ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИИ Примерная программа учебной дисциплины (Для всех профилей подготовки)1
• Цели освоения дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Основы филологии» является получение целостного представления о филологии как отрасли гуманитарных наук; выработка основ филологического мировоззрения; получение общих сведений о современной филологии - ее особенностях, истории, объектах, методологии; овладение базовыми принципами, логикой и методами научного исследования по филологии; применение полученных знаний и умений в процессе теоретической и практической деятельности в области филологии.
2. Место дисциплины в структуре примерной основной образовательной программы
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть».
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и получаемые в процессе изучения введения в языкознание и введения в литературоведение.
Место учебной дисциплины - в системе пропедевтических курсов-«введений»: в языкознание, литературоведение, теорию
коммуникации, профильную филологию; в совокупности гуманитарных дисциплин, изучающих человека в разных гранях.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование
следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
- умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятель-
1 Автор-составитель А.А. Чувакин, доктор филологических наук, профессор (Алтайский государственный университет, Барнаул).
ности; способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
б) профессиональных (ПК):
- способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
- владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
- способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия, составляющие базу современной филологической науки, и ее термины.
Уметь: применять на практике базовые навыки сбора и анализа языковых и литературных фактов.
Владеть: основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области филологии.
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе 36 аудиторных часов. Ее изучение завершается зачетом.
Введение (лекции - 2 часа; практические занятия - 2 часа; самостоятельная работа - 6 часов). Возникновение филологии. Современная филология, ее объекты и материал изучения, методы исследования. Статус филологии в гуманитарном секторе науки. Филологические науки и дисциплины. Филология как направление высшего профессионального образования. Цели и задачи курса «Основы филологии».
История филологии: от филологии как комплексного знания к филологии как комплексу наук (лекции - 2 часа; практические занятия - 0 часов; самостоятельная работа - 10 часов). Складывание филологической традиции. Возникновение «научной» филологии. Ф.-А. Вольф. Специализация филологического знания и дифференциация филологических наук (середина XIX - середина ХХ веков). 1960-1970-ые годы как начало этапа «новейшей», или современной, филологии. Человек как центр филологического знания и смысл существования
современной филологии. С.С. Аверинцев о значимости для филологии проблемы понимания.
Объекты современной филологии: естественный язык, текст, homo loquens (лекции - 6 часов; практические занятия - 6 часов; самостоятельная работа - 6 часов). Филологическое понимание языка. От языка к тексту: текст как объект современной филологии. От языка и текста к человеку: homo loquens как объект современной филологии. Аспекты изучения языка, текста и homo loquens в филологии как целом и филологических науках и дисциплинах. Основные понятия и термины, описывающие объекты филологии. Фундаментальные открытия в филологии; выдающиеся филологи.
Методология филологии (лекции - 6 часов; практические занятия - 6 часов; самостоятельная работа - 6 часов). Филологический подход к исследованию. Научное исследование в филологии, его особенности. Важнейшие понятия и логика научного исследования в филологии. Его методы исследования. Организация научного исследования. Филологическое научное сочинение. Учебное научное сочинение по филологии.
Филология в современном мире (лекции - 0 часов; практические занятия - 6 часов; самостоятельная работа - 8 часов). Филология «как служба понимания». «Филологическое искусство» чтения. Филология как совокупность гуманитарных наук, междисциплинарное (= общефилологическое) ядро знания, научный принцип.
5. Рекомендуемые образовательные технологии
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов; может быть предусмотрена курсовая работа (дисциплина определяется по выбору обучающегося из перечня дисциплин базовой части общепрофессионального цикла: основы филологии, введение в языкознание, введение в литературоведение, введение в теорию коммуникации).
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, проектных методик, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций, коммуникативного эксперимента, тренинга, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий.
В рамках учебного курса предусматриваются встречи с представителями российских и / или зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов
в области коммуникативистики (одна - две встречи: на 10-ой и 17-ой неделях).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
При изучении учебной дисциплины рекомендуются следующие виды самостоятельной работы студентов: подготовка к аудиторным занятиям (в соответствии с планами занятий); выполнение отдельных видов самостоятельной работы, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины, в том числе: написание эссе и иных письменных работ, выполнение практических заданий, связанных со сбором и анализом фактического и теоретического материала, поиском материалов в Сети, решение задач, разбор конкретных ситуаций (метод кейса), подготовка к выполнению тестовых и творческих заданий и др. Выполнение самостоятельной работы студентами контролируется в ходе практических занятий, на консультациях, при проверке выполненных заданий, в процессе самоконтроля.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011.
б) дополнительная литература:
Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7. (Аверинцев С.С. Филология // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987).
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
Винокур Г.О. Введение в изучение филологических наук. М.,
2000.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М., 1996.
Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979. (Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996).
Степанов Ю.С. Филология // Русский язык : Русский язык. Энциклопедия. М., 1997.
Русская словесность : От теории словесности к структуре текста. М., 1997.
Чувакин А.А. О сущности филологического подхода к изучению творчества писателя // А.А. Чувакин. Творчество В.М. Шукшина в ис-
следованиях филологов Алтайского государственного университета (1989-1999) // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1.
Чувакин А.А., Кощей Л.А., Морозов В.Д. Основы научного исследования по филологии. Барнаул, 1990.
Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2001.
в) программное и коммуникационное обеспечение:
Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебнометодической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями, организациями и научными учреждениями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура, учебно-методический кабинет с книжным фондом и фондом произведений периодической печати (все - в стандартной комплектации для лекций, практических занятий и самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки)2.
А.А. Чувакин
2 Первые, развернутые, варианты программы опубликованы в: Основы филологии : Программа учебной дисциплины (составитель - проф. А.А. Чувакин) // Информационный бюллетень Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Пермь, 2004. N° 7; Чувакин А.А. Курс основ филологии : к проблеме модернизации высшего филологического образования // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 2006. № 2; Чувакин А.А. Основы филологии. М., 2011.