УДК 338.40
H.H. Шмонов, аспирант, 8-917-896-59-19, 8-927-466-02-51, [email protected], (Россия, Елабуга, ЕГПУ)
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА «АЛАБУГА»:
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ
Рассматривается республиканская инфраструктура для развития
инноваций, роль особой экономической зоны в комплексной программе по
стимулированиюразвития высокотехнологичных отраслей экономики.
Ключевые слова: особые экономические зоны, инновационная структура
региона, резидент особой экономической зоны.
Татарстан является одним из ведущих индустриальных регионов Российской Федерации.
Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли, крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию развитое электро- и радиоприборостроение.
Вместе с тем в Татарстане существует ряд общефедеральных негативных тенденций в рамках инновационной деятельности.
Это в первую очередь
- исчерпание объема наукоемких продуктов и технологий, наработанных за время существования СССР;
- утечка прогрессивных технологий за рубеж из-за неразвитости рынка инноваций в Татарстане;
- преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты;
- все большее отставание Татарстана от развитых стран из-за низкого технического и технологического уровня производства [1].
Анализ инновационного потенциала республики показывает, что в Татарстане имеются предпосылки активизации инновационного процесса.
Стратегическая и тактическая республиканская политика в области инноваций предусматривает решение законодательных и финансовых проблем, обеспечивает финансовую поддержку со стороны государственных органов республики; венчурное финансирование; поддержку взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса в сфере инноваций; развитие системы технопарков и бизнес-инкубаторов.
В целях активизации инновационной деятельности в Республике Татарстан используется Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 гг. [2].
Субъектный состав республиканской инновационной системы включает:
- инфраструктурные элементы республиканской инновационной системы (Правительственная комиссия Республики Татарстан по научнотехнической и инновационной политике, Правительство Республики Татарстан, Департамент инноваций Минэкономпрома Республики Татарстан, инновационные технопарки, промышленные округа и т. д.);
- инфраструктуру производства знаний, фундаментальных и прикладных исследований (институты КНЦ РАН, вузы и учебные организации, Академия наук Республики Татарстан, отраслевые НИИ и КБ, их подразделения идр.);
- сеть республиканских предприятий, учреждений, организаций, физических лиц в лице органов государственной и муниципальной власти, Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан, предприятий, технопарков, технополисов, центров управления инновациями, центров передачи технологий, фондов венчурного финансирования, кредитных, страховых организаций, консультантов и других [2].
Для развития инновационной экономики в республике создана и развивается инновационная инфраструктура.
Это сеть технопарков, в республике их 14. Они осуществляют научно-техническую деятельность, т. е. идея изучается на стадии старта, реализации и промышленного производства.
Типичным технопарком является ОАО «КИП «Мастер» — предприятие, возникшее в результате аутсорсинга основного производства ОАО «КамАЗ». Оно объединяет малые предприятия, которые производят компоненты для автомобилей «КамАЗ». Уже к концу года объем его производства составил более 1 млрд руб. [3].
Открыт инновационный технопарк «Идея», призванный создать льготные «инкубационные» условия на начальных стадиях развития новых предприятий, в обучении сотрудников и предоставлении ресурсов для ускоренной реализации инновационных проектов. Решение о создании технопарка было принято правительством республики в сентябре 2002 г. Учредителями стали ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» и Министерство земельных и имущественных отношений РТ. Общий размер комплекса около 30 тыс. кв. м. Под «бизнес-инкубатор» выделено 2,3 тыс. кв. м, остальную площадь занимают предприятия малого и среднего бизнеса. Первоначально «бизнес-инкубатор» принял около 40 инновационных групп, каждая из которых состояла из 3-5 человек. Здесь за ними на полтора года были закреплены менеджеры и предоставлен ряд льгот: бесплатные офисные помещения, оргтехника, услуги коммуникации и связи, консультационные услуги и оплата коммунальных услуг. Для того чтобы снизить риски еще на начальном этапе, проекты проходят процедуру оценки экспертным советом, созданным из ученых ведущих вузов Казани и профессиональных экономистов. Экспертиза проводится по трем направлениям: техническая, экономическая (по бизнес-плану), маркетинговая.
Приоритетными направлениями работы технопарка являются отрасли нефтепереработки, химии, машиностроения, вертолетостроения, тепло-электроэнергетики, радиоэлектроники, сельского хозяйства, животноводства, медицины, строительства и архитектуры. Кроме инновационного технопарка «Идея» в Казани, технопарки созданы в Набережных Челнах, Лениногорске, Бугульме, Камских Полянах, Чистополе и Заинске [4].
И создание особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа (ОЭЗ ППТ) в г. Елабуга стало закономерным итогом многолетней и целенаправленной работы по активизации инновационной деятельности Татарстана.
Особая экономическая зона являетя частью региональной экономики. Она непосредственно вовлечена в процесс инновационного развития Республики Татарстан. Таким образом, наряду с другими элементами инновационной структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, технополисы, инвестиционные фонда, венчурные копании и т. д.) особая экономическая зона является самостоятельным эффективным инструментом экономического развития Татарстана.
