Научная статья на тему 'Основы пространственного моделирования мировой экономики'

Основы пространственного моделирования мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов А. И.

Рассматриваются принципы построения первых «моделей мира» и научный статус пространственного моделирования мировой экономики. Приводится достоверная информация о строении и структуре мировой системы, об объективных тенденциях развития человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основы пространственного моделирования мировой экономики»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Канд. экон. наук А. И. Михайлов

ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассматриваются принципы построения первых «моделей мира» и научный статус пространственного моделирования мировой экономики. Приводится достоверная информация о строении и структуре мировой системы, об объективных тенденциях развития человечества.

В условиях все более усложняющихся связей в мировой экономике и международных экономических отношениях, где деятельное отношение человека к природе, обществу и самому себе накладывает заметный отпечаток на развитие человеческой цивилизации, пространственное моделирование приобретает особую значимость, становится полезным и перспективным методом пространственного позиционирования объективной реальности. Пространственное моделирование открывает широкие возможности не только для теоретического познания основ мировой экономики, раскрытия альтернатив развития той или иной страны, но и для практического преобразования мировой экономики в целом, направленного на успешное решение глобальных проблем, обеспечение социального прогресса в развивающихся странах, удовлетворение материальных и духовных потребностей всех людей на земле. Задача состоит в том, чтобы указанный метод не выступал изолированно, обособленно от других методов познания, а органически сочетался со всеми имеющимися в распоряжении исследователя методами и средствами анализа мировой экономики. Только на этой основе могут быть составлены адекватные представления почти обо всех процессах, происходящих в мировой экономике.

Стремление осмыслить происходящие перемены в мировой экономике с позиций пространственного позиционирования приводит ко все более широкому рассмотрению таких понятий, как «экономическое пространство» и «плотность потока ресурсов», что составляет суть изучаемых процессов и явлений в их непрерывном множестве. Для этого необходимо уяснить особенности взаимодействия объектов человеческой деятельности в экономическом пространстве и возможности их структурирования в определенный период времени.

Совокупность приемов, подходов и способов познания экономического пространства как на уровне мировой экономики, так и на уровне отдельных национальных экономик на основании метода пространственного позиционирования предусматривает использование словесного (понятийно-категориального), математического и графического моделирования экономических процессов и явлений. При этом экономическое пространство рассматривается как упрощенное отражение экономической деятельности с помощью уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи и взаимообусловленности различных переменных, которые позволяют создать соответствующую информационно-аналитическую базу для принятия практических решений в конкретный период времени по осуществлению экономического действия.

В этой связи следует обратить внимание на выявление совокупности подходов познания экономического пространства, соответствующих уровню его структурированности, лежащих в основе изучения мировой экономики. Отметим, что при исследовании экономического пространства, с одной стороны, приходится иметь дело с целостным, реально существующим пространством, в котором действуют отдельные экономические субъекты, а с другой - с определенным абстрактным образом, фиксируемым в понятиях научно-экономическим пространством. В первом случае осуществляется практическая деятельность по месту и времени, во втором - определяется динамика позиционирования экономического пространства в виде теоретических понятий.

Использование пространственного моделирования позволяет выявить механизм поведения субъектов мировой экономики в зависимости от изменений, происходящих в экономической науке.

Законы природы во всех своих проявлениях отражают законы геометрии. На феноменальном плане из материи образуются элементы, которые группируются в точки, линии, треугольники, круги, конусы и, наконец, сферы. Природа непрерывно видоизменяет свои геометрические формы путем различных сочетаний составных элементов. Законы экономики - это лишь проявления природных законов, связанных непосредственно с человеческой деятельностью, в определенном пространстве.

Экономическое пространство посредством геометрических функций непрерывного множества, отражающихся в многовариантных построениях, дает тот тип чисел, который непосредственно соответствует реальности объектов, процессов и явлений экономической жизни (дискретное множество).

Отношения, складывающиеся на различных уровнях мировой экономики, не только имеют радиальную (горизонтальную) направленность, которая образует линейную и плоскостную форму организации

экономического пространства, но и тангенциальными (вертикальными) усилиями формируют объем экономического пространства.

