ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И
КРЕДИТ
THE MAIN TASKS OF TAX CONTROL AT THE PRESENT STAGE Gnatyshina E.I. (Russian Federation) Email: [email protected]
Gnatyshina Elizaveta Igorevna- PhD in Economics, Associate Professor, FINANCE AND CREDIT DEPARTMENT, VOLGA REGION STATE UNIVERSITY OF SERVICE,
TOLYATTI
Abstract: the article gives the concept of the Institute of tax monitoring, defines the main tasks, legal aspects offunctioning of this Institute is given a list of requirements that must be met potentially subject to fiscal monitoring, the mechanism of action of tax control, analyses the main functional aspects of its implementation, determines the positive and negative time of the meeting. Also provides practical experience in the implementation of this type of monitoring and the prospects for its further functioning of the tax system of Russia. Keywords: tax monitoring, subject, tax accounting, tax law, civic consciousness.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Гнатышина Е.И. (Российская Федерация)
Гнатышина Елизавета Игоревна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов и кредита, Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти
Аннотация: в статье дается понятие института налогового мониторинга, определяются его основные задачи, правовые аспекты функционирования данного института, приводится перечень требований, которым должны удовлетворять потенциальные субъекты налогового мониторинга, рассматривается механизм действия налогового мониторинга, анализируются основные функциональные моменты его осуществления, определяются положительные и отрицательные моменты его проведения. Также приводится практический опыт внедрения данного вида мониторинга и перспективы его дальнейшего функционирования в налоговой системе России.
Ключевые слова: налоговый мониторинг, субъект, налоговый учет, налоговое право, гражданское самосознание.
С начала 2015 года в рамках реализации Основных направлений налоговой политики началось формирование института налогового мониторинга.
Согласно Налоговому кодексу основными задачами этого института являются [1]:
- организация максимально приемлемой для России модели предварительного налогового анализа;
- минимизация случаев двусмысленной трактовки законодательных норм в отношении налогов и сборов;
- усиление позитивного мнения иностранных инвесторов о состоянии российской экономики;
- увеличение планируемых налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- минимизация расходов на налоговое администрирование, судебных издержек, как следствие уменьшения числа налоговых споров, усиление степени правовой грамотности налогоплательщиков.
Проведение налогового мониторинга должно и осуществляется на добровольных началах на основании заявления налогоплательщика о проведении такого контроля.
В пункте 3 статьи 105.26 НК РФ оговорены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление, а именно:
- общая сумма налоговых выплат (НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) за предшествующий год должна быть более 300 млн руб.;
- общий доход за предшествующий год должен превышать 3 млрд руб.;
- стоимостная сумма активов на последний день предшествующего года — не менее 3 млрд руб. [1].
Если организация удовлетворяет указанным условиям, она имеет право не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг, представить в инспекцию по месту своего нахождения (месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) заявление по форме, утверждаемой ФНС России.
В процессе осуществления налогового мониторинга взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком происходит в онлайн режиме. Налоговый орган проводит сверку электронных сведений бухгалтерской базы к подконтрольной организации и сведений, имеющихся у налоговых органов.
Участники налогового мониторинга также вправе обсуждать планируемые сделки с налоговым органом. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга.
В ходе налогового мониторинга налоговый орган вправе потребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ.
Если в процессе осуществления налогового мониторинга инспекция установила факт, удостоверяющий ошибку в исчислении (удержании), неполноту или несвоевременную уплату (перечисление) плательщиком налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, в котором излагает свою позицию. Данный документ является документом, обязательным к исполнению субъектом контроля [1].
Организация исполняет мотивированное мнение путем внесения необходимых изменений в налоговый и бухгалтерский учет, налоговые декларации (расчеты), или иным способом.
Неоспоримым благом для налогоплательщика является то, что на сумму недоимки, образовавшейся у плательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, не начисляются пени.
Однако, в случае несогласия с мотивированным мнением инспекции, организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для начала проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России. Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и налогоплательщика (его представителя), которая представила разногласия.
В случае выбора плательщиком такой формы контроля, как мониторинг, налоговые органы не вправе осуществлять в отношении него камеральные и выездные налоговые проверки, это, безусловно, положительно скажется на деятельности хозяйствующего субъекта.
Однако из этого правила имеются исключения, при возникновении определенных обстоятельств налоговая проверка будет иметь место. Данные обстоятельства оговорены в Налоговом кодексе.
