предполагает существенные потери для компании. Практическое выражение принципа приемлемости заключается в установлении компанией пороговых значений (приемлемых уровней) риска5.
В отношении остальных рисков нет необходимости в их ограничении, поскольку:
- они не являются столь существенными и, следовательно, не приведут к банкротству компании;
- установление пороговых значений для указанных рисков привело бы, скорее всего, к снижению ожидаемой доходности от инвестиций, что могло бы не устроить акционеров компании.
Принцип оптимизации состоит:
- в рассмотрении альтернативных вариантов решений, связанных с воздействием на риски;
- выборе эффективных вариантов решений. Критерием выбора эффективного варианта, на наш взгляд, является максимизация отношения ожидаемой доходности инвестиций в портфель инновационных проектов компании к риску.
Проведенный анализ интегрированных систем управления рисками в компаниях:
- позволил сформулировать принципы построения системы управления инновационным риском;
- показал, что управление рисками дает возможность создавать дополнительную стоимость компании за счет следующих факторов:
• повышение предсказуемости финансовых показателей компании и снижение веро-
ятности ее банкротства за счет стабилизации денежных потоков,
• повышение общей эффективности корпоративного управления компанией за счет достижения лучшей балансировки между риском и доходностью инвестиций компании;
- позволил сформулировать основную цель управления инновационным риском, заключающуюся в достижении приемлемого для акционеров и кредиторов компании соотношения между риском и доходностью инвестиций.
Примечания
1 Project management institute: A guide to the project management body of knowledge. Pennsylvania, 2004.
2 Мовсумов О. Как управлять рисками в нефтяном бизнесе // Эксперт. 2008. № 6. С. 43; Бар-тон Т., Шенкир У., Уокер П. Риск-менеджмент: Практика ведущих компаний. М., 2008; Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. М., 2004.
3 Aaker D.A. Brand portfolio strategy: Creating relevance, differentiation, energy, leverage and clarity // The free press. 2004. P. 368; Pattikawa L.H., Verwaal E., Commandeur H.R. Understanding new product project performance // European journal of marketing. 2006. Vol. 40, nr 11/12. P. 1178-1193; Mazumdar T., Sivakumar K., Wilemon D. Launching new products with cannibalization potential: an optimal timing framework / / Journal of marketing theory and practice. 1996. Vol. 4, nr 3. P. 83-93; Srinivasan S.R., Ramakrishnan S., Grasman S.E. Identifying effects of product cannibalization on product portfolio // Marketing intelligence & planning. 2005. Vol. 23, nr 4.
4 Аньшин В.М., Демкин И.В., Никонов И.М., Царьков И.Н. Модели управления портфелем проектов в условиях неопределенности. М., 2008.
5 Акимов В.А., Лесных В.В., Радаев Н.Н. Указ. соч.
УДК 658.15 ББК 65.291.573
Т.А. ГИЛЕВА
кандидат экономических наук, доцент Института экономики и управления Уфимского государственного авиационного технического университета e-mail: [email protected]
ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предложены основы компетентностно-ориентированного управления нематериальными ресурсами, направленного на формирование устойчивых конкурентных преимуществ предприятий в условиях экономики знаний.
Ключевые слова: экономика знаний, нематериальные ресурсы, управление, конкуренция, моделирование.
К существенным особенностям современ- отнести, во-первых, высокий уровень неста-ного этапа экономического развития следует бильности внешней среды, во-вторых, необ-
© ТА. Гилева, 2008
ПРОБЛЕМЫ
Сложность адаптации к непрерывным изменениям внешней среды и необходимость разработки инструментов управления развитием предприятий Отсутствие необходимой информации о состоянии и использовании НМР предприятий как важного источника формирования конкурентных преимуществ
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие эффективного
механизма государственного стимулирования инновационной деятельности
Инновационная экономика
Экономика знаний
Инновационная активность предприятий
Нематериальные ресурсы предприятий
Стратегическое управление развитием предприятия
ПРОБЛЕМЫ
Слабая проработка методов и инструментов целенаправленного формирования НМР предприятий
ПРОБЛЕМЫ
Трудности реализации и корректировки стратегии Отсутствие четкого представления о механизме использования НМР в процессе инновационной деятельности
X
Е
Разработка научно-методологических основ управления НМР предприятия
Рис. 1. Проблемы управления развитием предприятий в экономике знаний
Нематериальные ресурсы
Инновационный менеджмент
Стратегический менеджмент
Управление знаниями
Принцип сохранения через развитие
0£ х Принцип выстраивания стратегической
(К траектории
И Принцип сбалансиро-
ванности развития
Принцип непрерывности и
стратегичности инноваций
£ а Принцип интеллектуа-
5 1= ^ I 5 а с лизации развития
Принцип результативности знаний
Принцип мотивации
развития
О
Методология сбалансированной системы показателей
Концепция ключевых компетенций_
Концепция стратегического контроллинга
Технология когнитивного анализа и моделирования
Мониторинг социально-экономического развития
Методология построения и использования рейтинговых оценок в экономике
Концепция человеческого капитала
ш
к
о
5 ¡1
0 И
Ф (и
з а
1 п * %
Щ
Ф к
а |
и Я
I га
Рис. 2. Формирование методологических основ управления НМР предприятий
Известия ИГЭА. 2008. № 5 (61)