профессионально-ориентированные задания точно определяют уровень педагогической информационно-коммуникационной компьютерной компетентности педагогов.
Разработанный комплект учебно-методических и тестовых материалов дает возможность:
- научно-методического обеспечения проведения тестирования специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий;
- создания объективного стандартного средства оценки знаний педагогов в области современных информационных и коммуникационных технологий;
- использования его как дополнительного средства устранения пробелов в знаниях определенной направленности.
Данная разработка будет применена во всех учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров Республики Беларусь, и до конца 2010 г. пройдут сертификацию порядка 7000 специалистов системы образования.
Литература
1. Гринчук, С.Н. Особенности сертификационных заданий для аттестации педагогических кадров Республики Беларусь как пользователей информационных технологий / С.Н. Гринчук, И.А. Дзюба, В.Н. Курбацкий // Применение новых технологий в образовании: материалы XIX Междунар. конф., 26-27 июня 2008 г., г. Троицк Московской обл. - Троицк, 2008. - 511 с. - С. 356-358.
2. Курбацкий, В.Н. Формирование профессиональной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации в области информационных и Интернет-технологий / В.Н. Курбацкий // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Информатизация образования». - 2006. - №1 (3). - С. 34-39.
Основы развития информационной культуры
личности и профессионализм педагога
Д.Н. Мотыгуллин* ([email protected]), Р.Р. Насибуллов** ([email protected])
*Министерство образования и науки Республики Татарстан, г. Казань **Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Казань
Информационная культура личности педагога является неотъемлемой частью его общей педагогической культуры, а также значимым показателем его профессионального развития. На основе теоретического анализа литературы можно выделить несколько подходов в понимании сущности информационной культуры личности.
Согласно западным стандартам информационно культурным считается человек, который в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать. Информационно культурный человек способен к дальнейшему обучению в течение всей профессиональной жизни.
По определению С.Д. Каракозова, информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека [1]. Она позволяет человеку эффективно участвовать во всех видах работы с информацией (получении, накоплении, передаче, кодировании, преобразовании). В состав информационной культуры включены:
- компетентность в понимании природы информационных процессов;
- гуманистически ориентированная информационная ценностно-смысловая сфера личности (мотивы, потребности, цели, стремления, мировоззрение);
- развитая информационная рефлексия; отслеживание человеком своей деятельности по присвоению информационной культуры и осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят;
- творчество в информационном поведении.
Другими словами, информационная культура - это не только умение работать с прикладным программным обеспечением, и даже не умение программировать. Информационная культура - это прежде всего глубокое понимание сути процессов обработки информации. Она подразумевает наличие умений:
- выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач; легко и быстро решать самые разнообразные задачи на компьютере;
- находить информацию в различных источниках; пользоваться автоматизированными системами поиска, хранения и обработки информации;
- выделять в информации главное и второстепенное; упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания;
222
ИТО Марий Эл - 2009
- видеть информацию в целом, а не фрагментарно; устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями;
- интерпретировать информацию; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, и наоборот;
- широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений; производить анализ информационных моделей;
- применять различные виды формализации информации;
- использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы знаний, системы искусственного интеллекта и другие информационные технологии;
- разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на компьютере;
- интерпретировать и анализировать полученные результаты;
- предвидеть последствия принимаемых решений.
В терминологическом словаре по образованию и педагогике раскрывается понятие «информационная подготовка педагога», которая «должна включать знания и умения в области основ информатики, которые необходимы для его будущей профессиональной деятельности. Педагог должен знать основные типы документов и виды изданий в области образования; каналы и источники получения научно-педагогической информации; иметь представление о методах аналитико-синтетической обработки документов, информационно-поисковых языках, о способах поиска документов в библиотеках и базах данных. Он должен уметь пользоваться библиографическими каталогами, указателями и картотеками; ориентироваться в структуре книг и словарей; составить библиографию по определенной теме; создать с помощью компьютера фактографическую или библиографическую базу данных по изучаемой проблеме» [4, с. 141].
В педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение: «Культура личности информационная - свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко-машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему» [2].
