Научная статья на тему 'Обзор итальянской пенсионной системы'

Обзор итальянской пенсионной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1164
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / БАЗОВАЯ ПЕНСИЯ / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / КОРПОРАТИВНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / PENSION INSURANCE / BASE PENSION / PAYGO SYSTEM / FUNDED SCHEME / CORPORATE PENSION FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коррадо Илария

В статье дается обзор итальянской пенсионной системы через призму анализа главных реформ за последние двадцать лет. Рассматривается трехуровневая модель, подробно описываются уровни обязательного и добровольного пенсионного страхования. В заключение делаются некоторые выводы относительно изменения пенсионной системы в зависимости от состояния среды, в которой она функционирует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of the Pension System of Italy

The article presents a review of the pension system of Italy through the prism of the analysis of the major reforms over the last twenty years. It reviews a three-level model, presents a detailed description of the mandatory and voluntary pension insurance levels. Finally, it presents certain conclusions on amendment of the pension system depending on the environment of application.

Текст научной работы на тему «Обзор итальянской пенсионной системы»

ПРАКТИКА

Ключевые слова:

пенсионное обеспечение, базовая пенсия, распределительная система, накопительная система, корпоративные пенсионные фонды!

И. Коррадо,

магистрант Университета Рим III, стажер ГУМФ (e-mail: ilaria_corrado@hotmail.it)

Обзор итальянской пенсионной системы

В последние два десятилетия итальянская пенсионная система реформировалась несколько раз, с тем чтобы адекватно реагировать на демографические и экономические проблемы. Италия — одна из европейских стран с самым большим государственным долгом (121 % ВВП). Необходимы срочные меры для борьбы с кризисом, и такие меры будут включать реформирование пенсионной системы с целью снижения государственных расходов на пенсии.

Первая в Италии система пенсионного обеспечения была разработана во

II половине XIX в. Она была представлена в 1898 г. под названием «Cassa di previdenza per l'invalidité e la vecchia ia degli operai» («Касса взаимопомощи для рабочих по инвалидности и старости») в качестве добровольной программы пенсионного обеспечения, а в 1919 г. стала обязательной. Эта схема накопительного пенсионного финансирования, в рамках которой работники должны были финансировать пенсию, выплачивая подоходный налог, а пенсионные и страховые пособия рассчитывались на основании выплачиваемых взносов, была организована и реализовывалась Национальным институтом социального обеспечения (Istituto nazionale della previdenza Sociale — INPS).

После Второй мировой войны, в результате воздействия многих факторов, в т. ч. инфляции, использования активов пенсионных фондов для поддержания государственных финансов, необходимости расширения спектра услуг по социальному обеспечению в период, когда коэффициент рождаемости и соотношение между активным работающим населением и пенсионерами были положительными, возникла необходимость сменить эту систему на распределительную схему (PAYGO).

При распределительной пенсионной системе бюджетные расходы финансируются из фондов, формируемых взносами, которые выплачиваются в ходе действия

программы. Деньги перемещаются от одного поколения к другому, и баланс системы определяется по следующей формуле:

р ■ Р = с ■ м ■ I, (1)

где р — средний размер пенсии;

Р — количество пенсионеров; с — уравновешенная ставка; м — средний размер заработной платы;

I — количество работников.

Уравновешенная ставка равна произведению средней нормы замещения и нормы структурной зависимости:

рР

с = - ■ т . (2)

Норма структурной зависимости вытекает из демографических тенденций и условий для получения пенсии. В данной системе взносы, выплачиваемые в настоящем и предназначенные для формирования фонда выплаты пенсий будущим пенсионерам, используются для пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, таким образом, не формируется резерв будущих пенсий1.

Кризис системы PAYGO начался в 1980-х гг. и стал результатом воздействия следующих факторов:

— снижение темпов экономического развития, рост безработицы и распространение нетипичных договорных моделей, характеризующихся меньшими и эпизодическими взносами;

— завышенный размер пенсионных пособий;

— слишком мягкие требования для получения пенсии к работникам бюджетной сферы. Например, так называемые детские пенсии — доступные по истечении всего 15 лет выплаты взносов для женщин, работающих в бюджетной сфере и имеющих детей;

— значительная разница между небольшими взносами внештатных работников и размерами получаемых ими пенсий;

— старение населения как результат низкого уровня рождаемости и высокой продолжительности жизни, что обозначает отрицательный показатель структурной зависимости;

— неустойчивость государственного сектора экономики.