В данном случае особую экономическую зону можно рассматривать как инструмент предоставления льгот для развития на своей территории перспективных высокотехнологичных направлений бизнеса.
На сегодняшний день ОЭЗ «Алабуга» занимает территорию в 20 кв. км, которая разделена на определенное число земельных участков, или модулей. Площадь модуля может составлять 5, 10, 20 и более га. На территории ОЭЗ инвесторы получают подготовленные участки со всей необходимой инфраструктурой. Уже функционируют железнодорожная ветка протяженностью свыше 5 км и контейнерная площадка на 1500 сорокафутовых контейнеров. На территории построена сеть автомобильных дорог длиной свыше 30 км. К каждому участку подведены электричество, газ, тепло другие необходимые инженерные коммуникации общей протяжен -ностью более 200 км [6].
Всего за 2006-2008 гг. были созданы объекты инфраструктуры на сумму свыше 5 млрд руб. С апреля 2008 г. начал работать Елабужский таможенный пост. В Административно-деловом центре расположены офисы 16 государственных регулирующих органов, которые работают в режиме «одно окно». Так что созданы практически все необходимые условия для работы резидентов.
Следует сказать, что создаваемые ОЭЗ — это стык госуправления и серьезных инновационных проектов, в особых экономических зонах в полной мере можно реализовать комплексную программу по стимулированию развития высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции и транспортной инфраструктуры.
Выбор Федеральным Правительством Республики Татарстан в качестве одной из двух первых площадок для создания ОЭЗ ППТ обусловлен
объективными факторами: успешным опытом стимулирования инвестиционной деятельности в республике, выгодным географическим расположением, развитым промышленным производством и транспортной инфраструктурой [7]. В 20 км от Особой экономической зоны расположен международный грузопассажирский аэропорт «Бегишево», имеется выход на федеральную автодорогу Москва - Уфа - Казань - Челябинск, в близлежащих городах — Набережные Челны и Нижнекамск — действуют речные грузовые порты с выходом к Единой глубоководной транспортной системе европейской части России и Черному и Балтийскому морям [8].
Для успешного размещения иностранными компаниями своих высокотехнологических производств на территории ОЭЗ ППТ изначально имеются следующие существенные предпосылки.
Во-первых, это уникальные условия для создания экспортноориентированных и импортозамещающих производств по переработке пластмасс в готовые товары.
Республика Татарстан производит фактически полную гамму полимеров, необходимых для производства пластмасс. Все эти полимеры можно будет приобрести по конкурентоспособным ценам, значительно ниже мировых [9].
Во-вторых, очень выгодно использовать ОЭЗ ППТ для размещения производств автокомплектующих и полноцикловых автосборочных производств. Прежде всего, данная ориентация ОЭЗ ППТ продиктована тем, что российский рынок автомобилей растет значительными темпами. По экспертным оценкам рынок автокомплектующих превышает 3 млрд долл. США в год. Кроме того, если рассмотреть географическое положение основных российских автопроизводителей: ВАЗ, ГАЗ, КАМАЗ и других, то ОЭЗ ППТ располагается в самом центре условного круга радиусом 400 км, что обеспечивает значительные логистические преимущества.
Есть существенный потенциал и для других отраслей промышленности — приборостроения, электроники, деревообработки и так далее.
Одним из главных преимуществ ОЭЗ ППТ является гарантия резидентам значительных налоговых льгот и неизменных правил игры на все время существования ОЭЗ ППТ — 20 лет [3].
Зарегистрированные на территории Особой экономической зоны предприятия получат ряд преференций. В частности, режим свободной таможенной зоны, при котором иностранное оборудование размещается и используется в пределах ОЭЗ ППТ без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также на отмену экспортных пошлин на вывоз произведенной продукции. Организации-резиденты ОЭЗ ППТ будут освобождены от налога на имущество и от земельного налога [10]. Кроме того, в республике для резидентов ОЭЗ предусмотрены специальные льготы — ставка налога на прибыль организации снижена до 20 % и полное освобождение от уплаты
транспортного налога, подлежащего зачислению в бюджет республики [11].
Первым резидентом ОЭЗ стала «Северсталь-авто», теперь она называется «Sollers».
По объему инвестиций с компанией «Sollers» сравнить кого-то пока трудно: только производство в ОЭЗ коммерческих автомобилей «Фиат Ду-като» и грузовиков «Исузу» (совместный с японцами проект) они уже вложили почти 170 млн долл. и планируют вложить еще 70 млн. Компания намерена выйти на годовой объем выпуска названных автомобилей в 125 тыс. шт. в год: 75 тыс. «Дукатов» и 50 тыс. «Исузу». В рамках прошедшего в начале июня 2008 г. в Санкт-Петербурге экономического форума было подписано соглашение, предусматривающее создание совместного предприятия компании «Sollers» и итальянского гиганта «Fiat Group». Это предприятие по производству и дистрибуции легковых автомобилей «Фиат» будет построено на территории особой экономической зоны «Алабу-га». В первое время мощность производства составит ежегодно около 50 тыс. автомобилей типа седан «Fiat Linea» с перспективой выхода на уровень объемом в 150 тыс. машин [12].
