Основы теории «Гибридной войны»
ПАНАРИН ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ,
действительный член Академии военных наук, член Экспертного совета Комитета по делам СНГ Совета Федерации ФС РФ, консультант Управления политического сотрудничества Секретариата Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), координатор Аналитической ассоциации ОДКБ, профессор, доктор политических наук 101000, г. Москва, Сверчков пер., д. 3/2, стр. 1. Секретариат ОДКБ. Е-таП: [email protected] Тел.: 8 (495) 621-30-25
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Стратегии гибридных войн формулируются в стратегических доктринах США и НАТО с 2010 г. и даже ранее, когда элементами ведения современной войны стали предусматриваться особые способы повышения воздействия на население при подготовке, ведении, исходе глобальной войны, сочетающей элементы военного и иррегулярного характера. Учитывая это, современная военная доктрина России развивается как государственный оборонительный организационно-правовой механизм стратегического назначения для реализации активных оборонных мероприятий, направленных на нейтрализацию и упреждение угроз безопасности государству с применением стратегии гуманитарных операций. Для России важно использование современных теоретических основ гибридной войны для выработки адекватных приемов противодействия информационным атакам США и НАТО.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Использован сравнительно-исторический метод научного анализа исторических этапов сдерживания развития России посредством разных видов гибридной войны против России, включая ее такие проявления, как «государственный переворот февраля 1917 г.», «холодная война» 1945-1991 гг., «санкционная война» 2014-2020 г., постановочные провокационные действия «белых касок» с вымышленными «химатакми» в Сирии, «допинговая война» против российских спортсменов, «энергетическая война» против российских нефтегазовых компаний 2014-2020 гг., иные проявления гибридной войны через искажение фактов, дезинформацию, санкции, провокации стран Запада против России.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Сделаны выводы, что России следует противодействовать пропагандистским атакам США и НАТО, направленным на дискредитацию внутреннего, внешнеполитического, внешнеэкономического курсов России. Это достигается масштабной государственной пропагандистской работой с доказыванием весомыми аргументами негативной роли разрушительного воздействия гибридной войны стран Запада против России. При этом мировому сообществу предоставляются убедительные факты и позитивные примеры роста российской экономики, международного авторитета России как социального государства, надежного экономического партнера, гаранта мира и безопасности в международных отношениях, что подтверждается внешнеполитическим курсом России на углубление интеграции со странами СНГ, ШОС, ОДКБ, другими государствами. ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. В России на государственном уровне действует и развивается эффективный механизм, обеспечивающий средствами государственной власти, публичной дипломатии, СМИ, бизнеса, отдельных социальных групп, учреждений науки, политических партий военно-тактическое, стратегическое, идеологическое, военно-наступательное гуманитарное противоборство пропагандистским атакам гибридной войны
Запада против России. Особая роль в нем отводится расширению совместных действий информационно-аналитических подразделений спецслужб России с научными военными и иными центрами, различными госструктурами, общественными организациями и их взаимодействию с Войсками информационных операций Минобороны России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гибридная война Запада против России, информационные атаки, информационное и идеологическое воздействие, средства противодействия гибридной войне, государственный механизм России по отражению угроз гибридных войн
The basics of the Hybrid War theory
PANARIN IGOR NIKOLAEVICH,
Full member of the Academy of Military Sciences, Member of the Expert Council of the Committee on CIS Affairs of the Council of the Federation,
consultant of the Political Cooperation Department of the CSTO Secretariat, coordinator of the CSTO Anatolic Association
101000, Moscow, Sverchkovpereulok 3/2,1. CSTO Secretariat. E-mail: [email protected] Tel.: +7 (495) 621-30-25 ANNOTATION
INTRODUCTION. The strategies of hybrid wars are formulated in the strategic doctrines of the United States and NATO, starting in 2010 and even earlier, when elements of modern warfare began to provide special ways to increase the impact on the population in the preparation, conduct, outcome of a global war combining elements of a military and irregular nature. With this in mind, the modern military doctrine of Russia is developing as a state defensive organizational-legal mechanism of strategic designation for the implementation of active defense measures aimed at neutralizing and anticipating security threats to the state using a humanitarian operations strategy. It is important for Russia to use the modern theoretical foundations of a hybrid war to develop adequate methods to counter information attacks by the United States and NATO. MATERIALS AND METHODS. The comparative historical method of scientific analysis of the historical stages of "holding back development" of Russia through various types of hybrid war against Russia was used, including its manifestations as the "coup d'etat of February 1917", the "cold war" 1945-1991, the "sanction war" 2014 -2020, staged provocative actions of "white helmets" with fictional "chemical attacks" in Syria, "doping war" against Russian athletes, "energy war" against Russian oil and gas companies 2014-2020, other manifestations of death Noah war through misrepresentation, misinformation, sanctions, Western provocations against Russia. RESULTS. It is concluded that Russia should oppose the propaganda attacks of the United States and NATO, aimed at descrediting the domestic, foreign policy and foreign economic policies of Russia. This is achieved by large-scale state propaganda work, proving with weighty arguments the negative role of the destructive effects of the hybrid war of the Western countries against Russia. At the same time, the world community is provided with convincing facts and positive examples of the growth of the Russian economy, the international authority of Russia as a social state, a reliable economic partner, the guarantor of peace and security in international relations, which is confirmed by Russia's foreign policy to deepen integration with the CIS, SCO, CSTO, and others states. DISCUSSION AND CONCLUSIONS. In Russia, an effective mechanism is operating and developing at the state level, which provides the military-tactical, strategic, ideological, military-offensive humanitarian confrontation with the propaganda attacks of a hybrid war by means of state power, public diplomacy, the media, business, individual social groups, science institutions, political par-
ties West versus Russia. A special role is given to the expansion of joint actions of information and analytical units of the Russian special services with scientific military and other centers, various government agencies, public organizations and their interaction with the Information Operations Troops of the Russian Ministry of Defense.
