А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езопова
(Санкт-Петербург)
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены теоретико-методические основания разработки системы мониторинга качества дошкольного образования. Раскрыты характеристики и показатели качества дошкольного образования, методические аспекты организации системы мониторинга качества дошкольного образования
В современном мире качество образования является одним из важнейших аспектов общего качества жизни человека.
Прогрессивное развитие Человека и человечества, как подчеркивается во всех международных документах последних лет, может быть обеспечено за счет доступа к качественному образованию. Приоритетной задачей и провозглашенного ООН и ЮНЕСКО Десятилетия грамотности, и Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития является расширение образования для детей в раннем возрасте.
По мнению международных специалистов и данным статистической информации Россия имеет дошкольное (в международной системе - предшкольное] образование на уровне развитых стран мира.
Вместе с тем в последние годы в системе дошкольного образования сложились негативные тенденции, в частности: устойчивое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ] - с 1990 г. она сократилась на 43%, - стремительное повышение родительской платы за содержание детей в ДОУ, снижение обеспеченности детей постоянными дошкольными образовательными учреждениями. Это привело к нарушению гарантий прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.
Содержание понятия «качество дошкольного образования» определяется исходя из понятия «качество образования», данного в Глоссарии гарантии качества и аккредитационных терминов, подготовленном ЮНЕСКО: «Общим для всех подходов в определении качества (академического] является интегра-
ция следующих элементов: гарантированная реализация минимальных стандартов образования; способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; стремление к совершенствованию».
Качество дошкольного образования -это:
- гарантированная реализация минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень - начальной школы.
- способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными, т.е.:
• качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
• качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения.
- способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь - родителей) и соответствующего государственным нормативам.
- стремление к совершенствованию, т.е. стремление не только к реальному, но и к по-
тенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, качество дошкольного образования - обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.
В России качество дошкольного образования обеспечивается функционированием уникальной модели, включающей следующие интегральные характеристики:
1. Ценности и нормы дошкольного образования как характеристики его качества, которые складываются из философских и философско-педагогических идей понимания самоценности детства; методологических позиций и идей, лежащих в основе проектирования и функционирования системы дошкольного образования; идей, исторически характерных для теории и практики дошкольного образования в России - СССР - новой России; принципов, в соответствии с которыми функционирует система дошкольного образования; законодательных документов и актов, регулирующих функционирование системы и нормативно обеспечивающих качество дошкольного образования.
Системообразующими для дошкольного образования России являются следующие постулаты.
Детство - уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогиче-ского сопровождения. Детство - целостный феномен, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.
В Концепции дошкольного воспитания, утвержденной в 1989 г., был определен принципиально новый, личностноориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.
Функционирование системы дошкольного образования в России базируется на идеях:
- о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно входящем в культуру и социум, и целостности его развития;
- о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского разви-
тия, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый - школьный уровень образования;
- об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие и подготовку к школе;
- о преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования;
- о содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;
- о целостности процесса образования (единстве воспитания, обучения и развития] детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
- о вариативности современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг;
- о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.
Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: личностно-ориентированный подход к ребенку; соответствие содержания и организации системы дошкольного образования ведущим принципам гуманизации и гуманитаризации образования; интеграция дошкольного образования в систему непрерывного образования.
2. Динамичность и стабильность дошкольного образования как характеристики его качества.
Динамичность как характеристика качества дошкольного образования - позитивное изменение образовательного процесса исходя из меняющихся общественных потребностей.
Стабильность - устойчивость основных элементов образовательного процесса, способность функционировать в пределах задач-
ных параметров без сбоев, осуществляя основные функции и достижение целей.
Дошкольное образование в России может рассматриваться как динамичное и относительно стабильное, что выражается в адаптивном и мобильном реагировании системы на изменения социальной и образовательной ситуации в стране, на запросы потребителей при сохранении самой системы.