Н.М. Розенберг выделяет следующие компоненты информационной культуры:
- общеучебная культура - комплекс взаимосвязанных общеучебных знаний и умений для успешного усвоения других предметных знаний и умений;
- культура диалога;
- компьютерная культура.
Таким образом, при рассмотрении разных подходов в понимании информационной культуры можно отметить, что это явление достаточно многокомпонентное.
Как показал анализ литературы, информационная культура личности позволяет обеспечить:
- зрелые личностные смыслы в пространстве информационной деятельности;
- обоснованную оценку полезности и истинности получаемой информации;
- эффективный поиск личностно-значимой информации на основе современных технологий;
- информационную безопасность личности;
- гармоничную структуру и высокий уровень информационных потребностей.
В век глобальной информатизации, которая охватила все сферы жизнедеятельности, современным образовательным пространством востребован педагог, способный достигать социально-значимых результатов в обучении, воспитании, развитии учащихся; способный успешно решать профессиональные задачи, толерантный, осознающий перспективы своего профессионального и личностного развития, психологически компетентный, готовый к педагогическому сотрудничеству, творчеству и дальнейшему профессиональному обучению. Другими словами в современном информационном обществе востребован педагог-профессионал, обладающий высоким уровнем развития профессиональной компетентности, информационной культуры, конкурентоспособности.
Понятие профессионализма многомерно. В отечественных исследованиях профессионализм педагога понимается как интегральная характеристика деятельности, общения и личности (А.К. Маркова). Профессионализм описывается через соотношение мотивационной сферы и личности человека труда. Л.М. Митина рассматривает профессиональное развитие как «рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде личностных качеств и особенностей, профессиональных знаний и умений, но главное - активное качественное
преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности - творческой реализации в профессии» [3, с. 11].
А.Ф. Фонарев, уточняя понятие «профессионал» и изучая его содержание, предлагает следующую трактовку: «Профессионал - это человек осознавший свое личностное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознавший свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения» [5, с. 237]. Иными словами, профессионал характеризуется творчеством, свободой и ответственностью и, по мнению А.Р. Фонарева, профессионал определяется не принадлежностью к определенной профессии, а образом жизни, состоянию души [5, с. 239].
В современных условиях профессиональный рост не возможен без развития информационной компетентности. В условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура. Информационная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Данные тенденции привели к росту требований к информационной компетентности личности. Педагогу все больше требуются знания, сформированные умения и навыки эффективного взаимодействия с быстро меняющейся информационной средой, умения использовать предоставляемые ею возможности.
Педагогу необходимо осознать, что информационная культура не только часть его профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета. Информационная культура - это не только показатель уровня его профессиональной компетентности, но и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.
Информационная культура имеет свою структуру, в которой можно выделить два элемента:
- теоретико-мировоззренческий блок (комплекс теоретических знаний и представлений об информации, информационной сфере, осознание объективных факторов внешнего мира, убеждения, принципы, установки личности и т.п.);
- практические умения и навыки (адекватная реакция на информационные явления и процессы, операции по выявлению и обработке информации и т.д.).
И.Б. Котова подчеркивает, что информационную компетентность специалиста следует «взращивать», как и другие паттерны профессиональности. Различные программы и технологии развития профессионализма педагога должны содержать блок по развитию информационной культуры личности. Развитие информационной культуры педагога должно быть представлено тремя уровнями: когнитивным, эмоционально-ценностным, поведенческим.
Высокий уровень информационного мировоззрения педагога определяется выработкой у него собственной позиции, ценностного отношения к объектам и явлениям быстроменяющейся информационной среды, формированием мировоззрения о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем, возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком и также способах формирования этого компонента информационной культуры у своих учащихся.
Развитие информационной культуры как фактора профессионального развития требует личностной и интеллектуальной готовности, наличия субъектной позиции педагога. Одним из путей работы по формированию и актуализации компонентов информационной культуры видится организация психологического сопровождения повышения квалификации педагогов.
Литература
1. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Педагогическая информатика. - 2000. - № 2. - С. 41-55.
2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджас-пиров. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.
3. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: автореф. дис. ... д-ра псх. наук / Л.М. Митина. - М., 1995. - 43 с.
4. Полонский, В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М., 2000. - 367 с.
5. Фонарев, А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала / А.Р. Фонарев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. - 560 с.