Радиальная направленность дифференциации экономики так или иначе начинается с точки. Точка в экономике представляет собой натуральное хозяйство (замкнутая экономика, автаркия). Производство и потребление продукта ограничиваются в точке, т. е. эти процессы совпадают по месту их производства и потребления.

Линия является связующим звеном, узким и чрезвычайно активным пространством между производством и потреблением, порождающим нововведения, технический прогресс и рост технологий (товарный обмен, появление региональных экономик). Торговый обмен требует как своей необходимой предпосылки наличия путей движения товаров. Торговые пути возникли с ростом государств, которые экономически вызывали их к жизни и дали возможность их технически оборудовать, а также обеспечили безопасность движения по ним.

Исторический аспект

Еще до недавнего времени считалось бесспорным фактом, что вплоть до XIX в. отдельные части человечества жили изолированной жизнью. Индусы, отрезанные Гималаями от всего остального мира, сумели развить настолько своеобразную культуру, как если бы они жили на другой планете. Китай безмятежно «спал» за своей Великой стеной, а теперешняя Монголия посылала бесконечные орды кочевников. Из этих высказываний вытекало, что производство культурно-исторических ценностей и их обмен зарождались и развивались лишь в странах, тяготеющих к Средиземному морю, на территориях распространения просвещенного христианства. События последних лет демонстрируют возросшие претензии отдельных представителей цивилизованных стран на установление мирового порядка.

Новейшие открытия и исследования неопровержимо доказывают, что человечество четырех материков (Азии, Америки, Европы и Африки) всегда жило связанной жизнью, находясь в беспрерывном оживленном обмене продуктами питания, ремеслами, предметами искусства. В процессе безостановочных миграций те или иные племена, осев на новом месте, развивали свою средиземноморскую, месопотамскую, нордическую технику, передавая ее тем племенам, с которыми они находились в соприкосновении. Например, финикийцы не оставили грандиозных сооружений, подобных египетским пирамидам, ацтекским сооружениям или Великой Китайской стене, до нас не дошли памятники их культуры, государство не поражало своими размерами, но, пожалуй, ни один исчезнувший древний народ не присутствует в нашем сегодняшнем мире так прочно и не является основоположником современной

цивилизации. Именно финикийцы оставили нам самые революционные изобретения человечества: деньги и алфавит. Без них история протекала бы по-другому, поскольку благодаря им возникла торговля между странами. К тому же финикийцы значительно ускорили тогдашний технический прогресс. Они первыми из средиземноморских народов вырвались за Геркулесовы столбы (Гибралтарский пролив) и возвратились с грузом драгоценного олова, которого не хватало для производства бронзы - суперсплава, открывшего новую эру - бронзовый век. Финикийцы и народы, пришедшие им на смену, на всем протяжении от Атлантического до Тихого океана были подхвачены мощным экономическим и культурным потоком. Перед нами возникает грандиозная картина торговых путей, по которым китайские купцы достигали Африки, а итальянские купцы попадали в Азию.

Торговый обмен требовал создания путей трансконтинентального характера, базирующихся только на регулярном и массовом ввозе или вывозе сырья и материалов. Нельзя забывать и о возможности локального товарного обмена в рамках нескольких смежных территорий. Ведь мы знаем, что даже исторический Египет очень долго понимал торговлю как пиратство и грабеж. Характерным свойством больших торговых магистралей была их удивительная консервативность, что в большей степени было связано с низкой организацией развития экономического пространства. Только уяснив общее направление развития экономического пространства, можно разобраться в прошлом, настоящем и будущем той или иной страны или группы стран.

За созданием путей последовало их объединение, т. е. подчинение единому контролю со стороны сменяющих друг друга великих империй. Вполне понятно, что пока их отдельные участки находились во владении десятков государств, торговля была подвержена постоянным опасностям: стоило произойти на одном из участков вооруженному столкновению или какому-либо внутреннему волнению, как вся великая магистраль разрывалась на части. Создание великих торговых путей заложило подлинный фундамент для образования первых империй.

