3. School of Management academic Professor Alan Brown. Big bucks not only draw cardfor FIFO workers: Edith Cowan University. 2012. Available at: https://www.ecu.edu.au/news/latest-news/2012/07/big-bucks-not-only-draw-card-for-fifo-workers (accessed 19.01.2016).
4. Rossiiskaya gazeta [Rossiiskaya gazeta]. Available at: http://www.rg.ru/2014/09/29/trenirovki-myshcy-site.html (accessed 29.01.2016).
5. Susomrith P., Brown A.R., Scott G.B., Sitlington H.B. Generational differences and Fly-In-Fly-Out (FIFO) employee turnover. Joondalup, School of Business, Edith Cowan University, 2013. 17 p.
6. Bol'shakov A.G. Gradostroitel'naya organizatsiya landshafta kak faktor ustoichivogo raz-vitiya territorii. Avtoref. diss. d-ra arkhitektury [Development organization of landscape as a factor of steady territory development. Abstract of dissertation of Doctor of Architecture]. Irkutsk, 2003. 46 p.
7. Baron R.A. The physical environment of work settings: Effects on task performance, interpersonal relations, and job satisfaction. Research in organizational behavior. 1994, vol. 16, pp. 1-46.
8. Leigh J.P. Employee and job attributes as predictors of absenteeism in a national sample of workers: the importance of health and dangerous working conditions. Social Science and Medicine, 1991, no. 33(2), pp. 127-137.
9. Tett R.P., Meyer J.P. Job satisfaction, organizational commitment, turnover intention, and turnover: path analyses based on meta-analytic findings. Personnel Psychology, 1993, vol. 46, issue 2, pp. 259-293.
Информация об авторах
Наумова Надежда Денисовна, студентка, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Дружинина Инна Евгеньевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the authors
Naumova N.D., undergraduate, е-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Druzhinina I.E., associate professor, Architecture Projection Department, e-mail: [email protected]; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 72.021.2+72.021.4 (072)
DOI: 10.21285/2227-2917-2016-2-276-288
ОСНОВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА. ПРОСТО О СЛОЖНОМ. БУДУЩИМ ГРАДОСТРОИТЕЛЯМ ПОСВЯЩАЕТСЯ
© Т.П. Петрова, А.О. Бельков
Делается попытка провести «градостроительный ликбез» для всех заинтересованных в пространственном территориальном развитии города. В доступной форме показана структура всего пакета градостроительной документации, разъясняется, для чего она разрабатывает-
ся и зачем горожанам в ней разбираться, указывается, как горожане могут в собственных интересах использовать публичные документы по городскому обустройству. Статья предназначена для студентов и преподавателей специальностей «Архитектура», «Дизайн среды», «Градостроительство», «Городское хозяйство», а также будет иметь прикладное значение для городских сообществ, заинтересованных в развитии города, в возможности влиять на его пространственную ткань. Окажет помощь в работе профессионалов, специалистов в области архитектурного проектирования и градостроительства, которым приходится решать множество самых различных технических, экономических, эстетических, экологических и социокультурных задач, выступая в роли композитора, способного соединить различные аспекты и задачи в единый архитектурно-художественный образ.
Ключевые слова: градостроительная документация, публичные слушания, правила землепользования и застройки, основы градостроительства, проект планировки территории, проект межевания территории.
FOUNDATIONS OF TOWN PLANNING. SIMPLY ABOUT DIFFICULT. DEDICATED
TO THE FUTURE TOWN PLANNERS
© T.P. Petrova, A.O. Belkov
In the article the authors try to give a «town planning elimination of literacy for all the interested in the apace territory development of the city. In the accessible form we showed the structure of the whole submission, it is explained what it is developed for and why the citizens should understand it, it gives understanding how the citizens will be able to use public documents connected with town planning for their own aims. This article is for students and teachers of speciality Architecture, Area Design, Town planning, City utility, and will also have practical meaning for city communities, interested in the city development, in the possibility to influence its space fabrics. It will help in the work of professionals, specialists in the area of architecture design and town planning which have to solve numerous different technical, economical, esthetic, ecological, social and cultural tasks, playing the role of a composer, who is able to unite various aspects and tasks into a common architectural and art image.
