УГОЛОВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК: 343.34
ББК: 67.408.1
Богомолов С.Ю.
ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЮ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
Bogomolov S. Yu.
FUNDAMENTALS AND SPECIFIC FEATURES OF CRIMINAL LEGAL COUNTERACTION TO TERRORISM AND ITS FINANCING IN SOVIET RUSSIA
Ключевые слова: терроризм, террористический акт, финансирование терроризма, безопасность, государство, противодействие, уголовный кодекс, развитие, ценности, право.
Keywords: terrorism, terrorist act, terrorist financing, security, government, counteraction, the penal code, development, values, right.
Аннотация: актуальность выбранного для исследования научного направления обусловлена потребностью в переоценке современных угроз терроризма и его финансирования с учетом гносеологических особенностей формирования уголовно -правовых механизмов противодействия деяниям террористической направленности.
Цель статьи заключается в определении признаков терроризма и его финансирования, выделяемых законодателем в советский период развития России, анализ уголовно -правовых механизмов противодействия, исследование положительного опыта подрыва экономических основ террористической преступности.
Методы, используемые для достижения поставленной цели - сравнительно-правовой и исторический, представляющие возможность раскрыть основные направления развития уголовного законодательства на рассматриваемом историческом этапе в области противодействия терроризму и его финансированию, а также особенности трансформации уголовно-правовых норм, регламентирующих основы противодействия преступлениям террористической направленности.
Определены этапы становления российского уголовного законодательства в области противодействия терроризму и его финансированию в советской России. Продемонстрированы их юридико-технические особенности. Выделены их концептуальные признаки.
Результаты исследования могут применяться как в теоретических исследованиях, посвященных проблемам противодействия преступлениям террористической направленности, так и при совершенствовании современного уголовного законодательства в борьбе с терроризмом и его финансированием.
Abstract: the relevance of the chosen scientific direction is due to the need of re-evaluation of the modern threats of terrorism and its financing, taking into account epistemological characteristics of the formation of criminal law mechanisms to counter acts of a terrorist nature.
The purpose of this article is to identify the signs of terrorism and its financing allocated by the legislator in the Soviet period of Russia's development, to analyze criminal legal counteraction mechanisms, to study positive experience of undermining of the economic foundations of the terrorist crime.
The methods used to achieve this goal are as follows: a comparative legal and historical. They represent the opportunity to reveal the main directions of the development of criminal legislation in the considered stage of history in the field of combating terrorism and its financing, as well as features of transformation of the criminal law, regulating the basics of combating terrorist crimes.
Stages of the development of the Russian criminal legislation in the field of counter-terrorism and financing of terrorism in Soviet Russia are defined. The author demonstrates their legal and technicalfeatures and shoes their conceptual characteristics.
The results of the research can be applied both in theoretical studies devoted to the problems of combating terrorist crimes, and in the improvement of modern criminal law in the fight against terrorism and its financing.
Произошедшая в 1917 году в России революция повлекла за собой кардинальную смену ценностей и приоритетов и, как следствие, породила новый этап развития российского национального законодательства в области борьбы с преступностью в целом. Этот период характеризовался отсутствием кодифицированного законодательства, в том числе и в рамках уголовного права. Это стало причиной роста противоправных деяний. Правовая регламентация ответственности за различные формы посягательств, содержащих в себе признаки террористической деятельности, регламентировалась декретами, обращениями Совета Народных Комиссаров и другими нормативными правовыми актами.
В момент становления новой формы российской государственности, в условиях активного противостояния политических противников, терроризм стал основным инструментом решения возникающих противоречий и конфликтов. Так, по мнению В.И. Ленина, на рассматриваемом историческом этапе произошла трансформация террора с идеи способа борьбы за власть на идею убеждения и воздействия1.
Выделяя этот признак в качестве одного из конструктивных, мы видим, что он находит свое закрепление и в действующей редакции ст. 205 УК РФ «Террористический акт»2. Полагаем, что это стало моментом возникновения нового направления по осмыслению сущности террора, актуальным и сегодня.
