Научная статья на тему 'Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования'

Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1704
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ / СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF PRE-SCHOOL EDUCATION / MONITORING / SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION / INDEXES OF PRESCHOOL EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Езопова Светлана Александровна

В статье представлены теоретико-методические основания разработки системы мониторинга качества дошкольного образования. Раскрыты характеристики и показатели качества дошкольного образования, методические аспекты организации системы мониторинга качества дошкольного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basis for development of preschool education quality monitoring system

The article presents the theoretical and methodological bases of the development of monitoring system of the quality of preschool education, discloses characteristics and indexes of preschool education quality, highlights the methodological aspects of the organization of its monitoring

Текст научной работы на тему «Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования»

А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езопова

(Санкт-Петербург)

ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены теоретико-методические основания разработки системы мониторинга качества дошкольного образования. Раскрыты характеристики и показатели качества дошкольного образования, методические аспекты организации системы мониторинга качества дошкольного образования

В современном мире качество образования является одним из важнейших аспектов общего качества жизни человека.

Прогрессивное развитие Человека и человечества, как подчеркивается во всех международных документах последних лет, может быть обеспечено за счет доступа к качественному образованию. Приоритетной задачей и провозглашенного ООН и ЮНЕСКО Десятилетия грамотности, и Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития является расширение образования для детей в раннем возрасте.

По мнению международных специалистов и данным статистической информации Россия имеет дошкольное (в международной системе - предшкольное] образование на уровне развитых стран мира.

Вместе с тем в последние годы в системе дошкольного образования сложились негативные тенденции, в частности: устойчивое сокращение сети дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ] - с 1990 г. она сократилась на 43%, - стремительное повышение родительской платы за содержание детей в ДОУ, снижение обеспеченности детей постоянными дошкольными образовательными учреждениями. Это привело к нарушению гарантий прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

Содержание понятия «качество дошкольного образования» определяется исходя из понятия «качество образования», данного в Глоссарии гарантии качества и аккредитационных терминов, подготовленном ЮНЕСКО: «Общим для всех подходов в определении качества (академического] является интегра-

ция следующих элементов: гарантированная реализация минимальных стандартов образования; способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; стремление к совершенствованию».

Качество дошкольного образования -это:

- гарантированная реализация минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень - начальной школы.

- способность субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными, т.е.:

• качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;

• качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения.

- способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь - родителей) и соответствующего государственным нормативам.

- стремление к совершенствованию, т.е. стремление не только к реальному, но и к по-

тенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Таким образом, качество дошкольного образования - обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.

В России качество дошкольного образования обеспечивается функционированием уникальной модели, включающей следующие интегральные характеристики:

1. Ценности и нормы дошкольного образования как характеристики его качества, которые складываются из философских и философско-педагогических идей понимания самоценности детства; методологических позиций и идей, лежащих в основе проектирования и функционирования системы дошкольного образования; идей, исторически характерных для теории и практики дошкольного образования в России - СССР - новой России; принципов, в соответствии с которыми функционирует система дошкольного образования; законодательных документов и актов, регулирующих функционирование системы и нормативно обеспечивающих качество дошкольного образования.

Системообразующими для дошкольного образования России являются следующие постулаты.

Детство - уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогиче-ского сопровождения. Детство - целостный феномен, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.

В Концепции дошкольного воспитания, утвержденной в 1989 г., был определен принципиально новый, личностноориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.

Функционирование системы дошкольного образования в России базируется на идеях:

- о ребенке дошкольного возраста как субъекте детских видов деятельности, поведения, активно входящем в культуру и социум, и целостности его развития;

- о возрастных психических и психофизиологических особенностях детского разви-

тия, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый - школьный уровень образования;

- об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования, ориентированной на сохранение здоровья ребенка, его целостное, гармоничное, всестороннее развитие и подготовку к школе;

- о преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования;

- о содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечивающем единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи жизни и деятельности;

- о целостности процесса образования (единстве воспитания, обучения и развития] детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;

- о вариативности современного дошкольного образования, его диверсификации, гибкой системе дополнительных образовательных услуг;

- о семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.

Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: личностно-ориентированный подход к ребенку; соответствие содержания и организации системы дошкольного образования ведущим принципам гуманизации и гуманитаризации образования; интеграция дошкольного образования в систему непрерывного образования.

2. Динамичность и стабильность дошкольного образования как характеристики его качества.

Динамичность как характеристика качества дошкольного образования - позитивное изменение образовательного процесса исходя из меняющихся общественных потребностей.

Стабильность - устойчивость основных элементов образовательного процесса, способность функционировать в пределах задач-

ных параметров без сбоев, осуществляя основные функции и достижение целей.

Дошкольное образование в России может рассматриваться как динамичное и относительно стабильное, что выражается в адаптивном и мобильном реагировании системы на изменения социальной и образовательной ситуации в стране, на запросы потребителей при сохранении самой системы.

