МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 658.5
Александрова Олеся Валентиновна
магистрант ФГБОУ ВПО ТвГТУ г. Тверь, РФ E-mail: [email protected] Демиденко Галина Николаевна канд. хим. наук, доцент ФГБОУ ВПО ТвГТУ
г. Тверь, РФ E-mail: [email protected] Сульман Михаил Геннадьевич доктор хим. наук, профессор ФГБОУ ВПО ТвГТУ
г. Тверь, РФ E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ АККРЕДИТАЦИИ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности внедрения в России процедуры аккредитации органов по оценке соответствия, анализируются несоответствия действующих стандартов и нормативно-правовых актов, проблемы практического применения критериев аккредитации.
Ключевые слова
Аккредитация, органы по оценке соответствия, испытательная лаборатория
Аккредитация как независимая и авторитетная аттестация компетентности участников процедур оценки соответствия начала развиваться только в 70-х годах прошлого столетия, постепенно приобретая современные черты.
До 2011 года в России полномочия на осуществление деятельности в сфере метрологии, стандартизации, сертификации и аккредитации осуществляли одни и те же структуры: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, МЧС и др., что противоречило международным правилам и нормам и создавало множество «лазеек» для недобросовестных участников процессов сертификации и аккредитации.
Указом Президента РФ № 86 «О единой национальной системе аккредитации», опубликованном в январе 2011 г. [1], была создана Федеральная служба по аккредитации (Росаккретидация), на которую возложили функции по формированию единой национальной системы аккредитации, а государственные ведомства и министерства лишились права на совмещение полномочий по аккредитации и оценке соответствия, контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
За несколько лет в стране кардинально изменилась структура оказания государственной услуги -аккредитации, она стала понятнее, систематизирование и прозрачнее [2]. В то же время за это время накопился ряд проблем и противоречий, которые не позволяют потребителям этой услуги - органам по оценке соответствия (испытательным лабораториям, органам по сертификации, органам инспекции и др.) -в полной мере осуществлять свою деятельность в соответствии с критериями аккредитации. Трудности связаны не только с небольшим штатом работников Росаккредитации, сложностью соблюдения временных рамок процедур, неравномерностью распределения органов по оценке соответствия на территории страны, сложностью подготовки экспертов и специалистов в данной области, но и, что наиболее важно, не проработанной до конца нормативно-правовой базой.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Например, перечень документов, необходимых для функционирования системы менеджмента качества испытательной лаборатории, и правила их заполнения существенно различаются в ГОСТ Р 51000.4-2011 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» [3] и в приказе Минэкономразвития от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» [4]. При этом в настоящее время одновременно действуют оба эти документа.
Аналогичная ситуация и с требованиями к самой системе менеджмента качества: положения ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [5] не в полной мере соответствуют приказу Минэкономразвития № 326 [4].
Тем не менее, в аттестате аккредитации указывается, что орган по оценке соответствия соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009, тогда как при осуществлении самой процедуры эксперты руководствуются приказом.
Кроме того, в стандартах и нормативно-правовых актах используются разные термины. Например, в приказе № 326 - «документы» и «работники» [4], а в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 - «документация» и «персонал» [5]; в приказе № 326 [4] вообще не прописаны требования к ведению реестра основных поставщиков и оценке этих поставщиков, а ГОСТ ИСО/МЭК 17025 -2009 содержит целый раздел, посвященный этой теме [5]. Аналогичная ситуация и с формированием протокола испытаний, требования к которому подробно описаны в стандартах, но практически не отражены в приказе Минэкономразвития. Возможно, это связано с ошибками аутентичности перевода международных стандартов при внедрении их России, но такие недоработки усложняют жизнь пользователей этих документов - терминология должна быть едина.
Повсеместное внедрение новых для России жестких требований, трудности, возникающие в процессе аккредитации, невозможность оперативно получить ответы на вопросы, несмотря на все старания, прилагаемые работниками Росаккредитации, создают негативную и тревожную обстановку. Многие из особенностей процедур в процессе оказания государственной услуги и при подготовке к ней до сих пор не описаны в документах. У каждой из сторон процесса начинают превалировать разные цели: у одних -признание аккредитации, проводимой в нашей стране, за рубежом, жесткое соблюдение критериев аккредитации и контроль за аккредитованными органами, а у других - получить аттестат аккредитации и работать без перебоев и простоя. В настоящее время обеим сторонам довольно нелегко, но достичь успеха можно только совместным трудом и внедрением в практику международного опыта, тогда на выходе получится действительно качественная безопасная продукция, достойная представлять Россию на внутреннем и внешнем рынках.
Список использованной литературы:
1 Указ Президента РФ «О единой национальной системе аккредитации» № 86 от 24.01.2011
2 Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»
3 ГОСТ Р 51000.4-2011 Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий
4 Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации»
5 ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
© О.В. Александрова, Г.Н. Демиденко, М.Г. Сульман, 2015