KEYWORDS: hybrid war of the West against Russia, information attacks, information and ideological impact, means of counteracting a hybrid war, the state mechanism of Russia to repel the threats of hybrid wars
Концепция «Гибридной войны» против России, сформированная в теоретических доктринах Британской империи
Термин «гибридная война» по-разному интерпретируется в российских и западных научных теориях, поскольку в настоящее время Россия рассматривается Западом как мишень для осуществления различных приемов гибридной войны, что проявляется в инсценировании провокационных сценариев по примеру мнимого дела по так называемому отравлению предателя Скрипаля в британском Солсбери 4 марта 2018 г. Не оставляет сомнения тот факт, что в основе этого события гибридной войны лежит попытка разжигания информационной войны против России1.
Великобританией вот уже несколько столетий реализуются концептуальные планы и стратегии по организации скрытого диверси-онно-террористического и информационно-идеологического оперативного механизма нанесения врагу глобального геополитического поражения с целью свержения на территории российского государства неугодного «режима» или развала государства. России дважды в XX в. пришлось пережить как гибридные войны, так и реальные боевые действия, являющиеся воплощением жестоких и захватнических планов Запада по разрушению российской государственности, в феврале 1917 г. и в 1991 г.
В XX в. достижению целей Запада по развалу России предварительно способствовало
беспрецедентное по своим размерам информационное и идеологическое воздействие на население с использованием комплекса тайного операционного влияния на органы государственной власти, проводимого как западными спецслужбами, так и аффилированными с ними гражданскими структурами (НПО). Были подключены и иные разноплановые экономико-политические мероприятия гибридной войны, призванные обеспечивать комплексность мер давления на Россию, включая финансово-экономические, информационно-идеологические, политико-дипломатические санкционные, ресурсно-сырьевые и т.д.).
Февральским государственным переворотом 1917 г. был нанесен колоссальный удар экономике и государственности России, а свержение самодержавия и крушение Российской империи Запад считает одной из своих успешных операций в гибридной войне по уничтожению России, организованной при идейном руководстве тайных западных масонских организаций, тайного британского общества «Круглого стола» и британской разведки МИ-6. Известно, что основные исполнители февральской революции (государственного переворота в России 1917 г.) были представлены масонами, либералами, генера-
1 См. подробнее: Панарин И.Н. Гибридная война. http://panarin.gazeta-delovoy-mir.ru/2017/11/13/gibridnaya-voyna; Па-нарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001. 224 с.; Панарин И.Н. Информационная война и геополитика.
М., 2006. 560 с.
лами-заговорщиками, которые были поддержаны Великобританией2.
Оценка холодной войны Запада против СССР 1945-1991 гг. показывает, что она являлась современной западной стратегией гибридной войны, развязанной против СССР по инициативе Уинстона Черчилля, которая осуществлялась как широкомасштабная подрывная идеологическая, экономическая, долговременная операция по формированию агентов влияния Запада из числа представителей советской элиты, в результате которой СССР втягивался в гонку вооружений, в войну в Афганистане и т.п.3
Руководство СССР в 1991 г. не оценило всю степень опасности подрывных операций в ходе гибридной войны Запада, рассматривая внешние угрозы с позиции классических военных угроз, где военная безопасность государства опирается на военную силу ядерного сдерживания, обеспечивающего сохранение государственной безопасности, стабильности и суверенитета.
Осуществляя стратегию гибридной войны 1941-1991 гг., Запад действовал целенаправленно на разрушение СССР, используя санк-ционную систему. Так, страны НАТО и Япония еще в 1949 г. создали специальный орган в форме Координационного комитета экспортного контроля (КОКОМ) для организации международных торгово-экономических условий технологического отставания СССР и стран Варшавского договора.
Таким образом, с 2014 г. под предлогом недовольства воссоединением Крыма с Россией Западом было восстановлено и продолжено санкционное давление, действовавшее многие годы против СССР и имеющее целью сдерживание технологического развития СССР.
Современные энергетические войны, организованные Западом с 2017 г. для создания
препятствий энергетической политике России при строительстве газопроводов «Северный поток», «Турецкий поток» и других объектов транспортной инфраструктуры по доставке углеводородов, а также манипулирование ценами на энергоносители, в нынешних условиях сформировались как действенные приемы ведения гибридной войны Запада против России.
«Допинговая война» против России как разновидность гибридной войны началась с 2014 г., когда против российских спортсменов развернулись настоящие военные действия, целенаправленно спланированные для дискредитации российского спорта на мировом уровне. Именно успехи России в спорте в XXI в. и повышение ее авторитета в мировом сообществе вызвало недовольство Запада, который, втягивая России в глобальную спортивную конкуренцию, сделал спорт высших достижений ареной «военных» действий против российских спортсменов.
С конца 1980-х гг. сформировались системные меры Запада по разрушению СССР, охватившие сферу финансов, торговли, политики, спорта, борьбы за права человека. При идеологической обработке населения западными СМИ и технологическом отставании СССР в ряде отраслей производства товаров народного потребления это привело к дефициту товаров, послужило благоприятной средой для информационной войны Запада. К сожалению, руководитель советского государства М.С. Горбачев и другие влиятельнейшие государственные деятели (Яковлев, Шеварднадзе, Кравчук и др.) не разглядели или не захотели разглядеть опасностей гибридной войны Запада, воспринимая ее как попытки Запада найти новые векторы взаимодействия.