Учитывая, что террор, характерный для рассматриваемого исторического этапа, в первую очередь ставил под угрозу прошедшую революцию и выдвигаемые ее ли-
1 См.: Ленин В.И. Доклад ВЦИК и Совнаркома 5 декабря на Всероссийском съезде Советов. 5 - 9 декабря 1919 года / Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 т. - М.: Изд-во политической литературы, 1960. Т. 39. - С. 405.
2 В ст. 205 УК РФ «Террористический акт» указано: « ...воздействие на принятие ими решений...».
дерами идеи. В дальнейшем деяния, включающие в себя его признаки, стали носить название «контрреволюционные преступления».
Первым документом, закрепившим эту дефиницию, стало Обращение СНК ко всему населению от 26 ноября 1917 г. «О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым центральной радой» .
В соответствии с данным Обращением, лидеры заговора объявлялись вне закона, тем самым лишались всех прав и карались по всей тяжести революционных законов. На территориях областей, где обнаруживалась активность контрреволюционеров, вводилось осадное положение.
Однако вышеуказанное Обращение носило не только репрессивную направленность. Так, в соответствии с пунктом 6, лица, прекратившие участие в контрреволюционных восстаниях, освобождались от ответственности. Реализация поощрительных норм в рамках борьбы с антиреволюционными течениями свидетельствует о переосмыслении значения компромисса и зарождении нового направления уголовной политики в рассматриваемой области4.
Заложив концептуальные основы борьбы с террором, в том числе и путем освобождения от ответственности лиц, добровольно прекративших свою преступную
3 О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым Центральной Радой: обращение Совета Народных Комиссаров ко всему населению от 26 ноября 1917 г. // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953. С. 21.
4 См.: Богомолов С.Ю. А нужен ли компромисс с террористом // Компромисс в праве: теория, практика, техника: сборник статей по материалам Международной научно -практической конференции (Н. Новгород, 29-30 мая 2014 г.): в 2 т. / под общей ред. В.А. Толстика, В.М. Баранова, А.В. Парфенова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России. 2014. Т. 1. С. 220-224.
деятельность, государство актуализировало возможность дальнейшего развития этого направления, что находит свое отражение и в действующем сегодня в России Уголовном кодексе. Ярким примером в этом слу-
1 3
чае служат примечания к ст. 205, 205 , 205 , 2054, 2055, 206 УК РФ.
В продолжение усиления борьбы с активно развивающимся контрреволюционным движением было принято Обращение Совета Народных Комиссаров от 30 ноября 1917 г. «О подавлении контрреволюционного восстания буржуазии, руководимого Кадетской партией»1. В рамках этого документа было предложено усиливать карательное воздействие против врагов.
Для точечной и более эффективной борьбы с исследуемой группой деяний на территории российского государства создаются революционные трибуналы. Так, Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний»2 устанавливала преступные формы поведения, подследственные ему, и наказание за их совершение. В частности, к вышеназванной группе относилось восстание против действующей власти и саботаж.
Впервые в российской истории развития уголовного законодательства в области противодействия терроризму в анализируемой Инструкции предусматривается расширенная альтернативная санкция, включающая в себя восемь видов наказаний. Их условно можно разделить на три самостоятельные группы.
Первая включает в себя наказания, непосредственно связанные с физическим о граничением свободы. К ним могут быть от-
1 О подавлении контрреволюционного восстания буржуазии, руководимого Кадетской партией: обращение Совета Народных Комиссаров от 30 ноября 1917 г. // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 19 1 7 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С. 21.
2 О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний: инструкция Наркомюста РСФСР от 19 декабря 1917 г. //
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С. 21.
несены: лишение свободы; удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики.
Вторая категория наказаний основана на политических ограничениях. Это объявление общественного порицания; объявление виновного врагом народа; лишение всех или некоторых политических прав.