Понятно, что автомобильное производство тянет за собой выпуск автокомпонентов. А это более чем устойчивый и прибыльный бизнес при правильной постановке дела. Например, если рассматривать всю продукцию нефтехимии, то она достигает 30 % от стоимости автомобиля. В будущем в компоновке машин будет применяться еще больше полимерных материалов [9].
Это так называемый «кумулятивный эффект» автостроения: изготовление деталей, узлов и агрегатов в ОЭЗ означает вовлечение в процесс малого и среднего бизнеса не только из числа резидентов особой зоны, но и новых фирм, что предполагает новые поступления в местные, республиканский и федеральный бюджеты. К слову: по программе «Sollers» локализация производства в ОЭЗ через 3-4 года должна достичь 90 и более процентов. Что касается других резидентов ОЭЗ (а в перспективе до 2011 г. их количество увеличится до сорока), то в первую очередь необходимо отметить приход в ОЭЗ всемирно известной датской, а по существу транснациональной, компании «Rockwool». Это по оценке специалистов лучшее в мире по технологиям производство теплоизоляционных материалов. Первая очередь рассчитана на 100 тыс. т в год, а с вводом в строй второй очереди выпуск вырастет более чем в два раза.
Излишне говорить, что в этих материалах очень нуждается строительный комплекс, но дело не ограничивается Татарстаном: «Rockwool» рассчитывает на сбыт своей продукции (по планам выпуск начнется в 2010 г.) на Урале и в Сибири, а также и в Казахстане. Инвестиции в первую производственную линию составят 125 млн евро [13].
Резиденты помимо налаженного выпуска автомобилей, автокомпонентов, различных материалов и оборудования для строительного и жилищно-коммунального комплекса будут заниматься производством высокотехнологического электронного оборудования, фармации, бытовой химии, компонентов для авиастроения и другой инновационной продукцией.
Организация и успешное функционирование в Республике Татарстан инновационной структуры позволяет говорить о создании благоприятной инновационной среды; повышении инновационного уровня экономики, повышении конкурентоспособности отраслей промышленности Татарстана за счет инновационной составляющей; интенсивном пути развития республиканской экономической системы, эффекте синергии (синергетическом эффекте) за счет интеграции организационных, финансовых и прочих ресурсов государственного и частного сектора; вовлечении в производство научно-технического потенциала республики, уменьшении зависимости от иностранных инноваций в промышленности за счет развития собственной отраслевой технико-технологической и кадровой базы инноваций; снижении трансакционных издержек, связанных с реализацией инновационных процессов в регионе.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что в республике создана полноценная инновационная инфраструктура, которая станет одним из главных условий развития промышленности и науки, важным средством реализации инновационых проектов.
По словам премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова, в республике взят курс на позиционирование Татарстана как инновационного лидера Российской Федерации [14]. Особая экономическая зона должна стать тем локомотивом, который ускорит развитие инновационной системы республики, позволит серьезно увеличить эффективность региональной инновационной структуры.
Библиографический список
1. Об утверждении республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 г. № 121.
2. Республиканская Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы.
3. Павлов Б. Механизмы реализации инновационного развития на
примере Республики Татарстан. Режим доступа:
http ://www.tppf.ru/img/uploaded/20071214140805710 .doc.
4. Кирилюк Н.К., Федоров К.В.. Республиканская программа развития инновационной деятельности в РТ: итоги первого этапа // Вестник ТИСБИ. 2006. № 1.
5. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ.
6. Транспортная инфраструктура на территории ОЭЗ. Режим доступа: http://www.alabuga.rosoez.ru.
7. О создании на территории Елабужского района Республики Татарстан особой экономической зоны промышленно-производственного типа: Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 784.
8. Инвестиционный климат Республики Татарстан // Капитал страны. Журнал об инвестиционных возможностях России. Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru.
9. Рустам Минниханов. Нефтехимическая отрасль республики. Инновационные перспективы // Технополис XXI. 2006. № 8.
10. О предоставлении льготы по земельному налогу для резидентов Особой экономической зоны на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан: Решение Совета Елабужского муниципального района Республики Татарстан от 25 января 2006 г. № 38.
11. Об установлении налоговой ставки по налогу на прибыль для ор-ганизаций-резидентов Особой экономической зоны промышленнопроизводственного типа, созданной на территории Елабужского района Республики Татарстан: Закон Республики Татарстан от 10 февраля 2006 г. № 5-ЗРТ.
12. Мишустин М. К 2012 году окупятся затраты государства на создание инфраструктуры ОЭЗ // Российская газета - Федеральный выпуск. 20 ноября 2007 г. № 4522.
13. Реестр резидентов. Сведения об ОЭЗ «Алабуга». Режим доступа: http://www.rosoez.ru.
14. Новости торгово-промышленной палаты. Особые экономические зоны в Российской Федерации // Большой бизнес. 2007. № 6.
N.N. Shmonov
The Special Economic Zone “Alabuga”: condition and ways of development
This article discusses the development of the national infrastructure for innovation, the role of the special economic zone in the integrated program aimed at the development of high-tech branches of economy.
Key words: special economic zones, the innovative structure of the region, the Resident of the special economic zone.