Научная статья на тему 'Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования'

Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TRAINING / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER EDUCATION / ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DUAL EDUCATION / MANUFACTURING ENTERPRISES / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Растегаева Д. А., Филимонюк Л. А.

В статье рассматривается проблема дуального обучения, которое в современных условиях позволит решить проблему подготовки профессиональных кадров с учетом интересов как производственной, так и образовательной сфер. Предложена модель дуальной системы подготовки кадров в условиях высшего образования, которая реализуется на базе ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». Авторы делают вывод о том, что разработка концептуальных основы дуального обучения будет способствовать обоснованию теоретических оснований построения дуальной системы подготовки кадров на основе принципов паритетности, согласованного взаимодействия, единства методологических оснований, вариативности дидактических основ и условий, универсальности субъектно-личностных характеристик результата образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF DUAL TRAINING SYSTEM IN THE TRAINING OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article discusses a problem of dual training, which in modern conditions will allow to solve the problem of professional training, taking into account the interests of both the manufacturing and educational sectors. The proposed model of the dual training system in terms of higher education, which is implemented on the base of Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute. The authors conclude that the development of the conceptual framework of the dual education will contribute to the theoretical bases of constructing the dual system of training based on the principles of parity, synergy, unity of the methodological basis, the variability of didactic foundations and conditions of the universality of subjective personality characteristics of the result of education.

Текст научной работы на тему «Основы реализации системы дуального обучения в профессиональной подготовке студентов организаций высшего образования»

ностью человека. Природа уже не столько арена созидательных действий, сколько место труда, рабочее место. В самом выборе сюжетов проявляется взгляд на индустрию как на естественную среду, складывающейся по своим, присущим именно ей законам красоты. При такой постановке творческой задачи совершенно определенное значение и смысл приобретают основные компоненты образного языка живописи, прежде всего, композиция и цвет. Рассмотрим пейзаж В.Т. Федосова «Будни Коксхима». Фрагментарность композиции, многоплановая панорамность пространства, мягкие тональные переходы, выдержанные в теплых золотисто-коричневых тонах и в прохладной сероватой гамме, в которой вспыхивают отдельные яркие пятна цвета железобетонных конструкций, стаффажные фигурки рабочих, подчеркивают наблюденность мотива пейзажа, придают ему живость восприятия действительности. Акцент на масштабности и конструктивной организованности промышленной среды говорит о творческом замысле В.Т. Федосова выявить её самоценность.

В рамках рассматриваемой тенденции особое место занимают произведения А.П. Фризена «Индустриальный пейзаж. АТЗ» и «ТЭЦ. АТЗ» [1, с. 22]. Тенденция, наметившаяся в «Акташе» С.И. Чернова, находит дальнейшее развитие. Линия горизонта понижается, пространство локализуется, технические сооружения выдвигаются вперед. В композиции картины «Индустриальный пейзаж. АТЗ» масштабные производственные объекты занимают весь передний план. Художник акцентирует их рационализм, техническую мощь. Композиция пейзажа строится на своеобразном ритме, единица которого - широкий фактурный мазок. Возникает образ индустриальной среды, наделенный самостоятельной выразительностью и динамикой. Диссонанс пропорций промышленных форм и насыщенная декоративность цвета усиливает напряженную выразительность художественного образа.

В пейзаже «ТЭЦ. АТЗ» стремление выявить своеобразную эстетику промышленных форм прослеживается еще более отчетливо. В композиции компоновка производственных сооружений достаточно плотная. В целом, для нее характерна фрагментарность, акцентирование ее центра через ритм вертикалей,

горизонталей, диагоналей труб, змеевиков и через повышенную декоративность цвета. Декоративная цветовая гамма, строящаяся на сочетании зеленого, синего, серого тонов, подчеркивает архитектонику сооружений. Художник передает пластику предметов изображения густой пастозной живописной фактурой, введением черного цвета, играющего роль контура и помогающего повысить общую эмоциональную напряженность образа. Стаф-фажные фигурки рабочих, движущийся на большой скорости грузовик с углем на переднем плане, дымящиеся доменные печи на втором, - дают ощущение активного трудового процесса. Однако акцент на своеобразии архитектоники промышленных форм в картине значительно усилен. Это свидетельствует о том, что в пейзаже доминантным мотивом является не столько процесс труда человека, а энергичная работа промышленной техники.

В алтайском индустриальном пейзаже второй повинны XX века такое понимание индустриальной темы можно отметить в работах С.К. Двойноса «Коксобатарея строится», П.М. Еровико-ва «Бетоннорастворный узел», Ф.С. Торхова «Заринский Коксо-хим».