В системе PAYGO демографический риск ложится на плечи молодого поколения, которое выплачивает более высокие взносы в счет пенсии, не будучи при этом уверенным, что это обеспечит ему высокую пенсию в будущем. Пенсионную систему определенно необходимо менять. В течение последних 30 лет она подверглась нескольким реформам, направленным, во-первых, на снижение расходов на социальные нужды, поскольку они были слишком велики в сравнении с ВВП; во-вторых, на формирование дополнительной пенсионной системы, помимо государственной, которая позволила бы работникам получать более высокую пенсию.

1 Cm.: Teaching materials provided for the course of «Economía delle imprese di assicurazione e della previdenza» 2010/2011, professor Ornella Ricci, Faculty of Economics «Federico Caffé», University of Roma Tre.

Как мы уже упоминали, пенсионная система, работающая по принципу PAYGO, может достичь равновесия, только если объем поступающих взносов равен объему выплачиваемых пенсий. Очевидно, что при растущей продолжительности жизни и снижающемся уровне рождаемости, а также при трудностях, с которыми сталкивается молодежь в поисках работы и попытках устроиться на работу на основании постоянного контракта, чтобы иметь возможность начать выплачивать пенсионные взносы, объем активной рабочей силы снижается, а количество пенсионеров увеличивается. Таким образом, государство, оказывающее поддержку, которая в Италии традиционно является основной, не может выполнять свои обязательства в отношении страхующихся. По этой причине было решено задействовать альтернативные формы пенсионного обеспечения, такие как закрытые и открытые пенсионные фонды и полисы страхования жизни.

РЕФОРМЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ 1992-2011 гг.

До 1992 г. расчет пенсии работника, зарегистрированного INPS, проводился на основании данных о последних годах его работы. Уровень доходности пенсионных взносов составлял 2 % за каждый год выплаты, таким образом, при 40-летнем трудовом стаже пенсия равнялась 80 % заработной платы на последнем месте работы (самый высокий уровень заработной платы, достигаемый на протяжении карьеры). Кроме того, пенсия была капитализирована с учетом инфляции и изменения реального индекса окладов. В этот период проводился эксперимент с выплатой дополнительной пенсии работникам банков и некоторых предприятий.

Реформа премьер-министра Д. Амато2 началась в 1992 г. с целью снизить пенсионные расходы. Требования предоставления пенсии по старости были ужесточены: пенсионный возраст был увеличен с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет — для женщин; минимальное необходимое количество лет выплаты взносов было поднято с 15 до 20. До начала этой реформы доходы, засчитываемые для пенсии, рассчитывались с учетом средних реальных доходов за последние пять лет для работников частного сектора и за последний месяц — для работников государственного сектора. В результате реформы для работников, имевших в 1992 г. менее 15 лет выплаты взносов, засчитываемыми для пенсии стали не доходы за последний период работы, а средний доход на протяжении всей карьеры. Более того, реформа запустила процесс унификации требований для работников государственного и частного сектора, который, однако, не привел к сколько-нибудь значительным результатам.

Автоматическая ревалоризация пенсий, выплачиваемых в тот момент, была ограничена динамикой инфляции и не согласована с реальным размером заработной платы. Эти меры привели к сокращению пенсионных расходов бюджета, но были недостаточными для получения необходимой экономии.

Реформа премьер-министра Л. Дини (закон 335/1995)3 значительно изменила итальянскую пенсионную систему, введя схему, основанную на взносах, тогда как система финансирования осталась прежней — PAYGO. Пенсионное пособие начислялось по мере капитализации взносов в течение карьеры работника на основании

2 Decreto Legislativo 30 dicembre 1992, n. 503 «Norme per il riordinamento del sistema previdenziale dei lavoratori privati e pubblici a norma dell'articolo 3 della legge 23 ottobre 1992, n. 421»/ Governo Italiano (http://www.governo.it/Presidenza/USRI/magistrature/normativa_cro.html).