С развалом СССР не прекратилась гибридная война Запада против России и стран СНГ, что выразилось в новых витках использова-
2 Панарин И.Н. Доктрина генерала Герасимова и Гибридная война. https://matveychev-oleg.livejournal.com/8695818.html
3 Панарин И.Н. Доктрина генерала Герасимова и Гибридная война. https://matveychev-oleg.livejournal.com/8695818.html
ния информационных, невоенных методов разрушения государственности, стабильности и безопасности различными средствами, включая псевдонаучные теории о «свободе личности без государства», «о вселенском значении науки и знаний без границ», «об обществе не профессионалов, а инноваторов» и другие псевдотеории постиндустриального мира4, которые не касаются вообще обеспечения безопасности человека в «открытом мире», защиты прав человека на достойную жизнь и социальную защищенность, которые гарантируемые только государством. Под влиянием этих теорий некоторые представители молодого поколения стран СНГ, не знающие часто правды о холодной войне Запада против политических и социально-экономических основ союзного объединения республик СССР, а также под воздействием современных информационных технологий Запада поверили мнимым преимуществам западных ценностей свободы и демократии по сравнению с суверенными ценностями национальных государств стран СНГ, что привело к серии цветных революций в странах СНГ.
Инициируя гибридную войну против России, западные страны избрали наступательные методы агрессивной политики, обвиняя ее якобы в ведении гибридной войны. На Руси есть хорошая поговорка: «На воре шапка горит!» Здесь мы имеем именно такой случай, когда главные агрессоры пытаются стать
волками в овечьих шкурах. Это демонстрирует активный пропагандистский подход Запада в рамках ведения наступательной гибридной войны против России, поскольку собственные методы давления (финансово-экономического, информационно-идеологического и т.д.), призванные нанести России ущерб, западные лидеры за таковые считать не желают5.
Одними из опорных террористических плацдармов гибридной войны против России в настоящее время остаются созданные западными разведками МИ-6 и ЦРУ, англо-американские проекты типа ИГИЛ (запрещенная в России) и проекты подобных террористических организаций, реализующих военное вмешательство во внутренние дела государств, правительства которых имеют национальные интересы и независимую позицию в оценке преимуществ глобализации и своего места в ней. Если суверенные государства добровольно не принимают установленные западным миром правила глобализации (особенно в сфере торговли углеводородами), то запускается стандартный механизм гибридной войны для якобы демократизации общества и государства. Он имеет определенную последовательность, когда сначала появляются «террористы», дестабилизирующие положение в государстве, а затем вводятся войска США и НАТО для оказания якобы военной помощи в борьбе с террористами и проведения операций по стабилизации, что на самом деле
4 См.: Webster F. Theories of the Information Society. L.- N.Y.1995. P. 38; Heilbroner R.L. Behind the Veil of Economies. L.- N.Y. 1999. P. 94.
5 Отправной точкой для разработки концепции использования терроризма как особой технологии гибридной войны стал тайный проект НАТО, созданный после Второй мировой войны британской разведкой МИ-6 и ЦРУ. В странах - членах НАТО параллельно с регулярными армиями альянса появились секретные армии НАТО (также называемые «оставшиеся позади» (stay-behind) или «Гладио» (лат. gladio - меч)). Этими секретными армиями НАТО руководил и координировал их действия тайный комитет безопасности в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Развитие проекта «Гладио» имело место в Афганистане, в котором МИ-6 и ЦРУ создали координационный центр международного исламистского террористического движения для борьбы с советскими войсками в Афганистане. Так появилась «Аль-Каида», объединившая наемников из 43 стран. Последовавшая за этим десятилетняя война с моджахедами стала одной из причин поражения Советского Союза в холодной войне. Именно при организационной и финансовой поддержке западных разведок возникла организация, координирующая переброску оставшихся не у дел ветеранов афганской войны по всему миру. Впоследствии «Аль-Каида» успешно направляла фанатиков ислама, обладающих боевым опытом, на Северный Кавказ, в Алжир, Боснию, Косово, Ирак и Сирию (где на ее основе опыта и создали запрещенную в Российской Федерации ИГИЛ).
приводит к смене неугодного США политического руководства.
В Сирии подобный сценарий гибридной войны провалился усилиями российской дипломатии и успешными операциями сирийской армии при поддержке вооруженных сил России, действующих в соответствии с договором между Россией и Сирией об оказании военно-технической и гуманитарной помощи в борьбе с террористической агрессией ИГИЛ в Сирии. Военное присутствие России в Сирии было вынужденным шагом для спасения государственности Сирии, народ которой поддержал политику Президента Сирии Б. Асада по сохранению суверенитета государства и обеспечению его социально-экономических интересов.
Российское государство в лице Президента России В.В. Путина, его высших должност-
Новые концептуальные подходы «гибридной войны»
Принимая во внимание актуальность проблемы формулирования составных частей смыслового значения понятия гибридной войны, необходимо отметить некоторые концептуальные и стратегические подходы, отраженные в российском законодательстве в сфере обеспечения национальной безопасности6. В первую очередь определение гибридной войны в содержательном значении совпадает с положениями Стратегии национальной безопасности России 2015 г.7, где отмечается усиление невоенных факторов противоборства с использованием глобального информационного пространства, вызванных намерениями ряда государств применять информационно-коммуникационные технологии в достижении целей мирового доминирования с целенаправленным манипулировани-
ных лиц, отвечающих за национальную безопасность и оборону, российское общество все глубже понимают опасные последствия гибридной войны, ведущейся Западом против России, и угрозы, исходящие от внешних источников напряженности, принимая соответствующие меры. Однако в основополагающих документах по обеспечению национальной безопасности, о военно-политическом и внешнеполитическом стратегическом планировании не содержится конкретная терминология гибридной войны. Этим снижается эффективность противодействия гибридным войнам и сопровождающим их террористическим угрозам. Требуются новые подходы к определению содержания гибридной войны и ее основных элементов.