Keywords: town planning documents, public hearing, rules of land utilization and development, foundations of town planning
Прошло десять лет с момента принятия нового Градостроительного кодекса Российской Федерации, в котором изложены содержание, порядок принятия и реализации градостроительной документации разных стадий проектирования. Необходимость в определении степени ответственности всех уровней градостроительной документации обусловлена важностью Градостроительного и Земельного кодексов в жизни каждого горожанина.
Вся структура градостроительной документации определяется Градостроительным кодексом РФ. Он часто изменяется, в него вносилось много поправок примерно раз в квартал за последние два года.
Попробуем разобраться, какое влияние на жизнь горожанина и городских сообществ оказывает Градостроительный кодекс (ГК) и что необходимо знать, чтобы можно было обоснованно отстаивать свои права собственников земли, участвовать в жизни города, использовать в собственных интересах публичные документы по городскому обустройству.
С принятия этого закона в 2005 году началась новая эпоха в формировании градостроительной политики в нашей стране.
Рассмотрим устройство всего пакета документов территориального планирования (рис. 1), структуру этих документов, систему вложенности, взаимозависимость и влияние их друг на друга, особенности каждого из этих документов в отдельности.
Схемы территориального планирования Российской Федерации
Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации (области, края)
Схема территориального планирования муниципальных образований. Генплан города
ПЗЗ. Правила землепользования и застройки. Градостроительный регламент
ППТ. Проект планировки территории. Проект межевания территории
Кадастровый план земельного участка
Градостроительный план земельного участка
ПЗУ. Схема планировочной организации земельного - участка
Рис. 1. Структура системы территориального планирования РФ
Внешняя рамка на представленной схеме соотносится с подготовкой пакета документов, который называется «Схемы территориального планирования Российской Федерации», в следующих областях: размещение объектов федерального значения, федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильный транспорт федерального значения, энергетика, высшее профессиональное образование, объекты здравоохранения и закрытая часть - оборона страны и безопасность государства.
Схема территориального планирования Российской Федерации в настоящее время находится на стадии разработки. Однако некоторые схемы утверждены (например, транспортная) и оказывают влияние на градостроительную документацию областного и городского уровня.
Следующий этап территориального планирования развития территорий - это составление схем территориального планирования субъектов Российской Федерации (например, Иркутской области), которые содержат положения о территориальном планировании и карты размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям: транспортная и инженерная инфраструктура регионального значения, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, предупреждение чрезвычайных ситуаций в области, - и иных объектов, относящиеся к полномочиям исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (например, для Иркутска это территория областной больницы). Объекты, обозначенные на схеме территориального планирования области как региональные, должны быть показаны в муниципальной документации (вертикаль зависимости по уровням градостроительной документации такова: федеральные объекты отображаются в областных, региональных и городских схемах, а областные, соответственно, в городских схемах) [4].
Еще один документ, который принимается на областном уровне и прямо влияет на пространственное развитие города, - это проект зон охраны объектов культурного значения
(ПЗО). Его функция - это защита объектов культурного значения. ПЗО устанавливает границы зон охраны объектов культурного значения (памятников истории и культуры), археологических объектов, захоронений, а также зон регулирования застройки, т.е. таких территорий, где регулируется этажность (как правило, не выше, чем существующая окружающая застройка), плотность застройки, материалы, а также цвета, которые могут быть использованы в отделке фасадов без риска разрушения городской исторической среды.
Следующее окно-вложение на схеме демонстрирует этап по подготовке документов территориального планирования муниципальных образований, в т.ч. генеральный план города, генеральный план поселения. Генеральный план - главный документ территориального, пространственного развития города, который разрабатывается на срок не менее 20 лет. Он содержит: положение о территориальном развитии, карту объектов городского значения, карту границ города и городских округов, карту функционального зонирования, в которой указывается основной вид разрешенного использования земли. Также на карте обозначены рекреационные территории, жилые территории (делятся на подзоны в зависимости от этажности застройки), производственные зоны, деловые, общественные, зоны образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, многофункциональные зоны. На генплане показана транспортная и инженерная инфраструктура города, виден его экологический каркас.