3 Legge 8 agosto 1995, n. 335 «Riforma del sistema pensionistico obbligatorio e complementare»/ Governo Italiano (http://www.governo. it/Presidenza/USRI/magistrature/normativa_cro. html).

скользящего среднего коэффициента роста ВВП за пять лет. Пенсия — уплачиваемый взнос с использованием коэффициента трансформации, пересматриваемого по плану каждые 10 лет (в 2007 г. было решено пересматривать этот коэффициент каждые три года в зависимости от изменения ожидаемой продолжительности жизни и темпов роста ВВП).

По новой системе выход на пенсию стал возможным между 57 и 65 годами, при наличии минимального необходимого трудового стажа в пять лет, без разграничений по признаку пола. Накопленная пенсия должна была в 1,2 раза превышать минимальный размер пенсии по возрасту, установленный государством, для того чтобы человек мог получать пенсию до достижения 65-летнего возраста. Наконец, налоги на заработную плату возросли до 32,7 % от общего заработка.

Даже если реформа 1995 г. сформировала только «виртуальную» накопительную систему (на практике она по-прежнему финансировалась по распределительному принципу), она обеспечила более прочную связь между пенсионными взносами и выплатами в сравнении с ситуацией, имевшей место ранее.

Для переключения с распределительной системы на систему взносов была запланирована переходная стадия, чтобы защитить сбережения, накопленные работниками в соответствии со старыми правилами. Работники были разделены на три группы:

— имеющие на 31 декабря 1995 г. в активе 18 лет выплаты взносов и подпадающие под расчет пенсий по прежней схеме в соответствии с системой вознаграждения;

— имеющие на 31 декабря 1995 г. в активе менее 18 лет выплаты взносов и подпадающие под смешанную схему начисления пенсий;

— начавшие работать после 31 декабря 1995 г. и подпадающие под схему расчета на основании взносов.

Эти правила ограничили влияние реформы, поскольку большое количество работающих людей оказалось исключено из схемы расчета пенсий в рамках накопительной системы. Для тех, кто соответствовал квалификационным требованиям предоставления пенсии, была разработана система фиксированных сроков выхода на пенсию. В рамках новой системы первый уровень пенсионного обеспечения (или государственное пенсионное обеспечение — предоставление базовых трудовых пенсий) приводит к более низкому коэффициенту замещения для молодых работников, что означает необходимость обеспечить альтернативные источники будущей пенсии, кроме того, простимулировать работников к более позднему выходу на пенсию и продлению периода выплаты взносов.

Закон 449/1997, называемый мини-реформой премьер-министра Р. Проди4, предпринял попытку сократить период внедрения системы. Законодательный декрет 47/2000 предоставил работникам налоговые стимулы для участия в программе дополнительного пенсионного обеспечения. В 2004 г. реформа Марони — Тремонти ввела супербонус — сумму, не облагаемую налогом и выплачиваемую чеком тем, кто решит продолжить работать даже по достижении необходимых критериев для выхода на пенсию к 31 декабря 2007 г. Различие по признаку пола в возрастном цензе было возвращено (65 лет для мужчин и 60 — для женщин). Закон 252/2005 регулирует все вопросы дополнительного пенсионного страхования.

4 Legge 27 dicembre 1997, n. 449 «Misure per la stabilizzazione della finanza pubblica» / NORMATTIVA (http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:1997;449).

Закон 296/20065 обеспечил серьезный стимул для работников к участию в дополнительной системе пенсионного обеспечения, давая им возможность вводить выходное пособие в пенсионную схему. Выходное пособие (итал. — trattamento di fine rapporto, TFR) — это процент от заработной платы (обычно 6,91 % от общей суммы годового оклада), накопленный с течением времени и формирующий дополнительную сумму, которая выплачивается работнику при увольнении. Это годовое накопление определяется по формуле 6,91 % = 1/13,5 - 0,5 %.