Однако, кроме положительных моментов от участия организации в процессе налогового мониторинга, есть и ряд отрицательных:
- функционирование налогоплательщика в режиме налогового мониторинга потребует от него увеличить штат налоговых юристов и финансистов (либо прибегнуть к помощи профессиональных компаний в области налогового права, в том числе для составления компетентных разногласий на мотивированное мнение налогового органа;
- сохранение налоговой тайны. В процессе проведения налогового мониторинга в распоряжении должностных лиц налоговых органов оказывается много коммерческой информации, представляющей интерес для конкурентов субъекта мониторинга. Вопрос о сохранении этой информации в тайне, в случае увольнения должностных лиц из налоговых органов, в настоящий момент законодательно не урегулирован.
Тем не менее, по данным официального сайта ФНС России, первым участником нового института налогового мониторинга стало ПАО «Мобильные ТелеСистемы». ФНС России одобрила заявление налогоплательщика об участии в расширенном информационном взаимодействии с налоговыми органами.
Согласно доступным сведениям в 2017 г. участниками налогового мониторинга станут организации, осуществляющие деятельность в сфере:
- добычи нефти и производства нефтепродуктов (участники группы ПАО «Роснефть», ООО «Заполярнефть»);
- добычи природного газа (участники группы ПАО «НОВАТЭК»);
- производства и торговли (ООО «Руссоль», ООО «Юнилевер Русь»);
- производства и передачи электрической энергии и тепловой энергии (ПАО «ИнтерРАО»);
- оказания услуг связи, вещания и телевидения (ПАО «Мегафон», ПАО «МТС»);
- осуществления финансовой деятельности (АО Банк «Национальный Клиринговый Центр», ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)») [5].
Таким образом, активное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков, направленное на предотвращение совершения налоговых правонарушений, послужит предпосылкой не только для формирования положительного инвестиционного климата, но и повышения уровня гражданского самосознания, налоговой культуры и налоговой морали в обществе.
Список литературы /References
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016). [Электронный ресурс]: КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.04.2017).
2. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование. Учеб. пособие / А.В. Аронов, В.А. Кашин. Документ HTML. М. Магистр [и др.], 2013. 542 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=4065 85#none/ (дата обращения: 30.04.2017).
3. Евстигнеев Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России. [Электронный ресурс]: Монография / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. Документ HTML. М. ИНФРА-М, 2014. 269 с. Табл. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=427530/ (дата обращения: 30.04.2017).
4. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/. Загл. с экрана/ (дата обращения: 30.04.2017).
5. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru/ - Загл. с экрана/ (дата обращения: 30.04.2017).
INVESTMENTS IN BANKING Yakutina E.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Yakutina Elina Valeryevna - Undergraduate, BANKING DEPARTMENT, FACULTY OF HIGHER SCHOOL OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, FEDERAL STATE-FUNDED EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION OUTHERN URAL STATE UNIVERSITY (NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY), CHELYABINSK
Abstract: in article the theoretical research of investment activity of banks is conducted. Approaches of various Russian researchers are considered. Approaches to definition of the concept "bank investments" are presented. Need of investments for development of economy is revealed. The role of banking institutions in a financial system of the country is investigated. The main aspects and forms of bank investment are considered. Stages of management of investments at the level of bank are given. The priority directions of management of bank investment activity are defined.
Keywords: bank investments, investment activity of banks, management of bank investments, aspects of investment activity of banks, investment policy.
ИНВЕСТИЦИИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Якутина Э.В. (Российская Федерация)
Якутина Элина Валерьевна - магистрант, кафедра банковского дела, факультет высшей школы экономики и управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет, г. Челябинск
Аннотация: в статье проведено теоретическое исследование инвестиционной деятельности банков. Рассмотрены подходы различных российских исследователей. Представлены подходы к определению понятия «банковские инвестиции». Выявлена необходимость инвестиций для развития экономики. Исследована роль банковских учреждений в финансовой системе страны. Рассмотрены основные аспекты и формы банковского инвестирования. Приведены этапы управления инвестициями на уровне банка. Определены приоритетные направления управления банковской инвестиционной деятельностью.
Ключевые слова: банковские инвестиции, инвестиционная деятельность банков, управление банковскими инвестициями, аспекты инвестиционной деятельности банков, инвестиционная политика.
Постановка проблемы. Банковская система является основой современной экономики. Успешная деятельность любого банка во многом определяется кругом операций и услуг, которые он предлагает своим клиентам. Инвестирование является относительно отдельной и самостоятельной сферой банковской деятельности. Банки как участники инвестиционного процесса должны обеспечивать эффективное управление значительными финансовыми ресурсами как в собственных интересах,