Генеральный план (ГП) содержит материалы по обоснованию проекта планировки территории в текстовой форме и в виде карт и утверждаемую часть в виде карт - то, что выносится на публичные слушания.
Многие события и действия в масштабах города основываются на решениях, заложенных и утвержденных в генеральном плане города.
Итак, генплан - что же это за документ? Какая от него польза, и что он дает конкретному субъекту, то есть каждому из нас? Для ответа на эти вопросы необходимо определить само понятие «градостроительство» и то, зачем оно нужно.
Основная цель градоустройства не допустить хаотичного развития территории города. Можно принять то или иное решение и построить конкретный объект, не обращая внимания на градостроительную ситуацию, но такие действия однозначно приведут к большим проблемам в будущем. Например, к автомобильным пробкам, точечной застройке, уничтожению скверов и парков, проблемам с инженерной инфраструктурой (водоснабжением, электроснабжением и т.д.) и в конечном итоге к полному коллапсу жизни в городе. Примеры подобных ситуаций есть. Практически все крупные города столкнулись с такими проблемами, и, в особенности, исторические города [5].
Генеральный план является стратегией, вектором развития города, определяющим, по какому пути пойдет это развитие, что должно стать приоритетом на ближайшие годы и десятилетия вперед. Что особо важно - это публичность обсуждения и принятия решения о том, каким быть данному документу и решениям, заложенным в нем. Требования о необходимости обязательного проведения публичных слушаний впервые появилось в истории России именно в градостроительстве, и это абсолютно правильное и своевременное решение нового законодательства. Бывают ситуации, которые невозможно решить, не выслушав мнение и идеи всех участников жизни города: жителей, представителей бизнеса и власти. Лучше своевременно выражать свое мнение, конструктивную критику и, в конечном счете, влиять на итоговое решение, чем после утверждения ГП доказывать неправильность какого-либо решения и обвинять всех в этом.
Генеральный план города - это документ, который интересен для городских сообществ, к которым каждый из горожан имеет отношение. В целях защиты своих интересов или для принятия решений по приобретению земли необходимо знать структуру этого документа и его функции.
Однако генеральный план - это не документ, который на 100 % определяет будущее города. Это документ, на основании которого город потенциально фиксирует для себя территории под транспортные коридоры, городские коммуникации, развязки и запрещает использование этих территорий под застройку [6].
На генплане города отображается транспортная инфраструктура, названия микрорайонов, размещение социальных объектов, имеется таблица «Условные обозначения». Зоны обозначаются цифрами, в таблицах дана полная расшифровка всех буквенных и цифровых обозначений.
На основании генерального плана города разрабатывается проект правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Генплан города или поселения имеет приоритет перед ним. Можно сказать, что проект ПЗЗ подчиняется генплану. Последний, в свою очередь, подчиняется вышеназванному документу ПЗО - проекту зон охраны объектов культурного значения (при его наличии).
Что из себя представляет документ ПЗЗ? Зачем он нужен и из чего он состоит? Ответ очевиден из самого названия этого документа - правила! Правила землепользования и застройки. Этот документ наравне с генпланом является главным градостроительным документом города, и если генеральный план определяет стратегию развития города в целом, то ПЗЗ, по сути, отвечают за ее реализацию. Именно они определяют для любого субъекта градостроительной деятельности в городе, будь то физическое или юридическое лицо, что, где и как можно строить и эксплуатировать, начиная от земельного участка, сооружения или здания в целом. Только при неотступном соблюдении ПЗЗ, их регламентов и требований можно рассчитывать на то, что мы все будем жить в гармоничном, комфортном и красивом городе, который будет радовать глаз нам и нашим потомкам.
Правила землепользования и застройки состоят из текстовой и графической части. В текстовой сосредоточены все основные требования и градостроительные регламенты, начиная от разрешенного функционального использования земельных участков, зданий и сооружений и заканчивая планировочными ограничениями, их размерами и требованиями по размещению как на отведенных для этих объектов территориях, так и в городе в целом. Например, отступ в метрах от красной линии (внутренней границы пешеходного тротуара вдоль улицы) до здания, максимальные и минимальные размеры участков для размещения тех или иных объектов, расстояния между жилыми домами на смежных участках и многое другое. Графическая часть правил содержит карту градостроительного зонирования, которая устанавливает границы территориальных зон, в которых действуют эти регламенты и требования. По результатам мониторинга карты градостроительного зонирования формируются земельные участки как под существующие здания и сооружения, так и участки для нового строительства [2].