Третья группа была построена на экономических санкциях. К виновному могли быть применены: штраф, секвестр, полная либо частичная конфискация.
Все вышеизложенное выводит уголовную политику в области противодействия преступлениям, содержащим в себе признаки терроризма, на принципиально новый, более дифференцированный и, соответственно, более эффективный уровень.
Так, в 1918 году Совет Народных Комиссаров в своем постановлении от 5 сентября «О красном терроре»3 установил круг лиц и деяний, именуемых террористами и
4
террором .
Данный документ впервые в российском законодательстве закрепил вышеуказанные дефиниции. Считаем, что это открывает новый этап в противодействии исследуемому явлению, в области юридико-технического конструирования уголовно-правовых запретов.
В 1922 году был принят первый Уголовный кодекс Советского государства. Рассматриваемый нормативный правовой акт в части первой («О контрреволюционных преступлениях»), в главе первой Особенной части («О государственных преступлениях») среди прочих контрреволюционных деяний содержал несколько статей о запрете совершения террористических актов. В качестве основной нормы, направленной на уголовно-правовое противодействие терроризму, выступала ст. 64 УК РСФСР 1922 г5. В соответствии с ней, пре-
3 О красном терроре: постановление Совета народных комиссаров от 5 сентября 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 44 ст. 533.
4 Террористами признавались лица, причастные к белогвардейским организациям. К террору относились деяния, обладающие признаками заговора и мятежа.
5 Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. М.: Госюриздат, 1953. С. 123.
ступным считалось участие в выполнении террористического акта. Конструктивными признаками этого деяния стали цель и характеристика возможных потерпевших. Так, в качестве цели была выделена контрреволюционная деятельность, понятие которой было отражено в ст. 57 УК РСФСР 1922 г. В ст. 64 УК РСФСР 1922 г. также был закреплен и исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых и совершается террористический акт. Это представители советской власти и деятели революционных рабоче-крестьянских организаций.
Все вышеизложенное дает нам основание констатировать, что на данном этапе, по мнению законодателя, терроризм представлял опасность государственной, а не общественной безопасности, о чем свидетельствует, в первую очередь, месторасположение нормы, а также характеристика жертв. Санкция ст. 64 УК РСФСР 1922 г. носила отсылочный характер, и наказание за совершение террористического акта было отражено в ч. 1 ст. 58 УК1. Отдельной нормой было криминализировано укрывательство и пособничество в совершении контрреволюционных преступлений, в том числе и террористического акта, в ст. 68 УК РСФСР 1922 г2.
Уголовный кодекс РСФСР в редакции 1926 г. полностью сохранил традиции в вопросах борьбы с террористическими актами, ранее заложенные в УК РСФСР в 1922 8 12
году. Статьи 58 и 58 в новой редакции полностью дублировали ранее рассмотренные ст. 58 и 68 УК РСФСР 1922 г. Вышеназванные механизмы были также продублированы и в Положении о преступлениях государственных от 25 февраля 1927 годе?, что свидетельствует о неизменности подхода в области противодействия террору.
1 Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голя-кова. - М.: Госюриздат, 1953. - С. 123.
2 Уголовный кодекс РСФСР 1922 года // Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голя-кова. - М.: Госюриздат, 1953. - С. 124.
3 Положение о преступлениях государственных //
Сборник документов по истории уголовного законо-
дательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953. - С. 219.
Следующий документ, непосредственно затрагивающий вопросы борьбы с терроризмом, был принят в 1958 году. Им стал Закон «Об уголовной ответственности за
4
государственные преступления» .