Тема строительства Кулундинского канала наиболее ярко прозвучала в серии Ф.С. Торхова «По Кулудинскому каналу». На двадцатой краевой выставке были представлены сразу пять произведений серии: «Строительство первой насосной», «На трассе канала», «Вагончики строителей», «Котлован второй насосной», «Здесь будет вода». Этюды исполнены в живой и выразительной манере в технике масляной живописи.

Таким образом, индустриальная тема занимает значительное место в художественной культуре Алтая второй половины XX века. В этот период индустриальный пейзаж является одной из форм выражения процессов промышленного строительства в регионе. Художники связали решение темы с реалистическим отражением промышленной среды, имеющей географическую определенность. Об идейно-эмоциональной оценке авторами изображаемых объектов свидетельствует прочно укоренившаяся тенденция деления на «старое» и «новое», «природное» и «индустриальное». Переходы из одних образно-пластических решений в другие органичны и тесно связаны с процессом развития художественной школы на Алтае.

Библиографический список

1. Мелехова К.А., Нехвядович Л.И., Степанская Т.М. Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография. Барнаул, 2012.

2. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of Siberia at the turn of XX - XXI centuries. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; Т. 11. № 7: 1501 - 1507.

References

1. Melehova K.A., Nehvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Russkaya hudozhestvennaya shkola v dialoge kul'tur HH veka: monografiya. Barnaul, 2012.

2. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V. Experience and perspectives of art history development in educational space of Siberia at the turn of XX - XXI centuries. International Journal of Environmental and Science Education. 2016; T. 11. № 7: 1501 - 1507.

Статья поступила в редакцию 14.11.17

УДК 378

Rastegaeva D.A., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

Filimanuk L. A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: [email protected]

BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF DUAL TRAINING SYSTEM IN THE TRAINING OF STUDENTS OF INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION. The article discusses a problem of dual training, which in modern conditions will allow to solve the problem of professional training, taking into account the interests of both the manufacturing and educational sectors. The proposed model of the dual training system in terms of higher education, which is implemented on the base of Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute. The authors conclude that the development of the conceptual framework of the dual education will contribute to the theoretical bases of constructing the dual system of training based on the principles of parity, synergy, unity of the methodological basis, the variability of didactic foundations and conditions of the universality of subjective personality characteristics of the result of education.

Key words: professional training, dual training, higher education, dual education, manufacturing enterprises.

Д.А Растегаева, аспирант ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

Л.А. Филимонюк, д-р пед. наук, проф. ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: [email protected]

ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема дуального обучения, которое в современных условиях позволит решить проблему подготовки профессиональных кадров с учетом интересов как производственной, так и образовательной сфер. Предложена модель дуальной системы подготовки кадров в условиях высшего образования, которая реализуется на базе ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». Авторы делают вывод о том, что разработка концептуальных основы дуального обучения будет способствовать обоснованию теоретических оснований построения дуальной системы подготовки кадров на основе принципов паритетности, согласованного взаимодействия, единства методологических оснований, вариативности дидактических основ и условий, универсальности субъектно-личностных характеристик результата образования.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, дуальное обучение, высшая школа, дуальное образование, производственные предприятия.

Российская система профессионального образования характеризуется процессами, сочетающими в себе качественные изменения самой системы и характера её взаимодействия с производственной сферой. Проблема установления этой взаимосвязи является актуальной на современном этапе развития образования. Это, прежде всего, обусловлено отсутствием своевременного реагирования системы образования на изменения рынка труда, несоответствием между реальными потребностями производства и объемом, направлениями подготовки выпускников образовательных организаций, их знаниями и навыками. В этих условиях эффективным может стать внедрение принципов дуальной системы профессиональной подготовки в практику профессионального образования.

Характеризуя проблему, следует акцентировать внимание на ключевых понятиях. Так, профессиональная подготовка представляет собой «систему организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности» [1]. Стоит отметить, что особая роль при этом отводится практике.

Анализируя отечественную и зарубежную литературу (проблема дуального образования актуализируется и разрабатывается в работах ученых Е.А. Корчагина, Г.В. Мухаметзяновой [2], А.М. Новикова, В.В. Землянского и др.), а также тексты нормативно-правовых актов, дуальную систему образования можно представить как модель обучения, в рамках которой теоретическая подготовка осуществляется на базе образовательной организации, практическая - на производственных предприятиях.