В античные времена, как, впрочем, и теперь, война и торговля были тесно связаны. Самыми преданными союзниками ахеменидов - основателей первой мировой империи персов - были финикийские купцы. Они их снабжали деньгами для военных кампаний и предоставляли флот для перевозки войск. Когда Александр Македонский совершал свой поход в Индию, в его обозах следовали все те же финикийские купцы. Во время походов купцы играли незаменимую роль: они часто становились надежными советниками, так как подробно знали обычаи и географические условия государств, с которыми предстояло воевать.

Вместе с тем не надо думать, что все эти завоевания совершались исключительно по почину или под давлением купцов и торговцев тех отдаленных эпох. Изучение внешней торговли античного мира и Средневековья с очевидностью доказывает, что она наполовину носила не частный, а государственный характер. В целом ряде случаев (например, в Египте или в допетровской Руси) внешняя торговля была целиком монополизирована государством. Наиболее ценные виды сырья и материалов составляли, как правило, государственную собственность. Наконец, античные и средневековые правители вели собственное крупное хозяйство, рассчитанное обычно на экспорт товаров.

Главным побудительным стимулом к обладанию торговыми путями было то, что они сами являлись огромной ценностью. Старинные караванные и морские пути были государственной собственностью, которая эксплуатировалась самым усердным образом. Караваны и суда облагались многочисленными дорожными пошлинами. Уже за три тысячи лет до нашей эры учреждались разработанные тарифы для всех ввозимых или провозимых товаров. Государства сосредотачивали в своих руках все транспортные средства (например, в Индии), предоставляли их в аренду частным торговцам.

Не удивительно, что в течение тысячелетий страны вели такую же ожесточенную борьбу за обладание торговыми путями, какую они ведут ныне за нефтяные месторождения, алмазные копи, золотовалютные резервы и информационные источники. В течение долгих веков происходит постоянная смена торговых путей: морские заменяются сухопутными и обратно. Наряду с этим происходит отмирание некогда прежде цветущих торговых путей (временное или окончательное) и замена их новыми.

С созданием сухопутной трансазиатской магистрали происходит конфликт между точечным и линейным развитием экономического пространства, который решился в пользу последнего. Происходит объединение торговых путей посредством их захвата великими империями. Почти одновременно с римскими императорами, которые отбрасывали полчища германских варваров от Рейна и Дуная, китайцы защищали путь на Запад от среднеазиатских варваров - гуннов (с помощью Великой Китайской стены). В истории человечества был такой момент, когда весь культурный мир того времени мог быть объединен двумя великими империями - Римской и Китайской.

В конце XV в. происходит величайшее событие в жизни человечества: португальские и испанские моряки открыли новые торговые пути в Индию и Китай и одновременно обнаружили Новый Свет - Америку.

С открытием Америки, и особенно пути вокруг Африки, «глохнут» почти все старинные морские и сухопутные торговые магистрали.

Морской торговый путь через Египет утратил свое значение более чем на 300 лет и вновь возродился лишь после открытия Суэцкого канала, являющегося кратчайшим путем на Восток. Что касается сухопутных торговых путей, оканчивающихся в Сирии, то они начали возрождаться лишь спустя 400 лет в связи с постройкой Багдадской железной дороги, которая, в сущности, представляла немецкую реставрацию некогда цветущего пути, соединяющего равнины Месопотамии со Средиземным морем. Изменение направления мировых торговых путей повлекло прогрессирующий политико-экономический упадок Турции и Персии, которые в XVI и XVII вв. оказались в стороне от мирового торгового обмена.

После великих морских открытий конца XV в. экономическое преобладание переходит от средиземноморских к атлантическим странам. Движущие факторы экономического развития перемещаются на уровень международных ярмарок (в Антверпен, Лион, Франкфурт), ставших на короткое время экономическим центром всего Запада. Бойкая, но ограниченная торговля Балтийского моря, благодаря которой Ганзейский союз достиг богатства и могущества в XII-XVII вв., потеряла свое значение.

Переход от линейной ориентации к плоскостной

Борьба за великие морские торговые пути от индусов и арабов переходит к европейским державам. После того как торговля с Индией в течение столетия стала монополией южных атлантических стран (Испании и Португалии), северные государства (Голландия и Англия) лихорадочно стали искать свой путь в Индию. Не найдя его, им не оставалось другого выхода, как вступить в вооруженную борьбу с южными державами за обладание восточными торговыми путями.