к определению
ем сознанием населения и фальсификацией истории.
Основываясь на этих положениях, можно сказать, что под гибридной войной понимаются различные военно-силовые, политико-дипломатические, финансово-экономические, информационно-психологические, информационно-технические меры оказания негативного внешнего или внутреннего воздействия, угрожающие безопасности государства по технологиям цветных революций, через пособничество терроризму и экстремизму и другие враждебные акты, направленные на разрушение суверенитета и стабильности государства, против которых государством по единому государственному плану противодействия гибридной войне ведутся согласованные действия по национальной обороне и обеспечению без-
6 Авторское определение гибридной войны впервые было сформулировано в январе 2016 г. и уже неоднократно применялось при выступлениях автора в различных аудиториях, а также зафиксировано в ряде книг: «Гибридная война против России (1816-2016)», «Гибридная война: теория и практика» и др.
7 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
опасности силовыми ведомствами, службами безопасности, иными спецслужбами, формированиями сил специального назначения, силами специального оперативного реагирования, структурами публичной дипломатии.
Цели гибридной войны - полная или частичная дезинтеграция государства для достижения качественной трансформации и полного изменения его внутри- или внешнеполитического курса. В числе целей также и замена его руководителей на лояльных Западу лиц, установление внешнего идеологического и финансово-экономического контроля над государством других государств или ТНК, сохранение политического хаоса как основания введения диктаторского режима, выгодного Западу8.
Важным фактором прогресса современных развивающихся государств является их стремление к полной политической и экономической независимости от бывших метрополий, что ослабляет экономическое влияние развитых стран на их энергетические и иные производственно-имущественные комплексы и порождает политику агрессивного информационного и финансово-экономического давления посредством гибридных войн. Россия, имея независимые политические и экономические интересы в разных регионах мира и традиционно поддерживая независимость развивающихся стран, является составной частью западной стратегии гибридной войны, направленной против всех государств, заинтересованных в евразийском партнерстве на принципах равноправного сотрудничества.
NATO's Bi-Strategic Command Capstone Concept (концепция НАТО 2010) называет гибридными угрозы, осуществляемые врагом, действующим одновременно с использованием военных и не военных методов достижения стратегических и тактических задач9. Итоговая декларация саммита НАТО в сентябре 2014 г. (Шотландия), первый раз официально провозгласила важность формирования политики североатлантического альянса как оборонительной организации, способной вести победоносную войну нового типа, называемую гибридной войной. Уже в декабре 2015 г. Саммит министров иностранных дел стран НАТО одобрил стратегию гибридной войны как войны новейшего информационно-коммуникативного и психолого-идеологического типа с использованием кибертехнологий.
Стратегия гибридной войны НАТО против России и стран СНГ предусматривает использование преимущественно механизмов «мягкой силы», нацеленных на дезинтеграционные приемы расчленения территорий евразийских государств при сопутствующих факторах дестабилизации политических режимов, усилении межгосударственных, межнациональных, пограничных конфликтов на пространстве СНГ. При этом в НАТО особая роль отводится технологиям цветных революций, информационным войнам, террористических организациям, экстремистским группам, приграничным провокациям,«образовательным» центрам, пропагандирующим националистические идеи, религиозным экстремистским организациям при усилении финансово-экономических
8 Термин «гибридная война» появился в американской военной литературе более 10 лет назад. В США в 2005 г., американский генерал Джеймс Мэттис, ныне глава Пентагона, и полковник Фрэнк Хоффман опубликовали знаковую статью «Будущее ведение войны: восход гибридных войн», в которой они добавили к военной доктрине 90-х годов генерала Чарлза Крулака о трех блоках войны четвертый блок. Три блока Крулака - это непосредственное ведение боевых действий, миротворческие действия по разводу противоборствующих сторон и оказание гуманитарной помощи. Четвертый, новый блок Мэттиса и Хоффмана - психологические и информационные операции и работа с населением.
9 В 2012 г. выходит ставшая известной в узких кругах книга «Гибридные военные действия: борьба с комплексным оппонентом с древних времен и до наших дней» историка Мюррея Вильямсона и полковника Питера Мансура. Американские подходы постепенно проникли и в НАТО.
санкций на участников Евразийского экономического союза10.
Для развития новых стратегических инициатив НАТО, призванных адаптировать блок и его командные центры к новым условиям ведения киберопераций, 8 ноября 2017 г. Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО, призвал альянс использовать опыт США по внедрению технологий гибридной войны.
Россия имеет все необходимые научно-технологические, международно-правовые, военно-политические, информационно-гуманитарные и другие современные средства противодействия гибридной войне, ведущейся против России с использованием инструментов «мягкой силы» через НКО и «жесткой силы» через международные организации, институты и их спецоперации, подконтрольные США.
Руководство российскими вооруженными силами в лице Генерального штаба ВС РФ и других уполномоченных органов управления обороной России относит методы гибридной войны к современным типам военных угроз, уделяя все больше внимания разработке методов ведения гибридных войн. На протяжении многих лет в Военной академии ГШ ВС РФ и в других авторитетных научных центрах Министерства обороны РФ в целях противодействия гибридным войнам проводятся научные конференции и ведутся комплексные исследования феномена навязываемых США другим странам государственных переворотов «во имя демо-
кратии», цветных революций, других форм дестабилизации режима в стране, которые стали разными приемами ведения гибридных войн11.