Динамичность и стабильность дошкольного образования обеспечиваются: диверсификацией системы дошкольного образования, появлением вариативных типов и видов дошкольных учреждений; вариативностью содержания дошкольного образования, наличием качественных комплексных и парциальных программ дошкольного образования; расширением сети дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей; реагированием системы дошкольного образования на модернизацион-ные процессы, происходящие в России.
Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: ре-шенность ведущих задач развития и образования ребенка на каждом возрастном этапе; удовлетворение запросов родителей в основном и дополнительном образовании детей; гибкость и мобильность системы дошкольного образования; соответствие содержания образования принципам культуро-, природо-, сообразности; выделение на старшей ступени дошкольного образования этапа подготовки к школьному обучению; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
3. Эффективность и продуктивность дошкольного образования как характеристики его качества.
Педагогическая эффективность дошкольного образования определяется качеством достигаемых итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые описывают интегративные качества ребенка.
Медико-социальная эффективность дошкольного образования характеризует степень сохранности здоровья ребенка, реализацию здоровьесберегающей функции образования.
Продуктивность дошкольного образования заключается в закладывании фундамента развития ребенка, обеспечивающего ус-
пешность его перехода на следующую образовательную ступень дальнейшего обучения в школе.
Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: степень сохранности здоровья ребенка, реализация здоровьесберегающей функции образования; уровень развития интегративных качеств ребенка («портрет» выпускника детского сада]; успешность перехода ребенка на следующую образовательную ступень дальнейшего обучения в школе.
4. Ресурсообеспеченность дошкольного образования как характеристика его качества.
Ресурсообеспеченность дошкольного образования - наличие ресурсов и условий, необходимых для организации качественного образовательного процесса. В России обеспечивается: педагогом как гарантом качества; наличием государственного стандарта дошкольного образования (Федеральных государственных требований] как системы требований к психолого-педагогическим условиям развития и образования детей; действием вариативных организационно-финансовых механизмов.
Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: профессиональная квалификация и компетентность педагога; реализация Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; действие вариативных организационно-финансовых механизмов обеспечения качества дошкольного образования.
Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в РФ. Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655] в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее -система мониторинга] должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Про-
граммы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». Поэтому при проектировании образовательной программы детского сада администрации и педагогическому коллективу прежде всего следует определить ожидаемые результаты - достижения детей -и спроектировать систему их отслеживания, т.е. мониторинга.
Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономике, теории управления. С точки зрения экологии, это «непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам», а с позиции социологии - это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды». Перенос этого понятия в сферу образования изменил его смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
В системе дошкольного образования «мониторинг» относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися - «педагогическая диагностика» и «контроль».
В рамках контроля как вида управленческой деятельности сравнивается запланированное и реальное состояние контролируемого объекта, например, достижений детей в рамках освоения образовательной программы. Наиболее часто встречающиеся проблемы при организации контроля в деятельности ДОУ является - это сбор значительного количества информации, которая собирается не систематично в течение ряда лет или, если и собирается, то не анализируется в полном объеме.
В свою очередь педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также прогнозирование тенденций их развития как основа для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основными проблемами при организации педагогиче-
ской диагностики в детском саду являются преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта] в ущерб проектировочной.
Таким образом, использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы в силу того, что мониторинг предполагает: постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения; изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
- определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива] и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов];
- сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики;
- обработка и анализ полученной информации, а также уже имеющейся информации из существующих источников;
- интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития;
- принятие решения об изменении деятельности.
Таким образом, в России качество дошкольного образования обеспечивается функционированием уникальной модели, включающей следующие интегральные характеристики: ценности и нормы дошкольного образования; динамичность и стабильность дошкольного образования; эффективность и продуктивность дошкольного образования; ресурсообеспеченность дошкольного образования.
Обеспечение качества дошкольного образования обуславливает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Литература
1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 // Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/.
3. Детство : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 2011.
4. Образование и воспитание детей младшего возраста : международный опыт. - М.: Этносфера, 2009. - 184 с.
5. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы / под ред. Е. Г. Юдиной, Б. Г. Юдина. - М. : Ин-т человека РАН, 2003. - 168 с.
--------^-----------