Это значит, что каждый год 0,5 % годового заработка (с учетом премий) отчисляется в специальный фонд INPS, который гарантирует выплату TFR работникам обанкротившихся компаний. Таким образом, TFR выступает в качестве страховки на случай безработицы после окончания работы и при определенных условиях может выплачиваться заранее:

— не более 75 % в любое время в случае расходов на медицинское обслуживание работника, его супруги или детей;

— не более 75 % по истечении 8 лет выплаты взносов в фонд для покупки первого дома;

— не более 30 % по истечении 8 лет выплаты взносов в фонд на другие нужды.

Реформа Проди (Закон 247/2007)6 подняла необходимый возрастной ценз для получения пенсии по выслуге лет с 59 лет до 61 года при помощи механизма, основанного на соблюдении квоты выхода на пенсию, которая получается из расчета срока службы и возраста. В 2009 г. квота составляла 95 (минимальный возраст 59 лет плюс стаж), на 2011 г. она составляет 96 (60 лет плюс стаж), тогда как в 2013 г. квота поднимется до 97 (61 год плюс стаж), без различий по признаку пола. При наличии трудового стажа в 40 лет работники могут выйти на пенсию в любом возрасте.

В Законе 133/20087 была предпринята попытка стимулировать работников продолжать работать после выхода на пенсию, он предоставлял возможность совмещать доход от получения пенсии с заработной платой.

В Законе 102/20 098 говорится, что возраст, необходимый работникам государственных и частных предприятий для получения пенсии по старости, будет устанавливаться в соответствии с изменениями ожидаемой продолжительности жизни, засвидетельствованной Итальянским национальным институтом статистики (Istat) и подтвержденной Институтом статистики Европейского союза (Eurostat). Этот механизм должен быть введен в действие только в 2015 г.

Кроме того, этот закон, следуя решению от 13 ноября 2008 г., принятому судом первой инстанции с юрисдикцией на территории стран — членов Евросоюза, меняет квалификационные требования получения пенсии для женщин, работающих в государственном секторе, устраняя расхождение с требованиями, применяемыми к мужчинам.

5 Legge 27 dicembre 2006, n. 296 «Disposizioni per la formazione del bilancio annuale e pluriennale dello Stato (legge finanziaria 2007)» / NORMATTIVA (http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato: legge:2006;296).

6 Legge 24 dicembre 2007, n. 247 «Norme di attuazione del Protocollo del 23 luglio 2007 su previdenza, lavoro e competitivitä per favorire l'equitä e la crescita sostenibili, nonche ulteriori norme in materia di lavoro e previdenza sociale»/ NORMATTIVA (http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2007;247).

7 Legge 6 agosto 2008, n. 133 «Conversione in legge, con modificazioni, del decreto-legge 25 giugno 2008, n. 112, recante disposizioni urgenti per lo sviluppo economico, la semplificazione, la competitivitä, la stabiliz-zazione della finanza pubblica e la perequazione tributaria» / NORMATTIVA (http://www.normattiva.it/uri-res/ N2Ls?urn:nir:stato:legge:2008;133).

8 Legge 3 agosto 2009, n. 102 «Conversione in legge, con modificazioni, del decreto-legge 1° luglio 2009, n. 78, recante provvedimenti anticrisi, nonche proroga di termini e della partecipazione italiana a missioni internazionali» / NORMATTIVA (http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2009;102).

ТРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Как и в большинстве пенсионных систем стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в основе пенсионной системы Италии лежит трехуровневая модель. Для формирования устойчивого первого уровня были необходимы реформы; этот уровень фактически представляет собой государственную и обязательную систему пенсионного обеспечения на базе архитектуры PAYGO. Сбор пенсионных страховых взносов осуществляется двумя национальными организациями социального страхования — INPS и INPDAP (последняя обеспечивает социальное и пенсионное страхование государственных служащих), которые непосредственно осуществляют выплаты вышедшим на пенсию государственным служащим. Второй и третий уровни представляют собой частное и добровольное пенсионное страхование, где присутствует риск доходности вложенных средств. Второй уровень — коллективные схемы пенсионного страхования, а третий — индивидуальное, т. е. дополнительное, пенсионное страхование9.