Данная карта основана на генеральном плане и отвечает тем целям и задачам, которые необходимо достичь для его успешной реализации. Особо важно, что правила наравне с генпланом должны пройти обязательную процедуру публичный слушаний, общественного обсуждения документа, поскольку при их применении затрагиваются интересы всех жителей города, как лично каждого из них (приобретающих участок под дачу, дом, магазин и т.д. и сами эти объекты), так и общества в целом.
После прохождения публичных слушаний, ПЗЗ утверждаются представительным органом местного самоуправления и приобретают законодательную силу. В настоящее время правила землепользования и застройки стали все чаще разрабатываться одновременно с генпланом города. В чем основные отличия генплана от правил землепользования и застройки? ПЗЗ включают в себя четкие градостроительные регламенты, информацию о любой зоне в соответствии с данными регламентами и параметры застройки.
Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земли и используется в процессе их застройки и эксплуатации, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, а также ограничения использования земельных участков.
На карте градостроительного зонирования ПЗЗ устанавливаемые границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности любого земельного участка к одной территориальной зоне. Например, по земельному участку одного собственника должна пройти новая городская дорога, которая режет его территорию на две части. Так как не раз-
решается размещать земельный участок в двух разных зонах, согласно ПЗЗ, необходимо наложить обременение и размежевать на разные зоны этот участок, разделить его на два отдельных участка и поставить оба на кадастровый учет (рис. 2).
Рис. 2. Публичная кадастровая карта
После утверждения правил землепользования и застройки все земельные участки должны быть поставлены на кадастровый учет в течение 6 месяцев, иначе они признаются недействительными.
ПЗЗ устанавливают следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов: 1) основные, 2) условно-разрешенные и 3) вспомогательные. В текстовой части ПЗЗ эти виды отражены для каждой зоны, перечислено, что разрешается строить на конкретном земельном участке. Например, в ПЗЗ написано, что основные виды использования территории - это среднеэтажная застройка, магазины, объекты социального обслуживания. Допустим, основная застройка - до 7 этажей. Но если мы видим, что среди среднеэтажной застройки появляется высотное сооружение, это значит, что в условно-разрешенных видах использования для этого участка написано «многоэтажные дома». Если уже проведены публичные слушания, то, соответственно, совершенно законно было выдано разрешение на строительство многоэтажного здания.
Кроме видов разрешенного использования ПЗЗ устанавливают плотность застройки (максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади участка, которая может быть застроена, по внешней границе фундаментов ко всей площади участка), высотность застройки, процент озеленения, расстояние от границ земельных участков до объектов капитального строительства, расстояние от красной линии до фундаментов зданий, устанавливают публичные или частные сервитуты и коэффициент застройки участка в целом. Тем не менее если затрагиваются интересы собственника территории и в отношении него нарушается законодательство, то собственник (физическое или юридическое лицо) может оспорить данный документ, ПЗЗ, и через суд отстоять свои права.
Генеральный план города - это стратегический документ, очень важный в жизни горожан и необходимый для развития территории. Но он не может дать ответа на конкретные
вопросы относительно отдельного участка, здания, сооружения и т.д. Эти ответы находят свое отражение в правилах землепользования и застройки города [4].
Проект планировки территории (ППТ) создается для развития застроенных и подлежащих застройке территорий. Он разрабатывается в развитие генеральных планов населенных пунктов или, независимо от наличия генеральных планов, на территорию квартала, микрорайона или других территорий, названных в градостроительном законодательстве «элементами планировочной структуры». ППТ содержит основные показатели, необходимые для определения инвестиционной привлекательности территории - численность населения и возможные объемы нового строительства (жилищного, делового, социального, культурно-бытового, транспортного, инженерного). Решение о подготовке проекта планировки территории принимается руководителем органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа. ППТ утверждается органом государственной или муниципальной власти с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса РФ. Проект планировки территории, подготовленный на основании решения руководителя исполнительного органа государственной власти, обсуждению на публичных слушаниях не подлежит.