На одной из таких научных конференций 2 марта 2019 г. в Военной академии ГШ ВС РФ начальник ГШ ВС РФ, генерал армии Валерий Герасимов заявил, что военные стратегии современного мира эволюционировали от «стратегий сокрушений и измора врага» до «стратегий глобальной войны», «ядерного сдерживания», «непрямых действий». США и их союзниками по НАТО определены в качестве военной стратегии военные наступательные действия «глобального удара», «многосферного сражения», «цветных революций», «мягкой силы» с использованием «протестного потенциала пятой колонны» в странах с «неугодными» правительствами в целях дестабилизации в них обстановки с одновременным нанесением ударов по наиболее важным объектам12.
Ответной стратегией России является «стратегия активной обороны», нейтрализующей и упреждающей угрозы безопасности государства при оборонительном характере российской Военной доктрины с использованием стратегии гуманитарных операций, которые были применены ВС РФ в 2016 г. в Сирии13.
Гибридные войны, захватывающие образовательное, культурное, информационное пространство, будут только набирать силу, о чем свидетельствуют новые концептуальные доклады руководителей аналитических центров
10 Примером гибридной войны НАТО против России служит и факт того, что 12 июля 2017 г. представители НАТО разместили в Сети восьмиминутный ролик, где «лесные братья» представлены героями, занятыми исключительно борьбой за независимость своих стран от СССР. Авторы видео также отмечают, что дух «лесных братьев» живет в современных спецподразделениях вооруженных сил трех прибалтийских стран.
11 Панарин И.Н. https://matveychev-oleg.livejournal.com/8695818.html
12 2 марта 2019 г. в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации прошла военно-научная конференция, посвященная развитию военной стратегии в современных условиях. С докладом об основных направлениях развития военной стратегии выступил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии Валерий Герасимов. https://bmpd.livejournal.com/3557155.html
13 Начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии В. Герасимов 2 марта 2019г. и ранее в своих выступлениях обращал внимание на то, что «непрямые и асимметричные действия и способы ведения гибридных войн позволяют лишить противоборствующую сторону фактического суверенитета без захвата территории государства». Видимо, в этом контексте Министр обороны России Сергей Шойгу объявил 22 февраля 2017 г. о создании войск Информационных операций. http://www.nakanune.ru/news/2016/3/1/22429056/
США, таких как центр стратегических исследований RAND, в котором в 2019 г. появился термин «принудительная сила», идентичный по смыслу термину «гибридная война»14.
Документ говорит о необходимости использования «принудительной силы» для достижения целей свержения неугодных правительств, захвата власти, приобретения собственности на природные ресурсы и землю не военными средствами, а различными мерами политического, идеологического, судебного, экономического давления, включая иные ненасильственные способы вмешательства по внутренние дела недружественных государств, вынуждая их проводить невыгодную им политику.
Новые концептуальные подходы
4 марта 2019 г. в газете «Красная Звезда» был размещен полный текст доклада начальника ГШ ВС РФ, генерала армии Валерия Герасимова на общем собрании Академии военных наук 1-2 марта 2019 г. под названием «Векторы развития военной стратегии»15. В докладе было отмечено следующее.
1. В современном мире расширяется применение способов ведения войны при скоординированном использовании военного и невоенного арсенала средств противодействия угрозам при усилении оборонно-наступательного и военно-тактического воздействия специальных военных подразделений вооруженных сил.
2. При расширении, трансформации, модификации видов войн в глобальном мире соответственно изменяется их характер. Резко увеличивается как «театр» боевых и небоевых действий, так и число участников вооруженных конфликтов, к которым относятся, кроме вооруженных сил государств, различные бан-
Таким образом,принудительная сила рассматривается США как системное давление на государства экономическими санкциями, агрессивными политическими мерами, кибер-о-перациями при военной помощи подразделений специального информационного назначения, нацеленных на широкомасштабное манипулирование внешнеэкономическими и внешнеполитическими отношениями при поддержке оппозиционных политических движений. При этом такие меры, по мнению США, оказываются особенно эффективными в условиях глобализации, когда большинство стран, включая Китай, Россию и Иран, все больше зависят от мировых рынков, ресурсов, информации и систем.
России
дитские группировки,экстремистские и террористические организации, частные военные компании, самопровозглашенные «квазигосударства». Противниками может использоваться практически весь арсенал экономических, политических, дипломатических, информационных мер негативного воздействия при демонстрации военной мощи для усиления эффекта психологического давления.
3. Перед Вооруженными Силами России стоят задачи повышения их боевой готовности для ведения войн и урегулирования военными действиями вооруженных конфликтов с использованием классических и асимметричных способов действий. Агрессивный характер внешней политики США показывает, что США и их союзники по НАТО прорабатывают наступательные операции для нанесения противнику «глобального удара», проведения «многосферного сражения», формирования и поддержки экстремистских националисти-
14 В начале 2019 г. в открытом виде вышел концептуальный доклад главного аналитического центра США - RAND (англ. РЭНД - аббревиатура от Research and Development - «Исследования и разработка»), который с 1948 г. выполняет функции стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства США, их вооруженных сил и связанных с ними организаций. Видимо, в докладе RAND под термином «принудительная сила» понимается термин «гибридная война».
15 Доклад Валерия Герасимова «Вектора развития военной стратегии». 01.03 2019 г. https://bmpd.livejournal. com/3557155.html
ческих и иных агрессивных движений в форме «цветных революций», «мягкой силы» для подрыва суверенитета и безопасности государств. Поэтому, как сказано в докладе, российская военная наука развивается опережающими противника темпами, опираясь на военную стратегию «опережения врага» и активизируя проблематику доминирования России в информационном противоборстве.