Дополнительное пенсионное страхование предоставляется по четырем приведенным ниже схемам:

1. Пенсионные фонды, созданные до введения в действие исходного законодательства 1993 г., доступ к которым закрыт.

2. Коммерческие пенсионные фонды (fondi pensione negoziali), являющиеся независимыми юридическими лицами, действующими на основании соглашения между работодателями и профсоюзами на уровне отрасли промышленности (в данную категорию закрытых пенсионных фондов входят фонды: корпоративные, сформированные группами компаний, региональные).

3. Открытые пенсионные фонды (индивидуальные или коллективные), сформированные финансовыми посредниками (управляющими компаниями фондов, страховыми компаниями и т. п.) как сегрегированные активы.

4. Индивидуальные планы пенсионного страхования (PIP), основанные на индивидуальных планах страхования жизни10.

Работники могут делать взносы в предложенный работодателем закрытый пенсионный фонд или в открытые пенсионные фонды. Взносы уплачиваются как работником, так и работодателем (если речь идет лишь об открытом фонде, взносы в который были предварительно согласованы с компанией), а также частично TFR. Таким образом, для каждого работника платеж TFR полностью или частично поступает в фонд совместно с взносами работника и компании. Самостоятельно занятые и вольнонаемные работники могут участвовать в открытом или закрытом пенсионном фонде. При переходе от одного работодателя к другому работник также может перейти в другой фонд пенсионного страхования.

В 1993 г. была создана Комиссия по надзору за пенсионными фондами (Commissione di Vigilanza sui Fondi Pensione — COVIP) дополнительного уровня. Она несет ответственность за надзор в различных областях, включая поведение организатора фонда, разумное управление, систему предоставления надежной информации участникам и обеспечение надлежащего функционирования системы дополнительного пенсионного страхования.

9 Cm.: Levoluzione del sistema pensionistico in Italia / COVIP (http://www.covip.it/wp-content/uploads/ Evoluzione_sistema.pdf); Aben M. Overview of the Italian pension system. APG World of Pensions Scolarship, All Pensions Group (APG), Pens Plan. — Trento, 2011.

10 Cm.: Corporate Pension Funds and Sustainable Investment Study 2011 / Eurosif (http://www.eurosif.org/ research/corporate-pension-funds).

Уже упомянутый Закон 296/2006 обусловил рост выплат по дополнительному пенсионному обеспечению, т. к. он предоставил работникам выбор: направлять средства TFR в пенсионный фонд или оставить их в распоряжении работодателя. Если работник принимает первое решение, оно необратимо: средства TFR не подлежат повторной передаче работодателю. Во втором случае для компаний с количеством работников 50 и более предусмотрена передача средств TFR в INPS, а если работников меньше 50, то средства TFR могут использоваться для финансирования хозяйственно-экономической деятельности такой компании. Если сотрудник не может принять решение по передаче средств TFR, в действие вступает принцип tacit consent, согласно которому средства автоматически направляются в фонд коллективного пенсионного страхования. При отсутствии соглашения между работодателем и пенсионным фондом средства TFR передаются в особый дополнительный фонд пенсионного страхования под управлением INPS11.

Посредством применения сложного коэффициента отложенные средства TFR ежегодно индексируются по ставке 1,5 % плюс 75 % индекса FOI, который представляет собой рассчитанный Istat инфляционный индекс для рабочих и наемных работников.

PIP — продукт третьего уровня, который может обеспечивать дополнительные пенсионные поступления. В основном, PIP предлагаются банками и страховыми компаниями.

По данным ОЭСР, невзирая на реализованные реформы, процент ВВП, приходящийся на расходы на государственное пенсионное обеспечение в Италии, чрезвычайно высок по сравнению со средним показателем по странам ОЭСР (14,1 % и 7,0 % соответственно)12. С учетом прогнозируемой продолжительности жизни он превышает средний показатель для стран Европы, что означает более высокую нагрузку на молодое поколение, которое уже сейчас вынуждено противостоять феномену временной занятости (согласно данным Istat, в 2010 г. 12,3 % работников было занято на временной основе).

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и после 65 лет, 2007-2010 гг.

