• выработка оптимальной модели, алгоритма и технологии реализации преподавателем педагогических функций и продуктивной коммуникации в процессе жизнедеятельности;

• разработка механизма гармонизации целей и задач педагогического труда с интересами и потребностями субъектов образования;

• осуществление психодиагностики, психотерапии и коррекции психологических характеристик и поведения, преподавателей и будущих специалистов для содействия им в овладении оптимальным стилем педагогической деятельности, высокой культуры общения и комфортного психического состояния;

• участие в планировании и отработке программ профессионального совершенствования преподавателя и содействие ему в практическом решении социально-психологических проблем;

• оказание психологической помощи педагогическим кадрам и подготовка их к самостоятельной саморегуляции с использованием продуктивных акмеолого-психологических технологий и эффективной практики.

Таким образом, акмеологическое сопровождение педагогической деятельности в системе университетского образования позволяет консолидировать усилия педагогического и студенческого коллективов для творческой и плодотворной работы, результатами которой сегодня являются рост профессионализма преподавателей, высокое качество обучения и качество знаний.

литература

1. Акмеология : учебник / под общ. ред. А.А. Деркача. М. : Изд-во РАГС, 2004. 688 с.

2. Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психол. журн. 1981. №2. С. 8.

3. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М. : Изд-во РАГС, 2001. Кн. 1 - 5.

4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М. : РАУ, 1993.

5. Ковалев Г.А. Теория социально-психологического воздействия // Основы социальнопсихологической теории / под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. М. : Изд-во Меж-дунар. пед. акад., 1995. С. 352.

6. Кузьмина Н.В. Акмеология - наука о факторах достижения вершин в профессиональной деятельности // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Л. : ЛГУ, 1989. С. 6 - 13.

7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб. : Политехника, 2002. 189 с.

8. Панасюк А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.

Peculiarities of akmeological support of educational work in the system of higher school education

There is revealed the problem of introduction of akmeological support to educational work of higher school that implies teachers ’professional growth, high quality of education and knowledge.

Key words: Akmeology, modeling of educational work, akmeological service, akmeological culture.

А.В. НЕРЕТИН (Волгоград)

подготовка будущих тренеров к созданию положительного социальнопсихологичЕского климата в спортивной команде

Определены структура готовности будущих тренеров к созданию положительного социальнопсихологического климата в спортивной команде, ее критерии и уровни сформированности. Проведено исследование особенностей межличностных взаимоотношений внутри группы студентов-футболистов. Выявлены педагогические ситуации и принципы построения занятий, способствующие формированию компонентов данной готовности, а также разработана и апробирована методика ее формирования.

Ключевые слова: социально-психологический климат, межличностные отношения, структура готовности, компетентность, рефлексия,

«чувство объекта», педагогическая ситуация.

В структуре педагогического мастерства тренера исследователи выделяют комплекс компетенций, включающих перспективное планирование тренировочного процесса, проектирование содержания спортивного и нравственно-волевого опыта, приобретаемого спортсменами, организацию учебно-тренировочного и воспитательного процессов, объективное оценивание результатов и нахождение эффективных путей их повышения [2; 3]. В то же время становится все более очевидно, что традиционная система подготовки спортсменов и спортивных команд к соревнованиям, базирующаяся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам, во многом исчерпала свои возможности. Необходимы поиск новых путей повышения результативности команд и, что не менее важно, освоение перспективных направлений в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. одним из таких направлений является подготовка будущих тренеров к созданию положительного микроклимата на тренировках и в процессе соревновательной деятельности.

© Неретин А.В., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.