4. Войны будущего, что уже проявляется в настоящем, переносятся в информационную сферу, где сами информационные технологии являются оружием воздействия, поскольку в информационном мире без национальных границ побеждает тот, кто контролирует критически важные информационные инфраструктуры, прямо влияет на население, государственное управление, образование, культуру.
Следует еще раз акцентировать внимание на том, что исторические уроки ликвидации
Российской империи в результате февральского переворота 1917 г. и ликвидации Советского Союза в 1991 г. не получили должной оценки с точки зрения их квалификации как «цветных революций» в рамках гибридных войн Запада, ведущихся не одно столетие против России в целях ее уничтожения как влиятельного, самостоятельного и развитого государства мира.
Применяя невоенные идеологические формы влияния на сознание населения,используя его протестный потенциал того времени, вызванный объективными трудностями проведения социально-экономических реформ начала и конца XX в., силы западной военной коалиции сочетали «мягкую силу» с военными провокациями, террористическими актами, спецоперациями для нанесения очередного массированного удара по экономике и государственности России.
Обсуждение концепции гибридной войны на VIII Московской конференции по международной безопасности MCIS-2019
На VIII Московской конференции по международной безопасности МС^-2019, проходившей 23-25 апреля 2019 г. в Москве, обсуждение проблем цветных революций и гибридных войн занимало особое место, став темой многих докладов представителей военных ведомств государств - участников конференции16.
Первый заместитель Министра обороны РФ, начальник ГШ ВС РФ, генерал армии Валерий Герасимов в своем докладе подчеркнул, что нормальным поведением коллективного Запада стали действия одностороннего порядка, имеющие признаки вмешательства во внутренние дела другого государства без его согласия, без участия его официальных представителей, без санкций ООН, якобы нацеленные на защиту демократии, что фактически являет-
ся «гуманитарным вмешательством», провоцирующим беспорядки,внутригосударственную нестабильность, угрожающим безопасности государства и его суверенитету. При помощи мощного информационного воздействия искусственно создается и навязывается отрицательный образ государств и правительств, политика которых не устраивает США, для достижения их геополитических целей по мировому доминированию. Технологиями гибридной войны коллективным Западом продвигается использование вооруженной оппозиции, незаконных вооруженных формирований, про-тестные позиции отдельных групп населения, применяются силы специального оперативного назначения. На этом фоне усиливается политика США по введению санкций против России и других неугодных государств, которыми
16 Гибридные войны и цветные революции будут обсуждаться на конференции по безопасности в Москве в апреле 2019 г. https://vpk.name/news/263064_gibridnye_voiny_i_cvetnye_revolyucii_budut_obsuzhdatsya_na_konferenci
США стремятся принудить государства выполнять действия, выгодные интересам США17.
Так, В. Герасимов далее отметил: технологии гибридных войн придуманы не в России. Они давно применяются против нее спецслужбами Запада. При этом чтобы отвести подозрения от ведения гибридных войн западными спецслужбами и замаскировать их подрывные действия как против России, так и других стран, Западом без каких либо-доказательств обвиняется Россия как источник гибридных войн против других государств. Однако в эту ложь в мире верят все меньше и меньше18.
В своем выступлении на VIII Московской конференции МС^-2019 постоянный представитель России при Евросоюзе и ЕСАЭ Владимир Чижов также подтвердил, что в Европе, ставшей давно ареной гибридных войн, усиливается политическая напряженность, подогреваемая ЕС и НАТО распространением дезинформации о мнимых информационных и иных угрозах со стороны России. В ответ Москва продвигает на международном уровне Конвенцию по Международной информационной безопасности19.
В рамках МС^-2019 профессор Университета оборонной науки и техники Национально-ос-
вободительной армии Китая, старший полковник Ма Цзяньгуан подчеркнул: несмотря на то, что гибридная война имеет свои четкие границы и комплексные формы, ее сущность как войны не изменилась. Цветные революции выступают в качестве специальных технологий гибридной войны Запада, и их целью является подрыв политической системы противника20.
Похожая точка зрения прозвучала и в докладе президента Института высшей школы геополитики и прикладных наук Италии, директора журнала «Геополитика» Тиберио Грациани, который прокомментировал сущность гибридной войны как феномена глобализации, где цветные революции являются скрытой гражданской войной, направленной на дестабилизацию общества. Ее поддержал почетный профессор Политехнической школы Франции, научный директор «Форума Будущего» Ив Этьен Бойе, заявив, что «цветная революция выступает механизмом захвата власти в гибридной войне с использованием всех средств, от разведки до политических моделей». Большинство выступающих были также единодушны в оценке цветных революций как основных способов ведения гибридной войны21.