Впервые в истории российского уголовного законодательства произошла дифференциация террористических актов, в основу которой была положена характеристика потерпевшего и цель преступления. В соответствии со ст. 3 «Террористический акт» посягательство происходило на общественные отношения в сфере охраны жизни и здоровья государственного или общественного деятеля, или представителя власти. Ст. 4 «Террористический акт против представителя иностранного государства» взяла под охрану официальных представителей иностранного государства. Целями классического террористического акта являлся подрыв или ослабление Советской власти. В рамках ст. 4 Закона - провокация войны или осложнение международных отношений. Вышеназванные деяния входили в группу особо опасных государственных преступлений.
Анализируемый нормативный правовой акт действовал вплоть до вступления в силу Уголовного кодекса РФ 1996 г. По этой причине в него вносились изменения, в том числе затрагивающие вопросы борьбы с терроризмом. Так, например, в 1989 году в ст. 71 Закона были криминализированы публичные призывы к совершению террористического акта5.
Следующий нормативный документ, регламентирующий уголовно-правовые отношения, был принят в 1960 г. Им стал Уголовный кодекс 1960 года. Этот документ в целом сохранил концепцию в области борьбы с терроризмом, заложенную ранее, и в основной своей массе буквально включал в себя положения, закрепленные в Законе «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В частности, ст. 66 УК «Террористический акт» и
4 Об уголовной ответственности за государственные преступления: закон СССР от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1, ст. 8.
5 О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 16, ст. 397.
ст. 67 «Террористический акт против представителя иностранного государства»1 полностью соответствовали ст. 3 и 4 Закона «Об уголовной ответственности за государственные преступления» и были расположены в главе первой «Государственные преступления» и отнесены к особо опасным государственным преступлениям.
Конец прошлого века стал переломным в вопросе борьбы с преступностью в целом и деяниями, содержащими в себе признаки терроризма в частности. Так, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс
РСФСР»2
криминализировал еще одну самостоятельную разновидность террористического акта в ст. 2133 «Терроризм», а также ст.
2134 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Разместив их в главе 10 УК РСФСР 1960 г. «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения», законодатель четко дифференцировал разновидности рассматриваемого деяния в зависимости от спектра нарушаемых общественных отношений.
Все это дает нам основание констатировать, что в рассматриваемый период была сломана концепция, существующая на всех ранее проанализированных исторических этапах, устанавливающая, что терроризм ставит под угрозу только безопасность государственной власти.
Зарождение нового правового подхода сопровождалось и переоценкой цели терроризма.
Статьи 2133 и 2134 были нововведениями УК 1960 г. и не имели аналогов -предшественников в УК РСФСР 1922 и 1926 гг.
Хотя, как нами ранее было отмечено, однокоренные со словом «террор» дефиниции уже находили свое отражение в законо-
1 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно -процессуальный кодекс РСФСР: Федеральный закон от 1 июля 1994 года № 10-ФЗ // Собрание законодательства. 1994. № 10, ст. 1109.
2 О внесении изменений и дополнений в Уголов-
ный кодекс РСФСР и Уголовно -процессуальный ко-
декс РСФСР: Федеральный закон от 1 июля 1994 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 10, ст. 1109.
творческой деятельности, однако современное его понимание было заложено именно в ст. 2133 УК РСФСР 1960 г.
В отличие от ст. 66 и 67 УК РСФСР 1960 г., в ст. 2133 были включены принципиально иные конструктивные признаки. Так, в качестве цели терроризма выступало нарушение общественной безопасности либо принятие решений органами власти. Также нашли свое закрепление и способы совершения преступления. К ним были отнесены: взрыв; поджог; совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий. Эти способы находят свое закрепление и в действующей редакции ст. 205 УК РФ.
Еще одной особенностью анализируемой статьи стал возврат законодателя к закреплению поощрительной нормы, определяющей условия освобождения от ответственности за участие в подготовке акта терроризма, в примечании к ст. 213 УК. Этот эффективный механизм предупреждения отсутствовал в национальном законодательстве на протяжении всего периода становления советской России. Однако он закреплен и сегодня, что свидетельствует о безошибочности законодателя в необходимости его применения.
