ОСНОВЫ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Д.В. МАМАЗИЯТОВ, Самаркандский государственный университет, Узбекистан
Аннотация
В работе рассматриваются вопросы совершенствования воспитательной работы с будущими преподавателями физической культуры, основанной на олимпийских знаниях. Разработана система олимпийского образования будущих учителей физического воспитания, включающая в себя широкий круг разнообразных форм и методов работы.
Ключевые слова: олимпийские знания, интерес к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, ориентация на здоровый образ жизни, проявление эстетики, нравственность.
Abstract
In work are considered questions of the improvement education work with future teacher of the physical culture, founded on olympic knowledge. The designed system of the olympic forming the future teachers of the physical education, comprising of itself broad circle of the varied forms and methods of the work.
Key words: olympic knowledge, interest to sport, need for systematic sport activity, orientation on sound lifestyle, manifestation of the aesthetics, morality.
Все более важное место в системе образования, воспитания и обучения молодежи занимает олимпийское образование, цель которого - приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма [1]. Приобщение молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовнонравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [3].
В рамках олимпийского движения основным недостатком современной теории и практики педагогической
деятельности является то, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы [2]. В данной системе можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у молодежи: а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в) определенной системы способностей, умений и навыков (рис. 1).
УЛ Система знаний
0 Система мотивов,
ценностных ориентаций
^ Система умений и навыков
Рис. 1. Составляющие олимпийского образования
Учитывая важную роль и значение олимпийского образования, а также то, что современное олимпийское движение имеет ярко выраженную гуманистическую ориентацию и призвано содействовать реализации гума-
нистических идеалов и ценностей, целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого
ІШ)
движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить «спортивно-гуманистический» характер, будучи направлена на формирование у молодежи знаний
о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать; тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют [6].
Олимпийское движение взаимосвязано и взаимообусловлено со спортом высших достижений; это значит, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у молодежи:
- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты;
- ориентацию на здоровый образ жизни, проявление эстетики, нравственности, культуры, гуманное отношение людей друг к другу и к природе и т.п.;
- потребность в активных занятиях спортом для гармоничного, разностороннего развития, совершенствования физических способностей;
- интереса к Олимпийским играм и олимпийскому движению;
- желание участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»);
- стремление быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;
- гуманистически ориентированную систему чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д. (рис. 2).
171 Интерес к спорту Н Ориентация на здоровый образ жизни
Ш\ Потребности в активных занятиях спортом
Интерес к Олимпийским играм и олимпийскому движению
□ Стремление быть участником олимпийского движения
I I Формирование гуманистических ценностей
Рис. 2. Направления педагогической деятельности в рамках олимпийского движения
Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:
- умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;
- умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;
- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;
- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства;
- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;
- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;
- умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.
Решение этих задач — одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с молодежью, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения. Анализ работ [4, 5 и др.], посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной практики работы по олимпийскому образованию детей и молодежи показывает, что многие из этих задач нередко упускаются из виду.
Система олимпийского образования детей и молодежи должна включать довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы (см. таблицу).
К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского движения нередко возлагаются неоправданные надежды на то, что с помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проб-
ШШ)
Формы и методы работы в системе олимпийского образования учащейся молодежи
Методы Формы
1. Работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях (на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, а также в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных) 2. Необходимость введения специальных занятий, например, «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. 3. Трансляция кино- и видеоматериалов, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма - Проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, презентаций и др.; - проведение викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм и т.п.; - организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник» и т.д.; - организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность, и др.; - проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п.; - театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику и т.п.; - «олимпийский КВН», олимпийский день и т.п.; - оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов» и др.; - изготовление олимпийской символики и т.д.; - показ фильмов и слайдов, видеороликов; - создание олимпийских музеев; - организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения, и др.; - встречи с известными спортсменами, участниками Олимпийских игр и тренерами сборных команд; - организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др.
лему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.
Поэтому при использовании традиционной модели приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма возникают весьма существенные трудности в формировании у молодежи духовнонравственных и эстетических ценностей олимпизма. Отмеченные выше негативные особенности традиционной модели побуждают ученых и специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми и молодежью таких новых форм и методов организации и проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского образования и ориентируют на духовнонравственные и эстетические ценности.
Процесс воспитания студентов на олимпийских традициях мы рассматривали как в рамках теоретического обучения, так и во внеаудиторной деятельности.
Студенты с большим интересом осваивают информацию об олимпийских традициях, которая нами включена в содержание учебной дисциплины «Основы олимпийских знаний» и проводится в учебном процессе во втором семестре обучения после дисциплины «История физической культуры». В рамках дисциплины «Основы олимпийских знаний» рассматриваются социологические, гуманистические, нравственные аспекты олимпийского движения, вопросы социализации в олимпийском спорте, включены исторические аспекты развития видов спорта в Олимпийских играх, широко рассматриваются вопросы олимпийских традиций, ритуалов, символики; олимпийское движение, вопросы допинг-контроля.
Активная пропаганда олимпийских традиций обусловлена необходимостью удовлетворения потребностей будущих специалистов в знаниях тех областей физической культуры и спорта, которые могут возникнуть при решении задач, выходящих за рамки традиционных спортивных специализаций, в частности, задач выявления философского, культурологического, нравственноэтического аспекта физической и спортивной культуры.
Спецкурс «Олимпийские знания» включает в себя следующие разделы:
1. Олимпия. История античных Олимпийских игр.
2. Игры в Древней Олимпии.
3. Возрождение Олимпийских игр. Олимпийские игры современности.
4. Олимпийская символика.
5. Олимпийское движение.
6. Система олимпийского образования.
7. Допинг. Всемирный Антидопинговый кодекс.
Спецкурс предусматривает не только лекции, но
и прежде всего диалог преподавателей и студентов. Подготовка к такой форме проведения занятий включала в себя поиск таких проблем по теме спецкурса, которые способны вызвать значительный интерес у студентов; переработку учебных материалов, системы проблемных вопросов и задач; продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога.
На семинарах использовались такие активные формы проведения занятий, как выступления студентов с докладами и их обсуждение, дискуссии, «круглые столы», малые презентации. Интересу к проблематике спецкурса способствовал показ видеофильмов об Олимпийских играх.
ІШ)
Информация об олимпийских традициях включена в содержание учебной дисциплины «Основы олимпийских знаний». Диагностика эффективности процесса вос-
питания студентов факультета физической культуры на олимпийских традициях определялась с помощью серии тестовых испытаний.
Литература
1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту // Проблемы олимпийского движения: сб. /под ред. А. Солакова. - БОК; София-Пресс, 1977. - С. 125-138.
2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: автореф. канд. дис. - М., 1994.
3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: канд. дис. - М., 1984.
4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе»: сб. науч. матер. - М., 1974. - С. 122-130.
5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. -М., 1981.
6. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). - СПб.: Гуманитар. академия, 2001. - 510 с.