ППТ - основа для формирования градостроительных планов земельных участков, необходимых для получения разрешения на строительство.
Понятие «проект планировки территории» отличается от понятия «генеральный план». В отличие от генерального плана, являющегося документом с укрупненными ориентировочными показателями, ППТ - более подробный документ градостроительного регулирования, содержащий красные линии, объекты и инфраструктуру. Генеральный план поселения, в отличие от проекта планировки территории, не содержит необходимых данных для оценки возможности строительства. На основании утвержденного ППТ выдается градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) - документ, необходимый для получения разрешения на строительство.
Проект планировки территории - это единственный документ, который устанавливает красные линии, т.е. линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов, скверы, бульвары). Красные линии - это жесткое обременение, за их границами строить нельзя [1] .
ППТ устанавливает границы зон планируемого размещения объектов социально-культурной и коммунально-бытовой сферы, в т.ч. школ, детских садов, объектов культуры, фиксирует схему инженерной и транспортной инфраструктур, остановочные пункты, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, определяет границы размещения объектов капитального строительства. Функция этого документа состоит в соблюдении существующих нормативов.
В современном мире сохранение природных территорий городов является актуальной проблемой. Требуется большая целенаправленная работа по их защите. Планирование мероприятий по восстановлению, сохранению и развитию территории осуществляется в процессе разработки градостроительной документации - проекта планировки (рис. 3).
Представленный пример проекта планировки территории жилого района Гидростроитель в г. Братске [3] был разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки города Братска. В составе проекта планировки разработан проект межевания территории.
Рис. 3. Проект планировки территории по адресу: г. Братск, р-н Гидростроитель,
в районе ул. Ангарской Экспедиции
В основу планировочного решения заложены: сложившаяся транспортная схема данного района с частичной реконструкцией узлов по требованиям красных линий, исторически сложившаяся планировочная сетка улиц.
В функциональном зонировании территории района приоритет отдан поквартальному формированию жилой зоны. На проектируемой территории предусмотрена застройка индивидуальными жилыми домами (коттеджами) с приусадебными земельными участками от 600 2 2 до 2000 м . Средняя площадь земельного участка - 1200 м .
В составе объектов социальной сферы предусмотрены отдельно стоящие и встроенные объекты культурно-бытового обслуживания повседневного и периодического спроса, в т.ч.:
- детский сад на 50 мест (перспективное строительство);
- магазин товаров первой необходимости общей площадью 150 кв.м;
- временные объекты торговли и аптека;
- спортплощадки, теннисные корты;
- парковки перед объектами обслуживающих и коммерческих видов использования.
Пример проектного распределения территории по видам использования приведен в
табл. 1.
Таблица 1
Распределение территории по видам ее использования
Элементы территории Площадь в границах проекта планировки (ПП), га % в границах ПП Кол-во м2 на 1 чел.
Жилая зона (малоэтажная застройка инди-
видуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками) 12,96 61 288
Объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения (в т.ч. 0,4 0,8 9
объекты повседневного спроса)
Зеленые насаждения общего пользования 0,46 14,2 10,2
Улицы, дороги, проезды, площади 5,12 14 113
Производственные зоны 1,58 10 35
Итого 15,68/20,52 100 456
Население района на расчетный срок до 2030 года - 0,45 тыс. чел. - определено исходя из средней обеспеченности общей площадью на 1 жителя 30 м2 и проектного размещения жилищного фонда.
Средняя плотность населения в районе - 30 чел./га, плотность жилищного фонда -660 м2/га, плотность населения в жилой зоне - 22 чел./га, плотность жилищного фонда в жилой зоне - 1040 м2/га. Основные технико-экономические показатели застройки территории с указанием размера и этажности жилищного фонда, численности и плотности населения приведены в табл. 2.
Таблица2
Основные технико-экономические показатели застройки района. 2030 г.
