Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ'

ОСОБЕННОСТИ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный агент / спортсмен / тренер / агентский договор / аккредитация спортивного агента / корпоративные нормы / sports agent / athlete / coach / agency agreement / sports agent accreditation / corporate norms

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юсупов Махамадамин, Закирова Умида Махамадановна

Актуальность. В статье рассмотрен правовой статус спортивных агентов и проблемы его современной нормативной регламентации, проанализированы научные труды и нормативно-правовые акты. Цель исследования – определить функции спортивного агента в условиях современных спортивных реалий Республики Узбекистан. Организация и методы исследования. Одной из важнейших задач специалистов в области физической культуры и спорта является воспитание спортсмена. Характерной особенностью всего узбекского спорта является то, что молодой спортсмен не может самостоятельно адаптироваться к профессиональному спорту или теряет себя в новых условиях. Результаты исследования. Дана характеристика понятию «спортивный агент». Выявлена двойственность правового режима спортивного агентирования, включающая законодательный и корпоративный уровни. Выводы. Агентская деятельность является неотъемлемой частью современного профессионального спорта, а налаживание деятельности спортивных агентов в нашей стране является одним из главных условий развития профессионального спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF AGENCY ACTIVITY IN SPORTS

Relevance. The article examines the legal status of sports agents and the problems of its modern regulatory regulation, analyzes scientific papers and normative legal acts. The purpose of the study is to determine the functions of a sports agent in the context of modern competitive realities of the Republic of Uzbekistan. Organization and methods of research. One of the most important tasks of specialists in the field of physical culture and sports is the education of an athlete. A characteristic feature of all Uzbek sports is that a young athlete cannot adapt to professional sports on his own or loses himself in new conditions. The results of the study. The characteristic of the concept of "sports agent" is given. The dual nature of the legal regime of sports agency has been revealed, including legislative and regulatory levels. Conclusions. Agency activity is an integral part of modern professional sports, and the establishment of sports agents in our country is one of the main conditions for the development of professional sports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ»

https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-13-1 -44-48 Оригинальные статьи / Original Articles

ОСОБЕННОСТИ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПОРТЕ

УДК 37.014.6

Махамадамин Юсупов 1 Умида М. Закирова. 2

1 Ташкентский Государственный экономический университет 100066, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Ислама Каримова 49 2Узбекский государственный университет физической культуры и спорта 111709, Узбекистан, г Чирчик, ул Спортивная, 19

Аннотация.

Актуальность. В статье рассмотрен правовой статус спортивных агентов и проблемы его современной нормативной регламентации, проанализированы научные труды и нормативно-правовые акты.

Цель исследования - определить функции спортивного агента в условиях современных спортивных реалий Республики Узбекистан.

Организация и методы исследования. Одной из важнейших задач специалистов в области физической культуры и спорта является воспитание спортсмена. Характерной особенностью всего узбекского спорта является то, что молодой спортсмен не может самостоятельно адаптироваться к профессиональному спорту или теряет себя в новых условиях.

Результаты исследования. Дана характеристика понятию «спортивный агент». Выявлена двойственность правового режима спортивного агентирования, включающая законодательный и корпоративный уровни.

Выводы. Агентская деятельность является неотъемлемой частью современного профессионального спорта, а налаживание деятельности спортивных агентов в нашей стране является одним из главных условий развития профессионального спорта.

Ключевые слова: спортивный агент, спортсмен, тренер, агентский договор, аккредитация спортивного агента, корпоративные нормы.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

Для цитирования Юсупов М., Закирова У.М. Особенности агентской деятельности в спорте // Научные и образовательные основы в физической культуре и спорте. 2024. T13. №1. https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-10-2-44-48

Дата поступления статьи: 15.04.2024.

Дата принятия статьи к публикации: 29.04.2024

Дата публикации статьи: 06.05.2024

Информация для связи с автором: [email protected], [email protected]

FEATURES OF AGENCY ACTIVITY IN SPORTS

Mahamadamin Yusupov 1

Umida M. Zakirova. 2

1Tashkent State University of Economics

49 Islam KArimov st., Tashkent, Uzbekistan, 100066

2 Uzbek State University of Physical Culture and Sports

19 Sportivnaya st., Chirchik, Uzbekistan, 111709

Annotation.