Динамичность и стабильность дошкольного образования обеспечиваются: диверсификацией системы дошкольного образования, появлением вариативных типов и видов дошкольных учреждений; вариативностью содержания дошкольного образования, наличием качественных комплексных и парциальных программ дошкольного образования; расширением сети дополнительных образовательных услуг в соответствии с запросами потребителей; реагированием системы дошкольного образования на модернизацион-ные процессы, происходящие в России.

Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: ре-шенность ведущих задач развития и образования ребенка на каждом возрастном этапе; удовлетворение запросов родителей в основном и дополнительном образовании детей; гибкость и мобильность системы дошкольного образования; соответствие содержания образования принципам культуро-, природо-, сообразности; выделение на старшей ступени дошкольного образования этапа подготовки к школьному обучению; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3. Эффективность и продуктивность дошкольного образования как характеристики его качества.

Педагогическая эффективность дошкольного образования определяется качеством достигаемых итоговых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые описывают интегративные качества ребенка.

Медико-социальная эффективность дошкольного образования характеризует степень сохранности здоровья ребенка, реализацию здоровьесберегающей функции образования.

Продуктивность дошкольного образования заключается в закладывании фундамента развития ребенка, обеспечивающего ус-

пешность его перехода на следующую образовательную ступень дальнейшего обучения в школе.

Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: степень сохранности здоровья ребенка, реализация здоровьесберегающей функции образования; уровень развития интегративных качеств ребенка («портрет» выпускника детского сада]; успешность перехода ребенка на следующую образовательную ступень дальнейшего обучения в школе.

4. Ресурсообеспеченность дошкольного образования как характеристика его качества.

Ресурсообеспеченность дошкольного образования - наличие ресурсов и условий, необходимых для организации качественного образовательного процесса. В России обеспечивается: педагогом как гарантом качества; наличием государственного стандарта дошкольного образования (Федеральных государственных требований] как системы требований к психолого-педагогическим условиям развития и образования детей; действием вариативных организационно-финансовых механизмов.

Показатели качества дошкольного образования в рамках данной характеристики: профессиональная квалификация и компетентность педагога; реализация Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации; действие вариативных организационно-финансовых механизмов обеспечения качества дошкольного образования.

Наряду с потребностью образовательной практики, необходимость создания эффективной системы оценивания качества педагогического процесса указана и в нормативных документах, регламентирующих работу ДОУ в РФ. Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655] в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что «система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее -система мониторинга] должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Про-

граммы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». Поэтому при проектировании образовательной программы детского сада администрации и педагогическому коллективу прежде всего следует определить ожидаемые результаты - достижения детей -и спроектировать систему их отслеживания, т.е. мониторинга.

Понятие «мониторинг» как способ научного исследования широко применяется в экологии, биологии, социологии, экономике, теории управления. С точки зрения экологии, это «непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам», а с позиции социологии - это «определение небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды». Перенос этого понятия в сферу образования изменил его смысл, и в современных условиях образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.

В системе дошкольного образования «мониторинг» относительно новое понятие, и поэтому следует уточнить его соотношение с более устоявшимися - «педагогическая диагностика» и «контроль».

В рамках контроля как вида управленческой деятельности сравнивается запланированное и реальное состояние контролируемого объекта, например, достижений детей в рамках освоения образовательной программы. Наиболее часто встречающиеся проблемы при организации контроля в деятельности ДОУ является - это сбор значительного количества информации, которая собирается не систематично в течение ряда лет или, если и собирается, то не анализируется в полном объеме.

В свою очередь педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а также прогнозирование тенденций их развития как основа для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Основными проблемами при организации педагогиче-

ской диагностики в детском саду являются преобладание исследовательской функции (изучение состояния объекта, сопоставление полученных результатов и нормы, стандарта] в ущерб проектировочной.

Таким образом, использование в педагогическом процессе детского сада технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы в силу того, что мониторинг предполагает: постоянный сбор информации об объектах контроля, т.е. выполнение функции слежения; изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.

Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:

- определение объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива] и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов];

- сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики;

- обработка и анализ полученной информации, а также уже имеющейся информации из существующих источников;

- интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития;

- принятие решения об изменении деятельности.

Таким образом, в России качество дошкольного образования обеспечивается функционированием уникальной модели, включающей следующие интегральные характеристики: ценности и нормы дошкольного образования; динамичность и стабильность дошкольного образования; эффективность и продуктивность дошкольного образования; ресурсообеспеченность дошкольного образования.

Обеспечение качества дошкольного образования обуславливает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Литература

1. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 // Российская газета [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.rg.ru/2010/03/05/obr-dok.html.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - URL: http://nasha-novaya-shkola.ru/.

3. Детство : примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб.: Детство-пресс, 2011.

4. Образование и воспитание детей младшего возраста : международный опыт. - М.: Этносфера, 2009. - 184 с.

5. Психолого-педагогическая диагностика в образовании. Опыт гуманитарной экспертизы / под ред. Е. Г. Юдиной, Б. Г. Юдина. - М. : Ин-т человека РАН, 2003. - 168 с.

--------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.