Наименование Показатели
Существующий жилищный фонд, м 20 х 70 = 1400
Убыль жилищного фонда, м2 -
Сохраняемый жилищный фонд, м2 20 х 150 = 3000
Новое строительство, м2 70 х 150 = 10500
Жилищный фонд, всего, м2 13500
Население при 30 м2/чел., чел. 450
Территория жилой зоны / территория в границах ПП 15,68 / 20,52
Плотность населения в жилой зоне, чел./га 31
Расчет нормативной потребности объектов культурно-бытового обслуживания повседневного спроса, районного и городского значения был выполнен по рекомендательным нормативам СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СНиП 2.07.01-89*, СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства».
Все жилые комплексы обеспечены необходимым количеством парковочных мест, расположенных во встроенных паркингах. Открытые автомобильные стоянки, предложенные к размещению на территории квартала, являются гостевыми (на них не предусматривается хранение автотранспорта) и приобъектными (для сотрудников учреждений обслуживания).
Состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, устанавливаются Градостроительным кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ.
Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Проект планировки территории - документ для определенной территории, устанавливающий зоны размещения существующих объектов и их параметры, а также зоны размещения объектов, строительство которых может быть разрешено.
Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
Проект межевания территории содержит схему границ существующих земельных участков и границ будущих земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Ниже представлен пример Проекта межевания территории жилого района Гидростроитель в г. Братске (рис. 4), выполненный в составе проекта планировки.
Проект планировки территории жилого района Гидростроитель в границах улицы Ангарская экспедиция г. Братска ЧЕРТЕЖ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ М 1:500
Рис. 4. Проект межевания территории по адресу: г. Братск, р-н Гидростроитель,
в районе ул. Ангарской Экспедиции
Еще раз уместно напомнить, что объекты и территории, обозначенные на схеме территориального планирования субъекта федерации (области) как региональные, должны быть отражены в документации городской, муниципальной. Вертикаль зависимости по уровням градостроительной документации такова: федеральные объекты должны быть показаны в областных, региональных и городских схемах, а областные, соответственно, в городских схемах, в т.ч. в проектах планировки территории.
Не допускается осуществлять ППТ при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания и градостроительных планов земельных участков по заявлению физических или юридических лиц.
В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может проводиться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков.
В составе градостроительного плана указываются:
- границы участка;
- зоны публичных сервитутов;
- отступы от границ участка до фундаментов зданий и сооружений;
- информация обо всех видах разрешенного использования участка, предусмотренных градостроительным регламентом;
- информация о разрешенном использовании земельного участка, назначении, параметрах и размещении объекта капитального строительства на данном участке;
- информация о расположенных на участке объектах культурного наследия;
- информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия);
- границы зоны планируемого размещения объектов для государственных или городских нужд в случае такой необходимости.
В состав градостроительного плана включается информация о возможности или невозможности разделения этого участка на несколько участков.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.
Схема утверждения градостроительной документации в целом одинакова на всех стадиях и для всех уровней разработки градостроительной документации. Порядок утверждения такой: разработка документации, принятие документации администрацией, публичные слушания. После публичных слушаний работает специальная комиссия, которая рассматривает все поступившие предложения и замечания. После ее работы по принятым замечаниям градостроительная документация выносится на рассмотрение Городской думе для утверждения.
Глава местной администрации обеспечивает опубликование разработанной и утвержденной градостроительной документации в установленном порядке и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет.
Итак, свое взаимодействие с Градостроительным кодексом авторы статьи показывают с двух сторон: А.О. Бельков, как главный архитектор г. Братска в период 2007-2014 гг., освещает земельные отношения с точки зрения администрации, а Т.П. Петрова - с точки зрения архитектора-проектировщика, действующего в рамках закона. Авторы имеют многолетний практический и педагогический опыт работы в области градостроительства и делают попытку провести «градостроительный ликбез» для всех заинтересованных в пространственном территориальном развитии города.
Таким образом, в доступной форме была показана структура всего пакета градостроительной документации, разъяснено, для чего она разрабатывается и зачем горожанам в ней разбираться. Статья ориентирована на лиц, заинтересованных в развитии города, в возможности влиять на его пространственную ткань, на будущих профессионалов, специалистов в области архитектурного проектирования и градостроительства, которым приходится решать множество самых различных технических, экономических, эстетических, экологических и
социокультурных задач, выступая в роли композитора, способного соединить различные аспекты и задачи в единый архитектурно-художественный образ.