Relevance. The article examines the legal status of sports agents and the problems of its modern regulatory regulation, analyzes scientific papers and normative legal acts.

The purpose of the study is to determine the functions of a sports agent in the context of modern competitive realities of the Republic of Uzbekistan.

Organization and methods of research. One of the most important tasks of specialists in the field of physical culture and sports is the education of an athlete. A characteristic feature of all Uzbek sports is that a young athlete cannot adapt to professional sports on his own or loses himself in new conditions.

The results of the study. The characteristic of the concept of "sports agent" is given. The dual nature of the legal regime of sports agency has been revealed, including legislative and regulatory levels.

Conclusions. Agency activity is an integral part of modern professional sports, and the establishment of sports agents in our country is one of the main conditions for the development of professional sports.

Keywords: sports agent, athlete, coach, agency agreement, sports agent accreditation, corporate norms.

Conflict of interest: the authors declare that there is no conflict of interest

For citation: Yusupov M., Zakirova U.M. Features of agency activity in sports // Scientific and educational foundations in physical culture and sports. 2024. T13. №1 https://doi.org/10.57006/2782-3245-2024-10-2-44-48

Date of receipt of the article: 15.04.2024

Date of acceptance of the article for publication: 29.04.2024

Date of publication of the article: 06.05.2024

Information for contacting the author: [email protected], [email protected]

Введение

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственном строительстве нашей страны привели к существенным изменениям в социокультурной деятельности общества, в том числе в сфере физической культуры и национальной системы физической культуры. В результате перехода к рыночным отношениям, а также на основе объективных закономерностей специфического развития спорта, произошедшего в 90-е годы XX века, наблюдается процесс становления и развития профессионального коммерческого спорта, хотя и медленно. Эти реформы привели к смене приоритетов внутри спортивного движения и помогли создать условия, необходимые для превращения профессионального спорта в зрительскую индустрию, живущую по законам бизнеса. Коммерческие функции спорта стали проявляться шире. В ходе развития человеческой цивилизации спорт с его различными видами занял особое место в жизни общества, и количество видов спорта, организуемых людьми, до сих пор бесчисленно. Тем не менее, все виды спорта объединяет стремление людей стать сильнее, выносливее, ловчее, умнее, быстрее и профессиональнее.

Историки относят появление спортивных агентов к 1925 году, когда футболист Р. Грендж нанял К. Пайлу в качестве представителя для защиты своих интересов. В 1960 году американец Марк Мак Кормак основал агентство IMG, которое сейчас превратилось в могущественную империю, защищающую интересы сотен известных спортсменов. Сегодня не подлежит сомнению, что агентская деятельность

является неотъемлемой и необходимой частью профессионального спорта. В целях развития деятельности спортивных учреждений в Узбекистане проводится ряд мероприятий, в том числе постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-5887 от декабря 2019 года «О мерах по развитию футбола в Узбекистане на совершенно новый уровень» главным образом как одно из важных направлений вывода футбола на новый уровень - профессиональная подготовка высокопотенциальных игроков, обеспечение их профессиональной деятельности в престижных футбольных клубах зарубежных стран, а также защита прав и интересов. игроков «Футбольные агенты» (посредники) созданы для осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, в целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы в сфере футбола разработать и утвердить положение о регулировании деятельности агентов (посредников) в сфере футбола на основе международных стандартов и порядка их аккредитация была определена как одна из важных задач.

Методы исследования. Одной из важнейших задач специалистов в области физической культуры и спорта является воспитание спортсмена. В этом процессе принимают участие тренеры, педагоги, родители, специалисты физкультурно-спортив-ных организаций и спортивные менеджеры. Однако одна из сторон, вовлеченных в этот процесс во всем мире, в нашей стране остается в тени. Характерной особенностью всего узбекского спорта является то, что молодой спортсмен не может самостоятельно адаптироваться к

профессиональному спорту или теряет себя в новых условиях.

Статья 3 Закона Республики Узбекистан «О физической культуре и спорте» под названием «Основные понятия» определяет спортивного агента следующим образом: лицо, осуществляющее контроль за соблюдением условий заключенных договоров и прав спортсмена». По сути, спортивный агент (советник) — это лицо, которое согласовывает условия контракта со спортсменом, оказывает ему юридические, коммерческие, бытовые, консультационные и другие услуги и получает за это вознаграждение.