Возраст 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

* - прогноз ■ Мужчины (0) Ш Мужчины (65) ■ Женщины (0) Ш Женщины (65)

Источник: данные Istat (http://www.istat.it).

11 Cm. : Legge 27 dicembre 2006, n. 296 «Disposizioni per la formazione del bilancio annuale e pluriennale dello Stato (legge finanziaria 2007)» / NORMATTIVA (http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato: legge:2006;296).

12 Cm.: Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries. — OECD Publishing, 2011.

84 0 84,1 84,1 84,4

78,7 78,8 78,8 79,2

21,6 17,9 21,6 18,1 21,7 I 18,4 21,9

= 1 ■ =1 1

2007 2008 2009* 2010*

Пенсионные реформы разрабатывались с учетом годового роста ВВП на 2-3 %, аналогичного предыдущим периодам, что обеспечивало значительный приток взносов, но рост в течение последних 15 лет был небольшим, а в 2008-2009 гг. отмечалось снижение объемов ВВП. По этой причине финансовая стабильность пенсионной системы Италии спорна: она обеспечивает весьма незначительные пенсионные выплаты (низкий уровень замещения)13.

По состоянию на конец 2010 г. число участников дополнительных программ пенсионного страхования составило 5,3 млн чел., что соответствует лишь 23 % целевой аудитории. По сравнению с предыдущим годом наблюдался рост на 4,3 %. По данным COVIP, с декабря 2010 г. по сентябрь 2011 г. рост участников программ дополнительного страхования составил 3,6 %, но это значительно меньше, чем ожидалось.

Коммерческие фонды пенсионного страхования остаются популярными: на них приходится более 2 млн участников, в основном являющихся работниками частного сектора. Также существуют индивидуальные пенсионные планы с 1 млн и 100 участниками. Число участников открытых пенсионных фондов составляет около 850 тыс.

По состоянию на конец 2010 г. активы фондов дополнительного пенсионного страхования превысили €83 млрд — по сравнению с 2009 г. они увеличились на 13 %. Активы на 57 % состоят из векселей (80 % правительственных облигаций) и на 22,5 % — из акций крупнейших международных компаний. Рынок дополнительного пенсионного страхования развивается, что предоставляет гражданам возможность влиять на сумму их будущих пенсионных выплат. Основная проблема в реализации эффективных мер по увеличению предстоящих пенсионных платежей заключается в том, что их финансирование напрямую зависит от конъюнктуры рынка. Ответственная инвестиционная политика — один из критериев, который может стать определяющим для инвесторов. В данном контексте активную роль могут играть корпоративные пенсионные фонды.

Именно такой новый путь предлагает Eurosif (European Sustainable Investment Forum), миссия которого заключается в развитии возможностей обеспечения устойчивости европейских финансовых рынков, партнерских отношений между национальными форумами устойчивого развития в Евросоюзе. Держатели активов играют фундаментальную роль в изменении ситуации на финансовых рынках. Пенсионные фонды — наиболее последовательные из всех держателей активов сторонники сбалансированной инвестиционной политики с учетом их фидуциарных обязанностей. Они обязаны гарантировать стабильный доход в долгосрочной перспективе и реагировать на последствия глобальных вызовов (рост населения, феноменальный рост личных состояний в странах с развивающимися экономиками, климатические изменения, дефицит питьевой воды, сырья и т. п.). По этой причине Eurosif рекомендовал пенсионным фондам более близко ознакомиться с принципами SRI (устойчивых и ответственных инвестиций) и распространять их на работу со всеми классами активов.

Италия рассматривается в обзоре Eurosif «Анализ корпоративных пенсионных фондов и стабильной инвестиционной политики в 2011 г.», по результатам которого в большинстве корпоративных пенсионных фондов стран ЕС (56 % опрошенных) уже существует политика SRI, а четверть из фондов, где такой политики не существует, намереваются ввести ее в течение следующего года14. В обзоре участвовали лишь

13 Cm.: Fornero E. Le pensioni, il PIL e il fantasma dei diritti acquisti// Il Sole 24 Ore. — 2011. — 14 marzo.

14 Cm.: RELAZIONE PER L’ANNO 2010. Considerazioni del Presidente. COVIP (Commissione di Vigilanza sui Fondi Pensione) / COVIP (http://www.covip.it/wp-content/uploads/RelazionePresidente.pdf); Corporate Pension Funds and Sustainable Investment Study 2011 / Eurosif (http://www.eurosif.org/research/corporate-pension-funds).