Соперничество из-за восточных торговых путей между пятью западными державами Европы (Испанией, Португалией, Голландией, Англией и Францией) составляло большую часть событий XVII и XVIII вв. В течение двух столетий они по очереди удерживали пальму первенства. Каждая из них стремилась монопольно владеть главной коммерческой артерией - путем в Индию.

В XIX в. в связи с мощным развитием европейской промышленности характер движения по торговым путям коренным образом меняется. Промышленный, а еще более финансовый капитал уже не удовлетворяется одной лишь торговлей. В неслыханных доселе размерах он предъявляет требования на ископаемое сырье, стремится к всесторонней эксплуатации неосвоенных земель, к помещению там излишков капитала, к прокладке железных дорог и других инфраструктурных объектов.

Нарождающийся капитализм искал уже не новых торговых путей, а новых территорий. На смену линейной организации экономического пространства приходит его плоскостное развитие. Мировые торговые пути не утратили своего значения с наступлением новой эпохи. Морские пути теперь стали средствами связи между разбросанными частями мировых империй. Так, морской путь, ведущий из Средиземного моря через Красное в Индию, превратился в течение всего XIX и первой половины XX столетий в основную магистраль Британской империи, связывающую метрополию с доминионами и колониями. Оккупация Египта, установление фактического протектората над Аравией, превращение Индийского океана в «британское озеро» - таковы основные этапы главного стратегического пути Англии на Восток.

Развитие экономического пространства на плоскости лучше всего проследить на примере Англии. Как только начинается структуризация экономического пространства, т. е. движение по ступеням торгового обмена, сразу обнаруживается превосходство более высокого уровня. Английские историки отмечают, что начиная с XV в. наряду с общественным рынком (public market) возникает и приобретает все большее значение другой рынок, который они называли частным (private market). Частный рынок делает отчаянные попытки избавиться от правил традиционного рынка, подчас чересчур сковывающих его развитие.

Чем длиннее становятся торговые цепочки между производством и потреблением, тем меньше они поддаются обычным формам контроля, тем больше прибыли получают торговцы. Линейная форма организации экономического пространства, связанная с открытием великих торговых путей, приводит к появлению торговли на дальние расстояния, дающей неоспоримые преимущества для совершения свободного маневра с получением и использованием прибыли. Например, если размер прибыли от торговли в западном направлении уменьшается до самых низких пределов, то в восточном направлении в тот же момент торговля приносит сверхприбыли. Эти огромные прибыли приводят к значительному накоплению капиталов в узком кругу участников-партнеров, в число которых попасть очень трудно.

Местная торговля, массовая по своему объему, представляет собой точечную организацию экономического пространства, зачастую ориентированную на натуральный обмен и поэтому не приносящую значительных прибылей. Торговля же на дальние расстояния происходит в русле монетаристской экономики, которой занимаются крупные купцы-путешественники, сосредотачивая в своих руках невиданный капитал.

В плоскостном развитии капиталистической экономики уже просматриваются зачатки формирования объема экономического пространства.

К середине XVIII в. появляется новый экономический центр -Лондон. Англия впервые в Европе, потеснив другие страны, стала претендовать на доминирующую роль в мировой экономике. Она провела массированное освоение поверхности экономического пространства. Здесь впервые был создан национальный рынок, дающий стране непреодолимую силу в конкурентной борьбе. Благодаря промышленной революции и открытию новых рынков Англия стала безраздельной хозяйкой мировых просторов. Впервые внутренние и внешние факторы экономического развития соединились таким образом, что привели к созданию такого могущества, с помощью которого можно было эксплуатировать весь мир.