Организационно и юридически спортивные агенты могут выступать как индивидуальные предприниматели (физические лица), так и в форме коллективных предпринимателей - агентства (юридические лица). Обе эти формы очень распространены в мире спорта, имеют свои преимущества и недостатки.

В обязанности спортивного агента может входить:

• осуществление коммерческих и транспортных услуг, получение информации о продажах и проведение переговоров;

• организация заключения договоров на выступления спортсменов и артистов, проведение переговоров, разъяснение условий договора и обеспечение их соблюдения;

• заключение от имени клиента договоров на издание книг, постановку спектаклей, исполнение музыкальных произведений, их запись, реализацию музыкальной продукции;

• выполнение аналогичных задач;

• осуществлять лидерство над другими сотрудниками.

Результаты исследования. Таким образом, спортивный агент выполняет функции продюсера, топ-менеджера, персонального администратора и коммерческого директора, что создает условия для полной концентрации внимания спортсмена на тренировочном процессе и соревнованиях. В современном спорте физические нагрузки и уровень конкуренции настолько высоки, что профессиональный спортсмен просто не может найти возможности отвлечься на бытовые и организационные проблемы. Вместо этого такую

работу выполняют лица, уполномоченные спортсменом.

Задача агента - помочь профессиональному спортсмену принимать эффективные решения, учитывая все особенности того или иного вида спорта как бизнеса. Одна из главных задач агента - обеспечить рост карьеры и финансового благополучия спортсмена. Сделать это - непростая задача, поскольку агент выступает посредником между спортсменом и обычно двумя работодателями.

Таким образом, основными функциями спортивного агента являются:

1. Юридическое сопровождение. В этом случае основной задачей является заключение договора между спортсменом и работодателем;

2. Психологическая поддержка. Одна из задач спортивного агента - мотивировать спортсмена, и только тогда спортсмен добьется роста в своей карьере;

3. Научно-методическое обеспечение и планирование карьеры спортсмена;

4. Осуществление медицинского и биологического снабжения;

5. Даём консультации по экономическим вопросам. Агент должен уметь показать спортсмену, как эффективно инвестировать заработанные деньги;

6. Консалтинг. Оно должно освободить спортсмена и его семью от повседневных бытовых проблем;

7. Подготовка спортсмена к жизни после выхода на пенсию;

8. Связи с общественностью. Как и в любом бизнесе, в спортивном бизнесе грамотно составленный медиаплан - залог коммерческого успеха.

Таким образом, агентская деятельность в спорте представляет собой совокупность действий, совершаемых на профессиональной основе в виде комплекса посреднических услуг, оказываемых субъектам спортивной системы на договорной и вне-договорной основе.

Агенту также предстоит выполнить задачу по воспитанию своего спортсмена. Дело в том, что у многих современных спортсменов мотивационное поле личности и способность произвольно регулировать деятельность недостаточно развиты. Часто случается, что после подписания достойного контракта некоторые молодые

спортсмены перестают стремиться и соглашаются сидеть на скамейке запасных. Именно поэтому агент считает, что только настоящая работа на тренировках поможет ему достичь вершин в спорте, что ему нужно работать немного усерднее, чем говорит тренер, что нет ничего плохого в том, чтобы начинать с малого, потому что пришло время иметь правильный настрой к работе, должен постоянно внушать спортсмену, что он придет и станет кем-то большим.

Агентская деятельность является неотъемлемой частью современного профессионального спорта, а налаживание деятельности спортивных агентов в нашей стране является одним из главных условий развития профессионального спорта.

Современный мировой спорт - это:

• вид профессиональной деятельности (прежде всего для спортсменов и тренеров);

• бизнес (для спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и других средств массовой информации);

• эффективный канал продвижения своей продукции и бренда на рынке (для спонсоров);

• способность формировать положительный и привлекательный имидж своей компании для покупателей;

• общественное мероприятие, за результатами которого пристально следит общественность.

