ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Сазонов В.Е.1
ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИТАЛИИ
Республика Италия обладает (наряду с Великобританией, Испанией, Францией, Грецией и Германией) одним из наиболее развитых рынков проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Европе. Особенно развита в Италии практика ГЧП в сфере строительства дорожной сети2
Кризис государственных финансов и нехватка денег обусловили во многих зарубежных странах, в том числе и в Италии, необходимость обращения к ГЧП как для управления предоставлениями услуг, так и для производства общественных работ3.
Предметом контрактов ГЧП определяются финансирование, строительство, управление и поддержание инфраструктуры и предоставления услуг.
1 Сазонов Всеволод Евгеньевич - председатель коллегии адвокатов «Сазонов, Маркин и партнеры», кандидат юридических наук, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по вопросам собственности
Статья посвящена особенностям правового регулирования государственно-частного партнерства в Италии.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, государственное управление, публичные интересы, Италия.
Sazonov V.E. Principles of legal regulation of public-private partnership in Italy
The article is devoted to features of legal regulation of public-private partnership in Italy.
Keywords: public-private partnership, public administration, public interest, Italy.
2 Кабашкин В.А. Государственно-частное партнерство: международный опыт и российские перспективы. - М.: МИЦ, 2010. - 576 с. - С. 27, 28.
3 Ferrari G.F. Public-Private Partnerships in Italy // Partenariats public-prive: Rapports du XVIIIe congres de l'academie internationale de droit compare / Sous la direction de Francis Lichere. - Bruxelles: Bruylant; Groupe De Boeck s.a., 2011. - XV; 532 p. - P. 397-424. - P. 397.
Проекты, реализуемые с помощью форм и механизмов ГЧП, могут быть классифицированы по трем основным типам1:
- проекты с внутренней самостоятельной способностью генерировать доходы за счет получения платежей от пользователей. Перспективные коммерческие доходы таких проектов направлены на то, чтобы частный сектор смог полностью компенсировать себе произведенные инвестиционные вложения в течение срока концессии. В этом типе проектов участие государственного сектора ограничивается определением условий, необходимых для проекта, принятием на себя ответственности за начальные этапы планирования, утверждения, объявления конкурсов на участие в концессиях и обеспечение процедурной помощи посредством выдачи разрешений;
- проекты, где частный партнер непосредственно предоставляет услуги в области государственного управления в сферах общественных работ (тюрьмы, больницы, школы), управляет этими услугами, получая взамен вознаграждение исключительно (или преимущественно) за счет выплат, предоставляемых правительством на коммерческой основе;
- проекты, которые требуют финансирования со стороны органов публичной власти, поскольку доходы от поступления платежей от пользователей недостаточны для получения адекватной финансовой отдачи, но реализация этих проектов создает значительные положительные внешние эффекты с точки зрения социальных благ, индуцируемых инфраструктурой, что и оправдывает предоставление государственного или муниципального финансирования.
В Италии интерес к ГЧП усилился в связи с мировым финансовым кризисом 2008-2010 гг., когда на фоне общемировых кризисных явлений в Италии актуализировался и ряд специфических внутренних проблем2-
1 Partenariato Pubblico - Privato per la realizzazione di opere pubbliche: impatto sulla
contabilita nazionale e sul debito pubblico / Decisione EUROSTAT 11 Febbraio 2004 «Treatment of public-private partnerships». - Roma, 2004. - 16 p. - P. 5.
<http://www.utfp.it/docs/documenti/eco_fin/PPP_EUrostat_vs25.PDF>.
2 Partenariato Pubblico Privato in Italia. Stato dell’arte, futuro e proposte / Dipartimento per la Programmazione e il Coordinamento della Politica Economica; Unita Tecnica
На итальянском рынке механизмы ГЧП особенно широко задействуются в строительной индустрии, в создании транспортной (железнодорожной и автомобильной) инфраструктуры1
Конституционно-правовой основой государственно-частного партнерства в Италии выступает абзац четвертый статьи 118 Конституции Итальянской Республики (с изменениями в результате конституционной реформы 2001 года), устанавливающий, что государства, регионы, метропольные города, провинции и коммуны содействуют автономным инициативам граждан, по отдельности и в комбинации, для осуществления деятельности, представляющих общий интерес, на основе принципа субсидиарности2-
Иными словами, государственные органы должны способствовать различным формам взаимодействия между государственным и частным секторами с целью достижения эффективных результатов и адекватности цены публичных услуг.