Новая геополитика России: упреждение и опережение как концептуальные основы политико-идеологического развития России
Русская геополитическая школа пережи- ные национальными стратегиями безопасно-
вает новый этап своего развития, принимая сти и оборонной политики России, итоговыми
на вооружение новейшие доктринальные под- документами московских международных
ходы в сфере геополитики, сформулирован- конференций по безопасности, научными шко-
17 Выступление начальника ГШ ВС РФ генерала В. Герасимова на VIII Московской конференции по международной безопасности МС^-2019, 23-25 апреля 2019 г. https://ok.ru/video/1401421040162
18 Выступление начальника ГШ ВС РФ генерала В. Герасимова на VIII Московской конференции по международной безопасности МС^-2019, 23-25 апреля 2019 г. https://ok.ru/video/1401421040162
19 Выступление постоянного представителя РФ при Евросоюзе и ЕСАЭ Владимира Чижова на Специальной сессии № 1 «Цветные революции и гибридные войны: общие и характерные особенности». https://russiaeu.ru/ru/novosti/ vystuplenie-vachizhova-na-moskovskoy-konferencii-po-mezhdunarodnoy-bezopasnosti
20 Выступление профессора Университета оборонной науки и техники НОАК старшего полковника Ма Цзяньгуана на VIII Московской конференции по международной безопасности МС^-2019, 23-25 апреля 2019 г. https://russiaeu. ru/ru/novosti/vystuplenie-vachizhova-na-moskovskoy-konferencii-po-mezhdunarodnoy-bezopasnosti
21 Доклады участников VIII Московской конференции по международной безопасности МС^-2019, 23-25 апреля 2019 г. https://russiaeu.ru/ru/novosti/vystuplenie-vachizhova-na-moskovskoy-konferencii-po-mezhdunarodnoy-bezopasnosti
лами в сфере изучения международного и евразийского сотрудничества по коллективной безопасности. При этом отечественные геополитики должны учитывать весь уникальный многовековой исторический опыт развития русского государства на основе духовности, соборности, союза православия и ислама, славяно-тюркского союза.
Геополитическая оценка истории российского государства показывает, что Россия многие столетия собирала свои территории в единое целое, но делала она это не ради мирового господства, а для защиты соседних народов от внешних угроз, возникающих в разные исторические эпохи на евразийском пространстве, сохраняя при этом их национальную идентичность, язык и веру при их добровольном воссоединении с Россией. Происходил колоссальный синтез культур и цивилизаций в рамках единого евразийского централизованного государства.
Русь объединяла народы Евразии на основе принципа «диалога цивилизаций», создав единое государство из территорий, имеющих одинаковые или близкие по существу политические и духовно-нравственные условия социально-экономического развития. В противопо-
ложность этому у Британской империи всегда основным был принцип «разделяй и властвуй» при полном подавлении интересов покоренных ими национальных государств, превращенных в неравные с Британией колониальные территории.
Сформировавшийся веками колоссальный цивилизационный информационно-психологический потенциал Руси, Российской империи, Советского союза, Российской Федерации стал ядром Евразии. Этот потенциал необходимо усиливать, основываясь на способности евразийской славяно-тюркской цивилизации (в союзе с другими коренными этносами Евразии - финно-угорским и т.д.) воспринимать и синтезировать мощные информационно-психологические потоки. По нашему мнению, необходимо на различных уровнях (национальном, региональном, континентальном, глобальном, космическом) опираться на идеологическую концепцию триединства целей социально-политического развития государства и общества России, включающих духовность, державность, достоинство (концепция предложена автором в марте 2012 г. во время выступления перед студентами Нижегородского государственного университета).
Направления создания государственного механизма по отражению угроз «гибридной» войны
1. Следует выстроить и постоянно совершенствовать государственный механизм организационно-правового, политико-идеологического, межведомственного взаимодействия и регулирования для координации мероприятий, касающихся приемов ведения гибридной войны. Такой механизм должен стать способом, отражающим масштабное противодействие России гибридным войнам Запада против нашей страны и ее союзников по всему «информационному фронту», охватывающему сферы энергетики, финансов, внешней политики, экономики и др. Необходимо противодей-
ствовать системному формированию Западом негативного образа России мерами активной пропаганды защиты статуса России как единственно реально свободного, демократического, социального государства без дискриминации и межнациональных конфликтов.
2. Следует активно координировать и интегрировать в интересах безопасности и обороны России усилия государственных структур, СМИ, служб безопасности крупнейших российских корпораций и государственных информационно-разведывательных структур по организации проведения оборонительных и насту-
пательных информационных операций (на территории России и за ее пределами).
3. Важно организовать комплексный обмен информацией по проблемам как противодействия гибридной войне, так и по ликвидации и предотвращению операций противника в гибридной войне путем проведения информационно-пропагандистских контропераций гибридной войны, разработанных в рамках организационно-правовой формы частно-государственного партнерства и заданий его разведывательных структур по проблематике гибридной войны.
4. Целесообразно объединить усилия аналитических структур под эгидой частно-государственного партнерства, обеспечив выпуск специального аналитического издания по проблемам предотвращения вражеских операций в гибридной войны и организации пропагандистских мероприятий для успеха в гибридной войне для руководителей госструктур и российских корпораций.
5. Необходимо разработать концептуальную, нормативно-правовую, методологическую и методическую базу ведения успешной гибридной войны для достижения конкретных результатов, предпринимать не только упреждающие меры и контрмеры, но и активно осуществлять продуманные системные действия наступательного характера.
6. Актуальна подготовка высшей управленческой элиты страны (политической, экономической, информационно-идеологической) к активному ведению гибридной войны в кризисных ситуациях (вооруженный конфликт, информационный конфликт, экономический конфликт и т.д.). Необходим как звено управления Государственный Совет по информационному противоборству при Президенте России, в регионах - при полпредах Президента России, у главы государства должен появиться соответствующий советник22.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
2. Бартош А.А. Гибридная война становится новой формой межгосударственного противоборства. 07.04.2017 г. http://nvo.ng.ru/concepts/2017-04-07/1_943_gibryd.html
3. Вандам (Едрихин) А.Е. Геополитика и геостратегия. М., 1912. 239 с.