Статья поступила 29.04.2016 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации: по сост. на 20 февраля 2016 г. с учетом изм., внесенных федеральными законами. М.: ООО «Проспект», КноРус, 2016. 160 с.
2. Земельный кодекс РФ: с изм. на 30 декабря 2015 года (ред., действ. с 1 января 2016 года) [Электронный ресурс] // Профессионально-справочные системы АО «КОДЕКС». URL: www.consultant.ru (18.01.2016).
3. Бельков А.О., Петрова Т.П. Проект планировки территории, расположенной по адресу: Иркутская область, город Братск, жилой район Гидростроитель, в районе улицы Ангарской Экспедиции [Электронный ресурс]. Братск, 2014. URL: www.bratsk-city.ru (18.01.2016).
4. Лекция 3. Градостроительный ликбез [Электронный ресурс] / А. Козьмин; Агентство развития территорий «Градостроительная школа», Центр городских сообществ и Центр прикладной урбанистики «Иркутск» при поддержке Администрации города Иркутска // Цикл образовательных лекций «Городская среда». 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=M4CQHYF__3Y&index=3&list=PLF6OzegOjdyz8Dw0qfucY HReb7gmJTXdI (18.01.2016).
5. Local Planning: Contemporary Principles and Practice / eds. G. Hack [et al.]. Washington, DC: ICMA Press, 2009. 210 p.
6. Riddell R. Sustainable Urban Planning. Tipping the Balance. United Kingdom, 2004.
185 p.
REFERENCES
1. Gradostroitel'nyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: po sost. na 20 fevralya 2016 g. s uchetom izm., vnesennykh federal'nymi zakonami [Town-planning codex of Russian Federation: as on 20 February 2016 with the account of changes made by federal laws]. Moscow, OOO "Prospekt", KnoRus Publ., 2016. 160 p.
2. Zemel'nyi kodeks RF: s izm. na 30 dekabrya 2015 goda (red., deistv. s 1 yanvarya 2016 goda) [Land Code of RF: with changes for 30 December 2015 (ed., active from 1 January 2016)]. Professional'no-spravochnye sistemy AO "KODEKS" [Professional reference systems JSC "KODEKS"]. Available at: www.consultant.ru (accessed 18.01.2016).
3. Bel'kov A.O., Petrova T.P. Proektplanirovki territorii, raspolozhennoi po adresu: Irkut-skaya oblast', gorod Bratsk, zhiloi raion Gidrostroitel', v raione ulitsy Angarskoi Ekspeditsii [Project of territory planning, its address is: Irkutsk region, Bratsk, residential area Gidrostroitel, around the street Angarskoi Ekspedicii]. Bratsk, 2014. Available at: www.bratsk-city.ru (accessed 18.01.2016).
4. Koz'min A. Lektsiya 3. Gradostroitel'nyi likbez [Town-planning literacy project]. Tsikl obrazovatel'nykh lektsii "Gorodskaya sreda" [Cycle of educational lectures "City area"]. 2016. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=M4CQHYF__3Y&index=3&list=PLF6OzegO jdyz8Dw0qfucYHReb7gmJTXdI (accessed 18.01.2016).
5. Hack G. Local Planning: Contemporary Principles and Practice. Washington, DC, ICMA Press, 2009. 210 p.
6. Riddell R. Sustainable Urban Planning. Tipping the Balance. United Kingdom, 2004.
185 p.
Информация об авторах
Петрова Татьяна Петровна, архитектор, член Союза архитекторов России, доцент кафедры дизайна, e-mail: [email protected], Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664047, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Бельков Алексей Олегович, член Союза архитекторов России, руководитель архитектурного бюро, генеральный директор, главный архитектор бюро, e-mail: [email protected], «AB studio» OOO «ПСО», 665717, Россия, г. Братск, ул. Подбельского, 8, оф. 5.
Information about the authors
Petrova T.P., architect, member of architect Union in Russia, associate professor, Department of design, e-mail: [email protected], Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Belkov A.O., member of architect Union in Russia, head of architect bureau, general manager, chief architect of the bureau, e-mail: [email protected], «AB studio» LLC «PSO», 8 Podbelskogo St., office 5, Bratsk, 665717, Russia.