Правовую основу государственно-частного партнерства в Италии также составляют:
- Законодательный Декрет от 11.09.2008 № 152 «О внесении корректирующих и дополнительных положений в Законодательный Декрет от 12.04.2006 № 163, о внесении изменений в Кодекс государственных контрактов на проведение работ, поставок и услуг, в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона от 18.04.2005 № 62»3, установивший требования к процедурам организации договоров ГЧП;
- Законодательный Декрет от 29.12.2011 № 229 «О реализации подпунктов «е», «Ъ> и «д» пункта 9 статьи 30 Закона от 31.12.2009 № 196,
Finanza di Progetto. - Roma, 2010. - 34 p. - P. 3.
<http://www.cipecomitato.it/it/documenti/Partenariato_Pubblico_Privato_in_Italia.pdf>.
1 Partenariato Pubblico Privato in Italia. Stato dell’arte, futuro e proposte. - P. 5.
2 Costituzione Italiana // <http://costituzionerepubblicaitaliana.jimdo.com/parte-seconda-titolo-v/>.
3 Decreto legislativo 11 settembre 2008, № 152 // Gazzetta Ufficiale. - 02.10.2008. -
№ 231. <http://www.normattiva.it/uri-
res/N2Ls?urn:nir:stato:decreto.legislativo:2008;152>.
касающиеся процедур мониторинга хода выполнения общественных работ, проверки использования средств-"»1
- Закон от 31.12.2009 № 196 «О бухгалтерском учете и
государственных финансах»2;
- Декрет-Закон от 06.07.2011 № 98 «О неотложных мерах по
финансовой стабилизации»3’ установивший ряд законодательных мер по созданию условий для финансового стимулирования и поддержки активизации экономической конкурентоспособности;
- Закон от 04.04.2012 № 35 «Преобразование в Закон с поправками Декрета-Закона от 09.02.2012 № 5 о неотложных мерах по упрощению и развитию»4;
- Закон от 24.03.2012 № 27 «Преобразование в Закон с поправками
Декрета-Закона от 24.01.2012 № 1 о безотлагательных положениях о конкуренции, развитии инфраструктуры и повышении
конкурентоспособности»5, а также ряд других нормативных правовых актов;
- Декрет-Закон от 24.01.2012 № 1 «О безотлагательных положениях о
конкуренции, развитии инфраструктуры и повышении
конкурентоспособности»6-
1 Decreto legislativo 29 dicembre 2011, № 229 // Gazzetta Ufficiale. - 06.02.2012. -№ 30. <http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?um:шпstato:decretoЛegislativo:2011;229>.
2 Legge 31 dicembre 2009 № 196 di contabilita' є fmanza pubblica // Gazzetta Ufficiale. -
31.12.2009. - № 303.
<http://www.normattiva.it/atto^aricaDettaglюAtto?atto.dataPubЫicazюneGazzetta=2009-12-31&atto.codiceRedazionale=009G0201>.
3 Decreto-Legge 6 1^1ю 2011, № 98 «Disposizioni ш^єПі рег 1а stabilizzazione йпа^іагіа» // Gazzetta Ш1Ма1е. - 06.07.2011. - № 155.
<http://www.normattiva.it/atto^aricaDettaglюAtto?atto.dataPubЫicazюneGazzetta=2011-07-06&atto.codiceRedazionale=011G0146>.
4 Legge 4 аргїіе 2012, № 35 «Conversione іп 1egge, соп modificazioni, de1 decreto-legge 9
febbraio 2012, № 5, recante disposizioni urgenti іп materia di semplificazione є di svi1uppo» // Gazzetta Ufficia1e. - 06.04.2012. - № 82.
<http://www.normattiva.it/atto^aricaDettaglюAtto?atto.dataPubЫicazюneGazzetta=2012-04-06&atto.codiceRedazionale=012G0056>.
5 Legge 24 marzo 2012, № 27 «Сопуегаопе іп 1egge, соп modificazioni, de1 decreto-legge 24 gennaio 2012, № 1, recante disposizioni urgenti per la concorrenza, lo sviluppo delle infrastrutture є 1а competitivita» // Gazzetta ШАгіак. - 24.03.2012. - № 71.
6 Decreto-1egge 24 gennaio 2012, № 1 «Disposizioni urgenti рєг 1а concorrenza, 1о svi1uppo de11e infrastrutture є 1а competitivita» // Gazzetta Ufficiale. - 24.01.2012. - № 19.