Значимость дуального обучения в процессе профессиональной подготовки определяется высокой степенью заинтересованности предприятий, как будущих работодателей, в содержании образования студентов, его качестве, а не только в наличии документа как результата обучения. Эффективность такой системы обучения специалистов возможна при условии совместной работы в этом направлении органов власти, работодателей, системы образования в целом и отдельно взятой образовательной организации в частности. Важно отметить, что для предприятий - баз практик дуальное обучение предполагает вовлечение кадров и, связанные с этим, существенные расходы. Однако, все понесенные затраты являются надежным вкладом капитала в будущих специалистов. Все это позволить решить проблему подготовки профессиональных кадров с учетом интересов как производственной, так и образовательной сфер.

В России с 2014 года накоплен определенный опыт реализации модели дуального образования: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан. Осуществление программы развития дуального образования в данных регионах стало возможно благодаря Агентству стратегических инициатив (АСИ) при поддержке Минобрнауки, Минпромторга и Минтруда России. Кроме того, участники программы получают консультационную помощь Всемирного банка и Российско-Германской внешнеторговой палаты. При этом особых успехов добились Корпоративный Образовательный центр «белых металлургов» в Первоуральске и «Колледж будущего Татарстана» в Альметьевске.

В Ставропольском крае в феврале 2016 года была утверждена дорожная карта проекта «Развитие профессионального образования в городе, Георгиевске, путем внедрения элементов дуального обучения на базе федеральной инновационной пло-

щадки». Исполнителем выступает ГБПОУ «Георгиевский региональный колледж».

Отметим, что названные выше образовательные организации принадлежат к числу средних специальных учебных заведений. Таким образом, высшая школа России в процессах получения дуального образования представлена слабо. Работу в этом направлении в рамках инновационного проекта (программы) «Модели, механизмы и технологии развития практики дуального образования в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ставропольского края» осуществляет ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт».

Под дуальной системой подготовки специалистов можно рассматривать «некую инновационную траекторию организации высшего профессионального образования, которая включает в себя четко скоординированное взаимодействие образовательного учреждения и производственных предприятий (организаций), направленное на подготовку специалистов конкретного профиля, с требуемым работодателю квалификационным уровнем» [3].

Для успешной реализации дуального обучения в системе высшего образования предлагается разработать модель дуального обучения на основе кооперации между всеми участниками образовательного процесса. Схематично её можно представить следующим образом:

Правовой компонент включает в себя: положение о реализации дуальной системы обучения; положение о сетевой форме реализации образовательных программ; организация обучения по образовательной программе в рамках дуального образования; договор о сетевой форме реализации образовательных программ и дуальном обучении с предприятиями и организациями города Невинномысска; порядок и способы организации академической мобильности обучающихся; положение о создании методического подразделения на базовом предприятии.

Кадровый компонент представлен: системой подготовки кадров, отвечающей требованиям содержательного и методического обеспечения процесса обучения, и требованиям к квалификации и компетентности работника со стороны работодателя; системой повышения квалификации педагогических работников организации высшего образования в условиях дуального обучения; системой предложений по реализации комплекса мер государственной поддержки предприятий-партнеров с целью привлечения бизнеса к финансированию подготовки рабочих кадров [4; 5].

Конкретизируя схему нужно отметить, что, прежде всего, необходима нормативно-правовая база реализации проекта, что позволит регулировать взаимоотношения образовательных организаций и базовых предприятий по совместной подготовке кадров; привести в соответствие структуры, содержание и технологии реализации образовательных программ с учетом требований работодателей и профессиональных стандартов, а также с учётом прогноза рынка труда и социально-экономического развития региона; будет способствовать организации межведомственного взаимодействия с целью подготовки кадров для приоритетных отраслей экономики; внедрение механизмов профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, основанных на модульно-компетентностном подходе и профессиональных стандартах, с прямым участием работодателей; создание условий для развития системы независимой оценки качества профессионального образования, оценки признания квалификаций.

I

i Методологический уровень

Личностно-результативный уровень

Кадровый

компонент

Механизмы и условия мотивации обучающихся

Рис.1. Модель дуальной системы подготовки кадров в условиях высшего образования

В рамках исследования нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» с целью выявления готовности коллектива к выполнению профессиональной деятельности в условиях дуального обучения. В опросе приняли участие 105 преподавателей ВУЗа. Результаты исследования показали наличие понимания педагогами необходимости качественных изменений в процесс профессиональной подготовки бакалавров (100% опрошенных). Однако, мотивированными к участию в процесс внедрения механизмов дуального обучения, в силу различных причин, оказалось лишь 67% респондентов. С целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогических кадров по проблемам теории и методики дуального обучения, а также обеспечения мотивационной готовности преподавателей к организации учебно-воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями, нами была разработана программа курсов

повышения квалификации «Актуальные проблемы организации дуального обучения в системе высшего образования (72 ч.)», их реализация будет осуществляться на базе Центра дополнительного профессионального образования ГАОУ ВО «НГГТИ». Программа курсов включает в себя 3 модуля: нормативные основы едуального обучения в системе высшего образования; особенности организации дуального обучения; практический модуль, предполагающийстажировкивПОО.