18 фондов Италии, но также следует учитывать, что он охватывал 169 фондов

12 стран Европы. Результаты показывают, что инвестиции по принципам SRI не являются общепринятыми для фондов Италии. Треть участвующих в обзоре корпоративных пенсионных фондов реализует политику SRI, а по мнению двух третей участников обзора природоохранные, социальные факторы и факторы корпоративного управления (англ. — environmental, social and governance, ESG) оказывают воздействие на инвестиции в долгосрочной перспективе. С учетом того, что законодательные нормы Италии в области SRI приведены в Законе 252/2005, который регулирует вопросы, связанные с годовыми отчетами и предоставлением информации бенефициарам, пенсионные фонды обязаны предоставлять информацию о том, применяются ли (и в каком объеме) критерии ESG в управлении активами. Это определенно означает, что факторы ESG оказывают воздействие в долгосрочном плане, и фидуциарная ответственность инвесторов предусматривает их влияние на принятие инвестиционных решений.

Но в пенсионной системе Италии будут иметь место более стремительные изменения. Италия, раздавленная весом государственного долга, превысившего €1,900 трлн, переживает сложный период. Ее суверенный рейтинг был снижен рейтинговыми агентствами прошлой осенью, а рост спрэда между доходностью 10-летних правительственных облигаций Италии и доходностью германских бондов еще более обостряет экономическую и политическую ситуацию. В этих условиях было объявлено экстренное сокращение государственных расходов, включая и расходы на пенсионное обеспечение15.

В этой связи премьер-министр М. Монти принял решение о проведении чрезвычайных мер по реформированию пенсионной системы. Согласно публикации от 4 декабря 2011 г.16, в ближайшее время пенсионный возраст будет повышен до 62 лет для женщин и 66 лет для мужчин и будут созданы стимулы продолжать работать до 70 лет. Начиная с 2018 г. женщины будут получать пенсию по возрасту с 66 лет; пенсия по выслуге лет (без ограничений по возрасту) будет выплачиваться мужчинам после участия в пенсионной схеме в течение 42 лет и одного месяца, женщинам — 41 года и одного месяца. В итоге накопительная система пенсионного страхования будет распространяться на все население17.

15 Cm.: Di record in record: il debito pubblico sfonda quota 1.900 miliardi // Il Sole 24 Ore. — 2011. — 12 giugno.

16 Cm.: Carli A. Pensioni, 66 anni dal 2012 per gli uomini, per le donne 66 dal 2018 // Il Sole 24 Ore. — 2011. — 4 dicembre.

17 Cm. : Donadio R. Italy's Leader Unveils Radical Austerity Measures // The New York Times. — 2011. — December 4; Carli A. Pensioni, 66 anni dal 2012 per gli uomini, per le donne 66 dal 2018 // Il Sole 24 Ore. — 2011. — 4 dicembre.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиография

1. Aben, M. Overview of the Italian pension system. APG World of Pensions Scolarship, All Pensions Group (APG), Pens Plan. — Trento, 2011.

2. Carli, A. Pensioni, 66 anni dal 2012 per gli uomini, per le donne 66 dal 2018 // Il Sole 24 Ore. — 2011. — 4 dicembre.

3. Corporate Pension Funds and Sustainable Investment Study 2011 [Электронный ресурс] / Eurosif. — Режим доступа: http://www.eurosif.org/research/corporate-pension-funds.

4. Decreto Legislativo 18 febbraio 2000, n. 47 «Riforma della disciplina fiscale della previdenza complementare, a norma dell’articolo 3 della legge 13 maggio 1999, n. 133» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato: decreto.legislativo:2000;047.