В заключение можно сказать, что гражданско-правовой характер деятельности спортивного агента не может адекватно решить ряд профессиональных проблем, возникающих практически на всех этапах установления взаимоотношений с клиентами и другими заинтересованными лицами в деятельности спортивного агента. В современном профессиональном спорте уже недостаточно использования только гражданско-правовых конструкций агентского договора, что указывает на необходимость более детального регулирования основных вопросов агентской

деятельности. В то же время у многих современных спортсменов недостаточно развита мотивационная сфера личности и способность произвольно регулировать свою деятельность. Это часто приводит к тому, что некоторые молодые спортсмены перестают стремиться после подписания достойного контракта и соглашаются сидеть на скамейке запасных. Именно поэтому агент заявил, что только настоящий коктейль на тренировках поможет ему достичь вершин спорта, что ему нужно работать немного больше, чем говорит тренер, что нет ничего плохого в том, чтобы начать с чего-то малого, потому что будет другое отношение к этой работе, и придет время чего-то большого необходимо постоянно внушать спортсмену.

Следует отметить, что на основе анализа возможных видов агентских услуг, прямо не запрещенных корпоративно-правовыми документами, можно сформировать определение деятельности агентов в спорте. Под этой деятельностью следует понимать совокупность действий, осуществляемых на профессиональной основе в виде комплекса посреднических услуг, оказываемых субъектам спортивной системы на договорной и внедоговорной основе и направленных преимущественно на оформление отношений между профильными субъектами.

Выводы. Спортивный агент - это представитель, который в первую очередь заботится об интересах спортсмена и выполняет для него комплекс услуг. Агентами в сфере спорта могут выступать как физические, так и юридические лица, и здесь решающее значение имеют представители вида спорта. Бывают также ситуации, когда профессиональный спортивный агент освещает сразу несколько видов спорта. Например, в США один человек может получить предложение агентских услуг в хоккее, бейсболе, американском футболе. Понятие спортивного агента можно определить исходя из его деятельности.

© Махамадамин Юсупов, 2024 © Умида Махамадановна Закирова, 2024 © ЕИФК, 2024

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О.В. Ремишевская, Правовое регулирование агентского договора в предпринимательской деятельности: д.к.ю.н., / О.В. Ремишевская. — М., 2008. — 250 стр.

2. Закон «О физической культуры и спорте Республики Узбекистан».Т. 2015.

3. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Министерства туризма и спорта». 2021 год 6 апрель.

4. Правовые основы физической культуры и спорта в Узбекистане. /Ш.Б. Джумакулов. Учебное пособие.- Т.2021.

5. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан. - Т.2021.

6. Основы международного спортивного права. / Г.Р. Асатова, А.Х.Хаётов, Б.А. Нариманов. Учебное пособие.- Т.: 2018.

REFERENCES

1. O.V. Remishevskaya, Legal regulation of an agency agreement in entrepreneurial activity: D.K.yu.n., / O.V. Remishevskaya. — M., 2008. — 250 p.

2. The Law "On Physical culture and sports of the Republic of Uzbekistan".T. 2015.

3. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan "On the organization of activities of the Ministry of Tourism and Sports". The year 2021 is April 6.

4. The legal foundations of physical culture and sports in Uzbekistan. /Sh.B. Dzhumakulov. A study guide.-T.2021.

5. The Civil Code of the Republic of Uzbekistan. - T.2021.

6. Fundamentals of international sports law / G.R. Asatova, A.H.Khalitov, B.A. Narimanov. Textbook.-Vol.: 2018.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Юсупов Махамадамин профессор кафедры «Маркетинг», к.э.н. Ташкентский Государственный экономический университет Ташкент, Узбекистан Вклад в работу 50% Mahamadamin Yusupov Professor of the Department of Marketing, Candidate of Economics Tashkent State University of Economics Tashkent, Uzbekistan Contribution to the work 50%

Закирова Умида Махамадановна д.ф.э.н. (PhD), старший преподаватель кафедры «Менеджмент и организация спортивных мероприятий» Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, Ташкент, Узбекистан Вклад в работу 50% Umida M. Zakirova Doctor of Ph.D. (PhD), Senior Lecturer at the Department of Management and Organization of Sports Events Uzbek State University of Physical Culture and Sports, Tashkent, Uzbekistan Contribution to the work 50%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.