Разработка концептуальных основы дуального обучения будет способствовать обоснованию теоретических оснований построения дуальной системы подготовки кадров на основе принципов паритетности, согласованного взаимодействия, единства методологических оснований, вариативности дидактических основ и условий, универсальности субъектно-личностных характеристик результата образования. Что, в свою очередь, приведет к разработке конкретной программы реализации дуального обуче-ниядляорганизаций высшегообразования.

Библиографическийсписок

1. АзимовЭ.Г.,ЩукинА.Н. Новыйсловарьметодическихтерминовипонятий(теорияипрактикаобученияязыкам). Москва, 2009.

2. Волович Л.А., Мухаметзянова Г.В., Тихонова Л.П. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. Казань, 1997.

3. ТерещенковаЕ.В.Дуальнаясистемаобразованиякакосноваподготовкиспециалистов. Концепт. 2014; 4:41-45.

4. Филимонюк Л.А., Литвинова Е.Р Основные направления подготовки педагога профессионального обучения. Вестник университе-та(ГУУ). 2015; 3: 233-237.

5. Харитонова Н.Д. Дуальная система образования в высшей школе: эффективность внедрения. Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2017; 3.

References

1. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminoviponyatij(teoriya ipraktika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.

2. Volovich L.A., Muhametzyanova G.V., Tihonova L.P. Integraciya gumanitarnojiprofessional'nojpodgotovki vsrednejprofessional'nojshkole: teoretiko-metodicheskie podhody.Kazan', 1997.

3. Tereschenkova E.V. Dual'naya sistema obrazovaniya kak osnova podgotovki specialistov. Koncept. 2014; 4: 41 - 45.

4. Filimonyuk L.A., Litvinova E.R. Osnovnye napravleniya podgotovki pedagoga professional'nogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2015; 3: 233 - 237.

5. Haritonova N.D. Dual'naya sistema obrazovaniya v vysshej shkole: 'effektivnost' vnedreniya. 'Elektronnyj nauchno-metodicheskij zhurnal Omskogo GAU. 2017; 3.

Статья поступила в редакцию 17.11.17

УДК 371

Sautieva F.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Methodology of Elementary

Education, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: [email protected]

ORAL FOLK CULTURE OF INGUSHETIA: HISTORY OF DEVELOPMENT AND SPECIFICITY OF NATIONAL PERFORMANCE. The article deals with specific features of oral folklore of Ingushetia, the history of development and the specifics of the national particular features of plots and artistic means that lived for many centuries and have a long and active artistic tradition. Spiritual development of the people is reflected in the oral folk traditions of the Ingush people. An important field of spiritual culture is folklore, which is a valuable source for the study of the history of the Ingush people. Historical events of the past, views about the world, echoes of ancient religions, knowledge that had been forgotten, but preserved in the memory of the people in the form of Fables, legends, myths, fairy tales, heroic and lyrical songs.

Key words: folk art, history of development, Ingushetia, folklore, specificity of national originality, artistic tradition.

Ф.Б. Саутиева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и методики начального образования, Ингушский

государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ИНГУШЕТИИ:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ

В статье рассматривается, особенности устного народного творчества Ингушетии, история развития и специфика национального своеобразия сюжетов и художественных средств, которые охватывают многие века и имеет длительную и активную художественную традицию. В устном народном творчестве ингушей отражена многовековая история духовного развития народа. Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен.

Ключевые слова: народное творчество, истории развития, Ингушетия, фольклор, специфика национального своеобразия, художественная традиция.

Ингуши являются одним из древнейших народов Кавказа. Корни ингушского народа уходят вглубь веков. Ингушетия занимала уникальное положение среди всех северокавказских народов. Своеобразие национальной культуры ингушей проявляется в материальной и духовной сферах жизни и деятельности народа, охватывающих «всё предметное и духовное богатство, созданное народом и используемое им в своем национальном существовании».