4. Герасимов В.В. Выступление на Научно-практической конференции «Военная безопасность России: XXI век». Москва, 14 февраля 2013 г.: http:// arm-ob.ru/interviy/
5. Дроздов Ю.И. Записки начальника нелегальной разведки. М.: ОЛМА-Пресс, 2000. 416 с., ресурс http://lib.ru/MEMUARY/DROZDOW/nelegal.txt
22 Ранее в работах И.Н. Панарина (Панарин И.Н. «Гибридная война» и др.) была предложена система государственных органов и организаций по обеспечению информационного противоборства гибридным войнам против Российской Федерации: 1) Государственный Совет по Информационному противоборству (ГСИП), включающий представителей Администрации Президента России, Правительства России, Аппарата Совета Безопасности, заинтересованных министерств и ведомств, структур публичной дипломатии, медиасообщества, бизнеса, политических партий, НПО; 2) Советник Президента России по вопросам Информационного противоборства - ответственный Секретарь ГСИП. Советник должен координировать деятельность ФБСК, информационно-аналитических подразделений госструктур и их взаимодействие с Войсками Информационных операций Минобороны России, а также с Центрами информационных операций ФСБ, ФСО и СВР России; 3) Федеральное бюро стратегических коммуникаций (ФБСК); 4) Войска информационных операций Минобороны России; 5) Центры информационных операций ФСБ, ФСО и СВР России; 6) Федеральное бюро стратегических коммуникаций (ФБСК) - ответ на информационную агрессию Запада против России; 7) Главное управление информационных операций (ГУИО); 8) Главное управление региональных центров (создание семи региональных центров: Санкт-Петербург, Калининград, Севастополь, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Владивосток); 9) Главное координационное управление (представители силовых структур и МИДа); 10) Главное управление социальных сетей; 11) Главное информационное управление (взаимодействие со СМИ); 12) Объединенный пресс-центр. Тренинговый Центр. Управление делами.
6. Ищенко Р. Матрица гибридной войны, или Зачем нужен информационный генштаб // МИА «Россия сегодня». 20.09.2016 г.
7. Клименко С. Теория и практика ведения «Гибридных войн» (по взглядам НАТО) // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 5. С. 109-112.
8. Лассуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне. М.-Л., 1929. 212 с.
9. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 2000. 304 с.
10. ОлевскийВ. Концепция стратегической пропаганды НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 9. С. 9-16 (1-я часть) ; 2014. № 10. С. 12-18 (2-я часть).
11. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. М., 2006. 560 с.
12. Панарин И.Н. Информационная война, PR и мировая политика. М., 2006. 235 с.
Normative legal acts and literature
1. Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 N 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation"
2. Bartosh A.A. Hybrid warfare is becoming a new form of interstate confrontation. April 7, 2017 http:// nvo.ng.ru/concepts/2017-04-07/1_943_gibryd.html
3. Vandam (Edrikhin) A. Ye. Geopolitics and geostrategy. - M., 1912.-- 239 p.
4. Gerasimov V. V. Speech at the Scientific and Practical Conference "Military Security of Russia: XXI Century", Moscow, February 14, 2013 resource: http:// arm-ob.ru/interviy/
5. Drozdov Yu.I. Notes by the chief of illegal intelligence. - M.: OLMA-Press, 2000. - 416 p., Resource http://lib.ru/MEMUARY/DROZDOW/nelegal.txt
6. Ishchenko R. The matrix of the hybrid war, or Why do we need an information general staff September 20, 2016. Rostislav Ishchenko, MIA Russia Today
7. Klimenko S. Theory and practice of conducting "Hybrid Wars" (according to NATO) 2015. - Foreign military review. 2015, No. 5, P.109-112
8. Lasswell G. Technique of propaganda in World War II. - M.-L., 1929.-- 212 p.
9. Lisichkin V.A. Shelepin L.A. Third World Psychological Warfare. - M., 2000.-- 304 s.
13. Панарин И.Н. Гибридная война против России (1816-2016). М., 2016. 236 с.
14. Панарин И.Н. Гибридная война: теория и практика. М., 2017. 404 с.
15. Панарин И.Н. Трамп, Россия и Гибридная война. М., 2018. 236 с.
16. Першин Ю.Ю. Записки о «Гибридной войне» // Вопросы безопасности. 2016. № 4.
17. Пухов Р.Н. Миф о «гибридной войне» // Независимое военное обозрение. 29.05.2015.
18. Савин Л. Гибридная война. Об истоках концепции. http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/ view/98948/
19. Фурсов А.И. Мировая борьба. Англосаксы против планеты. М., 2017. 512 с.
20. Ш. Харрис. Кибервойн@. Пятый театр военных действий. М., 2016. 390 с.
10. Olevsky V. The concept of strategic propaganda of NATO. - Foreign military review. 2014, No. 9, S. 9-16 (1 part) - Foreign military review. 2014, No. 10, pp. 1218 (2 part).
11. Panarin I.N. Information war and geopolitics. -M., 2006. - 560 s.
12. Panarin I.N. Information war, PR and world politics. - M., 2006.-- 235 p.
13. Panarin I.N. Hybrid war against Russia (18162016). - M., 2016.-- 236 p.
14. Panarin I.N. Hybrid warfare: theory and practice. - M., 2017.-- 404 p.
15. Panarin I.N. Trump, Russia and the Hybrid War. -M., 2018.-- 236 p.
16. Pershin Yu.Yu. Notes on the Hybrid War, Security Issues - No. 4, 2016.
17. Pukhov R.N. The myth of the hybrid war. Independent Military Review. 05/29/2015
18. Savin L. The Hybrid War. About the origins of the concept. http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/ view/98948/
19. Fursov A.I. World fight. Anglo-Saxons against the planet. M., 2017.-- 512 s.
20.. Harris, Shane. Cyberwar @. Fifth Theater of War. M. 2016. - 390 c.