5. Decreto Legislativo 30 dicembre 1992, n. 503 «Norme per il riordinamento del sistema previdenziale dei lavoratori privati e pubblici a norma dell’articolo 3 della legge 23 ottobre 1992, n. 421» [Электронный ресурс] / Governo Italiano. — Режим доступа: http://www.governo.it/Presidenza/USRI/magistrature/ normativa_cro.html.

6. Decreto Legislativo 5 dicembre 2005, n. 252 «Disciplina delle forme pensionistiche complementari»

[Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/

N2Ls?urn:nir:stato:decreto.legislativo:2005;252.

7. Di record in record: il debito pubblico sfonda quota 1.900 miliardi // Il Sole 24 Ore. — 2011. — 12 giugno.

8. Donadio, R. Italy’s Leader Unveils Radical Austerity Measures // The New York Times. — 2011. — December 4.

9. Fornero, E. Le pensioni, il PIL e il fantasma dei diritti acquisti // Il Sole 24 Ore. — 2011. — 14 marzo.

10. Levoluzione del sistema pensionistico in Italia [Электронный ресурс] / COVIP. — Режим доступа: http:// www.covip.it/wp-content/uploads/Evoluzione_sistema.pdf.

11. Lindagine campionaria sulle nascite. Anno 2002 e 2005 [Электронный ресурс] / Istat — Istituto Nazionale di Statistica. — Режим доступа: http://demo.istat.it/altridati/nascite2002/index.html.

12. Legge 23 agosto 2004, n. 243 «Norme in materia pensionistica e deleghe al Governo nel settore della previdenza pubblica, per il sostegno alla previdenza complementare e all’occupazione stabile e per il riordino degli enti di previdenza ed assistenza obbligatoria» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2004;243.

13. Legge 24 dicembre 2007, n. 247 «Norme di attuazione del Protocollo del 23 luglio 2007 su previdenza. lavoro e competitivita per favorire l’equita e la crescita sostenibili, nonche ulteriori norme in materia di lavoro e previdenza sociale» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www. normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2007;247.

14. Legge 27 dicembre 1997, n. 449 «Misure per la stabilizzazione della finanza pubblica» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato: legge:1997;449.

15. Legge 27 dicembre 2006, n. 296 «Disposizioni per la formazione del bilancio annuale e pluriennale dello Stato (legge finanziaria 2007)» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http:// www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2006;296.

16. Legge 3 agosto 2009, n. 102 «Conversione in legge, con modificazioni, del decreto-legge 1° luglio 2009, n. 78, recante provvedimenti anticrisi, nonche proroga di termini e della partecipazione italiana a missioni internazionali» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www.normattiva.it/ uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2009;102.

17. Legge 6 agosto 2008, n. 133 «Conversione in legge, con modificazioni, del decreto-legge 25 giugno 2008, n. 112, recante disposizioni urgenti per lo sviluppo economico, la semplificazione, la competitivita, la stabilizzazione della finanza pubblica e la perequazione tributaria» [Электронный ресурс] / NORMATTIVA. — Режим доступа: http://www.normattiva.it/uri-res/N2Ls?urn:nir:stato:legge:2008;133.

18. Legge 8 agosto 1995, n. 335 «Riforma del sistema pensionistico obbligatorio e complementare» [Электронный ресурс] / Governo Italiano. — Режим доступа: http://www.governo.it/Presidenza/USRI/ magistrature/normativa_cro.html.

19. Pensions at a Glance 2011: Retirement-income Systems in OECD and G20 Countries. — OECD Publishing, 2011.

20. RELAZIONE PER L’ANNO 2010. Considerazioni del Presidente. COVIP (Commissione di Vigilanza sui Fondi Pensione) [Электронный ресурс] / COVIP. — Режим доступа: http://www.covip.it/wp-content/uploads/ RelazionePresidente.pdf.

21. Teaching materials provided for the course of «Economia delle imprese di assicurazione e della previdenza» 2010/2011, professor Ornella Ricci, Faculty of Economics «Federico Caffe», University of Roma Tre.

22. The History of the Italian Pension System Until 1992 [Электронный ресурс] / 123HelpMe.com. — Режим доступа: http://www.123HelpMe.com/view.asp?id = 164601.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.