Переход от плоскостной ориентации к объемной

Современный капитализм не занимается поиском новых торговых путей и территорий, а посредством владения объемом экономического пространства беспрепятственно выходит на существующие рынки, в каком бы конце мира они не находились. Например, конус выражает собой объем экономического пространства, иерархически структурированного (международные рынки, современная мировая экономика). Здесь при помощи тангенциальных усилий формируется современный валютный рынок. Таким образом, через любую точку, находящуюся выше основания конуса, можно путем простейших итераций попасть на поверхность основания конуса. Более упрощенно это можно выразить следующим образом: тот, кто владеет объемом экономического пространства, владеет современным миром.

Рассмотрение мировой экономики с позиций пространственного позиционирования показывает ее развитие иначе, чем традиционно представленная последовательность смены общественных формаций. Она выдвигает во главу угла пространственную сопряженность и непрерывно увеличивающуюся плотность потока ресурсов на единицу исследуемого пространства. Совершенно очевидно, что различия в точках зрения на мировую экономику связаны или с отсутствием полноты и достоверности информации, или со стремлением выработки преждевременных умозаключений, чтобы представить законченную систему. Скорее всего, следует исходить из того положения, что оба подхода накладываются один на другой.

Главными агентами в становлении современного объема экономического пространства были правительства стран «большой семерки» во главе с США и контролируемые ими международные институты:

Международный валютный фонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация, созданные по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. В это же время Советский Союз стремился в борьбе с фашизмом на Запад, размышляя при этом исключительно в понятиях плоскостного мышления.

Процессы глобализации финансовой сферы не только привели к свободному, неконтролируемому перемещению огромных денежных средств через национальные границы и формированию глобального финансового рынка, но и к изменению функции денег в мировой экономике. Финансовый рынок стал играть независимую от рынков товаров и услуг роль, а деньги превратились в самый выгодный товар.

Не случайно, что именно в финансовой сфере процессы глобализации получили наибольшее развитие. Компьютеризация, система электронных счетов и кредитных карт, спутниковая и оптико-волоконная связь позволяют практически мгновенно перемещать финансовую информацию, заключать сделки, переводить денежные средства с одних счетов на другие независимо от расстояния и государственных границ.

По мнению некоторых ученых, «процесс финансовой глобализации сопровождается международной денежной и финансовой нестабильностью, что представляется главной характерной чертой финансовой глобализации» [7. C. 111].

Масштаб и пропорции современной мировой экономики и международных экономических отношений коренным образом изменились по сравнению даже с индустриальной (плоскостной) фазой развития. Объем экономического пространства основывается на использовании международных ресурсов и возможностей, без которых он уже не может существовать. Он стремится заполнить весь мир. Главная забота стран, обладающих объемом экономического пространства, на современном этапе развития мировой экономики - постоянное восстановление гегемонии во всех сферах деятельности.

Деление экономического пространства на точечное, линейное, плоскостное и объемное позволяет в полной мере исследовать любую экономику и обладает удивительной разрешающей способностью и проникающей силой. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть изнутри на некоторые характерные виды деятельности, существующие в настоящее время на каждом из упомянутых видов экономического пространства. В современном объеме экономического пространства представлены все нижестоящие его виды, так как каждый последующий вид не может существовать без предыдущего. Поэтому объем экономического пространства не только опирается на плоскость, но и состоит из нее.

Если сейчас достаточно легко получить информацию о промышленном производстве по количественным, качественным и временным характеристикам, что в большей мере предотвратило кризисы товарного перепроизводства XIX, XX вв., то финансовые кризисы при имеющейся оценочной базе в своей сущности непредсказуемы. Это свидетельство ограниченности имеющегося подхода к анализу процессов в системе мировой экономики и международных экономических отношений, необходимости новых синтетических показателей, адекватных объекту исследования и прогнозирования, т. е. необходимости учета объемных характеристик экономического пространства (в дополнение к линейному и плоскостному пространствам).

Список литературы

1. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск: Полиграмма,

1993.

2. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. М.: Леаёеш1а-Наука, 1999.

3. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Под ред. О. И. Шкаратана / ГУ-ВШЭ. М., 2000.

5. Мартин Г. П., Шуман Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. М.: ИД «АЛЬПИНА», 2001.

6. Мировая экономика / Под ред. З. М. Окрут. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002.

7. Хасбулатов Р. И. Мировая экономика: В 2 т. Т. 1. М.: Экономика, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.