В 1989 г. была введена уголовная ответственность за призывы к измене родине, совершению террористического акта или диверсии, что нашло свое закрепление в ст. 701 УК РСФСР 1960 года3. Полностью соглашаясь с мнением законодателя о необходимости криминализации вышеуказанных деяний, считаем реализацию такого подхода несовершенной. Причиной этого является месторасположение ст. 701 УК 1960 г. Аналогичная норма в главе 10 УК отсутствовала, что исключало возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к публичным призывам к соверше-
3 О внесении изменений в Указ президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР»: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 года // Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 37, ст. 1074.
о
нию преступления, указанного в ст. 213 3 УК РСФСР 1960 г., и это, конечно же, было существенным пробелом.
Вышеизложенные изменения завершают проведенное ретроспективное исследование становления и развития гносеологических основ противодействия терроризму и его финансированию в советской России.
Рассматриваемый этап характеризуется следующими особенностями в исследуемой области: введено в уголовное законодательство понятие «контрреволюционные преступления», в том числе содержащие в себе признаки терроризма; заложены основы развития института поощрительных норм в области охраны государственной
безопасности; усилено карательное воздействие за совершение контрреволюционных преступлений путем введения на территории российского государства революционных трибуналов; впервые в нормотворче-ской деятельности российские законодатели стали использовать однокоренные с «террором» дефиниции; расширен круг дополнительных наказаний (официальное опубликование списка расстрелянных); произведена дифференциация террористических актов в зависимости от значимости объекта преступного посягательства; криминализированы публичные призывы к совершению террористического акта и заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР: Федеральный закон от 1 июля 1994 года № 10-ФЗ // Собрание законодательства. - 1994. - № 10. - Ст. 1109.
2. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953.
3. Об уголовной ответственности за государственные преступления: закон СССР от 25 декабря 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1959. - № 1. - Ст. 8.
4. О внесении изменений в Указ президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР»: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 сентября 1989 года // Ведомости ВС РСФСР. - 1989. - № 37. - Ст. 1074.
5. О внесении изменений и дополнений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР: указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1989 года // Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1989. - № 16. - Ст. 397.
6. Положение о преступлениях государственных: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953.
7. Декрет СНК «О революционном трибунале» от 4 мая 1918 года; Постановление НКЮ «Об отмене всех доныне изданных циркуляров о революционных трибуналах» от 16 июня 1918 года; Декрет ВЦИК «О Всероссийской чрезвычайной комиссии» от 17 февраля 1919 г. и др.
8. О красном терроре: постановление Совета народных комиссаров от 5 сентября 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. - 1918. - № 44. - Ст. 533.
9. О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний: инструкция Наркомюста РСФСР от 19 декабря 1917 г. : Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953.
10. О борьбе с контрреволюционным восстанием Каледина, Корнилова, Дутова, поддерживаемым Центральной Радой: обращение Совета Народных Комиссаров ко всему населению от 26 ноября 1917 г. : Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953.
11. О подавлении контрреволюционного восстания буржуазии, руководимого Кадет-
ской партией: обращение Совета Народных Комиссаров от 30 ноября 1917 г.: Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917 - 1952 гг. / под ред. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953.
12. Богомолов, С.Ю. А нужен ли компромисс с террористом? Компромисс в праве: теория, практика, техника: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Н. Новгород, 29-30 мая 2014 г.): в 2 т. Т.1. / под общей ред. В.А. Толстика, В.М. Баранова, А.В. Парфенова. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014. - С. 220-224.
13. Ленин, В.И. Доклад ВЦИК и Совнаркома 5 декабря на Всероссийском съезде Советов. 5 - 9 декабря 1919 года / В.И. Ленин. Полное собрание сочинений в 55 т. Т. 39. - М.: Изд-во политической литературы, 1960.
14. Литвин, А.Л. Красный и белый террор. 1918 - 1922. - Казань: Татарское газетно-журнальное изд-во, 1995.