В устном народном творчестве ингушей отражена многовековая история духовного развития народа. Важной сферой духовной культуры является устное народное творчество, которое выступает ценным источником для изучения истории ингушского народа. Исторические события прошлого, представления об окружающем мире, отголоски древних религий, знания, которые имелись, но были забыты, сохранились в памяти народа в виде преданий, легенд, мифов, сказок, героических и лирических песен. В произведениях устного народного творчества прослеживаются мировоззрение, миропонимание, нравственно-этические идеалы народа, различные стороны его жизни и быта, представление о добре и зле, благородстве и справедливости, дается народная оценка многим событиям и человеческим поступкам. Фольклор ингушей имеет вместе с ярко выраженным своеобразием много общего с устным народным творчеством других народов.

Особое место в фольклоре ингушей занимает нартский эпос, являвшийся духовной опорой, и в какой-то степени предопределивший наиболее общие черты национального характера, менталитет и этико-эстетические идеалы. Нарты осознавались предками, объединенными свободолюбием, беззаветным героизмом и презрением к смерти, проявлением рыцарства в бою и быту. Главными героями нартского эпоса были: Колой Кант, Се-ска Солса, Села Сата, Малха Аза, Хамчи Патараз, Нясар, Бот-кий Ширтка, Пхьагал Баьрий и др. Жизнь главных героев эпоса, их изречения и моральные нормы, были для ингушей образцом мужества, смелости, верности в дружбе, примером честности и благородства.

Первые известные нам записи ингушского фольклора производились во второй половине XIX - начале ХХ вв. на русском языке Ч. Ахриевым, Б. Далгатом, В. Светловым, В. Козьминым и другими. В те годы ингушские произведения фольклора публиковались в таких изданиях, как «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», в «Терском сборнике», «Этнографическом обозрении», на страницах газет «Кавказ», «Терские ведомости» и др.

Впервые на ингушском языке фольклор стал записывать Магомет Джабагиев, а затем и Фома Горепекин. Для этого ими

было создано два варианта ингушского алфавита (Джабагие-вым - на основе латинской графики, Горепекиным - на основе русской).

После революции 1917 года работа по исследованию и сбору фольклора в Ингушетии была поставлена на более или менее научную основу, что выразилось прежде всего в целенаправленной работе по записи текстов устного народного творчества ингушей. В 1920-х годах официальным ингушским алфавитом стал разработанный Заурбеком Мальсаговым алфавит на основе латинской графики. С этого времени ингушский фольклор на языке оригинала стал активно записываться. В 1924 году было организовано Ингушское литературное общество, в которое входили начинающие ингушские писатели, ученые и фольклористы: Заур-бек Мальсагов, Тембот Беков, Лоре Ахриев, Абдул-Вагап Аушев, Хаджибекир Муталиев, Хамзат Осмиев и др. К фольклорной работе подключился и созданный в 1926 году Ингушский научно-исследовательский институт краеведения.

В 1920 - 1930-х годах было опубликовано несколько фольклорных сборников на ингушском и русском языках.

В период депортации ингушского народа (1944 - 1957) не могло быть речи о записи, публикации и изучении ингушского фольклора. По возвращении ингушей на свою родину после депортации 1944 - 1957 гг. исследование фольклора приобрело новый размах в лице молодых энтузиастов, которые на то время были студентами: Ибрагим Дахкильгов, Абу Мальсагов, Ахмет Мальсагов, Башир Костоев, Лидия Цечоева, Абукар Танкиев, в значительной степени восполнившие этот пробел.

В 1960 - 1970 годы активизировалась работа по записи фольклора и его изучению: вышло более десятка различных фольклорных сборников.

В последующие 1980 - 1990 годы отмечается особый интерес к вопросам устного народного творчества. В эти годы собиранием и изучением ингушского фольклора успешно занимаются И. Дахкильгов, А. Мальсагов, Л. Цечоева. На ингушском языке были изданы в 1967 году А.У. Мальсаговым и в 1991 году АХ Танкиевым фольклорные сборники «Ингушский фольклор» («Г1алг1ай фольклор»). Также на ингушском языке отдельной книгой И.А. Дахкильгов издал в 1998 году свои фольклорные записи: «Ингушские сказания, предания, сказки и пословицы» («Г1алг1ай оаламаш, дувцараш, фаьлгаш, ки-цаш») [1].

Существенным вкладом в текстовую копилку ингушского фольклора явились изданные на русском языке книги: «Сказки и легенды ингушей и чеченцев» [2], «Сказки, сказания и предания чеченцеви ингушей» [3],«Ингушские сказки, сказания и предания» [4] Большим вкладом в изучение ингушского фольклора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.